Главная » Экономика

Сравнительный анализ бизнес-среды Латвии и Германии

Введение

предпринимательский бизнес латвия германия

В данной работе мы проведём исследование двух государств, входящих в Европейский Союз.

Мы будем рассматривать такие государства как Латвия и Германия.

Федеративная Республика Германия (нем. Bundesrepublik Deutschland), - государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2010 года, составляет более 82 миллионов человек, территория Германии - 357021 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает шестнадцатое место в мире по численности населения и шестьдесят второе по территории.

Германия является членом Европейского союза и НАТО, входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Латвийская Республика (лат. Latvijas Republika) - прибалтийское государство в Северной Европе с населением в более 2 миллионов 200 тысяч человек, территория Латвии - 64589 км². Она занимает четвёртое место в ЕС по территории. Латвия член ЕС и НАТО, участник Шенгенского соглашения.

Объектом данного исследования является анализ условий предпринимательской деятельности этих стран.

Экономика этих двух стран очень разная, но проводя анализ бизнес-среды Латвии и Германии, мы будем рассматривать характерные условия для построения предпринимательской деятельности в каждой из этих стран.

1. Предпринимательская среда Латвии. Описание ситуации

Предпринимательская деятельность Латвии сконцентрирована в основном в столице и в меньшей степени в её окрестностях, но при помощи различных механизмов поддержки оказывается содействие по развитию бизнеса в регионах. Путем создания особых экономических зон в портах или на железных дорогах, фирмы могут работать с использованием различных льгот. В Латвии развита инфраструктура производства и логистики - индустриальные парки, склады, коммуникационные технологии, порты, железная дорога. На предприятия малого и среднего бизнеса в Латвии приходится 50% произведенного ВВП (см. рис. 2).

На основе исследования Doing Business 2012, Латвия заняла 51-е место в списке из 183 стран мира по простоте процедуры начала предпринимательской деятельности.

Ø  Международная торговля проста и не имеет препятствий, в этой сфере страна основалась на 15 - ом месте.

Ø  Начало осуществления предпринимательской деятельности не сложное, поэтому Латвия занимает 59 - е место.

Ø  В плане доступности кредитов Латвия находится на 4 - ом месте.

Ø  Государственная судебная система позволяет достичь исполнения всех договорных обязанностей - 24 - ое место у Латвии.

Ø  В плане защиты инвесторов Латвия находится на 70 - ом месте.

Ø  По индексу налогового бремени и простоте платежей Латвия занимает 52 - е место.

Несколько худшие показатели у Латвии имеются в отношении процедуры завершения бизнеса и получения разрешений на строительство. Но 2010 году замечены некоторые изменения - облегчили и ускорили процедуру объявления неплатежеспособности, как для предприятий, так и для физических лиц, сокращён объём документации необходимой для начала строительства.

Национальная валюта, латвийский лат (LVL), курс лата к евро (1 EUR = 0,7028 лата) и фактически (т.е. фантастически) является самой стабильной национальной валютой в Европе.

Общий размер рынка труда Латвии составляет 1,1 млн. человек, которые сконцентрированы преимущественно в крупнейших городах - Риге, Даугавпилсе, Лиепае и Елгаве (это данные, но фактически это не так). С 2001 года ситуация на рынке труда была стабильной - экономическая активность выросла, число работников и общий уровень занятости увеличился. Тем не менее, во второй половине 2008 года ситуация на латвийском рынке труда резко ухудшилась. Общий уровень безработицы в 2010 года достиг 18,7%. Прогноз для занятости показывают, что ситуация на рынке труда тесно связано с общей экономической ситуацией в стране.

Экономическим преимуществом Латвии является не только её выгодное местоположение, но и квалификация населения страны, ввиду отличия латвийской образовательной системы своим качественно высоким уровнем, независимо от того, кто в то или иное время управлял страной. Начав с создания первого технического университета в 1862 году, в настоящее время в Латвии существует современная трехуровневая система образования, получившая международное признание благодаря своим удовлетворительным средним стандартам и неплохими результатами на международных студенческих конкурсах.

Транспортная система Латвии предоставляет соответствующую инфраструктуру, отвечающую требованиям всё возрастающих торговых потоков между ЕС и Россией / СНГ, и удовлетворяет потребности местных экспортеров и импортеров:

Ø  Свободные порты в Вентспилсе, Риге и Лиепае, с общей грузопропускной способностью 61 млн. тонн , преимущественно транзитные поставки;

Ø  Обширная, но очень не качественная сеть автомобильных дорог, соединяющаяся с сетью дорог Европы и СНГ, а также латвийскими портами;

Ø  Кратчайший маршрут между ЕС и СНГ;

Ø  Специализированный железнодорожный коридор для перевоза грузов в основном с России в Европу и др. страны через латвийские порты;

Ø  Рижский международный аэропорт - конкурентоспособный балтийский узел для пассажирских авиаперевозок;

Ø  Трубопроводные системы для транзита и распределения российской нефти и природного газа.

1.1 Условия начала бизнеса в Латвийской Республике

Регистр предприятий Латвийской Республики (РП) является административным государственным органом, который на территории Латвийской Республики регистрирует предприятия (предпринимательские общества), коммерсантов, их филиалы и представительства, а также все изменения в основных документах их деятельности и осуществляет прочие предусмотренные законодательными актами действия.

Регистр предприятий имеет центральный аппарат в Риге и восемь региональных отделений в других городах Латвии: в Бауске, в Даугавпилсе, в Екабпилсе, в Лиепае, в Резекне, в Салдусе, в Валмиере и Вентспилсе.

1.2 Регистрация организаций предпринимательской деятельности в ЛР

Наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в Латвии являются общества с ограниченной ответственностью (OOO), а так же существуют акционерные общества (AO), но их очень мало. В Латвии зарегистрировано 28 предприятий на 1000 человек (см. рис. 1).

Общество с ограниченной ответственностью в Латвии может быть учреждено физическими или юридическими лицами любого гражданства или резидентами. Минимальное количество участников - один. Максимальное количество участников не должно превышать 30, в противном случае (OOO) должно быть преобразовано в акционерное общество (далее - AO). Основной капитал выражают в латах. Основной капитал (OOO) это вложения учредителей в общество, объём вложений оговаривается учредительным договором или решением. Уставной капитал может быть полностью или частично оплачен материальным вкладом или интеллектуальной собственностью. Максимальный уставной капитал для (OOO) не установлен.

С 2010 года в Латвии разрешается зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью с минимальным капиталом в1лат (1,4 евро), но для таких предприятий установлено требование, что 25% ежегодной прибыли они обязаны вносить в т.н. обязательный резерв. Эти денежные средства могут быть использованы для погашения обязательств или для увеличения основного капитала, чтобы со временем компания могла стать стандартным (ООО) с основным капиталом 2000 лат (2 840 евро). Для минимального основного капитала (OOO) в 1 лат, есть условие что:

Ø  не более 5 учредителей или участников;

Ø  члены правления являются только участники;

Ø  участники одновременно состоят только в одной (OOO) со сниженным капиталом (менее 2000 лат).

Основной капитал может состоять из долей капитала, которые выражаются в целых латах. Пример: Основной капитал (OOO) 2000 лат, который состоит из 100 долей, номинальной стоимостью 20 лат.

В других случаях, если не выполнены упомянутые условия, минимальный основной капитал 2000 лат. Органами оперативного управления компанией является правление. Минимальное количество членов правления - один. По желанию учредителей может быть создан совет учредителей, однако для (OOO) это редкая практика.

Основные преимущества:

Ø  (OOO) является юридическим лицом;

Ø  сравнительно несложный порядок учреждения и управления;

Ø  ответственность учредителей ограничена вкладом в уставной капитал.

Акционерное общество учреждается как минимум одним учредителем - акционером. Управляющий орган (AO) - правление, которое избирается общим собранием акционеров и которое должно состоять, как минимум из трех человек. В (AO) обязательно назначение совета - минимум три человека. В Латвии не разрешены корпоративные управляющие. Для (AS) минимальный уставной капитал составляет 25000 латов (около 35600 Евро). При учреждении (AO) можно оплатить только половину капитала. Вторую половину необходимо оплатить в течение года со дня регистрации (AO). Для (AO), так же, как в случае с (OOO), возможен взнос уставного капитала в виде материального вклада.

Информация о правлении (AO) является публично доступной, однако (AO) не должно подавать в регистр сведенья об акционерах. Правление обязано самостоятельно вести учёт акционеров.

В Латвии можно учредить ещё одну форму компании - Европейскую компанию (Societas Europea, далее - SE). Это универсальная форма компании для любой страны Европейского Союза. Будучи зарегистрированной в одной стране, такая компания может вести хозяйственную деятельность в любой стране ЕС без процедуры регистрации в государственных регистрирующих органах.

Рассмотрим регистрацию (OOO):

. Подготовка учредительных документов: учредительного договора или решения и устава.

. Открытие временного счёта в банке (не обязательно, если основной капитал менее 2000 лат).

. Оплата основного капитала.

. Заверение подписи учредителей и членов правления.

. Подача документов в Коммерческий регистр. В КР подается:

. Учредительный договор или решение;

. Устав;

. Заявление о юридическом адресе

. Справка или другой документ выданный банком об уплате основного капитала (не нужно, если основной капитал менее 2000 лат);

. Согласие членов правления (не нужно, если член правления подписал заявление, как учредитель);

. Согласие совета (если предусмотрен совет);

. Квитанция об уплате пошлины в размере 100 лат (148 евро) ;

. Квитанция об уплате объявления в газету «Latvijas Vзstnesis»;

. В течение трёх рабочих дней получение решения нотариуса регистра предприятия об регистрации (OOO) и регистрационное удостоверение.

 
.3 Кредитование бизнеса и налогообложение в ЛР

Центральный банк Латвии (Банк Латвии) - независимое финансовое учреждение, главной целью которого является осуществление и обеспечение консервативной и стабильной монетарной политики, создающей стабильную и предсказуемую финансовую среду в стране. Латвийская система банковского контроля, отвечающая всем требованиям директив ЕС и основным принципам эффективного банковского контроля, была высоко оценена многими зарубежными экспертами как одна из самых строгих в ЕС.

Число действующих в Латвии коммерческих банков превышает двадцать, что обеспечивает хороший выбор банковских услуг.

Банковский сектор продолжает устойчиво развиваться, главным образом, благодаря дополнительным инвестициям и высокому уровню прибыльности, которые достигаются в результате относительно высоких, хотя и уменьшающихся процентных ставок по ссудам (см. рис. 3).

Сравнения условий кредитования в банках Латвии

Цель кредита

Срок

Процентная ставка

Сумма кредита

Условия выдачи

Hipotзku banka

Микро-кредиты малых и средних коммерсантов предоставляются для реализации бизнес-проектов .

5 лет

6%-8% годовых

До 3000 лат

обеспечение займа не требуется

Rietumu banka

предусмотрены для приобретения основных средств предприятия, покупки, строительства или реконструкции недвижимости, а также для развития новых бизнес-проектов.

От 8% годовых

резиденты - 200000 тыс. евро, нерезиденты - 1 млн. евро

-залогам могут выступать недвижимость, оборудование, товарные запасы, дебиторская задолженность компании и т.д. -70% от расходов на реализацию проекта

SEB banka

начало бизнес-проекта, приобретения оборудования, транспортных средств, недвижимости (ремонт, реконструкция и создание)

3-7 лет

Комиссионная плата и процентная ставка оценивается для каждого кредитного проекта индивидуально

В качестве обеспечения служит приобретаемый объект; в качестве дополнительного обеспечения может служить недвижимая или движимая собственность, дебиторская заложенность, запасы, доли капитала, поручительства собственников предприятия, залог третьего лица.

Swedbanka

предназначен молодым предприятиям для начала или развития предпринимательской деятельности.

10 лет

Комиссионная плата и процентная ставка оценивается для каждого кредитного проекта индивидуально

Максимальный объем кредита - до 60% рыночной стоимости предлагаемого обеспечения

Кредит выдается под залог недвижимости.

DNB Bank

Увеличение объема оборотных средств Финансирование недвижимости Финансирование основных средств Финансирование проектов развития

в зависимости от проекта финансирования

плавающая или фиксированная процентная ставка по выбору клиента

от 5000 латов

Обеспечение - недвижимое имущество, принадлежащее предприятию или другому лицу, активы предприятия, депозитный вклад, поручительства

Закон «О налогах и пошлинах», первоначально принятый в феврале 1995 года, предусматривает общие принципы налогообложения в Латвии. Базовым принципом, заложенным в применении латвийского налогового законодательства, является то, что в случаях, регулируемых каким-либо специальным законом, применим данный специальный закон (например, о НДС, налоге на доход предприятия), а не общий закон «О налогах и пошлинах».

В соответствии с этим законом пошлины взимаются либо государством, либо самоуправлениями. Государство облагает пошлинами различную деятельность.

Наиболее типичными государственными пошлинами являются следующии:

ü  Государственная пошлина за регистрацию коммерческой компании;

ü  Регистрация передачи недвижимости и владения собственностью в Земельной книге;

ü  Регистрация торговой марки для одного класса товаров или услуг и др.

Правительством ЛР установлены следующие налоги:

ü  Подоходный налог с предприятия.

ü  Налог на азартные игры и лотерею.

ü  Налог на добавленную стоимость.

ü  Социальный налог.

ü  Подоходный налог с физических лиц.

ü  Налог на недвижимость.

ü  Налог на природные ресурсы.

ü  Акцизный налог.

ü  Таможенные пошлины и сборы.

ü  Налог на автомобили и мотоциклы.

ü  Налог на электроэнергию.

ü  Налог с микро-предприятий.

ü  Налог за эксплуатацию транспортного средства.

ü  Налог с легкового автотранспорта предприятий.

Налогоплательщики имеют право отсрочить уплату определенных налогов на период от трёх месяцев до одного года, при условии предварительного утверждения этой отсрочки в службе государственных доходов (СГД). На просроченные налоги начисляется пени в размере 0,05 % за каждый просроченный день. Кроме того, размер просроченных сумм увеличивается по ставке рефинансирования, установленной Банком Латвии.

Сумма взыскиваемых по налогам штрафов зависит от типа нарушения налогового законодательства. Например, за уменьшение подлежащей налогообложению суммы налагается штраф в размере невыплаченных налогов, а за непредставление налоговой декларации штраф налагается в двойном размере от суммы невыплаченных налогов. Руководитель (СГД) может принять решение об уменьшении суммы штрафа до 30 %.

Налогоплательщик может самостоятельно сделать корректировки в налоговой декларации за 3-летний период после наступления периода оплаты, если налоговой администрацией не был начат аудит. Это приведёт к отмене любых штрафов, наложенных в связи с несоблюдением налогового законодательства.

Все решения (СГД) могут быть обжалованы, посредством обращения к генеральному директору (СГД) в течение 30 дней со дня получения решения.

В 2003 году был введен государственный сбор за риск банкротства, в 2011 году он был установлен в размере 0,25 лат за одного служащего в месяц.

Для латвийских предприятий так же существует система присвоения налоговых льгот для облегчения предпринимательской деятельности на территории страны. Налоговые льготы на подоходный налог с предприятий применяются в следующих случаях:

Ø  при расчете налогов разрешается пролонгация убытков на 5 лет;

Ø  подоходный налог с предприятий может быть уменьшен на сумму налога на доход, который выплачивается за рубежом; это сокращение не может превышать сумму налога, рассчитанную в Латвии по доходу, полученному за рубежом;

Ø  скидка на подоходный налог с предприятий для сельскохозяйственных компаний;

Рассчитывая износ основных средств, которые были приобретены в 2006 году, реальные издержки умножаются на коэффициент 1,5, износ основных средств, которые были приобретены в 2007 году, умножаются на коэффициент 1,4, в 2008 - на 1,3, начиная с 2009 года по 2013 год - на коэффициент 1,5.

В Латвии созданы четыре специальные экономических зоны (СЭЗ), три из которых расположены в Вентспилском и Рижском свободных портах, а также в Лиепайском порту, а четвёртая находится внутри страны в городе Резекне (восточная Латвия) недалеко от границы с Россией и Беларусью. Основные льготы, предоставляемые компаниям, созданным и работающим в (СЭЗ), следующие:

·        скидка от 80% до 100 % на налог на недвижимость;

·        80% скидка на подоходный налог с предприятий (на доход, полученный в СЭЗ);

·        80% скидка на подоходный налог с дивидендов, зарплаты административного персонала и платежей за использование интеллектуальной собственности;

·        0% НДС для большинства товаров и услуг, производимых в (СЭЗ), включая хранение товаров;

·        освобождение от НДС, акцизного налога и таможенной пошлины на импорт в (СЭЗ) из зарубежных стран и на экспорт в зарубежные страны;

·        экспатрианты, оплачивающие социальное страхование в своих странах, могут оплачивать социальное страхование в фиксированном объёме (на данный момент - до 15 минимальных месячных зарплат в год).

С 1 января 2003 года скидки не могут превышать 50 % от всей суммы инвестиций. Налоговые скидки могут быть применены только в случае, если получено соответствующее разрешение. Разрешения выдаются управлением специальной экономической зоны или свободного порта. Разрешение может быть выдано только компаниям, находящимся и ведущим предпринимательскую деятельность на территории специальной экономической зоны или свободного порта.

За пределами территории специальной экономической зоны или свободного порта предпринимательской деятельностью не считается:

ü  размещение административных отделов вне территории специальной экономической зоны или свободного порта,

ü  ведение переговоров и заключение контрактов вне территории специальной экономической зоны или свободного порта,

ü  транзит товаров из территории специальной экономической зоны или свободного порта или в неё и другая деятельность, не имеющая характера выполнения товарно-денежных операций.

2. Что такое МП и плательщик налога МП

Микропредприятие - это индивидуальный коммерсант (ИК), индивидуальное предприятие (ИП), крестьянское или рыбацкое хозяйство (КХ), физическое лицо зарегистрированное в (СГД), как лицо ведущее хозяйственную деятельность (ВХД) или общество с ограниченной ответственностью (OOO), которые соответствуют следующим критериям:

. Учредители физические лица. Учредители одновременно являются членами правления (относится к (OOO));

. Оборот календарного года не превышает 70000 лат (оборот это доходы хозяйственной деятельности):

. Количество работников в любое время не превышает пять ( включая правление (OOO), владельца ИП или КХ, ИК и ВХД). Не учитываются отсутствующие или отстраненные работники.

Следовательно, если коммерсант (предприятие) соответствует указанным критериям, то оно является (МП) и вправе получить статус плательщика налога на (МП) если:

. Доход работников в (МП) не превышает 500 лат в месяц;

. МП в письменном виде согласовал с работниками применение налога на (МП).

В случаях если одно физическое лицо:

. Является учредителем в нескольких (OOO), то право выбрать платить налог на (МП) имеет одно из этих (OOO);

. Является учредителем в (OOO) и владельцам (КХ), или (ИК), или (ВХД), то право выбрать платить налог на (МП) имеет одно из этих видов введения хозяйственной деятельности.

Также надо учитывать, что плательщик налога на (МП) или (МП), которое хочет стать плательщиком налога на (МП) письменно уведомляет работников, что подоходный налог и обязательные взносы социального страхования работника определяются от оборота (МП) и работник имеет право добровольно присоединится к государственному социальному страхованию, а также обязан предоставить налоговую книжку.

 
.1 Налог на МП

С 01 сентября 2010 года вступил в силу «Закон о налоге» на микро-предприятие, а также связанные изменения в других законах.

В законе о налоге, в нормативных актах внедрён новый термин - микропредприятие (МП). Согласно данному закону, (МП) это коммерсант (предприятие), который (которое) может получить статус плательщика налога на (МП), если соответствует определенным критериям.

Ставка налога на (МП) 9%. Налог на (МП) рассчитывают за таксационный период с оборота (МП) - доходов хозяйственной деятельности.

В случае если количество работников (МП) в квартал превышает пять, то дополнительно к базовой ставке (9%) прибавляют 2 % за каждого дополнительного работника.

В случае если превышен максимальный оборот (МП), то к части превышающей 70000 лат применяется ставка налога 20 %. В случае если доходы работников превышает 500 лат в месяц, то к части превышающей 500 лат применяется ставка налога 20 %.

Налог на (МП) включает:

. взносы обязательного социального страхования, подоходный налог и пошлину риска предпринимательской деятельности за работников (МП);

. подоходный налог с предприятия;

. подоходный налог владельца (МП) по части хозяйственных доходов (МП).

Т.е., (МП) отдельно упомянутые налоги не платит, а производит одним платежом от оборота.

(МП) отдельно платит НДС, акцизный налог, налог на природные ресурсы и таможенный налог, если уплата таковых предусмотрена для конкретного (МП).

3. Условия закрытия бизнеса

Ликвидацию предприятия проводят члены правления. В уставе общества или в решении собрания участников можно установить, что ликвидацию проводят другие участниками собрания назначенные ликвидаторы. Для проведения процесса ликвидации фирмы можно назначить одного или несколько ликвидаторов. Ликвидатор на протяжении всего процесса ликвидации имеет все права и обязанности правления и совета, не противоречащие цели ликвидации.

Решение о прекращении деятельности общества правление представляет для внесения в коммерческий регистр в течение 3 дней со дня его принятия. Заявление подписывает правление.

К заявлению о начале процесса ликвидации прилагается:

Ø  Выписка из протокола собрания участников с решением о прекращении деятельности общества (если ликвидация начата, основываясь на решение собрания участников).

Ø  Сведения о ликвидаторе - имя, фамилия, персональный код и место жительства.

Ø  Нотариально заверенный образец подписи ликвидатора.

Ø  Квитанция об оплате государственной пошлины для инстанции Коммерческого регистра в размере 10 - лат за проведение записи регистрации. Государственную пошлину следует оплатить перед представлением заявления и ее можно оплатить в любом банковском учреждении, указав реквизиты.

Ø  Сообщение о прекращении действия общества объявляет Регистр предприятий. Публикация в газету «Latvijas Vзstnesis» - бесплатна.

Ø  Требования кредиторов следует заявить в течение 3 месяцев после опубликования сообщения. В решении собрания участников можно установить больший срок заявления кредиторов.

Суд может разрешить провести распределение остаточного имущества перед тем, как наступил выше упомянутый срок, если это не причиняет ущерб кредиторам.

4. Предпринимательская среда Германии. Описание ситуации

Германия является экономическим центром Еврозоны, это государство со стабильной политической системой, которое поддерживает начинающих предпринимателей. Власти не вымогают взяток, а помогают освоиться на новом поприще. Перед бизнесменами Германии открываются блестящие перспективы, ведь немецкий бренд высоко ценится во всем мире. На сегодня 87 % всех работающих в Германии заняты в частном бизнесе, и число желающих иметь своё дело постоянно растёт, среди них немало иностранцев. На предприятия малого и среднего бизнеса в Германии приходится примерно 57 % произведенного ВВП (см. рис. 2).

В исследовании Всемирного Банка «Doing Business» в 2012 году Германия занимает 20 - е место среди 183 стран, где общая среда для ведения бизнеса получила благоприятную оценку.

Ø  Международная торговля, в этой сфере страна основалась на 13 - ом месте.

Ø  Начало осуществления предпринимательской деятельности, Германия занимает 106 - е место.

Ø  В плане доступности кредитов Германия находится на 23 - ем месте.

Ø  Государственная судебная система позволяет достичь исполнения всех договорных обязанностей Германия занимает 5 - ое место.

Ø  В плане защиты инвесторов Германия находится на 100 - ом месте.

Ø  По индексу налогообложения Германия занимает 72 - е место.

По сравнению с 2011 годом в 2012 году почти по всем категориям в Германии уменьшился рейтинг. Самое большое падение в рейтинге было в категории регистрации предприятия и регистрации собственности.

С 1 января 2002 года Германия поменяла свою национальную валюту на евро. И является одной из стран Еврозоны. Но взяв во внимания кризис еврозоны, а так же нежелания Германии финансировать выход евро из кризиса, Германия может обратно перейти на национальную валюту.

Рынок труда Германии согласно данным Федерального статистического бюро Германии, в ближайшем будущем выйдет на полную занятость населения. Что может в будущем негативно сказаться на условиях ведения предпринимательской деятельности, так как может привести к непрерывному росту заработной платы, а так же эмиграции неквалифицированной рабочей силы.

Немецкие работники отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованностью, педантичностью, скептичностью, серьёзностью, расчётливостью и стремлением к упорядоченности. Деловые связи с немецкими фирмами можно установить путём обмена письмами с предложением о сотрудничестве. Для установления деловых отношений можно использовать принятую в Германии практику сотрудничества через агентские и посреднические фирмы.

Главным экономическим преимуществом является химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика. Обычно германские компании в конкурентной борьбе опираются на разнообразие ассортимента, а не на уровень издержек. Им удается добиваться преимуществ, благодаря установившимся основам торговой деятельности, успешно развивающейся торговле с зарубежными партнёрами и сфере обслуживания, а также наличию за рубежом своих предприятий.

Транспортная система Германии предоставляет соответствующую инфраструктуру, которая позволяет предпринимателю беспрепятственно экспортировать свою продукцию. Германия пронизана сетью современных коммуникаций - автострад, скоростных железных дорог, газопроводов и нефтепроводов, линий электропередач. На 1 км 2 земли в Германии в среднем приходится 1,9 км разного рода дорог и коммуникаций. В Германии хорошо развиты все виды транспортного сообщения:

Ø  Железная дорога одной из самых мощных железнодорожных сетей в мире. Поезда, которых насчитывается полтора десятка типов, являются главным средством передвижения в стране. Гордость Дойч Бана (DB) - высокоскоростные экспрессы Inter City Express и Inter City (ICE и IC).

Ø  Воздушное сообщение. Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Доля авиационного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок Германии составляет по весу лишь 0,1%, но по стоимости - около 10%.

Ø  Судоходства. Река «Рейн» является главной водной транспортной артерией Германии. Она судоходна вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). На «Райне» находится ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург - крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40 - 55 млн. тонн в год, Кёльн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель судоходен на всём протяжении до Лотарингии (Франция), связывая её с Саарским индустриальным районом в ФРГ.

Условия начала бизнеса в ФРГ

Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Количество зарегистрированных предприятий в Германии 37 на 1000 человек (см. рис. 1). Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки. Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов:

Ø  Предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;

Ø  Предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;

Ø  Малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;

Ø  Предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;

Ø  Малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства.

Регистрация фирмы происходит в несколько этапов. Процесс регистрации предприятия в Германии:

. Прежде всего, предпринимателю необходимо выбрать организационно правовую форму для нового предприятия. Германское законодательство предусматривает несколько форм для ведения бизнеса - это коммандитное товарищество, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, а также акционерное общество и другие.

. Далее необходимо решить вопрос, связанный с получением юридического адреса и телефонного номера в Германии. Для получения адреса можно арендовать готовый офис с телефонной связью в Берлине, во Франкфурте-на-Майне или в других местах. Кроме того, у современных бизнесменов есть возможность арендовать виртуальный офис, где будут приниматься все звонки от имени будущей компании.

. После выбирается имя организации, которое обязательно согласуется в германской торгово-промышленной палате данного региона. В стране действует более 83 торгово-промышленных палат.

. Нотариальное заверение документов регистрации организации.

. После этого заверенные документы необходимо отнести в банк и открыть Firmen - konto (счёт фирмы) с отметкой «стадия регистрации», на который нужно перевести первоначальный капитал. В кредитной организации выдается банковская выписка об открытии счёта, которая передается нотариусу.

. Завершается регистрация внесением фирмы в Handelsregister или торговый регистр, куда передает все документы нотариус. Срок внесения документов составляет от 2 до 9 недель, стоимость регистрации - 200 евро. После нотариус выдает предпринимателю выписку из торгового регистра. Ещё фирма должна зарегистрироваться в местном муниципалитете и получить налоговый номер.

. Срок регистрации составляет 6-8 недель, в зависимости от земли и работы регистрирующего органа, с момента подписания документов у нотариуса и формирования уставного фонда в предусмотренном размере.

2. Регистрация организаций предпринимательской деятельности в ФРГ.

Наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в Германии являются общества с ограниченной ответственностью (OOO) и акционерные общества (АО). В отличие от Латвии (АО) в Германии очень много.

Создание и деятельность (ООО) регламентируется специальным законом (Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschrankter Haftung - GmbH - Gesetz). Основным учредительным документом (ООО) является учредительный договор.

Название фирмы, как правило, выбирается свободно, но с некоторыми ограничениями. Название должно быть разрешено «Торгово-промышленной палатой», обозначение (ООО) обязательно.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - общество, учрежденное одним или несколькими юридическими, или физическими лицами с уставным капиталом который разделён на доли участников общества. Они отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Уставной капитал: Минимальный уставный капитал составляет 25000 Евро. При двух и более учредителях, для регистрации фирмы достаточно внести половину уставного капитала. Вторая половина вносится в течение первого года работы фирмы. Уставной капитал, с первых же дней после зачисления его на счёт, может быть использован на развитие предприятия.

Максимальное число учредителей не ограничено, учредители могут быть как граждане Германии, так и иностранные физические или юридические лица.

Минимум один управляющий. Директором может быть нерезидент (условие не распространяется на некоторые земли Германии).

В германии существует также упрощенная форма регистрации (ООО).

Уставный капитал: от 1 евро (минимум), но недопустимость неденежных вкладов.

Обязательное создание резервного фонда в размере 1/4 годовой прибыли до момента, когда уставный капитал достигнет 25000 евро.

Акционерное общество (АО) - признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Минимальная номинальная стоимость акции определяется в 50 евро.

Акционерное общество (компания) имеет трехзвенную структуру (общее собрание акционеров, правление, наблюдательный совет). Общее собрание решает наиболее важные вопросы. Правление занимается текущим руководством, оно должно созывать ежегодные собрания акционеров, а также раз в квартал отчитываться перед наблюдательным советом. Правление и его председатель назначаются наблюдательным советом. Наблюдательный совет состоит из представителей акционеров рабочих и служащих компаний, и его задачами является контроль за правлением, одобрение крупных мероприятий, проверка имущества общества и созыв собрания акционеров (в случае необходимости).

Минимальный уставной капитал 50000 евро, четверть его должна быть внесена на момент регистрации. Акции именные или на предъявителя, необходимо вести реестр акций.

Один акционер (т.н. малое акционерное общество) или несколько акционеров, которые также могут быть как гражданами Германии, так и иностранцами физическими или юридическими лицами.

Минимум один член правления является директором и дополнительно минимум три члена наблюдательного совета. Председателем правления немецкого акционерного общества может быть нерезидент (условие не распространяется на некоторые земли Германии).

Кредитование бизнеса и налогообложение в ФРГ

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

Ø  кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

Ø  кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

Ø  кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

Ø  кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

Ø  проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

В Германии для начинающего предпринимателя реализуется программа «start-up project». В рамках данной программы обеспечивается кредитование представителей малого бизнеса на льготных условиях. При этом срок кредитования достигает 15 лет, а процентная ставка довольно низкая (3,1% - 7%) (см. рис. 3). Контроль за реализацией программы финансирования малых предприятий возложен на специальный Кредитный совет. Это государственное формирование, находящееся в подчинении у федерального правительства. В его функции входит не только контроль за правильным выполнением пунктов программы кредитования, но и совершенствование механизмов её реализации.

Структура немецких государственных и около государственных банков, ответственных за стимулирование бизнеса, схожа с федеральной структурой страны. Крупнейший финансовый институт, работающий по программам поддержки бизнеса на федеральном уровне кредитного института восстановления (активы более 400 млрд. евро). На уровне земель работает ещё 18 банков (в том числе по два в Баварии и в Рейнланд-Пфальце): их суммарные активы - 360 млрд. евро. В задачи этих банков также входят кредитование бизнеса, выдача ссуд под залог долей компаний, гарантии по кредитам, взятым компаниями, а также другие финансовые услуги, оказываемые стратегически важным отраслям на льготных условиях. При этом нельзя сказать, что деятельность по стимулированию бизнеса для немецких государственных банков убыточна. Так, один только кредитный институт восстановления выдал в первом квартале текущего года кредитов на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и заработал на этом 575 млн. евро.

Особенно активно росло число микро-кредитов мелким и средним компаниям. В отличие от развивающихся стран, где к сфере микро-кредитования относят займы объёмом в несколько сотен евро, в Германии микро-кредитом считается сумма до 25 тыс. евро. Основные клиенты подобных программ - мелкие бизнесмены, владельцы небольших семейных компаний: ресторанов, парикмахерских, ремонтных центров. Процедура выдачи микро-кредита в берлинском Investitionsbank Berlin (IBB) и других подобных банках значительно проще и выгоднее, чем получение аналогичных сумм в частном банке.

Особая помощь оказывается компаниям, работающим в сфере высоких технологий, а также фирмам, способствующим повышению энергоэффективности экономики страны. Стимулирующие программы Германии делают акцент на таких областях экономики, как энергетическая эффективность и изменение климата. Благодаря им, компании могут подготовиться к вызовам растущих цен на энергоносители и запросам в области защиты окружающей среды. Развитие предприятий, специализирующихся на новых экологических технологиях, ускоряется, основатели новых получают поддержку. В итоге активизируется структурная перестройка немецкой экономики в целом.

Помимо прямой финансовой поддержки, предпринимательство может рассчитывать и на другую помощь. Многие федеральные земли компенсируют часть расходов, понесённых основателем новой компании на посещение бизнес семинаров, компаниям малого и среднего звена предоставляется поддержка в финансировании участия в отраслевых выставках, печати рекламной продукции, а также продвижения за рубежом. Бизнесмены могут также обратиться за консультациями о программах поддержки которые будут для них наиболее полезны.

В Германии существуют различные принципы налогообложения. Вот одни из важнейших принципов системы налогообложения Германии:

Ø  налоги по возможности минимальны;

Ø  минимальны затраты на их взимание;

Ø  налоги не могут препятствовать конкуренции;

Ø  налоги соответствуют структурной политике;

Ø  налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

Ø  система должна строиться на уважении к частной жизни человека;

Ø  в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь;

Ø  налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике;

Ø  сохранение коммерческой тайны гарантировано;

Ø  налоговая система исключает двойное обложение;

Ø  величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Основные виды налогов в Германии - это подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, земельный налог, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины. Все эти налоги можно разделить на несколько категорий:

. Налог на добавочную стоимость. Этот налог приносит Германии наиболее высокий доход. Общая ставка налога в настоящее время составляет 19%, но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке - 7 %. При экспорте НДС полностью возвращается. Возврату подлежит так же НДС оплаченный на производственные затраты: аренда помещений, приобретение оборудования, телефон, бензин, реклама и т.д.

. Налогообложение прибыли, осуществляется двумя видами налогов:

. Налог на промысловую деятельность (Gewerbesteuer) - местный налог, его ставка определяется региональными органами власти (в среднем 15-20%). Полностью относится на производственные затраты;

. Федеральный корпоративный налог (Korperschaftsteuer) - 25% от прибыли за вычетом (Gewerbesteuer).

Налогообложение прибыли в Германии производится по результатам деятельности за календарный год. При этом разрешается включение в статьи затрат представительских расходов, оплату такси, оплату определённых продуктов, топлива, билетов и затраты по найму жилья для иностранных граждан, использовать разнообразные налоговые льготы.

Выплаты в социальные фонды и подоходный налог

Заработная плата 400 EUR в месяц считается «базисом». Работодатель выплачивает 25% от суммы зарплаты на социальное страхование и налоги. Работник не платит ничего.

Начиная с 400,01 EUR сотрудник имеет полноценное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай безработицы. Работодатель платит в среднем 21% от суммы зарплаты. Из зарплаты работника так же вычитаются взносы на оплату страховок.

Начиная с 800, - EUR размер этих взносов равен сумме оплачиваемой работодателем, т.е. в среднем 21%, а в диапазоне от 400,01 EUR до 800, - EUR прогрессивно увеличивается от 0 до 21%.

Подоходный налог в Германии зависит от налогового класса (т.е. семейного положения). До определенной суммы налог не взимается (базис 400 EUR) . Далее - прогрессия начиная с 16%.

При приеме на работу сотрудников, являющихся безработными, немецкая фирма может получать дотацию в размере до 70% от суммы всех затрат, связанных с зарплатой.

Основные налоговые ставки могут показаться высокими, но налоговая система Германии позволяет очень существенно снижать налогооблагаемую базу и налоговый консультант может легко свести уровень выплачиваемых налогов до 30% и ниже.

Условия закрытия бизнеса

Как один из важных факторов характеризующих предпринимательскую среду государства является условия закрытия бизнеса. В Германии два главных основания для закрытия бизнеса это:

. Принятии решения участниками о закрытии общества. Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть внесено в торговый реестр Handelsregister, который ведётся участковым судом Amtsgericht по месту нахождения общества. Непосредственно ликвидация осуществляется ликвидатором общества, назначаемым участниками общества. К обязанностям ликвидатора относится прекращение деятельности общества, исполнение, по мере возможности, обязательств общества и перевод имущества общества в денежную массу. Недостатком такого способа является целый ряд формальностей, выполнение которых связано со значительными расходами. К таковым относятся:

ü  необходимость трехкратной публикации данных о ликвидации общества в печатных органах;

ü  необходимость нотариального заверения решения о ликвидации общества;

ü  необходимость составления начального баланса ликвидации Eroffnungsbilanz и заключительного баланса Schlussrechnung.

Процедура ликвидации общества занимает примерно 1.5 года с момента принятия решения о его ликвидации.

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано судом, ведущим торговый реестр по месту нахождения общества, по собственной инициативе либо по заявлению налогового органа, в случае отсутствия у общества имущества. Учредители могут сообщить в финансовую инспекцию Finanzamt по месту нахождения общества, об отсутствии у фирмы какого-либо имущества. В этом случае финансовая инспекция направит заявление о ликвидации общества в участковый суд, ведущий торговый реестр по месту нахождения общества. Как плюсы этого подхода ликвидации предприятия можно считать то, что по сравнению с первым методом этот процесс занимает меньше времени, а также дешевле.

Это только две из возможностей завершения бизнеса в Германии, существуют также и другие возможности, например, если активов предприятии не хватает для погашения всех долгов предприятия, тогда начинают процесс неплатёжеспособности.

5. Сравнение предпринимательской среды в Латвии и Германии и выводы

1. Латвийская республика имеет свою национальную валюту - лат, это помогает стране не получить денежную инфляцию. Республика Германии перешла на единую валюту ЕС т.е. евро, и если произойдёт падение евро, то Германская республика понесёт большие убытки.

. Как в Латвийской республике, так и в Германской республике имеются высококвалифицированные специалисты. Разница в том, что в Латвийской республике высокий уровень безработицы (см. рис.4), а так же сравнительно низкая заработная плата, поэтому основная часть специалистов работает в других странах. В Германской республике, наоборот, в основном требуются специалисты из-за недостатка своих специалистов в разных областях.

. По сравнению с Латвийской республикой в ФРГ более развитая и эффективная транспортная система, также у Германской республики очень выгодное географическое место расположения она находится в центре Европейского Союза.

. В Латвийской республике и Германской республике очень похожи процессы регистрации предприятия, а также издержки на регистрацию, сроки регистрации и организаторские формы предприятий.

. В обеих странах есть общества с ограниченной ответственностью. В таблице ниже сравнение форм для открытия предприятий в двух странах.


Скачать архив (233.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: