Главная » Аудит

Бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ       3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ            6

2. организационно-правовая и экономическая  характеристика магазина № 12 «рОДИНА»            29

2.1. Организационно-правовая форма и структура управления организации     29

2.2. Основные экономические показатели деятельности магазина  № 12 «Родина» 33

2.3. Анализ движения денежных средств           35

3. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ в магазине № 12 «Родина»     39

3.1. Учет кассовых операций и денежных документов       39

3.2. Учет денежных средств на расчетном счете        49

3.3. Учет денежных средств в пути и на специальных счетах в банках    56

3.4. Пути совершенствования учета денежных средств        59

4. Аудит денежных средств      65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ     81

ПРИЛОЖЕНИЯ        83

 

ВВЕДЕНИЕ

Организации, осуществляющие коммерческую деятельность на рынке товаров и услуг, выступают субъектами денежного оборота государства. В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками товарно-материальных ценностей, покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме. Денежные средства предприятия представляют собой совокупность наличных денежных средств предприятия в кассе предприятия, безналичные средства на рублевых и валютных счетах в банках, средств, вложенных в ценные бумаги других организаций и государства, размещенных на специальных счетах в банках, в денежных документах.

Ведение хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств, регулируются законами Российской Федерации и нормативными документами (актами) Центрального банка РФ. Организация бухгалтерского учета денежно-расчетных операций на предприятии должна соответствовать действующим нормам закона и требованиям кассовой и расчетной дисциплины.

Основными задачами учета наличных и безналичных расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

В дипломной работе рассматривается организация бухгалтерского учета, контроля и анализа наличных и безналичных расчетных операций на предприятии магазин № 12 «Родина» МУП «Ижторг».

Целью данной работы является обобщение полученных в ходе обучения теоретических знаний и применение их на практике для анализа состояния бухгалтерского учета наличных и безналичных расчетов в магазин «Родина». Организация учета наличных и безналичных расчетов является одним из важных факторов, влияющих на коммерческие результаты предприятия, поэтому, на мой взгляд, выбранная тема имеет большое практическое значение и актуальность.

В рамках данной темы поставлено несколько основных вопросов:

состояние учета расчетов в современных условиях;
изучение действующей практики по учету наличных и безналичных  расчетов в магазине «Родина»;

В процессе выполнения работы был использован расчетно-конструктивный метод исследования.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и практиков, нормативные и законодательные акты.

Вопрос организации учета наличных и безналичных расчетов на предприятиях имеет важное значение. Актуальным является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики умелое использование денежных средств может приносить дополнительный доход. Поэтому нужно стремиться рационально использовать временно свободные денежные средства, для получения дополнительной прибыли разрешенными законом способами.

Контроль за движением денежных средств является неотъемлемой частью решения задачи формирования полной и достоверной информации о деятельности организации для оперативного руководства и управления. Денежные средства предприятия являются наиболее ликвидными активами. Этот показатель в соотношении с величиной кредиторской задолженности предприятия характеризует платежеспособность предприятия и его финансовую устойчивость. Эта информация используется различными внешними пользователями для оценки деловой надежности организации.

Изложенные цели определяют основные задачи учета наличных и безналичных расчетов:

проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете;
оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
своевременное проведение инвентаризаций денежных средств предприятия, выявление ее результатов и отражение их в учете;
изыскание возможностей рационального вложения временно свободных денежных средств с целью получения дополнительного дохода;
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Таким образом, значение и задачи учета наличных и безналичных расчетов определяют особую значимость этого направления бухгалтерской работы на предприятии.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Денежные средства - важнейший вид активов организации, представляющих собой средства в российской и иностранной валютах, легко реализуемые ценные бумаги, платежные и денежные документы. Могут находиться в кассе, на расчетном и валютном счетах в кредитных организациях как на территории страны, так и за ее пределами. Основные источники поступления денежных средств: выручка от продажи товаров, работ и услуг; доходы от финансовых операций; кредиты банков и другие заемные средства; целевые ассигнования и поступления. Оптимизация среднего текущего остатка денежных средств организации обеспечивает их эффективное использование: избыток ведет к упущенной выгоде от финансовых вложений, недостаток вызывает трудности в расчетах с поставщиками, налоговыми органами, а также с персоналом по оплате труда.

Как отмечает А.М.Андросов [5, с.142], в рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, возникающие между предприятиям, также ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием процесса производства.

Ф.Вуд дополняет [10, с.127], что, поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Расчеты по своим обязательствам производятся ими, как правило, в безналичном порядке через банки. Юридические лица применяют другие формы безналичных расчетов, установленные Банком России в соответствии с действующим законодательством. В отдельных случаях (для оплаты труда штатных и внештатных сотрудников, закупки материалов и других предметов обихода для хозяйственных нужд, а также при осуществлении расчетов с физическими или юридическими лицами) предприятия, учреждения, организации организуют налично-денежное обращение, которое определяется некоторыми правилами.

В настоящее время наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 5.01.98 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - Правила), а также Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40 (далее - Порядок).

Согласно действующему законодательству предприятия вправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по установленной форме. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Суть лимитирования хранения денежных средств состоит в том, что остаток денег в кассе на конец дня (конечное сальдо по счету 50 "Касса" за день) не должен превышать установленного лимита остатка. Обороты же по счету 50 за день могут превышать установленный лимит. Не использованные в 3-дневный срок наличные денежные средства, полученные в банке на оплату труда, а также вся денежная наличность, превышающая установленный лимит хранения наличных денег, подлежат сдаче в обслуживающие учреждения банков.

Сдача сверхлимитных денежных средств может производиться непосредственно в кассу учреждения банка. Для этого кассиром предприятия выписывается объявление на взнос наличных денег, в котором указывается источник образования вносимых денежных средств - невыданная заработная плата, выручка за работы и услуги и т.п. В приеме денег учреждение банка выдает кассиру квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

В отдельных случаях предприятия имеют право хранить в своих кассах и сверхлимитные денежные средства при следующих условиях:

сверхлимитные средства должны предназначаться для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий;
срок наличия сверхлимитных средств в кассе не должен превышать 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней);
сверхлимитные остатки должны быть получены в обслуживающем предприятие банковском учреждении, а не накоплены за счет выручки, поступающей в его кассу.

Организации имеют право рассчитываться не только безналичными платежами, но и наличными денежными средствами.

Согласно указаниям Банка России предельный размер расчетов по одному платежу составляет между юридическими лицами не более 60 тыс. руб.;

Подтверждением расходования наличных денег при этом являются копия товарного чека, счет, накладная, отчет подотчетного лица о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.

К предприятиям, не соблюдающим Порядок, применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Кроме ответственности, рассмотренной выше, согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" за нарушение правил ведения операций с наличными денежными средствами предусмотрены следующие меры:

за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа (согласно п.5 письма Банка России от 16.03.95 г. N 14-4/95 штрафные санкции подлежат применению в одностороннем порядке с покупателя);
за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денежных средств сверх установленных лимитов штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности (под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе).

Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусмотрена должность кассира, который несет материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. После издания приказа о назначении кассира руководитель предприятия обязан ознакомить его с правилами ведения кассовых операций и заключить с ним договор о полной материальной ответственности. Кассир не может передоверить кому бы то ни было выполнение своих обязанностей. При необходимости временной замены обязанности кассира возлагаются на другого работника, с которым в свою очередь заключают договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности передают другому кассиру в присутствии инвентаризационной комиссии с обязательным составлением акта.

В субъектах малого предпринимательства с незначительными оборотами наличных денежных средств разрешено вести кассовые операции непосредственно лицу, осуществляющему ведение учета на предприятии, бухгалтеру, главному бухгалтеру. Более целесообразно, однако, в этом случае поручить ведение кассовых операций другому сотруднику, оформив доплату за совмещение профессий. Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в приложении 2 к Порядку.

Порядок обязывает руководителей предприятий создавать условия, необходимые для обеспечения сохранности наличных денежных средств не только в помещении кассы, но и при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию в результате как умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для документирования кассовых операций предусмотрены формы:

КО-1 "Приходный кассовый ордер";

КО-2 "Расходный кассовый ордер";

КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов";

КО-4 "Кассовая книга";

КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств".

Приходный кассовый ордер (форма N КО-1) применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.

Оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия осуществляется:

при снятии денежных средств с расчетного, текущего, бюджетного и других видов счетов в банке;
от платных потребителей, покупателей, заказчиков за оказанные работы, услуги и реализованные товары;
от подотчетных лиц в погашение остатка наличных денег, полученных под отчет;
от работников предприятия в погашение причиненного материального ущерба, погашение выданных займов и ссуд, за реализованные товары и услуги.

Получение денежных средств со счетов, открытых предприятиям в учреждениях банков, производится по чекам. Чековые книжки выдаются предприятию учреждением банка по заявлению установленной формы. Наличные деньги, полученные в учреждениях банка, расходуются на цели, указанные в чеке. При приеме денежных билетов и монет в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Банком России признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (приложение 1 к Порядку).

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером (или лицом, на это уполномоченным) и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

Расходный кассовый ордер (форма N КО-2) применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером (или лицом, на это уполномоченным), регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия производится:

на выплату заработной платы, пособий по социальному страхованию, других видов пособий, стипендий, вознаграждений физическим лицам;
под отчет на хозяйственные и операционные расходы и на командировочные расходы; по решению руководителя предприятия в возмещение расходов, понесенных работником предприятия;
на выплату ссуд, займов и другие подобные цели.

Расходный кассовый ордер составляется в бухгалтерии, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и передается кассиру для исполнения.

Выдача расходных ордеров на руки лицам, получающим деньги, не допускается.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.

На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производятся кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. На титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц, на это уполномоченных.

В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам. Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах должно быть указано основание для их составления и перечислены прилагаемые к ним документы. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

Кассовая книга (форма N КО-4) применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано _______ листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5) применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также для учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.

Информация о наличии и движении денежных средств в кассах организации обобщается на счете 50 "Касса". К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета: 50/1 "Касса организации", 50/2 "Операционная касса", 50/3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50/1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50/2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50/3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение.

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Согласно Закону Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Положение по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745.

ККМ, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания ККМ или непосредственно на предприятиях - изготовителях ККМ. Допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели ККМ определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Информация о моделях машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати. Порядок эксплуатации ККМ определен в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 г. N 104.

Постановлением N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень). Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В Перечень, утвержденный постановлением N 745, включены предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения:

использующие в своей деятельности в части оказания перечисленных услуг населению документы строгой отчетности, приравненные к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам;
осуществляющие продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
производящие продажу ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте;
осуществляющие торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений типа контейнеров и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
осуществляющие мелкорозничную торговлю с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал (при продаже овощей и бахчевых культур);
производящие продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном Министерством путей сообщения Российской Федерации;
занятые обеспечением питания учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий и др.

В случае отключения электроэнергии все хозяйствующие субъекты освобождаются от использования ККМ при условии выдачи ими квитанций по установленной форме и регистрации данного случая в энергоснабжающей организации.

Если используется несколько ККМ, то на каждую из них ведется отдельная книга кассира-операциониста. По окончании рабочего дня представитель администрации совместно с кассиром-операционистом снимает показания счетчиков ККМ. Кроме того, кассир обязан составить кассовый отчет, оформить приходно-кассовый ордер и сдать наличные деньги, полученные через ККМ, вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру в главную кассу. В кассовой книге предприятия запись о фактической сумме выручки производится в целом по предприятию. На всех ККМ в обязательном порядке применяется контрольная лента. Контрольная лента, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с населением, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.

Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)

Вопрос отражения в бухгалтерском учете операций по безналичным расчетам заслуживает отдельного разговора. Это связано не только с необходимостью перехода на новый План счетов, но и тем фактом, что 12 апреля 2001 г. Центробанк РФ приказом N 2-П утвердил Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (далее - Положение), которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов. Требования Положения о безналичных расчетах распространяются и на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Нельзя сказать, что новый нормативный документ в принципе меняет всю ранее существовавшую систему безналичных расчетов (скорее, наоборот, эта система возвращается к системе, существовавшей до 1992 года). Тем не менее обратим внимание на некоторые, наиболее важные изменения.

Пункт 2.3. Положения о безналичных расчетах допускает использование при безналичных расчетах:

- платежных поручений;

- аккредитивов;

- чеков;

- платежных требований;

- инкассовых поручений.

Ранее (между 1992 и 2000 г.) для осуществления расчетов по инкассо допускалось применение только одного вида документов - платежных требований-поручений. Теперь данная форма исключена, а взамен нее установлены две других - платежное требование и инкассовое поручение.

Стороны по договору (организация и кредитное учреждение) вправе избрать и установить в договоре любую из перечисленных форм расчетов.

Прежде чем переходить к характеристике использования отдельных видов безналичных расчетов, целесообразно обратить внимание на некоторые общие требования, которые установлены Положением о безналичных расчетах.

Установлены жесткие формы расчетных документов, оформляемых на бумажных носителях. В формах, приведенных в приложениях к Положению о безналичных расчетах установлены точные размеры в миллиметрах практически всех элементов форм документов. Причем размеры обязательны к соблюдению и в том случае, когда они изготавливаются в типографии и, когда они исполняются при помощи вычислительной техники.

Впервые в нормативном порядке закреплена возможность исполнять бланки документов (но не сами расчетные документы) с использованием  копировальной техники. Единственным условием, которое при этом должно быть соблюдено - полное отсутствие искажений.

Пункт 2.7. Положения запрещает делать какие-либо записи на обороте расчетных документов. Ранее допускалось заполнение оборотной стороны платежных поручений данными о назначении платежа и иными аналогичными сведениями, не поместившимися на лицевой стороне. Ранее это не только допускалось, но и было весьма распространенной практикой.

Следует обратить внимание и на пункт 2.8. Положения, в соответствии с которым при заполнении расчетных документов вручную (там, где это допускается) допускается использование только черных или синих цветов чернил. Ранее ограничение было менее жестким - запрещалось заполнение документов нестойким цветом чернил (красным или зеленым). Таким образом, теперь расчетный документ, заполненный фиолетовыми чернилами не может быть принят к исполнению кредитным учреждением. Оттиск печати организации может быть и фиолетовым (а также черным или синим), но не может быть красным или зеленым (что достаточно широко практиковалось ранее).

Пунктом 2.10 Положения установлены обязательные реквизиты расчетных документов.

Здесь следует обратить внимание на следующие изменения по сравнению с требованиями пункта 2.1. Положения:

- помимо наименования расчетного документа должен указываться и код формы по ОКУД;

- формат даты выписки документа строго не регламентирован;

- обязательны к указанию ИНН и БИК. Данного требования в Положении не было, однако оно в качестве обязательного было установлено другими распоряжениями Центробанка РФ;

- дополнительно в расчетных документах должен быть указан вид платежа;

- кроме номера и наименования банка плательщика должно указываться и его местонахождение. В Положении этого требования не было, хотя на практике оно исполнялось;

- налоги, подлежащие уплате, в расчетных документах должны быть выделены либо должно быть указание на то, что налог не уплачивается;

- новым реквизитом является очередность платежа (в соответствии со статьей 855 ГК РФ), которая теперь также обязательна к указанию;

- также новым является требование об указании вида операции в соответствии с Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках (Правила ведения бухгалтерского учета в Центробанка РФ от 18 сентября 1997 г.).

В соответствии с пунктом 2.12. Положения расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 дней.

Отзыва платежных и инкассовых поручений, а также платежных требований возможен только в отношении документов, помещенных в картотеку. При этом частичный отзыв сумм не допускается.

Основным (наиболее распространенным) видом безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, продукции (работ, услуг) или для осуществления периодических платежей.

В соответствии с пунктом 3.5 Положения о безналичных расчетах платежные поручения принимаются от плательщика к исполнению независимо от наличия средств на счете. Ранее это допускалось только, если в договоре между банком и владельцем счета это было специально оговорено.

Другим распространенным видом безналичных расчетов являются расчеты по инкассо.

При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится исключительно без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

В последнее время в связи с формальной отменой (в 1992 г.) платежных требований акцептная форма инкассовых расчетов практически не применялась. Однако, учитывая удобство этой формы при проведении некоторых видов платежей, следует ожидать развития данной разновидности безналичных расчетов.

В соответствии с пунктом 9.4. Положения без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями могут применяться в двух случаях:

- если это установлено законодательством;

- если такая форма расчетов предусмотрена сторонами по основному договору при условии, что плательщик предоставил банку право на списание денежных средств без его распоряжения.

Расчетные счета открываются предприятиям, осуществляющим производственную, коммерческую и другую деятельность с целью получения прибыли, имеющими основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.

Для открытия расчетного счета предприятие должно представить в учреждение банка: заявление на открытие счета; копию решения о создании предприятия органа, которому предоставлено такое право действующим законодательством; копию свидетельства о государственной регистрации в местной Администрации (или другом органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию); устав предприятия, утвержденный учредителем; карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиска печати в двух экземплярах. Учреждение банка, в котором открывается расчетный счет, ставит отметку об открытии такого счета на том экземпляре устава, на котором стоит отметка налоговой инспекции о регистрации предприятия в налоговом органе, после чего этот экземпляр возвращается владельцу счета. В карточке с образцами подписей и оттиска печати указывается номер счета, открытого предприятию.

На расчетном счете сосредоточиваются денежные средства торгового предприятия, предназначенные для основной деятельности. На этот счет зачисляются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и другие поступления. С расчетного счета банк выдает наличные деньги на выплату заработной платы, оплачивает счета поставщиков за товары и услуги, производит платежи в бюджет, в Пенсионный фонд. Фонд социального страхования и др. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк производит, как правило, на основании приказа владельца счета или с его согласия (акцепта). В отдельных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета (например, по распоряжению налоговой инспекции - просроченные налоги; по исполнительным листам судебных органов - сумма удовлетворенных исков и др.). Кроме того, банк может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия (владельца счета) по своей инициативе (например, проценты за пользование кредитами, суммы по просроченным ссудам и др.).

Выписка банка является регистром аналитического учета и служит основанием для бухгалтерских записей в учетных регистрах по счету 51 "Расчетный счет".

Синтетический учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете осуществляется на активном счете 51 "Расчетный счет", по дебету которого отражается поступление денег, а по кредиту - их списание.

На сумму поступивших денежных средств на расчетный счет согласно выпискам банка в бухгалтерском учете делают запись по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счетов.

При журнально-ордерной форме учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете ведется в журнале № 2 (по кредиту) и ведомости № 2 (по дебету); по счету 55 "Прочие счета в банке"  - в журнале-ордере № 3. При сокращенной журнально-ордерной форме обороты по кредиту указанных счетов отражаются в журнале-ордере № 01, при упрощенной форме учета - в ведомости № В-4. Записи в указанные учетные регистры осуществляются на основании проверенных и обработанных выписок банка по счетам 51, 52, 55. 

 

2. Организационно-правовая и экономическая
характеристика магазина № 12 «рОДИНА»
2.1. Организационно-правовая форма и структура управления организации

Муниципальное унитарное предприятия «Ижторг» - собственник магазина № 12 «Родина» -  является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках. Общество может в установленном порядке открывать свои филиалы и представительства и называть их правами в пределах уставных положений Общества без наделения правами юридического лица. Общество имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство не несет ответственность по обязательствам Общества. Общество не несет ответственность по обязательствам государства и акционеров.

Общество в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, Удмуртской Республики, а также Уставом.

Общество имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарные знаки, знаки обслуживания и другую символику.

Основные задачи, стоящие перед МУП  «Ижторг»:

административное и финансовое управление торговой деятельности;
организация различных форм торговли в сфере промышленных и продовольственных товаров, общественного питания;
создание сети розничной торговли, предусматривающей наличие устойчивых связей с производителями, поставщиками и потребителями товаров.

МУП «Ижторг» в своей деятельности руководствуется правовыми и нормативными актами, определяющими порядок и правила проведения торговых операций, решением собрания учредителей, приказами и распоряжениями директора МУП. Ориентация на данный тип построения организации вызван наличием широкого круга реализуемых товаров, возможной дальнейшей диверсификацией деятельности. Такая структура легко позволяет присоединять новые элементы без потери управляемости и гибкости. Внутри отделов взаимосвязь работников линейная: начальник – заместитель – старший менеджер – менеджер. Организация бухгалтерии построена по матричному принципу: бухгалтера подразделений подчиняются как главному бухгалтеру МУП, так и руководителям своих подразделений. Для выполнения предприятием своих целей в МУП «Ижторг», как и в любом другом предприятии созданы обеспечивающие штатные отделы: отдел кадров, юридический отдел, экономический отдел, транспортный отдел, служба главного инженера и др. Руководители отделов подчиняются непосредственно директору МУП.

Таким образом, в МУП «Ижторг» нашли свое воплощение многие типы организационных структур. Данное построение организации в целом отвечает решаемым задачам и реалиям сегодняшнего дня. Деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников.

По каждому отделу имеется положение, где описаны цели создания отдела, стоящие перед ним задачи, его место в структуре управления, иерархические взаимоотношения.

Магазин «Родина», являющийся объектом исследования данной дипломной работы, является структурным подразделением МУП «Ижторг».

Общество в целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных), хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу. Все взаимоотношения между обществом и учредителями строятся на договорной основе.

Учредители вносят имущество в уставной капитал общества. Сохраняют конфиденциальность по вопросам деятельности общества, дают задание по объему продаж и выполнению установленных финансовых результатов, утверждают финансовый план, получают информацию о состоянии всех банковских счетов общества в банках и других кредитных учреждениях. Незамедлительно получают от исполнительного органа общества любую информацию по всем вопросам деятельности общества.

МУП «Ижторг» создано для осуществления следующих видов деятельности:

улучшения снабжения жителей г.Ижевска высококачественными продуктами;
осуществление предпринимательской деятельности;
оказания услуг по оценке качества сырья и продукции, разработке мер по повышению качества;
оказания посреднических услуг в поиске партнеров, в том числе зарубежных;
рекламы продукции, работ и услуг;
торгово-закупочной деятельности, оптовой и розничной торговли по согласованию с санитарными и другими контролирующими органами;

В любом обществе очень важным является организация управленческой структуры предприятия. Поскольку реализация и сбыт – это сложная система, где тесно увязаны люди, финансы, рыночные отношения, то каждый имеет свой объект управления или исследования, свои подходы, особенности. Все это находит отражение в организационной структуре предприятия.

Организационная структура предприятия – это совокупность отделов, служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений. Организационная структура МУП «Ижторг» представляет собой линейно-функциональную систему управления. Организационная структура общества  не проектировалась заранее, а деформировалась и дополнялась структурными подразделениями (а точнее, отдельными должностями) по мере возникновения необходимости. Первоначально, всю деятельность осуществляли только сами учредители и бухгалтер. Со временем, рост объемов торговли поставили вопрос о дополнительных сотрудниках, а также дали средства для оплаты их труда.

Магазин «Родина» находится под двойным управлением, подчиняется и директору МУП «Ижторг», и заведующему магазином.

Магазин «Родина» специализируется по реализации продуктов питания различных производителей. Магазин «Родина» занимается реализацией продуктов питания в широком ассортименте, позволяющим уместить товар на своей небольшой торговой площади. В магазине «Родина» наблюдается линейный тип организационной структуры управления (рис. 1), это когда руководитель, т.е. директор предприятия выполняет сам все общие и специфические функции, а также напрямую общается с подчиненными. Результаты его воздействия проявляются сразу. Контроль непосредственный.


Скачать архив (230.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: