Главная » Аудит |
Содержание Введение. . . 3 ГЛАВА 1 Сущность финансового аудита предприятия . . . 7 1.1. Содержание финансового аудита предприятия . . . . 7 1.2. Методы, используемые в ходе финансового аудита . . . . . 12 1.3. Роль экономического анализа в ходе финансового аудита . . 20 ГЛАВА 2 Место внутреннего аудита деятельности предприятия . . . 30 2.1. Принципы внутреннего аудита деятельности предприятия . . . 30 2.2. Механизмы оценки деятельности предприятия . . . . . 52 2.3. Достижение финансовой устойчивости предприятия . . . 54 ГЛАВА 3. Аудит финансовой деятельности на примере ОАО “Ульяновск-энерго” . . . . 57 3.1. Критерии и методика расчета финансового положения . 57 3.2. Анализ финансовой устойчивости и перспективы развития предприятия . . . . 72 Заключение . . . . . 84 Литература . . . .. . 87
Введение Аудит финансового состояния предприятия любой отрасли, в том числе и энергетической — это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов субъектов хозяйствования, одна из форм контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Аудит помогает оценить финансовое состояние предприятия за какой-либо период времени его деятельности, а также спрогнозировать его в будущем. Если финансовое состояние предприятия признано неудовлетворительным, аудит позволяет выработать ряд мер и предложений для улучшения финансового состояния предприятия в будущем. Предприятия энергетических отраслей, специализирующиеся на производстве и продаже электроэнергии, являются естественным монополистом в данной отрасли в нашей стране в настоящее время. Они устанавливают цены на электроэнергию не только для производственных мощностей промышленных предприятий всех других отраслей, но и для жилищно-коммунального хозяйства и для частного сектора. Электроэнергия – одно из главных благ современной цивилизации. Сегодня без электроэнергии не может обойтись не только любое промышленное предприятие, но и каждый отдельный человек. В связи с этим резко возрастает значение финансовой устойчивости предприятий энергетической отрасли. Все это значительно увеличивает актуальность выбранной темы данной выпускной работы. В работе подробно изложены как теоретические аспекты аудита финансового состояния предприятия, так и практическое его применение в деятельности предприятия. На основе проведенного аудита сделаны вводы и предложения, рекомендован ряд мер, позволяющих улучшить финансовое состояние предприятия. Основная цель проведенного в выпускной работе исследования – изучить теоретические вопросы организации и проведения аудита финансового состояния предприятий энергетических отраслей и разработать методику внутреннего аудита предприятий энергетической отрасли. Основные задачи исследования: проанализировать сущность финансового аудита; В качестве объекта исследования, проведенного в данной выпускной работе, выступают денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов в энергетических отраслях. Предметом исследования является методика проведения аудита финансового состояния предприятий энергетической отрасли, представленная в научных источниках. В качестве методологической и теоретической основ проведенного исследования использовались общенаучные методы исследования, практические рекомендации отечественных и зарубежных специалистов, Законодательная база РФ и бухгалтерская отчетность предприятия ОАО «УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО». В процессе подготовки выпускной работы эмпирической базой являлись Законодательная база РФ, а так же цифры и факты, содержащиеся в научной периодике и данные бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО». Структурно выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Личный вклад в исследование автора выпускной работы и ее научная новизна может быть представлено следующим образом: Раскрыта сущность финансового аудита, заключающаяся в оценке и прогнозировании финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности; Научная апробация выпускной работы была осуществлена на предприятии энергетической отрасли ОАО «УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО».
ГЛАВА 1. Сущность финансового аудита предприятия Финансовый аудит - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового аудита объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование предприятием финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый аудит осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами – аудиторскими службами. Значение финансового аудита выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам предприятия. Финансовый аудит осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового аудита представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансового механизма.(26) Организация и функционирование четкой системы финансового аудита - обязательный и непременный элемент финансовой политики, и поэтому совершенствование системы финансового аудита должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма. Объект финансового аудита не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием субъектом хозяйствования материальных, трудовых, природных и других ресурсов, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Финансовый аудит — это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов субъектов хозяйствования, одна из форм контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Под финансовой дисциплиной понимается четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов. Проведение финансового аудита — содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов Финансовый аудит, будучи одним из звеньев (функцией) управления, также имеет определенную специфику практики применения и целевую направленность, которые отличают его от других видов контроля.(26) Финансовый аудит можно условно классифицировать по разным критериям: – Времени проведения: предварительный, текущий, последующий. – Форме и цели: внешний (независимый), внутренний. – Методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.(22) Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована и система контрольных органов. В частности, в 1990г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.(28) В России государственный финансовый контроль главным образом реализуется в регламентированной законодательством деятельности специальных государственных органов по оценке бюджетного процесса, государственных программ, а также по надзору и проверке органов государственной власти, организаций и их объединений с целью соответствия целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, вскрытия резервов в процессе их формирования и расходования, выявление отклонений от принципов законности и эффективности финансово-хозяйственных операций и правил их отражения в отчетности, установления полноты и своевременности расчетов с государственным бюджетом и внебюджетными фондами. Среди основных органов государственного финансового контроля следует назвать: Счетную палату РФ, Главное контрольное управление Президента, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, Главное управление федерального казначейства Минфина России, Министерство РФ по налогам и сборам. Федеральную службу налоговой полиции. Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, различные департаменты банковского контроля Банка России, а также различные государственные органы, в пределах своих полномочий осуществляющие ведомственный финансовый контроль. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.(22) Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организации бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий - клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России, так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов, что послужило причиной возникновения аудиторского контроля. Имеет распространение в литературе и точка зрения, трактующая финансовый аудит как синтез практического опыта и знаний таких дисциплин, как бухгалтерский учет, финансы, анализ хозяйственной деятельности. Таким образом, под финансовым аудитом следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных, общественных органов и независимых аудиторских служб за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов не только на уровне предприятия, но и государственного бюджета. Финансовый аудит может быть представлен в виде совокупности действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации. С помощью финансового аудита достигается: обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам; правильность ведения бухгалтерского учета; проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов субъекта хозяйствования; выявление резервов роста финансовых ресурсов. Вывод: под финансовым аудитом следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных, общественных органов и независимых аудиторских служб за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов не только на уровне предприятия, но и государственного бюджета.
1.2. Методы, используемые в ходе финансового аудита Аудит финансово-хозяйственной деятельности как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижении смежных наук (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета). Системность в аудите достигается комбинированным использованием различных способов контроля: логического и математического, документального и фактического. Применение их позволяет всесторонне анализировать и синтезировать фактический материал, уяснить последовательность действий субъекта контроля как в сложных хозяйственных ситуациях, так и в условиях неопределенности, установить достоверность привлекаемых источников информации. В числе основных способов документального контроля можно перечислить: • формальную и арифметическую проверку документов, • юридическую оценку отраженных в документах хозяйственных операций, • логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций, • сплошное и выборочное наблюдение; • встречную проверку документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи; • способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени ревизии имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей; • оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета; • балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей; • сравнение; • различные методические (технические) приемы экономического анализа. Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы: – Инвентаризация, то есть способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствия данным бухгалтерского учета на и ту же дату. – Экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов. – Визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период времени (хронометраж, фотография рабочего дня и др.). Деление на приемы документального и фактического контроля носит в известной мере условный характер, ибо в основе разграничения способов контроля лежат различные источники используемых данных при проведении контрольных действий.(9) Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывного характера хозяйственных ситуаций. Различаются виды финансового аудита: предварительный, текущий, последующий, обязательный, инициативный, по органам финансового контроля. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный аудит носит предупреждающий характер. Текущий аудит проводится в короткие промежутки времени — в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий аудит позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. В качестве критерия классификации последующего аудита целесообразно использовать объем и глубину охвата контролем различных сторон хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации, что и предполагает его подразделение на ревизию, тематическую проверку, обследование, счетную проверку отчетности. Последующий аудит, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего аудита. Обязательной регулярной формой последующего аудита является ревизия, которая основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.(7) Исходя из содержания контрольные мероприятия делятся на комплексные и тематические. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности субъекта хозяйствования, участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разбираться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций. Тематическая проверка (обследование) проводится по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используются различные приемы фактического и документального контроля и не обязательно прибегать к проверке первичных документов и учетных записей со стороны законности и достоверности. Результаты тематических проверок оформляются, как правило, справками или докладными записками. Особое место среди форм последующего аудита принадлежит счетной проверке отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов. Как правило, такой контроль осуществляют финансовые органы, ведущие расчеты предприятий по платежам в бюджет. Достоверность отчетных данных проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов хозяйственного управления при приемке отчетности, ревизиях и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий. В экономической литературе содержание счетной проверки обычно сводят к узкой тематической проверке правильности оформления отчетов, арифметических подсчетов, взаимной увязке показателей различных форм отчетности, преемственности показателей смежных периодов и т.п. На деле счетная проверка как одна из самых эффективных форм финансового аудита включает элементы как технической (формальной) проверки, так и контроля по существу. Выделяются три основных этапа контроля: проверка согласованности показателей различных форм отчетности; сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета; проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов. В современных условиях аудит, осуществляемый финансовыми органами при счетных проверках отчетности, сосредоточен на решающих участках производственной и финансовой деятельности, от которых зависит рост эффективности производства и доходов государственного бюджета.(9) Проводимая в ходе перестройки крупномасштабная децентрализация экономики и общественного устройства сопровождалась ухудшением системы централизованного контроля сверху по отношению к финансовым ресурсам. В зарубежной и отечественной науке давно доказано, что развитие децентрализации экономики может обеспечить положительный результат только при условии соответствующего контроля, особенно в финансовой сфере. Процесс передачи полномочий власти от центра региону объективно требует усиления такого контроля сверху. Игнорирование этого условия чревато анархией, способной породить негативные последствия — от диктатуры до развала государства. Таким образом, новые политические и экономические отношения, сложившиеся в настоящее время в России, требуют создания развитой системы финансового контроля, способной обеспечить соблюдение интересов как государства, так и общества в целом в условиях децентрализованного управления экономикой.(33) Естественно - что для построения такой системы финансового контроля целесообразно учесть опыт, накопленный в России до 1917 года, в СССР, а также в ряде развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Советское государство, все его институты были государством и институтом нового типа и проходили в своем социально-экономическом развитии ряд исторических этапов, хорошо известных из недавней истории: восстановительный период, период Нэпа, период строительства социализма. Великой Отечественной войны, периоды упрочения и развития социализма. Многие склонны теперь иронизировать над такой классификацией, однако она отражает реальное различие эпох, и самое главное, с точки зрения рассматриваемой нами проблемы в настоящем исследовании, содержит наглядные примеры эффективного, оперативного, с учетом реалий времени реформирования финансовой системы, налоговой политики, бюджетного устройства, совершенствования финансового контроля, финансового права. В финансовом законодательстве СССР преобладали общесоюзные нормы, в соответствии с которыми была создана единая финансовая система, включающая систему финансового контроля. Наиболее значительной отличительной особенностью механизма финансовой системы СССР являлась его мобильность, способность обеспечивать оперативность принятия мер, быстрая реакция и необходимость совершенствования элементов финансовой системы исходя из насущных задач и потребностей общественного устройства. Так, проведенная в 1930-1931гг. налоговая реформа позволила ликвидировать неэффективную множественность платежей и многократность их взимания. 1927-1928гг. проводилась реформа бюджетных прав местных органов власти. Благодаря этому укреплялась материальная заинтересованность республик, областей, городов в мобилизации финансовых ресурсов. В 1938г. в государственный бюджет был включен бюджет государственного социального страхования, что завершило создание единого Государственного бюджета СССР. Одновременно проводилась работа по совершенствованию финансового контроля. Контролю подвергался сам процесс образования и использования как централизованных, так и децентрализованных фондов денежных средств. К органам, осуществляющим финансовый контроль, помимо представительной власти относились Комитет народного контроля. Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Стройбанк СССР, министерства и ведомства союзных и автономных республик, отделы местных Советов народных депутатов, органы профессиональных союзов. Важной особенностью бюджетной политики в части формирования доходной части бюджета в период плановой экономики являлось преобладание поступлений платежей от хозяйств (государственной, совхозно-колхозной форм собственности) и сравнительно незначительных налоговых платежей населения. То, что планированию прибыли предприятий и других платежей финансовые органы уделяли серьезное внимание, и это сопровождалось проверкой размеров выручки, порядка распределения прибыли, уровня себестоимости, служило гарантией современных и полных поступлений в бюджет. Финансы предприятий не отторгались, а рассматривались в тесной взаимосвязи с финансами государства, и такая общественная позиция позволяла не допускать крупных финансовых злоупотреблений, сокрытия доходов, неуплаты налогов. Характерным свойством организации финансового контроля в СССР была неизменная ориентировка контроля на его высокую действенность. Данное свойство являлось отражением реализации важнейшего принципа советского финансового контроля, что достигалось путем организации систематических проверок финансовыми органами во всех сферах народного хозяйства в области финансов. Особо контролировались финансовая и платежная дисциплина, соблюдение режима экономии, правильность определения и поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Другая особенность — в значительной централизации финансового контроля со стороны общегосударственных органов в лице Верховного Совета, Министерства финансов, его Контрольно-ревизионного управления и Комитета народного контроля СССР. В прежнем законе о бюджетных правах Союза ССР было установлено, что контроль за исполнением Государственного бюджета, а также местных бюджетов осуществляется соответственно Министерством финансов СССР и финансовыми отделами местных Советов народных депутатов. Контроль осуществлялся методами проверок, обследований и ревизий. Контрольно-ревизионное управление проводило ревизии и проверки деятельности финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии и проверки финансовых органов проводились работниками вышестоящих финансовых органов и контрольно-ревизионного аппарата Минфина СССР. Чтобы исключить вероятность дублирования и параллелизма в контрольной деятельности, планы ревизий согласовывались между финансовыми органами и учреждениями Госбанка СССР, Стройбанка СССР и т.д. При этом среди задач ревизий особо выделялось определение соответствия доходов и расходов бюджета, а в финансовых планах и сметах расходов ведомств и отделов исполкомов Советов народных депутатов — их соответствие показателям плана экономического и социального развития, соблюдение финансовой дисциплины, режима экономии и эффективного использования материальных и денежных ресурсов, их сохранность. Широко практиковалось проведение экономического анализа при рассмотрении финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в ходе которого устанавливалось выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования денежных средств и материальных ценностей, соблюдение финансовой дисциплины Важной особенностью финансового контроля в СССР являлась его плановость и разнообразие действенных методов проведения ревизий и проверок с учетом их целей и видов. Особое внимание обращалось на своевременность проведения ревизий, их превентивный, предупредительный характер, разнообразие средств - встречные проверки, документальная проверка, сопоставление плановых, нормативных и отчетных показателей, группировка нарушений и положительных факторов работы и др. Вывод: совершенствование финансовой системы России, а особенно финансового контроля привело к тому, что Россия стала внушать больше доверия ее иностранным кредиторам и это привлекло больше иностранных инвестиций в Российскую экономику. Регулярные ревизии и проверки контрольно-ревизионным управлением деятельности финансовых органов по составлению и исполнению бюджета привели к уменьшению произвола бюрократии, не целевого использования и расхищения финансовых средств, а также внесли элементы умеренности, аккуратности и более рационального расходования финансовых средств. 1.3. Роль экономического анализа в ходе финансового аудита Как уже говорилось ранее, экономический анализ выступает одним из способов контроля при проведении комплексных и тематических проверок, документального контроля. Проведение экономического анализа позволяет решить вопросы стратегии и тактики развития, рациональной организации финансовой деятельности, повышения эффективности управления финансовыми ресурсами, позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы, оптимизировать их соотношение, добиться максимального экономического эффекта. Кроме того, результаты экономического анализа необходимы не только управленческому персоналу предприятия и его собственникам, но и кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и государственным службам. Анализ (без привязки его к хозяйственной деятельности и выделения его в самостоятельную науку) существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а часто и реального расчленения объекта или явления на части и, в зависимости от характера объекта, сложности его структуры выступает в различных формах, являясь часто синонимом «исследования» как в естественных, так и в общественных науках. История экономического анализа прослеживается с периодов развития греческого и римского государств и это закономерно, т.к. элементы аналитической функции присущи любой хозяйственной деятельности. Например, анализ был составной частью системы манориального учета и аудита феодальной Британии 12 века, и включал в себя не только инвентаризацию имущества и контроль счетов, но и расчет результатов той или иной сделки. Француза Жака Савари (1622-1690), введшего понятия синтетического и аналитического учета, можно считать родоначальником систематизированного экономического анализа. В дальнейшем его идеи были углублены итальянским бухгалтером Джузеппе Чербони (1827-1917), который ввел учение о синтетическом и аналитическом разложении бухгалтерских счетов. В России расцвет науки об анализе баланса приходится на первую половину 20 века. А.К. Рощаховский (1910г.) по праву считается первым русским бухгалтером, по-настоящему оценившим роль экономического анализа и его взаимосвязь с бухгалтерским учетом. После октябрьской революции, по мере строительства планового социалистического хозяйства в России финансовый анализ довольно быстро был трансформирован в анализ хозяйственной деятельности предприятия. Анализ все более и более отделялся от бухгалтерского учета, выхолащивалась его финансовая природа, анализ превращался в технико-экономический процесс контроля. В начале 90-х годов происходит обратная трансформация, вернувшая к жизни финансовый анализ, как важнейший элемент аналитической работы. Основополагающими принципами которого стали анализ и управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов. Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.(12) Сегодня финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами). В процессе финансового анализа применяются различные приемы, методы и модели. Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат. Существуют различные классификации методов финансового анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа.(18) Неформализованные методы анализа основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне – это методы экспертных оценок, сценариев, сравнений, построения систем показателей, аналитических таблиц. В основе формализованных методов лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Это классические методы анализа хозяйственной деятельности: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, дисконтный и др. Кроме того, к формализованным методам относятся традиционные методы экономической статистики, математико-статистические методы, эконометрические методы, методы оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решений. Все они в той или иной мере применимы к финансовому анализу, так как в настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди можно выделить основные: Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. Основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными. Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: экспресс-анализ финансового состояния, Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста. Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности. Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Эта задача решается путем ознакомления с аудиторским заключением или проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги. Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. При этом необходимо обращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей, поскольку расчет некоторых аналитических показателей может сопровождаться осознанным или неосознанным разночтением. Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. В общем виде методикой экспресс-анализа предусматривается анализ ресурсов и их структуры, результатов хозяйственной деятельности, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс анализа – это отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (таблица 1). Большинство из представленных в таблице показателей, равно как и тенденции их изменения, имеют достаточно наглядную экономическую интерпретацию. В рамках экспресс-анализа в дополнении к приведенной выше системе показателей целесообразно использовать следующую последовательность взаимосвязанных и несложных по структуре и количеству показателей таблиц: хозяйственные средства предприятия и их структура; Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения предприятия. Цель детализированного анализа финансового состояния предприятия – более подробная характеристика имущественного положения предприятия, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития его на перспективу. Детализированный анализ конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. В.В. Ковалев предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия: 1.Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности. 2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования. Оценка имущественного положения. 3.Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Оценка основной деятельности. Анализ по рассмотренной схеме завершается сводом основных аналитических показателей Методика анализа финансового состояния, предложенная И.Т. Балабановым в его книге «Основы финансового менеджмента»(12), исходит из следующих предпосылок - движение любых ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. И поэтому характеристику финансового состояния И.Т. Балабанов предлагает проводить по следующей схеме: анализ доходности (рентабельности); В процессе анализа финансового состояния предприятия основное внимание уделяется вопросам рационального использования оборотных средств. Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, НМА, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности, считает И.Т. Балабанов, являются правильная организация и использование оборотных средств. Анализ финансовой устойчивости предприятия включает в себя анализ: состава и размещения активов хозяйствующего субъекта; Помимо приведенных выше методов анализа финансового состояния, аналитиками используется метод, описанный в учебнике «Финансовый менеджмент: теория и практика» под редакцией Е.С.Стояновой. Где при анализе финансового состояния особое внимание уделяет специфическим методам анализа: расчетам эффекта финансового рычага и операционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов. Кроме того, в настоящее время все большее распространение получают матричные методы оценки и анализа финансовых показателей, увязанных с действующими формами бухгалтерской отчетности. В статье КЭН М.И. Литвина, рассматриваются возможности применения таких методов при оценке и анализе финансовых показателей. Матричные балансы существенно расширяют информационную базу для финансового анализа. С их помощью можно: определить увязку статей актива (имущества предприятия) и статей пассива баланса (источники средств); рассчитать структуру и определить качество активов по балансу предприятия и достаточность источников их финансирования; рассчитать весь набор показателей и коэффициентов, необходимых для оценки финансовой устойчивости, платежеспособности, использования ресурсов предприятия; объективно оценить финансовое состояние предприятия, выяснить причины его изменения за отчетный период; установить параметры, характеризующие приближение предприятия к порогу неплатежеспособности (банкротству). Вывод: Сегодня финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности. Совершенствование финансового анализа привело к более углубленной и детализированной характеристике имущественного положения предприятия, результатов его деятельности, а также возможностей развития его на перспективу.
ГЛАВА 2. Место внутреннего аудита деятельности предприятия 2.1. Принципы внутреннего аудита деятельности предприятия Как уже говорилось ранее, аудит может быть охарактеризован как одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить, обосновать эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел. На мой взгляд, основой эффективной деятельности предприятия является правильно организованный внутренний аудит. Именно он представляет собой начальный контроль всей финансовой деятельности. В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю) аудит также подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний финансовый аудит есть независимая деятельность на предприятии по проверке и оценке его работы в его интересах. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок. Внутренний аудит имеет следующие особенности: 1. проводится внутри организации ее служащими (аудиторами); 2. организуется по желанию руководства организации; 3. информация, образуемая как результат внутреннего аудита, как правило, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала; 4. затраты на содержание внутреннего аудита берет на себя сама фирма.(9) Предприятие заинтересовано в своей эффективной работе и улучшении экономического состояния, и работа внутреннего аудитора, прежде всего, полезна самому предприятию. Внутренний аудит необходим в основном для организации проверки сохранности и использования материальных ценностей, правильности расчетов, проведения анализа причин возникновения потерь и убытков. Скачать архив (87.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |