Главная » Экономика |
Оглавление Суть Всемирной торговой организации (ВТО) Вступление России в ВТО Условия присоединения России к ВТО Уступки России при вступлении в ВТО Преимущества для России от вступления в ВТО Итоги первого года России в ВТО Проблемы и последствия присоединения Неоднородность развития российских регионов Региональные торговые соглашения 22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Переговоры о присоединении России к ВТО длились почти 20 лет: с 1993 года по 2011 год. 18 лет - это абсолютный рекорд длительности переговоров. Даже Китайская Народная Республика добивалась членства в ВТО меньше - 15 лет. Всемирная торговая организация (ВТО) - международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность <http://www.dk.ru/wiki/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost> стран-участниц. Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 годы). Выполняет следующие функции: · контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов; · организация и обеспечение переговоров стран-членов; · наблюдение за торговой политикой стран-членов; · разрешение торговых споров между странами-членами. На 1 января 2012 года в ВТО состояли 157 стран. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами; возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. История присоединения России к ВТО Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом <http://www.dk.ru/wiki/evrosoyuz> и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам). Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году. Условия присоединения России к ВТО В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Минэкономразвития[15] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%92%D0%A2%D0%9E>. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1% до 8,2%. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд. долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах). Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т.д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: ) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т.д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); ) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года. Уступки России при вступлении в ВТО Сельское хозяйство В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник <http://www.dk.ru/wiki/skrynnik-elena-borisovna> встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013-2017 годах будет сокращен вдвое - с 9 млрд. долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ - 6 копеек. По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3% до 1%, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3%. Издержки составят 4 млрд. долларов. Доступ на рынок В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом. Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25% до 50% и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании. Авиасборы Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн. в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км. Пошлины В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф <http://www.dk.ru/wiki/german-gref> говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2% до 6,9%, в том числе на сельхозпродукцию - с 21,5% до 18,9%. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5-10%), обнулятся на медь на металлолом будут снижены. Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5%; на вино - с 20 до 12,5%; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3-5%; на импортную одежду на 2,5-5%; на новые автомобили-иномарки - до 15%, на самолёты - до 12,5%. На спирт сохранится запретительная пошлина - 100%, но не менее 2 евро. В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ. С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5% до 20% таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр). В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25%. Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО. Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5-15% от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7%, на осину - 5%. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли. С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5% до 20% таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр). В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25%. Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО. Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5-15% от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7%, на осину - 5%. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли. Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд. рублей за три года Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд. рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд. рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить. После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы. Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд. рублей в год, из них 2,1 млрд. поступает в региональные бюджеты, 300 млн. - в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы. По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд. рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов. Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, - субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд. долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд. долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», - говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Преимущества для России от вступления в ВТО Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП <http://www.dk.ru/wiki/vvp> на уровне 1,2%, а по оценкам Всемирного банка <http://www.dk.ru/wiki/vsemirnyy-bank> - до 11% ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли. Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь - крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность. Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых оцениваются в 2 млрд. долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров. По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами. В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6% больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6% - обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2%, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что "с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет". "Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными "тяжеловесами" в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось", - говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90% одеты в импортные вещи, на их столах почти 60% иностранной еды, 70% - иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке. всемирный торговый внешнеэкономический россия С 22 августа 2012 г. Россия живет по правилам ВТО: снижает пошлины, вводит разрешенные защитные меры и отстаивает свою позицию в спорах с торговыми партнерами. Экономика страны пока не ощутила ни особых выгод, ни потерь. Преимущества ВТО скорее стратегические Большинство российских компаний практически не ощутили последствий вступления России в ВТО, показал опрос консалтинговой компании Global Counsel: ставки пошлин по большинству товаров снижаются очень плавно, при изменении условий доступа на рынок предусмотрены переходные периоды, а международные цепочки поставок не способны перестроиться за столь короткое время. Участие России в ВТО может сказаться на кредитоспособности российских компаний не ранее 2016 г., заключило рейтинговое агентство Moody’s. Результаты оказались в рамках ожиданий, констатирует директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. Были отдельные «всплески», но в основном связанные с «эмоциональной реакцией игроков», считает он. В основном они наблюдались в одном из наиболее чувствительных секторов - аграрном. Самые чувствительные Сельское хозяйство - традиционно проблемная отрасль на международных торговых переговорах, напоминают эксперты Global Counsel: фермеры зачастую в большей степени зависимы от тарифной защиты рынка и от субсидий и сильнее страдают из-за либерализации. Год назад провалились цены на свинину: по условиям присоединения к ВТО импортные пошлины внутри квоты снизились с 15 до 0%, а вне квоты - с 75 до 65%. Благодаря этому резко вырос импорт дешевой свинины из Европы, а издержки российских производителей росли из-за слишком высоких цен на зерно. В результате к концу2012 г. даже производители, использующие самые современные технологии, работали на грани рентабельности, хотя до вступления в ВТО свиноводство было одним из самых прибыльных секторов с рентабельностью по EBITDA около 40%. Сезонный рост спроса и африканская чума свиней привели к корректировке цен, но они все равно остались на 15% ниже, чем год назад, и вряд ли вернутся на прежний уровень, считают участники рынка. Новые правила ощутили и производители молочных продуктов: только за I квартал 2013 г. импорт по различным категориям вырос на 10-33%, а цены увеличились лишь на 3-5%. Схожая ситуация наблюдалась и на рынке куриного мяса и говядины: импортные поставки опережали рост цен, а пошлины внутри квоты также существенно снизились сразу после вступления (с 55 до 15% для говядины и с 80 до 25% для куриного мяса). Возможно, это и было основной причиной санитарных ограничений на импорт мяса из Европы, США и Канады, пишет Global Counsel. Среди пострадавших оказались и российские производители сельхозтехники. Импортная пошлина на зерноуборочные комбайны при вступлении России в ВТО снизилась с 15 до 5%. В результате уже в первом полугодии 2012 г. импорт подскочил на 92,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., установила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Отечественные производители стали терять долю рынка и прибыль. В январе - апреле 2013 г. российское производство сократилось на 30%, говорил директор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой. На помощь пришла ЕЭК, которая для начала ввела на территории Единого экономического пространства (Россия, Белоруссия, Казахстан) предварительную защитную пошлину в 27,5%. Пока рынок был под защитой, комиссия провела расследование и констатировала, что резкий рост импорта действительно нанес ущерб отрасли, и решила сохранить защитную пошлину до 2016 г. Однако решение заблокировал Казахстан, и пошлину заменили на квоту. Правда, к квоте уже последовали претензии - Ассоциация производителей сельхозтехники Германии заявила, что мера противоречит правилам ВТО, ограничивает свободу выбора российских аграриев, подрывает их эффективность и конкурентоспособность. Первый спор Защитные меры для автопроизводителей вызвали намного более жесткую ответную реакцию у партнеров России по ВТО. За несколько месяцев до окончательного присоединения Владимир Путин, тогда еще занимавший пост премьер-министра, на совещании по развитию автопрома на «АвтоВАЗе» поручил ввести утилизационный сбор для автомобилей. При этом российские производители получили право взять на себя гарантии по утилизации вместо уплаты сбора, а импортерам выбора не дали. Сильнее всего сбор сказался на рынке грузовиков, объясняет гендиректор «Автостата» Сергей Удалов: импортеры наращивали запасы, а затем резко сократили поставки. Импортеры легковых автомобилей не включали утилизационный сбор в цену, а предпочли сократить маржу - конкуренция, особенно в бюджетном сегменте, слишком высока, но сбор для грузовиков значительно выше в абсолютном выражении, и цены на них пришлось поднимать. Оценить ущерб от сбора трудно, отмечает Удалов. Рынок и так падает, можно лишь сопоставить, сколько сбора заплатили импортеры, а сколько сэкономили российские производители, объяснил он. Поступления в бюджет от утилизационного сбора с момента его введения в сентябре 2012 г. составили 59,8 млрд. руб. (данные Федерального казначейства на 1 ноября). Еврокомиссия не раз критиковала меру, указывая, что она не имеет отношения к экологии. Россия обещала уравнять условия к весне 2013 г., но в весеннюю сессию Госдума так и не рассмотрела соответствующий законопроект. Евросоюз, дождавшись ухода парламентариев на каникулы, подал жалобу на Россию в орган ВТО по разрешению споров. Это была первая претензия к России от партнеров по ВТО. В конце июля аналогичную жалобу на утилизационный сбор вслед за ЕС подала Япония. С Японией пока ведутся консультации, а спор с ЕС перешел на новую стадию, несмотря на закон о выравнивании условий для производителей и импортеров, который начнет действовать с 1 января 2014 г. Уже после принятия закона Евросоюз настоял на созыве специальной третейской группы. Евросоюзу известно, что с 1 января сбор придется платить и импортерам, и российским производителям, указывает представитель еврокомиссара по торговле Джон Клэнси. Но он недоволен тем, что, несмотря на обещания российской стороны, ЕС так и не получил разъяснений по другим дискриминационным элементам сбора - прогрессивной шкале ставок в зависимости от возраста транспортного средства и объема двигателя. Вероятно, ЕС попытается добиться полной отмены сбора и для импортеров, и для производителей, полагает партнер King&Spalding Илья Рачков. В защите и в нападении Работа в ВТО - это как на футбольном поле, где нужно играть не только в защите, но и в нападении, призывает министр ЕЭК Андрей Слепнев. Сейчас, по его словам, у нас в защите наработки есть, а с нападением хуже. В отношении российского экспорта действуют 96 защитных мер, большинство введены Евросоюзом. Больше половины этих мер распространяются на продукцию черной металлургии, на втором месте - минеральные удобрения. По прогнозу Медведкова, в ближайшие годы у России, вероятно, будет три-четыре спора в ВТО. Спор ради спора никому не нужен, это трата сил и времени, подчеркнул он, но есть вопросы, по которым договориться не удается. У России уже сформировались две претензии к крупнейшему торговому партнеру - ЕС, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев во время декабрьской конференции министров ВТО на Бали. По словам Улюкаева, Россия готова официально уведомить партнеров и формально заявить свои требования по Третьему энергопакету и «энергокорректировкам». Третий энергопакет - это комплекс мер по либерализации европейского рынка газа и электроэнергии. Его главный принцип - недискриминационный доступ к инфраструктуре для всех поставщиков, а не только ее собственников. Для этого транспортные мощности следует продать или передать в управление независимому оператору. «Газпрому» всегда не нравились такие требования, за монополию не раз вступался Путин, называвший либерализацию газового рынка ЕС «грабежом». Третий энергопакет и правила работы европейского энергетического рынка не регулируются соглашениями ВТО, напоминает профессор РЭШ Наталья Волчкова. Возможно, Россия попытается указать, что, вступая в ВТО, не брала на себя обязательств соблюдать правила Третьего пакета. Зато шансы оспорить энергокорректировки высоки, считает Волчкова. При расчете антидемпинговых пошлин для российских энергоемких товаров (например, на продукцию металлургии или минеральные удобрения) Евросоюз не учитывает низкую стоимость газа на российском рынке. Сейчас такие антидемпинговые пошлины действуют, к примеру, в отношении минеральных удобрений (в частности, аммиачной селитры) и продукции черной металлургии. Пошлина на селитру действует еще с 1995 г., ее срок истекал в этом году, но в июле Еврокомиссия сообщила, что по запросу Европейской ассоциации производителей удобрений может продлить действие защитной меры из-за угрозы возобновления демпинга. Аналогичная ситуация с пошлинами на ферросплавы - срок должен был истечь в этом году, но европейские производители попросили не снимать ограничения. Больше половины защитных мер, действующих в отношении российского экспорта, введены именно в отношении металлургии, а на втором месте - минеральные удобрения. В обоих случаях основной вопрос именно энергокорректировки, указывает Рачков. По его мнению, это хороший кейс для спора, претензии обоснованны и России скорее всего удастся отстоять свою позицию. В обеих отраслях достаточно сильный лоббистский ресурс, добавляет Волчкова. Плюсы есть Многие российские компании еще не успели оценить последствия вступления в ВТО для своего бизнеса, а также возможные выигрыши, которые могут принести инструменты ВТО, констатирует Global Counsel. В основном бизнес предпочитает занять оборонительную позицию и рассматривает ВТО как фактор риска, который должно компенсировать государство - через защиту рынка или предоставление субсидий. Сложившийся уровень конкурентоспособности и международная специализация России как экспортера энергоресурсов не могут быть основой для укрепления позиций России в мировой торговле, констатировали аудиторы Счетной палаты, оценивая последствия вступления в ВТО. Доля России в мировом экспорте - чуть больше 2,5%, при этом около 80% приходится на минеральное сырье и лишь менее 5% - на машины и оборудование. В структуре мирового экспорта на минеральное сырье приходится менее четверти общего объема, а на продукцию машиностроения - более 35%. Доля российского экспорта на мировом рынке готовой продукции - менее 1%. Членство России в ВТО должно стать подспорьем именно для несырьевого экспорта, настаивает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Ускорение экономического роста невозможно без увеличения доли обрабатывающей промышленности в экспортных поставках, указывает он. Ориентация на внешний рынок создает более сильные стимулы повышать эффективность - ведь требования к качеству там, как правило, выше, отмечает Миронов. Постепенно снижение импортных барьеров обострит конкуренцию с импортными товарами и на внутреннем рынке, предупреждает он: потребительский спрос и так удовлетворяется импортными товарами примерно на 40%, а инвестиционный - больше чем наполовину. Работать на внутреннем рынке будет все сложнее, ведь при низких темпах роста экономики вряд ли стоит ждать существенного роста спроса, а внешний рынок по определению больше - придется научиться пользоваться преимуществами ВТО, резюмирует Миронов. Одно из основных преимуществ членства в ВТО - даже не либерализация торговли, а улучшение условий для притока прямых иностранных инвестиций, отмечает Миронов. Прогнозы ускорения роста ВВП после присоединения к ВТО, как правило, исходят именно из увеличения прямых инвестиций, объясняет он. Например, в Китае через год после присоединения к ВТО прямые иностранные инвестиции выросли на 18%, темпы роста ВВП на следующий год после вступления превысили 9%, а всего за 10 лет с момента присоединения китайская экономика выросла в четыре раза. В России членство в ВТО пока не помогло ни привлечь большее количество инвесторов, ни ускорить экономический рост. Плюс Таможенный союз При вступлении России в ВТО чиновники указывали, что эффект от интеграции в мировую торговлю следует оценивать вкупе с интеграцией на постсоветском пространстве. Были оценки, что присоединение к ВТО и создание Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана увеличит объемы торговли на 20%, рассказывал чиновник правительства. Оборот взаимной торговли внутри Таможенного союза растет: в 2012 г. он достиг $68,5 млрд. - на 45% больше, чем в 2010 г., до начала функционирования Таможенного союза. Ни Белоруссия, ни Казахстан официально еще не являются членами ВТО. Но на регулировании это не сказывается, объясняет Рачков: летом этого года суд «Евразэс» официально признал, что нормы ВТО имеют приоритет в Таможенном союзе. И в Белоруссии, и в Казахстане нормы ВТО могут применяться непосредственно - это означает, что на нормы в ВТО можно, к примеру, ссылаться в суде. Так что официальное присоединение Казахстана существенно ничего не изменит, резюмирует Рачков. Противоречий в регулировании Таможенного союза и ВТО на бумаге нет, замечает он. Соглашения Таможенного союза составлялись на основе соглашений в ВТО, объясняет Рачков: правда, возникают проблемы с обратным переводом соглашений Таможенного союза на английский для партнеров по ВТО. Проблемы с переводом решаемы, продолжает Рачков, более серьезная проблема - противоречия нормам ВТО, которые возникают уже на этапе применения правил Таможенного союза, в частности то, как применяются антидемпинговые и специальные защитные меры. Например, при введении антидемпинговой пошлины на легкие коммерческие автомобили (LCV) ограничения коснулись и поставок Daimler, хотя объемы импорта LCV Daimler в России невелики, а доля рынка существенно не росла. Несмотря на обращение Daimler, ЕЭК снять пошлину отказалась. Не волшебная палочка Правила ВТО предполагают, что правительству придется сделать свою работу более предсказуемой (например, в регулировании внешнеторговой деятельности или предоставлении субсидий), а это позитивно сказывается на инвестиционном климате. Но это лишь шаг в правильном направлении, подчеркивает Миронов. Большинство проблем предпринимательского климата лежит вне сфер, напрямую регулирующихся правилами ВТО, а их решение по-прежнему не найдено, продолжает он: например, недавно Путин признал, что улучшить ситуацию с разрешениями на строительство пока так и не удалось. Вступление в ВТО - это не волшебная палочка, предупреждали аналитики Sberbank CIB: оно не способно моментально улучшить предпринимательский климат или переубедить инвесторов, испытывающих пессимизм в отношении России. Главное, чтобы ВТО стала значимым стимулом для реформ и повышения эффективности. Все страны с переходной экономикой, присоединявшиеся к ВТО, впоследствии проводили более глубокие реформы в большем количестве сфер, чем до вступления, установил Всемирный банк. Но у России сильнее эффект базы, признает Sberbank CIB: за 18 лет переговорного процесса прошло немало реформ, и эффект от вступления будет менее выраженным, чем в других странах. Это не значит, однако, что реформировать нечего - многие инвесторы по-прежнему присваивают России более высокие страновые риски, и, возможно, усиление конкуренции за инвестиции заставит правительство активнее снижать эти риски.Выигрыш от членства в ВТО не гарантирован и зависит от политики, которую проводит страна после вступления, резюмирует главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов.Можно, говорит он, использовать преимущества ВТО для активной интеграции во внешнюю торговлю и завоевания внешних рынков, а можно вступить лишь из соображений престижа, вынужденно снижать барьеры и искать способы компенсации, которые бы не смогли оспорить партнеры по ВТО. Пока Россия идет более простым путем, констатирует аналитик. Проблемы и последствия присоединения Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО, как: . общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны; . механизмы защиты российских производителей; . неоднородность развития российских регионов; . обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений. Нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач. Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности. Проблема изменения законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности. Основной проблемой для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относиться также использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности. Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам. Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС обеспечивают 13.5% ВВП, в них занято 4% от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10% приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15%. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий [11]. Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота. Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции. Даже если удастся избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения. Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5% промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства. Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций. Региональные торговые соглашения Еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что экономика России по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям [12]. Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64% от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51% своих товаров. Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год. В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8% всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20%. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых. От кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др. В случае присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота. Скачать архив (25.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |