Главная » Экономика

Поддержка малого инновационного бизнеса во Франции

Введение

В зарубежных странах поддержка малого предпринимательства со стороны государства является одной из особо значимых функций, так как малые предприятия формируют существенную долю налоговых поступлений в бюджет, поддерживают создание значительной части рабочих мест. При этом в развитых странах государство ставит свою задачу не в том, чтобы поддержать малый бизнес любой ценой или для передачи им финансовые, материальные и иные ресурсы, а в том, чтобы создать правовые, экономические и организационные условия для их функционирования в высоко конкурентной рыночной среде.

Малые и средние предприятия становятся особо важным ключевым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого нереально обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетающей разные формы собственности и адекватной им модели хозяйствования, в которой реализуется синтез конкурентного и рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

За прошедшие десятилетия наглядно видно, что малый бизнес активно внедряется в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную часть экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран.

Так как именно инновационная экономика, ядро которой составляют конкурентоспособный малый и средний бизнес, обеспечивает экономическое развитие и достойное представительство страны на мировых рынках, в развитых странах особое внимание уделяется инфраструктуре поддержки, которая должна быть способна оказать квалифицированную помощь всем тем предприятиям, которые могут успешно внедрять новшества и действовать на международных рынках.

Предпринимательство во Франции

Так, например, во Франции, где малое производство исторически занимает наиболее важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития и менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.

Являясь одной из самых прогрессирующих стран Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования малого бизнеса в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.

Во Франции около половины предприятий относятся к малому бизнесу. Всего же в стране в настоящее время насчитывается более 3 млн. малых предприятий. Для малого предпринимательства Франции характерны крепкие связи с крупными компаниями. Когда-то из многопрофильных фирм выделялись подразделения, которые преобразовывались в дочерние или независимые малые бизнесы. Сейчас же многие малые компании продолжают группироваться вокруг крупных в качестве субподрядчиков: поставщиков комплектующих, технических, ремонтных услуг.

Объединение французских предприятий MEDEF (Mouvement des Entreprises de France) было создано в 1998 году для того, чтобы защитить на национальном уровне интересы предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и сферы услуг. В настоящее время MEDEF - самая влиятельная организация предпринимателей Франции. В ее состав входит, в том числе Общая конфедерация малых и средних предприятий Франции CGPME, в ряды которой, в свою очередь, входят 820 тыс. предпринимателей. Отдельное подразделение MEDEF - MEDEF International координирует, представляет и продвигает интересы французских предпринимателей на зарубежных рынках. С 2005 года MEDEF возглавляет Лоренс Паризо (Laurence Parisot), которую относят к числу самых влиятельных женщин во Франции.

Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 году объединившая Французское Национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO финансирует малые инновационные проекты. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть - около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет об очень рискованном этапе жизни малого предприятия - моменте его создания. Система господдержки эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими.

Также во Франции особую значимую роль имеет Ассоциация содействию развития промышленности (APRODI), созданная при министерстве промышленности и торговли и занимается поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий. При этом все расходы на обучение, связанные с подготовкой кадров, государство старается брать на себя. Также существует специальная картотека, куда могут обратиться представители малого бизнеса и заручиться поддержкой найденного партнера.

Так как малые предприятия играют особо ключевую роль в создании новых рабочих мест, поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных задач французского Правительства. Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, систему гарантирования кредитов, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы по ставке 19%, в отличие от стандартной ставки 33%. Эти предприятия уплачивают НДС, но не ежемесячно, как остальные, а ежеквартально. Вновь созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых 2 лет работы полностью освобождаются от налога на доходы, и, только начиная с 6 года существования, выплачивают этот налог в полной мере. Если открыть собственный бизнес во Франции решает безработный, то система бонусов еще существеннее. Освобождение от налогов продлевается на три года вместо двух, также бесплатно предоставляются консультации специалистов по бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим вопросам. Выдаются льготные кредиты и субсидии, чтобы купить готовый бизнес во Франции. Для предприятий, которым угрожает банкротство, разработана система мер по его предотвращению. Для этого даже создано специальное агентство, которое оказывает консультационные услуги бизнесменам, либо выкупает фирму в государственную собственность. В каждом регионе Франции расположены свободные экономические зоны, в которых условия для ведения бизнеса оптимальны. Кроме этого муниципальные и частные фонды занимаются всесторонней поддержкой малого предпринимательства, и получают за это льготы по уплате налогов.

Во Франции банки имеют обязательство перед государством сообщать обо всех крупных переводах за пределы страны и о сделках с недвижимостью. В случае нарушения законодательства осуществляется уголовный контроль, цель которого выявление финансовых махинаций. Штрафы, предусмотренные для особо злостных нарушителей закона, недоплативших в бюджет значительные суммы налогов, являются жесткой мерой наказания и составляют 40 тысяч евро и тюремное заключение сроком на 5 лет.

Государственная программа, поддерживающая частный бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм. Более того, мелкий бизнес оказывает достаточно конкурентоспособные услуги, производство оснащено современным оборудованием, используются новейшие технологии и материалы. Для сравнения, еще 20-30 лет назад открыть свое дело могли единицы, при этом о покупке нового оборудования не шло речи. Максимум, что мог себе позволить владелец небольшого предприятия, это списанные устаревшие станки. Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, бензоколонка включает маленький магазинчик. Сейчас купить бизнес во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок. Авторитет хозяев мелких лавочек, автозаправок или парикмахерских столь высок, что они могут влиять на мнения и предпочтения жителей во время выборов.

Нестабильность и неопределенность восприятия России французским бизнесом

Малое французское предпринимательство представлено в России, в основном, в сфере услуг. Малому бизнесу трудно выйти на российский рынок самостоятельно, поэтому начальном этапе происходит координирование с крупными компаниями, такими как Ашан, Рено, Декатлон. Так они смогут воспользоваться авторитетом, административными связями, опытом, накопленным более крупными партнерами за время своего присутствия в России.

Инвесторы не любят неопределенности, ситуаций, при которых резко меняются правила игры, что, к сожалению, свойственно России. Нестабильность является основной причиной того, что французские предприниматели предпочитают вести дела в Москве, Санкт-Петербурге и избегают сотрудничества с регионами. "У инвесторов возникают опасения, когда, например, в Екатеринбурге, Волгограде уходят с постов губернаторы, находившиеся на должности более 10 лет. Им на смену приходит не просто другой человек, но целое новое поколение. При этом чтобы оценить уровень воздействия губернатора на инвестиционный климат, надо говорить не только об администрации губернатора, но и всевозможных службах вокруг: водоснабжение, ЖКХ, пожарные - от них и зависят условия ведения бизнеса в регионе", - поясняет глава Французской ТПП.

"Или возьмем корпорацию "Олимпстрой", отвечающую за строительство в рамках подготовки к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. С момента своего создания корпорация уже трижды сменила руководителя. В такой ситуации не ясно, кто за что отвечает, каковы прерогативы самого "Олимпстроя", губернатора Краснодарского края, Сочинской торгово-промышленной палаты", - приводит пример П. Шинский.

2010 - год Франции в России, год России во Франции

год был объявлен "Годом Франции в России и России во Франции". В рамках этого проекта было проведено около 300 мероприятий. В частности, во Франции был проведен семинар по вопросам энергетики. Энергетика и энергоэффективность - одни из ключевых пунктов диалога России и Франции. Так же была организована национальную российскую выставку в Гран Пале, которая была открыта 12 июня 2010 года премьер-министром России Владимиром Путиным.

Среди мероприятий, запланированных в России, была особо выделена по своей значимости конференцию по вопросам космоса, которая прошла марте 2010 года в Российской академии наук. Так же с успехом прошел круглый стол, посвященный фармацевтической индустрии (Servier), одной из приоритетных отраслей французской промышленности.

Кроме того, Французская ТПП ежегодно проводит различные мероприятия совместно с РСПП и MEDEF: в основном, это двусторонние круглые столы во время крупных экономических форумов. Уже несколько лет представители ТПП участвуют и в ежегодном бизнес-семинаре, проходящем в Французском сенате, где рассказывают о специфике российского рынка для французских предпринимателей.

инновационный малый бизнес франция

Вывод

Поскольку в России к настоящему моменту не выработана единая концепция развития малого и среднего бизнеса, то особую актуальность приобретает изучение опыта развитых стран Европейского союза по формированию инфраструктуры поддержки малого бизнеса. С этой точки зрения, показательным и типичным является опыт Франции, страны, где инфраструктура поддержки малых форм предпринимательства включает в себя как государственные компании, оказывающие финансовую поддержку, так и различные частные компании, оказывающие различного рода услуги,

В отличие от Франции, где малые производства традиционно уважаемы, а инфраструктура формировалась в ходе их развития, постепенно меняясь вслед за научно-техническими сдвигами в экономике, в России малые предприятия ещё недостаточно развиты и нуждаются в постоянной поддержке как государственной, так и общественной.

На основе опыта государственной поддержки малого бизнеса во Франции необходимы к рассмотрению для внедрения в российский малый бизнес следующие рекомендации.

Во-первых, ускорить процесс взаимодействия малых компаний с крупными. В России процесс интеграции происходит очень медленно. Для поведения малых фирм характерны срывы контрактов, исчезновение с полученным авансом, низкое качество продукции и т.п. Для крупных - навязывание малым предприятиям высоких цен на свою продукцию, включение дополнительных кабальных условий в контракты. Для обеспечения надежности технологических и финансовых операций крупные предприятия предпочитают самостоятельно организовывать собственные мелкие подразделения. Как следствие - масштабы франчайзинга с участием самостоятельных малых предприятий в России невелики, и эта ситуация кардинально отличается опыта во Франции.

Во-вторых, необходимо создать государственные организации, которые обеспечивали бы поддержку и защиту малым предприятием. Во Франции, например, такими организациями являются MEDEF, OSEO, APRODI.

Далее, во Франции отменены налоги, если предприятие существует менее двух лет, а также предоставляются бесплатные консультационные услуги, что существенно отличается от России. Тем самым во Франции стимулируется создание новых инновационных предприятий и и расширение бизнеса.

Список литературы

1. Статья "МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА: Французские предприниматели стремятся к объединению, во Франции от государства сложно добиться чего-то в одиночку", автор Наталья Прокина, 2010 г.

. Малюгина А.А. Опыт поддержки малых и средних инновационных предприятий во Франции, А.А. Малюгина " Банковские услуги." - 2011. г - №4. С.23-26.

3. http://yobiz.ru/view_post_bo. php? id=143 <http://yobiz.ru/view_post_bo.php?id=143>

. Аналитический центр "МСП Банк", С.44.


Скачать архив (9.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: