Главная » Экономика

Экономика Франции в мирохозяйственных связях на современном этапе

Введение

Известно, что процветающие и высокоразвитые страны не сразу стали такими. Им потребовалось много времени и сил, чтобы добиться таких значительных успехов, которыми они могут сейчас гордиться.

Франция как раз является одной из таких стран. В своей работе я изложу основные принципы, на которых держится вся экономика Франции. У Франции накоплен богатый опыт внешнеэкономической деятельности.

Эта тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране.

Таким образом, в работе будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны (некоторые особенности ее развития) и ее политическом устройстве.

Целью данной работы является раскрытие особенностей современной экономики Франции с учетом проблем и перспектив ее развития.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

-рассмотреть общую характеристику экономики Франции;

-изучить основные черты внутреннего потенциала Франции;

-раскрыть внешнеэкономические связи Франции;

-рассмотреть основные проблемы и перспективы развития французской экономики

Объектом исследования являются экономика и внешнеэкономические связи Франции.

Предметом исследования выступают тенденции и особенности мирохозяйственного развития Франции в условиях интенсификации процессов глобализации и интеграции, перспективы развития экономики Франции.

Хронологические рамки исследования охватывают послевоенный период развития французской экономики и преимущественно последний десятилетний период.

1. Общая характеристика экономики Франции

Франция относится к числу экономически наиболее высокоразвитых государств мира. Ускорившийся в годы Пятой республики процесс перестройки и модернизации экономической структуры позволил Франции в начале 70-х годов выйти на одно и первых мест в мир по темпам роста промышленности, производительности труда и объему производственных капиталовложений.

Франция - первая по площади среди стран Западной Европы. По этому показателю она почти вдвое превосходит Великобританию и примерно в полтора раза Германию, однако плотность населения здесь в два раза ниже, чем в этих странах. Рельеф и климат, как и другие природные условия во Франции, более разнообразны, поэтому различия в уровне развития районов более заметны, чем в других крупных странах Западной Европы.

Особенность французской экономики - высокая роль государства в экономике страны. Это проявляется в значительной доле государственных и смешанных, государственно-частных предприятий, в широком финансировании капиталовложений со стороны государства и в государственном регулировании хозяйства.

Под контролем государства находится примерно 2/5 экономики страны, включая производство электроэнергии, газа, угольную и атомную промышленность и железнодорожный транспорт. Наряду с такими крупными национализированными компаниями, как «Рено» (автомобилестроение), «Режи отоном дю транспор паризьеи», «Аэропор де Пари» и др., во Франции насчитывается более 2-х тыс. предприятий, где представлен и государственный и частный капитал. Через свои банки, сберкассы, страховые общества государство контролирует половину всех капиталовложений. [15, c. 23].

Государственный сектор тесно связан с монополиями, что усиливает их влияние на экономику страны через подчиненный им государственный аппарат.

Государство составляет пятилетние планы экономического и социального развития Франции. Планирование непосредственно касается лишь государственных предприятий, деятельность же частного сектора государство регулирует с помощью косвенных мер, стимулирующих или сдерживающих производство. Однако деятельность национализированных предприятий, как и плановых органов, подчинена интересам крупной буржуазии. Главные цели государства в экономике - укрепление позиций Франции на мировом рынке. Это достигается ускоренной концентрацией капитала и производства, созданием крупных монополий международного Масштаба, увеличением их конкурентоспособности путем объединения с монополиями других стран, углублением специализации Франции в системе международного разделения труда и расширением экономического влияния французских монополий на внешних рынках. В этих же целях Франция активно участвует в Европейском экономическом сообществе, в международных экономических союзах.

Правительство сохраняет значительное влияние по ключевым долям каждого сектора, оно имеет контрольные пакеты акций железной дороги, электростанций, воздушного сообщения и телекоммуникационных компаний. Правда, начиная с 1990-ых годов, правительство постепенно ослабляет контроль над этими секторами. Правительство медленно распродает часть своих акций в FranceTelecom, в AirFrance, в страховании, в банковском деле, и в различных отраслях промышленности. Тем временем, благодаря большим площадям плодородной земли плюс применению современным технологиям, Франция стала ведущим сельскохозяйственным производителем в Западной Европе. Но в тоже время в стране наблюдается постоянно высокий уровень безработицы. Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощности ТНК.

Франция - индустриальная страна: доходы от промышленности в 5-6 раз превышают доходы от сельского хозяйства. Вместе с тем сельское хозяйство продолжает сохранять здесь явно большее значение, чем в Великобритании или Германии. Оно почти полностью удовлетворяет потребности страны в продовольствии, ввозятся в основном лишь продукты тропического сельского хозяйства. Франция - крупный экспортер многих сельскохозяйственных продуктов. Большое значение в экономике имеют торговля, финансовые операции, туризм.

Как и в других развитых странах, экономика во Франции, несмотря на попытки государства регулировать ее эволюцию, развивается стихийно: годы оживленной экономической конъюнктуры сменяются кризисами, спадами производства, многие плановые показатели не реализуются. Постоянные спутники экономической жизни - неустойчивость валютного положения, инфляция, массовая безработица. После кризиса 1975 г. оживление экономики протекает вяло. Уменьшился объем капиталовложений в строительство заводов и фабрик, продолжается кризис многих производств. Велик дефицит внешней торговли. [21].

Реальный темп роста ВВП:

в 2010 году 1,5 процента

в 2009 году - 2,5 процента

1.1    Промышленность

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20 процентов, оно обеспечивает более 30 процентов рабочих мест, 40 процентов инвестиций, 80 процентов экспорта.

Объем промышленного производства во Франции в марте 2012 г. снизился на 0,9 процента по сравнению с предыдущим месяцем. Такие данные представило сегодня Национальное статистическое бюро Франции Insee. Аналитики ожидали снижения на 0,6 процента.

Объем производства в обрабатывающей промышленности Франции в

марте 2012 г. по сравнению с февралем вырос на 1,4 процента.
По уточненным данным, в феврале 2012 г. объем промышленного производства во Франции увеличился на 0,9 процента в месячном исчислении, в обрабатывающем секторе - снизился на 0,9 процента. Ранее сообщалось о повышении на 0,3 процента и о снижении на 1,2 процента соответственно.

Решающую роль в экономике и политике Франции играют несколько десятков промышленных и банковских монополий, тесно связанных между собой и иностранным капиталом. Например, в руках двух компаний «Пешине-ИжинКюльман» и «Ле никель Пендройя»: сосредоточена почти вся цветная металлургия, на две фирмы - «Юзинор» и «Сасилор» приходится 2/3 национальной производства стали, компания «Рон-Пуленк» контролирует около 4/5 производства химических волокон и т.д. [6, c. 57].

В некоторых отраслях машиностроения, например в производстве электронно-вычислительных машин, значительны позиции иностранного капитала - американского, западногерманского, швейцарского.

Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономическую жизнь Франции усиливают неравномерность развития отдельных отраслей промышленности. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство, поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например в текстильной, наблюдается застой.

Во Франции высок уровень развития энергетики, но своего топлива мало, и ей приходится импортировать более 1/2 энергоресурсов. В стране добывается только 1 млн. г нефти. Основную ее часть приходится ввозить, и главным образом из стран Ближнего Востока.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы расположены в портах - устье Сены между Гавром и Руаном около Марселя. Новые заводы строятся в глубинных районах, около крупны центров потребления топлива, куда нефть поступает по нефтепроводам (в Страсбурге, Лионе, Валансьенне). В нефтяном хозяйстве Франции значительна роль американских и англо-голландских компаний.

Быстро увеличивается промышленное бытовое использование природного газа, причем своего газа стране не хватает, и Франция покупает его в Нидерландах, Алжире и России.

Из-за конкуренции нефти, газа и импорта качественного угля и кокса из США и Германии добыча собственного угля во Франции сокращается. Главные районы добычи каменного угля - Северный район и Лотарингия; добывается уголь и в восточной части Центрального массива.

Почти все населенные пункты страны электрифицированы. На одного жителя в среднем приходится 4 тыс. кВт - ч электроэнергии в год. Однако в производстве электроэнергии Франция уступает США, Японии, ФРГ, Великобритании и Канаде. Треп, электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС. Крупнейшие из них построены на Роне и в верховьях р. Изер.

Те водные энергетические ресурсы, которые были доступны для наиболее эффективной эксплуатации, почти все уже использованы, и теперь расширяется Строительство тепловых электростанций большой мощности. Они работают в основном на низкосортном каменном угле или газе и размещаются либо в угольных бассейнах, либо около крупных городов, либо у морских портов.

Во Франции немало оригинальных по конструкции электростанций. Например, в устье р. Ране в Бретани работает самая мощная в мире электростанция, использующая энергию морских приливов. Она производит около 600 млн. кВт • ч электроэнергии в год. Недалеко, в бухте Мон-сен-Мишель, где высота приливов достигает 12 м, предполагают соорудить еще более мощную электростанцию.

Из-за ограниченности энергоресурсов и дороговизны импорта энергии во Франции особенно большое внимание уделяется использованию атомной энергии. Под руководством известного французского ученого Фредерика Жолио-Кюри в форте Шатийон под Парижем в 1948 г. был пущен первый в Зарубежной Европе атомный реактор. Позже в пригороде Парижа Сакле был сооружен крупнейший в свое время в Зарубежной Европе синхрофазотрон, и Сакле стал главным французским центром по исследованию атомного ядра. По использованию атомной энергии Франция занимает третье место в Западной Европе после Великобритании и Германии. В 1977 г. в стране действовало 10 атомных электростанций. Планируется, что в 1985 г. АЭС будут давать более четверти всей электроэнергии. Важные центры атомной промышленности - Пьерлат и Маркуль. Ядерное топливо дают главным образом урановые руды, которые добываются в Центральном массиве, в Вандее и других районах Франции. Здесь же работают и обогатительные фабрики. Частично урановые руды ввозятся из стран Африки.

Все основные районы производства и потребления электроэнергии связаны густой сетью линий электропередач. Широко применяется комбинирование работы ГЭС и тепловых электростанций.

Франция всегда славилась высоким качеством многих потребительских товаров. Большой популярностью во многих странах мира пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, вина и коньяки.

Но после первой мировой войны стала быстро развиваться и тяжелая индустрия: автомобильная, авиационная и другие отрасли машиностроения, а также химическая промышленность. Еще больше выросло значение тяжелой промышленности после второй мировой войны в связи с научно-технической революцией. Быстрее всего развивается электроэнергетика, нефтяная и газовая, атомная и химическая, авиаракетная и автомобильная промышленность и электроника. По масштабам промышленного производства Франция превосходит Великобританию и Италию, но значительно уступает Германии. Франция опережает многие развитые страны в строительстве ГЭС, атомной промышленности, в некоторых отраслях электрометаллургии, электротехники и химии, по выпуску автомобилей, самолетов и локомотивов. Франция - третья в мире космическая держава.

В стране хорошо развиты черная металлургия и производство алюминия - отрасли, обеспеченные в основном местным сырьем. По добыче железной руды (в Лотарингии) Франция занимает первое место в Европе. Тем не менее все шире используются гораздо более богатые руды Бразилии, Мавритании, Швеции, содержащие свыше 60% железа. В результате добыча руды в Лотарингии падает.

На привозной руде работают крупнейшие новые металлургические комбинаты страны, построенные в портах Дюнкерке на севере и Фосе на Средиземном море.

Однако в основном металлургические заводы сооружены у мест добычи железной руды или каменного угля. Большую часть чугуна и стали дают заводы-комбинаты Лотарингии. Примерно 1/3 стали выплавляется в Северном районе. Здесь много сталеплавильных заводов, использующих лом и привозной чугун, но есть и несколько заводов полного цикла. Крупнейший из них, размещающийся в Дюнкерке, ежегодно дает 6 млн. т стали.

В горных районах - Центральном массиве, Савойе, Пиренеях - вблизи источников дешевой гидроэнергии много заводов, где в электрических печах плавятся специальные стали высокого качества. Наибольшее значение имеют заводы Ле-Крёзо, Сент-Этьенна, Ижина.

Крупные запасы бокситов на юге страны и дешевая энергия ГЭС послужили стимулом для развития алюминиевой промышленности. По добыче бокситов Франция занимает второе место среди стран Европы. Важнейшие рудники находятся недалеко от Марселя - у Бриньоля. Здесь же работают обогатительные заводы. Алюминий выплавляется на заводах, находящихся возле ГЭС в Альпах и Пиренеях и вблизи ТЭС у месторождения газа Лак.

Из-за обострения конкуренции на внешних рынках и неустойчивого спроса на сталь на внутреннем рынке мощность металлургических заводов используется далеко не полностью. Хозяева монополий ищут выход из создавшегося положения, сокращая число занятых, что вызывает массовые волнения и демонстрации трудящихся в районах металлургии.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 2/5 стоимости промышленной продукции, - это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют транспортное машиностроение и электротехника. Франция сыграла значительную роль в развитии мирового машиностроения. Здесь в конце XIX в, впервые началось массовое производство автомобилей и устраивались первые автомобильные гонки. В 1975-1977 гг. по выпуску автомобилей Франция занимала четвертое место в мире, уступая США, Японии и Германии. Легковые автомобили производятся в основном на заводах двух компаний: государственого предприятия «Рено» и крупной частной фирмой «Ситроен».

«Рено» относится к числу старейших крупнейших автомобильных компаний мира. Первый автомобиль был выпущен Луи Рено в 1898 г. в примитивной мастерской в пригороде Парижа Булонь-Бийа кур. На заводах этой фирмы сейчас рай тает более 200 тыс. человек. Помимо легковых автомобилей «Рено» выпускает оборудование для автомобильных заводов, тракторы, станки моторы. Более половины французских автомобилей производится в Париже его пригородах.

В начале XX в. Франция славилась своей авиационной промышленностью искусством пилотажа. Луи Блерио 1909 г. первым в мире перелетел Л; Маши. В наше время французские конструкторы и инженеры добились значительных успехов в создании многих виде реактивных самолетов, ракетной и космической техники. Всемирную известность получили, например, гражданский реактивный самолет «Каравелла» и французские вертолеты; Франция экспортирует истребители и бомбардировщики. В 1976 г. на лини Париж - Рио-де-Жанейро началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», который создавало совместно Францией и Великобританией

Франция по числу занятых в авиационной промышленности и масштабам е производства занимает третье место среди стран мира, уступая лишь США и Великобритании. Основную часть продукции отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Дассо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Богатые традиции и опыт имеет французское судостроение. С верфей Франции ежегодно спускаются на воду десятки судов общим тоннажем более 1 млн. т. В последние годы увеличилась доля грузовых судов: танкеров, морских паромов, судов для перевозки метана. На верфях Сен-Назера было построено несколько из самых больших танкеров в мире тоннажем 542 тыс. т. Длина этих гигантов - 415 м, ширина - 63 м. Многие корабли строятся по иностранным заказам.

Быстро развиваются такие отрасли промышленности, как электротехника и электроника, где многие заводы принадлежат американским и голландским фирмам. Ежегодно выпускаются миллионы радиоприемников, телевизоров, стиральных машин. Телевидение Франции - одно из старейших в мире: регулярные передачи начались в 1935 г. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли машиностроения - производство станков и сельскохозяйственных машин, часов и оптических приборов. Франция в большом объеме производит оружие и поставляет его в различные страны мира, в том числе реакционным режимам.

После второй мировой войны во Франции резко выросло значение химической промышленности, что связано с ростом спроса на ее продукцию и переходом с каменноугольного сырья на нефтяное и газовое. Особенно важную роль играют такие монополии как «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен» и «Мишлен». Например, концерн «Рон-Пуленк» имеет только во Франции 55 заводов и исследовательских центров, размещенных главным образом в пригородах Лиона и Парижа. На заводах концерна производятся искусственное и синтетическое волокно и ткани из него, пластмассы, фармацевтические препараты. Научные работники «Рон-Пуленка» сделали немало важных открытий, внедренных затем в производство, ими впервые были получены целлофан, антибиотики, волокна ровиль и крилор и т.д. На заводах концерна впервые в Европе был освоен выпуск известных тканей нейлон и тергаль.

Крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы, производящие аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе налажено производство калийных удобрений, в Ландах - целлюлозы и скипидара. На дешевой электроэнергии в Альпах и Пиренеях работают заводы азотных удобрений и взрывчатых веществ. В Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон. Около Марселя и Гавра на привозной нефти выросли мощные нефтехимические комбинаты. Крупнейшие заводы автомобильных шин и других резиновых изделий были построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне в расчете на дешевую рабочую силу Центрального массива. Но самый важный и универсальный центр химической и резиновой промышленности - Париж и его города-спутники. Здесь производятся пластмассы и автомобильные шины, но особенно характерна тонкая химия - фармацевтика и парфюмерия, где используются квалифицированные кадры.

Главная отрасль легкой промышленности Франции - текстильная. Хотя она и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производством пряжи, тканей, одежды занято 700 тыс. человек. В этой отрасли меньше крупных предприятий, чем в тяжелой промышленности, часть оборудования устарела. Из-за конкуренции на внешних рынках и ограниченной покупательной способности населения много фабрик работает с недогрузкой или закрыто.

Весьма широк ассортимент трикотажных изделий. Чулки, носки, белье, перчатки, свитеры экспортируются во многие страны мира.

Важное значение имеет во Франции швейная промышленность, в которой занято 150 тыс. человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому по заказам крупных торговцев и магазинов готового платья. Французские швейные изделия отличаются изяществом, элегантностью, оригинальностью и пользуются большим спросом за пределами страны. Главный законодатель мод - Париж, где производится более трети всей одежды и галантереи.

Чрезвычайно разнообразны отрасли пищевой промышленности. Особенно славится Франция своими коньяками, ликерами, шампанскими, бордоскими и бургундскими винами. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных напитков.

1.2 Сельское хозяйство

Франция - самый крупный производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции среди стран Европы.

Во французской деревне преобладают средние хозяйства площадью 10-50 га. Таких хозяйств более половины, и они владеют свыше 50 процентов земель. Но очень характерны для страны и мелкие хозяйства площадью до 10 га, в распоряжении которых лишь 9 процентов обрабатываемых земель. Крупных же ферм с площадью более 50 га менее 10 процентов, но им принадлежит почти 40 процентов земель.

Крупные предприниматели владеют лучшими землями, применяют агротехнику и наемный труд. Именно они дают основную массу товарной продукции. Нередко они имеют собственные предприятия по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Во многих же мелких хозяйствах агротехника отсталая, велика их зависимость от ростовщиков и торговцев-посредников, доходы низкие. Масса крестьян разоряется, уходит в города.

В связи с концентрацией земельной собственности и производства все больше хозяйств прибегает к аренде земли [2, c. 73].

Крупные хозяйства пользуются поддержкой государства: им предоставляются льготные кредиты и т.д.; в их интересах Франция добивалась образования общего рынка сельскохозяйственных продуктов. Мелкие же хозяйства рассматриваются как нерентабельные; считается закономерным, что конкуренция в Европейском экономическом сообществе разорит большую часть их.

Французские крестьяне активно борются за сохранение своих хозяйств, против такой политики государства. Чтобы облегчить свое положение, они объединяются в кооперативы для совместного производства и сбыта продукции.

Сельское хозяйство Франции отличается хорошим развитием многих отраслей растениеводства и животноводства. Однако большее значение имеет все-таки животноводство.

Главная зерновая культура - пшеница. По ее сборам Франция занимает четвертое место в мире после США, Индии и Канады.

На северо-западе страны сеют также овес и гречиху, на бедных почвах Центрального массива - рожь, а в дельте Роны культивируют рис. Почти повсеместно сажают картофель, на Северо-Французской низменности - сахарную свеклу. В департаменте Приморская Сена возделывают лен, в департаменте Нижний Рейн - табак и хмель, а на Ривьере - цветы.

Франция известна своими виноградниками, здесь собирают 10-12 млн. т винограда в год. Вместе с Италией она занимает по сборам винограда первое место в мире. Виноград выращивается во всех районах страны, кроме севера и северо-запада, и используется главным образом для производства вин. Особенно много виноградников на юге - в Лангедоке, в районе Бордо, а также в долинах рек Роны, Соны, Гаронны, Дордони и Луары. Однако виноградарство и виноделие находятся в кризисном состоянии из-за перепроизводства, трудностей сбыта продукции, что связано со стихийным характером экономики.

Во Франции велико производство овощей и фруктов. Многие хозяйства имеют небольшие сады и огороды, но для Парижа и других городов фрукты и овощи дают всего несколько районов, специализирующихся на возделывании той или иной культуры. Для Нормандии и Бретани, например, типичны яблоневые сады, Эльзас и Лотарингия славятся своими вишнями и мирабелью, Лимань - орехами, Средиземноморский район - персиками, абрикосами, миндалем и оливами. На Ривьере и Корсике увеличиваются посадки цитрусовых. Благодаря быстроте перевозок овощи, ягоды и фрукты, собранные вечером на юге или западе Франции, уже на следующее утро попадают на рынки Парижа.

Хорошо развито во Франции животноводство. Животноводство имеет мясомолочное направление. По поголовью крупного рогатого скота Франция занимает первое место в Европе. По поголовью свиней она уступает только Германии, а по количеству овец - Великобритании и Испании. Крупный рогатый скот разводят в областях с благоприятными условиями для роста трав и неудобными для земледелия - на северо-западе страны и в горах. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой.

Главный животноводческий район Франции - северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито и коневодство. Основной район разведения овец - Центральный Французский массив. И это же второй район по поголовью крупного рогатого скота и свиней.

Рыболовство играет большую роль в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша. Основной район рыбной ловли - воды Северного моря и Северной Атлантики (сельдь, треска). Но импорт морепродуктов больше экспорта. Главные рыболовные порты - Булонь, Лорьян и Ла-Рошель. Развит устричный промысел.

В последние годы в связи с жестокой конкуренцией на внешних рынках и ограниченностью внутреннего рынка обострился аграрный кризис, что отразилось на многих отраслях сельского хозяйства. Развитие сельского хозяйства по экономическим районам Франции в 2011 году представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Развитие сельского хозяйства по экономическим районам Франции

Районы

Процент рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве

Доля сельского хозяйства в экономике района (по добавленной стоимости)

Удельный вес района в сельском хозяйстве Франции

Стоимость продукции, получаемой с 1 га сельскохозяйственных земель, тыс. франков

Удельный вес в сельскохозяйственной продукции района:

растениеводства

животноводства

Иль-де-Франс

0,4

0,2

2,0

10,1

91,4

8,6

Центр

5,6

3,1

4,7

6,9

73,3

26,7

Нижняя Нормандия

8,6

4,3

3,7

9,5

18,1

81,9

Верхняя Нормандия

3,4

1,7

2,2

8,3

47,9

52,1

Пикардия

5,5

4,4

4,7

10,9

73,9

26,1

Шампань-Арденны

8,3

7,9

6,8

11,3

83,8

15,2

Нор-Па-де-Кале

2,9

1,4

3,2

13,8

53,5

46,5

Лотарингия

2,8

2,1

3,0

6,1

35,8

64,2

Эльзас

2,3

2,2

2,7

17,7

74,9

25,1

Франш-Конте

4,5

3,1

2,2

7,1

79,4

20,6

Бургундия

6,8

5,1

5,0

7,9

64,9

35,1

Рона-Альпы

3,1

1,8

6,9

11,3

51,1

48,9

Прованс-Альпы-Лазурный берег

2,8

2,1

5,9

19,5

92,5

7,5

Лангедок-Руссильон

6,3

4,5

5,4

13,0

88,5

11,5

Корсика

6,1

2,2

0,3

7,3

64,9

35,1

Овернь

8,1

3,1

2,3

5,0

88,0

82,0

Лимузен

8,7

1,7

0,7

4,0

8,8

91,2

Юг-Пиренеи

3,5

3,3

4,9

7,2

47,1

52,9

Аквитания

8,5

6,4

11,6

18,7

74,7

25,3

Пуату-Шаранта

9,2

4,7

4,3

7,8

53,2

46,8

Земли по Луаре

7,6

4,4

8,7

13,8

25,5

74,5

Бретань

9,3

5,4

9,0

24,3

12,8

87,2

Франция в целом

4,4

2,4

100,0

10,9

51,3

48,7

1.3 Сфера услуг

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции. На нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. Особенно развит сектор услуг в Париже и его пригородах (экономический район Иль-де-Франс): финансовые операции, торговля, общественные и деловые услуги, личные услуги. На долю Иль-де-Франс приходится 30 процентов импорта Франции и около 20 процентов всех экспортных операций. Непроизводственный сектор - ведущая статья доходов не только в Иль-де-Франс, сфера услуг лидирует во всех районах страны. Велик ее удельный вес (выше, чем в Иль-де-Франс) в валовом региональном продукте в Провансе, Лангедоке и на Корсике, то есть в средиземноморских районах, где особенно значительную роль играют туризм и курортная «индустрия».

Франции принадлежит видное место в мире по масштабам внешней торговли и экспорту капитала, по импорту рабочей силы и числу иностранных туристов. По экспорту капитала Франция занимает третье-четвертое место в мире. Сумма ее капиталов за границей превышает 20 млрд. долл. Если до второй мировой войны преобладал вывоз капитала в виде займов, то теперь он вывозится зачастую в форме создания монополиями своих предприятий-филиалов за пределами Франции. Направляется он в основном в соседние страны Европейского рынка, преимущественно в Германию, Бельгию, Люксембург, Италию, а также в развивающиеся страны.

Вместе с тем растет импорт капитала во Францию, особенно из США и Германии.

Важная статья дохода страны - иностранный туризм. Туристов привлекают во Францию исторические и природные достопримечательности - старинные замки и церкви, курорты Лазурного берега, Бискайского залива, целебные воды Центрального массива, базы зимнего спорта в Альпах, музеи Парижа. В стране более 15 тыс. отелей для туристов, множество туристских баз и кемпингов. Высок уровень сервиса. Обслуживанием туристов занято 0,5 млн. человек.

До второй мировой войны Франция занимала первое место в мире и по числу иностранных туристов, и по доходам от их обслуживания. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась. Из-за того, что туризм во Франции дороже, чем в Италии и Испании, большинство иностранцев предпочитают более теплые и дешевые места отдыха. Тем не менее число туристов, ежегодно приезжающих во Францию, остается очень значительным: в 1975-77 г. - 16-17 млн. человек. В основном они приезжают из Германии, Великобритании, Бельгии, США.

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов.

Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Французские железные дороги отличаются высоко степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров. Например, экспресс «Капитоль» развивает скорость до 200 км/час. Готовятся к пуску сверхскоростные поезда, где локомотивы реактивными двигателями будут развивать скорость до 250-300 км/час.

С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильные. Франция занимает одно из первых мест мире по обеспеченности населения автомобилями, по протяженности, густоте качеству автомобильных дорог. Большое внимание уделяется строительству автострад. Открыта первая трансфранцузская автострада Лилль - Париж - Лион - Марсель - Ницца.

Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тыс. км - судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. И основной стержень - Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн - с Лотарингией, Сааром и Рейном. Здесь ж расположены и главные речные порты страны - Париж, Страсбург и Руан.

В условиях европейского рынка важно значение имеет совершенствование водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и Северным и Средиземным морями, - например, строительство глубоководных каналов, связывающих приток Ронь р. Сону с Рейном и Мозелем. Это позволило бы открыть трансконтинентальную водную магистраль между Роттердамом и Марселем - портами двух главных рек Западной Европы - Рейна и Роны.

После второй мировой войны во Франции быстро стал развиваться трубопроводный транспорт. Длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс. км. Нефть и продукты ее переработки перекачивают по трубам из морских портов в глубинные центры - потребители жидкого топлива. Самый длинный и самый мощный в Западной Европе Южноевропейский нефтепровод начинается у Марселя и оканчивается у Карлсруэ на юге Германии. Он питает многие нефтеперегонные заводы в восточной Франции и в Германии.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные внутренние водные пути. А по числу авиапассажиров Париж можно сравнить в Западной Европе только с Франкфуртом-на-Майне и с Лондоном. Самая крупная авиакомпания Франции - «Эр-Франс». Самолеты этой компании связывают Францию с 70 странами мира.

Главную роль в международных перевозках грузов играет морской торговый флот. Большую часть всего грузооборота составляет импортная нефть, поэтому вес прибывающих грузов в несколько раз превышает вес отправляемых.

Наибольшее значение имеют два порта - Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн. т, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого более 80 млн. т, и Руан - морские аванпорты Парижа, причем через Гавр идут главные связи Франции со странами Америки и Западной Африки, а через Руан - в основном со странами северной и центральной Европы. Порт Дюнкерк - морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант - Сен-Назер.

Степень социальной защиты населения во Франции одна из самых высоких в мире. Примерно 30 процентов ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных [9, c. 56].

2. Экономическое сотрудничество Франции с другими субъектами мировой экономики

.1 Экспорт и импорт Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 1980-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта соствил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.

Франция известна как экспортер средств транспорта (автомобилей, самолетов, судов), электротехнических изделий, стали и алюминия, тканей и одежды, зерна и вина, мяса и молока.

Покупает же Франция прежде всего нефть и газ, каменный уголь, цветные металлы, целлюлозу, шерсть, а также хлопок, кофе, какао и другие продукты сельского хозяйства южных стран.

За последние десятилетия география внешних торговых связей сильно изменилась. В связи с распадом французской колониальной империи уменьшилась доля стран зоны франка, но зато резко выросла торговля между Францией и странами Западной Европы, особенно с другими членами Европейского рынка (Приблизительно 2/3 внешних связей приходится на страны ЕС).

Самый крупный торговый партнер Франции - Германия, в торговле с которой она имеет в последние годы хронический дефицит. Кроме европейских стран в импорте велика доля США.

Торговый баланс Франции активен, экспорт превышает импорт, однако темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта. Доля экспорта в ВВП в 2010 г. составляла 23,5%. Франция - четвертый в мире экспортер и импортер товаров. Товарный экспорт в 2010 г. составлял 307 млрд долл. - 5,7 мирового экспорта; товарный импорт - 287,2 млрд долл. - 5,2 мирового импорта. Что касается услуг, то общий объем их экспорта в 2010 г. превысил 78,6 млрд долл. (6,1 процент мирового), а импорта - 62,8 млрд долл. (4,9 процента). Торговый баланс положителен, его сальдо в 2010 г. составило 35,6 млрд долл.

Примерно 1/7 часть ее национального продукта экспортируется. На долю промышленности приходится около 4/5 национального экспорта товаров и услуг.

Внешняя торговля страны характеризуется следующими особенностями:

торговля с относительно небольшой группой стран, прежде всего, со странами ЕС;

в торговле промышленными товарами с экономически развитыми странами (Японией, США) торговый баланс пассивен;

низкий уровень товарной диверсификации;

довольно высокая зависимость от импорта топлива и сырья.

Таким образом, основная сфера приложения французского капитала - страны Западной Европы, особенно Бельгия, Люксембург, Германия и Швейцария, а также страны Африки. Растет значение экспорта в страны ОПЕК и Латинской Америки.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60 процентов экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16 процентов экспорта и 20 процентов импорта. На втором месте Италия (12 процентов). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1 процента экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4 процента за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5 процентов общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4 процентов французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57 процентов. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4 процента до 36,5. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании. [7, c. 26].

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50 процентов французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

В товарной структуре экспорта страны преобладает транспортное машиностроение (автомобили, самолеты, вертолеты, локомотивы), оружие, оборудование для АЭС, космическая техника, электротехника, сталь и алюминий, ткани и одежда. Благодаря успешному развитию ядерной энергетики Франция занимает первое место в регионе среди экспортеров электроэнергии. Вместе с тем доля товаров повышенной и высокой технологии в экспорте страны ниже, чем в экспорте США, Японии и Германии. По стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Франция уступает только США. Это мировой лидер в экспорте спиртных напитков, зерна, молочных продуктов, сахара и др. и в то же время крупный покупатель дешевых вин из средиземноморских стран.

Объем экспорта Франции представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Объем экспорта, млрд. долларов США

Импорт Франции (21 процент ВВП) превышает 50 процентов объема производства продукции таких важнейших отраслей современной промышленности, как основная химия, производство электротехнического и электронного оборудования; около 60 процентов объема импорта приходится на инвестиционные товары. Громадный импорт нефти - главная причина дефицита торгового баланса.

Ввозятся также кофе, какао, чай и другие продукты тропического сельского хозяйства.

Многие французские изделия отличаются высоким качеством и новизной, но не все они выдерживают конкуренцию иностранных изделий даже на внутреннем рынке, поэтому около 1/3 продаваемых в стране товаров - импортные.

Объем импорта Франции представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Объем импорта, млрд. долларов США

2.2 Франция в составе Европейского союза

марта 1957 г. Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембур и Нидерланды подписали Договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом).

Процесс европейского строительства глубоко повлиял на экономику Франции. Он потребовал от предприятий дополнительных усилий по поддержанию конкурентоспособности не только для того, чтобы противостоять новым конкурентам, но и чтобы использовать благоприятные возможности обширного рынка. Претворение в жизнь принципа свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, получившего развитие в 1993 г. в рамках единого рынка, открыло для французских предприятий пространство с 376 млн. потребителей и положительно отразилось на всех отраслях национальной экономики.

Общая сельскохозяйственная политика стала для Франции важнейшим стимулом к модернизации. Она основана на свободном обращении продукции, финансовой солидарности и преференциях в рамках Сообщества. Эта политика внесла свой вклад в увеличение доходов фермеров, рост инвестиций и быстрый прирост сельскохозяйственного производства.

Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства оказывает значительную помощь в обустройстве сельских районов, модернизации хозяйств и мелиорации земель. Он также оказывает помощь сельскохозяйственному производству в горных местностях и других неблагоприятных в природном отношении районах.

В области промышленности свободное передвижение товаров и капиталов стало важнейшим стимулом для предприятий. В результате выросли инвестиции, резко усилилась концентрация капитала и рост числа филиалов за рубежом.

Почти 40 процентов филиалов французских предприятий расположены в странах Европейского Союза, прежде всего в Германии, Соединенном Королевстве и Испании.

ЕС способствовал реструктурированию традиционных отраслей промышленности посредством предоставления различных видов помощи и ограничения импорта.

Сфера обслуживания также выиграла от общеевропейского процесса. Сообщество внесло свой вклад в модернизацию транспортной сети, участвуя в финансировании таких крупных строек, как например, Пюиморенский туннель между Францией и Испанией.

Свобода передвижения содействовала развитию туризма во Франции, более 80 процентов туристов являются европейцами.

Европейское сотрудничество способствовало также валютной стабилизации и ограничению курсовых колебаний, придало динамизм банковской и страховой сферам.

Возникает проблема - во Франции все еще до конца не осознали, что мировая экономика глобализировалась. Вторая ключевая проблема состоит в том, что французы даже после нескольких десятилетий европейской интеграции так и не поняли, что означает этот процесс, а потому с таким трудом в него вписываются.

В настоящее время власти Франции и Германии обсуждают возможность коренной перестройки Европейского союза (ЕС), подразумевающей большую интеграцию и меньшее количество стран еврозоны.

По мнению президента Франции, единственным путем для ЕС в дальнейшем будет такая экономическая ситуация, в которой страны еврозоны развиваются гораздо быстрее, чем другие члены блока. При этом вполне реальна возможность исключения из зоны евро одной или нескольких стран с целью создания своеобразного костяка, в котором будет консолидирована экономическая мощь ЕС.

Вероятность нарушения целостности еврозоны уже косвенно обсуждалась на саммите стран «Большой двадцатки» в Каннах. Тогда канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что еврозона может расстаться с Грецией ради сохранения долгосрочной стабильности единой валюты. Она повторила призыв к изменению устава ЕС для усиления интеграции внутри еврозоны.

Стоит отметить, что данная точка зрения имеет значительную оппозицию среди законодателей ЕС. Так, президент Европейского советаХерман Ван Ромпей полагает, что необходимо сохранить целостность блока единой европейской валюты, в который на данный момент входят 17 государств. [20].

.3 Сотрудничество Франции и Беларуси

В ближайшем будущем Французская Республика может стать одним из стратегических партнеров Беларуси на европейской территории. В течение последних лет заметно активизировался политический диалог, стали налаживаться контакты между представителями деловых кругов двух стран.

Двухсторонняя торговля между Беларусью и Францией динамично развивается в течение последних 10 лет. Европейским заказчикам сегодня хорошо известно качество и приемлемая цена белорусских нефтепродуктов, недрагоценных металлов и изделий из них (в том числе полуфабрикатов из железа и нелегированной стали), подъемных устройств, других механизмов и оборудования, транспортных средств, мебели, а также иной продукции лесной, деревообрабатывающей и химической промышленности. В прошлом году из Беларуси экспортировались также азотные удобрения, трубы и бесшовные профили из черных металлов, женская одежда, казеин, метизы.

В структуре импорта из Франции в Беларусь лидирующие позиции занимают продукция химической промышленности (инсектициды, гербициды), легковые автомобили, лекарственные средства, механизмы и оборудование, пищевая и сельскохозяйственная продукция, электрическое оборудование.

В течение 2000-х годов объем двухстороннего товарооборота стабильно возрастал. Однако прирост в торговле был преимущественно за счет увеличения французского импорта. В том же 2008-м белорусский экспорт составил примерно 85 млн. долларов, в то время как импортные поставки - 562,5 млн. долларов.

Перед правительством Беларуси была поставлена задача: выровнять баланс взаимной торговли и наращивать двухсторонний товарооборот за счет диверсификации белорусского экспорта. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в 2010-м начаты поставки во Францию бесшовных труб из черных металлов, древесного угля, емкостей из черных металлов для сжатого и сжиженного газа, калийных удобрений, частей машин для обработки информации, воздушных и вакуумных насосов, компрессоров и вентиляторов, женской трикотажной одежды.

Французская сторона заинтересована в наращивании объемов взаимной торговли. Об этом свидетельствует включение Беларуси в группу стран, на которые распространяются гарантии французского правительства по экспортным рискам. Оно может стать серьезным стимулом для привлечения французского капитала в развитие белорусской экономики и реализации на территории нашей страны социально значимых проектов.

Число французских предприятий, готовых вкладывать капитал и современные технологии в повышение конкурентоспособности белоруской экономики, увеличивается. Приоритетные сферы взаимодействия также определены. Среди них - сельское хозяйство, машиностроение, энергетика и другие отрасли промышленности.

Что касается сельского хозяйства, то в ближайшие пять лет наша республика планирует активно развивать животноводство.

Увеличение производства молока и мяса возможно за счет улучшения кормовой базы для крупного рогатого скота. В том числе за счет повышения урожайности, совершенствования технологий хранения и переработки кукурузы. Для белорусских аграриев опыт французов, которые являются лидерами в производстве сельскохозяйственных продуктов в ЕС, будет очень полезен.

Заимствование французского опыта выращивания кукурузы - не единственный способ двухстороннего сотрудничества в области растениеводства. Весьма перспективным такое взаимодействие представляется в льноводстве. Итоги проведенного в этом году эксперимента по возделыванию этой культуры на двух полях с почвой повышенной кислотности под Дубровно и Лидой (Витебская и Гродненская области соответственно) продемонстрировали преимущества французской технологии по сравнению с отечественной.

Заграничная методика дала урожай в 6 т тресты с одного гектара, в то время как белорусская позволяет получать 3,5-4 т льнотресты. Минсельхозпрод Беларуси обещает в следующем году полностью перейти на французскую технологию возделывания льна.

Французские технологии нашли свое применение и в отечественном производстве высококачественных вин. ЗАО «Минский завод виноградных вин» первым из белорусских предприятий приступил к розливу французских вин из провинции Бордо под торговыми марками Chateau Des Chevaliers Bordeaux и Chateau Les Agneras Bordeaux.

Розлив французских вин ведется на условиях франчайзинга в соответствии с договором, подписанным между Домом Ривьер и Минским заводом виноградных вин. В дальнейшем ассортимент французских вин планируется расширить. Из Франции в Беларусь поставляется вино урожая 2009 года, которое считается одним из лучших за последние 10 лет. По качеству разлитое на минском предприятии вино не уступает разлитым во Франции, а по цене - более чем в два раза дешевле.

В магазинах страны уже появились первые разлитые в Беларуси французские бордоские вина. До конца нынешнего года его производители намерены увеличить долю натуральных виноградных вин до 30 процентов в общем объеме производства. В дальнейшем не исключена возможность поставки данной товарной продукции на внешние рынки.

Автомобилестроение. Повышению конкурентоспособности белорусского автомобилестроения будет способствовать создание сборочного производства легковых автомобилей французских марок. Во время посещения Витебской области Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Республике Беларусь Мишель Ренери сообщил, что в настоящее время рассматривается возможность создания такого производства на базе Оршанского авиаремонтного завода. По мнению дипломата, наиболее вероятным вариантом осуществления идеи станет организация совместного предприятия с участием французского капитала.

Белорусским автолюбителям уже известна французская марка машин отечественной сборки. С конца 2006 года в Беларуси ЗАО «Юнисон» осуществляет сборку иранских легковых автомобилей марки «Саманд», создаваемых на базе Peugeot 405.

Энергетика. Стратегически важным для Беларуси является взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики. Французские партнеры проявляют большой интерес к проблемам данного сектора белорусской экономики и готовы принять участие в проектах, направленных на повышение эффективности энергопроизводства.

Не располагая значительными энергетическими ресурсами, Франция обеспечивает 50 процентов своих энергетических потребностей. Для сравнения: Беларусь импортирует около 85 процентов энергоресурсов, необходимых республике. По данному показателю энергетическая независимость Франции сопоставима с соответствующим уровнем Германии и намного превышает показатели Италии и Японии. Этого удалось достичь главным образом благодаря увеличению объема выработки электроэнергии на атомных электростанциях. Сегодня Франция занимает второе место в мире по производству энергии этого вида.


Скачать архив (55.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: