Главная » Экономика

Таможенно-тарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике и создание единого таможенного пространства влечет за собой необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений.

С помощью инструментов таможенно-тарифной политики РФ решает многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в Едином таможенном тарифе Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. «Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)». Также широкое распространение в союзном законодательстве имеет универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, но таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность данной темы.

Исследование существующих многосторонних норм и правил таможенно-тарифного регулирования таможенного союза призвано повысить эффективность функционирования Единого таможенного тарифа, рациональнее сочетать его защитные, фискальные и регулирующие функции, тем самым более полно использовать созидательный потенциал таможенно-тарифной политики.

Напрашивается следующее, что за последнее время Правительство Российской Федерации, провело огромную работу в области создания и унификации законодательства в области таможенного регулирования, в соответствии с её национальными интересами, а также её международными обязательствами, стараясь соответствовать международным нормам и правилам, с целью продолжения её дальнейшей интеграции в международное экономическое сообщество.

Целью данной курсовой работы является изучение тарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе. Для выполнения этой цели работе поставлены задачи:

раскрыть понятие, цели, предмет и виды таможенно-тарифного регулирования ВЭД;

проанализировать проблемы таможенного регулирования ВЭД в таможенном союзе.

рассмотреть, какую роль играют таможенные тарифы в совершенствовании внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Российской Федерации.

Предметом работы являются таможенно-тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Объект исследования - таможенное регулирование ВЭД при помощи тарифного инструмента.

При исследовании курсовой работы использовались следующие методы: анализ, аналогия, обобщение, прогнозирование, синтез.

Глава 1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

 
.1.     Сущность и виды таможенно-тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности

Прежде, чем разбираться непосредственно в экономической сущности таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли, необходимо разработать некую базу, комплекс систематизированных знаний, которые дадут возможность компетентно и максимально объективно исследовать поставленную перед нами проблему.

Самое первое, что нужно уяснить, рассматривая данную курсовую работу - это понятие таможенно-тарифного регулирования ВЭД и основные меры его воплощения.

Итак, таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

.        Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин

.        Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

.        Таможенная процедура

.        Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Таможенные тарифы - инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ, которые обязательно публикуются в Российской газете.

Стоит отметить и такой важный инструмент реализации таможенного тарифа как декларирование. Таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенному декларированию подлежат товары:

·  перемещаемые через таможенную границу;

·        при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);

·        являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

·        являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

·        являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;

·        незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Декларирование производится путём заявления в установленной форме, где сообщается точные сведения о товаре и транспортных средствах, об их таможенной процедуре. При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Кроме письменной формы декларирования может использоваться устная форма декларирования, которая применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.

Помимо устной формы декларирования физическими лицами также используется конклюдентная форма (от лат. con cludere- заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица). Она применяется при использовании «зеленого» коридора, выбор которого предполагает, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.

При декларировании товаров декларант обязан:

·  произвести декларирование товаров в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным кодексом;

·        по требованию таможенного органа предъявить декларированные товары и транспортные средства;

·        уплатить таможенные платежи;

·        оказать таможенным органам содействие в производстве таможенного оформления.

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами.

Согласно ст. 202 таможенного кодекса таможенного союза существует 17 видов таможенных процедур  :

·        выпуск для внутреннего потребления;

·        экспорт;

·    таможенный транзит;

·        таможенный склад;

·        переработка на таможенной территории;

·        переработка вне таможенной территории;

·        переработка для внутреннего потребления;

·        временный ввоз (допуск);

·        временный вывоз;

·        реимпорт;

·        реэкспорт;

·        беспошлинная торговля;

·        уничтожение;

·        отказ в пользу государства;

·        свободная таможенная зона;

·        свободный склад;

·        специальная таможенная процедура

Следующим элементом таможенно-тарифного регулирования является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует ФТС России.

ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками.

Таким образом, можно сделать вывод о тщательной продуманности и вариативности различных составляющих таможенно-тарифного регулирования, а также их унификации на основе международных договоров, что еще раз показывает их тщательную проработанность. Однако стоит заметить, что целью всех элементов таможенного-тарифного регулирования является обеспечение протекционистской и фискальной функций, основным инструментом которых есть таможенный тариф.

1.2.   Таможенный тариф как основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

В связи с существованием Таможенного союза, для облегчения и унификации торговли между странами, входящими в Таможенный союз и странами, торгующих с ним было принято соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании в Таможенном союзе.

Как было указано ранее, таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли

«Таможенный тариф» - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах сторон до установления единого Таможенного тарифа.

«Единый таможенный тариф» - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Важным элементом формирования и применения таможенных тарифов является система таможенных платежей, действующая в стране, и посредством реализации присущих ей функций, играющая значимую роль в формировании доходов государства.

Виды ставок, формирующих сбор средств и отправление их в Федеральный бюджет, представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Виды ставок ввозных таможенных пошлин

Адвалорные- наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара. Оценка стоимости импортных товаров производится в соответствии с Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). В современной ситуации, когда 48% федерального бюджета страны формируется за счет финансовых ресурсов, поступающих от таможенных пошлин и налогов при условии, что таможенный тариф в отношении более 65% товарных позиций устанавливает адвалорную ставку таможенной пошлины, правильное определение таможенной стоимости получает общее национальное значение.

Специфические - устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения; Комбинированные (смешанные) - устанавливаются путем комбинирования двух вышеуказанных способов.

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

Далее целесообразным будет рассмотреть виды тарифов, которые непосредственно применяются в таможенном деле, в согласованности с которыми и действуют ставки таможенных пошлин.

Договорный тариф - таможенный тариф, ставки которого определяются на основе межправительственного соглашения и не могут изменяться в течение срока действия без обоюдного согласия сторон.

Автономный тариф - таможенный тариф, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для автономного тарифа характерны более высокие ставки в отличии от договорного тарифа.

Вес тары по тара-тарифу - вес по таблице веса тары для различных товаров согласно таможенным правилам.

Гибкий тариф - таможенный тариф, используемый для выравнивания цен на отечественные и импортные товары.

Двойной таможенный тариф - таможенный тариф, предусматривающий минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин по каждой товарной позиции. Выбор той или иной ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной.

Дискриминационный тариф - тариф, при котором на импортируемый товар назначаются разные таможенные ставки в зависимости от страны происхождения товара.

Дифференцированный тариф - таможенный тариф, дающий возможность в зависимости от страны изготовления создавать льготные таможенные условия для тех или иных товаров.

Запретительный тариф - таможенный тариф, применяемый с целью ограничения, недопущения ввоза на внутренний рынок страны или вывоза с него определенных товаров.

Интегрированный тариф - таможенный тариф, который помимо ставок таможенных пошлин содержит применительно к каждому товару информацию обо всех нормативных актах, регулирующих режим перемещения этого товара через таможенную границу.

Льготный тариф - таможенный тариф, предусматривающий минимальные ставки таможенного обложения ввозимых товаров для импортеров из стран, имеющих режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных законом «О таможенном тарифе».

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

В современных условиях формирование и применение таможенных тарифов играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности страны, защите экономических интересов и развитии экономики в целом.

Обычно таможенный тариф содержит:

детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами,

ставки пошлин с указанием их метода исчисления,

перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Нельзя также не упомянуть о таком инструменте осуществления таможенно-тарифного регулирования, входящего в состав таможенного тарифа, как таможенный платеж.

Таможенные платежи - одно из условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций. Данное обстоятельство и служит критерием классификации финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Формируя казну государства, таможенные платежи выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

Подводя итоги главы, следует еще раз упомянуть, что таможенный тариф содержит перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами и пропускаемых беспошлинно. Они утверждаются Комиссией Таможенного союза, (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза), и направлены на увеличение валютных поступлений в государственный бюджет. Стоит заметить, что таможенные тарифы поддерживают рациональное соотношение ввоза и вывоза товаров и обеспечивают условия для интеграции Российской Федерации в Мировую экономику.

Ставки ввозных таможенных пошлин единого Таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза.

Таким образом, деятельность таможенных органов в области финансов направлена на проведение единой финансовой политики, включающей формирование системы управления финансово-экономическим комплексом таможенной службы. Экономическое направление финансовой деятельности таможенных органов связано в первую очередь с таможенными платежами как фискальными доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его источников - это налоги в сфере внешней торговли.

Глава 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
 
.1 Анализ практики применения Единого таможенного тарифа Таможенного Союза

Итак, вникнув непосредственно в теорию проблемы таможенно-тарифного регулирования, можно перейти к анализу практической части применения вышеуказанного механизма, понять, как он работает на самом деле и изучить правоприменительную практику в области таможенного дела на конкретном примере Таможенного Союза.

Таможенно-тарифными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном Союзе являются:

Единый Таможенный тариф с Единой товарной номенклатурой ВЭД ТС;

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;

Сезонные пошлины.

Единый Таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД. Ввозная таможенная пошлина определена как, обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании».

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Перечень товаров, в отношении которых допускается предоставление таможенных льгот, представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.1 Импортные товары, в отношении которых применяются тарифные льготы.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин. Примером ввода сезонных пошлин может послужить ввоз сахара-сырца в таможенный союз в размере $50 за тонну которые вступили в силу с 1 марта и действовали два месяца - до 30 апреля. С октября прошлого года пошлина составляла $140 за тонну.

Согласно ст. 74 ТК ТС к льготам по уплате таможенных платежей относятся:

) тарифные преференции.

К примеру, если товар находится в Перечне товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и страна находится в Перечне наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, то ставка составляет 75 % от ставки установленной в Едином Таможенном тарифе в соответствии со ст. 7 Соглашения «о ЕТТР».

) тарифные льготы - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).

Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в ст. 6 Соглашении «О ЕТТР». Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран таможенного союза;

) льготы по уплате налогов

) льготы по уплате таможенных сборов предусматривают полное либо частичное освобождение, как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.

Кроме того, ТК ТС в ст. 202 устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых предусмотрен Соглашением «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

В Таможенном кодексе Таможенного союза также упоминается такой термин как таможенная стоимость товара - это стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически является налоговой базой. Используется также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Определяется декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными органами и используемая для целей:

обложения товара пошлиной;

внешнеэкономической и таможенной статистики;

применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Согласно ст. 75 ТК ТС, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике (в соответствии с ГАТТ).

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

) метода вычитания;

) метода сложения;

) дополнительного метода.

Подводя итог, можно сказать, что к таможенно-тарифными мерами регулирования ВЭД, в Таможенном Союзе относятся: Единый Таможенный тариф, регулирующий ставки ввозных таможенных пошлин, льготы по уплате таможенных платежей, к которым относятся тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате налогов, таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, сезонные пошлины.

 
2.2 Выявление проблем применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД

Для того, чтобы полностью проникнуться проблематикой применения мер таможенно-тарифного регулирования, стоит совершить небольшой «экскурс в историю» российского таможенного тарифа, позволяющий нам наиболее полно увидеть сложившуюся на данный момент ситуацию в таможенном деле.

Эволюция российского таможенного тарифа на протяжении последних лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение.

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте встречаемости (23,4%) - ставка тарифа 15% и третья - ставка тарифа 10%, которая встречается в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5-15% за счет уменьшения ставок 20-30%.

Проведенные исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе - 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

А между тем это эффективная мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии - 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Таким образом, получается, что после вступления Российской Федерации в ВТО, Россия обязана в течении нескольких лет снизить среднюю ставку таможенного тарифа должна до 6-8%, что, по моему мнению, нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования и острая необходимость в поддержке отечественного производителя.

По итогам 2012 года средневзвешенная ставка импортного тарифа, рассчитанная исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14 процента. В дальнейшем она будет постепенно снижаться с учетом выполнения обязательств в связи с присоединением к ВТО: на 0,91 процентного пункта в 2013 году (в среднем до 8,23%), на 0,63 процентного пункта в 2014 году (в среднем до 7,60%), на 0,54 процентного пункта в 2015 году (в среднем 7,06%) и на 0,44 процентного пункта в 2016 году (в среднем 6,62%).

Динамика изменения ставки пошлины проиллюстрирована на графике.

Рисунок 2.2 - Динамика средневзвешенной ставки импортного тарифа в 2012-2016 гг., %

Но, несмотря на такое резкое понижение средневзвешенной ставки таможенных пошлин, стоит отметить, что поступления в бюджет страны со стороны таможенных органов не уменьшились, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица.

Таблица 2.2

Средства, перечисляемые в федеральный бюджет по месяцам

В настоящее время Правительство РФ отстояло свое решение о вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершена разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций. Однако Казахстан и Белоруссия еще не вступили в ВТО, несмотря на членство Российской Федерации, но эти страны ведут активные переговоры, которые, как нам доподлинно известно, могут затянуться.

Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем:

. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции.

. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ.

. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

Глава 3. СИСТЕМА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 
.1. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2014-2016 года

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов были разработаны в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, а также с учетом отраслевых государственных программ и стратегий.

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики, а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны.

Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году.

Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается.

Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.

 
3.2 Принципы формирования российской позиции при осуществлении таможенно-тарифной политики Таможенного союза

Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут определяться растущей привлекательностью России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.

Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства необходимо выделить следующие.

Рисунок 3.2. - Задачи и меры по адаптации стран-участниц Таможенного Союза к условиям ВТО

а) содействие диверсификации российской экономики

Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов по диверсификации экономики, привлечению в нее высоких технологий и ускоренному развитию экспортноориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза;

содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и других государствах-членах Таможенного союза готовой продукции;

устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.

Несмотря на общее снижение уровня тарифной защиты в ближайшие годы, ее изменение для разных категорий товаров будет осуществляться в различных временных периодах, что должно создавать условия для постепенной адаптации отраслей и секторов российской экономики к новым условиям. Как следует из обязательств России в ВТО, средний срок адаптации к новым тарифам составляет 3 года, при этом он существенно выше по продовольственной группе товаров. В условиях выполнения тарифных обязательств России в ВТО будет продолжен начатый в 2012 году мониторинг импорта чувствительных товаров.

Стоит заметит, во многих документах неоднократно упоминается, что в случае подтверждения фактов оказания негативного влияния роста импорта на состояние товаропроизводителей в Таможенном союзе по их инициативе могут быть начаты процедуры применения мер защиты внутреннего рынка Таможенного союза;

б) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза

Действующий в соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций в Таможенном союзе от 12 декабря 2008 г. и Решением Коллегии

ЕЭК от 16 мая 2012 г. № 46 преференциальный режим применяется в отношении импорта отдельных промышленных и сельскохозяйственных товаров, происходящих из 151 развивающихся и наименее развитых стран дальнего зарубежья, и распространяется на импорт товаров, классифицируемых по 300 товарным линиям ТН ВЭД ТС на уровне 4-го знака.

В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельхозпродукция, отдельные виды промышленной продукции в виде сырья и полуфабрикатов, а также изделия с низкой степенью переработки.

Основными странами-бенефициарами этой системы являются Китай, Бразилия, Турция.

в) совершенствование таможенного администрирования

В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для предпринимателей, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций.

Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию таможенного регулирования с государствами -членами Таможенного союза.

Хочется отметить, что проводится активная работа по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза с целью устранения выявленных недостатков и дальнейшей модернизации таможенного законодательства Таможенного союза. В предстоящей период существенно повысится роль такого направления работы таможенных органов и национальных органов регулирования стран-членов Таможенного союза, как обеспечение эффективного контроля таможенных границ по внешнему контуру, в частности, для минимизации масштабов проблемы ухода импорта продукции из государств, не являющихся членами Таможенного союза в «серую» зону. В этих целях необходимо обеспечить проведение целенаправленной работы в рамках Таможенного союза по унификации налогового законодательства, соответствующих процедур таможенного оформления, сертификации и контроля;

г) заключение соглашений о преференциальной торговле.

Одно из главных направлений торговой, в том числе в таможенно-тарифной политике Таможенного союза в среднесрочной перспективе -совершенствование позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки. В рассматриваемый период предстоит завершить консультации о присоединении к Договору о свободной торговле СНГ Узбекистана, в результате чего зона свободной торговли СНГ охватит свыше 95% взаимной торговли стран Содружества. Соглашения о свободной торговле должны заключаться, прежде всего, в целях достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через улучшение и расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий и создание новых рабочих мест при обеспечении интересов импортозамещающих национальных производств (например, сельское хозяйство). Российская сторона заинтересована в разработке более глубокого режима преференциальной торговли, включающего положения о сотрудничестве в сфере услуг и инвестиций, создающие благоприятные условия для расширения коммерческого присутствия отечественных компаний и банков в странах-партнерах.

В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты, всеми силами стараясь обеспечить защиту экономике страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

·  соблюдение системы приоритетов и интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

·        сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

·        обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

·        содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

·        соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств) [Электронный ресурс]: от 27.11.2009 №17 (ред. от 16.04.2010). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 [Электронный ресурс]: принят 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013). Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс.

.        Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О едином таможенно-тарифном регулировании" [Электронный ресурс]: от 25.01.2008, (ред. от 25.09.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (ред. от 16.08.2011) «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 547 «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Решение Комиссии Таможенного союза «Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза» [Электронный ресурс] от 27 ноября 2009 г. № 130. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] Федеральный закон РФ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

.        Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 №311-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

.        Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

.        Закон «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс] Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 23.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

.        Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

.        Распоряжение Правительства РФ «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] от 28.12.2012 N 2575-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;

.        Ананьева Г.Т. Комментарии к Таможенному Кодексу Таможенного Союза. - СПб., 2011.

.        Бакаева О.Ю. Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза [Текст]/ О.Ю. Бакаева // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 16-31.

.        Глазьев С. Комментарии к Международному форуму РФ о таможенном законодательстве // Электронный ресурс URL: http://rus.ruvr.ru/tag_2480063/

.        Говоров Е.Т. Мероприятия Таможенного союза // Электронный ресурс URL: http:// www.customs.ru.

.        Горчак М.О. Некоторые направления развития таможенного тарифа РФ [Текст]/ Горчак М.О. Сборник статей. V Международной научно-практической конференции «Право. Бизнес. Население». - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 2011.

.        Ефросимов В.Д. Немного о таможенных платежах[Текст]// Таможня. -2010. - №6.;

.        Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность[Текст]: учебник / Е.Ф. Прокушев. Изд. 8-е. - М.: Дашков и К, 2011. - 500 с

.        Шлыков В.С Таможенный союз: возможности и перспективы[Текст]// Таможенное дело.-2010.-№4

.        Ефросимов В.Д. Немного о таможенных платежах Таможня. -2010. №6.;

.        Демченко А.А., Родин В.Ф. История таможни. - М., 2005.

.        Ильин С.И Актуальные проблемы современной таможенной политики Таможенный вестник.- 2010.-№6.

.        Комментарии депутата Государственной Думы С. Глазьева на Международном форуме РФ о таможенном законодательстве // Электронный ресурс. URL: http://www.regnum.ru/news/russia/1724458.html

.        Кукол Е. Минэкономразвития представляет правительству РФ ряд законопроектов по функционированию Таможенного союза // Электронный ресурс.URL: http://polpred.com/?ns=1&cnt=195&sector=12&page=3

.        Мансуров Т.А. Интеграционный прорыв в рамках ЕврАзЭС // Электронный ресурс. URL: // http kisi.kz/img/docs/4574.pdf .

.        Распределение таможенных платежей // Электронный ресурс. URL:http://www.sovetts.ru/poleznie_materiali/grafiki_i_tablici/raspredelenie_tamozhennih_platezhey_mezhdu_uchastnikami_tamozhen/

.        Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: состояние, проблемы, перспективы: монография / под общ. ред. Б.К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

таможенный тарифный торговля российский

Гистограмма: удельный вес средств, перечисляемых в федеральный бюджет в 2011-2013 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диаграмма: итоговые поступления денежных средств в федеральный бюджет по годам.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Гистограмма: поступления денежных средств в федеральный бюджет


Скачать архив (1.08 Mb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: