Главная » Экономика |
Введение экономика всемирный торговый переговорный Актуальность работы Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается большими потенциальными и возможностями в извлечении больших доходов из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и большой доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO. Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего, на существенно обновленной (в результате «уругвайского» раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. К сегодняшнему дню сложился определенный консенсус в подходах правительства и бизнеса: вхождение России в многостороннюю торговую систему не повлечет за собой угрожающих последствий для национальной экономики в целом, хотя и породит определенные проблемы для отдельных отраслей материального производства, в сельском хозяйстве и сфере услуг. При этом, как справедливо отмечается многими исследователями, издержки, которые вынуждены будут нести национальные экономические субъекты, будут вполне реальными и ощутимыми, они возникнут сразу после того, как правительство начнет выполнять обязательства, принятые в документах о присоединении к ВТО. Напротив, основная часть выгод и преимуществ носит ожидаемый характер, и для их получения необходима активная позиция России в ВТО и в отношениях с основными торговыми партнерами, знание и опыт применения норм и правил многосторонней торговли и постоянное взаимодействие правительства и участников внешнеэкономической деятельности. Присоединение к ВТО создает для России возможности более полного взаимодействия с мировым хозяйством и участия в международной торговле на основе правил, которые коллективно устанавливаются подавляющим большинством государств в рамках ВТО. Это отвечает требованиям развития национальной рыночной экономики на современном этапе и способствует решению стратегических задач по обеспечению высоких темпов экономического роста, проведению структурных реформ, созданию конкурентных условий для бизнеса внутри страны и на внешних рынках. Актуальность данной квалификационной работы заключается в том, что, с одной стороны, в последнее время роль ВТО с каждым готом повышается: расширились возможности этой организации за счёт торговли услугами, интеллектуальной собственностью, инвестициями, продукцией сельского хозяйства. Практически все крупные государства являются членами ВТО. Кроме того, идёт процесс её расширения за счёт стран Центральной и Восточной Европы. Ряд развивающихся стран также ведёт переговоры о присоединении к мировой торговой системе. Объект исследования - анализ современного состояния национальной экономики и последствий вступления России в ВТО для страны в целом и отдельных отраслей и регионов. Предмет исследования - изучение процедуры и этапов вступления России во Всемирную торговую организацию, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических условий, изменение конкурентоспособности национальной экономики. Цель работы: изучить процесс вступления России в ВТО. Раскрыть Перспективы и последствия вступления страны во Всемирную торговую организацию. В рамках выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи: рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы в начале XXI века, а также проанализировать её основные соглашения; изучить этапы процесса вступления России в ВТО, а также определить их результаты и возникающие при этом трудности; проанализировать особенности конкурентоспособности российской экономики в преддверии вступления; определить последствия вступления России в ВТО. При написании работы были использованы такие методы как сбор статистической и фактической информации, анализ документов, метод экономического и статистического анализа, теоретического обобщения, метод системного анализа. Степень разработанности темы Оценку социально-экономических последствий присоединения России к ВТО предложили Гринберг Р.С. и Татаркин А.И., которые исследовали объективную необходимость и условия вступления России в ВТО, проанализировали инвестиционные возможности российской экономики как участника ВТО, а также выделили преимущества и последствия такого шага для России. Необходимо также отметить авторские статьи таких экономистов, как Андрианова В. («Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО»), Данильцева А. и Кузяева К. В работах они высказывают свои мнения относительно актуальных проблем и перспектив присоединения России к ВТО, исследуя специфику присоединения и выделяя сценарии возможных последствий. Полуэктов Л.Б. рассматривал ВТО как инструмент экономической политики стран-членов. Булашов С.Н., Фатхутдинов Р., Чиркин А. свои исследования посвятили правовому и экономическому анализу последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. 1. Сущность и роль ВТО в международной торговле 1.1 Возникновение и развитие ВТО Создание ВТО стало очень важным событием в современных международных экономических отношениях, играющих все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств. Речь идет об учреждении впервые в мире постоянно действующей многосторонней организации, распространяющей свое влияние на всю торговлю и смежные сектора. Совокупность документов ВТО (около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров) представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений. Весь пакет этих договоренностей ВТО рассматривается как единое целое, каждая страна-член Всемирной торговой организации обязана принять его полностью, без каких-либо изменений и привести свое национальное законодательство, а также практику его исполнения в полное соответствие с правилами ВТО. Сопряжение национальных правовых норм с нормами ВТО создает во многом единое правовое поле для развития международной торговли [19, с. 260]. Основными задачами ВТО являются обеспечение выполнения правовых документов, входящих в круг ее ведения, либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Кроме того, ВТО периодически организует многосторонние переговоры в интересах содействия развитию мировой торговли, контролирует проведение национальной внешнеторговой политики стран-членов и обеспечивает соблюдение ими коллективно согласованных правил торговли. ВТО выполняет обязанности международного третейского суда, позволяющего разрешать конфликты в случае нарушении этих правил, сотрудничает с другими многосторонними экономическими организациями в формировании глобальной экономической политики. Тем самым, Всемирная торговая организация обеспечивает определенную стабильность, гласность и предсказуемость международной торгово-политической системы [9, c. 12]. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Межгосударственную организационную структуру ВТО возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии этого органа должна собираются как минимум один раз в два года. Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [6, c. 64]. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль над соблюдением принципов торговой организации и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли. Совет по торговле услугами осуществляет контроль над выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля над выполнением соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных сотрудников. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый, в свою очередь Министерской конференцией. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО [4, c. 71]. Бюджет Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле (см. рис 1.1.1) Рисунок 1.1.1 Организационная структура ВТО В основу деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле положен ряд принципов. Основополагающим является принцип недискриминации, суть его состоит в создании максимально равных условий для свободной конкуренции. Важнейшими инструментами также являются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим (РНБ и НР). Оба они основаны на принципе недискриминации или равного отношения ко всем странам-членам (договаривающимся сторонам) с точки зрения таможенного обложения, сборов и процедур (РНБ) или на равенстве национальных и импортных товаров на внутреннем рынке данной страны с точки зрения их обложения налогами и сборами, а также процедур их применения (НР). Кроме того, одним из главнейших принципов ГАТТ является признание того, что защита национальной экономики должна проводиться преимущественно с помощью таможенных тарифов, но не на основе каких-либо других торгово-политических мероприятий [10, c. 50]. Ещё одним принципом ГАТТ является обязательство стран-членов начать консультации при проведении любых мероприятий в области торгово-политических взаимоотношений между государствами. Одним из наиболее важных принципов ГАТТ является транспарентность, которая подразумевает прозрачность системы регулирования внешней торговли. Речь в данном случае идёт о доступности информации об используемых средствах регулирования внешней торговли и правилах их применения, их ясность и однозначность. В итоге международных торговых переговоров (МТП) в рамках ГАТТ было принято 12 соглашений и договоренностей, охватывающих четыре группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные и молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI, VII, XIII, ХVI и ХХIII ГАТТ, создание новых норм и положений. В сентябре 1986 г. на специальной сессии ГАТТ на уровне министров было положено начало новому, восьмому раунду переговоров, получившему название «Уругвайского». Цель переговоров заключалась в либерализации и развитии мировой торговли; в укреплении роли ГАТТ в улучшении международной торговой системы, основанной на принципах и правилах ГАТТ; в увеличении доли торговли, ведущейся на основе согласованной, обязательной и эффективной многосторонней дисциплины [12, c. 300]. Программа переговоров охватывала четыре главные группы вопросов: проблемы, оставшиеся нерешёнными в ходе предыдущего раунда переговоров; области формально входившие раньше в компетенцию ГАТТ, но находившиеся на периферии его деятельности и недостаточно разработанные в соглашении; вопросы, сформулированные в программе работы ГАТТ 1982 г.; новые проблемы, находившиеся ранее за пределами компетенции ГАТТ. Одновременно в повестку дня переговоров были включены также вопросы снижения таможенных тарифов и нетарифных барьеров, либерализации торговли отдельными группами товаров, то есть проблемы, в той или иной степени рассматривавшиеся в ГАТТ ранее. В переговорах «Уругвайского раунда» приняло участие 125 государств. На «Уругвайском раунде» было принято большое число соглашений и договорённостей (56) по различным проблемам торговли товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, то есть переговоры имели комплексный характер и охватили значительную часть всей сферы международных экономических отношений. «Уругвайский раунд» переговоров явился существенным прорывом в экономической дипломатии. После неудачных попыток в 40-х годах создать Международную торговую организацию состоявшиеся многосторонние торговые переговоры впервые приобрели комплексный характер и закончились созданием Всемирной торговой организации [14, c. 31]. Ежегодно в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это означает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств, вообще, оказались не в состоянии по финансовым соображениям иметь свои представительства в Женеве. Крупные же государства получили на этом этапе немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО [15, c. 106]. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные пути присоединения к этой организации. В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании статьи XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО. Процедура присоединения к ВТО существенно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО. Процедура вступления в ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО [13, c. 24]. Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжавшиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг [8, c. 55]. По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ-1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947. Однако уже первые годы функционирования ВТО дали основание полагать, что реализовать это положение будет непросто. Это связано, прежде всего, с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная торговая организация (как межгосударственное образование) должна выполнять роль организационного механизма. Она должна осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО [19, с. 52]. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты. Организация ведет свою историю с 1948 года, когда первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО. Основная идея работы организации - ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки. Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО. ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистских программ и их балансировка. Основная идея работы организации - либерализация международной торговли путем снижения тарифных ставок. Именно с тарифов начиналась деятельность ГАТТ, именно тарифам были посвящены первые раунды организации. Сегодня спектр деятельности организации значительно шире, однако в центре внимания - по-прежнему тарифы. 1.2 Этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО ВТО возникла в результате развития неолиберальной глобализации. Образование этой организации и быстрый рост числа ее членов были итогом поражения экономических стратегий конкурирующих с неолиберализмом. Транснациональный капитал получил торговые правила, отвечающие его интересам. ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах боле развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер. апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг. [12, c. 44]. апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год). По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке. В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение следующих месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем [7, c. 111]. С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ); «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. №139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО [71, 76, 77, 78, 79,80]. Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; IV части Гражданского кодекса, а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Таможенный кодекс [62, c. 140]. Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС. Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению к ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций. В течение 2001-2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004-2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО [17, c. 44]. На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007 г. Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли. В течение весны 2009 г. продолжалась работа над Докладом РГ по присоединению к ВТО В конце мая - начале июня 2009 г. состоялось обсуждение предложений российской стороны по оставшимся несогласованными вопросам. В июне 2009 г. в Москве на уровне глав Правительств России Казахстана и Белоруссии было принято решение о присоединении к ВТО Таможенным союзом данных трех республик. После этого переговоры о присоединении были фактически приостановлены. Вместе с тем ни Россия, ни другие члены ТС формально не вышли из процесса двусторонних переговоров по присоединению к ВТО [10, c. 99]. В мае 2010 г. двусторонние переговоры о присоединении России к ВТО на прежней двусторонней основе были восстановлены и продолжены. 25.05.10 г. состоялись многосторонние консультации в рамках Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО, был рассмотрен меморандум о Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии. В продолжившихся переговорах значительное внимание было уделено согласованию обязательств РФ при присоединении к ВТО с положениями Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. декабря 2010 г. в ходе 26-ого саммита Россия-ЕС состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Россией и Евросоюзом и о завершении (повторном после мая 2004 г.) двусторонних переговоров по присоединению России к ВТО. В течение осени 2011 г. были согласованы остававшиеся вопросы на переговорах с США. Одновременно в течение осени 2011 г. в результате многомесячных неформальных российско-грузинских консультаций при посредничестве Швейцарии удалось выработать приемлемое для обеих сторон решение по контролю за передвижением гражданских грузов по территории Абхазии и Южной Осетии. В результате со стороны Грузии были сняты возражения по созыву формального заседания Рабочей группы [33, c. 70]. ноября 2011 г. переговоры о присоединении России к ВТО были завершены. Рабочая группа одобрила пакет документов о присоединении РФ к ВТО для внесения на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО. Таким образом мандат Рабочей группы по присоединению России к ВТО был исчерпан, после чего она была распущена. декабря 2011 г. в ходе на 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО. Пакет включал в себя: Протокол о присоединении России к ВТО, содержащий Перечень тарифных уступок и Перечень специфических обязательств по услугам; Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО. В соответствии с правилами ВТО, России был предоставлен срок в 220 дней для ратификации пакета документов о присоединении к ВТО национальным парламентом. июля 2012 г. Государственная дума РФ 238 голосами против 208 и 1 воздержавшемся одобрила Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации. июля 2012 г. Совет Федерации РФ ратифицировал Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации. июля 2012 г. Президент России В. Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации. Для многих стран вхождение в ВТО обернулось социально-культурной деградацией и упадком ранее развивавшихся отраслей. В рамках открытой мировой торговли транснациональный капитал сохранял только необходимые производства. Упадок сельского хозяйства и промышленности постсоветских стран вступивших в ВТО во многом является результатом этого шага. Присоединение хозяйственно «самых передовых в Союзе» прибалтийских стран к ВТО и ЕС привело лишь к их полному производственному упадку. Напротив, те, кто занял более осторожную позицию или не был допущен в ВТО, получили некоторые преимущества развития. Лидером оказалась Россия. Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Их затяжной характер был вызван нежеланием российского крупного бизнеса соглашаться на открытие отечественного рынка. Это касалось как ввоза иностранных продуктов, так и доступа иностранным финансовым институтам к кредитному рынку России. Власти понимали, что присоединение к ВТО на требуемых условиях не пойдет на пользу российским корпорациям и станет новым ударом для слабой национальной экономики. Даже соглашаясь в переговорах по ВТО на уступки Западу, Россия не могла угодить его корпоративным центрам. Проблема состояла в том, что в РФ сложился собственный центр накопления капитала. Повышение мирового спроса на российское сырье в ходе подъема 2002-2008 годов укреплял позиции России на переговорах по ВТО, поскольку росло влияние и доходность российских монополий. Рост российского внутреннего рынка также мешал России пойти на исполнение всех требований и войти в ВТО. Но принимать РФ как весомого члена в ВТО не хотели. Резкое изменение мировой рыночной конъюнктуры подтолкнуло власти России активизировать сношения по ВТО, предпринимая разные маневры от отказа от переговоров до угрозы войти в ВТО таможенным союзом с соседними странами. Но кризис снизил для российских корпораций ценность внутреннего рынка и российские власти согласились с большинством требований: было объявлено, что страна войдет в ВТО до конца 2011 года. Российские сырьевые корпорации - главная заинтересованная сторона в возможном присоединении страны к ВТО. Они рассчитывают увеличить прибыль в результате снятия другими странами (входящими в ВТО) импортных ограничений. Усиление конкурентной борьбы в мировой экономике в 2009-2010 годах привело к очередной активизации переговоров по ВТО. Российская экономическая политика носит противоречивый характер. Стремление РФ выстроить с соседями общее экономическое пространство - Таможенный союз противоречит стремлению вступить в ВТО. Не случайно ЕС и США рассматривают ТС как враждебную их политике структуру. Россия продолжает рассчитывать на присоединение к ВТО. Власти отказались исполнять требования ВТО до принятия России в организацию, но они готовы принять эти требования. Прежде всего, они могут пожертвовать протекционизмом и отказаться от политики углубления экономической интеграции с соседями. ТС может быть принесен в жертву принятию России в ВТО и перестроиться по ее требованиям [50, c. 92]. Претензии к РФ стран входящих в ВТО, особенно промышленно-развитых, состоят в требовании облегчения вывоза из России сырья и прекращения протекционистской политики. Остро стоит вопрос по российскому автостроению. Поощряемый государством рост автомобильной промышленности мешает сбыту в России продукции уже существующих в других странах производственных мощностей. Кризис неолиберальной экономики оказался кризисом ВТО. Организация переживает глубокий, возможно смертельный кризис. В нынешнем виде организация не сможет сохраниться. До начала мирового кризиса в 2008 году вступление в ВТО выглядело как единственный путь развития. Со временем протекционизм начал набирать силу, что создает предпосылки для создания новых крупных рынков на планете защищенных таможенной политикой своих правительств. ТС России, Казахстана и Беларуси является выражением этой исторически передовой тенденции. В результате соединения типовых проблем развития стран глобальной периферии, как аграрной, так и промышленной, вопрос об изменении международных правил движения товаров, капиталов и рабочей силы обретет в ближайшие годы небывалую остроту. Привилегированное положение западных монополий, защищаемое ВТО, при подчинении их интересам развития стран периферии глобального капитализма становится тормозом экономического прогресса. На смену либеральным торговым установкам ВТО идет не только протекционизм, но и создание новых рынков через интеграцию ранее слабо ориентированных друг на друга национальных экономик. Сохраняется высокая вероятность того, что Россия не будет принята в ВТО в 2011 году. Для экономики страны это благоприятный сценарий. Но если принятие произойдет, негативные последствия не проявятся сразу, поскольку будет предусмотрен период адаптации. Если страна войдет в ВТО в 2011 году, то в 2012 году негативные последствия еще могут не сказаться вполне. Но затем, возможно в 2013-2015 годах, снижение таможенных пошлин, отмена налоговых льгот и субсидий (в том числе аграрному сектору) начнут быстро сказываться на экономике. Углубление мирового кризиса грозит привести к падению цен на сырье, что способно сделать власти РФ более уступчивыми по отношению к требованиям лидеров ВТО. Власти могут согласиться на все выдвигаемые требования и, наконец, войти в ВТО. Однако открытие Россией своего внутреннего рынка и дача преференций иностранному капиталу грозит коллапсом национальной экономики. Санкции ВТО за поддержку сельского хозяйства не затрагивают США. Членство РФ в ВТО сделает ее сельское хозяйство уязвимым. Многие его сегменты могут исчезнуть. Сравнительно чистые продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами. Страны пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров. В случае принятия России в ВТО переходный период составит от 1 до 7 лет для различных товарных групп. В ходе него снижение таможенных пошлин на промышленные товары составит 8,2-11,1%. Внешнеторговые пошлины на массово производящиеся в стране потребительские товары останутся неизменными. Исключение должны составить автомобили и обувь. Таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу должны быть при этом ликвидированы. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Возможность свободно ввозить товары на отечественный рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в российское производство. Товарную экспансию на российский рынок облегчит 80% износ основных фондов в России. Российские фирмы в основном будут проигрывать в конкурентной борьбе. Слабое российское производство электроники, вероятно, не выдержит в числе первых. Присоединение России к ВТО оставляет немного шансов даже сфере услуг. Туристическая отрасль может чрезвычайно пострадать. Торговля, вероятно, сократится и еще более монополизируется. Банкам придется конкурировать с иностранными кредитными институтами. В итоге сотни отечественных банков разорятся или будут поглощены. Цена кредитов снизится, что можно назвать одним из немногих позитивных результатов членства в ВТО. Однако доступность дешевых кредитов производству не гарантирована. Торговый бизнес также столкнется с высокой конкуренцией иностранных сетей, способных обеспечить более дешевые товары [46, c. 105]. Предприятием придется во враждебной среде решать проблему высоких затрат на производство. Поражение многих российских производителей приведет к падению реальных доходов населения, что ослабит национальный рынок. Даже поддержка внутреннего потребления будет работать на внешних производителей. Для вывода продукции на мировой рынок теоретически появится больше возможностей. Фактически, чтобы выйти на него, придется защитить позиции на собственном рынке. Крах, вероятнее всего, ожидает авиастроение. Он может коснуться производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности. Общее сжатие реальной экономики негативно отразится на всех сферах производства. Как и перед другими странами планеты, перед Россией стоит вопрос слома периферийной модели экономического развития. Для технологического и структурного обновления национального хозяйства необходима активная роль государства. Полезно наращивание расходов на науку и образование. Необходимо множество работающих исследовательских центров. Крайне важно создание рынка для отечественной фабричной продукции внутри страны. Членство в ВТО противоречит решению этих задач. При присоединении России к ВТО в условиях нового ухудшения мировой конъюнктуры, ожидаемого на ближайшие годы (повторный крах спекуляций на сырьевых и фондовых рынках), вероятно ускорение схлопывания экономики. Снижение мировых цен на газ, нефть и металлы способно крепче привязать сырьевые монополии к покупателям. В этом случае борьба против ВТО в России примет еще более глубокий общественный характер. Социально-политический кризис в стране обострится, что породит политические потрясения. Экономическая политика изменится. В результате исправление «ошибок» и выход из ВТО может стать делом нового российского правительства. ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива - объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства, соединяясь с политикой развития потребления и передовых отраслей, может захватить многие страны Восточной Европы и Средней Азии [19, c. 38]. В условиях продолжающегося глобального экономического кризиса, особенно обострившегося в США, Европейском Союзе и Японии, можно с большой вероятностью предположить усиление агрессивности внешней экономической политики вышеназванных лидеров капиталистической системы в рамках ведущихся с 1991 года Дохийского раунда переговоров В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. - Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. - Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении [15, c. 69]. Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров. Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям. . Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. Таким образом, к настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры. В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты. Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1%, конечный уровень - 7,6%, уровень в настоящее время - 10,0% (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8%, 11,5% и 12,9%. 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО 2.1 Предпосылки вступления России в ВТО Вступление России в международную торговую систему представляет собой длительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3) внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов. Скачать архив (88.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |