Главная » Экономика |
Содержание Введение . Последствия вхождения в ВТО для экономики России на примере сельскохозяйственной отрасли .1 Россия и ВТО .2 Общие условия доступа на рынок сельскохозяйственной продукции .3 Меры внутренней поддержки в сельскохозяйственном производстве: вызовы и перспективы 1.4 Перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции России .5 Последствия либерализации в сельском хозяйстве для национальных производителей мясопродуктов . Анализ состояния АПК после вхождения в ВТО 2.1 Анализ сельского хозяйства Бурятии в период с 2011-2013г .2 Анализ и способы уменьшения негативных последствий от вхождения в ВТО для регионального производства Заключение Список использованных источников Введение При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров. Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия, обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. Однако нормы и правила ВТО создают для российского государства и бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию. Многие эксперты указывают на негативные последствия, которые принесет России присоединение к ВТО.Вступление в ВТО - это вхождение России в сложившуюся международную экономическую организацию с развивающейся практикой правового и административного регулирования международных торговых отношений. Этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. И без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Понятно, что вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества, такие как установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Поэтому проводится развернутая и целевая подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов государственных органов, учреждений и предприятий, а также российского бизнеса. Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. Таким образом, выбранная тема является актуальной, теоретически и практически значимой. В настоящее время особо остро встает проблема вступления России в ВТО. Цель работы - рассмотреть перспективы и возможные последствия присоединения России к ВТО. 1. Последствия вхождения в ВТО для экономики России на примере сельскохозяйственной отрасли .1 Россия и ВТО Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозируется реализовать в 2006. Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России. Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России. Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство. Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства. От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды: упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда - ускорение оборачиваемости средств; повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований; повышение инвестиционной привлекательности экономики России; снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований; уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования. Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны - политической, социальной, производственной и финансово-экономической. В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти - исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах). В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО. Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям. С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены - причем, на вполне законных основаниях - претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми. С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран. Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране продолжаются острые споры по поводу целесообразности этого вступления. .2 Общие условия доступа на рынок сельскохозяйственной продукции В итоге переговоров по доступу на рынок сельскохозяйственной продукции было достигнута договоренность о том, что по завершении переходного периода средняя ставка импортной пошлины будет составлять 10,8% по сравнению с ныне действующей 13,2%. Отдельно необходимо отметить тот факт, что Россия оговорила возможность применения тарифных квот в торговле сельскохозяйственной продукцией. Они будут затрагивать торговлю свининой, говядиной, мясом птицы и некоторыми видами кисломолочной продукцией. Наиболее чувствительными товарами, отечественное производство которых может больше всего пострадать от либерализации торговых правил при вступлении в ВТО, являются мясо и мясопродукты, молочные продукты с длительным сроком хранения (сыры, сухое молоко, и пр.) рис, сахар, сезонные овощи. До присоединения к ВТО они были лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием. Так, например, довольно высокий уровень защиты производителей мяса позволил преодолеть спад внутреннего производства, наблюдавшийся с момента развала Советского Союза и пиком которого были кризисные 1998 − 1999 гг. К настоящему времени производство мяса и мясопродуктов в России превысило уровень начала 90-х годов и составило 7,5 миллионов тонн в 2011году. При этом импорт в этом же году составил 2,7 миллиона тонн. Рисунок 1- Производство скота и птицы (в убойном весе) 1991-2010 гг. (в хозяйствах всех категорий; миллионов тонн) Источник: [21] Продовольственный рынок России в значительной степени будет открыт для недорогих сыров, конкурирующих c отечественными аналогами (ценовая планка, после которой пошлина не взимается, на них снижена почти вдвое), на сухое молоко пошлины будут снижены с 25 до 15 %. Есть вопросы, остающиеся на сегодня открытыми для представителей молочной отрасли. Они касаются контроля качества и технических регламентов. В России действуют более жесткие, по сравнению со многими зарубежными странами, требования по микробиологии, по наличию антибиотиков и ряду аналогичных позиций. Члены ВТО в ряде случаев могут посчитать их избыточными и пытаться оспорить. Вызывает большое беспокойство ситуация с будущим рисоводства. Пошлина, защищающая отрасль, должна быть снижена почти в три раза (со 120 евро за тонну до 45 евро). В результате российский рынок может оказаться наводненным дешевым и относительно низкокачественным рисом. Это способно вызвать значительные отрицательные последствия и необходимость решения социальных проблем жителей целых краев и областей, которые живут и работают на землях, приспособленных исключительно для производства этой культуры. Таблица 1 демонстрирует резкий рост импорта на сельскохозяйственную продукцию. Таблица 1-Рост импорта продукции АПК в период с 2001 по 2010 гг. Рост импорта в 2001-2010г,раз Импорт в 2010,млрд.долл. Все товары 5,9 248,7 АПК 3,9 33,8 Живые животные 18,2 0,3 Масличные семена и плоды 11,8 1,0 Овощи 11,2 2,3 Деревья, цветы 10,0 0,8 Рыба 9,6 2,0 Фрукты, орехи 8,0 5,5 Мука 5,5 0,7 Молочные продукты, яйца 5,2 2,1 Какао 4,9 1,3 Корма 4,5 1,0 Напитки, алкоголь 4,1 2,2 Источник: [22] .3 Меры внутренней поддержки в сельскохозяйственном производстве: вызовы и перспективы Для России данный вопрос был одним из важнейших. Окончательный результат переговорного процесса, характеризующий величину максимально допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства, выглядит следующим образом: $9 млрд. в 2012-2013 гг. с последующим снижением до $4,4млрд в 2018 году. Эти средства могут быть направлены, например, на компенсацию государством части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на горюче-смазочные материалы, поддержание высоких закупочных цен а также низких ставок «аграрных» кредитов и т.д. Фактически получается, что обязательства России по связыванию объема АМС на уровне $4,4 млрд. соответствуют уровню базового периода 2006-2008 годов. При этом, непосредственно после присоединения государство имеет возможность увеличивать уровень поддержки. Такой, в известной мере нестандартный подход, был увязан членами ВТО с тем, что Россия предоставляет гарантии сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. В частности, доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%. При этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки у нас никогда не превышала 15-16%. Данный уровень в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному и в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Следует отметить, что для определения максимального уровня поддержки в $9 млрд. за основу расчетов российской стороной были взяты показатели 1993-1995 гг. Именно на этот период пришлось значительное списание долгов производителей сельскохозяйственной продукции, предпринятое в канун выборов 1996 года, которое было зачтено в суммарную величину поддержки. Дмитрий Рылько, директор Института конъюнктуры аграрного рынка, замечает, что единственный риск, возникающий при достигнутых по объемам поддержки соглашениях, обусловлен лишь возможными бюджетными ограничениями. Иными словами, вопрос в том, сможет ли государство в ближайшие годы поднять до оговоренного уровня поддержки финансирование мероприятий «янтарной» корзины. Вступление в ВТО будет способствовать изменению структуры господдержки российского сельского хозяйства. Значительные возможности открывает «зеленый ящик» мер поддержки, поскольку в ВТО их величина не оговаривается. Инструменты такой поддержки можно активно и очень гибко использовать: применять субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку энергоэффективного оборудования, развивать логистику а так же производственную и социальную инфраструктуру на селе. Такие меры являются стимулом для повышения эффективности производства в сельском хозяйстве, дают возможность работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и применяются как экстренные меры. Преобразование структуры господдержки российского сельского хозяйства позволит отказаться от губительной практики субсидирования процентов по кредитам, предотвратит возможность брать кредиты под фиктивные бизнес-планы, даст импульс для развития производства. .4 Перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции России Некоторые эксперты прогнозируют по результатам присоединения к ВТО более тесное сотрудничество России с так называемой Кернской группой, объединяющей крупнейших экспортеров продовольствия (Австралию, Канаду, Аргентину, Бразилию, Новую Зеландию и др.). Россия имеет все основания, чтобы на этом направлении активно позиционировать себя. Рисунок 2. Производство и экспорт зерна в России, 1995-2011 гг., млн. тонн Источник: [23] Рисунок 2 показывает, в частности, рост экспорта пшеницы из Российской Федерации. Соответственно, дальнейшее облегчение доступа на рынки будут способствовать усилению позиций российских производителей. В текущем сельскохозяйственном году поставки российского зерна на мировой рынок прогнозируются на уровне 25 млн. тонн. По некоторым предварительным прогнозам, членство в ВТО позволит России в следующем году увеличить экспорт на 15-17%. 1.5 Последствия либерализации в сельском хозяйстве для национальных производителей мясопродуктов Важным достижением России в ходе переговоров является сохранение в прежнем объеме квот на мясо птицы и говядину. Контролировать импорт птицы и говядины Россия будет бессрочно, импорт свинины - до 2020 года. В соответствии с договоренностями по вступлению в ВТО устанавливается следующий размер пошлин: для говядины - 15% внутри квоты и 55% сверх квоты. После отмены квоты будет плоский тариф − 27,5%. Для мяса птицы - 25% внутри квоты и 80% сверх квоты. После отмены квоты будет единая ставка таможенного тарифа − 37,5%. Пошлины на свинину внутри квоты будут сокращаться с 15% до 0 в течение переходного периода. Вне квоты пошлины будут снижаться с 75% до 65%. С 2020 года, после отмены квоты, будет применяться единая таможенная пошлина в размере 25%. На ввоз мясопродуктов (свиного шпика, субпродуктов и пр.) пошлина снижается с 25% до 15%. Особо стоит отметить, что произойдет резкое снижение уровня пошлин на живых свиней, ввозимых в Россию, с момента присоединения к ВТО: с 40% до 5% (в 8 раз). Последствия вступления в ВТО для производителей мяса и мясопродуктов весьма неоднозначны. Весьма благоприятная ситуация складывается на рынке птицы, поскольку он имеет хорошую защиту и доля импорта может составить не более 10%. В создавшихся условиях окажется под угрозой, по мнению большинства экспертов, дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей сейчас отрасли - свиноводства. Участники рынка прогнозируют, что со снижением пошлины на ввоз живых свиней в Россию немедленно поставят на убой рекордное количество животных - более 1 млн. голов. В результате объем свинины вкупе с поставляемыми субпродуктами может составить 1 млн. тонн. Складывается ситуация, при которой в целом объемы импорта мясных продуктов сохраняются в прежнем объеме (в 2010-11 годах), но по значительно более низким ценам. Возврат размера таможенной пошлины на свиные субпродукты с 25 % к 15 %, о котором упоминалось выше, еще одно неблагоприятное для отрасли условие. В настоящее время по этим товарным позициям в страну ввозится около 500 тыс. т, и этот объем уже сопоставим с объемом ввоза квотной свинины. Увеличение объема производства собственной свинины означает также и увеличение объема производства собственного шпика, что приведет к затовариванию рынка и может обернуться убытками для отрасли. Серьезными негативными последствиями может обернуться доступ на российский рынок так называемой «высококачественной» (мраморной) говядины. Раньше она ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной пошлиной. Теперь «высококачественная» говядина не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины в 15%. Несколько лет назад минимальную цену на такую говядину подняли с 3 до 8 евро/кг, что стало большой победой отраслевого бизнеса. Теперь же не разрешено применять эту меру для говядины из США, Канады и Аргентины. Можно прогнозировать, что это решение распространится и на другие страны. Недобросовестные экспортеры будут иметь возможность ввозить в Россию под видом «высококачественной» говядины сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг по демпинговым ценам. Подводя итоги, можно сказать определенно, что если сравнивать масштабы государственной поддержки производства мяса в России и за рубежом, то условия присоединения к ВТО сопряжены с серьезными угрозами для российских производителей этой продукции. Так же очевидно, что сложнее всего адаптироваться к новым условиям будет мелким и средним предприятиям. Крупные агрохолдинги, модернизированные предприятия имеют в этом отношении больше возможностей. 2. Анализ состояния АПК после вхождения в ВТО .1 Анализ сельского хозяйства Бурятии в период с 2011-2013 г. По мнению подавляющего большинства экспертов, прошедший год показал, что России и нам в Бурятии необходимо научиться использовать доступные в рамках ВТО инструменты, так как получить ощутимые выгоды в краткосрочном периоде невозможно. Переходный период вхождения России в ВТО составляет семь лет, для республики необходимо направить усилия для развития внутреннего потребительского рынка. Следует отметить, что за сравнительно небольшой отрезок времени вступили в силу многие механизмы: частично, в соответствии с графиком договоренностей, изменились ставки таможенных пошлин на ряд товаров, как в сторону уменьшения, так и увеличения. Введены и изменены тарифные квоты. Изменилась система государственной поддержки сельского хозяйства. Слухи о катастрофических последствиях присоединения России к ВТО несколько преувеличены экспертами. Гораздо большее влияние, чем вступление в ВТО на экономику России в прошедшем году оказало нестабильность глобальной экономики и изменение конъюнктуры на мировых рынках. Российская экономика и товаропроизводители Бурятии в фазе стагнации не находятся. Об этом свидетельствуют данные Таможенной статистики: Ситуация в России. В целом импорт России за 1 полугодие 2013 г. по сравнению с уровнем прошлого года увеличился на 3,4%. Рост произошел в основном за счет импорта продукции химической промышленности (7,5%) и продовольствия (5,2%). Из-за снижения ставки таможенных пошлин, на продовольственном рынке России увеличился на 15,5% объем импорта молочной продукции. Замещение натурального молока в России восполнили возросшие объемы импорта молока сухого на 48%, масла сливочного на 12,5%, сыров и творога на 10%. Возросли импортные поставки фруктов (винограда - на 18%, яблок -на 14%, бананов- на 8%). Несмотря на рост пошлин, увеличились на 17% объемы поставок овощей: капусты, лука и чеснока. Мясная продукция. В соответствии с договоренностями с ВТО, с 1 сентября в России значительно снижены ввозные пошлины в рамках квот на свинину. Вследствие этого, в конце 2012 года резко вырос объем импорта этого вида мяса. Однако, по итогам полугодия 2013 года ввоз свинины на российский рынок сократился на 15%. Во-первых, отмечен рост предложений на внутреннем рынке. Во-вторых, Россельхознадзор ввел ряд ограничений на ввоз продукции из стран ЕС и США. По итогам 6 мес. 2013 г. импортировано мяса на 13% меньше, чем в прошлом году, мяса птицы на 6% и рыбы на 5%. Республика Бурятия. Если говорить о внешней торговле в целом в условиях работы в ВТО, то по итогам прошлого года внешнеторговый оборот впервые превысил миллиард долларов, с ростом на 29% к 2011 году, в том числе экспортные поставки достигли 943 млн. долл. за счет увеличения поставок угля. По предварительным данным Сибирского таможенного управления в январе-июле 2013 года объем импорта к аналогичному периоду прошлого года вырос на 5,2 % и составил 84,6 млн.долл. США. Расширилась география импортных операций республики с 24 стран в 2012 году до 40 стран мира в 1 полугодии 2013 года. Крупнейшие страны-импортеры: Украина, Китай, Чехия, Монголия, Финляндия, Италия, Франция. Максимальную долю в товарной структуре импорта по-прежнему занимает ввоз машиностроительной продукции (72,1%) для проведения модернизации на предприятиях республики. Ввозят авиационные двигатели из Украины и Чехии, тракторы, посудомоечные машины, моторные транспортные средства. Выросли поставки в январе-июле продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на общую сумму 18,7 млн.долл. Вместе с тем, доля продовольственных товаров в общем объеме импорта, снизилась с 21% в 2012 г. до 18% в 2013 г. Это связано с положительной динамикой развития АПК республики, за 1 полугодие объем продукции сельского хозяйства по предварительной оценке составил 2,4 млрд.руб. или 105,5% к аналогичному уровню прошлого года. В 2012 году, по эпизоотическим причинам, в республику не поступали мясо и корма. С начала года возобновились поставки мяса конины из Монголии в объеме 120 тн. для промышленной переработки (410 тыс.долл.). В первом полугодии, в республику в объеме 12,3 тыс. тн. ввезено кормовое зерно и отруби. Импортное мясо из других стран мира (Бразилия, Уругвай, Аргентина) поставляется на рынок республики сетевыми оптовиками по внутренним поставкам из г. Москвы, Иркутской, Свердловской, Новгородской, Новосибирской и Белгородской областей. По данным Россельхознадзора, общий объем мяса, поступившего в республику (импортного и российского) составил около 12 тыс.тн., из которого 90% составляет импортное мясо. В то же время, по сравнению с прошлым годом, по всем видам мяса, за исключением мяса птицы (из-за сокращения поголовья птицы на 4,3 тыс. голов в связи с изменением структуры стада, ориентированного на увеличение доли кур-несушек) наблюдается снижение импорта в 2013 г. по сравнению с 2012 г. : свинины с 3,24 тыс.тн до 2,28 тыс.тн., говядины с 4,23 тыс.тн. до 2,64. Отмечается незначительный рост на 3,7% (в физическом измерении) поставок овощей из Китая и Монголии. При этом, сократился объем поставок из Китая овощей: лука на 42%, томатов на 9%, огурцов на 7%. Сократился импорт китайских яблок и груш на 1%, цитрусовых на 29%. Впервые, на рынок республики ввезены яблоки из Польши, а также незначительные объемы маргарина, шоколада, мучных кондитерских изделий, сухофруктов, пива, вина поступили из Латвии. Ожидания потребителя, что после вступления России в ВТО, импорт товаров значительно увеличится, а цены снизятся, пока не оправдались. Это в большей степени связано с ослаблением курса рубля. В 2012 году средний уровень тарифов был снижен на полтора процентных пункта, но и ослабление рубля составило 10%. В текущем году повторяется та же самая ситуация. В связи с этими явлениями серьезного снижения цен от присоединения страны к ВТО не произошло. Мониторинг среднеконтрактных цен на продовольственные товары за 1 полугодие 2013 г. показал, что значительно снизились цены на замороженные фрукты (-71,3%) и овощи (44%). Незначительно снизились цены на импортный чай (-2,2%), салат (-0,1%) и киви (-0,03%). На рост цен ряда товаров повлияла неравновесная ситуация на продовольственном рынке. Предложения китайских импортеров не оправдали спрос жителей Бурятии. Так, снижение объемов поставок на 42% лука и чеснока из Китая, привел к росту цен на 8,4%. Такая же ситуация наблюдается по импорту абрикосов, вишни и черешни, персиков (включая нектарины) и слив. При падении физического объема на 65% цены выросли на 1,4%. Выросли цены на ячмень на 26% до уровня 0,17 долл. за кг. По остальным позициям продовольствия отмечается сохранение среднеконтрактных цен. Основной фактор, повлиявший на цены фруктовой корзины - неразвитая сеть оптовой торговли в республике. Как показывает анализ динамики предыдущих лет, цены на овощную продукцию (картофель, капуста, лук, морковь) зависят от возросшего спроса населения и низкого предложения сельхозтоваропроизводителей Бурятии, и ежегодно увеличивают инфляцию на 0,3-0,5 п.п. (при средней инфляции 6-7%). Слабо развита сеть овощехранилищ. Основной фактор, повлиявший на цены овощной корзины - неразвитая сеть оптовой торговли в республике. Основными партнерами Бурятии по импорту овощей и фруктов по-прежнему остаются Китай, мяса - Монголия. Из непродовольственных товаров увеличились поставки изделий из Китая (комплекты постельного белья и прочий домашний текстиль) и чулочно-носочных изделий, при этом снижения пошлин на эти товары не отмечалось. Это индикатор свободного доступа импорта, в том числе и межрегиональных поставок, на рынок текстильно-швейного производства, хотя за полугодие 2013 г. предприятия текстильно-швейного производства Бурятии увеличили объемы производства до 114%. Экспорт. По итогам первого полугодия т.г. экспорт вырос в 3,8 раза (585,9 млн. долларов США) к уровню прошлого года, за счет поставок угля и вертолетов. В товарной структуре экспорта из Республики Бурятия в январе-июне 2013 года продолжали преобладать топливно-энергетические товары (63,1%), машиностроительная продукция (27,2%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (6,9%). С начала года в основном вывозились каменный уголь, летательные аппараты и запасные части к ним, пиломатериалы, круглые лесоматериалы, драгоценные и полудрагоценные камни, вольфрамовый концентрат, а также продовольственные товары. Доля экспорта «Древесины и целлюлозно-бумажных изделий» в общем объеме экспортных поставок Республики Бурятия составила 7% (40,2 млн.долл. США) с небольшим ростом стоимостных объемов на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С учетом введения с сентября прошлого года тарифных квот на вывоз круглого леса продолжается снижение его экспорта (на 40% к уровню прошлого года в физическом измерении). При этом экспорт пиломатериалов стабильно, с хорошей ежемесячной динамикой, растет (на 7% к уровню прошлого года в физическом измерении). Год работы в ВТО показал, что критические ситуации имеются в отдельных секторах сельского хозяйства России и для успешной конкуренции российских сельхозпроизводителей в условиях Всемирной торговой организации Минсельхоз РФ усилит помощь производителям риса, свинины, мяса птицы, яиц и молока. Об этом было заявлено министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым. В целях минимизации негативных последствий для экономики Республики Бурятия в условиях вступления России в ВТО, Правительством Республики Бурятия реализуется План мероприятий по адаптации экономики и социальной сферы Республики Бурятия к условиям членства РФ во Всемирной торговой организации. С учетом требований Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в республике разработаны и утверждены постановлением Правительства РБ от 5 апреля 2013 г. № 178 порядки предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса. Введено новое мероприятие - «субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства», которое заменило компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, и трансформировалось в поддержку на гектар посевной площади. Предусмотрены субсидии на литр реализованного товарного молока, при условии поставки на перерабатывающие предприятия сырья не ниже первого сорта. На фоне сокращения прямого субсидирования затрат на производство сельхозпродукции, увеличивается объем государственной поддержки региональных экономически значимых программ. Минсельхозпродом Республики Бурятии были разработаны и представлены на федеральный уровень 12 региональных экономических значимых программ, каждая из которых направлена на обеспечение республики определенным видом сельхозпродукции. Девять программ прошли конкурсный отбор и приняты к софинансированию из федерального бюджета: ) «Развитие птицеводства в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы», ) «Развитие потребительской кооперации и логистических центров в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы», ) «Развитие переработки и сбыта продукции животноводства в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы», ) «Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения в Республике Бурятия на 2013 - 2017 годы», ) «Производство картофеля в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы», ) «Развитие мясного скотоводства на 2013-2015 годы», ) «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока на 2012-2014 годы», ) «Развитие мелиорации земель в Республике Бурятия на 2012-2014 годы», ) «Развитие овцеводства в Республике Бурятия на 2013-2015 годы». В 2013 году на реализацию мероприятий РЦП «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено финансирование из двух уровней бюджета около 520 млн. рублей. По состоянию на 01.07.2013г. по действующим республиканским программам из двух уровней бюджета перечислена государственная поддержка в общей сумме 334,6 млн. руб., в т.ч. РБ - 119,7 млн. руб., ФБ - 214,9 млн. руб. В целях создания «равномерно-пространственной», учитывающей особенности Республики Бурятия и Сибири в целом, системы расселения в регионе реализуется Республиканская целевая программа «Развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы», которая предусматривает комплекс мер на основе адресности государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, ведущим деятельность в малых селах в размере 50% от затрат по шести направлениям. В 2013 год распоряжениями Правительства России от 18.03.2013 г. №374-р, №375-р доведен лимит средств федерального бюджета: семейные животноводческие фермы ФБ - 17,806 млн.руб., республиканский бюджет - 8,0 млн.руб., итого 25,806 млн.руб. поддержка начинающих фермеров ФБ -41,083 млн.руб., республиканский бюджет - 10,500 млн.руб., итого 51,583 млн.руб. Из 168 заявлений на участие в подпрограмме, победителями признаны 44 главы начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств и 4 семейные животноводческие фермы на базе К(Ф)Х. Помимо этого, прорабатывается вопрос дополнительного финансирования в связи с отнесением Республики Бурятия к неблагоприятным регионам для ведения сельского хозяйства. Это- дополнительное преимущество для Бурятии. Признав территории неблагоприятными, можно затрачивать средства на их развитие, так как ВТО не закрепляет положения относительно ограничений на неблагоприятное земледелие. Обеспечение перехода на инновационный путь развития агропромышленного комплекса на основе технико-технологического перевооружения производства является одной из основных задач стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия. Предприятия пищевой промышленности республики для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции активно проводят техническое перевооружение производств, привлекая для этого кредитные ресурсы коммерческих банков. Ежегодные инвестиции в основной капитал составляют до 300 млн. рублей. Предприятиям оказывается содействие в получении финансовой, налоговой и имущественной поддержки. Учитывая тот факт, что открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве товаров, по которым есть сравнительные преимущества, необходимо определиться в приоритетах этого направления. На наш взгляд, это должно быть мясомолочное скотоводство и овцеводство, как традиционные отрасли для Бурятии и производство овощей и картофеля, необходимые для обеспечения продуктами питания местного населения и туристического потока. Республика может полностью себя обеспечить овощной продукцией. Исторически славившиеся выращиванием, когда-то Бичурский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы, могли бы вытеснить на 100% с рынка заграничные поставки лука и чеснока. В перспективе основной упор будет сделан на эффективно функционирующие организации, реализующие крупные инвестиционные проекты. Уже сейчас в республике реализуется инвестиционные проекты стоимостью более 7 млрд. рублей, за счет которых планируется довести долю сельхозорганизаций в общем объеме продукции до 35%. Реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе направлена в первую очередь на полную обеспеченность потребности населения республики в продовольственных товарах местного производства. Критических темпов увеличения импортной продукции на рынке Бурятии не наблюдается. Динамика роста объемов импорта сохраняется в рамках ежегодной динамики. .2 Анализ и способы уменьшения негативных последствий от вхождения в ВТО для регионального производства Очевидно новая ситуация на рынке, новый передел рынков будет характеризоваться следующими процессами: . При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. . Ожидаемые действия зарубежного конкурентного бизнеса по захвату российского рынка: а) попытки работать строго в рамках законодательства; б) вывод на рынок новых торговых марок, качественных и доступных; в) увеличение рекламы, в том числе имиджевой; г) более лояльное отношение к штату сотрудников, включая нанимаемых из числа россиян; .Усиление конкуренции, выход качественных товаров, продвижение зарубежных торговых марок повлечет: а) заметное падение российского производства в наиболее уязвимых отраслях, вплоть до банкротств, в первое время - 1-3 года на фоне растущего импорта; б) повышение роли маркетинга в деятельности компаний; в) рост рекламного давления на потребителей, и как следствие - рост цен на рекламу, объемов продаж рекламы; .Жизнеспособные предприятия будут вынуждены срочно повышать конкурентоспособность производимой продукции, вкладывать значительные средства в развитие и маркетинг. Это включает в себя комплекс следующих мер: а) антикризисные меры - наиболее свойственны для предприятий с неэффективным менеджментом, бывшие советские предприятия, которые сумели выжить в ходе рыночных реформ - применяются по мере возникновения проблем со сбытом: сокращение производства, увольнения сотрудников, снижение цен на продукцию; б) стратегические меры - наиболее свойственны для предприятий с эффективным менеджментом, применяются заблаговременно: снижение себестоимости - перевод производства на новые технологии и переоборудование, направленное на повышение производительности и эффективности работы оборудования, оптимизация бизнес-процессов с целью повышения производительности, уменьшение энергопотребления - переход на энергосберегающие технологии, повышение качества, контроль качества (TQM), сертификация по ISO, удовлетворение спроса - повышение роли маркетинга в деятельности компании, повышение удовлетворенности клиентов, борьба за лояльность клиентов, активное создание сильных торговых марок, продвижение брендов, инвестиции в продвижение и рекламу. В настоящее время российские предприятия значительно отстают от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не могут конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с зарубежными кампаниями в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Поэтому в ближайшее время использование современных управленческих технологий станет "билетом в завтрашний день". Отказываться сегодня от них так же неразумно, как, скажем, отказаться от компьютеров. После внедрения современных управленческих технологий существенно повышается прибыльность и прозрачность предприятия, что значительно увеличивает его шансы на привлечение инвестиционных ресурсов, которые могут быть направлены на модернизацию производства и расширение бизнеса. Чем государство может реально помочь Бурятии кроме переговоров с ВТО о размерах пошлин и внутренних ценах на энергоносители? Государство должно определить приоритетные отрасли и защитить их от дешевого импорта. Например: проинвестировать качественный рывок в наименее конкурентоспособных и уязвимых отраслях, таких как сельское хозяйство, имеющих наименьшие шансы на выживание после вступления в ВТО, проводить компанию «Покупайте Бурятское» для поднятия имиджа бурятского производства. Необходимо стимулировать в Бурятской экономике увеличение расходов на маркетинг и интеллектуальный потенциал (управленческие технологии, ноу-хау и т.д.) - образовательные программы. мясопродукт экономика рынок либерализация Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения длительных переговоров и урегулирования разногласий из членства во Всемирной торговой организации Россия может извлечь ряд преимуществ. Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая. По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл. Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий. С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. В-четвертых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. До вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации. Следует отметить, что часто товаропроизводители, свои просчеты сваливают на ВТО. Однако, те проблемы, которые существуют у бурятских производителей (низкое качество товаров, энергозатратное производство, неумение эффективно работать на прозрачных рынках и т. п.), порождены не ВТО, а всем предшествующим ходом развития экономики. Сначала за железным занавесом СССР, а потом в тепличных условиях неконкурентного полузакрытого рынка. Список использованных источников 1. Основные показатели сельского хозяйства России в 2011 году. . Документы Министерства экономического развития РФ «Об обязательствах России по доступу на рынок товаров» . Все флаги в гости будут к нам//Бизнес журнал (Москва) №12, 2011 . Российская газета - Экономика "Аграрно-промышленный комплекс" №5479 (103) . Достаточно сильны для ВТО // «Эксперт» №46 (779) 21 ноября 2011 ) . «Коммерсант» 7. «Всемирная торговая организация и Россия». М., 2006. С. 8. . ВТО: Каких изменений нам ждать? . Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: Экономика,. - 2002. . Алиева Э.Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране // Финансы и кредит. - 2007. - №28. - С. 61-66. . Вечканов Г.С. Актуальные проблемы вступления России во Всемирную Торговую Организацию // Вестник ИНЖЭКОНА, серия «Экономика». - 2007. - Вып. 4. - С.71-81. . ВТО: право и система: Учебное пособие / Под ред. В.М.Шумилова. - М.: Проспект, 2006 - 209 с. . Гринберг Р.С., Татаркин А.И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. - М.: Экономика, 2007. - 534 с. . Иванов И. Россия на пороге ВТО // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №8. - С. 3-15. . Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // Международная экономика. - 2008. - №4. - С.41-52. . Смитиенко Б., Рулина Е. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации // Международная экономика. - 2008. - №5. - С. 5-10. . Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №5. - С. 3-18. . Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? //Левая политика - 2009. - № 9 - С. 38-55. . Чарльз Кловер. Россия и ВТО: дожидаться стоило // Financial Times -InoPressa.ru - 8 декабря 2010. 20. В.С. Паньков «Россия и ВТО» // Золотой Лев - №144-145 . Составлено по базе данных внешнеторговой статистики Центра международной торговли (Intracen). Скачать архив (179.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |