Главная » Аудит

Учет и аудит наличия и движения денежных средств

Содержание

Введение ……...3

Глава 1 Теоретические основы организации движения денежных средств…....5

1.1 Правовое регулирование наличного и безналичного денежного обращения.......5

1.2 Организация, формы ,безналичных  расчетов  и их применение…….11          

Глава 2 Состояние учета операций с денежными средствами в ООО «Проект»…  29      2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Проект»…….29

2.2 Учет и контроль наличия и движения денежных средств в кассе……33

2.3 Учет движения денежных средств на расчетном счете……….43

Глава 3 Использование результатов аудита для повышения достоверности учета денежных средств……….51

3.1 Цель и задачи аудиторской проверки операций с денежными  средствами…….51

3.2 Классификация возможных нарушений кассовых и расчетных    операций……54

3.3 Аудит оформления первичных документов и синтетического учета операций с денежными средствами…….60

3.4 Основные направления совершенствования учета денежных средств и устранения выявленных в нем недостатков ……..71

Заключение………74

Список использованных источников……...77

Приложения……80

 

Введение

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ и услуг.  Расчеты осуществляются с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие ценности; с покупателями за купленные ими товары; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам.

 Для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляется через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированы.

В условиях Российской экономики бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о   рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.). Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Актуальность и значимость этих вопросов и повлияли на выбор темы дипломной работы: «Учет и аудит наличия и движения денежных средств».

Целью дипломной работы является изучение правовой базы организации и учета наличия и движения денежных средств, оценка состояния учета и проведение аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках; разработка рекомендаций по их улучшению.

Теоретической и методологической основой написания дипломной работы послужили нормативно – правовые акты по теме исследования, учебники и учебные пособия, материалы периодической печати.

Работа написана на материалах Общества с ограниченной ответственностью «Проект». 

   

Глава 1 Теоретические основы организации движения денежных  средств

1.1Правовое регулирование наличного и безналичного денежного  обращения 

Действующей в настоящее время системой нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.

Действующие нормы предусматривают обеспечение единообразного ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской информации [27, c. 6].

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется правительством РФ.

Министерству финансов РФ предоставлено приоритетное право регулирования бухгалтерского учета, заключающееся в разработке и утверждении положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, других нормативных актов и методологических указаний по бухгалтерскому учету. Указанные нормативные акты и документы, утвержденные Министерством финансов РФ, составляют основу системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными для исполнения организациями на территории РФ, в том числе при осуществлении деятельности за пределами РФ [17, c. 15].

Другие органы, которым законодательно предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции, не могут издавать нормативные акты и методологические указания по бухгалтерскому учету, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Создание национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского

учета и приведение ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности были предусмотрены Программой реформирования системы бухгалтерского учета, принятой Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. Основные направления Программы реформирования системы бухгалтерского учета заключаются в [27, c. 7]:

-совершенствовании законодательного и нормативного регулирования системы бухгалтерского учета;

-формирование нормативной базы (стандартов);

-методологическом обеспечении (разработка методологических указаний, рекомендаций и т.п.).

Ключевым элементом реформирования системы бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.

Правовое регулирование относительно денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Центральным банком Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Вопросы денежного обращения входят в компетенцию Федерального Собрания и Правительства России, на которое возложено проведение единой денежной политики.

Особая роль в осуществлении денежной политики на территории России принадлежит Центральному банку РФ. Статья 75 Конституции РФ предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти [1, ст.75]. Важнейшей функцией ЦБ РФ является разработка и осуществление совместно с Правительством РФ единой денежно – кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирование денежного обращения. Он действует на основе закона, предусматривающего нормы регулирования денежного обращения, Закон Российской Федерации от 10 июля 2002г. №86 – ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (с изменениями от 10 января 2003г.). Согласно  этому закону основными целями деятельности Банка России являются [6,ст.3]:

-защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы [24, c. 23]:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

-Конституция РФ;

-Гражданский кодекс РФ;

-Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года (с изм. и доп. от 30 июня 2003г.). Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский отчет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.

-Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»;

-Федеральный закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-

кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)

 расчетов с использованием платежных карт»;

-Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с изм. и доп. от  14.12., 30.12. 2001 года.

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

К ним относятся [27, c. 8]:

-Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

-Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Министерства финансов РФ от 09.12.1998г. №60н);

-Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. №32н);

-Положение по бухгалтерскому «Расходы организаций» ПБУ 10/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. № 33н);

-Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (приказ Министерства финансов РФ от 02.08.20001г. № 60н);

-Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и

различными ведомствами [25, c. 8].

-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

-Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;

-Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

-«Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;

-Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части, порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

-Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

-Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Центробанком РФ от 3.10.2002 года № 2-П;

-Приложение № 13 к Инструкции Центробанка Российской Федерации от 16

ноября 1995 года № 31 «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России».  Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;

-Указание Центробанка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами»;

-«О введении новых форматов расчетных документов» Указание от 22 февраля 1999 года № 502-У о внесении изменений и дополнений в Указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;

-Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются [19, c. 18]:

-приказ по учетной политике предприятия;

-утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

-графики документооборота;

-утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

-утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Нормативные акты первых трех уровней системы нормативного регулирования

бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них противоречат друг другу. В связи с этим, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности следует руководствоваться следующими правилами [27, c. 10]:

1)в случае наличия противоречий между нормативными актами разного иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты утверждения;

2)в случае наличия противоречий между нормативными актами одного

иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения (основание письмо Министерства финансов РФ от 23.08.2001 г. № 16-00-12/15).  

 

1.2Организация, формы безналичных расчетов и  их применение 

Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банка или кредитных организаций на соответствующих счетах на договорных условиях.

Денежные расчеты осуществляются организациями либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Расчеты по своим обязательствам предприятия производят, как правило, в безналичном порядке [35,с.41]. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков. Понятие кредитной организации и банка определено Федеральным законом « О банках и банковской деятельности»» от 2 декабря 1990г. №395-1 под редакцией от 21 марта 2002г.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции [36,с.235]:

-привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

-размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

-открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 Заключая договор, клиенту открывается счет в банке на условиях,          согласованных сторонами.

Безналичные расчеты на предприятии регулируются Положением ЦБ РФ

 «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001г. №2-П. Данное положение исходит  из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах. Также применяемые в настоящее время формы безналичных расчетов установлены статьей 862 Гражданского Кодекса РФ

[27,с.125].

        В соответствии с этими документами при осуществлении безналичных расчетов

в валюте РФ (рублях) допускаются следующие формы расчетов:

-расчеты платежными поручениями;

-расчеты по аккредитивам;

-расчеты чеками;

-расчеты по инкассо.

Применение безналичных расчетов позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям [30,с.350]. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. к нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно – исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. в зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные). Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах , а одногородние – расчеты между организациями, обслуживающими одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте. Иногородние платежные поручения могут быть почтовыми и телеграфными [29,с.

233].

Формы безналичных расчетов организация выбирает самостоятельно и предусматривает в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (поставщиками, покупателями и др.).

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов

 рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки корреспонденты.

Банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения своих клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков [17, c. 142].

Для проведения той или иной операции по банковским счетам организация

должна представить в банк расчетный документ, оформленный в установленном порядке. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

-распоряжение плательщика (клиента банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

-распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и их перечислении на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Для осуществления безналичных расчетов Положение ЦБ РФ предусмотрено использование следующих расчетных документов [25,с.10]:

-платежные поручения;

-аккредитивы;

-чеки;

-платежные требования;

-инкассовые поручения.

В положении Центрального Банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов, т.е. расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно – вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов, в зависимости от используемых в исследуемой организации.  

 

На рисунке 1 представим схему записей по учету денежных средств на расчетном счете [17, c. 132].

Журнал-ордер №2 (по кредиту счета 51 «Расчетный счет») и ведомость (по дебету счета 51 «Расчетный счет»)

 

Рисунок 1- Схема записей по учету денежных средств на расчетном счете

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течении десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть

изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или

электронно – вычислительных машин.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат. Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществление расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.

Платежное  поручение  является  расчетным  документом,  содержащим

распоряжение владельца счета (организации-плательщика) обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств организации [18, c. 148]:

-в целях оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги – поставщикам и подрядчикам;

-в целях оплаты налогов и сборов – в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

 

Рисунок 2 – схема расчетов платежными поручениями

1.Между поставщиком и покупателем заключается договор – контракт.

2.Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3.Покупатель передает платежное поручение о перечислении суммы средств со своего расчетного счета на счет получателя.

4.Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

5.Банк плательщика предает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на его расчетный счет.

6.Банк поставщика предает выписку из расчетного счета о зачислении

суммы платежа.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленном законодательством. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность на основании и в размерах, которые предусмотрены законом (гл.25) [4].

Статьей 855 ГК РФ предусмотрена следующая очередность списания денежных средств со счетов организаций при их недостаточности [19, c. 154]:

-в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

-во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по авторскому договору;

-в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского  страхования;

-в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

-в пятую очередь производится по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

-в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очереди (поставщикам, подрядчикам и др.).

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очереди поступления документов.

Формы и размеры полей бланков платежного поручения и других расчетных документов установлены Положением ЦБ РФ. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.

При осуществлении безналичных расчетов платежные поручения получили наибольшее распространение в практике большинства организаций.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда  она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления. 

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее – банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов [27, c. 131]: 

-покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

-отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок    предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Порядок расчетов по аккредитиву и срок его действия определяются договором, заключенным между плательщиком и получателем средств, котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств и др.)[27,с.132].

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условие аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Форма аккредитива установлена Положением (9). Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо – сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара [30,с.356]. Реестры счетов сдаются поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило на следующий день после отгрузки (отпуска) товара. При несоблюдении  хотя бы одного из условий выплаты по аккредитиву не может быть произведена. 

Банк покупателя открывает аккредитив и называется банком – эмитентом, а банк поставщика исполняет аккредитив и называется исполняющим банком.

Последовательность документооборота при аккредитивной форме расчетов представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – схема аккредитивной формы расчетов

1.Заключение между продавцом и покупателем договора купли – продажи товара, предусматривающего платеж по документарному аккредитиву.

2.Покупатель направляет своему банку (банку – эмитенту) инструкцию об открытии документарного аккредитива в пользу продавца (бенефициара).

3.Банк – эмитент, в свою очередь, открывает документарный аккредитив и информирует исполняющий банк об открытии документарного аккредитива.

4.Исполняющий банк продавца информирует поставщика об условиях документарного аккредитива.

5.Продавец, получив документарный аккредитив, должен убедиться в том, что аккредитив соответствует условиям договора купли – продажи товара, а также в том, что сам продавец может выполнить условия и положения документарного аккредитива. Только после этого продавец может дать разрешение на отгрузку товара в адрес покупателя.

6.После отгрузки товара продавец посылает в банк ( исполняющий банк) все необходимые для исполнения договорного аккредитива документы.

7.Банк изучает документы на соответствие условиям документарного аккредитива. Если документы отвечают требованиям документарного аккредитива, то банк платит, в зависимости  от условий исполнения аккредитива. После этого исполняющий банк отсылает документы банку – эмитенту.

8.Банк – эмитент изучает документы, и если они соответствуют условиям аккредитива, то он заранее оговоренным способом переводит возмещение исполняющему банку, который произвел платеж в соответствии с документарным аккредитивом.

9.После того как банк – эмитент изучил полученные документы и пришел к мнению, что они соответствуют условиям документарного аккредитива, он передает эти документы покупателю. Одновременно с этим банк – эмитент получает от покупателя заранее оговоренным способом денежное возмещение.

Для поставщика аккредитивная форма расчетов предпочтительнее других. Она гарантирует ему оплату при исполнении им своих обязательств по поставке и защищает его от ненадежных и недобросовестных плательщиков, так как при этой форме деньги для расчетов зарезервированы в банке поставщика еще до осуществления им поставки материальных ценностей, работ, услуг. Кроме того, поставщик имеет возможность сразу после отгрузки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг получить деньги, сдав расчетные документы в банк по месту своего нахождения.

Для покупателя – плательщика наоборот, эта форма расчетов невыгодна, поскольку фактически это предоплата и его денежные средства всегда замораживаются, а иногда и на длительный срок [30,с.357]. 

Расчеты чеками. Данная форма расчетов может быть использована при осуществлении расчетов во всех случаях, разрешенных законодательством РФ. Для осуществления таких расчетов применяются чеки.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о

выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями». Чеки действительны в течении 10 дней, не считая даты выписки [35,с. 47].

В настоящее время чеки применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты.

По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек на сумму, но не более лимита, и передают его поставщику. Поставщик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит  штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и других реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на расчетный счет получателя суммы платежа по чеку.

По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленным в соответствии с ним банковскими правилами.

 

Рисунок 4 – схема расчетов чеками

1.Для получения чековой книжки покупателем в банк предоставляются: заявление и платежное поручение о депонированной суммы.

2.Банк выдает чековую книжку с депонированием суммы лимита.

3.Поставщик предает товар покупателю (отгружает продукцию, выполняет работы).

4.Покупатель передает чек поставщику в оплату товара или выполненных услуг.

5.Поставщик передает чек в банк для оплаты.

6.Банк поставщика пересылает банку покупателя документы на оплату.

7.Банк покупателя перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.

Расчеты по инкассо. Данная форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению

от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент

вправе привлекать другой банк (исполняющий банк) [17, c. 162].

Расчеты по инкассо осуществляются на основании:

платежных требований, оплата которых может производиться по 

распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);

инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика ( в бесспорном порядке).

Оплата платежных требований может производиться по распоряжению плательщика. Оплата инкассовых поручений производится без распоряжения плательщика.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Акцепт – это гарантия оплаты или согласие на оплату денежных, товарных или расчетных документов.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях [17, c. 156]:

-установленных законодательством;

-предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются три рабочих дня. На всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при поступлении документов по истечении операционного времени. Передача платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета. Платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа.

Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа [27, c. 134].

В платежном требовании на без акцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы.

В платежном требовании на без акцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право без акцептного списания. Без акцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о без акцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие [22, c. 34].

Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право без акцептного списания).

Отсутствие условия о без акцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня.

Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной срок почтового пробега)[34,с. 353].

Такие расчеты для поставщика надежнее, но они возможны только при наличии денег на счете плательщику.

Расчеты платежными требованиями без акцепта, как правило, оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово – телеграфные и некоторые другие услуги [34,с. 353].

Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия решаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Схема расчетов платежными требованиями представлена на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – схема расчетов платежными требованиями

1.Между поставщиком и покупателем заключается договор – соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями.

2.Поставщик отгружает продукцию покупателю или выполняет работы, либо оказывает услуги.

3.Поставщик отсылает (вручает) плательщику предусмотренные договором документы.

4.Поставщик отсылает в банк платежное требование.

5.Платежное требование направляется в исполняющий банк.

6.Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

7.В случае отказа плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявление об отказе акцепта Формы №0401004.

8.Банк плательщика перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика.

9.Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы плательщика.

Расчеты платежными требованиями без акцепта, как правило, оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово – телеграфные и некоторые другие услуги [34,с. 353].

Инкассовое  поручение  является  расчетным  документом,  на  основании

которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются [24, c. 137]:

-в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установленном законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

-для взыскания по исполнительным документам;

-в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условиях предоставления банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях [25, c. 10]:

-по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

-при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

-по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

 

Глава 2 Состояние учета операций с денежными средствами в  ООО «Проект»

2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Проект»       

Общество с ограниченной ответственностью «Проект» является юридическим лицом, действует в соответствии с Федеральным законом российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью», утвержденным приказом Минфина РФ №138-ФЗ от 8 июля 1999 года, Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и Уставом.

ООО «Проект» осуществляет свою деятельность с 14 ноября 2005 года , действует на основе полного хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке г. Ульяновска, круглую печать со своим фирменным наименованием, штампы и бланки со своим наименованием и реквизитами, собственную эмблему, товарный знак и другие необходимые средства индивидуализации, зарегистрированные в установленном порядке.

ООО «Проект» осуществляет свою деятельность на территории России, и руководствуется в своей деятельности законами и нормативными актами России. Срок деятельности Общества ООО «Проект» не ограничен.

Место нахождения Общества: 432045, Российская Федерация, г.Ульяновск, улица Доватора, дом 1в.

Уставный капитал Общества составляет 10000 (Десять тысяч) рублей и оплачен имуществом.

Основной целью деятельности Общества является осуществление производственно – коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Для достижения целей создания Общество осуществляет следующие виды деятельности:

-оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами;

-оптовая торговля хозяйственными товарами, товарами народного

потребления;

-реализация продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления, в соответствии с действующим законодательством;

-организация оптовой, розничной и комиссионной торговли товарами народного потребления путем создания магазинов и торговых центров;

-снабженческо-сбытовая и торгово-закупочная деятельность;

-переработка, закупка и реализация сельскохозяйственной продукции;

-организация общественного питания, посредством открытия ресторанов, баров, кафе и других заведений, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством; проведение складских операций, в том числе на консигнационных складах, их содержание, организация перевозок грузов, как в РФ, так и за рубежом;

-проведение мероприятий по удешевлению стоимости питания, путем закупки сырья у населения, колхозов, совхозов, фермерских хозяйств города и области;

-организация и осуществление информационной и рекламной работы с целью расширения реализации собственной продукции, участие в специализированных выставках, ярмарках, симпозиумах, аукционах, торгах, издание рекламной литературы;

-осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности по реализации собственной продукции и продукции деловых партнеров. Экспорт и импорт товаров народного потребления, продуктов питания, сырья, материалов, комплектующих изделий, заключение лицензионных и лизинговых соглашений, а также иных видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном в действующем законодательстве;

-осуществление  в установленном порядке рекламной, издательской и информационной деятельности, организация выставок, ярмарок и аукционов.

Участниками Общества являются граждане Российской Федерации. Согласно штатному расписанию ООО «Проект» количество сотрудников составляет 31 человек.

На рисунке 6 представим организационную структуру ООО «Проект».        

Рисунок 6 – Организационная структура ООО «Проект»

На ООО «Проект» используется линейная организационная структура управления.

ООО «Проект» является собственником принадлежащего ему имущества. Оно не отвечает по обязательствам государства, равно как государство не отвечает по обязательствам Общества.

В рамках учетной политики ООО «Проект» утвержден:

рабочий план счетов бухгалтерского учета на основе Плана счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от  31 октября 2000 года №94н;
порядок учета товаров и товарно – материальных ценностей;
учет основных средств и нематериальных активов;
порядок отражения выручки от реализации;
учет расходов на продажу;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.

В ООО «Проект» бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в Росси. В организации используется программа 1С: Предприятие Версия 7.7. (1С: Бухгалтерия новый план счетов).

Бухгалтерский учет ведется по журнально – ордерной форме учета (с

применением компьютерной техники).

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

ООО «Проект» для своевременного получения финансового результата работы предприятия устанавливает дату сдачи материальных отчетов, табелей рабочего времени, ведомостей на начисление заработной платы не позднее 3 – го числа месяца, следующего за отчетным.

Ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с требованиями Положения о ведении кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 22.09.93г. №40 и возлагается на главного бухгалтера, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

Организация хранит денежные средства в учреждении банка: филиал «Бин–Ульяновск» АКБ «БИН» (ОАО) г.Ульяновска, р/с 40702810103000000065, к/с 30101810100000000887, БИК 047308887.

В кассе ООО «Проект» может иметь наличные деньги в пределах лимита их остатков, установленного обслуживающим банком в размере 16600 рублей. Сверх лимита наличные деньги в кассе хранятся только во время выплаты заработной платы на срок свыше трех рабочих дней.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор организации.

Выдача средств  подотчет производится на срок не более 10 месяцев в течение календарного года. По окончании установленного периода работник обязан отчитаться в произведенных расходах.

Отчетным годом ООО «Проект» считается период с 01 января по 31 декабря включительно, в которой сдается квартальная и годовая отчетность. Представлении квартальной отчетности осуществляется в течении 30 дней по окончанию квартала, а годовой в течении 90 дней по окончании года и составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Форма №1 «Бухгалтерский баланс»;

Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках.

Имущество ООО «Проект» составляют основные средства на сумму 12 тысяч рублей и оборотные средства на сумму 10618 тысяч рублей, из которых, большую часть в основном составляют товары для перепродажи.

Так как организация образована недавно, то по итогам первого квартала ее деятельности с 1 января по 31 марта 2006 года выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг составила 17 656 тысяч рублей, себестоимость проданных товаров 16387 тысяч рублей. Прибыль отчетного периода составила 117 тысяч рублей.

 

2.2 Учет и контроль наличия и движения денежных средств в кассе

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие осуществляет наличные и безналичные расчеты. Наличные деньги необходимы предприятию для расчетов, которые не могут быть проведены через банк. К ним относятся: расходы по служебным командировкам, на мелкие хозяйственные и представительные расходы.

Для осуществления расчетов наличными деньгами предприятие ООО «Проект» имеет кассу и соблюдает требования установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

К кассовым относятся операции связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятия.

Кассовые операции в данной организации проводит главный бухгалтер назначенный приказом по предприятию, с разрешением выполнять обязанности кассира, с которым заключен договор о полной материальной ответственности кассира. Возможность такого совмещения следует рассматривать скорее как исключение, нежели как правило. Объединение контрольной и исполнительской функций в руках одного лица, да еще по отношению к сверхликвидным денежным активам, нарушается один из основных принципов контроля – разделение ответственности.

Основными задачами бухгалтерского учета и контроля кассовых операций являются:

-   обеспечение сохранности денежных средств, законности и целесообразности их использования;

-соблюдение кассовой дисциплины и других требований в соответствии с установленным Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Контроль сохранности и использования денежных средств в ООО «Проект» осуществляют директор и главный бухгалтер. Денежные средства хранятся в банке. В то же время предприятие хранит определенную сумму наличных денег в кассе для использования на текущие расходы. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе или просто лимит остатка кассы.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация представляет в банк, осуществляющий ее расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка в кассе и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Для ООО «Проект» филиалом «БИН-Ульяновск» АКБ «БИН» (ОАО) установлен лимит остатка кассы в размере 16600 рублей  (приложение  А).

Решением учреждения банка ООО «Проект» разрешено расходование выручки на:

-заработную плату и выплату социального характера;

-командировочные расходы;

-покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря;

-оплату срочных ремонтных работ и ГСМ;

-выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц.

Превышение лимита остатка кассы допускается лишь в период выплаты

заработной платы, но не более трех рабочих дней.

Руководителем предприятия созданы условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств в кассе при доставке из учреждения банка или при сдаче на расчетный счет.

Помещение кассы ООО «Проект» обеспечивает надежную сохранность наличных денежных средств и ценностей отвечая следующим требованиям:

-помещение кассы изолировано от других служебный помещений и закрывается на две двери: внешнюю открывающуюся наружу, и внутреннюю, изолированную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

-оборудовано специальным окошком для выдачи денег;

-имеет сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей;

-оборудовано сигнализацией и решетками.

Все выше перечисленное является положительным моментом работы данного участка бухгалтерии.

 В большинстве случаев деньги в кассу поступают с расчетного счета в банке, через главного бухгалтера, который получает их по денежным чекам.


Скачать архив (92.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: