Главная » Экономика |
Введение Мировой финансовый кризис 2008 года - экономический кризис, проявившийся в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. Проводя антикризисную политику, ведущие страны мира изменяли и акценты во внешнеэкономической политике. В этом плане небезынтересным является выяснение влияния кризиса на внешнеэкономическую политику стран ЕС как единого целого. Целью данной дипломной работы является анализ влияния мирового экономического кризиса на основные стратегические аспекты внешнеэкономической политики стран ЕС. В связи с чем в работе были поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические концепции экономических кризисов, рассмотреть сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства; проанализировать особенности торговой, денежно-кредитной и сельскохозяйственной политики стран ЕС, выявить основные направления расширения внешнеэкономических связей стран ЕС и перспективы развития европейской валютной системы. Объектом исследования является мировой финансово-экономический кризис. внешнеэкономический кризис европейский валютный Предметом исследования является экономика стран Евросоюза и их современная внешнеэкономическая политика после кризиса. В первой главе "Теоретические аспекты проявления экономических кризисов и выработки внешнеэкономической политики государства рассматривается понятие, сущность экономического кризиса и его классическое экономическое понятие, приведены виды и типы кризисов, их особенности. Также в этой главе дается общее понятие внешнеэкономической политики государства, раскрывается его макроэкономическая деятельность и как в промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики. Вторая глава "Анализ влияния мирового экономического кризиса на внешнеэкономическую политику стран ЕС" посвящена раскрытию особенностей проявления мирового экономического кризиса на отдельные виды экономической политики: торговую, денежно-кредитную и единую сельскохозяйственную политику стран ЕС. В третьей главе дипломной работы "Перспективы развития внешнеэкономической политики стран ЕС" выявляются основные направления расширения внешнеэкономических связей стран ЕС и перспективы развития европейской валютной системы. При написании работы были использованы материалы учебной и периодической литературы. Информационной базой исследования послужили справочные и статистические данные, а также методические материалы Всемирного Банка, Европейского центрального банка. Применялись табличный, графический и аналитический методы исследования, а также метод сравнения. Глава 1. Теоретические аспекты проявления экономических кризисов и выработки внешнеэкономической политики государства .1 Теоретические концепции экономических кризисов Экономический кризис - это фаза делового цикла, низшая точка экономического развития, характеризующаяся резким падением рыночной конъюнктуры, дестабилизацией национальной экономики, усилением диспропорций в общественном воспроизводстве. Экономический кризис появляется с переходом от непосредственного обмена продукта на продукт к товарному обращению, опосредованному деньгами, разрыву акта купли-продажи во времени, т.е. возможностью задержки процесса реализации товара и развития производства. При безналичных расчетах разрыв между актом купли товаров в кредит и актом платежа за них увеличивается - изменение цен на товары и услуги в этом промежутке может резко ухудшить условия торговли для одной из сторон. Циклический кризис охватывает все сферы национальной экономики, достигая большой глубины и продолжительности. При экономическом кризисе не используется значительная часть материальных и духовных ресурсов, что приводит к огромным потерям для общества. При циклическом кризисе перепроизводство товаров и предложение услуг несопоставимо с платежеспособным спросом широких масс населения и фирм, покупательная способность которых катастрофически снижается в связи с увеличением товарных "излишков", не находящих сбыта, свертыванием производства и массовыми увольнениями наемных работников; резко увеличивается безработица; возрастают неплатежи; нарушается кредитная дисциплина; рвутся деловые связи. Предприниматели испытывают резкую нехватку законных платежных средств, наличных для текущих расчетов и платежей. Разрастается паника на биржах. Среди ценных бумаг наиболее стремительно обесцениваются акции в результате резкого превышения предложения ценных бумаг над их спросом, что приводит к падению их курсов. Быстро распространяется волна банкротств. Путем разорения множества мелких предпринимателей и средних фирм и разрушения части производительных сил, экономический кризис как исходная, фаза делового цикла (состоящего из кризиса, депрессии, оживления, подъема) насильственно приспосабливает размеры производства к размерам платежеспособного спроса и восстанавливает пропорции общественного воспроизводства. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы. Промежуточный кризис менее глубок и менее продолжителен, чем циклический, носит локальный характер и лишь прерывает на некоторое время фазы подъема или оживления. Частичный кризис охватывает какую-либо часть или сферу экономической деятельности (например, сферу денежного обращения и кредита). Отраслевой кризис затрагивает одну из отраслей национальной экономики. Структурный кризис связан с диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, неравномерностью развития одних отраслей в ущерб другим в результате появления высоких технологий, новых материалов, "ноу-хау", патентов, изобретений и открытий. Однобокое развитие отраслей приводит к экономическим потрясениям, порой долговременным и серьезным, в этом случае кризисы могут охватывать период несколько деловых (экономических) циклов. Таковы продовольственный, сырьевой и энергетический кризисы, поразившие мировую экономику в конце XX в. Изложенные основы сущности категории "экономический кризис" не дают возможности для полной характеристики этого явления, а, следовательно, и управление этим процессом также будет недостаточно эффективным. Именно на этой теоретической базе в современных условиях нашей страны и принимаются решения по антикризисному управлению экономики, результаты которой наглядно демонстрируют необходимость более глубокого научного исследования данного вопроса. В экономической теории выделяют несколько групп теорий и трактовок кризисов. Первая группа теорий объясняет циклический характер развития экономики причинами, не имеющими отношения к характерным чертам рыночного хозяйства, т. е. внеэкономическими. Эту группу можно подразделить на две подгруппы. В первую подгруппу входят теории, которые главную причину кризисов видят в природных явлениях, т. е. натуралистические теории. Они объясняют циклический процесс исходя из природных явлений, не имеющих отношения к данной конкретной системе производства. Представителями этого направления являются английские экономисты, отец и сын Стенли Джевонс и Эрберт Джевонс. Они объясняют кризисы воздействием пятен на солнце, имеющих одиннадцатилетний цикл. Различная интенсивность солнечной радиации, с их точки зрения, определяет соответствующие циклы урожайности сельскохозяйственных культур, что, в свою очередь, влияет на всю экономическую деятельность людей. Некоторые экономисты объясняли циклы воздействием иных атмосферных факторов на урожай или на деятельность. Вторая подгруппа объединяет психологические теории, объясняющие происхождение кризисов причинами, заключенными в натуре или психологии человека. Психологические теории исходили из объяснения циклического характера развития экономики оптимизмом и пессимизмом, то есть пессимистическими или оптимистическими действиями людей. К этой подгруппе относятся взгляды В. Парето и английского экономиста А. С. Пигу Эти взгляды нельзя отнести к разряду доказательных. Хотя любое природное явление и любое предвидение находит отражение в экономике, но это не значит, что в них следует видеть причину такого сложного явления как экономический кризис. В этих теориях не делается разницы между экономическими циклами и экономическими кризисами. Кризис в них представляется только как одна из фаз цикла, причем и ту апологеты рынка предпочитают заменять более неопределенным словом "спад". Однако между этими понятиями существует большая разница. Кризис - это не просто спад производства, "это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного спроса хозяйственных субъектов. Это всеобщее перепроизводство, глубокое потрясение всей хозяйственной системы сверху донизу. Цикличность - непременный признак всех процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. С этой точки зрения цикличный характер общественного производства для экономической теории не представляет особого интереса. Разнообразные факторы вызывают колебания в общественной экономике, но ни один из них, ни все вместе сами по себе не могут объяснить причины кризисов, точно так же, как многочисленные микробы, постоянно окружающие человека и даже живущие в нем, сами по себе не могут объяснить причин его внезапных заболеваний. В маржиналистской литературе отмечаются такие факторы цикличности, как обновление капитала, инновации в технике и технологии, демографические процессы, и даже цикличность солнечной активности, а также соотношение пессимизма и оптимизма в экономической деятельности людей. Все эти факторы никак не объясняют одного: почему в общем естественная для человека и человечества цикличность жизненных процессов приобретает временами острый перелом в развитии, тяжелое переходное состояние, которое и обозначается тревожным словом кризис. Ставить в один ряд цикличность экономических процессов и экономические кризисы - это все равно, что считать однопорядковыми такие явления, как циклично трижды в день возобновляющийся аппетит и голодание бедняка, циклично перебивающегося с хлеба па воду, или как ежедневный сон здорового человека с беспамятством тяжело больного. Смешивать подобные явления можно только либо в силу экономического невежества, либо с целью сознательного сокрытия, как подлинных причин экономических кризисов, так и самого факта их существования. В отличие от экономических циклов экономические кризисы всегда есть кризисы перепроизводства, т.е. регулярно повторяющиеся или нерегулярные временные спады производства, причиной которых являются нарушения пропорциональности в системе общественного производства. Классическая марксистская политическая экономия объясняла периодически повторяющуюся диспропорциональность противоречием между общественным характером капиталистического производства и частным присвоением производимых продуктов, а также вытекающими из этого противоречия стихийностью и анархией воспроизводственного процесса. Такое объяснение и в настоящее время, в общем, остается верным. Надо только заметить, что суть дела не в капитализме вообще, а в частной собственности на основные экономические ресурсы и в связанной с нею анархической организации общественного производства, не имеющей иного регулятора обмена, кроме рыночного. Вторая группа теорий объясняет кризисы, исходя из экономических явлений, но с разных позиций. В первую подгруппу можно выделить теории, которые главную причину кризиса видят в нарушении равновесия между производством и потреблением, которое обуславливается, в свою очередь, недопотреблением. К таким теориям относятся и те, которые объясняют кризис перенакоплением капитала или нарушением пропорций между сбережениями и инвестициями. Такие теории выдвигали представители школы классической политической экономии: Т. Мальтус, Ш. Сисмонди, Дж. А. Гобсон. Вторая подгруппа теорий объясняет кризис тем обстоятельством, что быстрый рост промышленности вызывает сокращение цен на потребительские товары, что, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на средства производства. Третья подгруппа состоит из теорий, которые видят причину кризисов в превышении производства средств производства над производством потребительских товаров. К числу последователей этого тезиса можно отнести М. И. Туган-Барановского и др . Еще одно направление, которое приобрело большое значение в последнее время, объясняет кризис причинами денежного свойства, т. е. факторами, лежащими в сфере обращения. Например, немецкий экономист Альберт Ган выступил с утверждением, что причина кризисов кроется в неправильной политике банков. Наиболее известным экономистом, разработавшим законченную теорию кризисов на этой основе, считается К. Жуглар. Из экономистов более молодого поколения можно назвать Э. Хансена и др., связывавших причины кризисов, главным образом с ограничением банковского кредита и движением учетной ставки. Дж. М. Кейнс также видел причину кризисов в склонности людей к сбережениям, что, как известно, влечет за собой ограниченность спроса. В результате норма прибыли оказывается низкой, что ослабляет стимулы предпринимателей к вложению своих капиталов в производство. Марксистская теория кризисов исходит из того, что возможность кризиса содержится в товарном производстве Т-Д-Т. При непосредственном обмене Т-Т покупка и продажа сливаются в едином акте. Появление же денег означает, что обмен распадается на два акта: куплю (Д-Т) и продажу (Т-Д) -которые могут не совпадать во времени. С развитием капиталистической модели процесс реализации становится не только процессом превращения товара в деньги, но и процессом превращения товарного капитала в денежный. Возможность кризиса становится более конкретной потому, что решающее значение приобретает функция денег как средства платежа, а не как средства обмена. Обобщая эти две группы теорий о кризисах, можно сделать следующие выводы. Развитое внутриотраслевое и межотраслевое разделение труда, широкая специализация и кооперация производства связывают отдельные частные предприятия, целые отрасли и национальные экономики в единое хозяйство, которое требует определенной координации, направленной на поддержание необходимых пропорций между отраслями, между производством средств производства и производством предметов потребления, между накоплением капитала и его потреблением. Но господство частных интересов, несогласованность в принятии кардинальных решений, беспощадная конкуренция постоянно нарушают пропорциональность общественного воспроизводства. Эти нарушения накапливаются и усиливаются, что в конечном итоге приводит к взрыву накопившихся противоречий в виде экономических кризисов перепроизводства. Исходя из этого противоречия, классики политической экономии всегда указывали на необходимость упразднения частной собственности на основные средства производства, которые в их время фигурировали прежде всего в виде фабрик и заводов, а также крупного финансового капитала. Национализация мелкой частной, в том числе капиталистической собственности, в их программе не было. То, что в Советском Союзе был взят курс на огосударствление всех средств производства вплоть до мелкого инвентаря, надо считать историческим исключением, обусловленным известными объективными и субъективными обстоятельствами, прежде всего бешеным сопротивлением мирового частного капитала социалистической революции. Не скоординированное в общественном масштабе принятие миллионами частных товаропроизводителей решений об удовлетворении потребительского спроса классики марксизма назвали анархией производства. Суть ее заключается в том, что частный товаропроизводитель, работающий на рынок, не знает ни действительных потребностей общества в создаваемых им товарах, ни объема производства аналогичных товаров другими производителями. Эти обстоятельства создают неизбежное несоответствие между спросом и предложением, что отрицательно ведет к неминуемым диспропорциям в системе общественного производства, которые, в конечном счете, проявляются в кризисах, безработице и инфляции. Попытки апологетов рынка доказать несостоятельность марксистского объяснения экономических кризисов, объяснить теоретически, что кризисы, безработица и инфляция не являются непременными атрибутами стихийного рыночного механизма, не увенчались успехом. В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег", изданной в 1936 году, основоположник современной макроэкономики Джон Мейнард Кейнс подверг решительной критике утверждение экономистов классической школы о том, что экономический спад может самоисцелиться. Он утверждал, что в капиталистической системе нет автоматического механизма, способного привести ее к полной занятости и стабильности. Без регулирующего вмешательства государства экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. Причины безработицы и инфляции, согласно концепции Кейнса, кроются главным образом в несогласованности решений, принимаемых предпринимателями и остальными частными лицами относительно своих сбережений и инвестиций. Но это и есть не что иное, как дипломатично сформулированное определение анархии капиталистического производства. Общемировой кризис и массовая безработица, охватившие весь капиталистический мир в 1930-е годы, более чем убедительно подтверждали его правоту. Основная рекомендация Кейнса, поразившая многих в то время, состояла в том, что правительство должно увеличить расходы, чтобы стимулировать производство и уменьшить безработицу, грозившую ускорить гибель капиталистического мира. Учение классиков марксизма об анархичности капиталистического производства в общественном масштабе выдержало проверку временем на протяжении более чем ста пятидесяти лет. Правда, при желании, их можно упрекнуть в том, что они провозглашали необходимость для общества предварительно овладеть средствами производства, чтобы анархию внутри общественного производства заменить "планомерной, сознательной организацией", тогда как сегодня мы видим, что и при господстве частной собственности правительства всех развитых стран все шире и глубже осуществляют планомерное регулирование экономики. Преимущества плановой организации экономики оказались настолько очевидными, что частный капитал был вынужден смириться с необходимостью ограничения свободы рынка, принципами государственного управления экономикой, ради спасения себя от гибели, которой чреваты острые кризисы, вызываемые анархией производства. В конечном счете, главная причина кризисов заключается в том, что стратегические направления экономического развития общества реализуются не посредством принятия взвешенных, сознательно обдуманных решений компетентных общественных органов управления, а стихийно, методом проб и ошибок, путем столкновений множества частных решений и воль. Кризис в такой системе общественного развития служит своеобразным сигналом, что приведшие к нему решения были неправильными и надо искать другой путь. Кризисы в экономике, точно так же, как кризисы здоровья человека - большая опасность и большое зло. Поэтому их надо предупреждать, устраняя их причины. Поскольку причиной экономических кризисов является стихийная, рыночная организация общественного производства, постольку условием их упразднения является преодоление рыночной стихии. Это вытекает из учений, как Маркса, так и Кейнса, которые невозможно опровергнуть и которые до сих пор никто не пытался опровергать. Все, на что способны апологеты рынка, это не замечать столь прискорбного для них факта и вообще не размышлять о причинах кризисов, подменяя тему сущности экономических кризисов рассуждениями о многообразии факторов, вызывающих экономические циклы. Экономические кризисы являются неотъемлемой частью рыночной экономики. Но решить задачу упразднения рыночной стихии волевым насильственным способом, организацией только политической власти и национализацией средств производства, как считали в свое время большевики, невозможно. Необходима еще организация экономической системы, которая является прямым следствием технического и технологического уровня производства. Вместе с тем, из того же факта обусловленности организации общественного производства характером и уровне развития производительных сил следует, что рыночные отношения бесполезно пытаться законсервировать, сохранить из идеологических соображений их мнимые, вечные достоинства. В наше время государственное планирование и регулирование экономики - распространенное явление мировой практики. Интересно отметить, что возникновение и последующее распространение этого явления произошло, в сущности, по тому же историческому сценарию, как тремя столетиями раньше произошло внедрение в национальные экономики буржуазной организации производства. Известно, что сначала в Нидерландах Англии и Франции буржуазную организацию производства пришлось осуществлять насильственным, революционным путем ценой трех королевских голов и бессчетного числа голов дворянских, после чего буржуазные отношения стали завоевывать господство в обществе уже более или менее мирным путем. Так и общественное управление экономическими, в том числе рыночными, процессами, будучи насильственно реализованными в Советском Союзе, впоследствии было вольно или поневоле воспринято капиталом как наименьшее зло от кризисов и их неизбежного спутника - социальных революций. Так или иначе, независимо от того, добровольно или насильственно в общественную практику наряду со стихийным рыночным регулированием внедряется сознательное плановое государственное регулирование, а также еще более тщательное плановое регулирование производства в масштабе крупных национальных и транснациональных компаний, оно перестает быть рыночным и становится общественно регулируемым. В последние годы наблюдается рост односторонней зависимости многих стран от основных центров постиндустриального мира. Основная опасность, угрожающая стабильному развитию мировой экономики, заключена в несамостоятельности молодых индустриальных стран. Многие экономисты, социологи, философы и политологи считают, что наиболее характерной чертой XX в. является нарастающая интернационализация социально-экономических процессов. Безусловно, движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и, что особенно бросается в глаза, беспрецедентно интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику уходящего века. Для собирательного обозначения всех этих процессов применяется понятие глобализации, наполняемое различным содержанием в зависимости от целей и представлений того или иного исследователя. Адепты западных ценностей говорили о глобализации, подразумевая экспансию их идеалов в планетарном масштабе; проповедники ускоренной индустриализации усматривали в ней подтверждение модели "догоняющего" развития; ряд коммунистических теоретиков позитивно оценивали этот процесс с точки зрения вовлечения их собственных стран в мировое разделение труда. Глобальной экономики сегодня не существует; имеет место хозяйственная система, в которой экономическое и социальное развитие большей части человечества жестко обусловлено прогрессом постиндустриального мира и его способностью влиять на ход событий в остальных регионах планеты. Безусловно, хозяйственные и информационные связи становятся все более интенсивными и разнообразными, но значение их в рамках различных социально - экономических систем остается диаметрально противоположным. Внутри постиндустриального мира глобальные тенденции ведут, в конечном счете, к сближению уровней развития отдельных стран и жесткому противостоянию их с остальным миром. Во всемирном же масштабе каждое новое проявление "глобализации" оказывается очередной ступенью к формированию однополюсного мира, в котором глобальным значением может обладать только его центр, его постиндустриальная составляющая. Таким образом, экономический кризис в условиях современной глобализации представляет собой такой спад экономического развития, который предполагает приоритетное развитие инновационной постиндустриальной экономики с наименьшими потерями за счет "перекачки" негативных факторов, обуславливающих кризис, в экономические системы, зависящие от факторов научно-технического обеспечения роста экономики (поставщиками которых и являются развитые страны). .2 Формы и методы регулирования экономики в условиях кризиса Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического развития, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз экономического цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм возникновения кризисов. Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антикризисный характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический кризис, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления "перегрева" экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. Осуществление антикризисной политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых - важнейшая цель экономической политики. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет "очистительную" функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла. Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается, прежде всего, на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен). В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам "управлять" таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении "чувствительности" цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цеп в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращение емкости рынка. Другими словами, механизм современных рыночных циклов сочетает в себе кризис и инфляцию. Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов. Инфляция спроса представляет собой тенденцию к повышению уровня цен вследствие увеличения совокупного спроса. Как правило, такая вроде бы нелогичная ситуация возникает в период оживления и ожидания увеличения финансовых доходов в обозримом будущем, объясняемая, например, просто "стадным чувством", изменением его настроя. Текущий спрос на деньги при этом увеличивается и если предложение денег приводится в соответствие с ним, то тенденция закрепляется и тогда увеличение объёмов сделок, то есть реальное оживление, требует дополнительной эмиссии денег. Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования производства, а посредством перестройки его форм и методов. Успешность государственного регулирования кризисов в экономике, прежде всего, основывается на точном знании природы возникновения, которая и обуславливает выбор методов регулирования экономики. Наиболее распространенными сегодня являются следующие направления объяснения причин кризисов: Во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае -стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину экономического цикла. Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием "правильных пропорций" между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше. В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и неуспевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики. Такое обилие взглядов объясняется сложностью и важностью данного экономического явления, и порождает не меньшее количество концептуальных подходов по методам и способам государственного воздействия, направленных на недопущение или выходы из экономического кризиса. Первый - инерционный сценарий государственного регулирования (используемый в недавнем прошлом) исходит из того, что основные направления экономической политики государства остаются неизменными. Прежде всего, это касается макроэкономической и институциональной политики, так как при их сохранении невозможна активная промышленная, научно-техническая, социальная политика и другие направления экономической политики. Этот сценарий следует рекомендациям сторонников рыночной саморегуляции экономики. Реализация такого сценария означает сохранение ограничений реализуемой макроэкономической политики, которые не позволяют устранить главные барьеры на пути подъема инвестиционной активности и экономического роста. Ее продолжение закрепит сложившиеся тенденции ухудшения финансового положения производственной сферы, сокращения производства и инвестиций. Сохранение крайне низкого уровня производственных инвестиций означает неизбежное ускорение процессов деградации производственного потенциала страны, дальнейшего старения основных фондов. Эти выводы подтверждаются статистическими материалами, по оценкам специалистов, сегодня рынком реально востребовано только 50-55% всего основного капитала промышленности, остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и требует замены. При этом коэффициент выбытия неиспользуемого и устаревшего оборудования в России в 4-5 раз, в КР в 7-9 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Это, в свою очередь, означает продолжение тенденций быстрого роста безработицы (темпы которого устойчиво держатся на уровне около 40 % в год) и снижения уровня жизни. Второй - мобилизационный сценарий государственного регулирования исходит из того, что под влиянием растущего социального напряжения власти будут вынуждены принять административные меры по распределению жизненно обеспечивающих ресурсов, а также установить административный контроль над монополизированными секторами экономики в целях предотвращения массового обнищания населения. Этот вариант предполагает также, что меры инфляционной "накачки" экономики деньгами применяться не будут и денежную политику удастся удержать под контролем. Этот сценарий соответствует требованиям сторонников жесткого государственного регулирования и контроля экономики представителями местных органов власти. Отмеченный сценарий экономической политики предполагает, прежде всего, мобилизацию бюджетных доходов в целях преодоления бюджетного кризиса за счет: принуждения привилегированных сырьевых супер монополий к внесению положенных обязательных платежей в бюджет и возвращения в страну сокрытой валютной выручки; установления контроля за естественными монополиями, использующими разнообразные ухищрения для завышения издержек в целях завышения цен и ухода от налогообложения; введения государственной монополии на оборот и импорт спирта и алкогольной продукции: ликвидации неорганизованной торговли; пресечения хорошо известных способов уклонения от налогообложения в торговле и финансовом секторе; ликвидации льгот по импорту, в том числе для иностранных инвесторов; пресечения массовой контрабанды; ужесточения налоговой дисциплины за счет компьютеризации и использования современных информационных технологий надзора над крупнейшими налогоплательщиками; отмены необоснованных решений по увеличению государственных расходов, непредусмотренных в бюджете; введения государственного финансового планирования с усилением ответственности соответствующих государственных ведомств, расширения сферы контроля налоговых органов за надзором платежеспособности хозяйствующих субъектов; ограничения расчетов наличными деньгами; решительной борьбы с коррупцией и заменой скомпрометировавших себя кадров. В рамках данного сценария могут быть приняты меры по укреплению платежной дисциплины: - переход на учет реализации продукции по методу начислений, а затрат на производство - по мере постановки приобретенных ценностей на учет; расширение форм расчетов, гарантирующих их своевременность и полноту (аккредитивные, с использованием банковских гарантий, пр.); создание на неплатежеспособных предприятиях комитетов кредиторов с передачей им прав контроля над управлением предприятием; - установление ограничений на расходование средств на потребление в отношении неплатежеспособных предприятий; формирование государственно-общественной системы мониторинга неплатежеспособности предприятий. Дополнительно, в рамках данного сценария, с большой вероятностью должны быть приняты меры по существенному усилению защиты внутреннего рынка, что даст дополнительные доходы от расширения внутреннего производства и повышения импортных пошлин. Потенциально принятие мер по перечисленным направлениям позволяет увеличить доходы бюджета не менее чем на треть. Дополнительные доходы может дать изъятие природной ренты от экспортируемой части природных ресурсов через введение государственной монополии на экспорт природного газа, сырой нефти и драгоценных и редкоземельных металлов, а также улучшение эффективности управления госсобственностью в сырьевом секторе. Третий - реанимационный сценарий государственного регулирования предполагает применение комплекса мер экономической политики, ориентированных на стремительный подъем инвестиционной активности и экономический рост, повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Этот сценарий соответствует долгосрочным интересам развития страны, интересам подавляющей части населения. Отмеченный сценарий включает часть мер, направленных на улучшение платежной дисциплины и мобилизацию доходов бюджета, охарактеризованных в мобилизационном сценарии, и в дополнение к ним, меры по изменению денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеторговой, институциональной и структурной политики, позволяющие кардинально переломить сложившиеся тенденции углубления кризиса. Реализация такого сценария позволит в конечном итоге гарантированно реализовать цели, среднесрочного характера, гарантированно вывести экономику страны на траекторию динамичного экономического роста, позволяющего развязать затягивающийся узел социальных проблем. Целевые параметры этого сценария: устойчивый экономический рост не менее 5-7% в год (а при благоприятном стечении обстоятельств до 10% в год), в том числе увеличение инвестиций не менее чем на 25% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии до 40% в год, при ограничении инфляции до 15-25% в год. Достигается это, прежде всего, за счет быстрого роста инвестиционной активности и "структурного поворота" в сторону высокотехнологических отраслей. Рассмотренные методы государственного регулирования экономики считаются общепринятыми и рекомендуются в качестве основных методов антикризисного управления экономикой. Двухсекторная экономика, то есть экономика, в которой имеется сектор с рыночным регулированием и сектор с государственным административно-плановым управлением, и есть тот возможный вариант экономической политики, позволяющий быстро запустить простаивающее производство и обеспечить режим полной занятости, увеличить реальные доходы населения и государства, подавить инфляцию, обеспечить качественный рост инвестиционной активности, решить проблему внешнего долга и обеспечить собираемость налогов. Для выхода из кризиса экономическая политика должна быть эффективной, она должна повышать потенциальный уровень производства. Для этого необходимо применение мер, нейтрализующих факторы, вызывающие ценовые диспропорции. Хорошо известны тарифные и нетарифные меры защиты внутреннего рынка. Нейтрализация же действия других отрицательных факторов возможна лишь административным введением цен, к которым приспособлены отечественные предприятия. Для этого необходимо применить меры прямого административно-планового управления экономикой со стороны государства. Однако, в связи с несовместимостью указанных мер с рыночными условиями, применение их возможно только при разделении экономики на два сектора - плановый и рыночный, то есть путем реализации концепции двухсекторной экономики. Примечательно, что осуществляющий эволюционные реформы Китай, добившийся при этом выдающихся результатов, пришел к двухсекторной экономике естественным путем, так как рыночный сектор зарождался и развивался в КНР постепенно, начиная с сельского хозяйства, сферы бытового и сервисного обслуживания, создания свободных экономических зон. Переход к двухсекторной экономике можно осуществить с помощью механизма вторых денег, условно называемых "казенными". "Казенные" деньги - это деньги, которыми государство оплачивает все свои расходы внутри страны и которыми расплачиваются между собой предприятия и организации, участвующие в изготовлении продукции в рамках госзаказа на протяжении всей производственной цепочки, начиная с добычи сырья и производства энергии и кончая оплатой готовой продукции. "Казенные" деньги существуют только в безналичной форме, они обязательные к приему всеми предприятиями и организациями независимо от формы собственности, а все поставки товаров и оказание услуг, оплачиваемые этими деньгами, приравниваются к госзаказу и обязательны для исполнения. При использовании этих денег с предприятий и организаций не взимаются налоги, что наряду с регулированием государством уровня оплаты труда работающих с помощью государственных нормативов отчисления в фонд оплаты труда, формируемого из "казенных" денег, делает уровень цен в "казенных" деньгах существенно (примерно в 2-3 раза) более низким, чем в обычных деньгах. Это обеспечивает необходимый ценовой зазор для введения приемлемых для предприятий ценовых пропорций на основе государственных цен в "казенных" деньгах, учитывающих реальную трудоемкость изготовления продукции. Для организации хозрасчетных отношений при использовании "казенных" денег предполагается также применение государственных нормативов отчисления в фонд развития производства. "Казенными" обычные деньги становятся автоматически, как только они попадают в государственный бюджет всех уровней, и остаются таковыми, двигаясь по специально выделенным банковским счетам предприятий и организаций до момента их обратной конвертации в пропорции один к одному в обычные деньги. Сама конвертация осуществляется также автоматически при прямых выплатах государством денег своим гражданам (зарплата работников бюджетной сферы, пенсии, пособия, стипендии и т.д.), при выплатах предприятиями и организациями зарплаты своим работникам из фонда оплаты труда с "казенными" деньгами" и в некоторых других случаях, например, при оплате командировочных расходов. Чтобы данная денежная система была замкнутой и обеспечивала контроль государства за собственными деньгами на всем пути их движения, на предприятиях и в организациях должен вестись отдельный бухучет по всей финансово-хозяйственной деятельности с использованием "казенных" денег. Должен быть реализован и особый порядок распоряжения самим государством суммой остатков на банковских счетах с "казенными" деньгами для целей кредитования. Необходимо также аккумулировать в бюджет внебюджетные государственные фонды, вместо которых целесообразно создать под гарантии государства государственные или смешанные фонды добровольного страхования граждан для оплаты дополнительных услуг, повышенного объема и качества, помимо "бесплатных" государственных в области медицины, пенсионного, социального обеспечения и занятости. Такой подход, с одной стороны, обеспечивает гражданам значительно большие гарантии получения в полном объеме и в срок указанных "бесплатных" услуг, а с другой стороны, уменьшает издержки государства и производителей, связанные с содержанием излишнего конторского и чиновничьего аппарата и неэффективным использованием финансовых ресурсов при их распылении по многочисленным государственным фондам. Госзаказ является обязательным для исполнения, так как оплачивается "казенными" деньгами. В состав госзаказа наряду с продукцией, идущей на нужды государства, дополнительно включается частичный госзаказ на основные потребительские товары (основные продукты питания, часть товаров повседневного спроса и длительного пользования, детского ассортимента, спиртные напитки и др.), а также частичный госзаказ на часть ликвидной экспортной продукции. Частичный госзаказ на основные потребительские товары необходим для обеспечения быстрого роста производства и роста доходов населения. Его наращивание должно сопровождаться адекватным увеличением денежной массы "казенных" и обычных денег за счет их эмиссии. Изготовленную по госзаказу потребительскую продукцию государство реализует наравне с другими производителями по рыночным ценам за обычные деньги, которые поступают в бюджет и автоматически конвертируются в "казенные деньги". Таким образом, в плановом секторе экономики, обслуживаемом "казенными" деньгами, действует сильное государственное управление в виде обязательного для исполнения частичного госзаказа, государственных цен и нормативов, регулирующих уровень оплаты труда и рентабельность производства. Данный сектор обеспечивает стабильность экономики и дает государству возможность эффективно воздействовать на нее при решении задач общегосударственного масштаба, важнейшей из которых на сегодняшний день является быстрое восстановление производства и рост реальных доходов населения. В рыночном секторе, обслуживаемом обычными деньгами, действуют рыночное регулирование и рыночные отношения, обеспечивая высокий динамизм и учет интересов потребителей. Причем подавляющее большинство производителей, независимо от формы собственности, входят одновременно в оба сектора, работая по принципу: выполнил частичный госзаказ - можешь выпускать самостоятельно любую рыночную продукцию. Для реализации представленных методов, принципов и концепций антикризисного государственного воздействия на экономическую систему необходимы дальнейшая конкретизация и развитие предлагаемых главных идей и их научное обоснование, ибо без фундаментальной теоретической базы в принципе невозможно грамотное вмешательство в рыночные процессы, не говоря уже об эффективности такового вмешательства. Поэтому необходима грамотная научно-обоснованная экономическая политика государства с четко сформулированной теоретической базой. 1.3 Сущность и основные направления внешнеэкономической политики государства Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны. Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплаты и цены и внешнеэкономическую политику. Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений. Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля над торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее, в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами. Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и тому прочее. В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики осуществляемый с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли -фритредерство и протекционизм, то есть политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов. В наши дни фритредерство выступает в новом обличий - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста. С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные - в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров. Протекционистские ограничения могут существовать в виде: - импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне. Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара. Нетарифные барьеры, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы это уже пример административных ограничений -прямых мер воздействия, предусматривающих запреты. Виды нетарифных барьеров: - экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта; лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту; автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени; - неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара. Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта: - антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство; компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В 20 веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году, средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %. В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику "с обратным знаком", когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, то есть квотирование и лицензирование. Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями. Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Обычно в государстве внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. Торговая политика - это составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики государства - создание благоприятных условий для отечественных экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики: изменение степени и способа включения данной страны в МРТ; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией) изменение соотношения экспортных и импортных цен. Основными составляющими внешнеторговой политики являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом. Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и покупателями в разных странах. Скачать архив (1.59 Mb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |