Главная » Экономика

Роль энергетической дипломатии во внешнеполитической стратегии Российской Федерации

Оглавление

Введение

Глава I. Внешнеполитическая стратегия РФ на современном этапе

.1 Эволюция российской внешнеполитической стратегии

.2 Россия и глобальные вызовы

.3 Основные векторы российской дипломатии

Глава II. Энергетическая составляющая внешнеполитической стратегии ведущих стран и регионов

.1 Состояние мировой энергетики

.2 Основные потребители энергоресурсов и их интересы (США, Европа, Япония). Их политика по обеспечению энергетических ресурсов и диверсификация поставок

.3 Развивающиеся страны (Китай, Индия). Прогнозы по потреблению и развитию энергетической политики

Глава III. Внешняя энергетическая политика России.

Роль энергетической дипломатии

.1 Принципы, формы и методы внешней энергетической политики

.2 Инфраструктура и проблема транзита

.3 Международное сотрудничество в сфере мировой энергетики

Глава IV. Региональные направления внешнеполитической стратегии России в сфере энергетики

.1 Каспийский регион

.2 Ближний и Средний Восток

.3 Азиатско-Тихоокеанский регион

.4 Европа

Заключение

Источники и литература

Приложение

 

Введение

 

Актуальность темы (Роль энергетической дипломатии во внешнеполитической стратегии РФ) обусловлена прогрессирующим ростом взаимосвязи между экономическими интересами Российской Федерации и её внешнеполитическим курсом.

Энергетическое хозяйство является одной из важнейших отраслей мировой экономики, а его интернационализация привела к тому, что проблема бесперебойного функционирования мировой энергетики теперь стала в большой степени влиять на всю систему международных экономических отношений. Энергетика является одной из базовых составляющих экономического, а также политического могущества государства в современном мире. В огромной мере это относится к России, которая получает около половины поступлений в государственный бюджет за счёт функционирования топливно-энергетического комплекса.

Уникальное географическое и стратегическое положение России на евразийском пространстве, самые большие запасы первичных энергоресурсов на планете, развитая индустриальная инфраструктура и существенный интеллектуальный потенциал являются предпосылками для дальнейшего усиления роли страны в качестве одной из ведущих мировых энергетических держав и для оказания существенного влияние на мировую экономику и геополитику вообще.

Усиливающиеся процессы глобализации энергетической отрасли, а также энергетической взаимозависимости стран всё более подтверждают тезис о невозможности даже отдельно взятой крупной и экономически могущественной страны обеспечить самостоятельно свою национальную энергетическую безопасность. Поэтому стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности, из-за чего наблюдается устойчивая тенденция к усилению взаимосвязи политического и энергетического факторов. На передний план международного энергетического сотрудничества всё больше выдвигается проблема обеспечения международной энергетической безопасности на региональном и глобальном уровнях.

При таких условиях внешняя политика становится одним из ключевых инструментов развития страны, обеспечения её ведущей роли и конкурентоспособности в мире. В условиях процесса глобализации мировой системы, энергетический фактор стал носить глобальный характер, а проблемы в сфере энергетики становятся всё более политизированными.

Отечественные энергетические компании ведут тесное сотрудничество с органами государственной власти РФ, которые оказывают им поддержку на зарубежном направлении, создавая нужные условия для добросовестной конкуренции на международном энергетическом рынке, оказывая помощь в освоении новых и развитии традиционных рынков, а также препятствуя дискриминационным проявлениям в отношении российских инвесторов и экспортёров. Данное сотрудничество помогает более широко использовать и укреплять позиции России в мировой энергетике.

По этим причинам энергетическая дипломатия стала одной из наиболее важных составляющих российской внешней политики. В настоящее время данная составляющая является одним из ключевых инструментов в отстаивании внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России на мировой арене.

Практическая значимость изучения избранной темы и анализа всей связанной с ней проблематики заключается в потребности раскрытия целей, задач и интересов страны в сфере энергетики в рамках общей внешнеполитической стратегии Российской Федерации на современном этапе.

Высокая степень зависимости благополучия экономики России от конъюнктуры цен на сырьё выдвигает на передний план задачу активизации нашей «трубопроводной дипломатии» с целью обеспечения достижения внешнеполитических целей России в сфере энергетики. В настоящий момент Министерство иностранных дел Российской Федерации (в лице его соответствующих департаментов - Департамента экономического сотрудничества, территориальных подразделений и загранпредставительств) в рамках его компетенции занимается обеспечением разработки и реализации экономической составляющей внешней политики Российской Федерации, стратегии и тактики ее участия в многосторонних международных экономических отношениях, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, региональными и субрегиональными экономическими объединениями, а также для оказания дипломатической поддержки крупным проектам многостороннего экономического сотрудничества в Российской Федерации и за рубежом, в том числе занимается оказанием дипломатической поддержки продвижению наиболее важных для национальных интересов страны направлений экспорта и транзита энергоносителей, а также осуществляет внешнеполитическое сопровождение крупных энергетических проектов, в которых принимает участие Россия.

МИД России активно содействует углублению энергетического диалога с ведущими государствами мира и наиболее авторитетными международными организациями, такими как Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), Международное энергетическое агентство (МЭА), Международный энергетический форум (МЭФ), а также созданный в декабре 2008 г. Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ). Департамент экономического сотрудничества также оказывает непосредственное содействие реализации таких ключевых для российской экономики проектов, как строительство газопроводов «Северный поток» (“Nord Stream”), «Южный поток» (“South Stream”) и других значимых проектов.

Формирование и развитие энергетического направления внешней политики России, которая началось в середине 90-х гг., содействует выдвижению страны в начале XXI столетия в число наиболее важных участников международного энергетического сотрудничества. У России имеется ряд стратегических интересов в сфере мировой энергетики, среди которых:

·        обеспечение в долгосрочной перспективе беспрепятственного доступа к мировым энергетическим ресурсам и рынкам, а также к финансовому капиталу, технологиям, услугам и рабочей силе;

·        участие в решении глобальных энергетических проблем, в том числе создании и развитии систем совместной энергетической безопасности на региональном и глобальном уровнях;

·        участие в формировании субрегиональных энергетических рынков и потоков энергоресурсов между регионами;

·        участие в формировании спроса и цен на ключевых энергетических рынках;

·        участие в работе над созданием глобальной энергетической инфраструктуры;

·        активное использования «трубопроводной» дипломатии для укрепления внешнеполитического и внешнеэкономического престижа России;

·        диверсификация путей поставок энергетических ресурсов;

·        сотрудничество по проблемам окружающей среды.

После распада СССР и СЭВ, окончания «холодной войны», за которыми последовали огромные геополитические и экономические изменения, РФ наметила стратегический курс на интегрирование в мировую экономику, однако столкнулась с рядом проблем. Необходимо было, по сути, с чистого листа налаживать сотрудничество с основными «игроками» мировой экономики, в том числе на её энергетическом поле. Отечественные энергетические компании, которые были образованы в ходе рыночных реформ, стали развивать свою собственную внешнеэкономическую деятельность. Однако они были вынуждены иметь дело с компаниями из ряда ключевых экономически развитых стран, имевших преимущество в отношении финансово-экономических, технологических и управленческих возможностей. Также эти компании имели богатейший «дипломатический» опыт на корпоративном уровне.

На протяжении всех лет независимости РФ, делались многократные попытки исправить эту ситуацию, принимались основополагающие документы в сфере внешней политики. Вскоре после того, как Д.А.Медведев был избран президентом России, была принята новая Концепция внешней политики РФ (от 12.07.2008 г.) , которая подтверждала последовательность и приверженность принципам прежней концепции, но в то же врем излагавшая некоторые новые элементы энергетической проблематики. В частности, в данной концепции перечислены цели, которые РФ ставит перед собой в сфере топливно-энергетического комплекса:

·        укрепление позиций РФ на мировых энергетических рынках;

·        реализация экспортных возможностей отечественного ТЭК;

·        продолжение наращивания потенциала и модернизации топливно-энергетического комплекса, подтверждая репутацию ответственного партнёра на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированности мировых энергетических рынков;

·        укрепление стратегического партнёрства с ведущими производителями энергоресурсов, активное развитие энергетического диалога с государствами-импортёрами и странами транзита на основании принципов обеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 года, и исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита;

·        оказание дипломатической поддержки интересам российских топливно-энергетических компаний за рубежом.

Также, наряду с отстаиванием своих энергетических интересов, Россия ставит перед собой ряд важнейших задач, без решения которых в будущем невозможно нормальное функционирование топливно-энергетического комплекса, а именно:

·        надёжность транзита энергоресурсов;

·        повышение энергоэффективности и рационализация использования энергоресурсов в условиях их ограниченности и повышения энергопотребления в мире;

·        модернизация ТЭК России, в частности во многом устаревшей инфраструктуры;

·        совершенствование технологий добычи и переработки энергетических ресурсов;

·        развитие применения возобновляемых источников энергии;

·        развитие активного энергетического диалога с ЕС, США, а также с другими зарубежными партнёрами РФ и международными организациями;

·        гармонизация правовых норм и практики регулирования в области энергетики на глобальном уровне;

·        дипломатическое сопровождение реализации Энергетической стратегии РФ.

В целом необходимость всестороннего анализа целей, задач и интересов России в данной сфере подтверждает актуальность и значимость темы настоящей работы.

Цель данной работы состоит в раскрытии на основе анализа взаимосвязи внешнеполитических и энергетических факторов роли энергетической дипломатии во внешнеполитической стратегии Российской Федерации.

Задачи:

.        Раскрыть современную внешнеполитическую концепцию России.

.        Сопоставить внешнеполитические стратегии ведущих стран и регионов мира в сфере энергетики.

.        Показать роль и основные функции энергетической дипломатии в реализации российской внешней энергетической политики.

.        Проанализировать региональные направления современной энергетической дипломатии в рамках российской внешнеполитической стратегии.

Цель и задачи работы определяют её структуру (см. оглавление).

Содержание работы, изложение ее материалов базируется на анализе следующих основных источников: Концепция внешней политики Российской Федерации (2000 г., 2008 г.), Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, документы МИД России, Минэнерго России и Минэкономразвития России по теме работы, а также на трудах профессора Жизнина С.З. (монография 2005 года «Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика»), профессора Зоновой Т.В. (например, статьи по экономической дипломатии) и других ученых и специалистов по данной проблематике.

 

 

Глава I. Внешнеполитическая стратегия России на современном этапе

 

1.1 Эволюция российской внешнеполитической стратегии

 

За последние годы внешнеполитический курс России претерпел значительные изменения в сравнении с девяностыми годами XX века. Были разработаны внешнеполитические концепции России (2000 и 2008 гг.), ставшие основополагающими документами, регулирующими сферу внешней политики России. В Концепции внешней политики РФ 2008 года в частности говорится: «Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности. В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире».

Таким образом, в отличие от Концепции 2000 г., в аналогичном документе 2008 г. подчёркивается, что Россия стоит на твёрдой позиции и является одним из влиятельных центров современного мира. Следует также отметить, что по сравнению с прошлой Концепцией, также говорится о том, что для Европы и Запада Россия на самом деле не такая удобная и не такая похожая на их мир страна, как думалось после распада Советского Союза в западных столицах. Ресурс постсоветского политического взаимопонимания исчерпан, возникла своеобразная развилка, после которой одни ближние и малые соседи «вдруг» стали более сложными союзниками, чем большие и дальние. Оказалось, что у всех стран свои интересы, а Россия идёт своим путём, хотя рядом с ней таким же своим путём идут некоторые из соседей со схожей сырьевой судьбой.

Необходимо отметить, что цели внешней политики России, обозначенные в первой Концепции, во второй лишь стилистически трансформировались. В Концепции 2008 года подчёркивается, что «Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право», и говорится, что «ООН обладает уникальной легитимностью и должна осуществлять координирующую роль в международных отношениях».

Большое внимание уделяется интеграционным группировкам, в частности делается серьёзная ставка на Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в настоящее время (после включения в состав Южно-Африканской Республики) - БРИКС. В обеих концепциях подчёркивается негативное отношение России к расширению НАТО на Восток, а в Концепции 2008 г. уточняется, что Украина и Грузия являются для России «нежелательными» членами НАТО. С тремя прибалтийскими членами НАТО Россия намерена строить конструктивные, добрососедские отношения, но при этом намерена отстаивать и защищать права русскоязычного населения этих республик.

Наличие новых акцентов в этих концептуальных базовых внешнеполитических документах говорит о том, что за 11 лет после кризиса 1998 года, положение России на мировой арене серьёзно укрепилось. Благоприятные условия на энергетическом рынке и грамотная макроэкономическая политика правительства РФ к середине первого десятилетия XXI века создали определенного рода «позицию силы», утерянную Кремлём во второй половине 1980-х.

Таким образом, важнейшим достижением последних лет можно смело назвать вновь обретённую внешнеполитическую самостоятельность России, которая с опорой на эту позицию старается вновь утвердиться в мире в качестве великой державы, то есть самостоятельного центра силы и влияния.

Однако, несмотря на определённые позитивные изменения, сохраняются и такие негативные, как расширение конфликтного пространства в мировой политике. Под видом борьбы с новыми вызовами и угрозами (международный терроризм, транзит наркотических веществ и многими другими) продолжаются попытки навязывания создания «однополярного мира», навязывания другим странам своих политических моделей, при игнорировании исторических, этнических, религиозных, культурных и других особенностей развития остального мира. Произвольно трактуются и применяются, а порой, и грубо попираются нормы и принципы международного права. Всё это свидетельствует о том, что всему остальному миру в последнее десятилетие активно навязывается гипертрофированное значение фактора силы в международных отношениях. При этом Россия всегда подтверждала и будет подтверждать свою приверженность решению конфликтов мирными средствами в рамках существующей международно-правовой базы. Россия считает многостороннюю дипломатию наиболее эффективным инструментом осуществления внешнеполитического курса страны и регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях.

Отличительной чертой современной российской внешней политики является стратегический подход. В пример можно привести тот факт, что Россия грамотно воспользовалась повышением во второй половине 2000-х гг. цен на основные энергоносители, что позволило накопить достаточные валютные резервы и мягче ряда других стран преодолеть наиболее острую фазу глобального финансового кризиса, грянувшего в 2008 г.

По словам профессора Зоновой Т.В., «глобализация обмена, производства, рынков, финансовых потоков ставит государства перед проблемой определения своей роли в этом новом всё более взаимосвязанном мире. Дипломатическая служба, будучи отраслью государственного управления, как никогда ранее ощущает настоятельную необходимость адекватно ответить на эти вызовы».

Потребность в реагировании на глобальные вызовы - одна из наиболее актуальных задач современной дипломатии в целом и энергетической дипломатии в частности.

 

1.2 Россия и глобальные вызовы

 

Сегодня Россия, как и другие развитые государства мира, стоит перед угрозой глобальных вызовов и угроз, которые ставят перед мировым сообществом задачу эффективного противостояния им, как совместного, так и самостоятельного. Важнейшей целью является построение глобальной архитектуры безопасности, в том числе энергетической, что будет способствовать достижению миропорядка в современном мире.

Российская Федерация уделяет огромное внимание борьбе с такими глобальными угрозами: как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения (ОМУ), противодействие локальным и внутренним конфликтам, борется с проблемой наркотрафика, противодействует стремлению ряда стран доминировать в информационной сфере, активно стремится к построению эффективной системы внутренней и международной системы информационной безопасности. В Концепции национальной безопасности России 2000 года говорится, что одной из наиболее ключевых угроз является возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, что чревато угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Помимо этих глобальных угроз, у России существуют экономические проблемы, обусловленные снижением инновационной и инвестиционной активности, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы и, главным образом, устойчивой тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей.

Мировой финансовый кризис ещё раз показал, что экономика РФ находится в сильной зависимости от экспортных поставок энергоресурсов за рубеж и мировых цен на нефть, все валютные поступления от продажи которой наполняют экономику страны. В настоящее время (по состоянию на май 2011 г.) цены на нефть вновь подросли и постоянно находятся на уровне примерно 100-115 долларов за баррель, однако, по прогнозам многих экспертов, вскоре она вновь начнёт снижаться. Это подтвердил в апреле 2011 г. министр финансов РФ Алексей Кудрин: «Как вы знаете, год назад я сказал, что в течение ближайших трех лет цена нефти марки Urals снизится до 60 (долларов за баррель) и пробудет на этом уровне примерно полгода. Еще впереди два года».

Хотя, из-за последних событий в арабских странах, картина на мировых нефтяных рынках претерпела изменения в лучшую для России сторону, вероятность такого развития событий по-прежнему высока, и России требуется поставить свою экономику на принципиально новый, инновационный путь развития. Необходимо создавать все возможные условия для международной интеграции российской экономики, расширения рынков сбыта и диверсификации продуктов сбыта. Именно поэтому правительство России в настоящее время предпринимает все возможные усилия по модернизации экономики страны.

Чтобы эффективно противодействовать глобальным вызовам, необходимо использовать такие инструменты, как своевременное прогнозирование внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, улучшение экологической обстановки, подъём экономики страны, подъём и поддержание военного потенциала и т.д.

Актуальность реализации взятого Правительством РФ курса на модернизацию страны при активном сотрудничестве с международными институтами и другими государствами в рамках противодействия глобальным вызовам и угрозам ставит перед дипломатической службой новые сложные задачи и определяет основные векторы развития российской энергетической дипломатии.

 

.3 Основные векторы российской дипломатии

 

Основные векторы развития российской дипломатии определяются внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации в отношениях с региональными объединениями и ведущими державами современного мира.

СНГ

Отношения России со странами СНГ являются главным приоритетом её внешней политики. На пространстве СНГ концентрируются её интересы в сферах безопасности и экономики, отсюда же исходят серьёзные вызовы, такие как нелегальная иммиграция и организованная преступность, наркотрафик. Ни для кого не является секретом, что Россия заинтересована в безопасности своих приграничных территорий. Для этого необходимо, чтобы по периметру её границ были дружественные, процветающие и стабильные государства. Опыт показывает, что зарубежные партнёры РФ по Содружеству осознают, что торгово-экономическое сотрудничество с Россией является важным условием устойчивого развития стран-членов СНГ. Речь идёт о важных общих ресурсах национального развития, являющихся продуктом экономической взаимодополняемости и многолетнего совместного существования в рамках единого государства. В обозримой перспективе никакие внешние партнёры или альтернативные интеграционные форматы не смогут заменить роль России, как в двустороннем плане, так и в СНГ в целом, и в форматах разноуровневой интеграции. Желательным конечным результатом было бы создание экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из участников Содружества.

К наиболее важным сферам сотрудничества следует отнести экономику, энергетику и безопасность. У России и её соседей по СНГ есть общие векторы развития, стимулирующие интеграцию и совместную внешнеполитическую линию.

Это и транснациональный характер развития производственных мощностей, и потребность в защите внутренних рынков и прав на свои природные ресурсы, а также создание условий для эффективного выхода на внешние рынки, и потребность в защите маршрутов транзита энергоносителей.

Большую актуальность с недавних пор приобрело сотрудничество в рамках различных объединений на территории СНГ. В рамках военно-политического союза, созданного на основе Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Россия совместно со своими партнёрами по организации старается укрепить свои позиции в регионе в области обеспечения безопасности и сдержать наступление НАТО на Восток. Важную роль в экономических отношениях на территории СНГ играет организация ЕврАзЭС. С июля 2010 г. вступил в действие Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. С 1 января 2012 года должно быть создано Единое экономическое пространство (ЕЭС) между этими странами.

Россия призывает страны СНГ к транспарентности их экономик и созданию благоприятных инвестиционных условий и условий для сбыта отечественной продукции на территории стран Содружества.

Особое значение для России имеют отношения с рядом стран СНГ в энергетической сфере. Российские компании имеют прочные позиции и долгосрочные соглашения в ряде стран СНГ. В настоящее время также ставится вопрос о переходе к принципу рыночных отношений со странами СНГ, что должно способствовать устойчивому развитию как российской экономики, так и экономик её партнёров по Содружеству.

Европа

Что касается европейского направления российской внешней политики, то здесь требуются обновлённые подходы, ориентированные на формирование нового качества отношений. Это связано как с укреплением позиций России, так и с тем, что основные европейские и евроатлантические объединения - ЕС, СЕ, ОБСЕ, НАТО - в настоящий момент переживают период трансформации, который связан с поиском ими своих ниш в изменившихся к настоящему моменту международных реалиях.

В связи с этим главной точкой опоры российской политики на европейском направлении являются двусторонние отношения, где присутствуют экономика, политика, социальная сфера, культурные вопросы и контакты между людьми. Реализация потенциала двусторонних отношений должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций. Что касается последних, то в настоящий момент особенно важным представляется развитие диалога России с Европейским союзом, который является нашим главным партнёром в Европе. При этом предусматривается сотрудничество в рамках подписанного в 1994 году Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве (СПС), а также подписание в дальнейшем нового Соглашения, которое заложило бы новую правовую основу сотрудничества с ЕС.

Основное внимание в работе с Евросоюзом уделяется реализации принятых на саммите Россия-ЕС 10 мая 2005 г. в Москве «дорожных карт» по формированию четырёх общих пространств: экономического; внутренней безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования. Несмотря на замедление темпов европейской интеграции, Евросоюз остаётся мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании нашей внешнеполитической линии на европейском направлении и в международных делах в целом.

В целом стратегическое партнёрство с ЕС развивается конструктивно, диалог по самому широкому спектру взаимодействия становится всё более насыщенным и предметным. Между Россией и ЕС достигнут большой уровень товарооборота.

Наиболее сложным моментом взаимоотношений России с Евросоюзом является вопрос о ратификации Договора к Энергетической Хартии и подписании Транзитного протокола, которые не отвечают российским интересам ни в политическом, ни в экономическом плане.

Другим проблемным моментом является реформирование Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на котором настаивает Россия, потому как функция ОБСЕ как форума для равноправного диалога стран давно уже не действует. В Концепции внешней политики России 2008 года подчеркивается, что «Россия заинтересована в том, чтобы ОБСЕ добросовестно выполняла возложенную на неё функцию - форума для равноправного диалога государств-участников ОБСЕ и коллективной выработки консенсусных решений на основе всеобъемлющего и основывающегося на балансе интересов подхода к безопасности в её военно-политическом, экономическом и гуманитарном аспектах», для чего предлагается перевести всю работу ОБСЕ на прочную нормативную базу, которая обеспечила бы верховенство прерогатив коллективных межправительственных органов.

Что касается отношений России с блоком НАТО, то РФ жёстко выступает против его расширения на Восток, потому как это противоречит уставу самой организации, а также подвергает опасности внешние рубежи России. Однако у России и НАТО есть ряд точек соприкосновения, по которым сотрудничество идёт достаточно продуктивно. Это сотрудничество в таких важных сферах, как борьба с международным терроризмом, урегулирование региональных конфликтов, борьба с природными и техногенными катастрофами. Сотрудничество с НАТО строится в рамках Совета Россия-НАТО, который в 2008 г. после вооружённого участия России в грузино-югоосетинском конфликте временно приостанавливал свою работу. В настоящее время работа Совета восстановлена.

США

Приоритетность отношений России с США объективно обусловлена тем, что от их состояния зависит ситуация в области международной безопасности и стратегической стабильности, эффективность усилий мирового сообщества в борьбе с новыми вызовами и угрозами. Помимо этого, с учётом веса США в мирохозяйственных делах, качество российско-американских отношений - один из факторов для создания благоприятных внешних условий с целью решения задач социально-экономического развития РФ.

Вместе с тем, характер российско-американских отношений в их нынешнем виде остаётся неоднозначным, сочетающим в себе как важные общие интересы, так и серьёзные расхождения по ряду вопросов.

В связи с распадом СССР и грянувшим вслед за ним социально-политическим и экономическим кризисом военно-политический потенциал РФ существенно снизился, и США фактически превратились в единственную на планете сверхдержаву, способную диктовать свои условия и выстраивать отношения с другими с позиции собственных интересов.

Сложности в отношениях с США, как правило, возникают в тот момент, когда с американской стороны проявляется стремление выстроить их по схеме ведущего и ведомого. Налицо также существенная разница в видении будущего мироустройства: американского однополярного и российского, основанного на многополярности, на международном взаимодействии в решении глобальных проблем с опорой на международное право и многосторонние институты, прежде всего ООН. Россия стремится к развитию партнёрских отношений с США, при том, разумеется, условии, что они будут строиться на принципах равноправия и взаимной выгоды.

После событий 11 сентября 2001 г., когда в США произошли крупные террористические акты, Россия поддержала антитеррористическую коалицию во главе с США, и в данном направлении был достигнут ряд успехов: через территорию РФ идут гуманитарные грузы НАТО для нужд коалиции в Афганистане, а Национальный антитеррористический комитет ведёт активное сотрудничество с аналогичными структурами стран НАТО. С другой стороны, в 2002 г. США вышли из договора по ПРО, мотивировав этот шаг необходимостью защиты от недемократических режимов, не учтя интересов России по данному вопросу. В конце 2004 года в российско-американских отношениях наступило серьёзное «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). В 2007 году после объявления США о намерении разместить в Польше и Чехии элементы системы ПРО, которая, по заявлениям представителей руководства США, создаётся для защиты Европы от северокорейских и иранских ракет, командующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) России генерал-полковник Николай Соловцов заявил в одном из интервью, что Россия может быстро возобновить производство ракет средней и малой дальности в том случае, если будет принято решение о выходе страны из договора об их уничтожении. И пообещал, что РВСН будут задействованы в ответных мерах в случае строительства в Восточной Европе комплексов американской ПРО. Также российские военные упомянули о возможности размещения ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. В 2007 г. Президент России В.В.Путин заявил о приостановлении действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) и имеющих к нему отношение документов. Разразившийся в августе 2008 г. грузино-югоосетинский конфликт, в который для защиты прав своих граждан вынуждена была вмешаться Россия, оказал сильное негативное влияние на российско-американские отношения, ввиду того, что США заняли откровенно антироссийскую позицию, заявив о том, что российские миротворцы первыми открыли огонь по грузинским военным. После этих событий была приостановлена также работа Совета Россия-НАТО. Проблемными остаются вопросы сотрудничества России с Ираном, а также отношений России с КНДР и Белоруссией. США также выражают постоянное недовольство использованием Россией своих энергетических ресурсов в качестве внешнеполитического инструмента в Европе.

После прихода к власти в 2009 г. в США новой администрации во главе с президентом Бараком Обамой, в отношениях России и США наступило некоторое потепление. На состоявшейся в марте 2009 г. в Женеве встрече глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон было подтверждено заявленное ранее намерение США произвести «перезагрузку» отношений с Москвой. Среди основных тем сотрудничества главы дипломатических служб двух стран назвали борьбу с терроризмом в Афганистане, ближневосточное урегулирование, а также проблемы иранского и северокорейского атома. 8 апреля 2010 года в Праге президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали новый договор СНВ-III, который сменил истёкший в декабре 2009 года СНВ-I. В марте 2011 г. заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями, нераспространению и международной безопасности Эллен Тошер заявила, что США видят Россию полноправным участником системы ПРО в Европе.

Таким образом, в настоящее время можно отметить позитивные тенденции в отношениях России и США, хотя и остаётся множество неразрешённых как старых, так и новых проблем, таких как позиция России по вопросу происходящей в настоящий момент операции войск коалиции в Ливии.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Стратегическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) определяется его ролью «локомотива» мировой экономики, одной из ключевых сил глобального развития, реальный вес которой в обозримом будущем будет только возрастать. Важнейшее значение при этом имеет подъём Китая и Индии, а также динамичный рост в целом ряде стран Восточной Азии и Латинской Америки.

США активно проводят линию на сохранение своего устойчивого влияния в данном регионе путём консолидации стратегических двусторонних отношений с Японией, Республикой Корея и Австралией. России при выстраивании политики в регионе необходим серьёзный учёт совокупности данных обстоятельств с максимальным эффективным сопряжением внутренних и внешнеполитических интересов обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе путём ускоренного развития районов Сибири и Дальнего Востока. Стратегической целью России в регионе является формирование углублённых и стабильных отношений со странами региона.

Важнейшее значение для России имеет выстраивание отношений с Китаем, соседство с которым во многом определяет социально-культурную жизнь в дальневосточном и сибирском федеральных округах. Не меньшее значение имеют отношения с одним из ключевых стратегических партнёров России в мире - Индией, как в двустороннем формате, так и в рамках БРИКС, что также в полной мере относится и к отношениям с Китаем.

АТР является вторым после ЕС экономическим партнёром России, и опыт взаимодействия со странами этого региона свидетельствует, что не только России нужен политически стабильный Азиатско-Тихоокеанский регион. С большой уверенностью можно сказать, что и АТР нуждается в сильной и процветающей России, а стало быть, здесь наши интересы совпадают, и этот фактор может в будущем стать мощным источником совместного процветания и прогресса.

Россия ведёт в АТР активное сотрудничество по военно-технической линии, в особенности с Индией, куда поставляется продукция российского военно-промышленного комплекса. С рядом стран ведётся совместная работа по проблемам противодействия международному терроризму и пресечению афганского наркотрафика. Ведётся также активное сотрудничество в энергетической сфере. При участии ряда стран АТР ведётся строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопроводов, наращивающих объёмы транспортировки и газоснабжения. На острове Сахалин в рамках проекта «Сахалин-2» в 2006 г. построен первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Ведётся активная работа по выработке общих подходов и механизмов регулирования цен на нефть, предотвращению сбоев в поставках энергоносителей и диверсификации видов продукции.

Особняком стоят отношения России с интеграционными объединениями региона. АТР отличается быстрым развитием интеграционных процессов, что свидетельствует об общей тенденции к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений, чего Россия всегда придерживалась в своей внешнеполитической линии. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало стратегическим выбором, который сделала Россия совместно с другими пятью странами-членами организации перед лицом вызовов и угроз XXI века в целях достижения прочного мира и устойчивого развития в регионе. Полностью оправдывает себя курс на наращивание участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) - уникальном интеграционном механизме АТР, который эффективно содействует развитию многосторонней дипломатии. Также всё большую значимость приобретает развитие отношений диалогового партнёрства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в рамках которого Россия активно принимает участие в Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ).

Активное участие и прочные позиции РФ в указанных объединениях являются эффективным инструментом влияния на развитие ситуации в регионе, а также противодействия созданию новых многосторонних механизмов в АТР без участия России.

Ближний Восток и Северная Африка

Регион Ближнего Востока и Северной Африки входит в сферу стратегических интересов России в силу геополитического, экономического, религиозного и других факторов. Основной задачей России на этом направлении является развитие и укрепление взаимовыгодных связей со всеми странами региона. Военно-политическая и экономическая ситуация на Ближнем Востоке в значительной степени влияет на состояние мирового рынка энергоносителей и вооружений, а также на положение дел в межцивилизационных отношениях. Регион обладает сильным потенциалом импорта товаров, технологий российского производства, а также одним из ключевых в сфере военно-технического сотрудничества. Эти причины обуславливают плотную вовлечённость России в ближневосточные дела.

Взаимодействие России со странами региона нацелено на расширение сотрудничества в различных областях. Россия активно сотрудничает как на многосторонней основе с различными интеграционными объединениями, так и на двусторонней основе с различными государствами региона.

Центральными являются российско-саудовские отношения. В Саудовскую Аравию активно продвигаются российские компании, в первую очередь, в нефтегазовой и энергетической отраслях.

Поступательно развиваются отношения с Египтом, крупнейшим партнёром РФ в арабском мире. Между странами постоянно поддерживается интенсивный политический диалог по актуальным международным и региональным проблемам.

Позитивно развиваются и отношения России с Сирией, которая является важнейшим военным партнёром России в регионе. В сирийском городе Тартус находится единственная российская база в дальнем зарубежье - пункт материально-технического обеспечения ВМФ России, которую впоследствии планируется расширить до крупной военно-морской базы, которая обеспечивала бы присутствие России в Средиземноморье.

Несмотря на поддержку Россией санкций против Ирана в связи с его ядерной программой, отношения с Исламской Республикой можно было бы охарактеризовать как достаточно активные. В 2008 г. при российском активном участии была построена Бушерская АЭС. ОАО «Газпром» имеет долю в разработке месторождения «Южный Парс». Россия также активно поддерживает идею строительства газопровода из Ирана в Китай через Пакистан и Индию, которая вызывает недовольство США.

В настоящее время развиваются отношения в нефтегазовой отрасли со странами Северной Африки, в частности, наиболее активно с Алжиром. Традиционное сотрудничество с Ливией осложнилось происходящим кризисом, отчасти вызванным внутренними ливийскими проблемами, а отчасти - международными санкциями, особенно чрезмерными мерами военного воздействия на Ливию со стороны стран-членов НАТО.

В целом анализ эволюции внешнеполитической стратегии России, современных глобальных вызовов и основных векторов развития российской дипломатии показывает все более тесную взаимосвязь между экономическими интересами Российской Федерации и её внешнеполитическим курсом, возрастание влияния экономического фактора в сфере внешнеполитической и дипломатической деятельности, включая рост влияния энергетической составляющей в этой сфере.

В этом отношении все более актуализируется роль энергетической дипломатии как одного из ключевых инструментов реализации политических и экономических задач Российской Федерации на современном этапе.

 

 

Глава II. Энергетическая составляющая внешнеполитической стратегии ведущих стран и регионов

 

.1 Состояние мировой энергетики

внешнеполитический энергетический ресурс потребление

К началу XXI века в мире проявилось заметное усиление межгосударственного взаимодействия в энергетической сфере. Это стало особенно очевидным в 1997-2000 гг., когда после резких колебаний цен на нефтяных рынках произошли серьёзные потрясения в мировой экономике. В этих условиях стала наблюдаться существенная активизация международной энергетической политики на глобальном и региональном уровнях.

Известно, что ещё после первого энергетического кризиса середины 70-х гг. энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный. На сегодняшний день, спустя одно десятилетие XXI века, очевидно, что в новых геополитических условиях роль энергетического фактора не только не уменьшилась, но продолжает неуклонно расти. Отсюда всё более насущной становится необходимость дальнейшего развития и углубления межгосударственного сотрудничества в сферах обеспечения международной энергетической безопасности.

В настоящее время общее состояние мировой энергетики достаточно противоречиво. Это объясняется разницей в подходах к политике, проводимой в отношении друг друга странами нетто-импортёрами и нетто-экспортёрами энергоресурсов. Страны нетто-импортёры заинтересованы в том, чтобы поставки ресурсов осуществлялись бесперебойно и по разумно низким ценам, они стремятся предотвратить любые политические, экономические или технические риски, которые могут отразиться на поставках энергоресурсов. В то же время в странах нетто-экспортёров энергоресурсов всё обстоит фактически наоборот. Они заинтересованы в сохранении энергетического суверенитета над своими ресурсами и обеспечении стабильного и долговременного характера поступлений от поставок энергоресурсов, продаваемых по разумно высоким ценам. Этим обусловливается различие в подходе этих стран к вопросам энергетической безопасности.

Различные цели и подходы к вопросам международной энергетической безопасности заставляют представителей обеих групп стран создавать объединения, задачей которых является продвижение интересов данной группы. Так, первой централизованной структурой по координации энергетической политики в системе международных экономических отношений на глобальном уровне стала созданная в 1960 г. Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), которая приступила к координации объёмов добычи в целях поддержания на мировых рынках нефти наиболее выгодных для интересов стран-участниц цен. В ответ на это в середине 70-х гг. основные страны-потребители энергоресурсов создали свою координационную структуру, которая получила название Международного энергетического агентства (МЭА). Существуют и другие подобные организации и форумы, например, Организация арабских стран-экспортёров нефти (ОАПЕК), созданный в декабре 2008 г. Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ), который в перспективе рассматривается как полноценная координационная структура, и другие.

Особняком стоят независимые страны-экспортёры энергоресурсов, такие как Россия, а также транзитные страны, которые имеют свои интересы, отличные от интересов обеих обозначенных групп.

В настоящее время становится всё более очевидной растущая заинтересованность двух основных групп стран друг в друге с целью поддержания стабильности на мировых энергетических рынках. Ведётся диалог о более рациональном производстве и потреблении не возобновляемых энергетических ресурсов, о повышении энергоэффективности мировой экономики, экологической проблематике и других вопросах. К этому процессу всё больше подключаются и другие страны, не входящие в указанные организации.

Состояние и дальнейшее развитие мировой энергетики, включая положение на мировых энергетических рынках, зависят от ряда факторов, среди которых выделяются политические, экономические, инвестиционные, демографические, экологические, технологические и ресурсно-сырьевые.

Среди этих факторов следует выделить в качестве основных политические и экономические факторы. Что касается политических факторов, то их значение в мировой энергетике обусловлено тем, что энергетическая отрасль играет ключевую роль в социально-экономическом развитии многих стран мира, а также теми проблемами обеспечения энергетической безопасности, решение которых невозможно без активного участия государства.

В последнее время энергетическая политика всё более проявляется самостоятельно - как отдельное направление внешней политики, и государства в сложившихся условиях всё чаще привлекают свои внешнеполитические и внешнеэкономические ведомства для работы на этом направлении.

Если говорить об экономических факторах, то их следует подразделить на макроэкономические и микроэкономические. Первые - это темпы и уровень экономического роста, структура и динамика ВВП. Влияние же микроэкономических факторов имеет, как правило, краткосрочный характер и связано с ситуацией на мировых сырьевых и фондовых рынках.

Мировой финансовый кризис 2008 г. сильно затронул энергетическую сферу. Из-за падения цен на нефть, а также на находящиеся в привязке к этому показателю другие энергетические ресурсы, сильно пострадали, прежде всего, экономики стран нетто-экспортёров. Страны нетто-импортёры же наоборот стремились ещё сильнее сбить цены на энергоносители, мотивируя это непростой экономической ситуацией. После преодоления наиболее острой фазы кризиса, цены на нефть вновь стали расти, экономическая ситуация в странах-экспортёрах несколько улучшилась. В настоящее время цены на нефть колеблются в пределах 105-115$ за баррель. Ряд прогнозов начала 2011 г. предрекал в течение ближайших трёх лет новое падение цен на нефть до 50$ за баррель, однако грянувшие весной в арабских странах революции резко изменили динамику. По самым пессимистическим прогнозам Минэкономразвития России, цены на нефть марки Urals в 2014 г. будут составлять не менее 72$ за баррель, а по оптимистическим - около 117$.

В привязке к цене на нефть будет в ближайшее время оставаться и цена на газ, экспорт которого играет ключевую роль для российской экономики.

В соответствии с рядом прогнозов развития мировой энергетики, планетарные потребности в энергоресурсах в ближайшее тридцатилетие могут увеличиться почти на 60% по сравнению с началом века.

Таковы основные показатели состояния мировой энергетики на современном этапе. Увеличение потребности в первичных энергетических ресурсах в первую очередь коснётся быстроразвивающихся стран, таких, как, например, Китай и Индия. Развитые же страны пытаются идти другим путём, активно развивая альтернативные и возобновляемые источники энергии. Впрочем, в ближайшее тридцатилетие, видимого снижения потребности в первичных энергоресурсах, скорее всего, не предвидится.

В контексте рассмотрения основных факторов, влияющих на мировую энергетику, стоит рассмотреть отдельно обе группы стран потребителей данных ресурсов и изучить подходы добывающих стран.

 

 

2.2 Основные потребители энергоресурсов и их интересы (США, Европа, Япония). Их политика по обеспечению энергетических ресурсов и диверсификация поставок

 

Основными мировыми энергопотребляющими странами являются США, страны Европы (в основном ЕС) и Япония. Данные страны, которые обладают большим экономическим потенциалом и фактически не имеют собственных первичных энергоресурсов (за исключением Норвегии и США), оказывают сильное влияние на мировые энергетические отношения. Дипломатия данных стран активно защищает интересы своих компаний за рубежом, зачастую используя их для достижения своих геополитических целей в определённых регионах. Рассмотрим их кратко в отдельности.

США

Энергетическая политика США во многом определяется тем, что они являются крупнейшим в мире потребителем энергоресурсов, а после распада СССР - и крупнейшим их производителем. С начала нынешнего столетия на США приходится не менее четверти мирового потребления первичных энергоресурсов. В то же время уровень производства энергоресурсов достигает 20% от мирового. США обладают большими запасами сырья: 2,9% мировых запасов нефти, 3,3% - газа, 23% - угля, а также значительными запасами урана и гидроресурсов. Значительную часть потребляемых в США нефти и газа приходится на импорт, который, по оценкам некоторых экспертов, может составить к 2020 г. до 70% потребления. Основные поставки нефти и газа в США осуществляются из Канады, Мексики, Венесуэлы, Нигерии и стран Персидского залива. Большую часть добываемых на своей территории ресурсов, США консервируют и хранят в специальных хранилищах.

Роль государства по основным направлениям энергетической дипломатии США сводится, главным образом, к поддержанию благоприятного правового и экономического климата для геологоразведочной активности компаний внутри страны и к созданию средствами внешней политики благоприятной обстановки для деятельности американских компаний за рубежом.

Сейчас в США уделяется большое внимание модернизации существующей инфраструктуры, которая находится не в лучшем состоянии, а также внедряются новые энергосберегающие технологии, которые позволят повысить энергоэффективность, прорабатываются вопросы по мерам охраны окружающей среды.

Европа

В последнее время, по мере усиления интеграционных процессов в рамках ЕС, наблюдается заметная активизация усилий по разработке и реализации единой энергетической политики как внутри Евросоюза, так и в отношении других стран, не входящих в ЕС, а также в рамках международных организаций. Ряд стран Евросоюза, особенно так называемая «большая западноевропейская четвёрка», включающая Францию, Великобританию, Германию и Италию, разрабатывает и проводит собственную внешнюю энергетическую политику, исходя из национальных энергетических интересов. Энергетическая дипломатия каждой из стран «четвёрки» оказывает существенное влияние на мировую энергетическую политику.

По последним данным, суммарный ВВП стран ЕС составляет около 15 трлн. долларов и является по этому показателю первым в мире. ЕС занимает одно из ключевых мест в мире по потреблению первичных энергоресурсов. На ЕС приходится около 18% всего мирового потребления. Производство энергоресурсов Евросоюзом составляет около 9% от мирового. По доказанным запасам ЕС располагает 1,2 млрд. тонн нефти, 2,5 трлн. м3 газа и более 110 млрд. тонн угля. Разница между потреблением и производством покрывается за счёт импорта ресурсов из внешних источников. В настоящее время доля импорта составляет около половины потребляемых в ЕС первичных энергоресурсов, а к 2020 г., по некоторым прогнозам, может вырасти до 65%. Ряд западноевропейских ТНК, таких как «Ройал Датч/Шелл», «British Petroleum», входит в число ведущих нефтегазовых компаний мира. В настоящее время в ЕС разработано значительное количество правовых актов, которые регулируют конкретные вопросы в сфере энергетики в пределах ЕС и на внешнеполитической арене.

Основными целями энергетической политики ЕС являются: формирование внутреннего энергетического рынка, обеспечение энергопоставок на конкурентной основе и энергетической безопасности, а также улучшение экологичности энергетики. Главной целью последних лет, в связи с тенденцией роста зависимости ЕС от импортных поставок, является обеспечение коллективной энергетической безопасности. В своей энергетической стратегии ЕС уделяет также большое внимание диверсификации внешних источников поставок нефти и газа, развитию регионального сотрудничества со странами Черноморско-Каспийского региона. Также активно ЕС развивает альтернативную энергетику (солнечная, ветровая энергия) и постоянно внедряет новые энергосберегающие технологии, которые позволят уменьшить зависимость энергетики Евросоюза от внешних поставок.

Япония

Япония занимает четвёртое после США, России и Китая место в мире по потреблению энергоресурсов. Уровень ресурсно-сырьевой базы за счёт внутренних источников крайне низок. В Японии сосредоточены лишь небольшие запасы угля и гидроресурсов. Кроме того, значительную долю в энергетике Японии составляет атомная энергия. Более 81% потребляемых в стране энергоресурсов приходится на импорт. К 2020 г., по прогнозам экспертов, потребление Японией энергии повысится почти на треть.


Скачать архив (80.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: