Главная » Экономика |
Содержание Введение . Позитивные и негативные стороны присоединения России к ВТО Заключение Список использованной литературы Введение августа 2012 года Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации, но до сих пор вокруг этого знаменательного события ведутся бурные споры, не утихающие ни на минуту. Эксперты и аналитики высказывают настолько разные мнения, что в некоторых случаях вывести что-то среднее, близкое к действительности, просто невозможно. Одни предвещают полную гибель экономической системы страны и порабощение ее западными капиталистами (последнее высказывание особенно интересно), другие же полагают, что с ВТО Россию ждет светлое будущее - в богатстве и процветании. На самом же деле делать сегодня какие-то решающие выводы еще слишком рано, однако, как и все в этом мире, вступление России в ВТО будет иметь как положительные, так и отрицательные стороны, которые со временем обязательно себя проявят. Тем не менее, попробуем разобраться, что же предположительно ждет нашу страну в ближайшем будущем. 1. Позитивные и негативные стороны присоединения России к ВТО Всемирная торговая организация (ВТО) - это международная экономическая организация, членами которой уже сейчас являются 159 стран, доля которых в объемах мировой торговли составляет около 97%. После присоединения ряда стран, которые ныне являются кандидатами на вступление, ВТО будет осуществлять почти весь мировой торговый оборот товаров и услуг. За последние годы значительно расширилась сфера деятельности ВТО, которая сейчас далеко выходит за рамки собственно торговых операций. Она является мощной и влиятельной международной структурой, способной выполнять функции международного экономического регулирования. Членство в ВТО стало практически обязательным условием для любой страны, стремящейся интегрироваться в мировое хозяйство. Процесс вступления России в ВТО начат еще в 1995 г. До 1998 г. его основное содержание сводилось исключительно к изучению российского внешнеторгового режима, проходившее в форме представления российской стороной документов с описанием режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, и процесса вопросов-ответов по российскому механизму регулирования внешней торговли и экономики. В 1998 г. Россией были представлены первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), а в октябре 1999 г. - предложения по торговле услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ). С этого времени (1998-1999 гг.) Россия приступила к двусторонним переговорам по условиям доступа на рынки товаров и услуг и обязательствам с заинтересованными странами-членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Долгое время процесс вступления России в ВТО фактически находится в своей завершающей фазе и, как любой сложный экономический процесс, имеет свои плюсы и минусы. Присоединение к ВТО имеет для России стратегическое значение с точки зрения двух важных факторов: это условие для дальнейшей постепенного выхода на европейские и мировые рынки и системного реформирования национальной экономики согласно принципам либерализации и открытости рынка. Кроме того, интеграция в ВТО - это признак устойчивого развития страны - экономической, политической, социальной. Учитывая это, вступление в ВТО составляет ряд нерешенных проблем, которые до сих пор тормозят развитие экономики страны: необходимость эффективной реструктуризации промышленности и сельского хозяйства, повышение стандартов производства и управления, налаживания новых эффективных механизмов защиты интересов отечественного производителя. А это процесс долгосрочный. Хотя по соответствию с нормативно-правовой базой и положительными изменениями в экономике страны, Россия значительно приблизилась к вступлению в ВТО, однако до сих пор продолжаются дебаты вокруг целесообразности членства в этой организации. Сейчас, находясь за пределами ВТО, Россия несет дискриминационное давление вследствие антидемпинговых расследований, введение квот на экспорт ряда отечественных товаров, в вопросах защиты интеллектуальной собственности и т.п. Наше государство лишено возможности участвовать в международных переговорах о совершенствовании мировой торговой среды. Отсутствие членства в ВТО создает определенные проблемы адекватного использования собственного внешнеторгового потенциала. Членство в ВТО касается не только чиновников и политиков, - это важно для всех активных участников экономического процесса: отдельных национальных предприятий и отраслей, владельцев бизнеса и менеджеров, государственных служащих и ученых. Обретение членства в ВТО не должно вызывать опасений в обществе, ведь мы идем путем, который проторили 153 страны мира, причем далеко не все они по своему потенциалу превышают Россию. Отгородившись от ВТО, не защитишь отечественный рынок от иностранной продукции, от роста конкуренции. Вступление в ВТО - это, прежде всего, присоединение к общепринятым правилам цивилизованного рынка, которые имеют значительные преимущества. Иными словами, вступление в ВТО необходимо воспринимать в целом как стимул к национальному развитию России, который будет способствовать развертыванию адекватных адаптационных программ и механизмов, информационных кампаний, тренингов и других коммуникативных мероприятий. Сейчас важно должным образом подготовиться к функционированию в системе ВТО, чтобы воспользоваться ее преимуществами и нейтрализовать возможные негативные последствия. Однако, анализируя состояние подготовки России к вступлению в ВТО, нужно констатировать недостаточный уровень распространения информации и ограниченное участие представителей российского бизнеса, общественности и ученых в конструктивном обсуждении мер по подготовке отраслей экономики и регионов к функционированию в условиях новой системы международных экономических связей. Вступление России в ВТО означает дальнейшую либерализацию внешней торговли, что будет иметь как позитивные, так и возможные негативные последствия для экономики России. Обретение Россией членства в ВТО способствует росту реального национального валового внутреннего продукта, увеличению экспорта российской продукции, что будет связано, прежде всего, с уменьшением потерь от антидемпинговых расследований и ослаблением тарифных барьеров для экспорта отечественной продукции на внешние рынки, увеличению поступлений иностранной валюты и предусматривает стабильный курса рубля к мировым валютам. Со вступлением России в ВТО отменено большинство льгот на уплату ввозной пошлины, которые предоставляются субъектам внешнеэкономической деятельности. Это приведет к существенному увеличению доли налогооблагаемого импорта в общем объеме импорта. Ожидается, что потери от снижения таможенных тарифов будут компенсированы благодаря увеличению налогооблагаемого импорта. Создание равных условий для налогоплательщиков, в свою очередь, также будет способствовать улучшению инвестиционного климата, увеличению инвестиций и ускорению экономического роста. Это положительно повлияет на поступления в бюджет. Итак, сейчас можно предположить, что при условии принятия правильных решений и сокращение налоговых льгот, факторов, которые будут угрожать сохранению бюджетной сбалансированности не обнаружено, а наоборот, вступление России в ВТО положительно повлияет на государственный бюджет, экономику России в целом и отдельные ее отрасли. Основные положительные моменты вступления России в ВТО: . Интеграция в международную рыночную экономику, создания правовых основ для стабильного и предсказуемого ведения бизнеса и международной торговли. . Прогнозируется увеличение поступлений прямых иностранных инвестиций уже в течение первого-второго годов после вступления в ВТО в 1,5-2 раза с последующим их сохранением в объемах больших, чем к приобретению членства в ВТО. . Российские производители получат упрощение условий доступа к рынкам 153 стран-членов ВТО. . Промышленные предприятия смогут применить при решении торговых споров механизм их урегулирования, предусмотрен нормами ВТО, что позволит существенно усилит их позиции в антидемпинговых и специальных расследованиях, а также предотвратить применение против себя других ограничительных и дискриминационных мер. . Оживление торгово-экономических связей . Увеличатся поступления в госбюджет благодаря отмене льгот, количественному увеличению базы для взимания таможенных платежей, росту объемов производства и активизации торгового оборота . Широкий выбор товаров и услуг. Благодаря увеличению потоков иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок, производитель будет иметь доступ к дешевым комплектующим, оборудованию и сырью, а потребитель - более широкий выбор товаров, услуг и цен. Это создает условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Итак, вступление в ВТО нужно, чтобы пользоваться преимуществами многосторонней торговой системы. Только став членом ВТО, Россия сможет презентовать себя на мировой арене как надежный торговый партнер и привлекательный объект для инвестиций и отстаивать собственные интересы. Но надо четко осознавать, что ВТО - лишь инструмент, результаты применения которого будут зависеть от многих факторов, в частности от проведения эффективного технологического перевооружения и совершенствования процессов управления предприятиями самими национальными компаниями независимо от сроков и условий вступления России в ВТО. Потребность вступления России в ВТО вызвана также внешними факторами. Вступление в ВТО является очень существенным фактором формирования привлекательного имиджа России на международной арене, прежде всего, влиять на формирование эффективного деловой среды для национальных и иностранных компаний, а также на ее экономическое развитие, поскольку членство в ВТО является, так сказать, признаком надежности, предсказуемости бизнес-среде страны, ее инвестиционного климата, гарантировать защиту прав инвесторов в России Одновременно иностранные компании в своих стратегиях трактуют рынок России, прежде всего как возможный рынок сбыта экспорта и весьма настороженно планируют возможные инвестиции в производство. Основные инвестиции приходят в оптовую торговлю, а наше производство остается устаревшим. Надо ли говорить, что это не создает надежной базы для повышения благосостояния населения, международного имиджа, а на долгосрочную перспективу нанесет серьезный удар спроса, в результате чего Россия может потерять свой фактор привлекательности. Членство в ВТО позволит избавиться торгово-экономического отстраненности от признанных стандартов ведения бизнеса и торговли, а также способствовать активизации экономической деятельности российских компаний на внешних рынках, что приведет к росту политического влияния России в этих странах. Членство в ВТО дает много преимуществ, однако эти преимущества не являются такими, которые возникают автоматически с момента присоединения к ВТО. Кроме того, несмотря на потенциальные долгосрочные преимущества членства, вполне обоснованы ожидания негативных последствий для отдельных экономических субъектов. В то же время, необходимо указать и негативные последствия, которые вызовет вступление в ВТО: Использование рынка России развитыми странами как рынка сбыта своей продукции; Вследствие ценовой конкуренции, требований международных стандартов следует ожидать сокращения традиционных рынков сбыта для российского экспорта; Упадок неконкурентоспособных отраслей экономики, в частности, сельского хозяйства; Существуют проблемы несогласованности российских стандартов качества продукции с международными нормами; Резко усилится конкуренция со стороны импорта, что приведет к разорению многих отечественных производителей (особенно малых), которые ориентированы на внутреннем рынке, а также многих сельхозпредприятий (особенно в животноводстве); Уменьшение золотовалютных резервов, связано с увеличением объемов импорта; Превращение России в страну с узкой специализацией, что приведет к росту импортозависимости; Дискриминация национальных товаропроизводителей. Экономическая политика России относительно минимизации негативных последствий присоединения к ВТО должна обеспечивать следующие направления: модернизацию системы защиты внутреннего рынка в соответствии с требованиями ВТО; поддержку экспортных производств и совершенствования структуры экспорта; структурную перестройку национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности в соответствии с требованиями международной конкуренции. Как показал опыт постсоциалистических стран - членов ВТО, наименее конкурентоспособными на внутреннем рынке после вступления в ВТО оказываются товарные личные хозяйства, которые после вступления в ВТО будут наиболее уязвимой группой среди сельхозтоваропроизводителей. Они вряд ли выдержат соревнование с более дешевым импортом, а это означает, что результатом присоединения может стать рост безработицы в сельской местности. Больше проигрывают те предприятия, которые работают благодаря льготам, которые предусмотрены действующим законодательством России, но не соответствуют общепринятой международной практике, в частности положениям соглашений ВТО. Большинство негативных последствий проявит себя в краткосрочной перспективе - периоде, необходимом любой стране для адаптации работы предприятий в новых условиях либерализованного рынка. Полученные от вступления в ВТО преимущества будут носить системный долгосрочный характер. Резюмируя все выше написанное, надо отметить, что для эффективного вхождения России в ВТО правительству необходимо разработать систему защиты внутреннего рынка, умело использовать имеющийся экономический потенциал страны, повышать конкурентоспособность, как отечественного товаропроизводителя, так и отечественного потребителя. Чтобы максимально использовать преимущества и минимизировать негативы, необходимо провести соответствующую подготовку как всего государства в целом, государственных учреждений, так и отдельных отраслей экономики, а также отдельных предприятий. В любом случае, произошедшие структурные изменения после вступления России в ВТО, которые уже осуществлены и планируются осуществить в процессе реализации намерений, однозначно будут полезными для отечественной экономики. Заключение Вступление России в ВТО действительно является ответственным и очень важным для экономики шагом. Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ, но также и ряд негативных последствий. По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряло от 1 до 4 млрд. долл. Как автор понимает, вступление в ВТО было неизбежно - в современном мире сопротивляться глобализации невыгодно и бессмысленно. И если раньше стоял вопрос о том, нужно ли нашей стране сотрудничество с ВТО вообще, то сейчас вопрос формулируется несколько иначе: «Какие изменения произойдут с Россией в ВТО?». Кроме того при вступлении России в ВТО будут предприняты меры по изменению законодательства, так как некоторые пункты законодательства не соответствуют правилам и нормам, которые являются обязательными для стран вступивших в ВТО, а по оценкам экспертов изменения коснуться около 1000 нормативных и законодательных актов. Прочитав много мнений аналитиков о присоединении России к ВТО, у автора сформировалась свое мнение об этой ситуации. Нашей стране необходимо поднять свою экономику на новый уровень, а это сейчас невозможно сделать, не присоединившись к этой крупной организации, так как, присоединившись к ней, перед Россией открываются большие возможности в сфере продажи услуг и товаров. Но с другой стороны Россия может и погубить достаточно много отраслей, которые и так находятся на грани исчезновения, например машиностроение. торговый экономика международный инвестиция Список использованной литературы 1. Вступление России в ВТО. Что даст участие страны в ВТО? / Финансы он-лайн. Финансовые новости. Обзоры рынков. [Статья в электронном виде]: http://www.financialblog.ru/2012/02/23/vstuplenie-rossii-v-vto-chto-dast-uchastie-strany-v-vto.html. . ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация присоединения новых членов. Учебно-методическое пособие. - М., 2011. С. 245. . Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация: экономика, политика, право. - М.: Монография, 2009. - С. 271. . Сафронова А. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы [Статья в электронном виде]: http://www.rb.ru/article/vstuplenie-rossii-v-vto-plyusy-i-minusy/7002087.html. Скачать архив (8.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |