Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Общая характеристика энергетической политики Франции 1.1 Современное состояние энергетической политики Франции .2 Проблемы развития энергетической политики Франции на международном уровне Глава 2. Энергобезопасность в политике Франции 2.1 Проблемы энергетической безопасности Франции .2 Глобализация и развитие энергетической безопасности Франции Глава 3. Энергетическое сотрудничество Франции и России на современном этапе 3.1 Сотрудничество Франции и России в области энергетической политики .2 Важность энергетического сотрудничества для Франции и России Заключение Список литературы Введение Актуальность темы. Актуальность данной работы обусловлена тем, мир вступил в XXI столетие в обстановке невиданной глобальной трансформации и кардинальных геополитических и геоэкономических перемен. Коснулись эти перемены и энергетического сектора мировой экономики. Известно, что после нефтяного кризиса середины 70-х годов и в конце XX века, в частности, вызванного военно-политическим конфликтом на Ближнем Востоке, энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный и политический. Это привело ко все большей ориентации энергетики на политику, взаимосвязи энергетики и политики Франции. Усиление интернационализации и глобализации мировой энергетики, рост энергетической взаимозависимости, а также очевидность широкомасштабного международного сотрудничества в целях обеспечения энергетической безопасности, которая все более отчетливо приобретает глобальный характер, ведут к дальнейшему развитию и совершенствованию институтов мировой энергетической политики и механизмов многосторонней энергетической дипломатии на глобальном уровне. Особую актуальность избранной теме исследования придает и тот факт, что за прошедшее десятилетие во Франции в результате серьезных трансформаций политической системы существенно изменилось содержание энергетической политики государства, на которое повлиял ряд политических решений, международные условия, а также другие обстоятельства. Оценка роли энергетики в политическом процессе, рассмотрение особенностей французской энергетической политики с начала 2000-го г. до 2010 г. имеет не только научное, но и существенное прикладное значение. Анализ эволюции государственной энергетической политики на протяжении указанного периода позволяет не только раскрыть ход масштабных трансформаций, но и обозначить прогнозные варианты развития ситуации в энергетическом секторе французской экономики, оценить эффективность избранной государством политики в этой сфере. Кроме того, через призму энергетической политики можно увидеть общие особенности разработки стратегий в экономической области жизни общества, выявить особенности взаимоотношений государства с бизнес-сообществом. Такая постановка проблемы даст возможность увидеть и геополитический потенциал государственной политики Франции в целом, уточнить прогнозные варианты её развития на среднесрочную перспективу. Особая грань проблемы связана и с отражением особенностей управленческих схем и механизмов в сфере разработки энергетической политики, необходимости уточнения их современных возможностей в реализации стратегии устойчивого развития, проведении приватизации, структурных реформ и т.п. Степень изученности темы. Существующую литературу по данной теме можно разделить на группы. К первой группе относятся работы авторов, рассматривающих современное состояние и развитие энергетической политики Франции. Наиболее полно энергетическую политику Франции показал французский исследователь С. Пирани, данная книга, по словам самого автора, - первая подобная книга на французском языке, предлагающая читателю подробное исследование в энергетической политике и взаимоотношения с другими странами и который тонко уловил формирующуюся на энергетическом рынке тенденцию: а именно начало эпохи доминирования газовых отношений над нефтяными. П.К. Лайонс, проводит комплексный анализ современной энергетической политики Франции и приводит варианты развития событий в начале XXI столетия. Большое внимание уделяет развитию возобновляемых источников энергии, которые через несколько десятилетий должны будут полностью заменить углеводородное топливо. Исследования С. Томаса и С.Д. Варфоломеева частично освещают развитие энергетической политики Франции. Ко второй группе относятся работы исследователей, изучающих современные формы энергобезопасности в политике Франции. К. Аллегр и другой исследователь Н.И. Воропай, привели основные термины и определения, характеризующие актуальную проблему энергетической безопасности страны и ее регионов, а также некоторые пояснения, а в другой его книге отражается развитие представлений о надежности систем энергетики за прошедшее время. К третьей группе относятся работы, посвящённые энергетическому сотрудничеству Франции и России на современном этапе. Наиболее авторитетными среди них представляются труды академиков Н.П. Лаверова, О.Н. Фаворского и В.Е. Фортова, которые в анализе состояния и развития до 2020 г. установленных мощностей электростанций Франции отметили: наступающий дефицит электроэнергии во Франции и острая оперативная потребность ввода новых мощностей, подчеркнули необходимость существенной децентрализации в электро- и теплообеспечении. В книге С.З. Жизнина анализируются основные процессы в российской и мировой энергетике, дается оценка позиций России на мировых энергетических рынках, рассматриваются методы и средства энергетической дипломатии. Все это подтверждает международный научный интерес французско-российским исследованиям в области энергетической политики и дипломатии. В отдельную группу стоит также отдельно выделить ряд исследований европейских авторов, связанных с проблемами газового сектора экономики, поскольку Франция является крупнейшим потребителем российского газа и планируют наращивать поставки. Наиболее значимыми, являются следующие монографии П. Ламберта, С.А Андерсена. Наиболее комплексным исследованием является первая монография. В ней делаются выводы, которые в общих чертах совпадают с анализом ситуации в газовом секторе, приведенном в Зеленой книге ЕС, однако в монографии приводится более полный экономический анализ рынка и показывается экономическая целесообразность как строительства дополнительных газопроводов, так и развитие технологии сжижения природного газа. Цель исследования - выявить сущность и содержание энергетической политики Франции. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: показать современное состояние энергетической политики Франции; выявить с какими проблемами столкнулась Франция в развитии энергетической политики на международном уровне; раскрыть сущность понятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные с ее обеспечением; определить важность сотрудничества Франции и России в области энергетической политики; Объектом исследования является энергетическая политика Франции на современном этапе, в качестве предмета исследования выступают механизмы, технологии и отличительные черты государственной энергетической политики во Франции на современном этапе. Хронологические рамки исследования охватывают период начало XXI века. В начале ХХI-го века в системе международных экономических отношений заметно усилилась роль межгосударственного взаимодействия и регулирования в энергетической сфере. Это стало особенно очевидным с 2000 г., когда после резких колебаний цен на рынках нефти произошло серьезное потрясение в мировом энергетическом хозяйстве, что дало повод говорить о новом энергетическом кризисе и привело к существенной активизации энергетической политики для правительства Франции. Как известно, после первого энергетического кризиса середины 70-х гг. энергетический фактор стал играть в мировой и французской политике не меньшую роль, чем военный, что привело к формированию и дальнейшему развитию французской энергетической политики и энергетической дипломатии. Теоретико-методологическая база. При написании данной работы использовались такие общенаучные методы исследования, как анализ, классификация и систематизация, методы теоретического обобщения и описания, сравнение, статистический метод. Кроме того, использовался метод контент-анализа материалов средств массовой информации, трудов историографии и учебных материалов. Источниковая база. Существующие источники можно разделить на следующие группы. К первой группе относятся законодательные и учредительные акты. Закон об электроэнергетике Франции "Модернизация электроэнергетического сектора обслуживания общества", был принят 10 февраля 2000 г. Программа реформ во Франции лишь в минимальном объеме отвечает требованиям Директив ЕС по либерализации рынка электроэнергии. В ней развитие конкуренции не является определяющим. В 2005 году во Франции был принят закон, провозглашающий атомную энергетику основой энергетической безопасности страны. Согласно этому закону, Франция обязалась к 2015 году построить Европейский реактор тяжелой воды (EPR), известный также как атомный реактор третьего поколения. Основополагающую роль во внутреннем законодательстве Франции в энергетической сфере играет Договор о ЕС и целый ряд отраслевых Директив ЕС (Газовая Директива, Директива об Электроэнергии, Транспортные Директивы и др.). Ко второй группе источников относятся статистические данные, материалы по проблемам энергетической дипломатии Франции. Основным внутренним документом Франции, определяющим стратегию развития энергетического сектора экономики в целом и энергетической дипломатии в частности, является Зеленая книга ЕС. Важнейшим документом, регулирующим отношения в энергетической сфере на межгосударственном уровне, является Европейская энергетическая хартия, а также Договор к Европейской энергетической хартии. К третьей группе относятся тексты официальных речей первых лиц Франции, опубликованные в средствах массовой информации, в частности, министра экологии, энергетики и устойчивого развития Франции Жан-Луи Борлоо, и президента Франции Николя Саркози. В структуру данной дипломной работы входит: введение, три главы, заключение, список литературы. Глава 1. Общая характеристика энергетической политики Франции энергетический безопасность франция газ 1.1 Современное состояние энергетической политики Франции Энергетика в последнее время находится в центре внимания общественности и политиков ряда государств по многим соображениям. Это и резкие колебания цен на энергоносители, и проблемы надежности поставок и, в более широком смысле, задача обеспечения энергетической безопасности стран, использование новых источников энергии, ее экономия и экологические последствия расточительного обращения с энергоресурсами. В силу этих причин энергетическая политика представляет особый интерес для исследования. От того, насколько успешно страны и международные организации решат текущие проблемы обеспечения экономического развития надежной и экологичной энергетической "подпиткой", без преувеличения во многом зависит как будущее этих стран и организаций, так и будущее человечества в целом. Энергетическая политика Франции - явление многомерное. Она может быть представлена в различных аспектах. По источникам обеспечения энергетических потребностей Франция обладает своей спецификой. Сама интеграция начиналась не только с таможенного союза и совместной аграрной политики, но также и с объединения угля и стали (ЕОУС) и с атомной энергетики, включенной в деятельность Евратома. Уголь и сегодня играет заметную роль в обеспечении энергетических потребностей. Так, в Германии роль угля в энергобалансе страны доходит до 50%, что привлекло внимание участников прошедшей встречи президента России с ведущими российскими предпринимателями, проведенной при участии РСПП в феврале 2007 г. Использование атомной энергетики в большинстве стран ЕС (за явным исключением в лице Франции) проводилось с чрезвычайной осторожностью. Многие программы свертывались или не начинались по соображениям безопасности, понимаемой шире, чем "энергетическая безопасность". Сегодня под энергетической безопасностью подразумевают, прежде всего, надежность обеспечения энергоресурсами. А безопасность использования энергоресурсов для человека и планеты только-только начинает входить в приоритеты мирового развития. И Франция во многом является пионером этого движения. Среди других источников обеспечения энергетических потребностей стран ЕС можно отметить широкое применение, как традиционных видов гидроэлектроэнергии, так и новейших видов, связанных с использованием энергии ветра, солнца, морей и океанов, биомассы, разработок по термоядерному синтезу. Поэтому анализ энергетической политики Франции будет выходить за рамки анализа ситуации на рынке нефти и газа, столь привычного для российского читателя, ориентирующегося на приоритеты нашей страны. Необходимо отметить принципиальное различие исходных условий для формирования программ энергетической политики в энергообеспеченной России и во Франции. Страны ЕС в совокупности не обеспечены энергетическими ресурсами собственного происхождения в объеме, достаточном для удовлетворения внутреннего спроса на энергию. В Европе только Великобритания, Голландия и Норвегия представляют собой величины, сколько-нибудь значимые в углеводородной энергетике. А Франция в расширенном составе еще больше зависит от импорта энергии. В настоящее время около 50% потребностей Франции в энергии удовлетворяется за счет импортных источников. Эта цифра может увеличиться до 70%, если в течение ближайших 20-30 лет не будет принято адекватных мер. В частности, существенно может увеличиться импорт природного газа и нефти. Ограниченность собственной ресурсной базы Франции обусловливает существенную зависимость страны от внешних энергетических поставок. По некоторым оценкам, через 20 лет спрос на энергоносители во Францию может возрасти еще на 35-40%. Таким образом, сегодня Франция зависит от рыночной конъюнктуры, геополитических факторов, политической стабильности в транзитных и добывающих странах. Другая существенная специфическая особенность Франции заключается в раздробленности рынков, их национальной обособленности. Поэтому значительная часть усилий политики Франции направлена на преодоление этой фрагментарности рынков, устранение барьеров на пути свободной конкуренции в сфере энергетики. Эта деятельность имеет как созидательную, так и "разрушительную" направленность. С одной стороны, формируются единые электросети, финансируются совместные проекты и разработки, а с другой - снимаются ограничения и барьеры для доступа на национальные рынки компаний других стран ЕС. Хотелось бы также обратить внимание на еще два важных аспекта энергетической политики Франции: внутренний и внешний. Сегодня при формировании энергетической политики страны фактически решают те же задачи, которые возникали у них при формировании таможенного союза, когда необходимо было снять внутренние барьеры на пути перемещения товаров и выстроить единую внешнеторговую политику. ЕС параллельно пытается решить две важнейшие задачи: ликвидировать национальную обособленность энергетических рынков внутри страны; сформировать общую энергетическую политику на уровне ЕС. Именно на этом последнем из выделенных аспектов энергетической политики, в силу его меньшей изученности и чрезвычайной актуальности, хотелось бы остановиться более подробно. Недавние события позволяют говорить о существенных изменениях, которые уже происходят, либо должны произойти в ближайшем будущем в этой сфере. Энергетическая политика Франции является той областью, которая пока не относится к наднациональному ведению объединения. В отличие от торговой или аграрной политики, энергетическая политика Франции не является исключительной компетенций. На мой взгляд, это является одной из причин отсутствия существенных успехов и достижений Франции в данной сфере. Однако возрастающая взаимозависимость на микро и макроуровне и особая ситуация на рынке энергоносителей создают предпосылки и подталкивают страны Союза к движению именно в направлении укрепления наднациональных элементов в этой области. Чтобы добиться успеха в межгосударственном регулировании в какой-либо области необходимо больше применять наднациональные формы регулирования. Если эти предположения верны, то возрастание потребности в эффективной энергетике в Франции должно приводить к укреплению наднационального механизма в этой сфере в наши дни. Посмотрим, что происходит в действительности. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как постепенно формируется наднациональная энергетическая политика Франции. В связи с этим возникает много интересных вопросов. Как будут действовать страна в условиях прессинга обстоятельств и необходимости достижения позитивных результатов? Интересно спрогнозировать, будет ли энергетическая политика, если она станет наднациональной, столь же успешной, как торговая или аграрная политики? Особый интерес вызван тем обстоятельством, что изначальные условия для проведения подобной политики для Франции неблагоприятны. Большинство из них в значительной степени зависят от импорта энергоносителей, цены на которые высоки и прогноз движения которых затруднен. Рассмотрим лишь некоторые, представляющиеся наиболее показательными, направления энергетической политики Франции, в особенности те из них, на которых происходят существенные изменения в настоящее время. Активность Франции по формированию действенной энергетической политики в последние годы возрастает, видимо, пропорционально повышению значимости этого вопроса для будущего Европы. Можно привести внушительный список серьезных инициатив в различных областях, в дополнение к уже упоминавшимся, связанных с углем и ядерной энергетикой. О необходимости общеевропейской политики в сфере энергетики, в частности, о необходимости создания общеевропейских энергетических сетей, было, например, заявлено в выводах неофициальной встречи глав государств и правительств стран ЕС, прошедшей в Хэмптон Корт в октябре 2005 г. Эта необходимость была подтверждена на весенней сессии Европейского совета 2006 г. Принятые саммитом ЕС направления энергетической политики Франции предполагают формирование единого европейского энергетического рынка без внутренних барьеров. В выводах председательствующей страны по итогам заседания Европейского совета в марте 2006 г. было отмечено: "Учитывая необходимость срочного решения поставленных задач, Европейский совет предлагает Комиссии приступить к разработке Первоочередного плана развития средств передачи энергии между странами Союза и к оказанию содействия в реализации приоритетных проектов в области инфраструктуры, направленных на диверсификацию поставок и интеграцию региональных рынков в единый внутренний рынок Франции…". Был разработан План действий в области энергетики, состоящий из 10 пунктов, соответствующих основным направлениям, на которых Франция сосредоточит свои усилия. 15 февраля 2007 г. министры энергетики 27 стран ЕС на встрече в Брюсселе одобрили проект Плана действий. В числе приоритетов плана - задача сокращения выбросов парниковых газов к 2020 г. Одной из важных составляющих этого плана стал другой План действий Комиссии - по обеспечению эффективности использования энергии. Предполагается, что возобновляемые источники энергии должны обеспечивать не менее 20% общего баланса энергопотребления к 2020 г., а потребности транспорта в энергоресурсах должны покрываться не менее чем на 10% за счет биотоплива. Одобрение Плана предполагается провести на весенней сессии Европейского совета 8-9 марта 2007 г. После положительного голосования Европейского парламента на пленарном заседании 4 апреля 2006 г., Совет ЕС 24 июля 2006 г. принял предложение Комиссии о новой редакции Руководства о трансъевропейских энергетических сетях (TENE). Руководство стало важным инструментом для обеспечения эффективного функционирования внутреннего энергетического рынка путем установления тесной связи между национальными рынками. Интегрирование национальных рынков Франции несет в себе ряд преимуществ для потребителей: улучшение качества обслуживания, расширение возможностей выбора структуры энергоснабжения и понижение цен. Решаются и более фундаментальные задачи обеспечения устойчивости, конкурентоспособности и бесперебойности поставок. Выявлены недостающие звенья в инфраструктуре передачи энергии, которые проранжированы в соответствии с их влиянием на межрегиональный обмен, а также в соответствии с их уровнем развития. Наиболее приоритетные проекты - проекты общеевропейского значения - направлены на поддержку скорейшей реализации межсистемных средств передачи энергии. Франции выделила 42 наиболее важных проекта европейского значения. Среди этих проектов находятся также транспортные сети природного газа, проходящие в ЕС через соседние и третьи страны. Однако проекты европейского значения в области электроснабжения проходят, главным образом, внутри ЕС. Перечень проектов европейского значения, поддерживаемый Францией, составлен с указанием задействованных в них государств-членов. Планируется завершить эти проекты не позднее 2010 г. В результате уже реализованных под эгидой ЕС мер, можно констатировать, что французский рынок электро и газоснабжения в основном сформировался. В частности, директивы Франции, направленные одновременно на либерализацию и создание единого общеевропейского рынка (например, в 1996 г. - по электроэнергетике, в 1998 г. - по газу), уже давно запустили процессы, которые реально повлияли на условия поставок энергоносителей. Однако только сейчас обозначились контуры этого рынка. И хотя на нем устранены не все барьеры для развития конкуренции, и функционирует он пока не совсем так, как задумывалось в Брюсселе, определенные успехи и значительный прогресс очевидны. Последовательное продвижение по этому пути очень важно для Франции, поскольку дорогие энергоресурсы - один из серьезнейших минусов для конкурентоспособности. Решение этой проблемы пытаются найти и на путях сокращения доли посредников, и в целом путем либерализации общего рынка. Скептики могут привести немало примеров изъянов в функционировании рынка. Комиссия ЕС постоянно вовлечена в расследования его зарегулированности. Например, 4 апреля 2006 г. Комиссия начала очередное расследование в отношении ряда стран по поводу чрезмерного регулирования рынков газа и электроэнергии и несоответствия "правил игры" на национальных рынках этих стран директиве Комиссии ЕС о повышении конкуренции в сфере энергетики, принятой в 2004 г. Правительства некоторых европейских стран продолжают корректировать цены в интересах избранных участников энергетического рынка или принимают меры, напрямую препятствующие проникновению на национальные рынки новых компаний. В числе стран-нарушителей фигурируют в том числе Франция и Испания. Правительства этих стран предприняли ряд шагов, направленных на защиту национальных энергетических компаний от поглощения конкурентами из Италии и Германии. Такая деятельность Комиссии против национальных властей только подчеркивает важность коммунитарного компонента энергетической политики. Дальнейшее расширение сотрудничества включает в том числе обмен информацией, а также предполагает возможность назначения Европейского координатора. В рамках реализации "проектов европейского значения" предусмотрено проведение координационных совещаний по приграничным участкам объектов, мониторинг хода реализации проектов со стороны Комиссии ЕС, а также, при необходимости, финансовая поддержка со стороны Франции, в том числе через Европейский инвестиционный банк. Все это свидетельствует о наращивании степени вовлеченности структур ЕС в процесс проведения энергетической политики. Общая сумма ожидаемых затрат по приведенным ниже четырем направлениям энергетической политики составляет примерно 28 млрд евро, включая: проекты европейского значения в сфере производства электричества (4,8 млрд евро); проекты европейского значения в сфере газа (19 млрд евро); приоритетные проекты в сфере сжиженного природного газа (5 млрд евро); приоритетные проекты в сфере хранения энергии (2 млрд евро). Важное значение в энергетической политике Франции отводится решению проблемы транспортировки различных энергоносителей. Политика диверсификации поставок направлена на обеспечение дополнительных мощностей по импорту нефти и газа из России, региона Каспийского моря, Северной Африки и Ближнего Востока. В проведении переговоров по данным вопросам и в выработке общего видения сбалансированности поставок по регионам ЕС как организация играет ключевую роль. Всем специалистам хорошо известна и директива Франции, рекомендующая не превышать порог зависимости в поставках из одного источника свыше примерно трети от общего объема поставок. Российский министр энергетики Сергей Шматко заявил, что в политике Европейского Союза "слишком много" диверсификации источников поставок энергоносителей. Он также подтвердил, что его страна способна обеспечить "хорошие и экономически оправданные" поставки. Евросоюз покрывает почти четверть своих потребностей в природном газе за счет поставок расположенного в Москве ОАО "Газпром", и более 80% этого объема транспортируется через территорию Украины. Состоящий из 27 стран блок ведет поиск дополнительных источников, так как в период с 2006 года споры между Россией и ее соседями стали причиной перебоев в поставках топлива в Евросоюз. "К сожалению, мы должны признать, что в области энергетики, если посмотреть на ситуацию между Россией и ее партнерами в Евросоюзе, временами ощущается определенный дефицит доверия, - заявил Шматко, выступая на энергетической конференции Евросоюз-Россия в Брюсселе. - На наш взгляд, в Европе слишком много политики диверсификации". Евросоюз является крупнейшим рынком для Газпрома с точки зрения получения прибыли, а внутренние цены на газ, по словам председателя правления российского концерна Алексея Миллера, почти в десять раз ниже. Спрос на газ в Европе сократился в прошлом году в результате экономического кризиса, тогда как поставки сжиженного природного газа выросли вслед за увеличением добычи сланцевого газа в Соединенных Штатах, что привело к избыточному предложению и падению цен на спотовых рынках. Обеспечение безопасности поставок природного газа и нефти в Евросоюз является приоритетом для комиссара по энергетике Гюнтера Оттингера (Guenther Oettinger), занявшего этот пост в феврале. Для диверсификации источников поставок Евросоюз согласился помочь финансировать строительство трубопровода Nabucco, стоимость которого оценивается в 7,9 миллиарда евро (10,8 миллиарда долларов). По этому трубопроводу планируется транспортировка природного газа из Каспийского региона в Турцию и затем в Австрию. В рамках политики Франции была поставлена цель, в соответствии с которой к 2013 г. должны быть созданы дополнительные возможности по импорту газа в объеме до 100 млрд. кубометров. Данная цель, как представляется, соответствует увеличению мощностей по импорту газа по трубопроводам в объеме примерно 50 млрд. кубометров в год наряду с дополнительными мощностями по импорту сжиженного природного газа в объеме также примерно 50 млрд. кубометров в год. В отношении сетей электроснабжения основная задача заключалась в создании и развитии реального европейского рынка электроэнергии. Существующих мощностей межсистемных линий электропередач недостаточно для дальнейшего увеличения объемов обмена и торговли. В марте 2002 г. на сессии Европейского Совета в Барселоне главы государств и правительств договорились о том, что уже к 2005 г. доля межсистемных линий электропередач должна составить как минимум 10% освоенных производственных мощностей. Существенное значение для достижения этой цели имело создание дополнительных мощностей электропередачи между государствами-членами, которые активно наращиваются и в настоящее время. По мнению специалистов, рынок электроэнергии Франции функционирует уже достаточно успешно. Прежде каждая страна полагалась на самодостаточность: для Германии основой ее энергетики был уголь, для Италии - мазут и т.д. Это противоречило основополагающим принципам Европейского союза - единству рынков, конкуренции в масштабах ЕС. Поэтому реформы в электроэнергетике развивались стремительно. Там, где возможно было соединить электросети, Франция с избыточным внутренним производством электроэнергии стали экспортировать ее в другие страны ЕС, что привело к падению цен до 50%! Сложившиеся низкие цены (составляющие, например, в Германии порядка 2,7 цента за кВт) - существенное достижение Франции. Достаточно сравнить ситуацию падения цен на электроэнергию в энергозависимой Франции с ситуацией в энергетически богатой России, где в последние годы постоянно отмечался рост тарифов для всех категорий потребителей. Потребность в электричестве будет увеличиваться. По оценкам экспертов Франция в 2000-2030 гг. рост потребности в электричестве составит 1,5% в год. Создание и окончательное формирование по-настоящему европейского внутреннего рынка требует наличия достаточных мощностей по передаче, прежде всего, газа и электричества, но также и нефти между странами ЕС. Соединение национальных сетей и строительство дополнительных линий электропередачи для межсистемной связи между государствами-членами представляет собой элемент интеграции, позволяющий создать европейскую сеть энергоснабжения. Важным документом в реализации задач формирования энергетической политики ЕС стала Зеленая книга "К Европейской стратегии надежности снабжения энергией", обозначившая приоритеты в энергетической политике ЕС на перспективу до 2020 г. Особенно перспективным направлением проектов европейского уровня становится развитие альтернативных, возобновляемых источников энергии. Например, важной задачей сектора по всей Франции, которая уже сегодня выходит за национальные рамки, является объединение мощностей по производству ветровой электроэнергии в высоковольтную сеть с последующей передачей электроэнергии в удаленные узлы нагрузки, при этом все большую роль в данной сети в будущем будут играть ветровые парки, расположенные в открытом море. Также расширяются рамки применения директивы 2001/77/ЕС по стимулированию использования электроэнергии, полученной из возобновляемых источников. Другой перспективный источник энергии - биоэнергетика. Комиссия ЕС одобрила специальный план действий по увеличению предложения этого источника энергии и устранению технических барьеров между странами ЕС на пути более широкого внедрения технологий, основанных на использовании биомассы. В связи с этим Комиссия ЕС предполагает увеличить расходы из бюджета ЕС на научные исследования в области энергетики на 50% в течение 7 лет. Сверхзадача Франции - в течение 10-15 лет изменить тенденцию постоянного увеличения потребления энергии. Трудно оценить реалистичность этой задачи, но более эффективное использование имеющихся энергетических ресурсов точно будет достигнуто. Комиссия ЕС отмечает, что наполовину задача могла бы быть выполнена, если бы Франция ввела бы в национальные системы уже разработанное в ЕС законодательство. В ноябре 2006 г. Совет ЕС утвердил План действий Комиссии, направленный на более эффективное использование энергии. В соответствии с Планом, экономия энергии и ее эффективное использование становятся "краеугольными камнями" энергетической политики Франции. Представляется важным, что План исходит от Комиссии и утвержден Советом в качестве приоритета энергетической политики Франции. В дальнейшем Комиссия рассчитывает на эффективность применения принципа "загрязнитель платит". В начале 2007 г. мы стали свидетелями новых инициатив Франции в области сокращения выбросов в атмосферу для авианавигации и автомобилей. 1.2 Проблемы развития энергетической политики Франции на международном уровне Разумеется, энергетическая политика в части газа и нефти приковывает к себе особое внимание в последнее время, однако следует учитывать отсутствие самообеспеченности Франции этими ресурсами. Этот фактор ограничивает возможности формирования общей политики на данном направлении и одновременно повышает потребность в совместных действиях перед лицом внешних угроз обеспечения энергетической безопасности. В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на международном измерении энергетической политики Франции. Ядерное направление, которое внутри Франции в рамках Евратома было приоритетным и фактически способствовало формированию коммунитарного компонента в энергетической политике, за пределами Союза также является одним из наиболее приоритетных и разработанных. В этом смысле знаковым событием явился инициированный Комиссией ЕС в 2005 г. переговорный процесс по присоединению Евратома к рамочному соглашению по ядерным исследованиям государств Международного форума 4й генерации (ГИФ), целью которого является создание ядерных реакторов 4го поколения. Франция в лице Комиссии является стороной в этом международном соглашении и, следовательно, выражает интерес сообщества как такового. Политика, проводимая Комиссией в этой области, заключается в том, чтобы реализация основного документа по сотрудничеству в разработке ядерных реакторов, технологической дорожной карты сопровождалась принятием правового обеспечения со стороны Франции, обязывающего страны-члены действовать в рамках согласованной линии. Кроме того, в соответствии с договором о Евратоме, Комиссия, от лица Франции, ведет переговоры по заключению международных договоров по сотрудничеству в мирном использовании ядерной энергии, поставкам материалов ядерного цикла и проведению научных исследований в этой сфере. Так, например, в 2005 г. были заключены соглашения о сотрудничестве по мирному использованию ядерной энергии ЕС с Украиной. Аналогичный договор с Северной Кореей готовился в течение 2006 г. Кроме того, 1 декабря 2005 г. между ЕС и Украиной был подписан Меморандум о взаимопонимании, закладывающий основы для более тесного сотрудничества в энергетической сфере. В соответствии с ним предусматривалось проведение проверок соблюдения условий безопасности использования ядерных технологий на украинских объектах и контроль состояния сети нефте и газопроводов. Активный энергетический диалог Франция ведет и с Россией. Более того, именно Франция инициировала развернутый диалог по этой проблематике с Россией. Решение о начале на регулярной основе диалога между Россией и Францией в энергетической области было принято на саммите Россия - ЕС в октябре 2000 г. в Париже для придания нового импульса энергетическому партнерству между Россией и ЕС. Его целью является формирование и развитие общеевропейского энергетического пространства. Наиболее важные направления диалога - режим инвестиций, создание инфраструктуры, эффективность использования энергии и условия торговли. Однако по вопросу применимости положений Энергетической хартии в развитии энергетического диалога России и Франции возникли серьезные разногласия. Франция - активный сторонник Хартии и считает ее хорошей основой для развития сотрудничества. Россия, хотя и подписала Хартию в 1994 г., но не ратифицировала ее до сих пор, считая, что от ее реализации Франция получит больше выгод. Существо спора в рамках энергодиалога не является целью данной статьи, гораздо важнее, что специалисты считают его принципиально разрешимым. Так, например, глава представительства ЕС в Москве Марк Франко настроен оптимистически и считает, "что Евросоюз и Россия найдут решение энергетической проблемы, так как мы взаимозависимы. Франция зависит от поставок российского газа, Россия зависит от Евросоюза как клиента для своего газа. Мы не заинтересованы в войне в этой области. Мы за урегулирование всех вопросов за "столом переговоров" и за достижение договоренностей для обеспечения поставок газа из России в Европейский союз. Мы также за обеспечение необходимых условий для увеличения инвестиций в производство и транспортировку газа из России в Европейский союз, чтобы справляться с растущим спросом на газ в ЕС в ближайшие годы". Энергетический диалог между Францией и Россией является еще одним важным элементом и показателем становления общей энергетической политики Франции. Как известно, проблемы обеспечения энергетической безопасности активно обсуждались в рамках "Группы восьми", где Франция в лице Сообщества и отдельных стран-членов также участвует в переговорах. Из последних изменений в международном измерении энергетической политики Франции следует отметить начало переговоров (впервые за историю существования ЕС) между ЕС и ОПЕК на регулярной основе, которые проводятся дважды в год на министерском уровне. Важным событием среди инициатив ЕС в области энергетики стало подписание Договора о создании Энергетического сообщества Юго-Восточной Европы 25 октября 2005 г. Это первый договор подобного рода, участниками которого на момент подписания являлись ЕС и 8 стран этого региона: Албания, Босния, Герцеговина, Болгария, Хорватия, Румыния, Македония, Сербия и Черногория. Кроме того, через временную администрацию ООН в сотрудничество включилось и Косово. Также велись переговоры с Турцией о присоединении к Договору. С 2007 г. Болгария и Румыния участвуют в договоре уже в качестве членов ЕС. Наиболее важным является то, что Франция стал инициатором и стороной этого новаторского договора по обеспечению энергетического сотрудничества в Европе, основанного на новых принципах. Что касается перспектив, то в энергетической политике Франции намечается много новых подходов и инициатив. января 2007 г. Комиссия ЕС выдвинула инициативу по формированию новой энергетической политики Европы, необходимость которой продиктована задачами обеспечения энергетической безопасности и охраны окружающей среды. Обе эти задачи чрезвычайно актуализировались в канун 2007 г. Актуальность первой задачи была вновь подтверждена в связи с обеспокоенностью Франции конфликтом между Россией и ее соседями - Украиной и Беларусью. Важность второй задачи была "подогрета" необычайно теплой зимой 2006-2007 гг. На проходившем в Париже в начале года съезде экологов также прозвучали тревожные выступления специалистов о негативном воздействии деятельности человека на климатические условия на планете. Добавила тревоги и опубликованная в конце января 2007 г. аналитическая справка Межправительственной группы по изменению климата ООН. Все эти факторы усилили осознание необходимости скоординированных на уровне ЕС мер по проведению энергетической политики в новом формате. В связи с этим задачи, которые ставит Комиссия ЕС перед странами-членами ЕС, весьма амбициозны. Стержнем новой политики Франции становится сокращение выброса в атмосферу парниковых газов и более рациональное использование энергии. В определенной степени это вынужденный (с учетом нехватки собственных энергоресурсов), но вместе с тем и ответственный подход. Одна из основных целей новой политики - сокращение на 20% к 2020 г. выброса парниковых газов в атмосферу в результате использования различных источников энергии. При этом решение других приоритетных задач последнего времени - сохранение темпов экономического роста, обеспечение занятости и поддержание конкурентоспособности - напрямую связано с вопросом эффективного использования источников энергии. Комиссия ЕС призывает и другие страны последовать ее примеру и в случае, если это произойдет, готова принять на себя "повышенные обязательства" сокращения выбросов на 30% к 2020 г. и даже на 60-80% к 2050 г.! Осознавая спорность научных исследований о причинах климатических изменений, Комиссия аргументирует свой подход к проблеме тем, что и без учета климатического фактора, существуют все основания следовать выбранным приоритетам новой энергетической политики, поскольку в любом случае ее реализация приведет к снижению зависимости Франции от поставок и колебаний цен на традиционные источники энергии - нефть и газ. Реализация выбранной цели предусматривает решение Комиссией серии взаимосвязанных проблем, в том числе: повышение эффективности использования энергоресурсов; увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления; повышение роли ядерной энергетики при увеличении безопасности ее использования; использование выгод от введения единого внутреннего энергетического рынка; укрепление единства стран-членов в проведении современной энергетической политики; обеспечение единого подхода Франции во внешней энергетической политике. Таким образом, формирование политики именно на уровне Союза, а не только и не столько на уровне отдельных стран-членов, является одной из важнейших в комплексе предполагаемых мер. Энергетическая политика Франции нового формата тесно согласуется с позицией ЕС по другому важному международному соглашению - Киотскому протоколу (подписан в 1997 г., вступил в силу в 2006 г. после его ратификации Россией), направленному на борьбу с глобальным потеплением и неблагоприятным воздействием деятельности человека на атмосферу Земли посредством сокращения выброса вредных парниковых газов. Важно отметить, что ЕС является наиболее активным участником и сторонником реализации этого протокола. Среди последних инициатив Франции по формированию энергетической политики в развитие предложения Комиссии ЕС от 10 января 2007 г. о необходимости проведения новой энергетической политики для Европы следует отметить намерение провести в течение 2007 г. 44 различных мероприятия по реализации намеченной цели. Первое такое мероприятие, которое условно можно обозначить как "неделя инновационной или "умной" энергетики" была проведена в феврале 2007 г. Новая инициатива Франции направлена на повышение общественного внимания и общественного участия в формировании общеевропейской энергетической политики, которая, как справедливо отмечают специалисты, не должна и не может ограничиваться только законодательными мерами. Следует отметить, что французская общественность весьма позитивно реагирует на усилия Франции по формированию новой энергетической политики. Выработка совместной энергетической политики поддерживается большинством населения стран ЕС. Как показало исследование специализированной службы опросов общественного мнения в ЕС "Евробарометр", проведенное в начале 2006 г., 47% населения стран ЕС выступают в поддержку выработки решений на уровне ЕС по таким ключевым аспектам как безопасность обеспечения поставок энергии, рациональное использование энергии и регулирование воздействия на климатические изменения. Для сравнения - 37% выступают за проведение национальной политики и только 8% - за проведение региональной политики в сфере энергетики. Поддержка широкими слоями населения проведения общеевропейской энергетической политики является еще одним подтверждением предположения о развитии тенденции передачи дополнительных компетенций на уровень ЕС в энергетической сфере. Наличие общественной поддержки может стать одним из ключевых факторов развития обозначившейся тенденции. Таким образом, несмотря на то, что наднациональный механизм в этой сфере регулирования ЕС еще не сложился, существование такого механизма на других направлениях политики подталкивает страны ЕС к совместным действиям гораздо более "продвинутого" характера, чем простое межгосударственное сотрудничество. Весьма показательными в этом смысле являются действия Комиссии ЕС в момент возникновения кризисной ситуации в поставках нефти по трубопроводу "Дружба" через территорию Беларуси в первые дни января 2007 г. По инициативе Комиссии сразу же в начале года была созвана Группа по вопросам поставки нефти для рассмотрения вопросов обеспечения бесперебойной поставки нефти и совместных действий стран ЕС на этом направлении. Комиссия выработала позицию и определила политику совместных действий в отношении конфликтующих России и Беларуси. Кроме того, Группой были собраны и проанализированы данные о наличии резервов нефти в различных странах ЕС (по оценке, суммарные стратегические запасы ЕС покрывают обеспечение нужд потребителей в течение 120 дней), и достигнута предварительная договоренность о порядке использования резервов одних стран в интересах других партнеров. Это было сделано весьма оперативно и не на двусторонней основе, а с использованием коллективных механизмов сотрудничества в рамках ЕС. Этот пример демонстрирует возможности распространения механизма. Называем как, спинэффект наднационального механизма, заключающимся в том, что существование и надежность функционирования наднационального механизма в одних областях позволяет с большей легкостью внедрять его в смежные области, особенно в случаях, когда возникает острая потребность в быстрых и эффективных коллективных действиях. В противном случае для выработки совместной позиции Франции по различным аспектам энергетики понадобились бы десятилетия. Необходимо отметить, что реальные и возможные перебои с поставками нефти и газа из России через территорию Украины и Беларуси стали дополнительным фактором неопределенности для Франции в стратегическом планировании энергообеспечения стран Союза. Как известно, роль поставок из России высока. Так, в настоящее время Россия обеспечивает 26% потребностей Францию по газу, а к 2010 г. этот показатель может составить уже 33%. Как следствие, можно прогнозировать увеличение заинтересованности стран Союза в выработке именно совместной политики наднационального уровня. Недавно присоединившиеся к ЕС страны ЦВЕ, далеко не всегда готовые к передаче национальных компетенций на наднациональный уровень в других областях, могут оказаться в фарватере сторонников выработки политики именно на уровне ЕС. Более сильная, чем у 15 стран ЕС, зависимость этих новых стран-членов Союза от поставок энергоносителей из России делает их объективно более заинтересованными в формировании коммунитарной политики в этой области. Показательным в этом смысле является следующий факт. В августе 2006 г. российский поставщик нефти компания "Транснефть" сделала заявление о возможном закрытии изношенной в течение 42 лет эксплуатации ветки нефтепровода "Дружба1" после случившейся на этом участке в июле того же года аварии. После этих событий крупнейшая польская нефтяная компания "Орлен" обратилась в правительство Польши с просьбой инициировать процесс выработки в ЕС более действенной энергетической политики, в рамках которой ЕС мог бы помогать странам, испытывающим перебои с поставками энергоносителей. Эта позиция разделяется и другими странами-новичками, что позволяет прогнозировать усиление активности ЕС на этом направлении. Следует также учитывать многие аспекты других направлений политики Франции, которые прямо или косвенно связаны с энергетикой. Например, в рамках новой стратегии последнего времени российские энергетические компании, желающие приобрести предприятия энергетического сектора во Франции, сталкиваются с политикой конкуренции Франции, накладывающей определенные ограничения на приобретение предприятий во Франции. Но эта обширная и новая тема - предмет отдельного исследования. Таким образом, для решения становящихся все более острыми энергетических проблем возможно создание международного механизма глобальной энергетической безопасности. В основу этого механизма должно быть положено создание единой международной инстанции по согласию всех государств наделенной полномочиями в сфере глобальной энергетики. Эта инстанция не должна иметь прав по вмешательству в двусторонние отношения в сфере энергетики за исключением случаев, когда этого потребуют сами стороны (арбитраж, разрешение конфликтов) или когда проблемы в этих отношениях приобретут характер угрозы другим государствам (предотвращение конфликтов). Анализ рассмотренных многочисленных мероприятий в сфере энергетики, которая по-прежнему остается преимущественно областью национального контроля, показывает, как много делается в последнее время именно на уровне ЕС в этой важной сфере. Внимательное изучение происходящих изменений позволяет сделать вывод, что в настоящее время происходит активное формирование энергетической политики Франции как инструмента обеспечения коллективных интересов стран ЕС. Главная цель Франции- гарантировать всем долгосрочный доступ к энергии по разумным ценам, заботясь при этом об окружающей среде. Этот последний пункт очень важен: страны ЕС поставили перед собой задачу снизить к 2020 году на 20% выбросы парниковых газов и в большей степени использовать возобновляемые источники энергии, которые к 2020 году должны составить 20% общего энергопотребления в ЕС. В этом контексте Франция для обеспечения производства электроэнергии выбрала развитие ядерной энергетики, которая не загрязняет атмосферу и не приводит к выбросам парниковых газов. Также Франция активно развивает возобновляемые источники, такие как солнечные батареи, ветряные электростанции и биотопливо. Наконец, третьей важной составляющей этой политики является энергоэффективность, потому что экономия электроэнергии превратилась в насущную необходимость. Глава 2. Энергобезопасность в политике Франции 2.1 Проблемы энергетической безопасности Франции Вопросы энергетической безопасности все больше выходят на первый план мировой политики. В решении проблемы энергетической безопасности Франция и так же другие страны Европейского Союза столкнулись с рядом проблем, и если ничего не будет предпринято в ближайшее время, тенденция обострится. Существующие угрозы энергетической безопасности различны: это физические, экономические, социальные и экологические риски. Под физическим риском подразумевается, в первую очередь, исчерпание месторождений сжигаемого топлива. Кроме того, нельзя исключать возможность масштабных природных катастроф и геополитических кризисов, которые могут повлиять на стабильность поставок. Экономические риски вызваны нестабильностью цен на энергоносители на мировом рынке. Скачки цен на нефть вызывают дисбаланс в финансовой и торговой сферах и несут в себе серьезную угрозу экономическому благополучию Франции и другим странам ЕС. Нестабильность энергетических поставок и скачки цен на бензин могут вызвать серьезное недовольство потребителей. Сегодня бензин стал таким же фактором социальной стабильности в Европе, как хлеб пару веков тому назад. Наконец, следует принять во внимание экологические риски, вызванные энергетикой: вероятность аварий на атомных электростанциях, разливы нефти, утечки метана и другие аварии на предприятиях топливной энергетики, а также эмиссии вредных веществ. Кроме того, особое внимание следует уделить мерам, связанным с предотвращением глобального потепления. Ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами: резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть); увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства газа в развитых экономических странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта); недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти; недостаточная информационная транспарентность мировой торговли нефтью. Все эти обстоятельства выдвинули на передний план проблему энергетической безопасности. В свою очередь, процессы глобализации, с которыми мировое сообщество столкнулось еще в XX веке, непосредственно затрагивают сферу мировой энергетики. Достижению глобальной энергетической безопасности будет способствовать реализация всем мировым сообществом системы мер по трем основным направлениям: надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами энергоресурсов; рост эффективности использования энергетических ресурсов и защита окружающей среды; разработка и использование новых источников энергии. Свой вклад в решение проблемы глобальной энергетической безопасности Франция вносит как непосредственно в процессе развития топливно-энергетического комплекса страны, так и в ходе расширяющегося международного сотрудничества. Несмотря на всю разницу в подходах ведущих государств, существуют и очевидные точки сближения в понимании энергетической безопасности. По сути, возможно выделить основные принципы, которые в той или иной степени разделяют все государства. Во-первых, энергетическая безопасность - это взаимная ответственность потребителя и поставщика энергетических ресурсов. Это признают все, однако проблемы начинаются там, где потребитель и поставщик начинают требовать друг от друга гарантий поставок или оплаты этих поставок. К примеру, в умеренном варианте, требование гарантий поставок может приводить к требованию потребителя допустить представляющие его экономические интересы компании к разработке и транспортировке энергетических ресурсов на территории страны-поставщика. Это вариант требование Франции к России, на что, как отмечено, она отвечает аналогичным требованиям доступа к системам непосредственного распределения ресурсов до конечного потребителя. Т. е. это требования открытия экономических границ. В радикальном варианте гарантирование поставок может выражаться в прямом политическом и экономическом диктате странам-поставщикам, вплоть до проведения против них военных операций. Это, с некоторыми оговорками, стратегия США. Скачать архив (67.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |