Главная » Экономика |
Содержание 1. Российская Федерация и мировая экономика. Участники внешнеэкономической деятельности: российские юридические и физические лица, иностранные лица 2. Платежный баланс Российской Федерации: определение, структура, основные понятия 3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, системы классификации товаров. Гармонизированная система 4. Льготы при ведении внешнеэкономической деятельности: тарифные льготы, преференции, таможенные льготы, налоговые льготы 5. Внешнеторговый контракт: структура и содержание. Роль в формировании цен товаров и налоговой базы 6. Правовая основа регулирования внешнеэкономической деятельности. Важнейшие правовые документы 7. Виды таможенных режимов товаров. Основные характеристики и особенности налогообложения 8. Система таможенных платежей. Таможенные платежи: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы 9. Таможенные сборы и их классификация 10. Особенности формирования экспортных и импортных пошлин в современной России 11. Ставки таможенных пошлин и сборов: виды и способы исчисления 12. Плательщики таможенных платежей. Порядок и сроки уплаты. Возврат излишне уплаченных платежей и взысканных платежей. Пени за просрочку платежей 13. Таможенная стоимость и ее роль для формирования цен, налогов и пошлин 14. Определение таможенной стоимости: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным способом (на основе мировой цены товара) 15. Декларирование таможенной стоимости субъектом внешней торговли на таможенной границе 16. Виды и классификация нетарифных ограничений и практика их применения в современной России. Функции нетарифных регуляторов во внешнеторговом регулировании 17. Государственные стандарты как критерий применения нетарифных регуляторов 18. Сертификация, ее роль в защите внутреннего рынка. Лицензирование: понятие, сущность 19. Демпинг и антидемпинговые меры. Запреты импорта и экспорта товаров - условия их применения 20. Квотирование: понятие, сущность. Экспортные квоты и их функции. Экспортное субсидирование и компенсационные пошлины. Импортные квоты и защита отечественных производителей 21. Валютный контроль экспортных и импортных операций, необходимость его осуществления 22. Роль таможенных пошлин в экономической и финансовой политике государства. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 23. Таможенный тариф: содержание, структура, цели. Понятие импортного и экспортного тарифа 24. Система импортных пошлин. Их функции и роль в регулировании внешнеторговых цен и цен внутреннего (национального) рынка товаров 25. Дифференциация импортных пошлин как инструмент воздействия на уровни и соотношение цен 26. Система экспортных пошлин. Экспортные пошлины как инструмент ограничения вывоза дефицитных и стратегических товаров из страны 27. Экспортные пошлины как ценообразующий фактор мировой торговли 28. Особенности формирования экспортных и импортных пошлин в современной России 29. Сезонные и особые виды пошлин, порядок их использования 30. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспорте: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговые вычеты 31. Особенности налогообложения услуг и работ при экспорте 32. Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте: налогоплательщики, объект налогообложения, условия освобождения от уплаты налога и налоговых вычетов 33. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговые вычеты 34. Особенности исчисления НДС при выполнении посреднических договоров, заключенных между иностранным комитентом и российским комиссионером (посредником) 35. Особенности исчисления и уплаты НДС у организаций розничной торговли 36. Порядок исчисления и уплаты акцизов при импорте: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 37. Налог на прибыль организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, ставки 39. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, полученные за границей: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 40. Налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные). Доходы физических лиц, полученные за границей, не подлежащие налогообложению 38. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Налоговая база, определяемая по доходам, полученным в виде дивидендов, в виде процентов, в виде роялти 41. Особенности исчисления и уплаты налогов предприятиями с иностранными инвестициями 42. Налогообложение внешнеэкономических бартерных операций. Порядок определения финансового результата, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, акциза 43. Определение и виды торгового посредничества (договора комиссии, агентские договора). Исчисление и уплата налогов при внешнеэкономических операциях на условиях торгового посредничества: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль. Виды торгового посредничества (договора комиссии, агентские договора) 44. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога резидентами РФ: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 45. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций-нерезидентов от деятельности в РФ через постоянное представительство. Структура доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения 47. Налогообложение доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ: источники дохода, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка. Структура доходов и расходов, доходы, не подлежащие налогообложению 48. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Льготы для иностранных физических лиц 49. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество иностранными юридическими лицами: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы 50. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации товаров на территории РФ нерезидентом через постоянное представительство: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 51. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость при реализации товаров на территории РФ нерезидентом, не состоящим на учете в налоговых органах: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 52. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации работ и услуг на территории РФ нерезидентом через постоянное представительство: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 53. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость при реализации услуг на территории РФ нерезидентом, не состоящим на учете в налоговых органах: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 54. Особенности исчисления и уплаты акцизов нерезидентами РФ: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговые вычеты 55. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога нерезидентами РФ: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки 56. Ответственность налогоплательщиков - иностранных организаций и физических лиц: санкции за налоговые правонарушения 57. Соглашения об избежание двойного налогообложения, урегулирование международного двойного налогообложения. Соглашения между РФ и зарубежными странами в области налоговых отношений 58. Проблемы экономического развития стран СНГ и Республики Беларусь. Торгово-экономическое сотрудничество. Нормативно-правовая база 59. Порядок налогообложение экспорта товаров из РФ в страны СНГ. Особенности налогообложения при экспорте товаров в Республику Беларусь 60. Порядок налогообложения импорта товаров из стран СНГ в РФ. Особенности налогообложения при импорте товаров в Республику Беларусь 1. Российская Федерация и мировая экономика. Участники внешнеэкономической деятельности: российские юридические и физические лица, иностранные лица Территориальная протяженность России не позволяет однозначно подходить к оценке ее географического потенциала. С одной стороны, географический потенциал дает возможность мощного развития внутреннего рынка и национальной экономики страны, опираясь исключительно на собственные возможности и ресурсы российских регионов. С другой стороны, даже широкая включенность России в мировые транспортные перевозки неизбежно ставит вопрос о доведении транспортной инфраструктуры до уровня мировых стандартов, которого трудно достичь без общего социально-экономического прогресса страны, который будет способствовать удешевлению транспортных услуг и повышению степени их экономической и экологической безопасности и надежности функционирования. Комплексное развитие географической территории важно и по причине сохранения территориальной целостности страны в условиях интегрированности в мировую экономику. Опыт радикальных рыночных реформ 90-х годов убедительно показал, что рыночные отношения могут дестабилизировать территориальную целостность стран СНГ (в том числе и России). Неравномерность развития российских регионов под влиянием мировой экономики может при определенных условиях негативно повлиять на эту составляющую экономического потенциала страны. В недрах России можно обнаружить практически все элементы таблицы Менделеева. Особую устойчивость экономике страны придает то обстоятельство, что по запасам энергетического сырья Россия занимает ведущие позиции в мире. Так, по имеющимся оценкам доля России в мировых оцениваемых запасах нефти составляет 13-15%, природного газа - 42%, угля - 43%. Как уже отмечалось, страна располагает самой протяженной в мире береговой линией, что дает в ее распоряжение значительные площади и подводные ресурсы континентального шельфа. Перспективные морские запасы углеводородов только российского Крайнего Севера вполне соизмеримы с аналогичными запасами в зоне Персидского залива и Каспийского бассейна. Большая часть энергетических ресурсов в шельфовой зоне еще полностью не исследована и может оказаться значительно выше имеющихся в настоящее время оценок. Нефть, Газ, дерево, уголь, металлы. Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> или физическое <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE>, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B5%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>. В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующих участников внешнеэкономической деятельности: Международные организации осуществляют определённое регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции, Государство, Агенты валютного контроля, экспортеры, импортеры, посредники, иностранные инвесторы. 2. Платежный баланс Российской Федерации: определение, структура, основные понятия Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином "платежный баланс", а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики как например у России. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели Однако на данный момент идет активная интеграция РФ в экономическое мировое пространство. Ресурсы РФ высоко ценятся на мировой арене однако нет достаточно эффективных механизмов их реализации. Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие разделы: торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс "невидимых" операций); баланс движения капиталов и кредитов Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций страны. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала. Составляемые по методике МВФ платежные балансы включают не только поступления и платежи, которые фактически осуществлены, но и будущие платежи по международным требованиям и обязательствам, т.е. элементы расчетного баланса. Расчетный баланс - соотношение валютных требований и обязательств данной страны к другим странам - практически не составляется, за исключением некоторых аналитических исследований, поскольку трудно отделить фактически произведенные платежи от будущих при современной системе учета. Однако в дополнение к платежному балансу составляется баланс международных активов и пассивов страны, характеризующий ее международные валютно-финансовые позиции. Различаются платежный баланс на определенную дату (в виде ежедневно меняющегося соотношения поступлений и платежей) и баланс за определенный период (на основе статистических показателей о сделках, например, за месяц, квартал, год). 3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, системы классификации товаров. Гармонизированная система Това́рная номенклату́ра внешнеэкономи́ческой де́ятельности тамо́женного сою́за (ТН ВЭД ТС) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Классификатор состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется). Торговая классификация. Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства. В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары. Экономико-статистическая классификация. Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие. Гармонизированная система - действующий с 1988 г. многоцелевой классификатор для товаров, обращающихся в международной торговле. Гармонизированная система состоит из: Номенклатуры гармонизированной системы (НГС); и Основных правил классификации товаров. внешнеэкономический российская налог пошлина 4. Льготы при ведении внешнеэкономической деятельности: тарифные льготы, преференции, таможенные льготы, налоговые льготы ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ (тарифные преференции) - льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную граничу РФ: возврат ранее уплаченной пошлины; освобождение от пошлины, снижение ее ставки; тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Т. л. в отношении товаров устанавливаются Законом РФ "О таможенном тарифе"-от 21 мая 1993 г. и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом (напр., если они предусмотрены межправительственным соглашением, участником которого является РФ).Т. л. предоставляются исключительно по решению и в порядке, установленном Правительством РФ. Преференции - особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, устанавливаемые данным государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран (см. также Пошлины таможенные). Империалистические державы используют П. главным образом для получения дешёвого сырья и продовольствия из зависимых и развивающихся стран. Разновидностью П. являются картельные пошлины. Последние устанавливаются соглашениями и договорами ряда стран, которые имеют предприятия или объединения, входящие в Картель международный, производят и реализуют продукцию какой-либо отрасли промышленности. ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Т. л. проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима и предоставляются в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенных процедур пропуска через таможенную границу РФ товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе Т. л. делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке. ТО определены Т. л. для дипломатических представительств иностранных государств, которые могут ввозить и вывозить предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов (гл.30 ТК). НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов; Вычеты из валового дохода, разрешенные налоговым законодательством для уменьшения налогооблагаемого дохода частного лица или компании. 5. Внешнеторговый контракт: структура и содержание. Роль в формировании цен товаров и налоговой базы Внешнеторговый контракт - основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом внешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и др. Расчеты за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе. Структура: Унифицированный номер контракта/ состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями // сформированными следующим образом: ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ или ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ/; Дату подписания контракта: день (00). месяц (ОО). год (ОО), Место подписания контракта, Полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя. Страну иностранного партнера и страну назначения (отправления) товара, Предмет контракта, Тару/упаковку/ маркировку товара, Объем / вес и количество товара, Цена и сумма, условия платежа, сроки поставки, Условия приемки товара по качеству и количеству, Форс-мажор., Прочие условия и обстоятельства сделки., рассмотрение споров, санкции, Адреса Покупателя и Продавца., подписи сторон. В контракте прописывается материал из которого произведен товар, и затраты на его транспортировку, что позволяет рассчитать степени затрат сторон это играет роль в конечном формировании цены на товары. Также возможности определения льгот и иных специфических норм для их транспортировки или продажи. Отсюда же формируется налоговая база, определяются ставки налогообложения, товаров и услуг. 6. Правовая основа регулирования внешнеэкономической деятельности. Важнейшие правовые документы . Таможенный кодекс РФ, принятый Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1993 г. N 5221-1. Кодекс является базовым документом, регулирующим все основные вопросы, связанные с прохождением товаров через таможенную границу РФ. На его основе издаются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также ведомственные нормативные акты в пределах их полномочий, например, акты Государственного таможенного комитета РФ, Центрального банка РФ. . Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". . Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Конкретные ставки таможенного тарифа устанавливаются на основе этого Закона постановлениями Правительства РФ. . Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". В нем регулируется контроль экспорта оружия массового поражения и средств его доставки. . Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". . Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Среди защитных мер в Законе предусмотрено применение антидемпинговых и компенсационных мер. . Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с дополнениями). Среди нормативных актов исполнительной власти следует отметить следующие: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Инструкцию Центрального банка РФ N 86-И и Государственного таможенного комитета РФ N 01-23/26541 от 13 октября 1999 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". В ней речь идет о порядке оформления паспортов экспортных сделок; Инструкцию Центрального банка РФ N 30 и Государственного таможенного комитета РФ N 01-20/10538 от 26 июля 1995 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары". В Инструкции предусмотрен порядок оформления паспортов импортных сделок; "Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок". Утвержден Министерством внешних экономических связей РФ N 10-83/3225, Государственным таможенным комитетом РФ N 01-23/21497 и Министерством финансов РФ N 01-14/197 3 декабря 1996 г. В этом документе регулируется порядок оформления паспортов бартерных сделок. 7. Виды таможенных режимов товаров. Основные характеристики и особенности налогообложения Таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима; (Под бенефициаром таможенного режима здесь и далее следует понимать лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима.) _ г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу. В зависимости от предназначения, цели использования товаров, помещаемых под экономические таможенные режимы, различают: Режимы складирования (таможенный склад, свободный склад) - товары сохраняются в неизменном состоянии в ожидании иного предназначения без какого-либо использования, кроме осуществления некоторых операций, позволяющих обеспечить хранение товара (например, переупаковка, сортировка и т.д.). Режимы переработки (переработка на (вне) таможенной территории, переработка под таможенным контролем) - товары могут потребляться при соблюдении заранее установленных условий и требований и только в определенных операциях по их обработке и переработке с целью полного либо частичного изменения состояния этих товаров. Режимы, предусматривающие пользование товарами (режим временного ввоза/вывоза), - товары ограниченной номенклатуры могут использоваться по своему назначению, при этом пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами исключает любые операции по их переработке и обработке и не должно приводить к изменению состояния товаров, кроме естественной убыли. Таможенный кодекс в статье 23 содержит общий перечень видов таможенных режимов: Выпуск для свободного обращения., Реимпорт., Транзит. Таможенный склад. Магазин. Переработка на таможенной территории. Переработка под таможенным контролем. Временный ввоз (вывоз). Свободная таможенная зона. Свободный склад. Переработка вне таможенной территории. Экспорт. Реэкспорт. Уничтожение товаров., Отказ в пользу государства. Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом. Вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР. 8. Система таможенных платежей. Таможенные платежи: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы Таможенные платежи - таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела. Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам. Такими платежами являются: внутренние налоги (подпункт 26 пункта 1 ст.11 ТК РФ); специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (пункт 3 ст.318 ТК РФ). Внутренние налоги, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей (абзац 2 пункта 2, пункт 4 ст.236 ТК РФ и пункт 3 ст.318 ТК РФ). Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации Таможенная граница. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон "О Таможенном тарифе" таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Акциз - косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. 9. Таможенные сборы и их классификация Таможенные сборы. - Под Т. сборами понимаются те разного наименования пошлины с товаров, судов и т.п., которые взимаются Т. учреждениями (см.) и причисляются к Т. доходам. Самый важный из Т. сборов - Т. пошлина (см.); кроме нее в таможнях взыскиваются различные дополнительные сборы, из которых одни обращаются в доход казны, другие поступают в специальные доходы таможенного ведомства и предназначаются обыкновенно для выдачи служащим добавочного вознаграждения. К таким сборам принадлежат, напр., существующие в некоторых странах огульные пошлины с каждого помещения (ящик, тюк, бочка и т.п.) привозного или отпускного товара независимо от качества последнего и от веса места (droit statistique во Франции), сбор за складку товаров (см.), за составление Т. документов, за наложение Т. клейм, за выполнение служебным персоналом таможен каких-либо особенных работ, вызванных, напр., требованием судовщиков или товарохозяев, чтобы выгрузка судов или досмотр товаров производились в неурочное время, ночью, в праздники - или вне таможен, а также непредставлением возчиком или получателем требуемых от него сведений о товаре (см.Т. учреждения) и т.п. Дополнительные Т. сборы иногда доставляют в общем довольно значительный доход; взимание их нередко дает Т. управлению возможность увеличивать свой персонал без обременения казны новыми расходами. С другой стороны, взимание таких сборов, особенно когда их слишком много, не всегда справедливо; напр. посылка, заключающая в себе несколько золотников какого-либо малопошлинного товара и подлежащая нескольким копейкам Т. пошлины, обременяется рядом сборов за Т. документ, за опечатание и т.п. Необходимость вычислять, взыскивать, записывать в книги эти мелочные сборы затрудняет и замедляет Т. обрядности. Когда Т. правила подвергались общему пересмотру, направленному к упрощению Т. дела (напр. в Германии - при заключении Т. союза), мелочные Т. сборы обыкновенно отменялись, а оставлялись в силе лишь Т. пошлина и складочный сбор. Итак, таможенные пошлины делятся на: . По объекту обложения: Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны., паспортные - пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар., Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. . По способу взимания: Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара, Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. Комбинированные - сочетают оба вида таможенного обложения. . По характеру: Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной., Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства., 10. Особенности формирования экспортных и импортных пошлин в современной России ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ пошлины, взимаемые с экспортера при экспорте товаров. В современно России внимание уделяется в первую очередь экспорту ресурсов и их налогообложение. Особенно это касается пошлин на нефть. В марте 2000 года президент России В.В. Путин заявил о необходимости привязки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к мировым ценам на нефть. ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ ввозные - платежи, взимаемые за ввоз в страну импортируемых товаров при пересечении границы. В настоящее время в условиях интеграции РФ в современное экономическое пространство и развития внутреннего производства России и его восстановления пошлины на импорт будут увеличиваться чтобы стимулировать собственное производство, однако это не затрагивает на данный момент медицинские отрасли. 11. Ставки таможенных пошлин и сборов: виды и способы исчисления СТАВКИ таможенных пошлин и сборов - денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном соотношении к таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу. Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г.С. т.п. являются едиными и не подлежат изменению, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ. В РФ применяются следующие виды С. т.п.: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида. В зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на: импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные. По характеру: Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах. От характера происхождения: Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО; Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран. По типам ставок: Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств. Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. По способу вычисления: Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт. Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. 12. Плательщики таможенных платежей. Порядок и сроки уплаты. Возврат излишне уплаченных платежей и взысканных платежей. Пени за просрочку платежей Общего понятия плательщиков таможенных платежей таможенное законодательство не дает. Не встретишь его и в литературе. Вместе с тем по аналогии с ч.1 ст. 19 НК РФ, а также в соответствии с ч. ст.118 ТК РФ можно предложить следующее определение плательщиков таможенных платежей, под которыми понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством уплачивать необходимые налоги и сборы в сфере таможенного дела, иными словами, лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Исходя из критерия долженствования всех возможных плательщиков можно разделить на две группы: лица, ответственные за уплату таможенных платежей; лица, имеющие право на уплату таможенных платежей (любые заинтересованные лица). Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать время, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Статьей 329 ТК РФ установлены различные сроки такой уплаты. При ввозе срок не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование проводится в ином месте. статьей 120 ТК РФ установлено, что таможенные платежи уплачиваются таможенному органу РФ, производящему таможенное оформление товаров, или на складах которого происходит хранение товаров, либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения, или выдающему лицензии и квалификационные аттестаты, а также таможенным лабораториям, научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям ГТК России. А в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определяемом ГТК России совместно с Министерством связи России и Министерством финансов России. Порядок уплаты таможенных платежей определяется ГТК России в соответствии с действующим законодательством. Таможенные платежи можно уплачивать как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных российским законодательством. . Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. . Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. . При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. . Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. В кризисное и посткризисное время периодически могут возникать проблемы с пополнением банковского счёта, что влечёт задержку в исполнении финансовых обязательств перед налоговыми органами или дружественными компаниями. Иногда с партнёрами можно договориться об отмене штрафных санкций за позднюю оплату товаров или услуг. Но всё же периодически возникает обязанность отвечать собственным рублём за поздние платежи. В таких случаях обычно начисляется пеня (или "пени" в разговорном использовании). Пеней признаётся штрафная санкция за просроченный платёж. Произвести расчет пени по ставке рефинансирования за просрочку платежа или расчёт пени по налогам довольно просто. Пеня = сумма задолженности * количество дней * 1/300 * ставку рефинансирования (на сегодня 7,75%). 13. Таможенная стоимость и ее роль для формирования цен, налогов и пошлин Таможенная стоимость - стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически является налоговой базой. Используется также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Определяется декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными органами. Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют принятым в мировой практике. По стоимости сделки с ввозимыми товарами - основной метод определения таможенной стоимости, когда она определяется по стоимости сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы. По стоимости сделки с идентичными товарами - определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами. стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары: проданы для ввоза на территорию РФ; ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность. В случае, если при применении этого метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них. По стоимости сделки с однородными товарами - формально его применение не отличается от метода 2, за исключением понятия однородные товары - товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. На основе вычитания стоимости - базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость (таможенные пошлины, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и пр.) На основе сложения стоимости - на основе учета издержек производства этих товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в России. Требует особо тщательного таможенного наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров зачастую затруднено, а в случае ее предоставления для проверки фактически не все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам страны-импортера. Резервный метод - применяется в случае невозможности определения таможенной стоимости вышеперечисленными методами. Основан на расчетах и экспертных оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции. Эти методы применяются декларантом в порядке их перечисления (в случае невозможности применения предыдущего метода), за исключением методов 4 и 5, которые могут применяться в обратном порядке. Именно эти принципы и методы играют роль в формировании цен налогов и пошлин так как дают материал для вычисления этих цифр. 14. Определение таможенной стоимости: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным способом (на основе мировой цены товара) Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями "статьи 5" Соглашения, при любом из следующих условий: ) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - установлены совместным решением органов таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; и др условий. ) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; ) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со "статьей 5" Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; ) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с "пунктом 4" Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны. Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. В случае если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, предоставленной лицом, декларирующим товары, или полученной таможенным органом иным способом, обнаруживаются признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной форме сообщает лицу, декларирующему товары, об этих признаках. Лицо, декларирующее товары, должно доказать отсутствие влияния взаимосвязанности продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. В случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, не может быть определена в соответствии со "статьей 4" Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и ввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основании настоящей статьи должна использоваться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров. Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется. При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с настоящей статьей при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в расходах, указанных в "подпунктах 4" - "6 пункта 1 статьи 5" Соглашения, в отношении оцениваемых и идентичных товаров, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта. Скачать архив (98.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |