Главная » Экономика

Последствия вступления России в ВТО

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Всемирная торговая организация: сущность и принципы устройства

.1 История ВТО

.2 Цели и принципы ВТО

.3 Структура ВТО

.4 Преимущества торговой системы ВТО

.4.1 Выгоды ВТО для потребителей

.4.2 Выгоды ВТО для экономики страны в целом

.4.3 Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами

Глава 2. Российская Федерация и ВТО

.1 Цели вступления России в ВТО

.1.1 Предпосылки вступления

.1.2 Конкретные цели

.2 Процесс вступления России в ВТО

Глава 3. Последствия вступления России в ВТО

.1 Последствия вступления для АПК

.2 Последствия вступления для автомобильной промышленности

.3 Последствия вступления для банковского сектора

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Самой древней формой международных отношений является торговля. На протяжения веков внешняя торговля была и остается основой международных экономических отношений, так как рост хозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что объединяет все страны в единое хозяйственное целое. Для экономического роста и развития стран в стремительно развивающемся мире огромное значение имеет внешняя торговля.

По оценкам экспертов именно на торговлю приходится порядка 80% всех международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризуются активным процессом развития мировой торговли.

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в СССР в начале эпохи перестройки, в первую очередь предусматривал развитие торгово-экономических отношений с Западом. Оттуда предполагалось получить так необходимые для модернизации экономики технологии, кредиты и инвестиции в обмен на экспортные товары. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры хозяйственных отношений, основанной на существенно обновленной системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Российской Федерации от участия в этом процессе способно лишь ухудшить ее и без того незавидное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач являлось присоединение России к системе ГАТТ/ВТО.

В августе 2012 г. восемнадцатилетний процесс переговоров по присоединению наконец-то завершился. И сейчас наступает период, постепенного проявления последствий этого события. Поэтому тема данного исследования особенно актуальна.

Таким образом, цель данной курсовой работы - анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ВТО.

В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи:

Изучить историю Всемирной торговой организации;

Рассмотреть цели и принципы работы ВТО;

Исследовать структуру ВТО;

Выяснить преимущества торговой системы ВТО;

Рассмотреть цели вступления России в ВТО;

Изучить процесс вступления России в ВТО;

Проанализировать последствия вступления России в ВТО для наиболее крупных отраслей экономики.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации, а предметом выступают экономические отношения, возникающие в следствие вступления России во Всемирную торговую организацию.

При написании работы использовались такие методы, как: метод сравнительного анализа, метод анализа экономической литературы, метод обобщения и др.

Данная курсовая работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются: сущность и принципы устройства Всемирной торговой организации. Во второй главе рассматривается взаимодействие России и ВТО. И в третьей главе мы на основании опыта других стран постараемся предположить возможные последствия для России от вступления в ВТО.

всемирная торговая организация россия

ГЛАВА 1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА

.1 История ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами как временное соглашение, регулирующее торгово-политические отношения государств-участников, до вступления в силу Устава Международной торговой организации, которую предполагалось создать в рамках ООН. Тогда, в 1947 г., впервые в практике мировой торговли, страны-учредители достигли договоренности о взаимных тарифных уступках, то есть о снижении ставок пошлин по согласованным товарным позициям[3, с.257].

Таким образом, данное соглашение стало началом создания международной многосторонней системы урегулирования торговли. Во многом благодаря деятельности ГАТТ были достигнуты значительные успехи в области либерализации международной торговли и унификации правил и механизмов применения инструментов торговой политики[3, с.257].

Всего за период с 1947 г. до середины 90-ч гг. ХХ в. под эгидой ГАТТ прошли восемь крупных раундов по торговле и тарифам (табл. 1). Сфера действия ГАТТ постепенно расширялась, в нее были включены также нетарифные меры защиты[2, с.9].

Первые пять раундов приняли форму «параллельных» двусторонних переговоров, то есть проводившихся каждой страной с несколькими странами одновременно. Например, если США предлагали снижение тарифа, которое было выгодно Японии и Австралии, они могли попросить эти страны об ответных уступках[2, с.10].

Таблица 1

Раунды переговоров ГАТТ

Год(ы)

Место проведения

Количество стран-участниц

1

1947

Женева (Швейцария)

23

2

1949

Аннеси (Франция)

13

3

1950

Торки (Великобритания)

38

4

1956

Женева

26

5

1960-1961

Женева («Диллон-раунд»)

26

6

1964-1967

Женева («Кеннеди-раунд»)

62

7

1973-1979

Токио - Женева («Токийский раунд»)

102

8

1986-1994

Г. Пунта-дель-Эста (Уругвай) - Женева («Уругвайский раунд»)

125

На этих раундах переговоры шли только лишь о снижении уровня таможенного обложения в отношении промышленных товаров. Участники переговоров согласовывали друг с другом уступки по таможенному обложению и фиксировали договоренности в перечнях уступок. Эти перечни становились частью ГАТТ[2, с.10].

На раундах, проходивших в 60-х г. ХХ в. и следующих, круг вопросов, выносившихся на многосторонних торговых переговорах, расширялся и усложнялся[2, с.10].

В рамках раунда Кеннеди предполагалось всеобъемлющее 50-процентное снижение тарифов ведущими промышленно развитыми странами, за исключением отдельно оговоренных отраслей. Переговоры касались вопроса о том, на какие именно отрасли должны распространяться исключения, но не масштабов сокращения. В целом раунд Кеннеди привел к снижению тарифов приблизительно на 35%. В ходе Токийского раунда тарифы снижались по более сложной формуле, чем в рамках раунда Кеннеди, где сокращению подвергались, прежде всего, тарифные пики и, как следствие, был уменьшен суммарный разброс тарифных ставок[2, с.11].

Первое официальное предложение о создании нового учреждения, называемого ВТО, было подано Канадой в 1990 г. Проект устава ВТО был подписан на встрече министров в Марракеше в апреле 1995 г. В рамках Уругвайского раунда, как ожидалось, торговые переговоры должны были охватить такие сферы, как услуги и интеллектуальная собственность. Снижение тарифов было предметом двусторонних переговоров и осуществлялось без применения формулы[2, с.11].

Пакет соглашений Уругвайского раунда включает более 50 документов. В Соглашении об учреждении ВТО определены основные организованные положения, касающиеся деятельности ВТО, в частности, ее функции, структура, статус, механизм принятия решений, порядок вступления в силу, присоединения к соглашению и выхода из него[3, с.257-258].

Таким образом, само соглашение практически не несет содержательной нагрузки в отношении правил применения мер государственного регулирования, а только устанавливает общие юридические и организационные рамки для применения таких правил, которые содержатся в соответствующих приложениях. Важным элементом Соглашения является ссылка на соглашения ГАТТ-47, которые таким образом инкорпорируются в соглашения в рамках ВТО[3, с.258].

В течение 1995-1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО[2, с.12].

Количество стран-участниц на 1 января 1995 г. равнялось 75. Затем в течение 1995 г. к ВТО присоединились еще 37 стран. В последующие 3 года к Всемирной торговой организации присоединились еще 23 страны. На 1 января 2012 года в ВТО состояло 155 стран. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года. На 2 марта 2013 года в ВТО входят 159 стран.

1.2 Цели и принципы ВТО

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений[5].

Основные функции ВТО состоят в следующем:

применение условий и достижение целей многосторонних соглашений Уругвайского раунда;

создание условий для переговоров участников по вопросам, которые касаются многосторонних торговых отношений и являются предметом регулирования соглашений;

разрешение споров между сторонами в рамках достигнутых договоренностей;

организация контроля над торговой политикой стран-членов ВТО в соответствии с положениями Соглашения об учреждении ВТО;

применение механизма обзора торговой политики стран-членов ВТО;

повышение степени координации экономической политики и развитие сотрудничества с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития;

оказание технической помощи и обучение специалистов из развивающихся стран[3, с.258-259].

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО[6].

.3 Структура ВТО

Структуру ВТО составляют Конференция министров стран-членов, Генеральный совет, органы по различным направлениям работы, советы, комитеты, переговорные группы и секретариат (рис. 1)[3, с.259].

Рис. 1. Организационная структура ВТО

Конференция министров (министерская конференция) является высшим руководящим органом ВТО, состоит из представителей всех стран-участниц, собирается не реже одного раза в год. Она ответственна за достижение целей ВТО и может принимать любые необходимые решения[3, с.259].

Повседневное руководство работой ВТО осуществляют Генеральный совет, Орган по урегулированию споров и Орган по обзору торговой политики, в компетенции которых находятся соответствующие сферы деятельности организации[3, с.259].

Генеральный совет состоит из представителей всех стран-участниц. Он включает в себя Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Они устанавливают собственные правила и процедуры и выполняют функции в соответствии с положениями соглашений. Членство в этих органах открыто для всех участников Соглашения об учреждении ВТО[3, с.259].

Помимо перечисленных органов в структуру ВТО входят Комитет по торговле и развитию, Комитет по платежным балансам, Комитет по бюджету и финансам, Комитет по торговле и окружающей среде. Комитет по торговле и развитию занимается вопросами развивающихся и наименее развитых стран. Комитет по платежным балансам организует консультации стран - членов ВТО с теми государствами, которые ввели ограничения на импорт товаров с целью сбалансирования своего платежного баланса. Комитет по бюджету и финансам контролирует финансовое состояние ВТО и ее бюджет. Комитеты подотчетны генеральному совету ВТО. Членство в них открыто для всех участников Соглашения[3, с.260].

Важным элементом структуры ВТО является Секретариат. Секретариат возглавляют Генеральный директор и четыре его заместителя. В функции Секретариата ВТО входят техническое обеспечение управленческих структур, техническое содействие развивающимся и наименее развитым странам, анализ торговой политики стран - членов ВТО, содействие в разрешении возникающих споров в торговой сфере, проведение переговоров с государствами, желающими вступить в ВТО, и предоставление им необходимых консультационных услуг[3, с.260].

1.4 Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

.4.1 Выгоды ВТО для потребителей

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли[12].

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты[12].

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов[12].

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта[12].

Более широкий выбор товаров и услуг - также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции[12].

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом[12].

.4.2 Выгоды ВТО для экономики страны в целом

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния[12].

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности[12].

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны[12].

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт[12].

Разумное использование защитных мер, и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли[12].

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций[12].

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом[12].

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды[12].

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом[12].

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние[12].

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды[12].

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия[12].

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана[12].

.4.3 Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО[12].

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий[12].

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения[12].

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий[12].

Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество[12].

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны[12].

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО) [12].

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам[12].

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Когда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов[12].

ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ВТО

.1 Цели вступления России в ВТО

.1.1 Предпосылки вступления

В 1946 г. СССР отклонил предложение принять участие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле ГАТТ и в 1949 году стал учредителем Совета экономической взаимопомощи. Изначально в него вошли 11 государств, но по-настоящему активно он начал действовать только в 1960 гг.

С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества, который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ[14].

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции - производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла[14].

В 1974 СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии[14].

В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз[14].

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. СССР и его партнеры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран - членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники[14]. Однако большинство стран неудовлетворенные деятельностью СЭВ, при поддержке США и ЕЭС присоединяются к ГАТТ.

В 1986 г. СССР обратился с заявкой, о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли.

.1.2 Конкретные цели

Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации: достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости[7].

Обеспечение независимости экономики достижимо при условии резкого роста ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей[7].

Целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих[7,8]:

Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;

Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;

Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;

Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения, законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;

Возможность вступления России в ОЭСР (членство в ВТО - обязательное условие).

.2 Процесс вступления России в ВТО

Как сказал Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию: «ВТО - не абсолютное зло и не абсолютное добро. Всемирная торговая организация - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин - обречен. Стратегически абсолютно обречен».

В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, предшественнику ВТО. В соответствии с процедурами была создана рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. В рамках рабочей группы ведутся переговоры о выработке условий присоединения России к ВТО[2, с.56].

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО[2, с.56].

После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 г. членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО[2, с.56].

На современном этапе в состав РГ входили 67 стран‑членов (25 стран‑членов ЕС - как один член). В переговоры по тарифным вопросам было вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30[2, с.56].

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходили в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводились в Женеве, Москве или соответствующих столицах российских партнеров[2, с.57].

В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям[4]:

Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня ("связывания") ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов эти переговоры охватывали вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой "желтой" корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие.

Переговоры по доступу на рынок услуг. Имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.

Переговоры по системным вопросам, посвященные определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ - ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров

Требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на 3 части:

Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основная озабоченность стран-членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела; излишних требований, предъявляемых импортным товарам. Участники переговоров требуют безусловного выполнения положений ВТО в данной сфере. Это - «стандартное» требование ко всем присоединяющимся странам;

Применение Россией некоторых нетипичных для ВТО элементов регулирования;

Запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования «ВТО+»), такие, как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин.

В мае 2004 г. на переговорах в Москве были сняты основные спорные вопросы между Россией и Европейским Союзом[1, с.129].

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации[4].

В августе 1997 г. была образована Комиссия правительства России по вопросам ВТО, которая в июле 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества. В декабре 2009 г. преобразована в Правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов[4].

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол[8].

Еще в начале 2008 г. российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость[4].

В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей[4].

Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции[4].

октября 2011 г. замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию[4].

Оппоненты также настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественной автомобильной промышленности, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские же власти пойти на это были не готовы, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции[4].

октября 2011 г. было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ[4].

Единственным препятствием на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно‑пограничного контроля на территории Абхазии.

В конце апреля 2008 г. Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 г. и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой[4].

Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 г. при посредничестве Швейцарии[4].

ноября стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам[4].

Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года, Советом Федерации 18 июля и подписан Президентом Владимиром Путиным 21 июля. (см. Приложение) Россия становится членом ВТО через 30 дней после извещения секретариата ВТО о ратификации[4].

Таким образом, 22 августа 2012 г. Российская Федерация стала 156 полноправным членом Всемирной торговой организации.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

.1 Последствия вступления для АПК

Немедленных серьезных изменений в течение первых лет двух после присоединения к ВТО не произойдет. Реальные последствия начнут проявляться не раньше, чем через несколько лет, после подписания всех документов и окончательного перехода на новые правила работы.

Стоит отметить, что в процессе переговоров российская сторона сумела отстоять свои позиции по ряду принципиальных вопросов. Россия не приняла обязательств о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, о доступе иностранных компаний к природным ресурсам, об отказе от регулирования импорта или экспорта, о прекращении деятельности компаний с государственным участием, о разрешении ввоза продовольственных и медикаментозных товаров, употребление которых может нанести ущерб здоровью.

Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите. Так, например, после введения мясных квот и, как следствие, повышения цен мясные производства, наконец, начали работать[7].

Плодородность наших земель в среднем в 2,5 раза ниже, чем находящихся в более благоприятных климатических условиях Европе, Америке и Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, что может представлять опасность для продовольственного сектора страны. Так, Австралия выставила условием вступления России в ВТО не повышение субсидии для сельского хозяйства. По условиям присоединения, прямая поддержка сельского хозяйства не должна превышать 9 млрд. долларов в 2012 г. с последующим снижением планки до 4,4 млрд. долларов к 2018 году. На самом деле, объем субсидий сектору никогда не превышал 4 млрд. долларов, из чего следует, что все меры по его поддержке останутся в силе (конечно, при условии наличия бюджетных средств на их реализацию), и все запланированные программы будут выполнены в полном объеме. Ведущие страны, интенсивно развивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%; в Германии - 93%; в Италии - 78%; даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это притом, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6 - 8 раз[7].

По условиям ВТО, Россия должна снизить квоты и пошлины для импорта, обнулить экспортные пошлины, сократить субсидирование целых отраслей. В итоговом документе есть конкретные уровни и сроки снижения барьеров по конкретным видам мясной продукции (табл. 2).

Таблица 2

Согласованные обязательства по мясному рынку

Вид продукции и показатель

2011

2012-2017

2018-2019

2020

Говядина

Пошлина внутри квоты, %

15

15

15

0

Внеквотная пошлина, %

50

55

55

27,5

Квота, тыс. т

560

570

570

0

Господдержка на одну голову КРС, руб

266

266

118

118

Господдержка тонну, руб/ т

3217

3217

1430

1430

Свинина

Пошлина внутри квоты, %

15

0

0

0

Внеквотная пошлина, %

75

65

65

25

Квота, тыс. т

500

430

430

0

Господдержка, руб/т продукции

1654

1654

735

735

Мясо птицы

Пошлина внутри квоты, %

25

25

25

0

Внеквотная пошлина, %

80

80

80

37,5

Квота, тыс. т

350

350

350

0

Господдержка, руб/т продукции

3303

3303

1468

1468

Общий принцип принимаемых обязательств по либерализации российского рынка мяса - сохранение импортных квот на существующем или близком к нему уровне до 2018 г., в том числе: по говядине - 570 тыс.т., свинине - 430 тыс.т., мясу птицы - 350 тыс.т. По отношение к прогнозируемому импорту это - около 20-40% его стоимости. Таможенные пошлины в пределах квоты и вне ее дифференцированы: по говядине - в 3,7 раза, по мясу птицы - в 3,2 раза. Иная ситуация по свинине, где внутри квоты предусмотрена нулевая ставка, т.е. беспошлинный ввоз в объеме 430 тыс. т. Это отрицательно скажется на отечественном свиноводстве. Последствия такого снижения пошлин уже можно наблюдать в Украине, рынок которой заполнен импортным салом, а многие украинские свиноводческие хозяйства обанкротились.

Предполагается, что до 2018 г. обязательства перед ВТО не будут сильно влиять на динамику импорта, поскольку импортные пошлины и квоты практически не изменятся по говядине и мясу птицы. Начнет действовать фактор естественного замещения импорта за счет прироста собственного производства, особенно в птицеводстве, и в какой-то мере - по говядине. При этом значительный рост импорта ожидается по свинине, так как внутриквотная пошлина обнуляется уже с 2013 г., а в 2020 г. - с отменой квот - будет установлена единая пошлина на импортную свинину в размере 25%. Это может быть сильным ударом по отечественному свиноводству. Таким образом, наши расчеты подтверждают опасения экспертов, что свиноводство стало одной из жертв переговоров о присоединении России к ВТО.

Приведем расчеты удельного веса импортной продукции из прогнозных балансов производства и потребления мяса в России до 2020 г. (табл. 3).

Таблица 3

Доля импорта в потреблении мяса в РФ, %

Показатель

2001

2006

2011

2016

2020

Говядина

20

31

34

32

25

Свинина

21

34

22

26

31

Мясо птицы

65

44

10

3

0

Источник: 2000-2011 гг. фактические данные Росстата, 2012-2020 гг. - расчеты AGLINK-COSIMO.

По говядине ожидается снижение импортной зависимости с 34 до 25%, по мясу птицы полное освобождение от этой зависимости и реальная перспектива увеличения экспорта продукции. Что касается свиноводства, то почти неизбежная стагнация отрасли приведет к увеличению объема импорта и повышению его (импорта) доли в потреблении свинины с 22 до 31%.

В 2011 г. прямая поддержка сельского хозяйства, искажающая параметры рынка («желтая корзина») для России включала 4,5 млрд. долларов, в 2012 г. предполагается потолок допустимой поддержки повысить до 5,3 млрд. долларов. Казалось бы, допустимый предел существенно превышает современный уровень.

Но существующая поддержка сельского хозяйства явно недостаточна, она в 2-4 раза ниже, чем в европейских странах. А с 2014 г. Россия обязана ее снижать, что приведет к еще большему различию в уровнях конкурентоспособности российской продукции и продукции, импортируемой из стран с лучшей технологией и более эффективной господдержкой.

Некоторым барьером для нежелательного импорта в настоящее время выступает запрет Роспотребнадзора на ввоз продукции, запрещенной российским законодательством. Например, в январе 2010 г. на 9 месяцев были приостановлены поставки мяса птицы из США в связи с выявлением фактов обработки куриных тушек хлорсодержащим раствором. В январе 2011 г. вспышка сальмонеллы в некоторых штатах США дала основание для запрета ввоза курятины и мяса индейки. Но присоединение к ВТО меняет ситуацию, обязывая Россию применять действующую нормативную базу этой организации. Приостанавливать поставки можно будет только на основании двухстороннего решения заинтересованных сторон. Импортер, кроме экстренных случаев угрозы жизни людей из-за опасных болезни животных и растений, не может действовать в одностороннем порядке, а должен представить соответствующему органу страны-экспортера развернутое обоснование требуемых ограничений.

Также весьма чувствительной для агропродовольственного сектора России будет отмена экспортных субсидий на все виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

Несмотря на ограничения и запреты такого рода, экспортные субсидии используются многими европейскими странами. В этом плане немалое изумление вызвало интервью главного переговорщика от Российской Федерации Максима Юрьевича Медведкова РИА «Новости»: «Как раз сельскохозяйственный комплекс от ВТО выиграет больше всего. Во-первых, сельскохозяйственный рынок в мире традиционно очень закрытый, и особенно он закрыт для нас, пока мы не члены ВТО. И речь не только о квотах на ввоз сельхозпродукции, которые для нас закрыты, но и ветеринарном и фитосанитарном регулировании, которое в ряде стран для российских товаров более жесткое. А участие в ВТО создает довольно неплохие предпосылки для расширения рынков сбыта… потому что мы создадим более лучшие условия, поскольку сейчас нет вообще никаких правовых рамок»[9].

По расчетам экспертов при неизбежном снижении доли России в экспорте сельхозпродукции ввиду ее низкой конкурентоспособности, при одновременном росте доли в импорте из-за либерализации торговых режимов, дефицит торгового баланса этого сегмента внешней торговли к 2022 г. составит около 4 млрд. долларов. По оценке экспертной группы Всемирного банка, под руководством Д. Тарра, возможно сокращение валовой продукции сельского хозяйства России на 3%, и сокращение экспорта на 6% при росте импорта на 11%. Таким образом, прирост внешнеторгового дефицита может составить около 2,5 млрд. долларов.

Трезво оценивая рыночную конъюнктуру, надо понимать, что в настоящее время мировой агропродовольственный рынок поделен, и для его передела есть не так много возможностей, тем более у продукции с низкой конкурентоспособностью. Конечно, если продовольственный кризис будет нарастать, включая угрозу массового голода в Африке, российская продукция, прежде всего, зерно, будет востребована в значительных объемах. Определенные перспективы есть для птицеводства, картофеля, овощей. Но, скорее всего, ареалы такого рынка будут все больше концентрироваться в границах Таможенного Союза и Евразийского Экономического Союза, а также в восточных регионах мира. Западное направление (ЕС) пока мало заинтересовано в российской продукции, кроме вариантов экологически чистой продукции.

.2 Последствия вступления для автомобильной промышленности

Развитие отечественного автомобилестроения, относится к одной из приоритетных задач стратегического развития России. Поскольку опыт последних лет показал, что формирование конкурентоспособного автомобилестроения практически немыслимо без привлечения иностранных технологий и иностранного капитала, защита существующих инвестиционных преференций и обсуждение уступок в этой связи имели для России весомое значение в ходе переговоров об условиях вступления в ВТО.

Особой критике в ходе обсуждения условий присоединения России к ВТО подвергся комплекс правовых норм, регламентирующих порядок осуществления иностранных инвестиции в производство легковых автомобилей в России, базирующийся на постановлении Правительства РФ от 29 марта 2005 года № 166. В частности, действующие с 1 июля 2011 года правила, устанавливающие понятие «промышленная сборка», а также порядок и условия его применения по отношению к ввозимым на территорию России частей и компонентов автомобилей. Заключаемые на основании этих правил, инвестиционные соглашения являются основанием для ввоза компонентов для автомобильной промышленности по преференциальным ставкам таможенных пошлин (0-5%).

После вступления в ВТО пошлины на ввоз новых автомобилей понизились с 30% до 25%. Сейчас уже начинается период постепенного снижения примерно до 15%. Значительным может оказаться эффект в сегменте производства грузовых автомобилей, где больше всего снижаются импортные пошлины - с 25% до 15%. Такая ставка должна оказаться достаточной, чтобы вступление в ВТО не привело к резкому сокращению доли рынка российских производителей грузовых автомобилей (при прочих равных условиях), однако вполне вероятно понижательное давление на рентабельность[10].

Директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян отметил несколько негативных сторон проблемы, назвав основной угрозой снижение пошлин на подержанные иномарки со 105% до 15%. Он считает, что это приведет к возвращению на уровень 2008 года: уже произведенные инвестиции в автопром не окупятся и станут бессмысленными, как результат - отрасль придет в упадок. Подержанные иномарки опять начнут постепенно вытеснять отечественного производителя[13].

По прогнозам, подобный сценарий приведет к потере 20% доли рынка. Значит, сократится число рабочих мест, причем не только в автопроме. Как известно, одно рабочее место в автопроме создает 5-7 дополнительных в смежных отраслях. Снижение же объемов работ в смежных отраслях обернется падением налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды[13].

ОАО «КАМАЗ» провело анализ влияния вступления РФ в ВТО с учетом введения утилизационного сбора на большинство автомобилей КАМАЗ. Особое внимание уделили ситуации с бортовыми грузовиками КАМАЗ-65117 и конкурентами (МАЗ, HYUNDAI, MAN, IVECO). Вступление в ВТО и введение утилизационного сбора (УС), уточнил Ашот Арутюнян, никак не повлияло на рост цен на КАМАЗ и МАЗ, так как данные компании включены в реестр освобожденных от утилизационного сбора производителей автотехники, как согласившиеся утилизировать старую автотехнику за свой счет либо собственными силами[13].

При этом вступление в ВТО уменьшит таможенную стоимость импортных автомобилей-конкурентов, а утилизационный сбор это снижение покроет. Аналогичная ситуация по самосвалам и шасси. На седельные тягачи производства МАЗ, как и на автомобили отечественного производства, также нет влияния вступления в ВТО и введения утилизационного сбора[13].

Специалист убежден, что после вступления страны в ВТО нужно сохранить уже имеющуюся структуру рынка. Важно, чтобы к нам не хлынул поток подержанных иномарок или резко не вырос импорт машин, которые бы конкурировали с автомобилями отечественного производства. При этом введение УС в первую очередь отразится на импортерах, поскольку поставщики новых и подержанных грузовых автомобилей из-за рубежа должны будут платить его «живыми деньгами». В то время как автопроизводители, работающие в России, могут предоставлять только гарантии по дальнейшей утилизации своих машин. Данная мера будет способствовать развитию сборки в РФ, что соответствует концепции развития российского автопрома до 2020 года[13].

В целях приведения законодательства в сфере промышленной сборки автомобилей и компонентов в соответствие с нормами ВТО для России был установлен переходный период до 1 июля 2018 года. Установление переходного периода должно гарантировать иностранным инвесторам сохранение в силе в течение этого срока условий заключенных инвестиционных соглашений, с целью достижения расчетной окупаемости инициированных инвестиционных проектов.

Таким образом, в краткосрочной перспективе значительных изменений в области регулирования в сфере автомобилестроения не ожидается. Однако после окончания переходного периода уровень тарифной защиты российских производителей будет на достаточно низком уровне. Предполагается, что до этого времени России удастся сформировать устойчивый сектор автомобилестроения, способный конкурировать с зарубежными аналогами.


Скачать архив (31.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: