Главная » Аудит

Учет и аудит финансовых результатов деятельности предприятия

Содержание

Введение            3

Глава 1  Экономическая сущность налога на прибыль           6

1.1 Прибыль – как экономическая категория               6

1.2 Порядок формирования прибыли (убытка) организации            8

1.3 Порядок распределения и использования прибыли            12

Глава 2  Организация учета финансовых результатов
на примере ООО «Кирос»                            14

2.1 Учет и порядок формирования прибыли от реализации товаров    14

2.2 Формирование и учет операционных доходов и расходов            27

2.3 Организация и учет результатов от внереализационной           34

       деятельности

2.4 Учет и порядок формирования использования прибыли          39

      на ООО «Кирос»

Глава 3  Аудит финансовых результатов ООО «Кирос»          45

3.1 Экономическая сущность аудиторской проверки финансовых

результатов         45

3.2 Методика проведения аудиторской проверки и формирование      53

финансовых результатов

3.3 Порядок проведения аудиторской проверки      63

Заключение            72

Список использованных источников                75

Приложения              78

 

Введение

В современных условиях эффективность деятельности предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли [29, С.550].

Целью любого коммерческого предприятия является организация хозяйственной деятельности по выпуску продукции (производству работ, оказанию услуг) для получения прибыли.

Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов.

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия [20, С.64].

Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т.к. прибыль является основным источником пополнения оборотных средств, инвестиций и т.д. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, т.к. именно прибыль обеспечивает платежи в бюджет многих налогов. Независимо от того, в какой сфере деятельности бизнес (торговля, сервис, производство), конечная цель не меняется. Она сводится к тому, что первоначальный капитал в форме денежных средств через определенное время развертывается в экономически выгодную величину (производственный потенциал) для возмещения этих средств и получения достаточной прибыли.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой от реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объем произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т.д.

В условиях рыночной экономики большое значение имеют вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита финансовых результатов деятельности организации.

Основным достоинством бухгалтерского учета можно и нужно считать то, что только благодаря его данным можно определить показатели прибыльности и рентабельности работы предприятия и тем самым оценить эффективность решений, принимаемых его руководством [15, С.10].

При этом экономический и финансовый анализ результатов хозяйственной деятельности организации позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по ее развитию, выявлению и оценке резервов роста прибыли и рентабельности и способов их мобилизации [15, С.18].

В ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам  работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации  его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности, прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности [27, С.89].

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов деятельности предприятия.

Объектом исследования является пекарня ООО «Кирос», созданная в рабочем поселке Кузоватово в 2003 году. Данное предприятие занимается производством и реализацией хлеба и хлебобулочных изделий.

Предметом исследования является организация учета финансовых результатов деятельности этой организации.

В дипломной работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся учета и аудита финансовых результатов предприятия.

Практическую основу работы составляют учетная политика предприятия, регистры бухгалтерского учета, типовые формы годовой бухгалтерской отчетности ООО «Кирос» за 2003, 2004 года:

-учетные регистры бухгалтерского учета;

-бухгалтерский баланс – форма № 1;

-отчет о прибылях и убытках – форма № 2.

 

Глава 1 Экономическая сущность налога на прибыль

1.1. Прибыль – как экономическая категория

Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [18, С.25].

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Прибыль организаций, учреждений, фирм в настоящее время играет огромную роль. Она является одним из обобщающих оценочных показателей их деятельности и выполняет следующие важнейшие функции:

-характеризует конечные финансовые результаты деятельности

организации, размер его денежных накоплений;

-   является главным источником финансирования затрат на производственное

и социальное развитие фирмы, а та часть прибыли, которая изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Емким информативным показателем является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций [18, С.33].

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет [18, С.46].

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполненных работ и услуг и применяемыми формами расчетов.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражается по статье «Прочие доходы и расходы» [18, С.48].

 

1.2 Порядок формирования прибыли (убытка) организации

Основными нормативными документами, регулирующими порядок формирования финансовых результатов организации, являются приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» все доходы и расходы подразделяются на:

-доходы и расходы по обычным видам деятельности;

-прочие поступления (доходы) и расходы, которые в свою очередь могут

быть операционными, внереализационными и чрезвычайными.

Такая же группировка доходов и расходов дана в отчете о прибылях и убытках (форма № 2). Для учета вышеуказанных доходов и расходов используются следующие счета, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Счета  для учета доходов и расходов

Группы доходов и расходов

Счета бухгалтерского учета

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

90 «Продажи»

Прочие доходы

и расходы

Операционные

91 «Прочие доходы и расходы»

Внереализационные

Чрезвычайные

99 «Прибыли и убытки»

 

Доходы и расходы по обычным видам деятельности определяются исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Размер выручки определяется:

-по цене продукции (товара, работы, услуги), установленной договором;

-по цене продукции (товара, работы, услуги), по которой в сравнимых

обстоятельствах организация обычно определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) при отсутствии цены в договоре и невозможности ее установления по условиям договора.

Выручка от обычных видов деятельности признается в учете при наличии следующих условий:

-организация имеет право на получение этой выручки (если оно

вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом);

-сумма выручки может быть определена;

-имеется уверенность в увеличении экономических выгод организаци

в результате конкретной операции (при получении оплаты либо отсутствии неопределенности в ее получении);

-право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к

покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

-расходы в связи с этим доходом могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка [9, С.8].

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99, в состав внереализационных доходов включаются:

-поступления от продажи имущества, проценты, полученные за

предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) – в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности;

-штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров,

возмещения причиненных организации убытков – в суммах, присужденных судом или признанных должником;

-активы, полученные безвозмездно, – в т. ч. по договору дарения -  по

рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к учету цен на данный или аналогичный вид активов. Данные о ценах должны быть подтверждены документально или получены путем проведения экспертизы;

-кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, – в

сумме, в которой она была отражена в бухгалтерском учете организации;

-суммы дооценки активов – в соответствии с правилами, установленными

для проведения переоценки активов;

-курсовые разницы;

-прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

-иные поступления – в фактических суммах.

В состав внереализационных расходов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учебу «Расходы организации» ПБУ 10/99 включаются:

-расходы, связанные с продажей, выбытием имущества, со сдачей объектов

в аренду, предоставлением прав на нематериальные активы, участием в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации), уплатой процентов за кредиты и займы, расходы, связанные с услугами кредитных организаций, - в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, т.е. также, как расходы по обычным видам деятельности;

-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещения

причиненных организацией убытков – в суммах, присужденных судом или признанных организацией;

-дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности,

в сумме, в которой она была отражена в бухгалтерском учете организации;

-суммы уценки активов – в соответствии с правилами, установленными для

проведения переоценки активов.

Величина расходов определяется исходя:

-из цены и условий договора;

-из цены, в которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно

определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, при отсутствии цены в договоре и невозможности ее установления по условиям договора.

Расходы по обычным видам деятельности группируются по элементам:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация;

-прочие затраты.

Расходы по обычным видам деятельности признаются в учете при наличии следующих условий:

-расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием

законов, обычаями делового оборота;

-сумма расхода может быть определена;

-имеется уверенность в уменьшении экономических выгод организации в

результате конкретной операции (когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность [8, С.15].

К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.); страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т. п. 

Чрезвычайные расходы – это, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Прибыль или убыток от продаж, скорректированная на операционные и чрезвычайные доходы и расходы, является исходной базой для налогообложения.

 

1.3 Порядок распределения и использования прибыли

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее

распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей [18, С.52].

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

-прибыль, получаемая предприятием в результате производственно

хозяйственной и финансовой деятельности распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

-прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде

налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены;

-величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после

уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшенных результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

-прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь

направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На предприятии распределению прибыли подлежит чистая прибыль, т. е.

прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемые из прибыли, либо образовывать фонды специального значения: фонды накопления (фонд развития производства, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая – характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направленную на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованный на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат [18, С.56].

Нераспределенная прибыль в широком смысле – как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Экономическую целесообразность функционирования предприятия и результативность его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности можно оценить с помощью абсолютных и относительных показателей. К числу первых относится балансовая прибыль по элементам ее формирования и чистая прибыль предприятия, ко вторым – показатели рентабельности.

Глава 2 Организация бухгалтерского учета прибыли на примере ООО «Кирос»

2.1 Учет и порядок формирования прибыли от реализации товаров

 

Общество с ограниченной ответственностью «Кирос» зарегистрировано Постановлением главы администрации района Ульяновской области от  20 января 2003 г. № 15, является предприятием, основанным на коллективной форме собственности и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и Учредительным договором.

Предприятие приобрело право юридического лица с момента регистрации, имеет  самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшим органом управления общества является Собрание Участников. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Собрание участников общества должно проходить, по крайней мере, один раз в год независимо от других собраний. Собрание созывается директором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников. Собрание несет ответственность за выработку решений о развитии стратегии мини-пекарни, распределении прибыли и назначении на должность руководящего персонала, избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Уставный капитал общества составляет 20000 рублей. Учредителем предприятия являются два частных лица.

Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

-денежные и материальные взносы учредителей;

-доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности;

-кредиты банков и других кредиторов;

-иные источники, не запрещенные законодательными актами Российской

Федерации.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение.

Общество может прекратить свою деятельность (ликвидироваться):

-по решению Собрания участников;

-по решению суда, в случае неплатежеспособности или нарушения

обществом действующего законодательства.

Ликвидация и реорганизация общества осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц, с разделением балансов и капиталов.

Общество ООО «Кирос» создавалось в целях:

-удовлетворения общественных потребностей в хлебе и хлебобулочных

изделиях,

-получения прибыли от производства и реализации хлеба и хлебобулочных

изделий.

Предприятие занимается следующими видами деятельности:

-производством и реализацией хлеба, хлебобулочных изделий;

-розничной торговлей.

Основными поставщиками сырья ООО «Кирос» являются ООО «Сызраньхлебпродукт», ООО «Симбирскмука» и др. Основные покупатели – магазин «Колос», магазин «Сельхозпродукты» и др.

ООО «Кирос» является клиентом сберегательного банка – дополнительный офис № 4260/044 Барышское ОСБ и имеет расчетный счет.

На данный момент численность ООО «Кирос» составляет 21 человек.

Схема организации торговли и потока покупателей в булочной-пекарни организована следующим образом:

-покупатель заказывает продукты ассистенту;

-ассистент подготавливает продукты, заказанные покупателем, в то время

как покупатель платит в кассе.

Вся продажа регистрируется только одним лицом – кассиром. В конце дня кассир составляет перечень проданных и непроданных продуктов, и сравнивает его с продукцией оставшейся на конец прошлого дня и перечнем продуктов, полученным от пекарей.

К факторам успеха пекарни можно отнести следующие:

-качество продуктов, в особенности, свежесть и сроки хранения;

ассортимент продуктов;

-постоянность продуктов предложенных к продаже.

Продукция мини-пекарни представлена следующим ассортиментом:

-хлеб ржано-пшеничный «Дарницкий»;

-хлеб «Крестьянский»;

-хлеб белый из муки высшего сорта;

-хлеб «Молочный»;

-батон нарезной;

-изделия плетеные;

-булки.

В комплект оборудования мини-пекарни входят следующие агрегаты:

-тестомесильная машина;

-3 дежи для замешивания теста объемом 50 л;

-делитель теста;

-закаточная машина;

-2 расстоечных шкафа;

-2 ротационных печи для выпечки хлеба;

-5 тележек для постановки теста в печи и расстоечные шкафы;

-мелкие инструменты (ножи, скребки, щетки, посуда для приготовления

теста, поддоны).

Для каждого сорта хлеба и хлебобулочных изделий, вырабатываемых по государственным стандартам, существуют утвержденные рецептуры, в которых указываются сорт муки и расход каждого вида сырья (кг на 100 кг муки). На основании утвержденной рецептуры управляющий производством мини-пекарни составляет производственную рецептуру, в которой указывается количество муки, воды и другого сырья с учетом применяемой на данном предприятии технологии и оборудования, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения и другие параметры).

При исчислении себестоимости произведенного хлеба и хлебобулочных изделий применяют метод исключения затрат на побочную продукцию (отходы по ценам возможной реализации).

Базой для распределения фактических затрат между видами полученной продукции служит масса готовых изделий.

Для определения  результативности деятельности предприятия ежемесячно составляется свод основных показателей финансовых результатов деятельности.

В 2004 году показатели производства основных видов продукции представляют собой следующие данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели производства основных видов продукции ООО «Кирос» за 2004 г.

В ООО «Кирос» применяется журнально-ордерная форма учета. Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов. Это наиболее распространенная форма организации  бухгалтерского учета. Но у нее есть свои недостатки. К ним следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

На предприятии ведение синтетического и аналитического учета организовано на основе первичных и сводных документов. Ответственность за ведение бухгалтерского учета возложена на бухгалтера мини-пекарни. Учетные функции бухгалтера определены его должностной инструкцией, в которой указаны обязанности, права, ответственность, квалификационные требования и другие положения по его работе.

Одним из основных документов, которым руководствуется бухгалтер в своей работе, является «Учетная политика предприятия». Учетная политика ООО «Кирос» окончательно формируется директором предприятия и оформляется приказом. Данный документ содержит в себе варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета, которые наиболее эффективны и выгодны в деятельности данного предприятия.

Учетная политика предприятия на 2005 год регламентируется Приказом по учетной политике № 15 от 20 декабря 2004 г., принятого на основании ПБУ 1/98, Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и других нормативных документов (приложение А).

Рабочий план счетов предприятия составлен на основании Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Из вышесказанного, можно сделать вывод что ООО «Кирос» занимается оптовой торговлей и численность составляет 21 человек.

Доход определяется кассовым методом, что отражено в учетной политике.

Для оценки ликвидности и платежеспособности  рассчитываются в краткосрочном периоде следующие показатели:

-коэффициент абсолютной ликвидности;

-коэффициент быстрой ликвидности;

-коэффициент текущей ликвидности, представленные в таблице 4.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств  предприятия может быть погашена немедленно

(то есть за счет имеющейся денежной наличности). Показатель коэффициента абсолютной ликвидности на конец 2004 года составил 9,55%. В 2003 г. на момент открытия предприятия собственных основных средств не было. Предприятие арендовало здание и оборудование.

На исследуемом предприятии коэффициент быстрой ликвидности составил:

-на начало 2003 года = 3,4;

-на конец 2003 года = 4,62;

-на конец 2004 года = 9,55.

Отсюда следует, что величина коэффициентов увеличилась к концу 2003 года на 1,22 за счет привлечения дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев.

Это значит, что на конец 2004 года ООО «Кирос» обладает достаточной ликвидностью, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. В нашем случае коэффициент текущей ликвидности на начало 2004 г. составил 7,36%, на конец – 10,46%.

Длительность производственно-коммерческого цикла ООО «Кирос» не большая, реализация идет ежедневно, оплата задолженности покупателей своевременна.

Устойчивая ликвидность предприятия осуществляется за счет быстрой оборачиваемости денежных средств, сырья и готовой продукции.

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т. е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т. е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность, представленная в таблице 5.

В 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло увеличение денежных средств на 40,82 тыс. руб., что положительно влияет на абсолютную ликвидность баланса, т. е. повышается возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность организации за счет денежных средств.

Величина запасов возросла на 4,07 тыс. руб., т. е. краткосрочные обязательства могут быть погашены, мобилизовав все оборотные средства.

Прибыль от продажи товаров определяем как разницу между выручкой от продажи товаров в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее приобретение и продажу [30, С.227]

Финансовый результат от продажи товаров определяем по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата  по ним. На этом счете отражаем, в частности выручку и себестоимость по:

-готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства и

товарам;

-работам и услугам промышленного и непромышленного характера;

-покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

-услугам связи и по перевозке грузов и пассажиров;

-транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

-предоставлению за плату во временное пользование (временное

владение и пользование) своих активов по договору аренды;

-предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,

промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участию в уставных капиталах других фирм (когда это является предметом деятельности фирмы) и т.п.

Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражаем по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг и др. списываем с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет  счета 90 «Продажи».

В дебет счета 90 списываем фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета затрат на производство продукции [25, С.156].

В организациях, осуществляющие розничную торговлю и ведущие учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражаем продажную стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету – их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Организации – плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списываем с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрываем и сальдо на отчетную дату не имеем [25, С.162].

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», закрываем внутренними записями  на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведем по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

В конце каждого месяца в мини-пекарне составляется ведомость учета реализации по счету 90 «Продажи».  Внереализационные доходы и расходы отражаются в журнале-ордере № 15 (приложение Б). Ежеквартально на основе данных документов заполняется «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Чтобы правильно составить Отчет о прибылях и убытках за 2004 год, необходимо выполнить следующие правила:

-   все данные за 2004 год показать нарастающим итогом с начала года по 31

декабря 2004 года включительно;

-   если какой-либо показатель необходимо вычесть или он имеет

отрицательное значение, то его ставят в круглых скобках;

-   нельзя зачитывать прибыли и убытки, кроме случаев, когда такой зачет

предусмотрен соответствующим Положением по бухгалтерскому учету;

-   если величина какого-либо дохода превышает 5 процентов от общей

прибыли фирмы, то его нужно указать отдельно. Расходы, приходящиеся на такой доход, также показываются отдельно;

-   в графе 3 приводятся годовые обороты по счетам за 2004 год;

-   в графе 4 отражаются годовые обороты по счетам за 2003 год.

Порядок формирования прибыли от реализации наглядно представлен в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение В).

Доходы от обычных видов деятельности фирмы определены в пункте 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н. Это выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг [8, С.16].

Арендную плату, лицензионные платежи и выручку, полученную от участия в уставных капиталах других фирм, в составе доходов от обычных видов деятельности могут учесть не все фирмы, а только те из них, которые получают такие доходы регулярно. Кроме того, выручка от этих видов деятельности должна превышать 5 процентов от общего дохода фирмы за отчетный период.

Надо сказать, что в «Отчете о прибылях и убытках» выручка от продажи готовой продукции, товаров, работ (услуг) учитываемая на счете 90 «Продажи» показывается без учета косвенных налогов - НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Ведь эти налоги, согласно пункту 3 ПБУ 9/99, не являются доходами.

В ООО «Кирос» по данной строке «Отчета о прибылях и убытках» показывается разница между кредитовым оборотом по счету 90 «Продажи» субсчет «Выручка» и дебетовыми оборотами за этот же период по субсчетам «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог с продаж» и «Экспортные пошлины» счета 90.

Напомню, если выручка от какого-либо вида деятельности превышает 5 процентов от общего дохода, то ее можно показать отдельно.

Выручка от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составила за 2004 год 2046,26 тыс. руб., в том числе от продажи – 2046,26 тыс. руб.

Расходами по обычным видам деятельности, согласно пункту 5 ПБУ 10/99, являются затраты на приобретение и продажу товаров.

Определяя величину расходов, необходимо учитывать:

-предусмотренные договором скидки и наценки;

-отрицательные и положительные суммовые разницы;

-оплату коммерческого кредита.

Учитываются только те расходы, которые:

-произведены на основании договора или требований законодательных и

нормативных актов;

-могут быть определены;

-фирма уже произвела или знает, когда это сделает.

По строке «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ (услуг)» «Отчета о прибылях и убытках» показывают дебетовый оборот по счету 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетами 41 «Товары»,  43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные».

Себестоимость проданных товаров, составила за 2004 год 1618,47 тыс. руб.

Необходимо рассчитать величину валовой прибыли мини-пекарни. Она равна разнице между суммами, указанными по строке «Выручка от продажи товаров» и по строке «Себестоимость проданных товаров» формы № 2, валовая прибыль составила – 427,79 тыс.  руб.

Коммерческие расходы – это расходы, которые связаны со сбытом продукции, а также издержки обращения. На промышленных фирмах к таким расходам, в частности, относят затраты: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции, по доставке продукции на станцию отправления и др.

Что касается нашей мини-пекарни, то по строке «Коммерческие расходы» «Отчета о прибылях и убытках» ООО «Кирос»  не отражаются затраты по сбыту (учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу» и относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам). В соответствии со статей 66 приказа Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60-н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не включаются, а отражаются по статье «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках.

По статье «Управленческие расходы» отражаются суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в том случае, если учетной политикой предприятия установлено, что указанные суммы при формировании себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) и определении финансовых результатов списывается с кредита счета 26 непосредственно на дебет счета 90 «Продажи».

В соответствии с учетной политикой ООО «Кирос» списывает общехозяйственные расходы в конце отчетного периода в дебет счета 20 «Основное производство».

Поэтому в отчете о прибылях и убытках управленческие расходы в ООО «Кирос» отсутствуют.

Прибыль от продаж – это финансовый результат от продажи товаров. Прибыль определяется на основании данных «Отчета о прибылях и убытках». Стоит отметить, что в новой типовой форме отчета не сказано, как это нужно делать. «Прибыль от продаж» = «Выручка от продаж» – «Себестоимость проданных товаров».

Прибыль от продаж составила  427,79 тыс. руб.

Кроме того, рассчитать «Прибыль от продаж» можно на основании оборота по счету 90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

 

2.2 Формирование и учет операционных доходов и расходов

Для обобщения информации об операционных доходах и расходах используем счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 «Прочие доходы»  учитываем поступления активов, признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных).

На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываем операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами (за исключением чрезвычайных).

Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» используем для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производим накопительно в течении отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота  по субсчету 91-1 и кредитового оборота по субсчету 91-2 определяем сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списываем с субсчета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет [25, С.176].

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»).

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналогичного учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

В соответствии с ПБУ 9/99 операционными доходами и расходами являются:

-поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во

временное пользование (временное владение и пользование) активов фирмы;

-поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату прав,

возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

-поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах

других фирм (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

-прибыль или убыток, полученные фирмой в результате совместной

деятельности (по договору простого товарищества);

-поступления и расходы от продажи основных средств и иных активов,

отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

-проценты, полученные и уплаченные за предоставление в пользование

денежных средств фирмы, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете фирмы в этом банке;

-отчисления в оценочные резервы;

-прочие операционные доходы и расходы.

Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества (кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров) и от участия в других фирмах (поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов фирмы, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других фирмах, прибыль или убыток от участия в совместной деятельности) [8, С.18].

При выбытии амортизируемого имущества вследствие продажи, списания в связи с окончанием срока полезного использования и по другим причинам, безвозмездной передачи сумму амортизации основных фондов и нематериальных активов списывают в дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счетов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы». Остаточную стоимость основных  средств и нематериальных активов списывают с кредита счетов 01 и 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 списывают также все расходы, связанные с выбытием амортизируемого имущества (включая НДС по проданному имуществу).

При выбытии материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания в связи с порчей, безвозмездной передачи их стоимость списывают в дебет счета 91. Сумму задолженности покупателей за проданное имущество отражаем по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91.

При осуществлении операций по вкладам в уставные капиталы других фирм и по вкладам участников простого товарищества в общее имущество товарищей не денежными средствами обычно возникает разница между стоимостью передаваемого имущества  и согласованной оценкой вклада. Эту разницу отражаем в зависимости от ее значения по кредиту или дебету счета 91 (превышение согласованной стоимости над учетной отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 91; обратное соотношение – по дебету счета 91 и кредиту счета 58) [30, 228].

Доходы от участия в других фирмах можно учитывать:

-по фактическому поступлению денежных средств;

-по предварительному начислению доходов и записи на счетах.

При первом варианте по мере поступления денежных средств дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При втором варианте начисленные доходы оформляют следующей бухгалтерской записью:

-дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму

доходов от вкладов в уставный капитал других фирмах, арендной платы и дивидендов);

-кредит счета 91 «Прочие доходы  и расходы» (на всю сумму начисленных

доходов).

Поступившие платежи по доходам отражаем по дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 76.

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств фирмы, оформляем бухгалтерскими записями в том же порядке, как и доходы от участия в других фирмах. Проценты, уплаченные за предоставление в пользование денежных средств фирмы, обычно списываем в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов учета денежных средств.

Отчисления в оценочные резервы (под снижение стоимости материальных ценностей, под обеспечение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам) отражаем по дебету счета 91 и кредиту счетов 14 «Резервы на снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и 63 «Резервы по сомнительным долгам». Неиспользованные резервы в периоде, следующем за периодом их создания, списываем в дебет счетов 14, 59 и 63 с кредита счета 91 [30, С.281].

К операционным доходам относятся проценты, которые фирма должна получить:

-по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам;

-от банка за средства, хранящиеся на расчетном счете;

-от других фирм за предоставленные им займы.

Пример:

Организация открыла расчетный счет в коммерческом банке. В соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание банк ежемесячно начисляет ООО проценты за пользование денежными средствами. Согласно выпискам банка, общая сумма процентов, начисленная за 2004 год, составила 52,9 тыс. руб.

Таблица 6 – Корреспонденция счетов по учету прочих доходов


Скачать архив (97.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: