Главная » Экономика

Отношения России и ВТО

Введение

Актуальность темы исследования. Завершился переговорный процесс о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), которая на сегодняшний день является наиболее влиятельной структурой, регулирующей мировую торгово-экономическую политику и связанные с ней аспекты других форм международных отношений.

Активизация данного процесса в начале XXI в. стала одним из событий, ознаменовавших начало нового периода в развитии России и явившихся причиной развернувшихся внутриполитических баталий. О необходимости скорейшего вступления России в ВТО неоднократно заявляли представители власти, включая Президента Российской Федерации; о негативных последствиях этого шага много и активно говорили представители бизнес-сообщества.

Острая дискуссия вокруг вступления России в ВТО стала основой для большого числа исследований, затрагивающих, прежде всего, экономические и юридические аспекты данного вопроса. Политические же проблемы, сопутствовавшие переговорному процессу, поднимались в литературе очень редко. При этом существующие работы, затрагивавшие политические аспекты этой проблемы, либо со временем частично теряли свою актуальность, либо затрагивали лишь узкие сферы переговорного процесса и его составляющих.

Целью настоящего исследования является проведение политологического анализа мнений сторонников и оппонентов по вопросу вступления Российской Федерации во всемирную торговую организацию, а также составление прогноза экономики России, как участника ВТО.

Для достижения поставленной цели в работе решались задачи следующего характера:

. определение понятия Всемирной торговой организации, ее структуры, целей и задач;

. оценка политический мнений по вопросу вступления России в систему ВТО;

. раскрытие взаимоотношений Российской Федерации и ВТО;

. составление прогноза экономики России после вступления в ВТО.

В целях объективного и многостороннего изучения поставленного вопроса, были использованы и проанализированы различные источники, в целом раскрывающие ход и отдельные аспекты переговорного процесса. В ходе исследования был изучен широкий круг литературы известных авторов: С.И. Долгова, И.И. Дюмулен, Н.Н. Ливенцова, Е.В. Скурко, К.В. Юдаева, В.М. Алчинова и др.

Структура курсовой работы определена целью, задачами исследования, состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка использованной литературы.

1. Теоретические и правовые основы

1.1 Всемирная торговая организация и ее структура

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась в процессе проведения в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры.

Последний раунд - 1986-1994 гг., т.н. «Уругвайский раунд», - привел к созданию Всемирной организации, которая значительно расширила сферу действия Генерального соглашения по тарифам и торговле, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система Генерального соглашения по тарифам и торговле, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации

предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

Всемирная торговая организация функционирует во многом так же, как и Генеральное соглашение по тарифам и торговле, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле.

К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель Всемирной торговой организации состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. [14]

торговый всемирный экономика

1.2 Основные соглашения, принципы и правила всемирной торговой организации

Страны-члены Всемирной торговой организации взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Ключевые принципы Всемирной торговой организации были впервые сформулированы в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

Различают два фундаментальных принципа Генерального соглашения по тарифам и торговле:

1.      Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке;

2.      Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и

национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц. [5,17]

Принципы более свободного экспорта и импорта услуг были впервые документально закреплены в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Члены Всемирной торговой организации берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под интеллектуальной собственностью понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.

Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов Всемирной торговой организации подвергается регулярному рассмотрению; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран - членов организации.

Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, система ВТО положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах - членах а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы Всемирной торговой организации проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Система Всемирной торговой организации, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.

Ассортимент всех услуг и товаров, как импортных, так и отечественных расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

По мнению экспертов, вступление стран в ряды Всемирной торговой организации несет в себе ряд значительных преимуществ для национальной экономики. Понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. После Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния. [14]

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Применение принципов Всемирной торговой организации позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

Приток капитала в страну создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. Присоединение к системе Всемирной торговой организации помогает избежать спорных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений импортных квот, влечет за собой опасность коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и получение сверхприбыли компаниями-импортерами. Сейчас во Всемирной торговой организации ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, то есть обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана. [7,408]

Система Всемирной торговой организации уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников Всемирной торговой организации.

Торговая система Всемирной торговой организации помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

В данной главе рассмотрена структура ВТО, основные соглашения, принципы и правила организации, а также положительные результаты экономической деятельности государств, вступивших в ГАТТ/ВТО. Следующая глава посвящена взаимоотношениям России со Всемирной торговой организацией, будут проанализированы мнения экспертов по вопросу вступления нашей страны в данную организацию.

2. Взаимоотношения России и ВТО: «за» и «против»

 
2.1 Вступление России в ВТО: «за» и «против»

Уже на протяжении более 5 лет не угасают споры по вопросу вступления России в систему Всемирной торговой организации. При этом главный аргумент в пользу вступления России в ВТО сводится к тому, что часть ограничительных (антидемпинговых) мер на внешних рынках будет снята в отношении продукции отечественных предприятий (прежде всего металлургических, многие из которых являются активными лоббистами вступления в ВТО). Предполагается, что данный факт будет способствовать международному престижу России или даст ей корпус современного делового законодательства. Оппоненты считают, что Россия имеет остаточный потенциал достаточно автономного, самодостаточного народнохозяйственного комплекса, внутренний рынок с огромным потенциалом, на который рвутся внешние игроки - все это делает позицию России в отношении участников международной торговли потенциально сильной, способной устанавливать свои условия открытости, участия в международном разделении труда. Необходимо учитывать, что основные статьи российского экспорта - оружие, энергоносители - почти вообще никак не регламентируются правилами Всемирной торговой организацией, причем Россия заинтересована в том, чтобы ограничивать сам экспорт посредством таможенных пошлин. Но, вступив в ВТО, она уже не сможет свободно устанавливать те пошлины, которые считает нужными, на экспорт энергоносителей, не в силах будет сдерживать рост цен на внутреннем рынке и обеспечивать приоритет внутреннего энергопотребления. Поэтому Россия не относится к числу тех стран, которые жизненно заинтересованы во вступлении во Всемирную торговую организацию. В отличие от Китая и Южной Кореи, которые являются глобальными сборочными цехами, индустриальными фабриками всего мира, или таких окраинных регионов, как Латинская Америка, которые нуждаются в открытии западных рынков для себя. [8,59]

Единственная возможность России выжить после вступления во Всемирную торговую организацию состоит в том, чтобы понять, по каким технологическим отраслям ей нужно обязательно сохранить приоритет и стать в них мировыми лидерами. И ВТО необходимо национальному государству не для того, чтобы получать прибыль больше той, которую оно имеем сегодня. А для того, чтобы иметь возможность восстановить, а может быть, и создать новые высокотехнологичные отрасли, с помощью которых Россия сможет выйти на мировые рынки. Главная задача, которая стоит по теме вступления нашего государства в систему Всемирной торговой организации - это не оценка текущих выгод, а то, какие отрасли мирового уровня Россия хочет иметь через 5-7 лет.

После присоединения Российской Федерации к ВТО ожидается повышение внутренних цен на энергоносители, что является одним из основных требований Европейского Союза. Газовики и нефтяники активно лоббируют вступление во Всемирную торговую организацию на этих условиях, потому что для них появляется возможность, во-первых, потребовать через ВТО ликвидации экспортных пошлин, что нанесет колоссальный удар по бюджету страны и позволит им контролировать цены на внутреннем рынке. И второе: они при помощи Всемирной торговой организации будут регулировать повышение внутренних цен на энергоносители, что уже происходит на сегодняшний день.

Членство России в ВТО не ограждает государство от новых санкций, а лишь предоставляет возможность пытаться использовать внутренний арбитраж Всемирной торговой организации - вместо отдельных судебных дел с конкретными импортерами - для снятия торговых барьеров. Но при этом, кстати, потеряют значимость и решения российских судов в отношении иностранцев. Причем решения ВТО уже будут носить для России обязательный характер. Например, государство уже не сможет ввести ограничения в отношении ввоза в Россию некоторых продуктов с Украины, хотя это противоречит духу Таможенного союза.

Россия и сейчас фактически является полноценным игроком на мировом рынке - у нее заключены двусторонние соглашения по режиму наибольшего благоприятствования со странами дальнего зарубежья и соглашения о свободной торговле со странами ближнего зарубежья. Кроме того, возникает ситуация, когда Россия может выиграть от Всемирной торговой организации, не являясь ее членом, в результате процесса снижения таможенных пошлин и открытия рынков внутри организации, которые могут быть полезны и странам - не членам ВТО.

Оппоненты утверждают, что от снижения импортного тарифа конечный потребитель может и не выиграть, так как большой вопрос, как и насколько при этом изменятся потребительские цены. Существует вероятность и того, что они не снизятся в магазинах (для покупателей), вполне возможно, что экономия на таможенных тарифах лишь увеличит выручку импортеров.

Есть еще и обратная сторона проблемы - косвенные потери, ужесточение условий для отечественного производителя, которые могут привести к свертыванию производства и экономическим потерям основной массы населения, это на самом деле гораздо важнее. Например, при вступлении России во Всемирную торговую организацию должна увеличиться конкуренция в автомобилестроении. Нельзя не заметить, что за 15 лет машиностроение, с которым связаны все остальные сегменты экономики - добывающий, обрабатывающий и потребительский секторы, не просто не реструктурировано, оно вообще деструктурировано.

Стоит отметить, что подавляющее большинство граждан Российской Федерации не имеют представления о том, что означает для страны принятие норм Всемирной торговой организации. Более того, даже большинство хозяйственных руководителей не могут оценить выгод и потерь, которые понесет от вступления в ВТО хотя бы их собственное производство.

Оппоненты утверждаю, что главное прямое воздействие норм Всемирной торговой организации окажет на отечественную производственную систему. Основная часть промышленности, за исключением сырьевой, а также значительная часть сельского хозяйства после вступления России в ВТО обанкротятся и будут ликвидированы.

Обязательной нормой ВТО, которая не подвергается обсуждению, является отказ государства от избирательной поддержки отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, льготных цен, налогов и т.д. Сейчас такая поддержка государства позволяет отечественному производителю удерживаться на грани жизни и смерти, выдерживая конкуренцию более сильного зарубежного производителя. Если бы Российская Федерация в ее нынешнем состоянии действительно выполнила это условие Всемирной торговой организации, она моментально потеряла бы все современные, технологически передовые отрасли производства. А значит, она утратила бы всякие шансы на выход из кризиса и восстановление народного хозяйства.

2.2 Россия и Всемирная торговая организация

августа 2012 года Российская Федерация спустя 18 лет переговоров стала 156-м полноправным членом Всемирной торговой организации.

Политическое решение о вступлении в ВТО российским правительством было принято уже давно принято. Однако реализовать это решение России оказалось очень сложно - во многом, из-за позиции и политики противодействия правительства США этому шагу. Основное препятствие и точка преткновения между Россией и США в этом вопросе - это условия вступления в ВТО. Вокруг них и разворачивались основные политические интриги и спекуляции.

Политические переговоры были осложнены требованиями о принятии дополнительных обязательств. Например, в сфере ценообразования либо доступа к природным ресурсам. Россия должна была оценивать не только их системную приемлемость, но и последствия для будущего баланса прав внутри ВТО. Правительство России определило условия доступа на рынки некоторых товаров, например мяса, самолетов, автомобилей, услуг, в том числе финансовых или транспортных, многих системных вопросов, таких как деятельность государственных предприятий или естественных монополий. Правительство сейчас проводит в этих сферах более либеральную политику, но, если потребуется, сможет ее ужесточить без ущерба для своих обязательств в ВТО. Другая непростая тема - разрешенные объемы поддержки сельского хозяйства. Россия не соответствовала требованиям ВТО в этой области: нужны были переходные периоды по другим направлениям, которые были связаны с реализацией крупных проектов, например в автопроме.

К осени 2012 года будет разработана стратегия защиты национальных интересов России в ВТО. Одна из приоритетных задач на сегодняшний день - поддержка скорейшего присоединения к Всемирной торговой организации, а также помощь присоединения к системе Белоруссии. А также намечена работа по снятию ограничений против российского экспорта.

Стоит отметить, что в период проведения переговоров по вопросу

вступления России в ВТО разгорелось немало споров. Страна разделилась на 2 лагеря: одни выступаю «за», другие «против». Однако правительством страны принято окончательное решение о членстве нашего государства во Всемирной торговой организации, поэтому в следующем разделе будет предложен предварительный прогноз развития российской экономики.

2.3 Прогноз экономической обстановки России - члена Всемирной торговой организации

Философия, лежащая в основе ВТО в пользу открытой системы торговли, базируется на международных согласованных правилах, в её основе лежит главным образом коммерческий здравый смысл.

Все страны обладают ресурсами - людскими, промышленными, природными, финансовыми, которые они могут использовать для выпуска товаров и услуг для потребления на внутреннем рынке или выхода с ними на международные рынки, вступая в конкуренцию с другими поставщиками.

То есть основной посыл - производить более качественную продукцию максимально экономически эффективно, в таком случае в системе координат ВТО предприятие успешно и продукция пользуется устойчивым спросом.

Международные крупные корпорации десятилетиями отрабатывали бизнес - модели работы в условиях реальной рыночной конкуренции. Помимо работы на технологически новом оборудовании, они достигают конкурентоспособной себестоимости продукции эффектом масштабирования, четко поставленными процессами управления проектами, процессами, персоналом. При наступившем сценарии замедления мирового потребления и наступившего периода стагнации, корпорации активно ищут новые рынки и сегменты сбыта. [11]

В условиях работы в рамках ВТО Россия будет вынуждена убрать заградительные таможенные пошлины на ввозимые товары, оборудование, материалы, предоставить свободный доступ на рынок зарубежным компаниям. Все это, безусловно, вытеснит часть российских производителей и повлечет снижение их выручки.

Не стоит забывать, большинство российских предприятий работает на морально устаревшем технологическом оборудовании, с практически выработанными ресурсами, стоимость заимствования средств начинается от 12% годовых, стоимость персонала, энергии, приближается к мировым. т.е. себестоимость продукции морально устаревшей продукции не вписывается в рамки свободных рыночных отношений.

В условиях сложившейся динамики снижения стоимости сырьевых товаров (нефть, газ), активно экспортируемых российскими нефтегазовыми компаниями, которые являются основными налогоплательщиками, возможности у государства на субсидии не сырьевым предприятиям сокращаются.

Таможенный союз уже обновил импортные пошлины - на 90% они пока не меняются. Изменения в первую очередь коснулись повышавшихся в кризис 2008-2009 годов ставок, которые возвращаются на исходный уровень. Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%.

Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок - восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов. Наибольшие перемены коснутся продуктов, в частности мяса и молока. Животноводы уже ожидают снижения цен на свою продукцию и намерены добиваться от властей защитных мер.

К проблемным в свете вступления в ВТО отраслям относят также автопром, сельхозмашиностроение, легкую промышленность. Правительство сейчас разрабатывает меры по их адаптации к новым условиям, сохраняя финансовую поддержку и переформатируя прежние программы помощи. В Минэкономразвития отмечают, что Российская Федерация не выбирает и еще долго не выберет разрешенные по соглашению объемы поддержки.

В выигрыше окажутся некоторые экспортные отрасли. Так, с момента присоединения к ВТО Евросоюз должен отменить квоты для России на поставки металлургической продукции. В три раза увеличены квоты на экспорт из России сосны и ели в 2013 году. Правительство уже утвердило ставки экспортных пошлин на российские товары, приведя их в соответствие с обязательствами по ВТО. Ставок вывозных пошлин на газ, нефть и ряд нефтепродуктов изменения не касаются.

Власти указывают на упрощение таможенных процедур - только от этого выгода российского бизнеса составит 18 миллиардов долларов. По оценке Всемирного банка, вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% валового внутреннего продукта (ВВП) в год, а через десять лет - за счет позитивного влияния на инвестиционный климат - выгода может увеличиться до 11% ВВП (около 162 миллиардов долларов).

Потребителям в Минэкономразвития обещают удешевление импортных и отечественных товаров. Однако опрошенные агентством «Прайм» эксперты считают, что снижение пошлин на ряд продуктов может привести к расширению их ассортимента, но значительного снижения цен не ожидается. Они будут стабилизироваться на фоне общемировой тенденции к удорожанию продовольствия. По прогнозу Минэкономразвития уровень инфляции повышается до 7%. Основные причины две: продовольственный фактор и ослабление рубля. Прогноз по среднегодовой цене на нефть, основной товар российского экспорта, также будет понижен - до 109 долларов за баррель со 115 долларов. Министерство также признало, что в этом году отток капитала из страны может превысить 50 миллиардов долларов.

Прогноз по росту инвестиций был уменьшен до 6,6%. Тем не менее, министерство уверено, что прямое повторение кризиса 2008-2009 годов России не грозит. По данным Минэкономразвития дефицита федерального бюджета в 2012 году не будет. Эксперты ожидают отток капитала на уровне 80-100 миллиардов долларов по итогам года. Эксперты прогнозируют и несколько более серьезное ускорение инфляции - до 7,5-8%, объясняя это плохим урожаем во всем мире и понижением курса рубля в первом полугодии. Некоторые из них напоминают об ожидающемся после вступления России в ВТО снижении цен. В целом эксперты согласны с мнением Минэкономразвития, что краха российской экономики не будет, но прогнозируют замедление роста ВВП в 2012 году до 3-3,5%.

        
        
Заключение

С большой уверенностью можно утверждать, что процесс присоединения России к Всемирной торговой организации будет ассоциироваться в истории с эпохой президентства Владимира Путина, которому приписывается интенсификация в развитии данного направления. Многие особенности, присущие путинской политике, находили свое отражение и в ходе переговорного процесса. Среди них централизация основных механизмов принятия решений и стремление к укреплению государственной позиции, а также снижение роли неформальных центров влияния.

Эффективность системы ГАТТ/ВТО подтверждается многолетним опытом функционирования и отсутствием альтернатив. Заложенные в системе организации правила и нормы основаны на многолетнем опыте совершенствования торгово-экономической политики.

Многолетний опыт функционирования системы ГАТТ/ВТО, а также факт отсутствия ее прямых аналогов позволяют утверждать об эффективности данной организации. Опыт, полученный российской стороной в процессе взаимодействия с системой, позволяет говорить о наличии достаточного представления о методах эффективного продвижения стратегических интересов внутри организации.

В курсовой работе были рассмотрены мнения многих экспертов, выступающих «за» и «против» вступления нашей страны в систему ВТО. Нельзя не отметить, что 22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации, а это в свою очередь означает, что обратного пути нет. Правительство приняло и осуществляет план по приспособлению экономики к условиям ВТО, разработан пакет законопроектов по поддержке отраслей, где существуют наибольшие риски. Стоит обратить внимание на то, что сложнее всего будет выжить в новой экономической системе автомобильной промышленности, сельскому хозяйству, сельхозмашиностроению, легкой промышленности.

Потери бюджета России от снижения импортных пошлин после присоединения к ВТО в 2013 г. составят 188 млрд. руб., в 2014 г. - 257 млрд. руб. Россия при вступлении в ВТО оговорила право направлять на субсидии сельскому хозяйству до $9 млрд. в год, что значительно выше реальных потребностей отрасли. На 2013 г. поддержка агропромышленного комплекса составит $5 млрд. Правительство считает, что важную роль для защиты экономики сможет сыграть курсовая политика. Так, снижение курса рубля на 1% повышает уровень тарифной защиты на 0,92%. Например, за май рубль ослаб на 15%, что равносильно повышению тарифных ставок примерно на 2%.

Но система ВТО создает предпосылки для экономического развития страны, при этом, возможные издержки диктуются конечными договоренностями. Россия обладает высоким потенциалом для продвижения собственных интересов на мировой арене через систему ВТО, что представляется возможным при наличии эффективной политико-экономической стратегии. Значение членства в ВТО будет увеличиваться по мере развития процессов глобализации в экономике. При этом участие в ВТО не окажет негативного влияния на интеграционные процессы в рамках Содружества независимых государств.

В заключении стоит отметить, что поставленные цели и задачи курсовой работы достигнуты.

Список используемой литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: «Юристъ», 2008;

2.      Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et contra, 2009, Т.7., №2;

3.      Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений // Избранные труды в 3-х томах. М: Научная книга, 2007-2008;

4.      Булатов А.С. Мировая экономика. - М.: «Экономистъ», 2007;

5.      Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2009;

6.      Горбань М.И., Гуриев С.М, Юдаева К.В., Россия в ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. М: 2010. №2;

7.      Дайнеко А.В. Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления - Мн.: Дикта, 2011;

8.      И.В. Зенкин. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения. 2007;

9.      GATS - fact and fiction // World Trade Organization, Geneva - 2007;

10.    Trading into the future // World Trade Organization, 2nd Edition Revised, Geneva - 2008.

11.     Д. Колчин «Российская экономика после вступления в ВТО: прогноз». Электронный ресурс. Точка доступа: http://finam.info/news/rossiyskaya-ekonomika-posle-vstupleniya-v-vto-prognoz/ (дата обращения 20.09.2012 г.);

12.    Мантусов В.Б., Мишаков С.С. Страны СНГ в ВТО: процесс вступления, проблемы, перспективы. - М.: Наука: Флинта, 2009;

13.    Ситников В.О., Цыкало В.В., Черный В.В. Россия на пути во Всемирную Торговую Организацию. - М.: Научная книга., 2010;

14.    Официальный сайт ВТО. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wto.ru/chto.asp? f=history&t=8 (дата обращения 20.09.2012 г.);

15.    Научная библиотека диссертаций disserCat. Электронный ресурс. Точка доступа: http://www.dissercat.com/content/politicheskie-aspekty-vstupleniya-rossii-v-vto#ixzz27e0oRDj2 (дата обращения 27.09.2012 г.)


Скачать архив (18.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: