Главная » Аудит |
Содержание Введение….....3 Цель, задачи, информационная база аудита денежных средств и расчетов.......6 4.1 Учет и аудит кассовых операций………...15 4.2 Учет и аудит операций по расчетному счету………20 4.3 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……..25 4.4 Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками…...28 4.5 Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами……...31 4.6 Уровень существенности и аудиторский риск………..35 Совершенствование аудита денежных средств и расчетов с использованием компьютера………….39 Список использованной литературы Приложения Введение
Бухгалтерский учет денежных средств и расчетов имеет важное значение для правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансо-вых ресурсов. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность пред-приятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др. Целью бухгалтерского учета денежных средств и расчетов - является кон-троль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эф-фективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сох-ранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое исполь-зование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вло-жении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депо-зиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фон-ды и т.д.). Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского уче-та денежных средств: - своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; - контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия; - использованием денежных средств по их целевому назначению; - своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащи-ми и др.; - своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для пре-дупреждения просроченной задолженности; - своевременное выявление результатов инвентаризации денежных сред-ств, документов и расчетов. С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране по-полнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является по-нятие аудита. В Российской Федерации аудит – новое направление контроля за хозяйст-венной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлы -нул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продук-ции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и до-полнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налого-плательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соб-людении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий. Возникла необходимость создания формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, которой бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с це-лью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческой деятельности. Этой формой стал аудит - дея-тельность направленная на снижение предпринимательского риска. В соответствии с федеральным законом №119-ФЗ от 07.08.2001 г., ауди-торская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независи-мой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является вы-ражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди-руемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодате-льству РФ. Аудит может быть обязательным и инициативным, внешним и внут-ренним, первоначальным и периодическим. Цель дипломной работы заключается в изучении и раскрытии порядка ау-дита денежных средств и расчетов и разработки мероприятий по совершенство-ванию методик аудита и учета денежных средств. Основными задачами данной работы являются: - ознакомление с основной нормативной, методической и учебной литера-турой по теме работы; - рассмотреть порядок ведения аудита денежных средств; - выработка конкретных мер и предложений по совершенствованию ауди-та учета денежных операций на предприятии. Объектом исследования выбрано муниципальное унитарное предприятие «Водоканал». Методологической и теоретической основой при написании работы пос-лужили Федеральные законы РФ, Приказы Минфина РФ, и другие норматив-ные акты по изучаемым вопросам, учебная литература.
1. Цель, задачи, информационная база аудита денежных средств и расчетов. Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) № 1 «Цель и основные принципы аудита финан-совой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности ауди-руемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодате-льству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отче-тов с целью: подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности; проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетнос-ти затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период; контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регу-лирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологичес-кой оценки активов, обязательств и собственного капитала; выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборот -ных средств, финансовых резервов и заемных источников. В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах. Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению дене-жных средств и расчетов;
2. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в МУП "Водоканал" Для целей проверки структура внутреннего контроля может быть подраз-деле на контрольную среду, систему бухгалтерского учета и процедуры контро-ля. В результате проведения комплексной оценки средств внутреннего контро-ля получают аудиторские доказательства. Получение аудиторских доказатель-ств регулируется правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Контрольная среда включает философию менеджмента и стиль работы, организационную структуру организации, деятельность высшего руководства, внутренний аудит, распределение полномочий и ответственности, управленчес-кие методы контроля исполнения операций, кадровую политику, различные факторы, влияющие извне на практическую деятельность (например, проверки внешними контролирующими структурами). Отмечено, что повышенное вни-мание руководства к организации внутреннего контроля является решающим фактором его эффективности, поскольку фактически предопределяет отноше-ние всех сотрудников к контролю и создает благоприятные условия для работы службы внутреннего аудита. Важнейшей характеристикой контрольной среды является такое разделе-ние обязанностей и ответственности, при котором невозможно совмещение фун -кций, позволяющее сотруднику скрыть ошибку или исказить информацию. Система бухгалтерского учета включает правила и принципы ведения бух- галтерского учета и ведения учетных регистров, установленных для идентифи-кации, сбора, анализа, классификации, отражения в учете и отчетности совер-шенных операций. Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта: учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; Процедуры контроля - это специальные проверки, проводимые персона-лом, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и ис-кажений информации в системе бухгалтерского учета. Они предполагают нали-чие эффективных процедур санкционирования, документирование, фактичес-кий контроль за отгрузками и оплатами и осуществление независимых прове-рок. Оценка системы внутреннего контроля предусматривает два этапа: общее знакомство с системой внутреннего контроля; На первом этапе аудитор должен получить общее представление о подхо-дах руководства к организации внутреннего контроля учете денежных средств и расчетов. А также организационной структуре внутреннего контроля, нали-чии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений руковод-ства на уровне исполнителей, методах распределения функций и ответственно-сти, процедурах внутреннего контроля, доступе к документации, функциях вну-тренних аудиторов, возможных видах ошибок. Полученную информацию о сис-теме внутреннего контроля целесообразно документировать в виде блок-схемы, содержащей информацию о разделении обязанностей, санкционировании опе-раций, процедурах учета и контроля. Документирование системы внутреннего контроля позволяет аудитору предварительно установить сильные и слабые стороны контроля, что является важным для дальнейшего исследования. Уже по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля ау-дитор должен принять решение о том, может ли он в своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля. Если аудитор считает это невозможным, то дальнейший аудит планируется таким образом, чтобы аудито-рское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Если аудитор прини-мает решение о том, что на систему внутреннего контроля положиться можно, то проводится оценка ее надежности. В задачу оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяс-нение того, что предпринимается в организации для предотвращения, выявле-ния и исправления ошибок и искажений информации. Предлагаемая методика первичной оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тес-тировании. Примерные вопросы теста разделяются по разделам. Каждому поло-жительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов. Программа тестов средств контроля представляет собой программу дейс-твий, предназначенных для подтверждения достоверности оценки системы вну-треннего контроля. Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуе-мые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (см. ниже) и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть опреде-лена как "низкая", "средняя" или "высокая". Оценка надежности системы Сумма баллов по итогам Низкая 0 - 8 Средняя 9 - 16 Высокая 17 - 24 Тесты внутреннего контроля представлены в приложении 5. По этой таб-лице проверим, как осуществляется контроль на нашем предприятии. Исходя из проведенного теста проверки контроля денежных средств оце-нка надежности системы внутреннего контроля может быть определена как вы-сокая. В МУП "Водоканал" бухгалтерский учет на предприятии ведется соглас-но Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и другим нормативно-инструктивным документам с учетом последующих дополнений и изменений в них. Бухгалтерский учет в МУП "Водоканал" осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер обеспечивает контро-ль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление опера-тивной и результативной информации в установленные сроки. Предприятием, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", разработана учетная политика. Она в полном объеме раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, а именно: способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оце-нка производственных запасов, незавершенного производства, готовой продук-ции, признание прибыли от реализации продукции и т.д. Централизованная бухгалтерия состоит из двух отделов – финансово-рас-четный, планово-экономический отдел. Финансово-расчетный отдел ведет учет по банковским счетам, по кассе, по подотчетным лицам, заработной плате, по налогам, по реализации продук-ции, по авансам выданным и полученным. Расчет заработной платы и формиро-вание отчетности в фонды ведется с помощью программы "1С-Зарплата и Кад-ры". Квалификация у всех сотрудников высокая, опыт работы большой. Следует отметить, что система бухгалтерского учета в МУП "Водоканал" может считаться эффективной, так как выполняются следующие требования: операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; Если по итогам оценки надежность системы внутреннего контроля оцене-на как "высокая" или "средняя", то аудитор должен учитывать это при разработ-ке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если на-дежность оценена как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирова-ния следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы. Оценка надежности системы внутреннего контроля может считаться заве-ршенной, если аудитор выявил вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут или не помогут обнаружить существенные искажения информации по учету денежных средств и расчетов. В связи с тем, что риск неэффективности системы внутреннего контроля затру-днительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих доку-ментах описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный показатель. На этапе знакомства и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов. Важным методом получения информации должно стать непосредственное наб-людение за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу.
3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах с поставщиками и подрядчиками Основными нормативными документами по учету денежных средств, рас-четов являются: Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II. Учет денежных средств регулируется следующими нормативными доку-ментами: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимос- ть которых выражена в иностранной валюте". Утверждено приказом Минфи-на РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000). Нормативными документами, регулирующими учет расчетных операций, являются: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обяза-тельств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
4. Аудит денежных средств и расчетов Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осущес-твлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Поряд-ком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным реше-нием совета директоров Банка России от 22.09.93 г. №40. Денежные средства в кассу предприятия получают с расчетного счета ст-рого на определенные цели. Денежные средства не могут быть использованы не по назначению. Предприятия могут хранить в кассе денежные средства только в пределах установленного лимита. Лимит определяется банком, обслуживаю-щим предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита денежные средства могут храниться только для выдачи заработной пла-ты, пособий, но не более 3-х рабочих дней. Выполнение кассовых операций производится кассиром. Он является ма-териально-ответственным лицом. При поступлении на работу с кассиром в обя-зательном порядке должен быть заключен договор о полной материальной от-ветственности. Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на осно-вании первичных документов типовой межведомственной формы. Прием нали-чных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые обязате-льно должны быть подписаны главным бухгалтером. Выдача наличных денеж-ных средств из кассы производится по расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия. Приход-ные и расходные кассовые ордера после осуществления операций по ним под-писываются кассиром. Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными докумен-тами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. До передачи в кассу пре-дприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалте-рии в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по при-ходу и отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ор-деров производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга – это регистр анали-тического учета операций с наличными денежными средствами. Записи в кас-совую книгу производятся под копирку. Второй экземпляр является отчетом ка-ссира, отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчи-тать итог операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию. Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50 "Касса" – счет активный, основной, денежный. Основные проводки по движению денежных средств в кассе предприятия: 1. Получено в кассу с расчетного счета: Дт 50 "Касса" Кт 51 "Расчетный счет". 2. Получена наличными выручка от реализации: работ, услуг, продукции, това-ров: Дт 50 "Касса" Кт 90/1 "Выручка". 3. Сдан в кассу остаток подотчетной суммы: Дт 50 "Касса" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами". 4. Получено в кассу в возмещение задолженности по недостаче: Дт 50 "Касса" Кт 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". 5. Получено наличными от дебиторов: Дт 50 "Касса" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". 6. По объявлению на взнос наличными внесено на расчетный счет: Дт 51 "Рас-четный счет" Кт 50 "Касса". 7. Выдано под отчет: Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса". 8. Выдана из кассы заработная плата персоналу предприятия: Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Кт 50 "Касса". 9. Выдано наличными в погашение кредиторской задолженности: Дт 76 "Расче-ты с разными дебиторами и кредиторами" Кт 50 "Касса". 10. Выдано наличными за счет средств органов социального страхования: Дт 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" Кт 50 "Касса". Не реже одного раза в месяц должна проводиться ревизия кассы. Резуль-таты ревизии оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе, зачисляются в доход предприятия: Дт 50 "Касса" Кт 91/1 "Прочие доходы". Недостача относится на материально-ответственное лицо (кассира). В учете составляются следующие проводки: 1. При обнаружении недостачи: Дт 94 "Недостачи, потери от порчи ценностей" Кт 50 "Касса". 2. Выявленная недостача относится на материально-ответственное лицо: Дт73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кт 94 "Недостачи, потери от порчи ценностей". 3. Внесено наличными в кассу в погашение задолженности по недостаче: Дт 50 "Касса" Кт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба". 4. Удержано из заработной платы в погашение недостачи: Дт 70 "Расчеты с пер-соналом по оплате труда" Кт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российс-кой Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для форми-рования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существен-ных аспектах. Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Аудиторская проверка кассовых операций в МУП «Водоканал» организу-ется в такой последовательности: • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств: • проверка правильности документального оформления операций; • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств; • аудиторская проверка правильности списания денег в расход; • проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; • оформление результатов проверки. Источниками информация аудита кассовых операций являются: Кассовая книга; Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентариза-цию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт яв-ляется письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки. Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой, аудитору необходимо выяснить: • обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка; • имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; • застрахована ли касса организации; • соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа; • соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам. Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, по-лученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записан-ных в корешках чеков, и выписок банка. Чековые книжки, корешки использова-нных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бух-галтера. Направления использования денежных средств и их целевое назначе-ние организация определяет по своему усмотрению. Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отче-тами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг). Все случаи неполного набора документов по кассовым операциям долж-ны быть зафиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соиз-меряют с кредитовым оборотом по счету 50 "Касса". Проверим правильность формирования показателя «Денежные средства» в бухгалтерском балансе МУП «Водоканал» на 01.01.05 г. Остаток на начало дня 30.12.04 г. по отчету кассира составил 2932,98 руб. К отчету кассира за день приложены следующие первичные документы: - приходный кассовый ордер № 1411 от 30.12.04 г. на сумму 1355,20 руб. (приложение 1), основание – реализация сырья, отражено – Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; - расходный кассовый ордер № 1074 от 30.12.04 г. на сумму 238,18 руб. (приложение 2), основание - выдача сумм подотчет, отражено - Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса»; - расходный кассовый ордер № 1075 от 30.12.04 г., платежная ведомость от 30.12.04 г. на сумму 2050,00 руб., основание – выдана зарплата Городиловой О.Г., отражено – Дт 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда» Кт 50 «Касса». Остаток на конец дня составил 2000 руб., он также нашел отражение в от-чете кассира (см. приложение 3), кассовой книге и регистре учета – аналити-ческой ведомости по счету 50 «Касса» за 30.12.04 г. Сальдо на конец периода в Главной книге по счету 50 «Касса» равно 2000 руб.
4.2 Учет и аудит операций по расчетному счету В соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и пре-дпринимательской деятельности" каждое предприятие вправе открывать в лю-бом учреждении банка расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых опера-ций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус юридичес-кого лица и находящимся на самостоятельном балансе. Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией Цент-рального банка Российской Федерации, в соответствии с которой, каждой орга-низацией может быть открыт расчетный счет в одном или нескольких банках по его выбору. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных счетов. Для их открытия в банк предоставляются следующие документы: 1)заявление на открытие счета; 2)копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально; 3)нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации предприя-тия; 4)карточка с образцами подписей распорядителей кредитов (руководитель предприятия и главный бухгалтер), оттиском печати предприятия, заверенной нотариусом в двух экземплярах; 5)справки о постановке на учет (налоговой инспекции, пенсионного фон-да, органов социального страхования и обеспечения). После открытия расчетного счета банк присваивает ему определенный номер, который указывается во всех расчетно-платежных документах, переда-ваемых в банк. На расчетном счете сосредотачиваются денежные средства, за-численные в форме выручки от реализации продукции, банковских кредитов и прочих поступлений. С расчетного счета производятся перечисления поставщи-кам за продукцию, финансовым органам, различным кредиторам, погашаются банковские кредиты, а также выдаются наличные для выдачи заработной платы и других расходов. Выдачу денег или безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца расчетного счета. Однако, в оп-ределенных случаях, законодательством предусмотрено списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке (взыскание просроченных платежей в бюджет, по исполнительным листам, приказом государственного арбитража), банк может списать проценты за пользование кредитом, проценты по просроченным ссудам, плату за расчетно-кассовое обслуживание. Периодически банк выдает владельцу счета выписки с расчетного счета. Выписка с расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. В ней показывается остаток на начало периода, движе-ние за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. К ней прилагаются все документы, по которым произво-дится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными до-кументами в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. На полях прове-ренной выписки проставляются коды счетов, которые корреспондируют со сче-том 51. Выписки из расчетного счета служат основанием для учетных записей по синтетическому счету 51 "Расчетный счет". Это счет активный, основной, денежный. В бухгалтерском учете составляются следующие проводки: 1. Получены на расчетный счет деньги из кассы предприятия: Дт 51 "Расчетный счет" Кт 50 "Касса". 2. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации продукции: Дт 51 "Рас-четный счет" Кт 90/1 "Выручка". 3. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации прочих активов Дт 51 "Расчетный счет" Кт 91/1 "Прочие доходы". 4. Зачислены на расчетный счет кредиты банка: Дт 51 " Расчетный счет" Кт 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" Дт 51 "Расчетный счет" Кт 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". 5. Получены на расчетный счет штрафы, пени, неустойки: Дт51 "Расчетный счет" Кт 91/1 "Прочие доходы". 6. Зачислено от дебиторов в погашение долгов: Дт 51 "Расчетный счет" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". 7. Выдано по чеку наличными в кассу предприятия: Дт 50 "Касса" Кт 51 "Расче-тный счет". 8. Перечислено в погашение задолженности поставщикам: Дт 60 "Расчеты с по-ставщиками и подрядчиками" Кт 51 "Расчетный счет". 9. Перечислено в погашение задолженности бюджету по налогам: Дт 68 "Расче-ты по налогам и сборам" Кт 51 "Расчетный счет". 10. Перечислено в погашение задолженности органам социального страхования и обеспечения: Дт69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" Кт 51 "Расчетный счет". 11. Перечисление в погашение задолженности по кредиту: Дт 66, 67 "Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам" Кт 51 "Расчетный счет". Источники информации: платежное поручение (кому перечислено); Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам. Ведется проверка полноты и правильнос-ти синтетического учета операций по расчетному счету. Такая проверка прово-дится по каждому счету, открытому в банке. Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком про-центов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, на-числяет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет: • порядок ведения учетных регистров; • ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, отк-рытому в банке, составляется ли сводный регистр; • своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка; • тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка. Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупа-телями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регист-ров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ". Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгал-терского учета по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 51 "Расчетный счет", 55"Специа- льные счета в банках", а также сверки выписок и приложенных к ним докуме-нтов. Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходова-ния наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организа-ции). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регис-тра по кредиту счета 50 "Касса ". Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разде-ле аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчи-ками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы. Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 "Ра-счетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производс-тво", 26 "Общехозяйственные расходы ", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыпол-ненные работы, неоказанные услуги. Пересекающейся процедурой проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходо-вания наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить: • приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитан-ция к приходному кассовому ордеру; • тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетные счета" и дебету счета 50 "Касса". Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей докуме-нтации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторс-кой проверки. Рассмотрим порядок отражения движения денежных средств на расчет-ном счете МУП «Водоканал»». У предприятия открыт один расчетный счет в Кувандыкскос ОСБ. Согласно выписки из лицевого счета за 31.12.04 г. в Кувандыкском ОСБ остаток денежных средств на начало дня 31.12.04 г. на счете МУП «Водоканал» составлял 1555,2 руб. За день 31.12.04 г. по счету были произведены следую-щие операции: - списано со счета комиссия банка по платежному поручению № 865 от 31.12. 04 г. (приложение 4) в размере 24 руб., отражено - Дт 91 «Прочие доходы и рас-ходы» Кт 51. Остаток на конец дня составил 1531,2 руб., он также нашел отражение в вы-писке банка и регистре учета – аналитической ведомости по счету 51.
4.3 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связан-ные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты. Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стои-мость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетами учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по пе-реработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с постав-щиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство. Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчика-ми" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: • поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оп-латы которых не наступил; • поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщи-кам по неотфактурованным поставкам; • авансам выданным; • поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др. Сальдо по счету 60 без учета сальдо по субсчету "Расчеты по авансам вы-данным" может быть только кредитовым. Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками" корреспондирует со счетами: Оприходование патентов, лицензий и других нематериальных активов: Дт 04 "Нематериальные активы" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". 6. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просрочены-ми сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санк-ций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате: Дт 91/2 "Прочие расходы" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". 7. При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недос-тача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников: Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценнос-тей" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям: • проверка наличия и правильности оформления договоров; • проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг); • проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги). Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продук-ции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установлен-ной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожны-ми (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяе-мой организации. Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах. Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтвержде-ние о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных мате-риальных ценностей (работ, услуг). При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор устанавли-вает: • подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кассовым ордерам, выпис-ками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, век-селями, чеками и т. п.); • подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.); • соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по сче-ту 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; • соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах. В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поста-вщиками и подрядчиками установлено, что учет расчетов с поставщиками и под-рядчиками осуществляется на счете 60. Также установлено, что бухгалтерский уч-ет на предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными доку-ментами. Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с поставщи-ками и подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские ба-лансы составлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприя-тия подтверждены соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов-ордеров. Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обоб-щает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оцен-ку реальности сальдо.
4.4 Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчи-ками". Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспон-денции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспо-нденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отра-жаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому получен-ному авансу. Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется: • по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету; • при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность по-лучения необходимых данных по: • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; • покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со сче-тами: 1. Отражена стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, выпол-ненных работ и оказанных услуг на момент перехода права собственности: Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт 90/1 "Выручка". 2. Отражена сумма задолженности покупателей в связи с реализацией им осно-вных средств, излишних материальных ценностей, и прочего имущества: Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт 91/1 "Прочие доходы". 3. Отражен возврат покупателям излишне полученной у них суммы: Дт62 "Рас-четы с покупателями и заказчиками" Кт 50, 51, 52 счета денежных средств. Поступили платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им про-дукцию, работы, услуги: Дт 50, 51, 52 счета денежных средств Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При аудиторской проверке операций по расчетам с покупателями и заказчика-ми устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками " с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99. В ходе аудиторской проверки МУП «Водоканал» установлено, что данные регистра по счету 62 соответствуют данным Главной книги и взаимосвязанным регистрам. Скачать архив (65.0 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |