Главная » Экономика |
Оглавление Введение Глава 1. Социально-экономическая система Франции 1.1 "Социально-экономическая политика": основные понятия и определения 1.2 Французская социально-экономическая модель 1.5 Современные изменения в социально-экономической модели Франции 1.3 Французская партийная система и итоги французских выборов 2007 года 1.4 Предвыборная платформа Саркози Глава 2. Итоги правления н. саркози: проблемы, перспективы 2.1 Экономический кризис 2008 г. и его последствия в экономике Франции 2.2 Подведение итогов Н. Саркози Заключение Литература Введение "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". ст. 25 Всеобщей декларации прав человека Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Федор Михайлович Достоевский К середине 20-го века многие страны подвергли изменению проводимую экономическую политику, в сторону ее социализации, что объяснялось объективными причинами глобального экономического развития. В это же время стали возникать новые модели экономических систем, в том числе и социальная рыночная экономика. Дальнейшее развитие социально-рыночного направления экономики получило продолжение и стало одним из фундаментальных в экономической эволюции общества. Это определило большой интерес, как научного сообщества, так и практиков к теоретическому обоснованию социального направления развития экономических систем. Характерной особенностью социальной экономики является то, что используются методы и механизмы, направленные на рост уровня жизни населения, его социальную защиту, а высокий уровень жизни, в свою очередь, становится ресурсом дальнейшего развития экономики. Основная особенность экономики Франции определяется выбором социально-экономической модели. Французскую принято называть дирижистской, или этатистской (от французского "Etat” - государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Этатистская модель французской экономики, централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий и быстрый рост социальной сферы. Вместе с тем стало ясно, что в условиях европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде французской социально-экономической модели с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором уже невозможно. Интенсивное государственное вмешательство обусловило зарегулированность экономики. Во второй половине 80-х гг. началось реформирование французской социально-экономической модели, направленное на либерализацию экономики. В условиях европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде французской социально-экономической модели с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором стало невозможно. В силу сказанного комплексное проблемы, связанные с социальной экономики находятся постоянно в центре внимания ученых и практиков. Степень изученности рассматриваемой проблемы характеризуется наличием публикаций в экономической и специальной литературе, периодических изданиях, а также различных исследованиях Изучение экономических и социальных процессов происходящих в обществе, как фактора решения экономических проблем, и сама тема дипломной работы являются актуальными. Объектом настоящего исследования является социально-экономическая политика Франции в 2007-2012. Предметом Основные направления социальной политики Франции, реализация которых определяет социальную сферу социального государства. Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, определить основные принципы модели социального государства Франции и разработать мероприятия направленные на совершенствование ее социальной политики. Хронологические рамки работы охватывают период: конец XX века - начало XXI века. Поставленная цель выпускной работы предопределила изучение следующих исследовательских задач: · исследовать и раскрыть понятия: "социально - экономическая политика", социально-экономическую сущность социальной экономики, ее функции и основные направления социально-экономической политики Франции; · дать характеристику современному состоянию экономики Франции и высказать рекомендации и предложения по ее совершенствованию. Теоретико-методологическая база Выводы и основные положения выпускной работы базируются на фундаментальных теоретико-методологических разработках, отраженных в трудах отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования, основ функционирования рыночной экономики, социального государства и социальной политики. Настоящая работа подготовлена на основе научной и специальной литературы, многочисленных материалов в Интернете. При разработке теоретических и методологических основ исследования использовались методы анализа и синтеза, исторического и логического, метод научной абстракции, статистические методы, методы дедукции и индукции. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Глава 1. Социально-экономическая система Франции Социальная политика - одно из важнейших направлений внутренней политики государства, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Социальная политика выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. Любое государство в той или иной степени социально, так как по мере возможности оно стремится к улучшению уровня жизни населения. Элементы социальной политики присутствуют в каждой экономике. Доказано, что на социальную политику, в первую очередь, влияет фактор экономического роста, который измеряется ростом ВВП, социальная политика является фактором экономического роста, поскольку экономический рост, не сопровождающийся ростом благосостояния основной массы населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности. Социальная политика и экономика две неразрывные части одного целого, они существуют во взаимосвязи и взаимозависимости. Проблемами социальной политики занимались всегда и во всех обществах. Однако повышение роли социальных функций государства стало очевидным к середине XIX в., что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. "Социальное государство" следует рассматривать как логическое завершение эволюции демократического государства как такового. Если XVIII век дал основание гражданским правам человека, XIX век добавил к ним политические права, то XX век придал контурам государства законченность, созидая и обосновывая фундаментальные и всеобщие социальные права индивида. Именно так появляется новый проект современного государства, новый "идеальный тип" - социальное государство. Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е. каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т.д. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека: экономическая политика франция саркози 1. Социальное государство - это современный тип правового государства. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. 2. Социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. . Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма. . Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. . Наличие развитого социального законодательства. Закрепление формулы "социальное государство" в Конституции страны. Становление социального государства прошло ряд этапов от этапа становления социального государства с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в. С конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия, которое возникло благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50-60-е годы. С начала 80-х до середины 90-х годов можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы. Это время ухудшения экономической и демографической ситуации. С середины 90-х годов начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства. Начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства. Важнейшим инструментом социального государства является социальная защита - элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Социальная защита должна охватывать всех жителей и все слои населения. Ее основная цель - создание комфортных условий для всех и каждый гражданин должен получить от государства те социальные услуги, в которых он нуждается. Это может достигаться за счет систем законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудного вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан. Система социальной защиты строится на определенных социальных обязательствах государства - законодательно закрепленная совокупность социальных благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления. Конституции многих государств содержат обширные перечни социальных обязательств. Наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь и др., что в целом определяет социальное обеспечение - составную часть социальной защиты. Термин "социальное обеспечение" получил распространение во всемирном масштабе после принятия в 1948 г. Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека. Согласно ст.22 Декларации, подписанного и ратифицированного большинством стран мира, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Система социального обеспечения, созданная во Франции, считается одной из лучших в мире. Особенность французской системы социальной защиты Франции - сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы, превышающая средний уровень по ЕС. Право на социальное обеспечение - одно из социальных прав человека, закреплено в статье 12 Европейской социальной хартии, в статье 9 МПЭСКП. Правовая подсистема социального обеспечения во Франции состоит из нормативных правовых актов различной юридической силы, действующих в сфере социального обеспечения. На вершине находится Конституция Французской Республики. В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: "Каждый обязан работать и имеет право на получение должности". В основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В правовую подсистему входят акты различных международных организаций: документы, принятые Организацией Объединенных Наций; Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда; акты Совета Европы; акты Европейского Союза. Законодательную базу данной отрасли права и главный источник составляет Кодекс Социального Обеспечения. Он содержит все основные правовые нормы, регулирующие функционирование системы социального обеспечения. На поиск вариантов решения социальных и экономических проблем, обоснование механизмов их реализации направлена социально-экономическая политика направлена социального государства. Большое внимание уделяется также оценке экономических и социальных последствий ее внедрения. Она формируется с учетом как общеэкономических закономерностей развития (учитывается накопленный зарубежный опыт), так и специфических условий каждой страны (региона, города). С учетом данного определения можно сформулировать следующие направления социально-экономической политики Франции. . Экономическая свобода, возможность экономических субъектов выбирать сферу деятельности. 2. Экономический рост, обеспечение высокого уровня качества жизни населения. . Полная занятость, удержание безработицы на естественном уровне. . Стабильность цен, сохранение финансовой стабильности, предотвращения роста инфляции. . Социальная стабильность, социальная защита населения, создание условий для обеспечения социального прогресса. . Эффективное налогообложение, установление налогов на уровне, способствующем реализации социально-экономической политики. . Экологическая безопасность, сохранение экологического равновесия. По типу социально-экономической системы Франция является капиталистической страной. По уровню развития - развитая страна, по степени развитости рыночной экономики - развитая страна с рыночной экономикой, находится среди лидеров мировой экономики. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми. В настоящее время МВФ введен термин "передовые экономики" (или "передовые страны") для обозначения групп стран и территорий, традиционно относимых к развитым (это 23 страны). Развитые страны (англ, Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Основная особенность экономики Франции определяется выбором социально-экономической модели. Французскую принято называть дирижистской, или этатистской (от французского "Etat” - государство) . Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения. Государственное регулирование экономики является необходимым атрибутом современной организации и функционирования экономики, не отрицает и не нарушает основ частной собственности, но влияет на рыночный механизм хозяйствования. В этом плане современная экономическая модель Франции является вариантом смешанной экономики, не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения. Государство - активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования - административно-правовые (развитые системы хозяйственного права), налогово-бюджетные (средства госбюджета и фондов социального страхования), денежно-кредитные и государственная собственность. Франция в настоящее время находится посредине перехода от экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в, общественном транспорте. Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой энергетике, промышленности, транспорте и оборонной промышленности. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %). Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существует довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и ценами на сельскохозяйственную продукцию. Государственное регулирование цен является составной частью политики "дирижизма" (государственного регулирования экономики). Особенности экономики Франции предопределили соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования. Государство играет традиционно высокую роль в социальной сфере. Оно финансирует систему здравоохранения и образовательные учреждения, а также занимается вопросами пенсионного обеспечения. Кроме того, государство организует профессиональное обучение безработных с целью повышения квалификации и создает рабочие места для молодежи в государственном секторе. Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП. Государственные компании действуют в основном в отраслях, имеющих важное значение для экономики страны, или в отраслях, требующих больших капиталовложений и в которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства капитала: газовую промышленность, автомобилестроение, авиакосмическую, электронную, химическую промышленности. Государственный сектор в экономике Франции в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Активно протекают во Франции процессы концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. Большинство из указанных предприятий сосредоточено в торговле и сфере услуг. В промышленности Франции насчитывается 31,3 тыс. мелких и средних предприятий (95% всех промышленных фирм). Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции - отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских - 9, немецких - 11 и британских - 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial - 2-е, немецкая Allianz Worldwide - 6-е, британская Barclays - 10-е, а французская BNP Paribas - только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских. Мощное централизованное государство регулирует трудовые отношения административным путем, а это исключает возможность сильного влияния профсоюзов. Государство традиционно принимает участие в коллективных договорах в качестве третьей стороны. Еще в 1950 г. оно установило минимальную зарплату и с тех пор постоянно регулирует темпы ее роста. Французский трудовой кодекс является одним из наиболее детализированных. Именно государство привлекает профсоюзы к решению различных задач, а не наоборот. Кроме того, государство проводит активную социальную политику, организуя курсы повышения квалификации и создавая рабочие места для молодежи. Интенсивное государственное регулирование и жесткая промышленная политика приучили работников в случае трудового конфликта обращаться в первую очередь к государству и законодательству, а не в профсоюзы. Для французской экономики характерно технологическое отставание от США и Японии. Несмотря на то, что во Франции расходы на НИОКР составляют 2,4% ВВП, в абсолютном выражении они уступают соответствующим расходам США и Японии. Кроме того, значительные инвестиции в НИОКР начали поступать только с 70-х гг. До этого, обладая гарантированными рынками сбыта в колониях, Франция не имела стимулов повышать технологические характеристики своей продукции. Этатистская модель французской экономики, централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий, что показано на Рис.1. Размер реального ВВП, млрд. долларов США Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. ВВП на душу населения, тыс. долларов США приведено для сравнения в сопоставлении с рядом развитых стран. США 48.1 Ирландия 47.2 Япония 46.3 Германия 44.5 Франция 43.0 Великобритания 39.6 1.5 Современные изменения в социально-экономической модели Франции Вместе с тем, правительственным кругам становится ясно, что в условиях европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде французской социально-экономической модели с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором уже невозможно. Интенсивное государственное вмешательство обусловило зарегулированность экономики. В начале ХХI столетия мировое хозяйство обретает новое качество, важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни которого становится глобализация, процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров, услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики, Во второй половине 80-х гг. началось реформирование французской социально-экономической модели, направленное на либерализацию экономики. В условиях европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде французской социально-экономической модели с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором стало невозможно. Основным направлением реформ Франции стало ослабление государственного регулирования экономики. Чрезмерное государственное регулирование экономики стало тормозом ее развития. Была проведена практически полная приватизация кредитно-банковской системы. Приватизация не затронула авиационно-космическую промышленность и отрасли инфраструктуры: электроэнергетику, газовую и угольную промышленность и железнодорожный транспорт. Однако Франция все еще до конца не осознала, что мировая экономика глобализировалась. Вторая ключевая проблема состоит в том, что французы даже после нескольких десятилетий европейской интеграции так и не поняли, что означает этот процесс, а потому с таким трудом в него вписываются. Средний и малый бизнес, составляющие основу немецкой и итальянской экономических моделей во Франции развит слабее, а потому Франция неуклонно теряет международную конкурентоспособность. В Германии на экспорт работают в четыре раза больше предприятий, чем во Франции. В результате у ФРГ - профицит внешнеторгового баланса, а у Франции - дефицит: в 2011 году ее импорт примерно на 70 миллиардов евро превысил экспорт) Слабеющая конкурентоспособность бизнеса ведет к закрытию предприятий, росту безработицы и в итоге к деиндустриализации страны (индустрия производства составляет 15% ВВП, вполовину меньше, чем в Германии). Низкая конкурентоспособность французских предприятий связана и с особенностями трудового законодательства. С 2000 года в стране действует 35-часовая рабочая неделя, от которой в Германии все больше и больше отказываются. Размеры отчислений в социальные фонды во Франции велики даже по европейским меркам. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, совокупные расходы работодателей на оплату труда выросли в Германии с 2001 по 2011 годы на 19,4 процента, а во Франции - на целых 39,2 процента. Одновременно с приватизацией произошло открытие национального рынка для иностранных производителей электроэнергии и газа. В 1986 г. был отменен существовавший с 1945 г. административный контроль над ценами. Одновременно осуществлялось дерегулирование кредитно-финансовой системы. Государство отказалось от жесткой специализации банков и от регламентирования процентной ставки. Произошла отмена валютного контроля. Государство перестало играть роль главного кредитора и стимулировало возврат экономики к самофинансированию. Целый ряд мер был направлен на активизацию биржевого рынка и рынка финансовых услуг. Были введены налоговые льготы на покупку акций, облигаций, других ценных бумаг и заключение договоров страхования жизни. В 1987 г. была принята Программа пенсионных сбережений, которая предусматривала развитие пенсионной системы, основанной на капитализации. Эта программа способствовала подготовке финансового рынка долгосрочных сбережений. В результате осуществленных преобразований этатистские черты французской экономики несколько смягчились. Произошло разгосударствление таких крупных компаний, как France Télécom, Thomson, Air-France и Renault. В результате в составе государственного сектора остались в основном только предприятия инфраструктуры, включая Eléctricité de France, Gaz de France, Société nationale des chemins de fer и Charbonnage de France. Первые три компании были интегрированы в систему рыночных отношений. По отношению к ним государство является акционером и гарантом их выполнения своих общественных функций. Что же касается Charbonnage de France, то здесь государство решает сложную задачу ликвидации убыточной угольной промышленности при минимальных социальных потрясениях. В частности, оно финансирует досрочный уход шахтеров на пенсию в возрасте 45 лет, благоустройство территорий, на которых находились шахты, и погашение дефицита бюджета компании. Часть шахтеров обеспечивается работой на электростанциях компании Eléctricité de France. Переход от управляемых финансов к рыночным сделал возможным формирование модели финансового оборота, близкой к американской. Рост социальных расходов, реализация новых видов социальных программ, усложнение системы здравоохранения, социального страхования и социального обслуживания, а также замедление темпов экономического роста поставили страну перед необходимостью искать пути сдерживания роста государственных расходов на социальные программы. Степень социальной защиты населения Во Франции одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных. Политику развития государства благосостояния стали критиковать за создание непомерной "социальной нагрузки" на экономику, что явилось одной из причин падения темпов экономического роста. Социальные услуги забирали ресурсы, которые, как представлялось, могли бы быть лучше использованы для инвестирования в секторы экономики, обеспечивающие экономический рост. В то же время требования населения к качеству работы систем социального обслуживания продолжали расти. Страна столкнулась с невозможностью увеличивать прежними темпами финансовые средства, направляемые на социальные программы, чтобы, тратя их прежним образом, обеспечивать улучшение качества социальных услуг. Императивом времени стала политика экономии ресурсов и более рационального их использования. Дефицит системы социального обеспечения на период 2007-2010 гг. составил 30-40 миллиардов евро. Но и эти прогнозы оказались слишком оптимистичными. Только в 2007 году дефицит Secu составил 12 миллиардов евро (по другим оценкам 9,5 миллиарда, Фигаро 29.09.2008) - на 4 миллиарда больше, чем планировал Парламент. В 2008 предсказывали его снижение до 8,9 миллиарда. Но в реальности, он вырос. А в 2009 г., по в очередной раз скорректированным прогнозам правительства, должен составить 15 миллиардов. В марте эта цифра подскочила до 17-18 миллиардов. Система социального обеспечения во Франции построена на принципе распределения, а не накопления - социалистический элемент в рамках капиталистической системы. Это приводит к тому, к постоянному росту расходов, а значит и налогового бремени. Только за первые 10 лет ХХ1 века доля социальных отчислений в зарплатах французов выросла в 3 раза Для решения этих задач были проведены реформы систем социального обслуживания, направленные на сдерживание роста и повышение эффективности государственных социальных расходов. Одновременно предпринимались попытки ввести элементы рынка в общественные системы здравоохранения, образования, социальной помощи, жилищного хозяйства. Принятые меры по сдерживанию расходов оказались результативными: темпы роста государственных расходов уменьшились. Но они по-прежнему остаются положительными; общемировая тенденция роста государственных и частных расходов на отрасли социальной сферы сохраняется. Результативность же рыночных преобразований была не столь очевидной. Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. Во Франции сложилась демократическая и многопартийная система. Действует ок.25 партий; в выборах 2002 участвовали 16 из них. Однако реальное влияние на политическую жизнь оказывают всего 3-4 партии. Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Их позиции диаметрально противоположны позициям консерваторов. Социал-демократы выступают не только за активное вмешательство государства в экономику, но и за его непосредственное участие в экономической деятельности. Исключительно рыночных механизмов для обеспечения сильной и здоровой экономики, по их мнению, недостаточно, не говоря уже о слишком высоких социальных издержках. Экономика должна иметь два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный. Причем национализации, по их мнению, подлежат не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности (если они малопривлекательны для частного бизнеса). На выборах 2007 года левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма. Социалисты в своей политической платформе в отличие от консерватора, делавших ставку на богатых и призывавшего всех остальных потуже затянуть пояса, заявили о необходимости увеличения социальных выплат, борьбы с безработицей, смягчения финансовой политики и стимулирования экономического роста во Франции. Среди их социальных инициатив: повышение минимальной заработной платы, отказ от инициированной правыми пенсионной реформы и увеличения 35-часовой рабочей недели, рост инвестиций в образование, увеличение налогов на богатых. Не обошлось, конечно, и без откровенно популистских мер: одним из самых заметных обещаний стало 30-процентное снижение зарплат президента и правительства. Уставшие от жестких мер экономии французы восприняли такие лозунги на ура. Хотя аналитики в один голос и недоумевали, откуда кандидат-социалист собирается брать средства на реализацию столь масштабных социальных преобразований. Правоцентристский фланг политического спектра в 2007 году занимали либеральные партии. Суть их позиции - экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участии государства. Последнее ни при каких обстоятельствах не должно вмешиваться в сферу экономики, а уж тем более - диктовать. Рыночные механизмы, по мнению либералов, достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить саморегуляцию. То же самое касается и гражданского общества в целом - либералы и здесь не допускают вмешательства, а уж тем более насилия, со стороны государства, полагаясь на институты самого гражданского общества. За государством признается преимущественно одна главная функция - поддерживать порядок, обеспечивать безопасные условия жизни для граждан, следить за тем, чтобы соблюдался существующий закон. На выборах 2007 года правоцентристский фланг представляла Союз за народное движение (СНД) во главе с Никола Саркози. Идя на выборы произошло обновление партии Союз за народное движение и её программно-теоретических установок. Хотя СНД создавался в 2002 году, после президентских выборов, на базе старого ОПР, переориентированного на "твёрдых шираковцев", Саркози удалось за несколько лет основательно потеснить "старую гвардию" Ширака, встать в ноябре 2004 года во главе партии и превратить её фактически в партию "саркозистов". За короткое время новый лидер сумел не только превратить СНД в крупнейшую политическую силу страны, но и существенным образом обогатить и модернизировать теоретический арсенал правоцентристов. В своей программной речи 14 января 2007 года на съезде СНД кандидат-правоцентрист заявил, что он намерен представлять интересы всех французов, невзирая на их политические преференции и опираясь на демократические республиканские ценности. Красной нитью всей кампании Саркози стала идея возрождения Франции, её величия, национальной гордости французов. "Раскрытие" в сторону центра принесло лидеру СНД дополнительные голоса, и не только большей части центристов - традиционных союзников правых, но даже и части левых. Два тура президентских (22 апреля и 6 мая), а затем парламентских выборов (10 и 17 июня), принесших победу Николя Саркози и его партии - Союзу за народное движение (СНД), стали важнейшими событиями в политической жизни страны. В одной из своих речей премьер-министр Франсуа Фийон заметил, что нынешнему политическому руководству страны, как и всем французам, "выпал исторический шанс сменить эпоху и начертать новую судьбу Франции". Пожалуй, эти слова, несмотря на некоторую помпезность, верно передают эмоциональное состояние большинства французов и власти после прошедших выборов. Идя на выборы Николя Саркози предложил новый курс реформ. Всего за год Саркози выдвинул больше экономических реформ, чем его предшественник Жак Ширак за все 12 лет президентства. За первый год пребывания на посту президента инициировал рекордное количество реформ. "Президент выдвинул 490 инициатив", - подсчитал премьер-министр Франсуа Фийон, но реализовать их в силу финансового и экономического кризиса не смог Параллельно с этим Николя Саркози ожидало и рекордное за последние 30 лет понижение рейтинга: с 57% в момент избрания до 32% восемь месяцев спустя. Отношение французов к реформам президента и о их сути в этом разделе. Сможет ли президент Николя Саркози и его команда реализовать намеченный курс реформ? Если обратиться к недавней истории страны, начиная с миттерановской "революции путём структурных реформ" начала 1980-х и кончая реформами правительств Раффарена и Де Вильпена в 2002-2006 годах, то оснований для оптимистичного ответа уже в начале не было. Все попытки радикальной модернизации страны заканчивались, как правило, неудачно. "Социалистический эксперимент" продлился менее двух лет, после чего левое правительство вернулось к политике "жёсткой экономии", которую левые силы нещадно критиковали всю вторую половину 1970-х годов. Попытки свернуть на рельсы неолиберализма, предпринятые правительством Ширака в 1986-1988 годах, также не увенчались успехом. "План Жюппе", предусматривавший коренную реформу системы социального страхования, закончился многомиллионными демонстрациями и забастовками в ноябре-декабре 1995 года, правительству пришлось изменить свои первоначальные планы. Не назовёшь удачным и введение правительством Л. Жоспена в 1998-2000 гг. сокращённой 35-часовой недели. С точки зрения уменьшения безработицы результаты этой реформы были весьма скромными, зато её минусы явно перевесили плюсы. Наконец, совсем недавний пример - введение т. н. "договора первого найма" правительством Де Вильпена зимой 2006 года. Эта неудача, вызвавшая массовые молодежные беспорядки, чуть не переросла в политический кризис. Обращает на себя внимание тот факт, что препятствием в проведении реформ было не столько "сосуществование" президента и премьер-министра, представлявших оппозиционные политические силы, или блокирование законов в парламенте, сколько "давление улицы". Однако было бы некорректно проводить прямые параллели между событиями прошлого и нынешним временем или экстраполировать политику двадцатилетней давности на день сегодняшний. Многое изменилось за этот период - другие люди, другая обстановка, другое время. Поэтому найти ответ на поставленный выше вопрос можно лишь путём сопоставления сильных и слабых сторон в деятельности власти и анализа потенциальных угроз, подстерегающих реформаторов-неоголлистов. Убедительная победа неоголлистов на президентских и парламентских выборах породила в общественном сознании ожидания если не быстрых перемен к лучшему, то, по крайней мере, решительных действий исполнительной власти. Именно в этом заключалась притягательная сторона и преимущество проекта Саркози. Именно на этом он настаивал в ходе президентской гонки. Поэтому в первые 100 дней новым властям очень важно убедить общественность и избирателей в том, что их слова не расходятся с делами. Это очень хорошо осознаёт президент Саркози, который определил правительству жёсткий график проведения намеченных реформ. Ускоренное их проведение в жизнь должен обеспечить парламент, собравшийся на внеочередную сессию практически через неделю после своего формирования. Во Франции такой масштабной программы реформ не помнят давно, и сравнение Саркози и генералом де Голлем особенно популярно в эти дни. Очень многие также видят в нем человека ситуации, и он для того, чтобы оправдать связанные с ним надежды, разумеется, взвалил на свои плечи очень и очень серьезные задачи, будучи человеком крайне амбициозным. Работа предстояла нелёгкая. По мнению Саркози, следовало быстро двигаться быстро по всем направлениям, чтобы создать "критическую массу" анонсированных перемен. Главным аргументом за проведение реформ следует отметить социально-политическую ситуацию, сложившейся в стране после выборов, и экономическое положение Франции в целом, которые были благоприятны для проведения задуманных реформ. Дополнительными мерами являются следующие . Команда Саркози располагает значительным кредитом доверия большей части французов. Значительная часть населения понимает, что "так жить дальше нельзя", что требуются перемены, которые и воплощает президент Саркози и правительство Фийона. По данным социологического опроса, проведённого организацией "OpinionWay" в начале июля 2007 г., 67% французов выступает за срочное проведение реформ. Показатель немалый, свидетельствующий, что надежды на лучшее взяли верх над сомнениями и страхом перемен. Судя по настроению общественного мнения, Саркози удалось преодолеть традиционный скептицизм французов, их недоверие к политике. От такого оптимизма Франция давно отвыкла. . Наличие у руководства страны ярко выраженной политической воли 3. Решительность и смелость президента Саркози, его "моторность" и нацеленность на результат сочетаются с обдуманностью действий, пониманием поставленных целей. В своей политике он опирается на очень грамотную и сплочённую правительственную команду во главе с Франсуа Фийоном. . Политический тандем Саркози - Фийон выглядит очень удачным. Если президент является олицетворением "разрыва", то премьер-министр воплощает, по его выражению, "конструктивный разрыв". Следует отметить, что два первых лица государства накопили немалый опыт работы в правительстве и очень хорошо представляют сложности реформаторской деятельности. Стоит также подчеркнуть, что новое руководство страны не начинает реформы с нуля, с чистого листа. . Программа нового руководства страны, действительно, непривычно инновационна, что открывает дополнительные шансы для продвижения вперёд. Речь идёт, прежде всего, о курсе на политическую открытость исполнительной власти для участия в ней парламентской оппозиции. Президент привлёк для работы в правительстве Фийона видных представителей социалистов и гражданского общества. И дело здесь не столько в изощрённых методах борьбы Саркози с политическими соперниками (такой аспект, конечно, присутствует, с учётом предстоящих в 2008 году региональных выборов), сколько в стремлении создать некий новый политический синтез на базе широкой здравомыслящей центристской коалиции. Именно такая коалиция способна обеспечить прочный политический фундамент "французской перестройки". . Сильная сторона проекта Саркози и партии неоголлистов заключалась в том, что акцент делался на морально-психологическом кризисе французского общества, на утрате духовно-нравственных ценностей, без которых успешное развитие социума невозможно. Эта идея, звучавшая во всех выступлениях лидера СНД, была сфокусирована на восстановлении веры людей в политику, государство, уважение к труду. Н. Саркози пришёл к власти с идей порвать как с политикой своих предшественников, так и с французской социальной моделью, проводимой последние два десятилетия. В ходе предвыборной кампании Саркози резко критиковал эту модель, которая, по его мнению, была прогрессивной в первые послевоенные десятилетия, но с 80-х гг. "заблокировалась" и стала не только неэффективной, но даже "несправедливой". Его программа была призвана осуществить модернизацию страны, которая откладывалась на протяжении двух последних десятилетий При этом лидер неоголлистов обещал скрупулёзно выполнять все свои предвыборные обещания и "идти до конца", невзирая на возможное сопротивление его политике. Французы очень внимательно отслеживали соотношение слова и дела своего президента. Показательна в этом плане реакция электронной версии газеты "Ле Монд", которая в течение, наверное, первых двух лет президентства Н. Саркози тщательно отмечала в специальной таблице степень выполнения предвыборных обещаний главы государства. Так что итоги каждого года власти Саркози являются объектом пристального внимания французского общества. Главным предвыборным лозунгом Саркози, олицетворявшим его идею "разрыва", стала фраза: "Больше работать, чтобы больше получать!". Причину отставания Франции в социально-экономической области, проявившуюся за последние десятилетия, кандидат правых видел в политике сокращения рабочего времени, которую проводили социалисты с начала 1980-х годов, и, в особенности, в переходе на 35-часовую рабочую неделю, осуществлённом левокоалиционным правительством Л. Жоспена на рубеже веков. По мнению лидера неоголлистов, это нанесло вред не только экономике, но и в ещё большей степени трудовой морали французов. В этом убеждает анализ социальной политики правительства. Её вектор можно охарактеризовать известной в западной научной литературе формулой перехода от welfare state к workfare state, что логично дополняло лозунг: "больше работать". Говоря иначе, французское социальное государство впредь должно было не поощрять иждивенчество и пассивность, а, напротив, побуждать людей к работе - как молодёжь, так и пенсионеров. Особенно с учётом того факта, что Франции принадлежит сомнительный рекорд среди стран ЕС по степени экономической пассивности взрослого и пожилого населения (только 40% французов в возрасте 55 - 64 лет работают). В одной из своих речей премьер-министр Франсуа Фийон заметил, что нынешнему политическому руководству страны, как и всем французам, "выпал исторический шанс сменить эпоху и начертать новую судьбу Франции". Пожалуй, эти слова, несмотря на некоторую помпезность, верно передают эмоциональное состояние большинства французов и власти после прошедших выборов. Идя на выборы Николя Саркози предложил новый курс реформ. Всего за год Саркози выдвинул больше экономических реформ, чем его предшественник Жак Ширак за все 12 лет президентства. За первый год пребывания на посту президента инициировал рекордное количество реформ. "Президент выдвинул 490 инициатив", - подсчитал премьер-министр Франсуа Фийон, но реализовать их в силу финансового и экономического кризиса не смог Параллельно с этим Николя Саркози ожидало и рекордное за последние 30 лет понижение рейтинга: с 57% в момент избрания до 32% восемь месяцев спустя. Отношение французов к реформам президента и о их сути в этом разделе. Сможет ли президент Николя Саркози и его команда реализовать намеченный курс реформ? Если обратиться к недавней истории страны, начиная с миттерановской "революции путём структурных реформ" начала 1980-х и кончая реформами правительств Раффарена и Де Вильпена в 2002-2006 годах, то оснований для оптимистичного ответа уже в начале не было. Все попытки радикальной модернизации страны заканчивались, как правило, неудачно. "Социалистический эксперимент" продлился менее двух лет, после чего левое правительство вернулось к политике "жёсткой экономии", которую левые силы нещадно критиковали всю вторую половину 1970-х годов. Попытки свернуть на рельсы неолиберализма, предпринятые правительством Ширака в 1986-1988 годах, также не увенчались успехом. "План Жюппе", предусматривавший коренную реформу системы социального страхования, закончился многомиллионными демонстрациями и забастовками в ноябре-декабре 1995 года, правительству пришлось изменить свои первоначальные планы. Не назовёшь удачным и введение правительством Л. Жоспена в 1998-2000 гг. сокращённой 35-часовой недели. С точки зрения уменьшения безработицы результаты этой реформы были весьма скромными, зато её минусы явно перевесили плюсы. Наконец, совсем недавний пример - введение т. н. "договора первого найма" правительством Де Вильпена зимой 2006 года. Эта неудача, вызвавшая массовые молодежные беспорядки, чуть не переросла в политический кризис. Обращает на себя внимание тот факт, что препятствием в проведении реформ было не столько "сосуществование" президента и премьер-министра, представлявших оппозиционные политические силы, или блокирование законов в парламенте, сколько "давление улицы". Однако было бы некорректно проводить прямые параллели между событиями прошлого и нынешним временем или экстраполировать политику двадцатилетней давности на день сегодняшний. Многое изменилось за этот период - другие люди, другая обстановка, другое время. Поэтому найти ответ на поставленный выше вопрос можно лишь путём сопоставления сильных и слабых сторон в деятельности власти и анализа потенциальных угроз, подстерегающих реформаторов-неоголлистов. Убедительная победа неоголлистов на президентских и парламентских выборах породила в общественном сознании ожидания если не быстрых перемен к лучшему, то, по крайней мере, решительных действий исполнительной власти. Именно в этом заключалась притягательная сторона и преимущество проекта Саркози. Именно на этом он настаивал в ходе президентской гонки. Поэтому в первые 100 дней новым властям очень важно убедить общественность и избирателей в том, что их слова не расходятся с делами. Главным аргументом за проведение реформ следует отметить социально-политическую ситуацию, сложившейся в стране после выборов, и экономическое положение Франции в целом, которые были благоприятны для проведения задуманных реформ. Дополнительными мерами являются следующие . Саркози определил правительству жёсткий график проведения намеченных реформ. Ускоренное их проведение в жизнь должен обеспечить парламент, собравшийся на внеочередную сессию практически через неделю после своего формирования. Во Франции такой масштабной программы реформ не помнят давно, и сравнение Саркози и генералом де Голлем особенно популярно в эти дни. Очень многие также видят в нем человека ситуации, и он для того, чтобы оправдать связанные с ним надежды, разумеется, взвалил на свои плечи очень и очень серьезные задачи, будучи человеком крайне амбициозным. Работа предстояла нелёгкая. По мнению Саркози, следовало быстро двигаться быстро по всем направлениям, чтобы создать "критическую массу" анонсированных перемен. 2. Команда Саркози располагает значительным кредитом доверия большей части французов. Значительная часть населения понимает, что "так жить дальше нельзя", что требуются перемены, которые и воплощает президент Саркози и правительство Фийона. По данным социологического опроса, проведённого организацией "OpinionWay" в начале июля 2007 г., 67% французов выступает за срочное проведение реформ. Показатель немалый, свидетельствующий, что надежды на лучшее взяли верх над сомнениями и страхом перемен. Судя по настроению общественного мнения, Саркози удалось преодолеть традиционный скептицизм французов, их недоверие к политике. От такого оптимизма Франция давно отвыкла. . Наличие у руководства страны ярко выраженной политической воли 4. Решительность и смелость президента Саркози, его "моторность" и нацеленность на результат сочетаются с обдуманностью действий, пониманием поставленных целей. В своей политике он опирается на очень грамотную и сплочённую правительственную команду во главе с Франсуа Фийоном. . Политический тандем Саркози - Фийон выглядит очень удачным. Если президент является олицетворением "разрыва", то премьер-министр воплощает, по его выражению, "конструктивный разрыв". Следует отметить, что два первых лица государства накопили немалый опыт работы в правительстве и очень хорошо представляют сложности реформаторской деятельности. Стоит также подчеркнуть, что новое руководство страны не начинает реформы с нуля, с чистого листа. . Программа нового руководства страны, действительно, непривычно инновационна, что открывает дополнительные шансы для продвижения вперёд. Речь идёт, прежде всего, о курсе на политическую открытость исполнительной власти для участия в ней парламентской оппозиции. Президент привлёк для работы в правительстве Фийона видных представителей социалистов и гражданского общества. И дело здесь не столько в изощрённых методах борьбы Саркози с политическими соперниками (такой аспект, конечно, присутствует, с учётом предстоящих в 2008 году региональных выборов), сколько в стремлении создать некий новый политический синтез на базе широкой здравомыслящей центристской коалиции. Именно такая коалиция способна обеспечить прочный политический фундамент "французской перестройки". Скачать архив (282.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |