Главная » Экономика |
Содержание Введение 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики государства 1.1 Сущность внешнеторговой политики государства 1.2 Всемирная торговая организация. Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО 2. Внешнеторговая политика России 2.1 Внешнеторговая политика российской федерации в 2011-2012 гг. в свете присоединения к ВТО 2.2 Анализ методов внешнеторговой политики в современной России в отношении автопрома с учетом особенностей отечественной отрасли Заключение Список используемой литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Введение На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей. Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики. Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики в отношении отечественного автопрома. Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно: раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики; определить виды политики; проанализировать регулирование внешнеторговой политики; 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики государства .1 Сущность внешнеторговой политики государства Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.[16] Основными целями внешнеторговой политики являются: • изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; • изменение объема экспорта и импорта; • изменение структуры внешней торговли; • обеспечение страны необходимыми ресурсами; • изменение соотношения экспортных и импортных цен, Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух тенденций: ) протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и за- частую на захват внешних рынков; [12] ) либерализации (политика свободной торговли) - связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: «селективный протекционизм» - направлен против отдельных стран или товаров; «отраслевой протекционизм» - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство; «коллективный протекционизм» - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; «скрытый протекционизм» - осуществляется методами внутренней экономической политики. Крайняя форма протекционизма - экономическая автаркия - означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производится не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ ПРОТЕКЦИОНИЗМА[8] Аргументы в пользу протекционизма Стимулирование производства и увеличение занятости. Защита молодых отраслей. Увеличение доходов государственного бюджета. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Дополнительные аргументы против протекционизма. Снижение заинтересованности отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. Обострение межгосударственных противоречий. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся (Приложение 1):[16] ) тарифные методы; ) нетарифные методы. Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли. Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле -и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины. Рис. 1.Мировая цена В результате введения таможенных пошлин на импорт внутренняя цена повышается, что приводит к тому что внутренние производители выигрывают (область А), государство получает дополнительный доход для бюджета (равный произведению ставки тарифа на объем импорта С), а потребители проигрывают (область А+В+С+Д), Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими. Основные функции таможенных пошлин: фискальная защитная балансировочная - относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт. Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по пяти группам: . Классификация тарифов по направлению движения товара:[16] • экспортные - данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах, в РФ отменены с 1996 г. Но с 1999 г. введены экспортные пошлины на продукты нефтепереработки (бензин и мазут); • импортные; • транзитные. - выполняют фискальную функцию. . По способу взимания: • адвалорные - взимаются в процентах от цены товара; Pd=Pim*(1+Tav) где: Рim цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара); Тav- ставка адвалорного тарифа. • специфические - в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара; Pd=Pim+Ts где: Т - ставка специфического тарифа. • смешанные (комбинированные) пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами. Например, пошлина взимается в размере 20% от стоимости ввозимого товара, но не больше 100 ЭКЮ. альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая. . Классификация тарифов (по величине)в зависимости от страны происхождения товара:[16] • максимальные тарифы устанавливаются для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами; • минимальные тарифы предоставляются тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства; • преференциальные тарифы действуют в отношении определенных стран или групп стран. Их величина, как правило, меньше минимальных. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах. Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулиро-1ать в развивающихся странах импорт из более развитых. . Классификация тарифов по характеру происхождения: • автономные тарифы устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торговли; • конвенционные (договорные) тарифы устанавливаются страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.[16] . Классификация тарифов по направлению действия: • преференциальные тарифы устанавливаются с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны; • сезонные тарифы устанавливаются для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавливается; • дискриминационные тарифы устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ) ответные - могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны; ) компенсационные - используются с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины; ) антидемпинговые - применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке. Демпинг - продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре. . В 1983 г. Советом таможенного сотрудничества (СТС) была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). В ГС классификация осуществляется в соответствии со следующими признаками: • происхождение товара; • вид материала, из которого изготовлен товар; • назначение товара; • химический состав. ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу; четыре цифры - товарную позицию; шесть цифр - товарную субпозицию. . В 1985 г. была принята Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется: • по видам сырья, из которого изготовлен товар; • по степени обработки товара; • по назначению товара; • по месту товара в международной торговле. Система кодирования: первая цифра - товарный раздел; две цифры - товарная группа; три - товарная подгруппа; четыре - товарная позиция, пять - товарная субпозиция. . Классификация товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) - 1986 г., ООН. КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы - по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые - в зависимости от срока пользования. . Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН), принятая в 1988 г. ГТН включает в себя 97 товарных групп от животных до антиквариата. Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30% (исключением являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30%; зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1%). Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов. . Режим наибольшего благоприятствования - это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать. . Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России - до 75%. Данный режим введен ГАТТ в 60-е г. . Беспошлинный режим - это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%). Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли. Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40-х начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт. Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств - около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий - около 10%, машин и оборудования - 7%. Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность. Существует несколько типов нетарифных ограничений: . Количественные ограничения импорта и экспорта. • Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на: глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров; индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя. Рис. 2.Импортная квота. Представим следующую ситуацию. Внутреннее предложение товара на рынке составляет Sd, а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q0. Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw, (по мировой цене - Рw), nо производство товара на внутреннем рынке составит Q1, потребление - Q2, импорт товара - Q2Q1. Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q4Q3. В результате этого внутренние цены поднимаются до Р1, внутреннее производство увеличивается до Q,3, внутренний спрос сократится до Q4 Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда, в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования: индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо); открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/экспорт товара без ограничения количества; генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений, как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной; автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии). Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по Рw,, а продаются на внутреннем по Р1. Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии: аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству); бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру; передача лицензии стране-производителю -Добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот. Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что- • цена на импортные товары возрастает; • доходы национальных производителей возрастают. Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров. . Государственные субсидии и финансовые льготы. Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на: • прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры; • косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д. Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. . Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты; через д которое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных. . Валютное регулирование: • внешние валютные ограничения (например, клиринг- торговля между странами на основе взаимозачетов); • ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты; • механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок); • девальвация - понижение курса национальной валюты; • ревальвация - повышение курса национальной валюты. . Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д. Нетарифное регулирование в РФ В РФ применяются следующие виды нетарифного регулирования: • квоты и лицензии на экспорт газа, нефти и т. д.; • квоты на ввоз текстиля; • субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности; • система государственных закупок; · разветвленная система технических барьеров; 1.2 Всемирная торговая организация. Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО Важную роль в регулировании МТТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).[19] Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.[5] С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: [6] взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: · получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; · устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами; · возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. [7] Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами тарифный внешнеторговый автомобилестроение 2. Внешнеторговая политика России Всемирная торговая организация (ВТО), объединяющая к 2012 году 157 государства, в значительной степени определяет состояние и перспективы развития экономических отношений в мире в сфере торговли. Для России членство в рассматриваемой организации может обеспечить бездискриминационный доступ отечественной продукции на внешний рынок; дать возможность обращения к международному механизму разрешения торговых споров; создать необходимый инвестиционный климат в стране и т.д. Однако, как оказалось, процесс присоединения к ВТО оказался долгим, довольно болезненным и потребовал значительных изменений в положениях инвестиционного, таможенного, и внешнеторгового законодательства и политики, а также в действиях по противодействию демпингу, правилах определения происхождения товаров и т.д. Поэтому очень актуально и целесообразно изучить, проанализировать и оценить изменения во внешнеторговой политике за последние годы в свете недавнего присоединения Российской Федерации к ВТО, чтобы узнать, что было достигнуто в ходе восемнадцатилетних переговоров, что еще предстоит сделать в сфере внешней торговли для получения максимальной выгоды от присоединения к торговой организации. [7] На стадии подготовки вступления России в ВТО основной экономической проблемой и внешнеторговой целью стало изменение прежнего законодательства для создания правовой базы, которая соответствовала бы стандартам ВТО. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ)[1] стал главным документом в Плане Правительства РФ по приведению законодательстве в соответствии с нормами ВТО. В этом нормативно-правовом акте были закреплены обновленные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, принципы внешнеэкономической и торговой деятельности государства и т.д. Необходимо отметить, что План мероприятий в процессе реализации Плана Правительства был в целом выполнен в 2011 году. Благодаря этим мероприятиям были внесены многие изменения во внешнеторговое законодательство, например, были закреплены изменения касательно создания национального органа по аккредитации, работающего по международным стандартам («О техническом регулировании», №Пр-155 от 22 января 2010 г.), а также был принят Таможенный кодекс Таможенного союза вместо Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции от 16.04.2010 № 61-ФЗ) и др. В 2011 году Россия вышла на заключительный этап переговоров по вступлению в ВТО, которые велись в течение 18 лет.[10] В свете присоединения России к данной организации во внешнеторговом законодательстве основными мероприятиями стали редактирование и вступление в силу ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 11.07.2011);[2] ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции от 18.07.2011);[3] ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.[4] Что касается внешнеторговой политики, то в ходе длительных переговоров, наконец, были достигнуты следующие соглашения по либерализации внешнеторговой деятельности России после вступления в ВТО по отношению к иностранным продуктам; Пошлины на импортные автомобили снизятся в течение 7 лет с 25% до 15%, дополнительно стоит отметить, что основные снижения произойдут в последние 3 года, что удовлетворит интересы как российских покупателей и потребителей; так и иностранных инвесторов, которые будут реализовывать проекты по производству автомобилей в России. Также уменьшатся ставки пошлин на иностранные лекарства, медицинское оборудование и лекарственные субстанции с 15до 6,5 - 5% в течение переходного периода. Для рынка химической продукции наиболее существенное снижение будет для косметических средства, мыла и моющих средств, линолеума, некоторых готовых пластмассовых изделий. Однако это будет происходить в течение 5-6-летнего переходного периода.[14] Наиболее заметно изменятся в меньшую сторону пошлинные ставки на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. Будут отменены тарифные барьеры на компьютеры, средства их производства и элементную базу в течение 3 лет; а пошлины на бытовую электротехнику и электронику, будут равны 7-9%, в то время как сейчас они составляют в среднем с 15%. Российская Федерация снизит пошлины на также пищевую [10]продукцию: на готовые продукты из рыбы снизит с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года, на рыбное сырье пошлины снизятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%; пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%. Россия также снизит пошлины для животных кормов, облегчит импорт, недостающего для промышленности сырья. С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Рассмотрим теперь другие меры регулирования внешней торговли товарами и услугами в свете присоединения к ВТО. Что касается субсидирования отраслей, то, например, после вступления в ВТО в сфере сельского хозяйства государство сможет оказывать помощь на сумму не более 9 млрд. долл. в год. Таким образом, по результатам деятельности за 2011-нач.2012 г., можно сказать, что внешнеторговая политика Российской Федерации в свете присоединения к ВТО оказалась достаточно эффективной: мы видим, что периоды для либерализации доступа на российский рынок для иностранных компаний очень длинные (обычно 2-3 года, для самых чувствительных товаров до 5-7 лет); и для поддержки сельского хозяйства Россия может тратить в два раза больше, чем это теоретически необходимо. Это максимально защищает интересы отечественных производителей и позволяет им адаптироваться к новым условиям ведь при таких положениях во внешней торговле эффект вступления России в ВТО в полной мере должен проявиться лишь к 2018 году, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Несмотря на приведенные хорошие результаты; остается много проблем, которые надо решить во внешнеторговой политике. Например, по оценкам Счетной палаты (СП) в России финансирование экспорта уступает по эффективности и размаху финансированию в других странах - членах ВТО. Также Россия в настоящее время входит в топ-десять стран, которые подвергаются наибольшей дискриминации в сфере установки защитных мер в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. И в 2012 году России только предстоит ратифицировать соглашения по ВТО, которые отменят ряд ограничительных мер в отношении российского экспорта. Таким образом, главной целью на ближайшее и среднесрочное будущее является создание конкурентоспособной системы улучшения позиций российского экспорта и государственной поддержки бизнеса отечественных компаний на международном рынке. Эта система поможет государству повысить уровень экспорта, который за последние 10 лет сократился на 50% из-за малого количества новых экспортеров. Для реализации этой цели внешнеторговой и экономической политики предлагаются разные методы. Эксперты Всемирного банка (ВБ) призывают власти РФ “сделать ставку не на прямое лоббирование интересов российского бизнеса, а на рыночные механизмы”; т.е. требуется уделять больше внимания развитию конкуренции на внутреннем рынке и переводу экономики на инновационный путь развития. С другой стороны, главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что: «необходимо снизить инфляцию в РФ до 2%, что будет соответствовать показателям развитых стран. Это позволит сделать кредиты более доступными для бизнеса и поможет российским экспортерам конкурировать с западными”.[12] В качестве других приоритеных задач можно выделить создание в стране комфортного бизнес-климата для привлечения авторитетных иностранных предпринимателей и разработку скоординированной системы действий региональных и федеральных органов власти по вопросам подготовки регионов к работе в условиях ВТО. Для создания благоприятного бизнес-климата надо снижать административные барьеры осуществления инвестиций в инфраструктуру, бороться с коррупцией, обеспечивать условия равной конкуренции для всех хозяйственных субъектов и т.д. Важность решения этих задач вполне ясна: только с выполнением всех этих условий экономика страны и ее регионов сможет слажено работать, эффективно развиваться и получать максимальную выгоду от вступления в ВТО. Проанализировав внешнеторговую политику Российской Федерации за последние годы в свете присоединения в ВТО, можно сделать вывод о том, что среднесрочные и долгосрочные позитивные эффекты от вступления для России существенно перевешивают те негативные моменты, которые можно считать умеренной ценой, которую страна заплатит за свое будущее. Прогнозируя основные направления внешнеторговой политики России после вступления в ВТО, можно говорить о нацеленности на создание условий для снижения издержек и развитие конкурентноспособных отечественных отраслей и предприятий на международном рынке, сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским регионом и заключении базового соглашения с Европейским союзом. 2.2 Анализ методов внешнеторговой политики в современной России в отношении автопрома с учетом особенностей отечественной отрасли В развитии автомобильной промышленности России изначально существовало большое количество проблем, многие из которых сохранились по сей день, - как в сфере производства, технологий, качества продукции, так и в сфере реализации, ценовой политики, конкуренции. Эти проблемы касаются производства не только легковых автомобилей, производства грузовиков, автобусов, а также всего набора производств, связанного с выпуском запасных частей и комплектующих. Каждая из этих проблем или групп проблем имеет свою значимость и заслуживает отдельного рассмотрения. В то же время, ключевые проблемы и ограничения развития автомобильной промышленности связаны с качеством продукции и конкурентоспособностью автомобильной промышленности. Россия отстает от стран с развитой автомобильной промышленностью по уровню производительности труда, объему инвестиций и по структуре торгового оборота. Основная же проблема российского автомобилестроения, которая во многом обуславливает все остальные, лежит в плоскости торговой политики и связана с отсутствием опыта производства в условиях международной конкуренции. Активизация деятельности иностранных производителей на российском рынке крайне негативно воздействует на отечественных производителей, которые до этого долго не сталкивались с конкуренцией. При этом политика протекционизма по-прежнему не дает[12] отрасли никаких конкурентных стимулов, что само по себе становится главной системной проблемой отечественного автомобилестроения. Динамика пошлин и фактического уровня тарифной защиты на протяжении последних двух десятилетий с трудом поддаются анализу по причине их сильной дифференцированности, хаотической смены методов начисления, их характера и размера. Однако не вызывает сомнений, что установка барьеров на пути импорта не оправдала себя ни на одном из этапов, какие бы методы и ставки акцизов ни применялись правительством - как показывает статистика, объем производства отечественных моделей стабильно сокращался. [9] Чтобы обобщить приведенную информацию о тарифных барьерах, установленных в стране в разное время, и оценить их динамику, произведены соответствующие расчеты. Рассчитанный средний уровень защиты представляет собой отношение средней суммы платежей при ввозе транспортных средств в страну к средней таможенной стоимости транспортного средства в долларах США. Имея данные о средней таможенной стоимости по годам, можно приблизительно установить уровень защиты. Так как большую часть времени в России применялись комбинированные тарифы, целесообразно рассчитать уровень защиты двумя способами: по адвалорной ставке, и по специфической, т. к. значения будут сильно различаться в зависимости от метода. В тех случаях, когда ставки дифференцированы по объему двигателя, для расчета применяется наиболее популярное значение объема двигателя 1800-2300 см3. Если же пошлина или акциз дифференцированы по возрасту ввозимого ТС, используется среднее арифметическое ставок по всем категориям. В тех случаях, когда применялись различные ставки для физических и юридических лиц, в расчете также используется среднее арифметическое. Особые ставки на ввоз ТС с дизельным двигателем, используемые с 2003 года, не принимаются во внимание, т.к. доля таких ТС на рынке незначительна. Такой метод, разумеется, не претендует на точность, но все же позволяет увидеть общую картину (Приложение 2). Применение комбинированных ставок подразумевает, что применяется тот метод, при котором сумма платежа будет наибольшей. Таким образом, уровень защиты, рассчитанный по специфической ставке, можно считать минимальным, а по адвалорной - средним. Полученная в результате расчетов динамика уровня тарифной защиты отрасли позволяет в сравнении с динамикой выпуска отечественных автомобилей и импорта иностранных (Приложение 3) сделать выводы об эффективности применявшихся мер защиты. Анализ статистики производства дает понять, что объем производства автомобилей в стране продемонстрировал рост только в части сборки иномарок. Объем импорта также существенно не снизился, напротив, показывал стабильный рост, начиная с 1999 года и вплоть до кризиса 2008 года. Таким образом, можно заключить, что торгово-промышленная политика в отношении автопрома позволяла лишь сохранять определенные объемы производства и консервировала состояние отрасли, по мере того, как нарастало ее технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Политика увеличения локализации с помощью дифференцированных пошлин на готовые автомобили и компоненты, призванная развивать внутреннее компонентное производство, также недостаточно эффективна. Достижение уровня локализации в 60% и выше, что заявлено Минпромторгом, представляется мало реалистичным. Имеющийся в настоящее время на большинстве предприятий уровень в 25%-40% обусловлен рядом объективных технологических и экономических причин и в целом устраивает иностранные компании. Уровень производства предприятиями в 50-100 тыс. автомобилей в год в соответствии с мировой практикой недостаточен для переноса в страну штамповочного и тем более двигательного производства. В результате постановления правительства №166 (О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки)[21] были привлечены производителей, которые работают только на российский рынок. Они не ставят задачи создавать здесь новую технику и развивать экспорт. На сегодняшний день российские власти уже оценили важность масштабов производства для глубокой локализации. Результатом стало в том числе и повышение требований к объему производства. Отдельно рассмотрены проблемы, связанные с развитием и локализацией автокомпонентных производств. На данный момент в России производство автокомпонентов как самостоятельная отрасль не развито. Во многом в отрасли остается устаревшая система кооперации с автозаводами. Более половины автокомпонентов для заводов, выпускающих отечественные модели, производится на территории этих же заводов их дочерними компаниями. Помимо этого, большинство предприятий, производящих автокомпоненты, относятся к вертикально интегрированным российским автоконцернам, тогда как в международной практике сборочные производства чаще всего обособлены от производства компонентов. При этом качество отечественной продукции в основном остается низким: в России показатель количества рекламаций в сотни раз больше, чем в Европе, при этом большинство притензий связано с качеством комплектующих. В свете этого под вопросом планы локализации ведущими транснациональными компаниями производства автокомпонентов в России [17] Представляется, что продолжение борьбы за возрождение российского автопрома как независимой национальной отрасли утрачивает идейный смысл. Почти нигде в современном мире автопроизводство не обходится без участия транснациональных компаний. Расчёт на модернизацию производства за счёт технологического партнерства с иностранными автопроизводителями оказался несостоятелен и довольно дорого обходится отечественному потребителю. С учетом этого переход отечественного автопрома под контроль зарубежных компаний представляется меньшим из зол. Те обязательства, которые взяли на себя международными автоконцерны в отношении постепенной локализации производства автокомпонентов, в целом всеми выдерживаются, иначе они потеряют таможенные льготы. При этом не исключено, что по окончании льготных периодов многие автопроизводители предпочтут не повышать долю локализации, а свернуть производства наиболее сложных и затратных моделей и продолжить работу в условиях таможенных пошлин. Результатом этого станет повышение цены автомобилей в России, а желаемые эффекты в большей степени не будут достигнуты. В приложении 4 приведены основные методы государственного регулирования, применимые в российском автомобилестроении: тарифы, субсидии, требования локализации, скрытые нетарифные ограничения (технические и экологические нормы и др.), госзакупки. В таблице приведено обобщение возможности достижения предполагаемых целей государственного регулирования отрасли при помощи этих методов, а также возможности их применения в рамках ВТО. Как видно из таблицы, приведенные методы эффективны для достижения основных целей, за исключением технологического развития, которое в условиях ограничения конкуренции может остановиться. Внедрение современных технологий в отрасли можно предположить только в случае локализации иностранных производителей.[5] В приложении 5 сравниваются различные побочные эффекты для отрасли и экономики страны в целом от использования этих методов. Как видно, одним из наиболее удобных методов с точки зрения побочных эффектов являют госзакупки, но для такого массового продукта, как легковой автомобиль влияние на рынок заказа для государственных нужд будет не существенным. В целом можно сделать вывод о том, что протекционистские меры, применяемые в отношении российского автопрома, неэффективны и снижают общественное благосостояние. Поддержка изолирует отечественную отрасль от конкуренции извне и снижает стимулы работать лучше. У защищенных производителей отсутствуют стимулы для снижения издержек, улучшения качества, внедрения инноваций. Так, поддержка АвтоВАЗа в течение последних двадцати лет не привела к какому-либо улучшению потребительских свойств отечественных автомобилей. Тем не менее, она дала возможность АвтоВАЗу просуществовать долгие годы в прежнем виде. С экономической точки зрения поддержка АвтоВАЗа и отечественного автопрома в целом представляет собой налог на остальные отрасли экономики, так как средства, выделяемые на поддержку автопрома, могли пойти на стимулирование совокупного потребительского спроса в экономике или на развитие инфраструктуры. Работники, занятые в этой отрасли, могли бы перейти в более эффективные сектора экономики. [14] Таким образом, те отрасли, которым поддержка не оказывается, испытывают негативный эффект от поддержки автопрома. Торговые барьеры могут сильно препятствовать развитию экономии от масштаба, рационализации отрасли, динамичной конкуренции и росту. Значительны и потери для покупателей: импортные пошлины приводят к тому, что в стране все автомобили, независимо от происхождения и качества, стоят дороже, чем в отсутствие пошлин. Кроме того, прямая помощь безработным намного эффективнее непрямой (т. е. сохранения занятости посредством поддержки предприятий, их менеджмента и собственников). Заключение Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции. Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. Законе о таможенном тарифе установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию. Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара: ) оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); ) по цене сделки с идентичными товарами; ) по цене сделки с однородными товарами; ) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России); ) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида) Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны Список используемой литературы 1.Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ) . ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 11.07.2011); 3. ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции от 18.07.2011); . ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Белозерова С.В., Плотникова С.А. Таможенная политика в свете вступления РФ в ВТО. // Сборник научных трудов СевКавГТУ «Экономика». 2011. . Косоуров В.С. Анализ и оценка мер, направленных на повышение эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к ВТО, // Доклад Счетной палаты. 2008. Стр. 84 -160 . Информационный бюллетень №3, Россия на пути в ВТО. М.: Бюро информационной поддержке по вступлению России в ВТО. 2009. . Ковалев П.А. Протекционизм с точки зрения теории международной торговли // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - №3 (69). - 0,5 п.л. . Ковалев П.А., Медведь А.А. Требования локализации производства как способ привлечения ПИИ в российское автомобилестроение // Экономика и управление. - 2012. - №5 (79).- 0,5 п.л., в т.ч. автора 0,25 п.л. . Ковалев П.А. Государственная политика как определяющий фактор торговли // Современные аспекты экономики. - 2010. - № 7 (155) - 0,5 п.л. . Ковалев П.А. Общие причины международной торговли // Современные аспекты экономики. - 2010. - № 10 (158). - 0,5 п.л. . Ковалев П.А. Мотивы протекционизма // Современные аспекты экономики - 2010. - № 12 (160) - 0,5 п.л. . Ковалев П.А. Вопросы этики защиты национального производителя // Материалы международный конференции «Деловая этика и национальные модели поведения» Санкт-Петербург 15 июня 2011 г. - СПб; Изд-во СПбГУЭФ. - 0,5 п.л. . Ковалев П.А. Возможности оптимизации внешнеторговой политики России в отношении автомобилестроения в условиях присоединения к ВТО // Устойчивое развитие: вопросы экономики, права, экологии, социологии, образования, управления проектами: Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, 24-25 января 2013 года, г. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2013. - 0,5 п.л. . Медведков М. В ТО или не В ТО? // Российская газета, № 5861 (188). 2012. . Спиридонов И.А. Мировая экономика. - Москва, 2009 г. . Эксперты СП РФ: снижение доходов бюджета страны в связи с присоединением к ВТО, по данным Минфина, составит за 2013 - 2015 годы около 1 трлн рублей. Приложение 1 Классификация инструментов регулирования внешней торговли Приложение 2 Динамика уровня тарифной защиты отрасли 1991-2011 (в процентах от средней таможенной стоимости импортируемого легкового автомобиля) Приложение 3 Производство легковых автомобилей в России, тыс. штук. Приложение 4 Достижение целей протекционизма в российском автомобилестроении различными методами Приложение 5 Побочные эффекты различных методов протекционизма в российском автомобилестроении. Скачать архив (510.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |