Главная » Аудит

Учет и аудит денежных средств на примере ЗАО Контакт

Содержание

Введение    3

Глава 1 Денежные средства как экономическая категория     6

1.1 Развитие денежных средств, как средство платежа      6

1.2 Функции денежных средств       13

1.3 Формы безналичных расчетов     15

Глава 2 Организация учета денежных средств в ЗАО ПКК «Контакт»      20

2.1 Учет и документальное оформление кассовых операций      20

2.2 Учет и документальное оформление расчетов с подотчетными лицами    34

2.3 Учет и документальное оформление операций по расчетному счету в банке   38

Глава 3 Аудит денежных средств на примере ЗАО ПКК «Контакт»     48

3.1 Сущность и цели проведения аудита денежных средств       48

3.2 Методика проведения аудиторской проверки денежных средств     52

3.3 Пути совершенствования учета денежных средств в ЗАО ПКК «Контакт»       65

Заключение        67

Список использованных источников        71

Приложения     73

 

Введение
В условиях рыночных отношений, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области денежных и расчетных операций. Большое значение приобретают хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий.

Хозяйственные связи - это необходимое условие действительности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойное снабжение, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ и услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся в безналичной форме. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счетов плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственных и коммерческих).

Учет денежных и расчетных операций по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета предприятий, он должен обеспечивать оперативный контроль движения денежных средств и расчетов на предприятии.

Значимость этих вопросов обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы — изучить действующую практику учета денежных средств на предприятии, дать ему критическую оценку и провести аудиторскую проверку денежных средств на изучаемом предприятии.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

рассмотреть документальное оформление и учёт операций по расчетным счетам в банках;
изучить порядок отражения в учете кассовых операций, расчетов с подотчетными лицами;
провести аудит кассовых операций, операций на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, расчётов с подотчётными лицами.
предложить пути совершенствования бухгалтерского учета денежных средств на исследуемом предприятии.

Объектом исследования при написании дипломной работы является  ЗАО ПКК «Контакт». Производственно-комерческая компания «Контакт» была образована как закрытое акционерное общество в 1996 году.

Предметом деятельности общества являются  электромонтажные и пусконаладочные работы. ЗАО ПКК «Контакт» применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия отражается в бухгалтерском учете, осуществляемом в Центральной бухгалтерии предприятия, возглавляемой главным бухгалтером в соответствии с Федеральным Законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 - ФЗ, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29,07.98г. № 34н и других нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Согласно принятой на 2006 год учетной политике, утвержденной руководителем организации приказом № 1 от 03.01.2006 г. на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.98г. № 60н, бухгалтерский учет на ЗАО ПКК «Контакт» осуществляется по журнально-ордерной форме учета, с применением плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94 н.

Бухгалтерский учет в рассматриваемой организации осуществляется по журнально-ордерной форме учета, который частично автоматизирован.

Теоретической основой дипломной работы послужили Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», Постановление правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ», «Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской федерации», Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» и др., План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению; методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств; рабочие документы по бухгалтерскому учету исследуемой организации; современная литература; учебная и методическая литература по бухгалтерскому учету, контролю и аудиту, материалы периодической печати.

 

Глава 1 Денежные средства как экономическая категория

1.1 Развитие денежных средств, как средства платежа

Денежные средства – это сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства на расчетном, валютном и других счетах в банке и прочие денежные средства предприятия. Исходя из определения, можно сказать, что операции с этим объектом, являются основой бухгалтерской деятельности.

В условиях рыночной экономики между предприятиями постоянно совершаются сделки по поводу покупки средств и предметов труда, продажи продукции, работ и услуг. Денежные средства являются составной частью оборотных активов любого предприятия. За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать платежи за отпущенную продукцию или оказанные услуги.

Именно денежные средства обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и продажи  продукции, при этом  оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком [8, с.108].

Хорошо организованные расчеты между поставщиками и покупателями, оказывают непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное их поступление.

С помощью расчетов завершается превращение денежной формы в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней  чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают  важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а его своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного процесса производства.

При помощи денежных средств, предприятие осуществляет расчеты с бюджетом и  внебюджетными фондами, с органами социального страхования и обеспечения. Расчеты ведутся также с кредитными и страховыми организациями, а также непосредственно с работниками [10, с.74].

Расчеты между предприятиями и физическими лицами могут осуществляться путем наличных и безналичных расчетов.

Для работы с наличными  денежными средствами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ [11, с.217].

Для наличных расчетов используются небольшие денежные суммы по расчетам с работниками по оплате труда, с подотчетными лицами, за проданные ценности при наличных расчетах и др.

Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, то, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств, ведения деятельности в условиях переходной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств.

Деньги возникли в древние времена и понятие денег многообразно. Рассмотрим существующие определения денег:

деньги – это особый товар, который определяет стоимость других товаров (это определение основано на золотом стандарте и не подходит для бумажных денег, т.к. они не имеют внутренней стоимости);
деньги – это общепризнанное средство платежа, которое принимается продавцами в обмен на их товары и услуги, используется при уплате долгов, т.е. все, что выполняет функцию средства платежа;
деньги – всеобщий эквивалент, определяющий стоимость других товаров (это определение наиболее точно отражает сущность денег).

Непосредственными предпосылками появления денег является переход от натурального хозяйства к производству товаров и к обмену товарами, а также имущественное обособление производителей товаров-собственников изготавливаемой продукции.

Предприятия и организации осуществляют накопление денег на их банковских счетах, что позволяет сохранить средства и получать доходы в виде процентов по вкладам. Но в условиях инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность, и субъекты экономической системы нередко предпочитают использовать в данной функции другие активы: недвижимость, ценные бумаги, иностранную валюту и т.п.

Деньги – это развивающаяся категория и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.

Рассмотрим эволюцию денег. Функцию денег выполняли отдельные виды товаров, применявшиеся при обмене в качестве  эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, табак, кожа, меха, драгоценные камни и т.п. Недостатками товарных денег является то, что некоторые из них нельзя делить на части, сложно сохранять в течении длительного времени.

Затем появились деньги в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых явились драгоценные металлы и прежде всего золото. Преимущество золотых денег по сравнению с товарными знаками состояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи. Они  обладают собственной стоимостью и не подвержены обесценению [14, с.106].

До двадцатого века деньгами были золотые и серебряные монеты. Но существовавшие недостатки металлических денег, такие как дороговизна их использования, связанная с большими расходами по организации их обращения,  а также высокая потребительская стоимость таких денег привели к демонетизации золота и серебра, выведению их из обращения. Поэтому в настоящее время  широко применяются так называемые символичные деньги, т.е. бумажные деньги и монеты, а также кредитные деньги, которые называются банкнотами.

Банкноты изготовлены на бумаге, и они обычно выпускаются государством для покрытия своих расходов. Обратный приток бумажных денег происходит при уплате налогов и других неналоговых платежей. Ясно, что обращение таких денег требует их провозглашения государством в качестве законных средств платежа. Они лишены многих недостатков товарных денег, поскольку портативны, делимы, защищены от подделок и т.п.

Кредитные деньги – это средство обмена, которое также изготавливается из бумаги, но из выпуск в обращение производится банками при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными хозяйственными процессами, а не при осуществлении расходов и получении доходов государством. Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в  обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции [14, с.108].

Важнейшим недостатком бумажных денег является то, что они поступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках и поэтому становится возможным обесценивание денег и уменьшение их покупательной способности. В связи с этим кредитные деньги утрачивают свои преимущества  и могут превращаться в бумажные денежные знаки. Это подтверждается современным опытом денежного обращения в РФ, где в обращении поступают банкноты.

Важным являются деньги безналичного борота. Применение таких денег обусловлено рядом их преимуществ, у числу которых относятся в первую очередь, снижение издержек и осуществление денежного оборота за счет уменьшения таких расходов, как печатание денежных знаков, их пересылка, перерасчет, охрана. Немалое значение имеет предотвращение хищения денежных знаков и др. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном счете.

В процессе деятельности у предприятия в определенные периоды времени (после реализации партии собственной продукции, товаров, оказания услуг, иных активов или по другим причинам) могут скапливаться огромные массы наличных денег. Возникает  необходимость организовать не просто их хранение, но и периодическую доставку поставщикам, находящимся порой на далеком расстоянии, в оплату за заказанное сырье, товарно-материальные ценности, услуги. Зачастую, это невозможно исполнить физически, так как нужно хранить и перевозить огромные массы денег. Выход был найден не сразу.

Для осуществления расчетных операций, связанные с перевозкой денег нужен был посредник, не связанный с производством. Им стал банк. Плательщик  сдавал нужную сумму денег в банк, находящийся рядом с ним, банк перевозил деньги в район расположения продавца и выдавал ему эти деньги. Со временем в каждом районе появилось несколько банков, обслуживавших своих клиентов. Чтобы не перевозить встречно массы денег, разные банки стали заключать между собой договора о взаимозачетах при обслуживании чужих клиентов. Постепенно сформировалась банковская система (группа банков с их филиалами, расположенными во всех основных населенных пунктах экономического пространства), которая взяла на себя функции посредника в расчетах между покупателями и продавцами [14, с.109].

Теперь любое предприятие после регистрации в органах государственной власти может открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видом расчетных, кредитных и кассовых операций.

Расчетным счетом является счет юридического лица – резидента по законодательству РФ, являющегося коммерческой организацией по основной деятельности, а также счет частного предпринимателя [11, с.315].

Текущий счет – это счет юридического лица, резидента РФ, относящегося к некоммерческим организациям, для осуществления расчетных операций в соответствии с деятельностью, предусмотренной  учредительными документами. Структурным подразделениям коммерческих предприятий можно открывать только расчетный субсчет при предоставлении ходатайства юридических лиц, а структурным подразделениям некоммерческих организаций – текущий субсчет.

Расчетных счетов предприятие может иметь несколько (по одному в каждом самостоятельно выбранном банке). На этих счетах сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений. С этих счетов производятся платежи другим предприятиям, бюджету по налогам и приравненным к ним платежам, персоналу по всем расчетам, банкам по полученным кредитам, выдача наличных денег в кассу предприятия и на другие цели.

В настоящее время почти все расчеты по обязательствам между юридическими лицами и предпринимателями, имеющими свой расчетный счет в банке, производятся, как правило, безналичным путем – перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя через банки.

Банки обеспечивают сохранность денежных средств предприятия, а за использование этих средств в своих целях они начисляют предприятиям доход в виде процентов от суммы хранящихся средств [12, с.78].

В зависимости от содержания операций расчеты производятся по  товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготавливающим товарно-материальные ценности, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, банку, социальным и иным фондам, работникам и т.д.).

Предприятия, в зависимости от местонахождения, производят иногородние и одногородние расчеты с поставщиками и покупателями. Формы безналичных расчетов устанавливает ЦБ РФ [15, с.267].

Следовательно, расчетные счета необходимы для проведения расчетов с другими такими же предприятиями при торгово-обменных операциях. Организации могут при расчетах использовать другие формы безналичного расчета, установленные ЦБ РФ в соответствии с законодательством (бартер, векселя, взаимозачеты).

Основные формы иногородних расчетов – расчеты платежными требованиями, аккредитивами, с особых счетов; одногородние – расчеты в порядке плановых платежей, платежными требованиями, платежными поручениями и расчетными чеками.

При расчетах с поставщиками используется и наличный расчет. В этом случае следует руководствоваться документом, утвержденным ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций». В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ расчетные счета открываются всем юридическим лицам вне зависимости от форм собственности, находящимся на полном хозяйственном расчете и составляющим самостоятельных баланс [15, с.269].

Проведение расчетных операций через банк позволяет государству всесторонне контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Банк контролирует предприятия в части соблюдения ими установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов предприятия с государственным бюджетом по налогам, сборам, за своевременностью оплаты счетов и плановых требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т.п.

Организация безналичных расчетов в нашей стране основывается на следующих принципах:

осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Их наличие, как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов;
правовой режим осуществления расчетов и платежей. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством законодательного регулирования;
поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четко безусловного выполнения платежей. Все должны планировать поступление, списание средств со счетов предусмотрительно  изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств;
наличие акцепта плательщика на платеж (кроме случаев, предусмотренных законодательством) путем применения соответствующе платежного инструмента (чека, векселя, платежного поручения), либо специального акцепта документов, выписанных получателем средств;
контроль всех участников за правильностью совершения расчетов соблюдением установленных положений о порядке их проведения;
срочность платежа, т.е. непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами;
имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий.

В современных рыночных условиях соблюдение данных принципов организации безналичных расчетов не всегда выполняется, и это является отрицательным моментом.

 

1.2 Функции денежных средств

Рассматривая сущность денег можно очертить функции денег. Функции денег отражают возможности и особенности их использования,  а также роль денег. Функция денег присущи устойчивость, стабильность, они мало подвержены изменениям и могут выполняться только при условии участия людей.

Рассмотрим основные функции денег:

мера стоимости;
средство обращения;
средство платежа;
мировые деньги;
средство накопления [14, с.361].

Мера стоимости. Эта функция состоит в оценке стоимости всех товаров путем установления цен. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Основой установления цен товаров является величина их стоимости зависящая прежде всего от величины затрат общественно необходимого труда на изготовления товаров. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товара связана также с масштабом цен, представляющим весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в данной стране. Масштаб цен (рубль, доллар, марка и др.) устанавливается государством и может изменяться в ходе денежных реформ.

Средство обращения. В данной функции деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров. Особенностью такой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходит одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки, в Российской Федерации ее может выполнять лишь российская валюта (рубли). В функции средства обращения деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара. Использование денег как средства обращения позволяет уйти от использовавшейся в прошлом бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом позволяет отделить акт  продажи от акта покупки, резко сократить издержки обращения. Однако в инфляционной экономике издержки, связанные с хранением денег для совершения сделок могут превосходить потери и неудобства бартера [14, с.362].

Средство платежа. Данная функция выполняется деньгами при  продаже товара в кредит, когда потребительская стоимость товара или услуги поступает к покупателю раньше, чем стоимость продавцу. Преобладающая часть денежного оборота, в котором деньги выступают, как средство платежа приходится на безналичные денежные расчеты между юридическими лицами. В функции средства платежа допускается применение иностранной валют.

Мировые деньги. Функция мировых денег проявляется во взаимоотно-шениях между странами или между юридическими лицами, находящимися в различных странах. Деньги в таких взаимоотношениях  могут использоваться для оплаты приобретаемых товаров, при совершении кредитных и некоторых других операций. Денежная единица РФ – рубль, как правило, в современных условиях не применяется для расчетов с другими странами, т.е. не выполняет функцию мировых денег.

         Средство накопления. Данную функцию деньги выполняют в случае их временного изъятия из обращения для дальнейшей покупки товаров длительного пользования, недвижимости, вложения в дело, получение образования и т.п.

 

1.3 Формы безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов устанавливает Центральный Банк РФ.

В настоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов:

платежными поручениями;
платежными требованиями;
посредством аккредитивов;
расчеты чеками [1, с.225].

Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволит сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершения платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и рост остатков товарно-материальных ценностей в пути [16, с.318].

Расчет платежными поручениями прост и удобен и осуществляется по схеме представленной на рисунке 1.

 

Рисунок 1- Расчеты платежными поручениями

 

Платежное поручение – это письменное распоряжение плательщика своему банку о перечислении соответствующих сумм со своего счета на счет получателя (поставщика, финансовым органам, другим организациям).

Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки. Они заполняются электронно без исправлений и подчисток, печатаются на бланке ф. 0401060 в количестве экземпляров, в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет [20, с.351].

При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению).

Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если в договоре с банком не оговорены другие условия (помещение в картотеку).

Часто используется платежное поручение для предварительной оплаты под предстоящую поставку, движение документов в этом случае представлено на рисунке 2.

[Подпись: Платежное поручение] [Подпись: Выписка с расчетного счета о списании денежных средств] [Подпись: Выписка с расчетного счета о зачислении средств]

Рисунок 2 - Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг, документооборот представлен на рисунке 3.

[Подпись: Зачисление суммы платежа] [Подпись: Акцептованное требование] [Подпись: Платежное требование для акцепта] [Подпись: Платежное требование]

Рисунок 3- Схема расчетов платежными требованиями

Платежное требование оформляется по тем же правилам, что и платежное поручение, и направляется плательщику через банк. Плательщик после поручения платежного требования, обязан рассмотреть правильность его выставления и дать согласие на оплату или отказаться от оплаты [20, с.352].

Срок, в течении которого плательщик обязан предоставить в банк согласие или отказ на оплату, определяется банком. Банк плательщика на основании первого экземпляра требования производит списание средств со счета плательщика и направляет второй и третий) банку, обслуживающему поставщика. При отсутствии достаточных средств на счете плательщика и права получения краткосрочного кредита, платежные требования помещаются в картотеку с начислением пени в установленной порядке.

Аккредитивная форма расчетов становится незаменимой для разрешения конфликта, когда поставщик товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислить деньги. Расчеты по аккредитивам заключается в том, что банк покупателя дает поручение (аккредитив) иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя, схема движения документов представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов

Плательщик подает в свой банк заявление выставить в адрес конкретного поставщика определенную сумму, необходимую для оплаты расчетных документов при соблюдении определенных условий. Банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете и перечисляет в банк поставщика [20, с.355].

При соблюдении поставщиком требований, изложенных покупателем при предоставлении аккредитива (предоставлении в банк отгрузочных документов), банк поставщика зачисляет на его счет сумму аккредитива в размере предъявленных расчетных документов, а остаток возвращает покупателю с зачислением на его расчетный счет.

Расчеты чеками из лимитированных книжек производится за товары и услуги транспорта и связи. Сумму лимита устанавливает предприятие, а срок использования банк – не более 6 месяцев.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику (банку), выдавшему расчетные чеки уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, чекопредъявителю. Чек имеет хождение только на территории РФ. Для  получения чеков  предприятие представляет в банк заявление ф. 0401-07 за подписью руководителя, главного бухгалтера и с оттиском печати, движение документов представлена на рисунке 5.

[Подпись: Чек (Реестр чеков для оплаты)] [Подпись: Чековая книжка] [Подпись: Заявление на получение чековой книжки] [Подпись: Зачисление денег на расчетный счет]

Рисунок 5- Схема расчетов чеками

В заявлении и в талоне к нему предприятиями указывается номер счета, с которого будут оплачиваться чеки. В целях обеспечения платежей по чекам вместе с заявлением в банк предоставляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя [17, с.357].

Учет выдачи их ведется в счете 55 «Специальные счета в банках», субсчете 2 «Чековые книжки», в журнале-ордере № 3.

Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течении 10 дней, не считая дня выдачи .

Существуют и другие виды расчетов, такие как переводы. Переводы используются для перечисления заработной платы, алиментов на конкретных лиц.

На переводы составляется список с указанием получателя сумм и назначение перевода. На общую сумму включенных в список переводов выписывается  платежное поручение.

Расходы по переводу денег могут включаться в сумму поручения или оплачиваться на почте наличными деньгами. Платежное поручение вместе со списком предоставляется в банк, где его акцептуют. Акцептованное  банком платежное поручение со списком сдается почтовому отделению, которое оформляет прием переводов.

Глава 2. Организация учета денежных средств в ЗАО ПКК «Контакт»

2.1 Учет и документальное оформление кассовых операций

Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Для осуществления расчетов наличными деньгами следует руководствоваться решением ЦБ РФ от 22.09.93 г. № 40, которым утвержден «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Согласно ему организация должна иметь кассу, в которой могут находиться остатки наличных денег в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций.

Лимит при необходимости периодически пересматривается. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка денег в кассе необходимо сдать в банк: в дневные, вечерние кассы банков, через инкассатора; в объединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк. [21, с.198].

Организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов.

За нарушение правил ведения операций с наличными денежными средствами предусмотрена следующая ответственность:

в 2х-кратном размере произведённого платежа – за превышение предельного лимита расчётов наличными средствами с другими организациями;
в 3х-кратном размере неоприходованной суммы – за неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности;
в 3х-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности за несоблюдение действующего порядка хранения денежных средств, а также за накопление денег в кассе сверх лимитов.

На руководителя организации, допустившей указанные нарушения, возлагается административный штраф в размере 50-кратной величины установленной минимальной месячной оплаты труда.

Существенные ограничения по порядку осуществления кассовых операций устанавливает Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96г. №1212. В соответствии с данным Указом организации запрещено вносить из кассы наличные денежные непосредственно на расчетные счета других лиц минуя собственный счёт. За несоблюдение этого порядка налоговые органы накладывают на организацию штраф в 2х-кратном размере суммы произведенного взноса.

Для ЗАО ПКК «Контакт»  филиалом Сбербанка РФ установлен лимит остатка кассы в размере 1000  рублей.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация представляет в банк, осуществляющий ее расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу» (приложение А).

Решения о расходовании организациями денежной выручки из кассы принимаются учреждениями банков ежегодно на основании письменного заявления организации и справки по форме № 0408020, с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетом всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья и т.д.

Решением учреждения банка ЗАО ПКК «Контакт» разрешено расходование выручки на:

заработную плату и выплаты социального характера;
командировочные расходы;
покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря;
оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов.

Для учёта расчётов с населением организация применяет контрольно-кассовые машины, обязательно выдавая покупателю вместе с покупкой отпечатанный кассовой машиной чек за покупку или накладной подкладной документ. Указанный чек за покупку товара по гражданскому законодательству является официальным документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору розничной купли-продажи между потребителем-покупателем и продавцом-организацией.

Контрольно-кассовые машины, используемые для денежных расчётов с населением, зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения организации и приняты на техническое обслуживание контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях изготовителях контрольно-кассовых машин.

Штрафные санкции за нарушение требований Федерального закона от 18.06.93г. №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» очень высокие:

предприятия, ведущие денежные расчёты с населением без применения контрольно-кассовых машин, подвергаются штрафу в 350 кратном размере минимальной месячной оплаты труда (МРОТ);
использование неисправного контрольно-кассового аппарата подвергается штрафу в 200 кратном размере МРОТ;
при осуществлении торговых операций после приостановления его деятельности в порядке, установленном статьёй 6 настоящего Закона, подвергается штрафу в 700 кратном установленном законом размере МРОТ;
невыдача чека лицом, обязанным его выдать покупателю или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10 кратном размере МРОТ, но не менее 20% от стоимости покупки. 20% от общей суммы штрафов, взысканных в соответствии с настоящей статьёй, зачисляются в республиканский бюджет РФ для финансирования деятельности налоговых органов, а 80% -местный бюджет.

На всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке не только применяется контрольная лента, но и по каждой контрольно-кассовой машине отдельно ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Все записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок. При внесении в книгу исправлений они оговариваются и заверяются подписями кассира-операциониста, директора и главного бухгалтера.

Контрольные ленты, книги операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных средств с покупателями, хранятся в течении сроков установленных для первичных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за хранение указанных документов несет руководитель организации [22, с.245].

За сохранность денежных средств в кассе отвечает кассир, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассовые операции в первую очередь зависят от состояния расчетного счета организации, поскольку получить денежную наличность возможно при наличии остатка на расчетном счете или оформив ссуду банка.

Право на получение денежных средств наличными оформляется организацией посредством выписки денежного чека, который состоит из двух частей: корешок чека и собственно чек (приложение Б).

Корешок чека остается в сброшюрованной чековой книжке и хранит информацию о дате, сумме и подписи получателя чека. Подписывается корешок чека руководителем и главным бухгалтером. На оборотной стороне корешка чека подтверждаются факт получения с расчетного счета денежных средств, оприходованных по приходному кассовому ордеру №, дата за подписью главного (старшего) бухгалтера.

Вторая часть - собственно чек - содержит информацию владельца расчетного счета: номер счета, дату чека, сумму, кому заплатить, подписи руководителя организации и главного бухгалтера; контрольную марку. На оборотной стороне чека содержится информация о целевом назначении получаемых денежных средств, подпись получателя, информация о документе, удостоверяющем личность получателя, и банковские свидетельства об оплате чека. Эта часть чека остается в банке, а корешок - у организации. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.

Кассир принимает в кассу наличные деньги от юридических лиц по приходным кассовым ордерам (форма № КО-1), выписанным бухгалтером (приложение В). При составлении ордера должно быть юридическое обоснование для принятия денежных средств в кассу. Корреспонденция счетов по поступлению денежных средств в кассу организации представлена в таблице 1.

В зависимости от цели средств, приходуемых в кассу, в каждом отдельном случае необходимы соответствующие обоснования. При этом счет 50 «Касса» корреспондирует (при принятии денег в кассу - дебетируется) с определенными счетами [19, с.391].

Кассовые операции, оформляемые приходным кассовым ордером:

1) Зарплата из банка, средства на хозяйственные нужды, командировки

Основание: чек из чековой книжки

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 51 «Расчетный счет»

2) Возврат неиспользованной подотчетной суммы

Основание: авансовый отчет

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Одновременно с заполнением приходного кассового ордера оформляется квитанция к нему, заверенная печатью кассира или оттиском кассового аппарата, которая выдается лицу, сдавшему деньги, только после получения их кассиром. Нумерация приходных ордеров ведется по порядку, начиная с 1 января и до конца года. В графе «Корреспондирующий счет, субсчет» указывается бухгалтерская проводка. Ниже пишется наименование юридического или физического лица, от которого получены средства. В графе «Основание» указывается источник наличных денег, приходуемых в кассу. Кассовые документы составляются на основании первичных документов, оформляющих хозяйственную операцию.

Выдачу наличных денег кассир оформляет расходным кассовым ордером (форма № КО-2) (приложение Г) расчетно-платежными или платежными ведомостями (приложение Д) на выдачу аванса, зарплаты (форма № Т-53), заявлением о произведенных расходах с приложением чеков, счетов и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного ордера. Корреспонденция счетов по выбытию денежных средств из кассы представлена в таблице 2.

Документы на выдачу денег подписываются руководителем и главным бухгалтером .

Расходный кассовый ордер составляется бухгалтером при наличии основания. Кассовые операции, оформляемые расходным кассовым ордером:

- выдача заработной платы работникам

- выплата пенсий, пособий.

Основание является расчетная, платежна  ведомость.     В бухгалтерском учете делается запись:

а) Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 50 «Касса»

б) Д-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т сч. 50 «Касса»

- выручка в банк сдается самостоятельно или через инкассацию. Основанием является выписка банка, квитанция банка к объявлению на взнос наличными, препроводительная ведомость  В бухгалтерском учете делается запись:

а) Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 50 «Касса»

б) Д-т сч. 57 «Переводы в пути» К-т сч. 50 «Касса»

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда выдан, забирает расписку получателя. Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

При оформлении кассовых документов должны соблюдаться установленные требования. В частности, в кассовых документах не допускаются подчистки, помарки и исправления, а все реквизиты должны быть заполнены четко и ясно. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе -разрешительной надписи руководителя организации;
правильность оформления документов;
наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего их оформления

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их кассовые документы немедленно после получения или выдачи денег подписываются кассиром, а прилагаемые к ним документы погашаются штампом «Оплачено» с указанием даты.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регулируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных документов (приложение Ж). Расходные кассовые ордера оформленные на основании платежных (расчетно-платежных) ведомостей на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регулируются после выдачи заработной платы и других выплат в установленные сроки. Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных денежных средств организацией, правильность нумерации кассовых документов, проверяется полнота и своевременность произведенных кассиром операций.

Информация обо всех фактах поступления и выдачи наличных денег организации на основании приходных и расходных кассовых ордеров обобщается в кассовой книге (приложение К).

Записи в кассовую книгу производятся по мере совершения кассовых операций, оформленных первичными документами. Каждая организация имеет только одну кассовую книгу, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, вторые экземпляры листов служат отчетом кассира, первые - остаются в кассовой книге, поэтому и первые, и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются, сделанные исправления заверяются подписью. В кассовой книге фиксируется остаток денежных средств на начало дня, который соответствует остатку на конец предыдущего дня, а также приход и расход денежных средств за день. При этом приход денежных средств в течение дня отражается согласно приходным кассовым документам, расход отражается на основании расходных кассовых ордеров, подсчитываются итоги расхода и прихода денежных средств за день.

Таким образом, в кассовой книге находят отражение движение денежных средств с указанием корреспондирующих счетов, а также от кого и за что имели место поступления, кому и на какие средства они были выданы. В конце рабочего дня ежедневно кассиром выводится остаток денег в кассе на следующее число и передается в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книге.

При обеспечении полной сохранности документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором формируется ведомость «Вкладной лист кассовой книги» с указанием всех обязательных реквизитов, характерных для данного учетного регистра. Одновременно с ней составляется ведомость «Отчет кассира» с прилагаемыми к нему первичными кассовыми документами. Обе названные ведомости по существу имеют одинаковое содержание и назначение, аналогичное кассовой книге. Нумерация листов в этих ведомостях осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала отчетного года. По истечении месяца в ведомости «Вкладной лист кассовой книги» автоматически печатается общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в конце отчетного периода - общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения ведомостей «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности и удобства пользование ведомости «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного периода эти ведомости брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, и книга сдается в архив на хранение.

Бухгалтерская обработка отчета кассира заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных ордеров, соответствия записей в отчете данных прилагаемых к нему документов подсчета итогов операций за день и остатка на начало и конец дня. Должны быть сверены суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка с соответствующими выписками банка по расчетному и другим счетам организации. После проверки кассового отчета в нем проставляются номера корреспондирующих счетов в специальных графах, отведенных для этой цели.

Если в расходных кассовых ордерах нет расписки получателя денежных средств, то оформленная таким образом выдача денег из кассы считается неправомерной, а сумма взыскивается с кассира как недостача. Если наличные деньги не оформлены приходными кассовыми ордерами, то они рассматриваются как излишек кассы и относятся на прибыль организации.

Как уже было сказано выше, организация имеет право держать в своей кассе денежные средства в пределах лимитов. Кроме того, при учете кассовых операций следует руководствоваться действующими нормативными актами, предусматривающими для организаций ограничение при расчетах наличными денежными средствами с другими юридическими лицами. В частности, в настоящее время предельная сумма расчетов между юридическими лицами по

одному платежу составляет 60000 рублей.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе организации используется активный счет 50 «Касса», по дебету которого отражается остаток денежных средств и денежных документов в кассе, а также все суммы поступления наличных денежных средств и денежных документов в кассу, а но кредиту - суммы выданных наличных денежных средств и денежных документов.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса организации»;

50-2 «Операционная касса»;

50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных средств в операционных кассах.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.

Для отражения операций по дебету и кредиту счета 50 «Касса» используется журнал-ордер № 1 (приложение Л).

Данные журнала-ордера являются основанием для записей в Главную книгу (приложение М).

Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

Для контроля за ведением кассовых операций предусмотрены внезапные ревизии и инвентаризации денежной наличности.

В кассе организации могут храниться не только наличные денежные средства, но и ценные бумаги, денежные документы, являющиеся бланками строгой отчетности. К денежным документам относятся путевки в дома отдыха и санатории, приобретенные за счет средств фонда специального назначения, почтовые марки, марки госпошлины, единые и проездные билеты (трамвайные, троллейбусные, автобусные).

Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и т. п.) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

При осуществлении внешнеэкономической деятельности и ведении переговоров с иностранными партнерами у организации может возникнуть необходимость в использовании наличной иностранной валюты. Отдельного счета для учета ее движения не предусмотрено, поэтому в составе счета 50 «Касса» следует открыть отдельный субсчет.

Для проведения операций в иностранной валюте обычно в имеющейся кассовой книге выделяют несколько страниц в зависимости от предполагаемого объема операций. Учет операций организуется по видам валют. В настоящее время банк выдает организации наличную иностранную валюту только на командировочные расходы.

Учет движения наличной валюты ведут в двух оценках: в валюте и в рублях. Остатки кассовой наличности в валюте подвергаются переоценке при изменении курса рубля по отношению к имеющейся у организации иностранной валюте.

На изучаемом предприятии наличная иностранная валюта не используется.

Одной из особенностей бухгалтерского учета кассовых операций является ежемесячная взаимосверка данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств в кассе организации.

Руководитель организации обязан оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставки их из учреждения банка и сдача в банк. В тех случаях, когда по вине руководителя организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировки, он несет ответственность в установленном законодательством порядке.


Скачать архив (82.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: