Главная » Менеджмент

Государственная система управления трудовыми ресурсами

Содержание

1.      Причины возникновения Государственной системы управления трудовыми ресурсами

2.      Государственная система управления трудовыми ресурсами

.        Органы и организации, образующие государственную систему управления трудовыми ресурсами

.        Международная организация труда (МОТ)

Литература

.       
Причины возникновения Государственной системы управления трудовыми ресурсами

В течение нескольких десятилетий экономика не признавала присутствия в нашей стране рынка труда. Из области товарных отношений была исключена рабочая сила, а это аргументировалось отсутствием в нашей стране безработицы и, разумеется, наличием социалистической (что равно общенародной) собственности как экономической базы страны.

Считалось, что в ситуации социализма человек не отделяется от производственных средств, и именно это обусловило его особое внимание к собственной рабочей силе не как к товару, продающемуся на рынке. И на самом деле, в том случае, если собственник производственных средств и наемный работник сочетаются в едином лице, то о купле-продаже рабочей силы речь идти не может.

При существовании рынка труда невозможны ни стабильность, ни низкое качество работы, ни слабая трудовая дисциплина, ни отсутствие интереса работника в качественном труде. Как кажется, основной причиной плохого развития рынка труда в социалистических условиях является монополия государства на рынке рабочей силы. Только она и недостаток в оптимальной рыночной конкуренции и обусловили серьезные противоречия развития страны в социально-экономических вопросах и вызвали необходимость создать государственные структуры, которые бы регулировали занятость и безработицу (ГСЗ).

Органы ГСЗ были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентаций стали не только уменьшение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений.

.       
Государственная система управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования.

Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций . В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-трудовых отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

В условиях современной России для сферы труда характерен переход от монополии государства в административном определении правил регулирования социально-трудовых отношений к их программно-нормативной регламентации на принципах демократизации и регионализации. Это означает установление при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений) границ, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативным актам относятся: основы законодательства о труде, пенсионное законодательство; закон об индексации доходов населения; закон о занятости; нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, матерей с детьми), профессиональных групп трудящихся.

Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда.

Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения РФ, Программа поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера), отраслевые (например, Программа санации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России), частные (например, программа самозанятости).

.        Органы и организации, образующие государственную систему управления трудовыми ресурсами

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат - органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

Рис. 1.1. Состав государственных и иных органов и организаций по управлению трудовыми ресурсами в РФ

В Совете Федерации образованы следующие комитеты, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования социально-трудовых отношений:

по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;

по социальной политике.

В Государственной Думе образованы следующие комитеты:

по законодательству и судебно-правовой реформе;

по экономической политике;

по бюджету, налогам, банкам и финансам;

по труду и социальной политике;

по образованию и науке

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.

4.      Международная организация труда (МОТ)

Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств - членов МОТ, каковым является и Россия.

Международная организация труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ - выработка соглашений, международных конвенций в области труда для последующей их ратификации государствами - членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в странах третьего мира; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость населения). В России действует Московское бюро МОТ.

Основными задачи Минтруда России являются:

выработка политики в социально-трудовой сфере;

координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

разработка основных направлений социальной политики правительства;

подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;

участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений;

регулирование рынка труда, занятости населения и др.

Некоторые функциональные направления деятельности Минтруда РФ показаны в табл. 1.3.

Рис. 1.2. Состав организаций, подчиненных Минтруду РФ

Таблица 1.3 Некоторые функциональные направления деятельности Минтруда РФ

Сферы деятельности

Направления деятельности

Оплата и мотивация труда в производственных отраслях

Изучение перспективных и межотраслевых проблем оплаты труда, разработка форм и систем оплаты труда в различных производственных отраслях, подготовка предложений о минимальных размерах оплаты труда.

Оплата труда работников бюджетных отраслей

Изучение общих проблем оплаты работников бюджетных отраслей, разработка систем оплаты труда работников различных бюджетных отраслей, установление размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы.

Уровень жизни и социальная поддержка населения

Осуществление мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда; анализ структуры и динамики доходов населения; разработка минимальных потребительских бюджетов и социальных нормативов уровня жизни; разработка социальных пособий и компенсаций; изучение общих проблем пенсионного обеспечения.

Политика на рынке труда и народонаселения

Анализ и регулирование рынка труда, выработка региональной политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и социальных проблем политики занятости.

Организация труда

Разработка форм и методов организации и нормирования труда, тарификация труда.

Подготовка и переподготовка кадров

Разработка видов и методов подготовки и переподготовки кадров для рыночных экономических условий, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой области.

Охрана и условия труда

Разработка порядка государственной экспертизы условий труда; разработка и согласование норм и правил по охране труда.

Социальное страхование

Разработка методического и нормативного обеспечения социального страхования, развитие страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, планирование льготных пенсий.

Трудовые отношения и социальное партнерство

Разработка порядка заключения генеральных, региональных и отраслевых соглашений, социального партнерства, разрешения трудовых конфликтов; нормативно-методическое обеспечение работ по трудовым отношениям и социальному партнерству.

Правовое регулирование труда и социальных вопросов

Подготовка и экспертиза проектов нормативных актов, систематизация и анализ трудового законодательства.

Международное сотрудничество

Разработка предложений по двустороннему социально-трудовому сотрудничеству, координация работ с Международной организацией труда и другими международными организациями, изучение проектов зарубежной технической помощи.

Минтруд РФ занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами. Состав основных организаций, подчиненных Минтруду РФ, показан на рис. 1.2.

Ведущими подведомственными организациями Минтруда РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности. Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения. Центральный институт труда осуществляет научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы МОТ. Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора; разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений; осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости; проводит анализ статистических показателей по труду; занимается учебно-методической работой по организации обучения менеджеров; ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения производительности труда; издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.

К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни относятся: проведение научных исследований по обоснованию подходов к определению минимального уровня оплаты труда с учетом важнейших факторов его дифференциации; разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда; проведение социологических исследований по выявлению тенденций в социально-экономическом положении семей различных типов и категорий; проведение мониторинга (по Москве) в области изменений индекса стоимости потребительской корзины в расчете на одного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление стоимости потребительской корзины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предприятиях и в организациях города.

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах.

Система социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений». В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателями. В соглашениях определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов работающих по мере стабилизации экономики. Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления (Минтруда РФ), общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения работников.

Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон.

При Минтруде РФ создан, а служба разрешения трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых споров и их устранения.

труд управление международный социальный

Литература

1.   Трудовой кодекс РФ.

2.   Бреев Б.Д. Некоторые аспекты занятости населения на современном этапе. - СПб., 2003.

3.      Дадищев А.З. Проблемы регулирования занятости и регулирования рынка труда России. - М., 2003.

.        Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России. - М., 2002.

.        Иванов С.Е. Государственная система управления трудовыми ресурсами. - СПб., 2007.

.        Маслова И.С. Становление системы формирования эффективной занятости в новых условиях. - Екатеринбург, 2006.

.        Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: Комментарии и разъяснения. - М., 2006.

.        Руденко С.А. Государственная политика в области занятости населения в условиях рыночных преобразований. - Марий-Эл, 2008.

.        Шкатулла В.И. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ. - М., 2007.


Скачать архив (82.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: