Главная » Экономика |
Оглавление Введение Глава I. Теоретические основы формирования внешнеторговой политики страны .1 Внешнеторговая политика: сущность и виды .2 Основные виды и направления внешнеэкономических связей .3 Особенности внешнеторговой политики развитых стран в условиях глобализации мировой экономики Глава ІІ. Внешнеторговые операции и тенденции их развития в Российской Федерации .1 Анализ динамики и структуры внешней торговли Российской Федерации .2 Выполнение в Таможенном союзе обязательств Российской Федерации в ВТО Глава III. Проблемы и перспективы развития внешней торговли Российской Федерации .1 Проблемы внешнеторговой политики Российской Федерации .2 Направления развития внешней торговли Российской Федерации Заключение Список использованных источников Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономический рост и прирост населения в разных регионах мира проистекают неравномерно, что вызывает необходимость расширения международного обмена, способствующего развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно- техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям. Развитие внешнеторговой политики Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья играет решающую роль в процессах модернизации национальной экономики. В условиях мирового финансово-экономического кризиса диверсификация внешнеэкономических связей Российской Федерации должна содействовать более эффективной интеграции в мировое хозяйство, образованию полноценного Единого экономического пространства на территории СНГ, повышению качества и уровня жизни населения. В исследованиях и публикациях российских ученых, таких как Войтович А.И., Гоголева Т.Н., Гречков В.Ю., Дюмулен И.И., Иванов И.Д., Каменщик, Д.В. Котляров Н.Н., Кочетов Э.Г., Рыбалкин В.Н., Строковский Л.Е, Сельцовский В.Л., Филькевич И.А., Шишков Ю.В. и др. исследовались различные аспекты внешнеэкономических связей Российской Федерации в условиях глобализации. Наряду с этим проблемы совершенствования внешнеторговой политики Российской Федерации в условиях мирового финансово-экономического кризиса пока исследованы недостаточно полно. Целью курсовой работы является комплексное изучение особенностей внешнеторговой политики Российской Федерации. Для достижения установленной цели необходимо выполнить следующие задачи: исследование теоретических основ формирования внешнеторговой политики страны; рассмотрение основных тенденций развития внешнеторговой политики в Российской Федерации; обоснование направлений совершенствования внешнеторговой политики Российской Федерации с учетом опыта промышленно развитых стран. Объект исследования - внешнеторговой политики Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей. Предмет исследования - направления внешнеторговой политики Российской Федерации, отражающие наиболее существенные структурные параметры и особенности участия Российской Федерации в международном разделении труда. Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили труды российских экономистов в области мировой экономики и международных экономической отношений. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Глава I. Теоретические основы формирования внешнеторговой политики страны Внешнеторговая политика - совокупность методов, приемов и механизмов регулирования объемов и направленности экспорта и импорта, которые применяет государство с целью реализации внешнеэкономической политики в целом. Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. Политика свободной торговли - это политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на принципах свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем применения тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. В «чистом виде» протекционизм и свободную торговлю можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. Протекционизм имеет как преимущества, так и недостатки. Перечислим наиболее известные из преимуществ: ) Защита молодых отраслей. В определенных ситуациях протекционизм может просто спасти только зарождающиеся отрасли, которые не способны на начальном этапе конкурировать с зарубежными компаниями ни в цене, ни в качестве. ) Для ряда стран поступления от пошлин и тарифов -солидная часть всех поступлений к казне. ) Снижения безработицы. В случае, если иностранные конкуренты раздавят национальные предприятия, многие люди потеряют свои рабочие места. ) Безопасность. Некоторые отрасли являются стратегически-важными для государства и не могут быть подконтрольными иностранным компаниям. Изъяны протекционизма также имеют основания: ) Из-за протекционизма могут развиваться внутренние монополии. ) Замедление экономического роста. Объемы торговли (мировой) падают при введении пошлин или тарифов. ) Торговые войны. В некоторых случаях введение тарифов может даже привести к самым настоящим торговым войнам между странами. 4) Через протекционизм национальная продукция стоит дороже, чем стоила бы без него. Это объясняется просто. Цены на заграничные аналоги слишком большие, люди начинают покупать местную продукцию, тем же повышая на нее спрос и способствуя росту цен. Свободная торговля также имеет свои преимущества и недостатки. Основные из них следующие. Преимущества: ) Благодаря свободной торговле, которая базируется на принципе сравнительных преимуществ, мировая экономика может достичь более эффективного размещения ресурсов и высшего уровня благосостояния. ) Предоставляет потребителям возможность выбора благ из более широкого ассортимента. ) Стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию, побуждает производителей к повышению качества товаров и использования современных достижений науки и техники. Недостатки: ) В условиях слабой экономики ставит под угрозу национальную безопасность страны, способствует вывозу национального дохода за ее пределы; ) Опасная для молодых и слабых неконкурентоспособных отраслей. На современном этапе внешнеторговая политика развитых и развивающихся стран представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое согласно обстоятельств. Как правило, страны стараются проводить гибкую внешнеторговую политику, избирательно используя методы протекционизма и сохраняя элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, которые содержат пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики Глобализация мировой экономики сопровождается изменениями социально-экономической структуры внешнеэкономических связей в зависимости от политической направленности государств, т.е. от национальных интересов стран. Во внешнеторговой политике развивающихся стран с момента приобретения ими независимости прослеживаются определенные закономерности перехода от одной ее модели к другой по мере их экономического роста. На внешнеторговую политику существенное влияние оказывают как общая тенденция либерализации мировой торговли, так и специфические цели самих развивающихся стран, которые осознают необходимость внесения изменений в свою политику. Известно, что за два последних десятилетия ХХ в. многие развивающиеся страны достигли относительного роста ВНП. Средние темпы роста во всех развивающихся странах увеличились до 5 %, что почти вдвое выше темпов роста развитых стран. Так, В 2010 году прирост мирового ВВП составил 5,1%, а в 2011 году - 4,5%. Происходит также рост ВВП на душу населения. В меру ускорения экономического роста и повышения жизненного уровня в ХХI веке происходит либерализация мировой торговли и углубление интеграции. Анализ особенностей внешнеторговой политики стран позволяет отметить следующее: в мире имеет место тенденция низкой эластичности спроса на сырьевые товары. В меру роста доходов все меньшая их часть тратится на подобные товары. Поскольку продукты питания являются предметом первой необходимости, потребители, особенно в богатых странах, уже потребляют все, что хотят. Следовательно, рост доходов имеет тенденцию расходоваться больше на товары и услуги, связанные с роскошью, и только незначительно увеличивать расходы на основные продукты питания. Сталкиваясь с проблемой медленно растущего спроса на продукты питания, производимые своими собственными фермерами, передовые страны внедряли все больше ограничений на импортные продукты. Но существует тенденция к высокой эластичности спроса на импортные промышленные товары по доходу: такой спрос в развивающихся странах быстро растет вместе с ростом их дохода. Частично это происходит из-за того, что в результате улучшения положения этих стран они способны позволить себе больше товаров роскоши, а частично это объясняется развитием новых вкусов, когда люди получают доступ к товарам из развитого мира. Ценовые колебания, связанные с низкой ценовой эластичностью спроса и предложения на сырьевые товары, создает большую неопределенность для их экспортеров. Проблема существенных колебаний в мировых ценах является наиболее серьезной для тех стран, которые полагаются только на один или два сырьевых товара, как Гана на какао или Конго на свою медь. Неудовлетворение опорой на экспорт сырьевых товаров заставила большинство развивающихся стран начать процесс индустриализации, извлекая уроки из опыта развитых стран и рассматривая индустриализацию как путь к экономическому росту. Импортозамещающая индустриализация, которая сопровождается негативными процессами, вызвала необходимость экспортоориентированной индустриализации. Такие страны как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань обязаны своими высокими темпами роста быстрой экспансии в области экспорта промышленных товаров. Практика развитых стран свидетельствует, что если в целом политика экономического роста, вызванного вторичной ориентацией на экспорт, была правильной, средства его достижения были гораздо более противоречивыми. Политика свободной торговли, которая подкреплена эффективным контролем финансового сектора и объединена с корпоративной прозрачностью, является эффективной с большей вероятностью, чнежели политика государственных указаний в деле финансирования и лицензирования, пользующихся расположением компаний, особенно если такие компании оказывают поддержку правительству. Можно сделать заключение, что во внешнторговой политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация. 1.2 Основные виды и направления внешнеэкономических связей В литературе по международным экономическим отношениям выделяют следующие формы внешнеэкономических связей: внешнюю торговлю; международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество; международное инвестиционное сотрудничество; международное научно-техническое сотрудничество; экономическое и техническое содействие; валютно-финансовое сотрудничество. Современный этап развития международных экономических отношений характеризуется достаточно большим числом возможных видов и форм внешнеэкономической деятельности, среди которых как традиционные виды, известные не одну сотню лет, так и достаточно новые, появившиеся в последние десятилетия под воздействием НТП и постоянно возрастающей интернационализации мирового хозяйства. Но несмотря на такую эволюцию видов внешнеэкономической деятельности, ведущую роль среди них по прежнему играет старейшая форма внешнеэкономических связей - международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне неэффективно или невозможно вообще. Международная торговля обладает рядом специфических особенностей,отличающих ее от внутринациональной. К ним относятся: . Различные валюты. Каждое государство в международной торговле применяет различные валюты, с возможным изменением их ценового соотношения. . Политическое вмешательство и контроль. Правительства каждого государства жестко контролирует связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения, своей торговой и финансово-бюджетной политикой строит собственную систему пошлин, ограничений на импорт, экспортных субсидий, собственное налоговое законодательство и т.д. . Отличия в движении факторов производства между странами. Имеют место различия в степени свободы движения факторов производства внутри страны и между странами. Культурные и языковые барьеры, иммиграционные законы строят жесткие преграды на пути трудовой миграции. Институциональные барьеры, государственное регулирование экономики и бизнеса усложняет движение капитала между государствами. Международная торговля заполняет пробел, который вызван отличиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами. В основе современной внешнеэкономической политики лежит перманентный процесс сложного приспособления структур национальной экономики (отраслевой, технологической, организационной, др.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства, о чем свидетельствует прежде всего опережающие темпы роста мировой торговли и зарубежного инвестирования в сравнении с совокупным валовым национальным продуктом. Такому приспособлению, которое неминуемо влечет за собой изменение структуры сложившегося хозяйства, мешают не только производство, которое объективно стремится к стабильности, но и экономическая политика правительства, направленная на защиту относительно слабых отечественных отраслей и предприятий от иностранной конкуренции. Следствием протекционистской политики, несмотря на постоянное стимулирование экспорта, является поступательное обособление национальной экономики от мировой и, естественно, снижение темпов ее развития, а также повышение внутренних цен в условиях рыночного хозяйствования и перераспределения прибыли в пользу сравнительно узкого круга предпринимателей. В результате чего усложняются международные экономические контакты и обостряются межгосударственные отношения, усиливаются диспропорции между национальной и мировой структурой хозяйствования, сдерживается экономический прогресс. 1.3 Особенности внешнеторговой политики развитых стран в условиях глобализации мировой экономики. Ключевой особенностью современного этапа экономического развития является весьма быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями, результатами производственно-технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно-консультационные, информационные услуги и т.д. Глобализация, которая развивается в мировой экономике, обусловливает усиление взаимозависимости стран и сопровождается дальнейшим углублением международного разделения труда, изменением места каждого государства в мировом воспроизводственном процесс. В этих условиях экономическое развитие стран зависит от способности интегрироваться в мировую экономику. Особое значение это обстоятельство приобретает для стран, которые одновременно решают проблемы трансформации и интеграции в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправного партнера. Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств. Важнейшее значение в решении проблемы внешнеторговой политики отводится государству, роль которого модифицируется. Объективно формируется новая модель организационно-экономического механизма регулирования, ориентированная главным образом на внешнеэкономическую политику и основанная на формах и методах государственного, межправительственного и наднационального регулирования. Как правило, правительства стараются проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно применяют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Процесс глобализации мировой экономики сопровождается изменениями социально-экономической структуры внешнеэкономических связей в зависимости от политической направленности государств, т.е. от национальных интересов стран. Во внешнеторговой политике развивающихся стран с момента приобретения ими независимости прослеживаются определенные закономерности перехода от одной ее модели к другой по мере их экономического роста. На внешнеторговую политику оказывают влияние как общая тенденция либерализации мировой торговли, так и специфические цели самих развивающихся стран, осознающих необходимость внесения изменений в свою политику. Известно, что за два последних десятилетия ХХ в. многие развивающиеся страны достигли относительного роста валового национального продукта. Средние темпы роста во всех развивающихся странах увеличились до 5 %, что почти вдвое выше темпов роста развитых стран. Так, В 2010 году прирост мирового ВВП составил 5,1%, а в 2011 году - 4,5%. Происходит также рост валового внутреннего продукта на душу населения. По мере ускорения экономического роста и повышения жизненного уровня в ХХI веке происходит либерализация мировой торговли и углубление интеграции. Так выглядела ситуация для богатых стран в период их индустриального развития, так же обстояли дела и в успешно интегрировавшихся развивающихся странах. Китай, Индия, Республика Корея и Тайвань стали интенсивно снижать тарифы после проведения реформ, которые способствовали экономическому взлету. Либерализация торговли, новые технологии создавали условия для роста торговли. После Второй мировой войны среднегодовые темпы роста мировой торговли уже в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. За последние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. Уровень среднего тарифа упал с 25 % в 1980 г. до 11 % в начале XXI в. По мере роста экономики развивающихся стран росла и доля в мировой торговле (20-24%). Следует учитывать, что экспорт важен не только как источник дохода, но и как средство для финансирования импорта новых технологий, необходимых для экономического роста, повышения уровня жизни и укрепления конкурентоспособности на мировом рынке. Наибольших успехов в развитии мировой торговли достигли немногие динамично развивающиеся страны, прежде всего преуспевающие страны Юго-Восточной Азии. Практически во всех новых индустриальных странах экспорт рос быстрее ВВП, т. е. они находятся на этапе активного вхождения в мировое хозяйство. Между тем, рост мировой торговли почти ничего не сделал для прекращения процесса маргинализации стран Африки к югу от Сахары. Хотя доля торговли в ВВП там выросла с 40 (1990 год) до 55 % (начало XXI в.), часть мирового экспорта, приходящаяся на этот регион, упала до 0,3 % (если отчислить ЮАР). Экспорт товаров и услуг из этих стран, имеющих 689 млн человек населения, составляет меньше ? экспорта Бельгии с населением 10 млн человек. По-прежнему 2/3 мирового экспорта обеспечивают развитые страны с высокими доходами. Индия представляет собой экономику с самым быстрорастущим экспортом, увеличивающимся на 10 % ежегодно - начиная с 1990 года, однако ее доля на рынке составляет всего 0,7 % мирового экспорта. Глубокий анализ особенностей внешнеторговой политики стран позволяет установить: в мире имеет место тенденция низкой эластичности спроса на сырьевые товары. По мере роста доходов все меньший их удельный вес расходуется на подобные товары. Так как продовольственные товары являются предметами первой необходимости, потребители, особенно в богатых странах, уже потребляют все, что им требуется. Следовательно, прирост доходов имеет тенденцию расходоваться больше на товары и услуги, связанные с роскошью, и только немного увеличивать расходы на основные продукты питания. Сталкиваясь с проблемой медленно растущего спроса на продовольственые товары, производимые своими собственными фермерами, передовые страны вводили все больше ограничений на импортные продукты. Это одна из основных проблем, рассмотренных на Уругвайском раунде переговоров ВТО. Однако существует тенденция к высокой эластичности спроса на импортные промышленные товары по доходу: такой спрос в развивающихся странах быстро растет вместе с ростом их дохода. Частично это происходит из-за того, что в результате улучшения положения этих стран они способны позволить себе больше товаров роскоши, а частично это объясняется развитием новых вкусов, когда люди получают доступ к товарам из развитого мира. Ценовые колебания, связанные с низкой ценовой эластичностью спроса и предложения на сырьевые товары, создает большую неопределенность для их экспортеров. Проблема существенных колебаний в мировых ценах является наиболее серьезной для тех стран, которые полагаются только на один или два сырьевых товара, как Гана на какао или Конго на свою медь. Неудовлетворенность опорой на экспорт сырьевых товаров заставила большинство развивающихся стран начать процесс индустриализации, извлекая уроки из опыта развитых стран и рассматривая индустриализацию как путь к экономическому успеху. Импортозамещающая индустриализация, которая сопровождалась негативными процессами, вызвала необходимость экспортоориентированной индустриализации. Такие страны как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань обязаны своими высокими темпами роста быстрой экспансии в области экспорта промышленных товаров. Опыт развивающихся стран показывает, что если в целом политика экономического роста, вызванного вторичной ориентацией на экспорт, была правильной, средства его достижения были гораздо более противоречивыми. Политика свободной торговли, подкрепленная эффективным контролем финансового сектора и объединенная с корпоративной прозрачностью, является эффективной с большей вероятностью, чем политика государственных указаний в деле финансирования и лицензирования, пользующихся расположением компаний, особенно если такие компании оказывают поддержку правительству. Таким образом, можно заключить, что во внешнеторговой политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация. Глава ІІ. Внешнеторговые операции и тенденции их развития в Российской Федерации внешний торговля россия таможенный По итогам 2012 года внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 839,5 млрд. долларов США, превысив показатель 2011 года на 2,1 процента (таблица 2.1). Таблица 2.1 Показатели внешней торговли Российской Федерации в 2011-2012 гг., млрд. долл. США* 2011 2012(прогноз) 2012(факт) темп прироста, % Товарооборот 822,5 852,3 839,5 2,1 Экспорт 516,7 528,2 525,4 1,7 Импорт 305,8 324,1 314,2 2,7 Сальдо 211,0 204,1 211,2 0,1 * По данным ФТС Российской Федерации, с учетом торговли с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Доля экспорта товаров в ВВП в 2012 году снизилась и составила 26,3% против 27,2% в 2011 году, а доля импорта - 16,6% против 16,9%. Замедление роста стоимостных объемов экспорта во многом было связано со стабилизацией мировых цен на энергоносители и снижением цен на металлы. Основные факторы, повлиявшие на изменение динамики внешней торговли, приведены в таблице 2.2: Таблица 2.2 Индексы внешней торговли Российской Федерации в 2012 году Экспорт Импорт Рост стоимостного объема, в том числе: 101,7 102,7 - средних цен 101,6 97,3 - физического объема 99,9 105,1 * Индексы средних цен и физического объема рассчитаны с учетом Республики Беларусь и Республики Казахстан В географической структуре российского экспорта сохранилась преимущественная доля стран дальнего зарубежья (85,1%) и снизилась с 15,4 до 14,9% доля стран СНГ (преимущественно за счет резкого снижения поставок топливно-энергетических товаров в Украину). В географической структуре российского импорта с 85,3 до 86,7% увеличился удельный вес стран дальнего зарубежья, при этом доля СНГ снизилась с 14,7 до 13,3% в основном за счет снижения закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья в Белоруссии и нефтепродуктов в Украине. Основным торговым партнером Российской Федерации остался ЕС: на его долю приходится 53,0% российского экспорта и 42,4% российского импорта.Суммарные поступления в федеральный бюджет от внешнеэкономической деятельности за 2012 год составили 4 963 млрд. руб. или 38,6 % в доходах федерального бюджета. Доля вывозных таможенных пошлин в доходах федерального бюджета в 2012 году составила 31,9%, ввозных - 5,7 процента. В соответствии с правилами распределения пошлин между государствами-членами Таможенного союза на долю Российской Федерации приходится 87,97% суммарных пошлин от импорта товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Подробные данные о поступлениях приведены в таблице 2.3. Таблица 2.3 Итоги доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2011-2012, гг., млрд. руб. * 2011 2012 Темп прироста, % Доходы бюджета 11 352 12 854 13,2% поступления от ВЭД (без НДС и акциза) 4 658 4 963 6,5% вывозные пошлины 3 710 4 099 10,5% нефть 2 332 2 490 6,8% газ 384 434 13,0% нефтепродукты 936,5 1 130 20,7% ввозные пошлины 693 733 5,8% Тарифные льготы: тарифные льготы по ввозным пошлинам 90,5 94,7 4,6% тарифные льготы по вывозным пошлинам 225,1 235,5 4,6% тарифные преференции (ЕСП) 9,9 12,1 22,2% * По данным Федерального казначейства и ФТС Российской Федерации Объем предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин в 2012 году составил 330,2 млрд. руб., в том числе по ввозным таможенным пошлинам - 94,7 млрд. руб., по вывозным пошлинам - 235,5 млрд. руб. По сравнению с 2011 годом объем льгот по уплате таможенных пошлин увеличился на 4,6 процента. Сумма тарифных преференций, предоставленных в 2012 году в отношении товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран в рамках Единой системы преференций, увеличилась на 22% по сравнению с 2011 годом, составив при этом 12,1 млрд. руб. 2.2 Выполнение в Таможенном союзе обязательств Российской Федерации в ВТО С момента присоединения к ВТО (2012 год) нашей страной принятя обязательства по обеспечению выполнения требований организации на уровне Таможенного союза. Исполнение указанных обязательств возможно на основании Договора Таможенного союза о его функционировании в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г., согласно которым обязательства, принимаемые государством-членом Таможенного союза при присоединении к ВТО, стают частью правовой системы Таможенного союза. Первый этап выполнения тарифных обязательств совершилася в 2012 году : Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС) были приведены в соответствие с начальными ставками связывания в ВТО. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин, по сути, является возвратом к уровням тарифа, которые применялись в Российской Федерации в 2004-2006 гг., и состоит в основном в снижении тех уровней ввозных таможенных пошлин, которые были введены позже, в том числе в рамках антикризисных мер 2008-2010 гг. Например, по 8% тарифных линий осуществилось понижение ввозных таможенных пошлин до уровня, предусмотренного обязательствами Российской Федерации в ВТО. Во многих случаях осуществлялся переход от комбинированной к адвалорной или специфической ставке, а также уменьшение специфической составляющей комбинированной ставки. Практически половина таких случаев касается товаров продовольственной группы: рыбные и мясные продукты, сухое молоко, молочная сыворотка, солод, крахмал, маргарин, фрукты, некоторые злаковые, масличные, шоколад, дрожжи, соевый шрот, на которые пошлина уменьшилась на 5-10 процентных пунктов. Ставки таможенных пошлин на промышленные товары снизились на 510 процентных пунктов с уровней, размер которых составлял 20-25 процентов. Во многих случаях для целей соответствия обязательствам в ВТО было решено отказаться от специфической составляющей без изменения адвалорной части таможенной пошлины. Данное изменение затронуло группу химической продукции (сульфиды натрия, декстрины, химические отходы, пластиковые колпачки, шины) - с 15-20% до 5-10% и отказом от специфической части, продукции легкой промышленности (сумки, меховые шкуры, ковры, колготки и чулки) - с 20 до 10% и снижение специфической части, продукции лесобумажной промышленности (деревянных паллет, некоторых видов бумаги и картона, пакетов) - с 15-20% до 5-10%, металлургическую продукцию (прутки, уголки, отдельные виды проката, трубы) - с 10-20% до 5-15%, металлическое сырье (свинец, олово, цинк) с 5 до 3%, запчасти для электронной аппаратуры - с 10 до 5%, автомобильную технику (автобусы, автомобили) - с 20-35% до 10-25% с уменьшенной специфической частью. Эквивалентные ставки пошлин разных типов были установлены по 400 тарифным линиям. В основном эти изменения коснулись продовольственной продукции и промышленной продукции, которая производится на территории Российской Федерации. Так, к примеру, в группе 0207 (мясо и пищевые субпродукты домашней птицы) ставки ввозных таможенных пошлин были откорректированы на птицу, ввозимую в рамках тарифной квоты с 25 до 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, вне квоты с 80 до 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг. На определенные виды риса ставки ввозных таможенных пошлин были скорректированы с 15%, но не менее 0,045 евро за 1 кг, до 0,12 евро за 1 кг. На тростниковый сахар-сырец ставки пошлин были скорректированы на 140-270 долл. США за 1 т (вместо диапазона 50-250 долл. США за 1 т ), которые будут действовать в течение всего года. На отдельные виды жиров и масел растительных и животных и их фракций в упакованном виде ставки ввозных таможенных пошлин скорректированы с 18 - 35% до 15%, но не менее 0,12 евро за 1 кг. По итогам 2012 года средневзвешенная ставка импортного тарифа, которая рассчитана исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14%. Впоследствии она будет постепенно уменьшаться с учетом выполнения обязательств в связи с присоединением к ВТО: на 0,91 процентного пункта в 2013 году (в среднем до 8,23%), на 0,63 процентного пункта в 2014 году (в среднем до 7,60%), на 0,54 процентного пункта в 2015 году (в среднем 7,06%) и на 0,44 процентного пункта в 2016 году (в среднем 6,62%). Исследование средневзвешенных ставок в разных отраслях промышленности показывает, что наиболее высокий уровень тарифной защиты сохранится в ближайшие годы для продовольственной и металлургической продукции (710%), а наиболее низким будет - в отношении импорта машиностроительной продукции (6-8%). При этом ежегодное уменьшение по большинству позиций составит до 1 процентного пункта. На современном эатпе структура внешней торговли Российской Федерации, как и внешнеэкономических связей в целом является слабо диверсифицированой, большую часть российского экспорта составляют энергоносители, а в структуре импорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности в основном из развитых стран. Необходимо признать, что в перспективе экспорт энергоносителей будет иметь определяющее значение для внешней торговли Российской Федерации. Именно поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года констатируется, что необходимо обеспечить «расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки». Вместе с тем низкая степень диверсификации экспорта является крупнейшей внешнеполитической и внешнеэкономической проблемой Российской Федерации и основным препятствием в реализации перехода к инновационному развитию экономики. Глава III. Проблемы и перспективы развития внешней торговли Российской Федерации Невзирая на существенный рост объёмов внешней торговли в Российской Федерации в нынешнем десятилетии в данной сфере сохраняются внушительные проблемы. Озвучим главные из них: . Малая товарная диверсификация экспорта. На 10 товарных групп из 97 (по 4-м знакам ТН ВЭД предпочтительно сырья и полуфабрикатов) приходится приблизительно 75% его стоимостного объема отечественного экспорта товаров. . Ярко сформулированная энергосырьевая векторность экспорта. На товары сырьевой группы доводится примерно 75% всего российского экспорта, в том числе 68% - на энергоносители. По некоторым географическим курсам обстановка еще более сложная, к примеру часть энергоносителей которые поставляются в ЕС в целом составляет более 80%, а в некоторые страны сообщества - свыше 90%. . Острая подчиненность от конъюнктуры мирового рынка по важнейшим товарам российского экспорта. Валютная выручка составляют приблизительно половину поступлений федерального бюджета, а экспортно-ориентированные отрасли, по сути, выступают драйвером экономики. . Существенная подвластность от импорта некоторых отраслей и участков экономики. Доля машин и оборудования в совместном ввозе составляет 42%, а удельный вес ввезённых товаров в строении внутреннего потребления - 44%. Острая зависимость от ввоза технологий и бизнес-компетенций. . Небольшая диверсификация географического распределения внешней торговли. Приблизительно 80% товарооборота доводится на 20 важнейших торговых партнеров, главным образом из ЕС и прочих развитых стран. Низкие позиции российских предприятия на быстрорастущих рынках государств, прежде всего Азии и Латинской Америки. . Небольшое позиционирование в международных структурах. Это выражается в неучастии Российской Федерации (до недавнего времени) в ведущих торгово-политических объединениях - ВТО, ОЭСР, малом воздействии в международных финансовых ассоциациях (МВФ, МБРР), инертной позиции в экономических структурах системы ООН. . Малая величина экспорта услуг. Часть поставок коммерческих услуг в совместном экспорте Российской Федерации составляет не более 10% при среднемировом уровне свыше 20%. Более напряженная обстановка формируется с экспортом технологий. . Не соответствующая действительности структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ). На производства, занимающиеся обработкой доводится не более 15% ПИИ, в то время как почти 4/5 капиталовложений устремляется на добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность. . Сравнительно малая вовлеченность во внешнеторговые связи небольших и средних российских предприятий, а также большинства регионов и территорий страны. . Отсутствие системной и последовательной политики в сфере государственного содействия ВЭД. Налицо узкий набор внешнеэкономических инструментов, отсутствие ключевых институтов поддержки, недостаточное финансирование целевых программ стимулирования ВЭД. . Недостаточная развитость транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации. В частности, настоящий фактор основательно затрудняет рост поставок полезных ископаемых и сельхозтоваров из районов Сибири и Дальнего Востока в условиях их достаточно высокого избытка внутри страны. 3.2 Направления развития внешней торговли Российской Федерации Достижение стратегической цели внешнеторговой политики обеспечивается через реализацию семи приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики: . Обеспечение ведущих позиций Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Прежде всего, это продукция таких отраслей, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и в перспективе - наноиндустрия. В реализации данного направления достигнут прогресс в продвижении интересов Российской Федерации в атомной энергетике в глобальных масштабах. Росатом участвует в создании Международного термоядерного экспериментального реактора в Кадараше (Франция). Госкорпорация и ее дочерние структуры задействованы в международных инновационных исследовательских проектах по созданию ядерных реакторов нового поколения ИНПРО и «Поколение IV», а также реализации проекта «Глобальная ядерно-энергетическая инициатива». В авиакосмической сфере заключен ряд контрактов на поставку техники, произведены запуски космических аппаратов, продолжается продвижение на мировом рынке системы ГЛОНАСС. В целом по другим направлениям в указанной сфере не достигнуто заметных результатов, а наиболее проблемной отраслью в этом ряду представляется судостроение, где экспортные поставки пока носят эпизодический характер. . Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг. К их числу относятся традиционные отрасли - машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургия и химическая промышленность, строительство, а также отдельные сектора услуг. В рамках реализации данного направления проводилась работа по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса преимущественно методами таможенно-тарифного регулирования и устранению барьеров для экспорта российских товаров на внешние рынки. В целом эти меры сыграли свою роль для решения задач в период острого кризиса, но на данном этапе требуется пересмотр их применения c целью создания адекватной конкурентной среды. . Интеграция Российской Федерации в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Речь идет о повышении конкурентоспособности российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики в сфере транспортных и сопутствующих услуг, создания новых логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов и развития пунктов пропуска. На данном направлении разработан и реализуется комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, формируемого на основе Транссиба, готовится проект автодороги Китай-Европа. Идет формирование единого транспортного пространства СНГ с целью обеспечения стыковки транзитных коридоров Российской Федерации с транспортными системами сопредельных государств. Разрабатываются проекты практического использования Северного морского пути для поставки российской продукции и транзитных грузов. Вместе с тем, несмотря на фактически достигаемые результаты по целевым показателям экспорта транспортных услуг, в его структуре преобладают воздушные (47%) и водные перевозки (24%) при низкой доле железнодорожного транспорта (13%). Это не соответствует целям, заявленным в внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года (ВЭС-202), и свидетельствует о несбалансированном развитии данной отрасли. При этом большинство проектов в указанной сфере пока находятся в стадии обсуждения. . Повышение роли Российской Федерации в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Здесь предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориентированные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки. Реализуемые отечественными энергетическими компаниями проекты характеризуются масштабностью. Один из показательных примеров - строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) с ответвлением до границы с Китаем. С учетом ввода в 2009 г. в строй первого в Российской Федерации завода СПГ на о. Сахалин и переориентации магистральных трубопроводов в восточном направлении, можно констатировать, что задача географической диверсификации экспорта энергоресурсов поэтапно выполняется. Также достигнут определенный прогресс в реализации проектов «Северный поток» и отчасти «Южный поток», что должно снизить зависимость российских поставок от стран-транзитеров. Заметно продвижение отечественных энергокомпаний на новые рынки Латинской Америки и Азии. Вместе с тем необходимо учитывать быстроменяющуюся конъюнктуру мирового рынка энергоносителей и его структуру, ослабление позиций Российской Федерации в Средней Азии, а также снижение в перспективе динамики внешнего спроса на энергоносители при сокращении их добычи на внутреннем рынке. Последняя проблема будет существенно влиять на макроэкономическое развитие страны в целом. . Интеграция евразийского экономического пространства с центром в Российской Федерации. Основная задача в этой сфере - формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, а также усиление интеграционных процессов на пространстве СНГ. В июле 2010 г. был подписан Договор о создании Таможенного союза в составе Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, и на его основе начата работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств. Необходимо отметить, что пакет соглашений ЕЭП создает предпосылки для качественно нового развития интеграционных процессов в регионе и соответственно позиционирования Российской Федерации на постсоветском пространстве. Российской стороной также инициирован проект договора о многосторонней зоне свободной торговли в рамках СНГ, который в настоящее время обсуждается с потенциальными государствами-участниками. К основным проблемам в данной сфере относятся неадекватное правоприменение достигнутых договоренностей и политизированность интеграционных процессов. . Создание в Российской Федерации международного финансового центра (МФЦ) и превращение рубля в региональную резервную валюту. Формирование МФЦ в Российской Федерации должно способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников - инвесторов, эмитентов, финансовых посредников. В настоящее время федеральными органами государственной власти осуществляется работа над пакетом законопроектов. Первоочередные меры направлены на расширение инструментария российского финансового рынка, создание конкурентоспособной инфраструктуры организованной торговли, увеличение объема долгосрочных инвестиционных ресурсов, совершенствование корпоративного управления, упрощение налогообложения операций на финансовом рынке, а также адаптации законодательства и правоприменительной практики в смежных сферах. Финансовый кризис приостановил деятельность по этому направлению, сейчас требуется ее интенсификация. В 2010 г. создана специальная проектная группа при президентском совете по финансовым рынкам и консультативный совет с привлечением иностранных структур, которые займутся созданием МФЦ. Вместе с тем степень готовности законодательной базы и реализации административных мероприятий по формированию МФЦ можно оценить как достаточно низкую. Работа по превращению рубля в резервную валюту фактически находится в начальной стадии, за исключением проведения ряда операций в рамках СНГ и экспериментов по расчетам в национальных валютах с отдельными странами дальнего зарубежья. . Усиление роли Российской Федерации в формировании мирового экономического порядка. Основная задача в этой сфере - создание благоприятной регулятивной внешней среды для реализации долгосрочных внешнеэкономических приоритетов и наращивания экспорта. При этом Россия должна стать важным игроком в создании посткризисной архитектуры мирового хозяйства. В рамках реализации этого направления продолжался процесс по присоединению Российской Федерации к ВТО и ОЭСР. Создан Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в АТЭС в 2012 г. для определения приоритетных направлений проведения этого форума. Россия участвовала в дискуссиях по вопросам преодоления кризиса и выработке согласованных подходов по реформе глобальной финансово-экономической архитектуры в рамках G-8, G-20 и других международных форумов. По инициативе российской стороны активизировалось сотрудничество в рамках БРИК и ШОС. Однако в этой области имеются хронические проблемы, одна из которых - низкая активность Российской Федерации в реализации основных решений и мероприятий ведущих международных организаций, а также отсутствие политической поддержки своих инициатив со стороны ключевых государств. Реализация внешнеэкономической политики на современном этапе требует создания системы институтов, обеспечивающей национальные интересы Российской Федерации в мировой экономике, повышение конкурентоспособности отечественных компаний на мировых рынках, в том числе малых и средних, гибкость и результативность механизма госрегулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски. В целях технологической модернизации российской экономики требуется уточнение основных задач и приоритетов торговой и экономической политики. В этом контексте необходимо сформировать новые подходы к импортзамещению, разработать специализированные критерии оценки общих результатов внешнеэкономической деятельности в целях решения задач модернизации экономики. ВЭС-2020 призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. Такая система включает три крупных взаимосвязанных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и эффективное управление во внешнеэкономической сфере. В июле 2010 г. принято принципиальное решение об учреждении Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100%-ным участием в его капитализации Внешэкономбанка. Агентство, обязательства которого по договорам страхования будут гарантированы государством, должно осуществлять страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков начиная с 2011 г. Особенностью современной модели управления ВЭД в Российской Федерации является необходимость воздействия на международную предпринимательскую активность отечественных компаний и повышения роли субъектов Федерации и территорий на внешних рынках. В рамках совершенствования информационного обеспечения ВЭД российских компаний, прежде всего экспортеров промышленной продукции, в июле 2010 г. введен в опытную эксплуатацию Единый портал внешнеэкономической информации, а также подготовлены программы финансовой поддержки экспорта малого и среднего бизнеса в регионах. В 2010-2012 гг. осуществлялась разработка страновых планов действий (СПД) Российской Федерации с основными внешнеэкономическими партнерами, которые должны стать инструментом среднесрочного планирования и межведомственной координации. В СПД на основе анализа взаимных интересов сформулированы цели, задачи, мероприятия и определены контрольные индикаторы. Эти планы должны содействовать достижению стратегических целей путем реализации географических приоритетов внешнеэкономической политики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В 2013 г. СПД подготовлены по 38 странам, на которые приходится более 78% экспорта и почти 80% импорта товаров Российской Федерации, а также около 54% накопленных инвестиций в российскую экономику. Важным направлением содействия модернизации является также привлечение иностранных, прежде всего высокотехнологичных, компаний в российскую экономику. Целевым показателем в данном случае должно быть создание на российской территории центров компетенций зарубежных компаний. Определенные меры в этом направлении приняты в области таможенно-тарифного регулирования, особых экономических зон и пр. Внедряется проектный подход к работе российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также сформирована система оценки оперативной деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом, предусматривающая приоритетность поддержки высокотехнологичного экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций. В целом, задачи ВЭС-2020 на период 2009-2011 гг., не выполнены в должной мере. Это касается как количественных индикаторов, так и мер институционального характера. Совершенствование системы государственного содействия ВЭД, формирование новых инструментов и институтов в этой сфере пока осуществляется недостаточно активно и последовательно. Одной из причин сложившейся ситуации являются последствия мирового кризиса, приведшие к снижению показателей ВЭД и отвлечению ресурсов государства. Кроме этого необходимо отметить невысокую эффективность работы органов государственного управления по совершенствованию сферы ВЭС Российской Федерации, низкие темпы модернизации национальной экономики, отсутствие ожидаемых институциональных реформ и сохранение традиционной сырьевой экспортно-ориентированной модели ее развития. Однако главное в том, что изменились рамочные условия реализации ВЭС-2020. Это во многом отражает состояние экономики Российской Федерации. В свое время понимание правительством возможных мирового и внутреннего кризисов не предполагало таких масштабов. Фактически кризис нивелировал первый четырехлетний этап этих реформ (2009-2012 гг.), когда государство предполагало, что продолжение высоких темпов роста экономики создаст необходимый фундамент и ресурсы для кардинальных преобразований. Однако все сложилось иначе, и сейчас мы имеем восстановление экспортно-сырьевой модели, причем в более гипертрофированном виде: за время кризиса резко возросла поляризация отраслей, образовался широкий сектор, который без массированной господдержки сам воспроизводиться не может. Представляется, чтоглавным итогом реализации первого этапа ВЭС-2020 должна стать качественная оценка последствий кризиса для Российской Федерации, а также выявление новых вызовов и рисков во внешнеэкономической сфере. В связи с этим одна из важных задач на данном этапе - выявить и активно использовать в национальных интересах «окна возможностей», которые возникают в посткризисный период, с целью нового позиционирования Российской Федерации в глобальной экономике. В данном процессе свою роль должна сыграть ВЭС Российской Федерации, реализация которой разрешит определять первостепенные направления внешнеэкономической политики страны в долгосрочной перспективе, выделять приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации по отношению к отдельным странам и регионам мира, выбирать адекватные инструменты осуществления внешнеэкономической политики, задавать векторы развития институтов внешнеэкономической политики и регулирования внешнеторговой деятельности. Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики может бать обеспечено через реализацию семи приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики. . Обеспечение ведущих позиций Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Главным образом это продукция таких отраслей, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и в перспективе - наноиндустрия. . Поддержка экспорта и достижение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг. К их числу относятся традиционные отрасли - машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургия и химическая промышленность, строительство, а также отдельные сектора услуг. . Интеграция Российской Федерации в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Имеется в виду повышение конкурентоспособности российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики в сфере транспортных и сопутствующих услуг, создания новых логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов и развития пунктов пропуска. . Повышение роли Российской Федерации в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Здесь предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориентированные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки. Вместе с тем необходимо учитывать быстроменяющуюся конъюнктуру мирового рынка энергоносителей и его структуру, ослабление позиций Российской Федерации в Средней Азии, а также снижение в перспективе динамики внешнего спроса на энергоносители при сокращении их добычи на внутреннем рынке. Последняя проблема будет существенно влиять на макроэкономическое развитие страны в целом. . Интеграция евразийского экономического пространства с центром в Российской Федерации. Основным заданием в данной сфере является формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, а также усиление интеграционных процессов на пространстве СНГ. Скачать архив (28.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |