Главная » Аудит

Аудит учета основных средств

План

Введение….3

Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств………….5

Особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия……………5
Основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств………8
Объект аудита и источники информации………..10
Порядок тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля…………11
Уровень существенности и аудиторский риск……….15

2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств……..19

Программа аудита операций по аудиту основных средств….19
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета……...20
Аудит первичной бухгалтерской документации………..22
Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации……...24
Порядок проведения и документирования процедур пересчет, инспектирование, наблюдение………...25
Порядок проведения и документирования процедур подтверждение, аналитические процедуры, прослеживание……..25

3. Обобщение результатов аудиторской проверки операций по учету основных средств………..27

3.1. Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств………….27

3.2. Рекомендации по устранению выявленных нарушений……...47

Заключение……...54

Литература………55

Приложение 1………...56

Приложение 2…...65

 

Введение

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний момент. На каждом предприятии имеются в наличии основные средства, естественно их размеры будут абсолютно различными для отдельных отраслей хозяйства, а некоторые предприятия будут их арендовать. Но в любом случае эти активы являются особо дорогостоящими, и поэтому каждый руководитель предприятия будет задумываться об этом вопросе, особенно при открытии предприятия. Проведение экономической реформы требует нового подхода к решению комплексной задачи повышения эффективности производства. А это предполагает не только применение новых методов решения проблем учета основных средств в организациях, но и изменение всей системы экономических показателей результатов финансовой деятельности.

Вместе с тем на современном этапе мы сталкиваемся с некомпетентностью и непоследовательностью и государственных органов управления, и представителей фирм при внедрении рыночных отношений в процесс обновления средств производства. Низкие темпы роста инвестиций в новое производство и модернизацию основных фондов ограничивают экономический рост, снижают действенность осуществляемых реформ. Все это предполагает создание качественно новых теоретических разработок и проведение практических исследований в области оптимизации инвестиционной политики на рыночной основе.

Реформа учета основных средств требует нового подхода к проблемам постановки и решения всего комплекса задач, касающихся повышения эффективности деятельности организаций. Но прежде всего речь идет о взаимной увязке интересов разнообразных фирм, их учредителей, административного аппарата, местных и федеральных органов власти.

Кроме того, изучение аудита основных средств необходимо для принятия взвешенных управленческих решений руководства организаций путем следования советов внешних аудиторов, либо путем создания внутреннего аудита и уделения внимания персонала данного отдела данному вопросу. А также это изучение важно для создания системы контроля действенного использования всех видов ресурсов, определения и отражения достоверных данных в отчетности, характеризующих успехи и неудачи фирм в достижении поставленных целей, увеличения капитала в результате хозяйственной деятельности.

 Цель данной работы – провести аудит основных средств, причем не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга. Задачами проведения аудита основных средств будут являться определенные стадии, которые соответствуют  разделам курсовой работы. Будет проведена организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств, будет определен порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств, а также обобщены результаты аудиторской проверки. Данная работа в основе своей построена на отчетности «Северо-Западного Телекома», являющегося, на мой взгляд, хорошим примером для аудита именно данного направления учета, в связи с тем, что вся деятельность данного экономического субъекта строится именно на данной статье активов. При подготовке материалы были проработаны многие нормативные акты Российской Федерации. Не были взяты международные договоры и иные международные документы, так как в отчетности и отчете базового предприятия не было выявлено связи с иностранными партнерами. Среди отечественного законодательства опорными документами можно назвать гражданский кодекс, федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положение по бухгалтерскому учету №6/01 и другие. Из-за недостатка информации представленная работа дополнена личными домыслами по поводу первичных документов организации и отчетных регистров. Естественно данное действие произведено не без анализа состояния базового предприятия, и не без изучения дополнительного материала, представленного в списке литературы.

 

1. Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств.

1.1.Особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия

Полное фирменное наименование базового предприятия: Открытое акционерное общество «Северо-Западный Телеком». Сокращенное фирменное наименование: ОАО «СЗТ». Дата введения текущего наименования: 10.12.2001 года. Основание введения текущего наименования: название введено в соответствии с решением общего собрания акционеров от 28.11.2001 г.  протокол № 1.

Место нахождения эмитента: Россия, 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, 14/26 (ул. Большая Морская, 26)

Предыдущие наименования эмитента: 1. Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Петербургская телефонная сеть». Сокращенное фирменное наименование: ОАО ПТС. Дата введения наименования: 16.05.1996 года. Основание введения наименования: название введено в соответствии с решением общего собрания акционеров от 18.04.96г. протокол №1, в порядке приведения названия в соответствие с ГК РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах»

    2. Полное фирменное наименование: Акционерное общество открытого типа «Петербургская телефонная сеть». Сокращенное фирменное наименование: АООТ ПТС. Дата введения наименования: 06.05.1993 года. Основание введения наименования: наименование введено в результате реорганизации государственного предприятия связи и информатики «Ордена Трудового Красного знамени Ленинградская городская телефонная сеть» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»

Сведения о государственной регистрации эмитента

Дата государственной регистрации эмитента: 6.05.1993. Номер свидетельства о государственной регистрации (иного документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента): 2717. Орган, осуществивший государственную регистрацию: Регистрационная палата Мэрии Санкт-Петербурга

В соответствии с данными, указанными в свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года:

Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027809169849.Дата регистрации: 17.07.2002 года. Наименование регистрирующего органа: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга

Сведения о создании и развитии эмитента

Срок существования эмитента с даты его государственной регистрации: 10 лет и 7 месяцев (на 2003 год)

Срок, до которого эмитент будет существовать: эмитент создан на неопределенный срок.

Краткое описание истории образования и деятельности эмитента

Предприятие, обеспечивающее телефонную связь Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга, образовано в 1882 году, когда права по устройству и эксплуатации телефонных сообщений в Петербурге были предоставлены международной компании "Телефоны Белла". В соответствии с  Указом Президента РФ №721 от 1 июля 1992 г "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" были начаты работы по приватизации государственного предприятия ЛГТС. 14 июля 1992 г. Приказом по Ленинградской городской телефонной сети (ЛГТС) создана комиссия по приватизации. В июле-сентябре 1992 г. подготовлены основополагающие документы Общества (Устав, План приватизации, Акт оценки имущества и др.). 8 апреля 1993 г. подписано Распоряжение ГКИ РФ № 613-р "О проведении приватизации ЛГТС". 6 мая 1993 г. Регистрационной палатой мэрии СПб выдано "Свидетельство о регистрации акционерного общества открытого типа "Петербургская телефонная сеть" (АО "ПТС"), а 31 мая 1993 г. в Финансовом управлении мэрии СПб зарегистрирован выпуск акций АО "ПТС".

В 1996 году АООТ ПТС было преобразовано в ОАО ПТС и внесены соответствующие изменения в Устав. 28 ноября 2001 года решением внеочередного общего собрания акционеров в рамках реорганизации путем присоединения к ОАО ПТС 8 операторов электросвязи северо-западного региона ОАО ПТС было преобразовано в ОАО "Северо-Западный Телеком" и далее внесены соответствующие изменения в Устав. 17 июля 2002 года ОАО "Северо-Западный Телеком" прошло перерегистрацию в Инспекции по Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга и получило основной регистрационный номер – 1027809169849

31 октября 2002 года к ОАО "Северо-Западный Телеком" были присоединены следующие компании, предоставляющие услуги электросвязи на территории СЗФО:

Открытое акционерное общество "Артелеком" Архангельской области
Открытое акционерное общество "Мурманэлектросвязь"
Открытое акционерное общество "Новгородтелеком"
Открытое акционерное общество "Электросвязь" Псковской области
Открытое акционерное общество "Череповецэлектросвязь"
Открытое акционерное общество "Электросвязь" Вологодской области
Открытое акционерное общество "Электросвязь" Калининградской области
Открытое акционерное общество "Электросвязь" республики Карелия.

В конце 2003 - начале 2004 годов филиал «Череповецэлектросвязь» был ликвидирован путем включения его в структуру филиала «Электросвязь Вологодской области». В 2004 году планируется присоединение ОАО "Связь" Республики Коми и ОАО "Ленсвязь».

Цели создания базового предприятия

Основным целями создания Открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" является организация и предоставление услуг местной, с 28 декабря 2000 года - международной междугородной телефонной связи для абонентов на территории Санкт-Петербурга и отдельных территорий Ленинградской области, а после присоединения 8 операторов электросвязи СЗФО, Общество предоставляет услуги электросвязи на всей территории СЗФО, кроме большей части Ленинградской области и Республики Коми.

ОАО "Северо-Западный Телеком" также оказывает сопутствующие услуги связи, такие как предоставление каналов для передачи данных автоматизированных систем управления, телеграфа, радиовещания, оказывает услуги радиотелефонной связи и услуги справочного характера, услуги по предоставлению доступа в Интернет.

Предоставлять все виды телекоммуникационных услуг населению и организациям Санкт-Петербурга и Северо-Запада России во взаимодействии с местными и федеральными органами власти, применяя современные технологии, используя труд квалифицированных сотрудников, сохраняя лидирующие позиции среди операторов связи.

В данной работе будет использована только отчетность данного предприятия за 2003 год, так как доступа к другой информации не существует.

Отраслевая принадлежность эмитента

Коды основных отраслевых направлений деятельности эмитента согласно ОКВЭД:

Основной код: 64.20.11 

Остальные коды: 64.20.3; 64.20.22; 64.20.21; 64.20.12

Основная хозяйственная деятельность эмитента

Виды продукции (работ, услуг), обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) эмитента за отчетный квартал:

Телефонные соединения междугородные и международные, тыс. мин..

В соответствии с постановлением  Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 (ред. от 14.01.2002)
"Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи":

Междугородной телефонной связью является телефонное соединение между пользователями, находящимися на территории разных субъектов Российской Федерации или разных административных районов одного субъекта Российской Федерации (кроме районов в составе города);
Международной телефонной связью является  телефонное соединение между пользователем, находящимся на территории Российской Федерации, и пользователем, находящимся на территории другого государства. Объемы оказанных услуг по предоставлению междугородной и международной телефонной связи измеряются в тыс. минут разговоров. Стоимость услуги определяется в рублях и копейках за минуту разговора (в зависимости от расстояния между абонентом эмитента и пользователем, с которым осуществляется телефонное соединение, типа абонента и действующих скидок)

Услуги местной телефонной связи (ГТС, СТС), абонентская система оплаты. В соответствии с постановлением  Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 (ред. от 14.01.2002)
"Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи" местная телефонная связь - это телефонное соединение между пользователями, находящимися в пределах одного населенного пункта или административного района.
Объемы оказанных услуг по предоставлению местной телефонной связи измеряются в количестве обслуживаемых абонентов (телефонных номеров) всех типов (население, бюджетные организации, коммерческие организации). Стоимость услуги определяется как ежемесячная абонентская плата за обслуживание и устанавливается эмитентом по согласованию с регулирующим государственным органом для каждого типа абонента. Доход от местной связи занимает самую большую долю (43,5%) в структуре доходов ОАО «Северо-Западный Телеком», доход от междугородной и международной связи составляет 37,5%.

Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента

Основными покупателями продукции эмитента являются предприятия всех форм собственности и физические лица Северо-Западного региона РФ. Потребители продукции эмитента, на которых приходится не менее 10 процентов общей выручки от реализации эмитента, отсутствуют.

Возможными негативными факторами, которые могут повлиять на сбыт продукции Эмитента, являются:

- Ухудшение правовой, политической и экономической ситуации в стране и регионе деятельности Эмитента;

- Интенсификация инвестиций в альтернативные телекоммуникационные предприятия региона деятельности Эмитента;

- Государственное регулирование коммерческой деятельности компании.

Обслуживающие банки

Автобанк-НИКОЙЛ АКБ ОАО; "АВТОБАНК-НИКОЙЛ";Агрокредбанк АКБ ЗАО; Открытое акционерное общество "Альфа-Банк"; Закрытое Акционерное Общество "Балтийский Банк"; Банк внешней торговли (открытое акционерное общество); Акционерный коммерческий банк "ВНЕШАГРОБАНК" (Открытое акционерное общество); Открытое акционерное общество Банк "Возрождение.

Основные средства будут рассмотрены выше при расчете существенности. Можно выделить, что существует много филиалов, ряд из которых присоединились именно в 2002-2003 годах, по основным средствам(ОС) которых проводилась переоценка. А вообще специфика ОС данного предприятия, обусловленная отраслью работы предприятия, это наибольшая часть из всех оборотных и внеоборотных активов именно основных средств в структуре активов предприятия.

 

1.2.Основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств

Сначала просто перечислю основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств:

Гражданский кодекс Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.
Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.
ПБУ «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено Приказом МФ РФ № 604 от 9 декабря 1998 г.).
ПБУ «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.).
Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждено Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49).
Постановление Госкомстата РФ от 21.10.1998 г. № 100 (в редакции от 12.09.2003 г.) «Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по строительству».
Постановление Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении типовых форм учета ОС» (в редакции Постановления Госкомстата от 21.01.03 № 7 «Об утверждении унифицированной первичной документации» и Постановления Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71е ).
Приказ МФ РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету ОС».
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 (в редакции от 08.08.2003г.) «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы».
План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению (утверждено Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции от 07.05.2003 г.)).
Приказ МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции от 24.03.2000 г.) «Об утверждении положения по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ».
«Общероссийский классификатор ОС» -ОК 013-94 (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359) (дата введения 01.01.1996 г.).
«Положение по БУ долгосрочных инвестиций» (утверждено Письмом МФ РФ от 30.12.1993 г. № 160).
<Письмо> МФ РФ от 29.10.1993 г. № 118 (в редакции от 03.04.1996 г.) «Об отражении в БУ отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве».
Учетная политика (Приказ по учетной политике).
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

А теперь хотелось бы расположить данные нормативные акты по четырем уровням, которые обыкновенно используются в бухгалтерской практике. Это 1.  Федеральный законодательный уровень – все законодательные акты, относящиеся к данному направлению, 2. ПБУ и План счетов с инструкцией, 3.Акты, к которым чаще всего относятся всевозможные приказы, инструкции и т.д. и 4. Внутренние документы фирмы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Отсутствие или неправильное оформление первич­ных учетных документов делает необоснованным отражение хозяйствен­ной операции, описанной в этом документе, в бухгалтерском или налого­вом учете (вспомним ст. 252 НК РФ: «расходами признаются обоснован­ные и документально подтвержденные затраты... осуществленные налогоплательщиком »).

Например, если акт приемки-сдачи выполненных работ оформлен не­правильно (отсутствуют подписи, печати и т. п.) или вообще отсутствует, то такие расходы не могут быть учтены в себестоимости ни в бухгалтер­ском, ни в налоговом учете.

Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтер­ского учета трактуется ст. 120 НК РФ как «грубое нарушение правил уче­та доходов и расходов и объектов налогообложения». Если правила нарушены в одном налоговом периоде, то предусмотрен штраф с юридического лица в размере 5000 руб., если же в нескольких — 15000руб.Если же такое нарушение повлекло и занижение налоговой базы (непра­вильно оформленный акт приемки-сдачи работ), то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

В случае отсутствия какого-либо документа на момент налоговой про­верки к предприятию может быть применен штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ: «Непредставление в установленный срок налогопла­тельщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штра­фа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ».

Помимо штрафа с юридического лица могут быть применены и меры ад­министративного воздействия к должностным лицам организации, отве­тственным за это.

Поскольку в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете» сказано: «Главный бухгалтер... несет ответствен­ность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер­ской отчетности», то и штрафные санкции будут в основном полагаться лично главному бухгалтеру.

Практически все нарушения, за которые к нему могут быть применены меры административного воздействия, содержатся в Кодексе РФ об адми­нистративных правонарушениях, утвержденном 30.12.2001 г, № 195-ФЗ.

Так, в ст. 15.11 указано: «Грубое нарушение правил ведения бухгалте­рского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно по­рядка и сроков хранения учетных документов — влечет наложение ад­министративного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 ми­нимальных размеров оплаты труда» (т. е. от 2000 до 3000 руб.).

Правда, следует иметь в виду, что в этом случае под грубым нарушени­ем правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение:

сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем
на 10%.

В ст. 15.6 говорится: «за непредоставление документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на должностных лиц налагается административный штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда» (т. е. от 300 до 500 руб.).

За повреждение и хищение документов, штампов, печатей полагается уголовная ответственность. В соответствии со ст. 325 УК РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ «Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие офици­альных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».

Итак, в начале этого этапа проверки аудитор должен выявить состав унифицированных первичных документов, приведенных выше. Затем проводится формальная проверка первичных документов. Она включает:

- Проверка степени унификации проверяемой первичной документации;

- Проверка наличия в документах, не являющихся унифицированными, обязательных реквизитов;

- Проверка утверждения неунифицированных форм;

- Проверка наличия утвержденных руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов;

- Правильность заполнения обязательных реквизитов первичной документации;

- Правильность внесения исправлений;

-Наличие подчисток и помарок (особое внимание к данным документам, так как скорее всего за ними скрываются намеренные злоупотребления работниками);

- Наличие отметки на документах о дате записи информации в учетный регистр;

- Правильность контировки;

- Наличие на первичных документах подписи лица, ответственного за обработку документа.

Затем проводится арифметическая проверка. Она включает:

- Проверка правильности таксировки (цена * штуку);

- проверка правильности подсчета соответствующих итогов.

Все проверенные документы записывают в рабочие документы. Документы, по которым нет замечаний, записывают одним пакетом с отметкой «нарушений нет». Документы, по которым выявлены нарушения, описывают подробно. Сами документы помечают с разрешения базового предприятия и прилагают к отчетным документам.

 

2.4.Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации

Как видно из программы, представленной на странице 16, много пунктов посвящено именно этой проблеме. Аудитор изучает такие документы, как договоры купли-продажи ОС, документы, разрешающие использование земельных участков, документы, подтверждающие государственную регистрация недвижимости, транспортных средств, разрешения на строительство. Аудитор должен убедиться, что права на данные объекты не ограничены для организации третьими лицами, что может пересекаться с другой процедурой, а именно подтверждение. Такие ограничения могут возникать и в связи с договорами залога, лизинга и покупки ОС с отсрочкой платежа. Хотя данный вид ограничения может быть и выявлен в ходе аудита кредитов и займов, но в моей проверке аудитору, проверяющему ОС, также поручены и эти операции.

Порядок проведения и документирования процедур пересчет, инспектирование, наблюдение.

Процедура пересчет используется для достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по ОС, налоговых расчетов, показателей отчетности (например, проверка правильности отражения стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов, также для начисления ускоренной амортизации, документов по начисленной амортизации ОС, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал).

Процедура инспектирование включает в себя проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам по основным средствам. К ним могут относиться первичные документы (смотри пункт 2.3 курсовой работы), проверка оформления договорной цены, правильность отражения взносов в уставный капитал.

Процедура наблюдение подразумевает отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету ОС. Это актуально при наблюдении за действиями материально-ответственных лиц в отношении ведения карточек ОС и инвентарных списков, наблюдении за бухгалтером, который обрабатывает операции с основными средствами.

Порядок проведения и документирования процедур подтверждение, аналитические процедуры, прослеживание.

При процедуре подтверждение аудитор для установления фактической передачи, продажи, наличия у арендатора и в других сопоставимых случаях может направить официальный запрос интересующему его контрагенту базового предприятия. Если у аудитора имеются свои постоянные связи, либо он знает, что ответ на поставленный им вопрос ему смогут дать и по телефону, он сможет превратить данную процедуру в телефонный разговор с обязательным составлением рабочего документа по окончании разговора.  При передаче вкладов в совместное товарищество, уставные капиталы других организаций, аудитор может связаться соответственно с другими товарищами либо с организацией, владеющей уставным капиталом и попросить у них подтверждения. При продаже ОС, аудитор может получить подтверждение от покупателя (конечно, у аудитора в этом случае должна быть особая изворотливость, на мой, взгляд, так как нелегко в нашей стране вычислить покупателя хотя доже и многомиллионного основного средства).

Под аналитическими процедурами следует понимать сопоставление наличия ОС в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности. Обыкновенным в данной процедуре считается расчет общеизвестных коэффициентов фондоотдачи (объем реализации продукции на один рубль стоимости основных средств – отдельно всех и активной части). Определяются коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств.

Под прослеживанием я в своей работе понимаю определенные соотношения в учете основных средств, сопоставление различных регистров ОС и другое постепенное просматривание информации на данном направлении.

Также хотелось бы пару слов сказать о еще двух процедурах, хотя я их и не выношу в заголовок данного раздела. Это опрос персонала и инспектирование. По отношению к инспектированию можно сказать, что также его можно называть осмотром, то есть личное убеждение своими собственными глазами в наличие определенного объекта, в нашем направлении определенных ОС, так как естественно данные объекты занимают немалое место и их можно увидеть. По отношению к опросу персонала можно сказать, что данная процедура применима ко всем направлениям учета, так как в любом случае со всеми вещами работают живые люди, которых можно попросить подтвердить что-либо, либо наоборот опровергнуть.

 

3. Обобщение результатов аудиторской проверки операций по учету основных средств

3.1.Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств

Неверная классификация. Имущество не относится к основным средствам.

В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) , утвержденного приказом Минфина Росси от 30 марта 2001 г. № 26н, приобретенное имущество признают основным средством в бухгалтерском учете, если одновременно выполняются следующие условия:

- приобретенный объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- объект используется в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

-организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта;

- способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На практике встречаются ситуации, когда некоторые условия признания основного средства не выполняются, но бухгалтеры относят объект к основным средствам. Например, фирмой может быть приобретено имущество, которое вроде бы служит больше года и не предполагается перепродавать его. Но оно не используется в производственных или управленческих нуждах. Примерами может быть холодильник, микроволновая печь, электрический чайник. Только обосновав их «производственную необходимость» документально, можно включить такие объекты в состав основных средств.

Кстати, также дело обстоит и в налоговом учете. Ведь расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Поэтому помимо стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), лучше обосновать целесообразность приобретения такого имущества внутрифирменным документом (приказом, распоряжением и т.п.) Также «производственную необходимость» в каком-либо имуществе могут подтвердить специализированные фирмы.

Правила бухгалтерского учета позволяют не амортизировать основные средства стоимостью не более 10 000 руб. Сразу после ввода в эксплуатацию объекта их можно списать на расходы. Многие фирмы так и делают. Но забывают при этом, что необходимо обеспечить контроль за использованием списанных «малоценных» основных средств. А ведь этого требует пункт 18 ПБУ 6/01. Поэтому для учета объекта основных средств независимо от его стоимости в любом случае надо завести инвентарную карточку по форме № ОС-6.

Имущество стоимостью более 10 000 руб. включают в состав основных средств и стоимость его относят на расходы постепенно, путем начисления амортизации. Сумма амортизационных отчислений устанавливается исходя из срока полезного использования. В целях «сглаживания» разниц между бухгалтерским и налоговым учетом лучше для одних и тех же объектов основных средств установить одинаковые сроки использования.

В налоговом учете сроки полезного использования установлены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Им можно руководствоваться и в бухгалтерском учете. Тем самым «сглаживая» разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

Как диктует бухгалтерское законодательство, каждое основное средство надо принимать к учету как отдельный инвентарный объект. Сложности возникают с основными средствами, работающими только комплексно. Примером могут служить компьютер, сканер и модем. Многие налоговики настаивают на том, что подобное оборудование может выполнят свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Следовательно, такие предметы надо учитывать в составе единого инвентарного объекта.

Однако с такой позицией можно поспорить. Во-первых, только в ПБУ/01 есть предписание о том, что любые предметы, которые имеют общее управление, могут работать только в составе единого комплекса, должны быть учтены как один объект. В Налоговом кодексе РФ ничего подобного нет. Во-вторых, тот же модем или принтер могут использоваться не одним, а несколькими компьютерами. И тогда вообще непонятно, о каком «комплексе» может идти речь.

Незаконность требований налоговиков подтверждают и суды, например, ФАС Московского округа от 25 июля 2001 г. по делу № КА-Ф41/3098-01 решил, что вопрос о том, каком образом учитывают периферийные устройства процессор, монитор, принтер) – в комплексе или отдельно, - должен решить руководитель организации. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 3 марта 2003 г. по делу № А42-6402/02-С4 постановил, что каждый компьютерный монитор является самостоятельным объектом бухгалтерского учета.

К тому же пункт 6 ПБУ 6/01 позволяет учитывать составные части одного объекта как самостоятельные инвентарные объекты, если они имеют разные сроки полезного использования. Поэтому не будет ошибкой, если монитор, принтер, компьютер оприходовать в учете как отдельные основные средства.

Пример 1

В июне 2004 года ЗАО «Сервис» приобрело электронно-вычислительное оборудование: компьютер, сканер и принтер. Стоимость покупки без учета НДС – 21 500 руб., в том числе:

-жидкокристаллический монитор – 11 000 руб.;

-системный блок (с процессором, видео- и звуковой картой и т.д.) – 5000 руб.;

-сканер – 1900 руб.;

-модем – 3600 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним) относится к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – свыше трех лет до пяти лет включительно.

На 2004 год руководитель ООО «Сервис» своим приказом установил для амортизируемого электронно-вычислительного оборудования следующие сроки полезного использования:

- мониторы – 37 месяцев;

- системные блоки – 38 месяцев;

- сканеры – 39 месяцев;

- принтеры – 40 месяцев.

Так как все устройства имеют разные сроки полезного использования, учесть их как единый инвентарный объект нельзя. Следовательно, и монитор, и системный блок, и сканер, и принтер будут оприходованы как самостоятельные объекты основных средств. Поскольку стоимость монитора больше 10 000 руб., по нему придется начислять амортизацию. А стоимость остального оборудования можно единовременно списать на затраты, как только его введут в эксплуатацию. Причем как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения.

Неправильно сформирована первоначальная стоимость.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости.

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств.

Выделяют следующие способы поступления объектов основных средств:

-приобретение за плату;

-получение от учредителей в счет вклада в уставный капитал;

-получение безвозмездно;

-заготовление собственными силами;

-строительство хозяйственным или подрядным способом;

-оприходование неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.

Первоначальная стоимость основного средства складывается из всех фактических затрат на его приобретение (п.8 ПБУ 6/01). К таким расходам относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям по договорам строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Неправильно будет сформирована первоначальная стоимость, если какие-либо расходы будут учтены не в первоначальной стоимости основных средств, а, например, как общехозяйственные расходы.

Пример 2.

ООО «Маркет» приобрело 12 компьютерных столов общей стоимостью 155 760 руб. (в том числе НДС – 23 760 руб.). По условиям договора доставляет и собирает столы поставщик. Транспортные расходы поставщика составили 1770 руб. (в том числе НДС – 270 руб.) Стоимость работ по сборке – 3540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.). Покупку компьютерных столов бухгалтер отразил в учете так:

Д 08 субсчет «Приобретение объектов ОС» - К 60   -   132 000 руб. (155 760 – 23 760) – отражена стоимость компьютерных столов согласно договору купли-продажи;

Д 19  -  К 60   -   23 760 руб. – выделен НДС по поступившим объектам основных средств;

Д 60  -К 51   -   161 070 руб. (155 760 + 1770 + 3540) – оплачена поставщику стоимость столов, доставки и сборки;

Д 26 – К 60   -   4500 руб. (1770 – 270 + 3540 – 540) – расходы по доставке и сборке столов ошибочно отнесены на общехозяйственные расходы;

Д 19  -  К 60   -   810 руб. (270 +540) – выделен НДС по стоимости доставки и сборки столов;

Д 01  - К 08   -   132 000 руб. – компьютерные столы зачислены в состав основных средств организации;

Д 68 субсчет «Расчеты по НДС»  -  К 19   -   24 540 руб. (23 760 + 270 + 540) – принят к вычету «входной» НДС по приобретенным компьютерным столам, услугам транспортировки и сборки.

В результате того, что транспортные расходы и затраты по сборке были отнесены на общехозяйственные расходы, первоначальная стоимость столов искажена на сумму 4500 руб.

Нередко возникают ошибки при учете процентов за кредит и заемные средства, привлеченные с целью приобретения основных средств.

Проценты, начисленные в бухгалтерском учете до принятия объекта к учету, подлежат отнесению на увеличение его первоначальной стоимости. В налоговом учете сумма процентов должна быть включена в состав внереализационных расходов, но лишь в сумме, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Пример3:

ООО «Металлист» для покупки здания стоимостью 2 800 000 руб. получило 4 июля 2004 года кредит в банке сроком на один год в размере 2 800 000 руб. под 24 процента годовых. В тот же день кредит был перечислен поставщику. Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Д 51  -  К 66   -   2 800 000 – получен кредит на приобретение здания;

Д 60  -  К 51   -   2 800 000 – перечислена плата поставщику за здание.

31 июля были начислены проценты по кредиту за июль 2004 года:

Д 08  -  К66   -   56 000 руб. (2 800 000 руб. * 24% : 12 мес.) – начислены проценты за кредит за июль 2004 года.

В августе 2004 года здание было зарегистрировано. На основании полученного свидетельства о регистрации бухгалтер включил здание в состав основных средств:

Д 01  -  К08   -   2 856 000 (2 800 000 + 56 000) – принято к учету здание.

В налоговом учете стоимость купленного здания составит 2 800 000 руб. А величина начисленных за июль процентов включена в состав внереализационных расходов лишь в сумме 33 366,67 руб. (2 800 000 руб. * 13% * 1,1 : 12 мес.).

В практической работе бухгалтерами допускаются ошибки при формировании первоначальной стоимости объектов основных средств, полученных по договору мены.

Согласно пункту 11 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Пример 4

ООО «Кедр» 22 июля 2004 года по договору мены получило мебель. Мебель стоимостью 68 440 руб. (в том числе НДС – 10 440 руб.) сразу же была введена в эксплуатацию. В тот же день в соответствии с условиями договора мены фирма передала поставщику беспроцентный дисконтный банковский вексель, купленный у банка в июне 2004 года за 68 440 руб. До этого момента вексель в оплату основных средств фирма не передавала.

В бухгалтерском учете ООО «Кедр» мена отражена следующим образом:

Д 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»  -  К 60   -   58 000 руб. – отражена стоимость приобретенной мебели;

Д 19  -  К60   -   10 440 руб. – выделен НДС со стоимости купленной мебели;

Д 01  -  К 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»   -   58 000 руб. – мебель включена в состав основных средств;

Д 60  -  К 91 субсчет «Прочие доходы»  -   160 480 руб. – отражена передача векселя в оплату поставщику;

Д 91 субсчет «прочие расходы»  -  К 58 субсчет «Долговые ценные бумаги»   -   160 480 – списана учетная стоимость векселя;

Д 68 субсчет «Расчеты по НДС»  -  К 19   -   10 440 руб. – принят к вычету НДС по приобретенной мебели.

При учете указанной хозяйственной операции организация допустила ошибку: неправильно сформировала первоначальную стоимость объекта основных средств.

Поскольку в данном случае организация ранее не передавала вексель в оплату основных средств, то при определении первоначальной стоимости основного средства следовало исходить из рыночной стоимости этого основного средства.

Ошибки при отражении переоценки основных средств

Коммерческие организации могут переоценивать основные средства (п. 15 ПБУ 6/01).

Проведя один раз переоценку основных средств, организация в дальнейшем должна пересчитывать их стоимость в бухгалтерском учете регулярно: не чаще одного раза в год, на начало года. В Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств прописан порядок проведения этой процедуры.

При переоценке определяется текущая (восстановительная) стоимость основных средств. Согласно пункту 43 Методических указаний, под ней понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Где взять данные о текущей (восстановительной) стоимости объекта? Это могут быть заключение оценщика; данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; данные статистики; сведения о ценах, опубликованные в СМИ и специальной литературе; оценка БТИ.

Основные средства переоцениваются только в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения результаты переоценки не принимаются.

Прежде чем принять решение о проведении переоценки, Методические указания предписываю проверить целесообразность этой процедуры. Имеет смысл проводить переоценку, если текущая стоимость основных средств однородной группы существенно (на 5 и более процентов) отличается от их стоимости по данным бухгалтерского учета (п. 44 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Часто в организациях неправильно учитывают результаты переоценки.

Запомните правила:

- если в процессе проведения переоценки стоимость объекта основных средств увеличивается, то есть проводится дооценка, то сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал (К 83);

- если в результате переоценки стоимость объекта уменьшается, то есть производится уценка, порядок отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете зависит от того, переоценивался этот объект ранее или нет;

- если объект ранее переоценивался, то сумма уценки объекта основных средств относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)».

Пример 5

Первую переоценку основного средства организация провела по состоянию на 1 января 2003 года. Данные были следующие:

- первоначальная стоимость объекта на дату первой переоценки – 240 000 руб.;

- срок полезного использования – 10 лет;

- сумма накопленной амортизации  – 180 000 руб.

Сначала рассчитывают коэффициенты пересчета:

180 000 руб. * 240 000 руб. = 0,75.

Затем пересчитывают амортизацию:

50 000 руб. * 0,75 = 37 500 руб.

Далее определяют разницу между первоначальной и текущей (восстановительной) стоимостью:

240 000 руб. – 180 000 руб. = 60 000 руб.

Разница между суммой пересчитанной амортизации и амортизацией, числящейся в бухгалтерском учете, составляет:

50 000 руб. – 37 500 руб. = 12 500 руб.

При этом сумма уценки равна:

60 000 руб. – 12 500 руб. = 47 500 руб.

Сумма уценки уменьшает нераспределенную прибыль организации (увеличивает размер непокрытого убытка):

Д 84  -  К 01   -   60 000 руб. – отражена уценка стоимости основного средства;

Д 02  -  К 84   -   12 500 руб. – отражена пересчитанная сумма амортизации по уцененному основному средству.

Такой порядок отражения в учете результатов уценки объектов основных средств действует с 1 января 2002 года. До той даты результаты уценки отражались на счете прибылей и убытков (счет 91 «Прочие доходы и расходы») в составе операционных расходов.

Обычно организации допускают ошибки при отражении уценки основных средств, которые ранее подвергались дооценке. При этом сумма уценки в пределах величины добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится в уменьшение добавочного капитала. Если же сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации, то сумма превышения относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Пример 6

ООО «Константа плюс» решило провести переоценку основного средства на 1 января 2003 года. Данные были следующие:

- первоначальная стоимость объекта – 180 000 руб.;

- срок полезного использования – 10 лет;

- накопленная сумма амортизации на дату переоценки – 50 000 руб.;

- текущая восстановительная стоимость – 200 000 руб.

Сначала определили разницу между стоимостью объекта по данным бухгалтерского учета и текущей (восстановительной) стоимостью. Она составила 20 000 руб. (200 000 – 180 000).

Далее нашли коэффициент пересчета:

200 000 руб. : 180 000 руб. = 1,11.

С помощью коэффициента пересчитали накопленную амортизацию:

50 000 руб. * 1,11 = 55 500 руб.

Рассчитали разницу между суммой пересчитанной и накопленной амортизации:

55 500 руб. – 50 000 руб. = 5 500 руб.

Сумма дооценки составила:

20 000 руб. – 5500 руб. = 14 500 руб.

На ту сумму был увеличен добавочный капитал организации:

Д 01  -  К 83   -   20 000 руб. – увеличена стоимость объекта в результате переоценки.

Одновременно доначислена сумма амортизации:

Д 83  -  К 02   -   5500 руб. – доначислена сумма амортизации.

По состоянию на 1 января 2004 года ООО «Константа плюс» провело повторную переоценку. При этом:

- стоимость данного объекта на дату второй переоценки – 200 000 руб.;

- сумма амортизации, начисленной за год, предшествующий переоценке, - 20 000 руб. (200 000 руб. : 10 лет);

- общая сумма накопленной амортизации на дату второй переоценки – 75 000 руб. (55 000 + 20 000);

- текущая (восстановительная) стоимость в результате второй переоценки – 140 000 руб.

Чтобы найти сумму, на которую надо переоценить, сначала определяют коэффициент пересчета. В данном случае он составит 0,7 (140 000 руб. : 200 000 руб.).

Долее корректируют на коэффициент пересчета сумму накопленной амортизации на дату переоценки:

75 000 руб.* 0,7 = 52 500 руб.

Разница между суммой пересчитанной и накопленной амортизации равна 22 500 руб. (75 000 – 52 500).

Сумма уценки составит:

200 000 руб. – 140 000 руб. – 22 500 руб. = 37 500 руб.

Сумму уценки в пределах предыдущей дооценки отнесли в дебет счета 83, а сверх этой суммы – в дебет счета 84:

Д 83  -  К 01   -   20 000 руб. – отражена уценка объекта в пределах ранее проведенной дооценки;

Д 02  -  К 83   -   5500 руб. – пересчитана амортизация;

Д 84  -  К 01   -   40 000 руб. (200 000 – 140 000 – 20 000) – отражена сумма уценки сверх суммы предыдущей дооценки;

Д 02  -  К 84   -   17 000 руб. (22 500 - 5500) – скорректирована сумма амортизации.

Организации часто неправильно отражают результаты переоценки при выбытии объектов основных средств. В соответствии с пунктом 15ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 «Добавочный капитал» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Чтобы правильно учесть данное требование, у организации должны быть в наличии документы, подтверждающие суммы дооценки объектов основных средств.

Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Основные виды ошибок и нарушений, допускаемых при начислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, состоят в следующем:

неправильное отнесение имущества к амортизируемому;
неверное определение срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению суммы амортизации и соответственно искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатов;
невыполнение требований, изложенных в учетной политике организации по способам начисления амортизации;
неверное начисление амортизации по объектам недвижимости.
Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с пунктом 21 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был принят к учету.
А в налоговом учете амортизацию начинают исчислять с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
В Методических указаниях прописан порядок начисления амортизации по недвижимому имуществу требующему государственной регистрации. Чтобы начать начислять амортизацию по такому имуществу, нужно выполнить четыре условия:

- капитальные вложения в объект недвижимости должны быть закончены;

- оформлены документы по приемке-передаче объекта;

- объект введен в эксплуатацию;

- документы переданы на государственную регистрацию.

Если все условия выполнены, амортизацию можно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию.


Скачать архив (130.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: