Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Роль Германии в системе международных отношений .1 Анализ экономических показателей .2 Политическая роль Германии в системе международных отношений. Глава 2. Политическое значение Германии в Евросоюзе .1 Участие Германии в становлении Евросоюза .2 Участие Германии в деятельности институтов Евросоюза .3 Приоритеты Германии в экономической и политической сферах в рамках Евросоюза .4 Перспективы отношений Германии как члена Евросоюза с третьими странами Глава 3. Российско-Германские отношения .1 Политические отношения России и Германии .2 Экономические отношения России и Германии .3 Перспективы развития российско-германских отношений с учетом современных отношений России и Евросоюза Заключение Список источников и литературы Приложения Введение Данная работа посвящена изучению и анализу экономического и политического влияния ФРГ как в пределах Евросоюза, так и в масштабах всего мира и особенно в отношениях с Россией. Федеративная Республика Германия была образована 23 мая 1949 года после поражения во Второй Мировой войне и оккупации союзниками: США, Великобританией и Францией. В этой работе будет рассматриваться временной промежуток от создания ФРГ до нашего времени. 23 мая 1949 года был принят Основной закон Федеративной Республики Германия, дошедший до наших дней, хотя и предполагавшийся изначально как временный, устанавливавший главными ценностями демократический строй и федеративность. 3 октября 1990 ФРГ объединилась с ГДР путем поглощения последней. Сейчас Германия является страной, обладающей самой мощной экономикой во всей Европе, что и делает ее рассмотрение особо интересным, принимая во внимание разрушительные последствия Второй Мировой войны, а также негативное влияние экономического кризиса 2008 года, что свидетельствует о ее стойкости и грамотных действиях руководства на всех исторических этапах. Учитывая ключевую роль Германии в становлении Евросоюза, а также дальнейшее оказание влияния на политику большинства европейских стран, в том числе и Российскую, интересным представляется изучение взаимодействия указанных стран. Следует учитывать, что Германия в некотором отношении является посредником между Россией и Евросоюзом, что и делает отношения России и Германии важными для рассмотрения на данном этапе. При этом рассматривать эти отношения стоит с одной стороны при учете инициирования некоторых экономических санкций в последнее время самой Германией, с другой - поддержки российской внешней политики в Европе и перспективности их развития в русле сотрудничества. При оценке взаимного влияния российской и германской экономики важно учитывать, что уже сейчас Германия является одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России. Актуальность данной работы заключается в необходимости комплексного рассмотрения политических и экономических фактов ввиду сложившихся непростых отношений России и Евросоюза в наше время, в силу чего важно увидеть перспективы развития этих отношений для грамотной оценки принятия тех или иных решений обеих сторон уже сейчас. Цель работы - раскрыть роль ФРГ в ЕС и за его пределами, оценка внешней политики Федеративной Республики Германия в отношении России, а также ее экономической и политической значимости. Поставлены следующие задачи: ) анализ экономических показателей Германии ) рассмотрение роли Германии в системе международных отношений ) изучение участия Германии в становлении и деятельности Евросоюза ) характеристика германо-российских отношений в сферах политики и экономики В процессе работы были использованы следующие методы: ) анализ статистических показателей ) анализ документов ) изучение академической литературы Использованные источники можно распределить по следующим категориям: ) статистические данные ) аналитические статьи ) новостные статьи ) учебные пособия ) университетские учебники ) договоры и соглашения 1.1 Анализ экономических показателей Экономика Германии занимает пятое место в мире по объему ВВП по паритету покупательной способности и четвертое место по общему объему ВВП. Доля промышленности в германской экономике составляет 22%. Рассматривая размер номинального ВВП Германии в промежутке с 1984 по 2013 гг., можно отметить его постоянный рост с 1984 по 1995 год при наличии незначительных падений в 1989, 1993 годах. С 1995 до 2001 показатель ВВП испытал падение с отметки в 2525 до 1882,5 млрд. долларов США, причем темпы прироста ВВП за этот же промежуток держались на уровне 0,8 - 3,3%. С 2001 по 2013 год размер ВВП вырос до 3593 млрд. долларов США при темпе роста от -5,1% до 3,9%. Отметка в -5,1% была отмечена в 2009 году, что явилось следствием мирового экономического кризиса, ударившего по экономике Германии в 2008 году. Размер ВВП за период 2008-2010 упал с 3640,7 до 3286,5 млрд. долларов США, однако уже с 2010 по 2011 он поднялся до 3367 млрд. долларов США при темпе прироста 3,4 - 3,7%. На данный момент размер номинального ВВП Германии составляет 3730 млрд. долларов США. По паритету покупательной способности размер ВВП Германии постоянно и стабильно рос с 1984 (989, 6 млрд. долларов США) по 2013 (3227 млрд. долларов США) с незначительным падением с 2008 по 2009 год. При всем этом инфляция в Германии за рассматриваемый период держалась в среднем примерно на уровне 1,8%, достигнув максимального значения в 5% в 1992 году. За 2014 год уровень инфляции составил 0,19%, а в январе текущего года -1,12%. Несколько лет подряд - с 2003 по 2008 год - Германия занимала первое место в мировом рейтинге по абсолютному денежному исчислению объема экспорта, опережая даже Китай. После спада мировой конъюнктуры в 2010-2011 годах экспорт Германии в 2012 году стал расти и дошел до отметки в 1 трлн евро при приросте по сравнению с 2011 годом в 4,3%. Особенно показательным проявлением устойчивости германской экономики можно считать быстрое восстановление после начала экономического кризиса с 2008 года. Ощутимее всего кризис сказался в 2008 на ипотечном банке Hypo Real Estate, входящем в индекс DAX. Он был спасен от банкротства во многом за счет помощи в 35 миллиардов евро со стороны государства. Также германский стабилизационный фонд SoFFin выкупил обесценившиеся акции у акционеров банка: ему удалось приобрести 47,3% акций. В октябре был принят антикризисный пакет в размере 500 млрд евро. Непосредственно причиной снижения ВВП в 2008-2009 послужил спад производства в сфере автомобилестроения, где началось сокращение рабочего графика сотрудников, приостановление работы 80 заводов химического концерна BASF, а также банкротство некоторых компаний. Только в сентябре 2009 года в Германии было зарегистрировано 2910 случаев финансовой несостоятельности. С сентября 2008 по июль 2009 уровень безработицы вырос на 0,9%. В декабре Евросоюз принял пакет на сумму 200 млрд евро с целью стимулирования конъюнктуры. В результате падение производства было относительно незначительным, а показатели в скором времени вернули свои позиции. Говоря о населении Германии, можно отметить его постоянный рост с 1984 по 2002 год при разных темпах, самый активный из которых пришелся на промежуток 1987 - 1995 гг. В 2002 году численность населения достигла своего пика в 83,3 млн человек. С 2003 по 2008 годы она держалась на уровне 82,4 млн человек, а с 2009 по настоящее время идет снижение показателя. На данный момент население Германии составляет 80,62 млн человек, и это второй показатель в Европе и двенадцатый в мире. При этом 8,8% населения составляют иностранные граждане. Самая большая группа иностранцев - турки, около 2,4% численности населения Германии. Уровень безработицы составлял на конец 2014 года 4,9%, что является минимальным значением с 1984 года. Нельзя также не обратить внимание на показатели возраста населения Германии, что является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную политику. Согласно переписи населения в 2011 году в Германии проживало 13,1 млн человек в возрасте младше 18 лет, 11,4 млн - от 18 до 29 лет, 22,8 млн - от 30 до 49 лет, 16,3 млн - от 50 до 64 лет, 16,5 млн в возрасте старше 65 лет. Таким образом самую многочисленную возрастную группу составляли люди в возрасте от 30 до 49 лет, а численность нетрудоспособного населения в 2013 году составила 29,6 млн человек. На данный момент пенсионный возраст в Германии - 67 лет. Рассматривая приведенные данные статистики, можно отметить снижение безработицы и сохранение стабильного роста ВВП при заметном старении населения, из чего можно сделать вывод о возрастании нагрузки, во-первых, на трудоспособное население, во-вторых, на государственный бюджет, поскольку необходимо обеспечивать достойный уровень жизни для людей нетрудоспособного возраста, причем численность этой категории в ближайшие 30-40 лет значительно возрастет, что обусловлено скачком численности населения Германии около 40-50 лет назад (без учета прироста за счет иммигрантов). В связи с этим в Германии стоит вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста до 76 лет, но пока лишь в теории. Как вариант также рассматривается поддержание интенсивности миграционного потока. Таким образом в стране пытаются решить проблему нехватки рабочей силы и возрастающей нагрузки на бюджет. Также принимая во внимание данные статистики прироста населения в 1990-х и относительно небольшой численности людей в возрасте до 18 и от 18 до 29, можно утверждать об усилении процесса иммиграции именно в 1990-е годы. Характеризуя экономику Германии в целом, следует сказать о преобладании сферы машиностроения. В среднем в этой отрасли свыше 920 тыс. постоянных рабочих мест. На втором месте - электротехническая промышленность (около 840 тыс. мест), на третьем - автомобильная промышленность (около 720 тыс. мест), на четвертом - химическая промышленность (свыше 400 тыс. мест). Почти 70% рабочих мест обеспечены малыми и средними предприятиями. Среди наиболее конкурентоспособных можно отметить автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, энергетический концерн группы Bosch. В 2013 совокупный внешнеторговый оборот Германии составил 2,4 трлн евро, оборот услуг - 0,45 трлн евро при росте на 3,7% по сравнению с предыдущим периодом. В 2013 году экспорт Германии составил 1,09 трлн евро (60% в страны ЕС), импорт - почти 900 млрд евро. Большое внимание уделяется сфере НИОКР. На нее уходит 2,8% ВВП Германии (в среднем 40-45 млрд евро ежегодно), что является первым показателем по Европе и четвертым в мире. О доверии инвесторов рынку Германии свидетельствует тот факт, что в 2013 году ФРГ начала размещать свои облигации по отрицательной ставке в -0,009%, и они пользовались спросом. Таким образом, экономика Германии является самой мощной, стабильной и конкурентоспособной во всей Европе, имеющей надежный рынок сбыта и привлекающей все новых инвесторов. Тем не менее, ей пророчили спад в динамике экономического роста, что уже было отмечено с 2012 года. Причиной считали неграмотную социальную политику: понижение пенсионного возраста для некоторых категорий граждан до 63 лет, увеличение расходов на «материнскую пенсию», введение 1 января 2015 года обязательного на всей территории страны МРОТа, а также излишнее вмешательство государства в экономику. Но федеральный канцлер Германии Ангела Меркель называла причинами замедления в экономическом росте «геополитические проблемы, которые отчасти сильно ударили по Германии». В любом случае это были плохие новости для России, поскольку Германия является крупнейшим из всех стран Евросоюза покупателем российских энергоносителей (газ, нефть, уголь), а в условиях общего охлаждения конъюнктуры спрос на этот товар, скорее всего, снизится. Однако, вопреки опасениям, экономика Германии сделала самый сильный рывок в росте за последние три года на 1,6%, что внесло значительный вклад не только в экономику Германии, но и всей валютной зоны. Но фактор политического влияния на экономику Германии все же сохраняется, учитывая нестабильные отношения России и Евросоюза. .2 Политическая роль Германии в системе международных отношений Говоря о влиянии Германии на международную среду, прежде всего стоит учитывать ее финансово-экономический потенциал в качестве основного инструмента. Средний размер оказываемой Германией финансовой помощи другим странам в 2005 году составил 0,28% ВВП. В 2007 году численность вооруженных сил Германии составила 245 702 чел. ВВС располагали 298 боевыми самолетами, на вооружении ВМС находились 12 подводных лодок, 15 фрегатов, 2 корвета. Вооруженные силы ФРГ принимали участие в вооруженных конфликтах под эгидой НАТО в Афганистане и Косово, ООН - в Ливане, ЕС - в Боснии и Герцеговине и т.д. В целом военные расходы Германии ниже среднего мирового показателя - 1,27% ВВП в 2007 году. Германия является членом ООН с 1973 года, а также членом НАТО, ЕС, G8 (G7), G20, Совета Европы, ОБСЕ, Всемирной Торговой Организации, ОЭСР, ЕБРР, Интерпола и др. В последнее время рассматривается вопрос о включении Германии в Совет Безопасности. В конце 40-х годов XX века перед западными державами встала необходимость интеграции ФРГ в свой блок. С этой целью началось ее включение в систему международных отношений путем предоставления экономической помощи, а также налаживания двусторонней и многосторонней связи. Процесс включения успешно завершился к концу 1950-х, к тому же после присоединения ГДР ФРГ получила значительное увеличение земельных ресурсов, а также выход к новым пограничным государствам. Вся вторая половина XX века прошла для Германии в ключе укрепления позиций на мировой арене: произошло значительное расширение международных связей, престиж страны рос. Германия вошла в НАТО, заняла лидирующее положение в ЕС. Уже в XXI веке председательство Германии в ЕС и «Большой восьмерке» открыло новые перспективы для правительства Меркель (в том числе и в отношении политики на Ближнем Востоке). Первое председательство ФРГ в «Большой восьмерке» началось 1 января 2007 года. На саммите 6-8 июня 2007 в Хайлигендамме германская повестка дня учитывала особенную ответственность восьмерки за установление надежных рамочных условий мировой экономики, основным пунктом также было экономическое развитие Африки и преодоление бедности, борьба со СПИДом. 23-25 мая этого же года состоялась встреча министров юстиции и внутренних дел стран «Большой восьмерки», где обсуждались такие вопросы, как детская порнография, сексуальное насилие над детьми, международный терроризм и защита интеллектуальной собственности. Также Германия являлась председателем уже «Большой семерки» с 1 июля 2014 года. В начале председательствования Германия определила основные экономические темы: "Наша цель - сделать мировую экономику динамичнее, финансовую систему стабильнее, а международную систему налогообложения справедливее. Этого по праву ждут люди", - заявил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле, один из руководителей встреч министров финансов и глав центральных банков. По его словам, мировая экономика смогла достаточно хорошо справиться с глобальным финансовым кризисом. "Теперь речь идет о том, чтобы закрепить этот подъем. Нам нужен продолжительный рост, а не мимолетный успех. Для этого в центре внимания должно быть устойчивое финансирование и снижение задолженностей. Нам нужно еще больше инвестиций и, прежде всего, структурные реформы", - утверждает министр. "В некоторых сферах у нас впереди еще много работы. В таких, как контроль за так называемыми теневыми банками. Только тогда, когда это будет сделано, мы будем лучше защищены от финансовых кризисов в будущем", - сказал он. Кроме этого, считает глава министерства финансов Германии, должно быть усилено международное сотрудничество в налоговой сфере. "Только тогда, когда все будут обеспечивать честный вклад в общественные бюджеты, граждане будут сохранять доверие к нашей налоговой системе", - заключил он. Таким образом, став ключевым участником международных отношений, Германия принимает участие в разрешении конфликтов, в миротворческих операциях, антитеррористических кампаниях, играя роль посредника и миротворца. Более того, Германия является третьим по значению донором регулярного миротворческого бюджета ООН. Она же - крупнейший донор для стран Евросоюза, что вызывает как одобрение со стороны этих стран, так и недовольство самих немцев. В целом нынешнюю внешнюю политику Германии характеризуют слова федерального президента Йоахима Гаука, произнесенные им 3 октября 2013 года в Штутгарте: «В мире, полном кризисов и потрясений, возрастает новая ответственность Германии», - заявил немецкий президент, обосновывая необходимость более активного участия Германии в международной политике. Эти слова стали точкой отсчета для концепции новой внешней политики Германии. Позже тема внешнеполитической активизации была поддержана министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером и министром обороны Урсулой фон дер Ляйен. Такая концепция предполагает даже готовность к прямому военному вмешательству за рубежом. Характеризуя альтернативы дальнейшего развития внешней политики ФРГ, можно обратиться к статье Ульриха Шпека, эксперта европейского центра Карнеги, опубликованной в журнале «Internationale Politik» в январе 2012 года. Он выделяет три основных варианта. Первый из них - полностью самостоятельная внешняя политика, основанная только на национальных интересах, что впоследствии, возможно, приведет к негативному отношению к Германии со стороны Евросоюза. Второй вариант - «трансатлантический», предполагающий сотрудничество с США в решении глобальных задач, обратной стороной которого может стать усиление зависимости ФРГ от США, а значит и усиление влияния США на Европу в целом. Третий - ориентация на ЕС и соблюдение положений Лиссабонского договора 2007г., что может не лучшим образом отразиться на защите национальных интересов. Более того процесс превращения ЕС в полноценную глобальную державу долог и труден. Выбор Германии имеет определяющее значение в развитии международных отношений, одним из вопросов которых является сохранение влияния США в Европе за счет сотрудничества с Германией. Глава 2. Политическое значение Германии в Евросоюзе .1 Участие Германии в становлении Евросоюза Одно из доминирующих направлений во внешней политике ФРГ - участие в деятельности Евросоюза, причем как в поддержке его функционирования изнутри, так и в его деятельности в качестве актора международных отношений. Безусловно, для грамотной оценки влияния Германии на союз необходимо обратиться к истокам его возникновения, а ФРГ сыграла в этом ключевую роль не только за счет экономического вклада, но и принятия ряда договоров. Идея создания единой Европы имеет очень долгую историю и высказывалась не раз разными политическими деятелями. Но реальную основу для европейской интеграции подготовила Вторая Мировая война, а точнее сказать - ее разрушительные последствия, вынудившие европейские страны прибегнуть к консолидации усилий для восстановления собственных экономик. Для разделенной Германии прежде всего, как для страны, потерпевшей поражение, было жизненно необходимо восстановить свои политические позиции, чего она без доверия окружающих ее стран сделать не смогла бы. К тому же сплочение рассматривалось как важный шаг в противостоянии влиянию поднявшего свой авторитет Советского Союза в Западной Европе. К концу войны сложились две концепции создания единой Европы. Первая из них заключалась в построении наднациональной Европейской федерации, объединяющей страны по широкому кругу вопросов вплоть до введения единого европейского гражданства. Вторая, более мягкая в плане интеграции, предполагала создание конфедерации, основанной на принципе согласия стран при сохранении их суверенитета. Процесс объединения сводился к экономическому и политическому союзу при сохранении правительств стран, органов власти и вооруженных сил. Начало европейской интеграции было положено министром иностранных дел Франции Робером Шуманом 9 мая 1950 года. Тогда он выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции положить начало строительству единой Европы и предложил Германии сыграть в этом свою роль. «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастет жизненный уровень населения, поскольку произойдет объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…», - заявил он. Шуман призвал прекратить соперничество между Германией и Францией и сплотиться для совместного франко-германского производства угля и стали под управлением высшего руководящего органа, а также заложить основу экономического союза. Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951 года. Задачей этого объединения являлось «способствование экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах - членах путем учреждения общего рынка». Договор уже предусматривал взаимодействие союза с третьими странами в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Право участия в международных отношениях закреплено в статье 6 Договора. По этому же договору были учреждены Общая ассамблея, Совет министров, Суд. Тогда уже ФРГ и Франция определились как страны, обеспечивающие развитие всего союза. В 1952 году ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды предприняли попытку создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Предполагалось, что оно должно объединить военные контингенты этих шести стран, что фактически привело бы к потере странами контроля над собственными вооруженными силами. Договор о создании ЕОС был через два года отвергнут Национальным собранием Франции. Данная попытка углубления интеграции свидетельствует о реальном противостоянии федеративного и конфедеративного подхода в объединении. марта 1957 года членами ЕОУС были подписаны Римские договоры, в соответствии с которым были созданы Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, в соответствии с положениями Маастрихтского договора позже переименовано в Европейское сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Статья 2 Договора о Европейском Сообществе от 25 марта 1957 года ставит целью «содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин, устойчивому и безынфляционному росту, высокому уровню конкурентоспособности и сближению экономических показателей, высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды, повышению уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов». Договор значительно углублял интеграцию по расширенному ряду социальных, экономических и территориальных вопросов. По нему же вводился единый фиксированный курс, предполагавшийся для приближения к введению единой валюты - ЭКЮ (European Currency Unit). Договор подписали Президент Федеративной Республики Германия, Его Величество Король Бельгийцев, Президент Французской Республики, Президент Итальянской Республики, Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская, Ее Величество Королева Нидерландов. Договор о создании ЕВРАТОМа, подписанный теми же представителями стран, ставил задачей развитие исследовательской работы в области атомной энергетики, а также регулярное и справедливое распределение ядерного топлива и руды в Сообществе, контроль за безопасностью и недопущением использования топлива и руды в иных целях, кроме как для получения энергии. В 1973 году в ЕС вступили Ирландия, Дания и Великобритания, в 1981 году - Греция. В 1987 году европейская интеграция перешла на новый уровень с принятием Единого Европейского акта (ЕЕА). В числе стран, подписавших Акт, были Германия, Бельгия, Дания, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Великобритания. ЕЕА внес некоторые изменения в предыдущие учредительные договоры, в числе которых Договор о европейском объединении угля и стали, Договор о ЕЭС, Договор о европейском сообществе по атомной энергетике. Акт упорядочил деятельность всех трех ранее созданных сообществ. ЕЕА также устанавливал задачи и полномочия органов сообществ и углублял сотрудничество в социальной и экономической сферах. Немаловажным положением в Акте также стала цель создания единого европейского рынка к 1992 году. Ключевым и знаменательным моментом в истории Европы стало подписание Договора о Европейском союзе 7 февраля 1992 года в Маастрихте, Нидерланды. Договор подписали 12 стран (те же, что подписали ЕЕА). В статье 1 Договора учреждается Европейский Союз. ЕС стал правопреемником Европейских сообществ. В статье 1 Договора написано: «Настоящий Договор знаменует собой новый этап в процессе создания все более сплоченного союза народов Европы». Этим же Договором создавался внутренний рынок стран ЕС. В качестве единой валюты принимался евро. Была разработана трёхступенчатая схема перехода на новую валюту. В соответствии с ней на первом этапе предполагалось обеспечить полностью свободное движение капитала, на втором - координация экономических политик стран ЕС для контроля инфляции, государственного долга и дефицита, на третьем - учреждение Европейского Центрального банка, установка обменного курса. К 1999 году третьей фазы достигли Германия, Испания, Португалия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Ирландия и Финляндия. Данный проект можно с полной уверенностью причислить к методам сторонников федеративного пути. Греция, Великобритания, Дания и Швеция на тот момент по разным причинам были вне зоны евро. В 1995 году в ЕС были приняты Австрия, Финляндия, Швеция. До начала XXI века Маастрихтский договор был дважды пересмотрен в пользу углубления евроинтеграции. В 1997 году был принят Амстердамский договор, дополняющий Маастрихтский в вопросах механизмов осуществления внешней политики и политики безопасности. Ниццский договор 2000 года сосредоточился на внутренних проблемах ЕС (процедура принятия решений), принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, формировании общей внешней и оборонной политики Евросоюза. Следует также обратить внимание на такой документ, как «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» 2007 года, который заменил собой так и не вступившую в силу Конституцию ЕС (проект которой был также подписан в 2004 году Германией). По сути он вносил дополнения в Договор о Европейском Союзе, а также Римские договоры. В соответствии с ним национальные парламенты получили возможность непосредственного участия в принятии решений ЕС, появилась возможность использования гражданской инициативы, полномочия Европарламента были расширены, была назначена должность постоянного председателя Евросовета, а также была впервые сформулирована возможность выхода из ЕС, и, что немаловажно, ст.47 Договора закрепляет правосубъектность Европейского Союза. На данный момент последняя страна, вступившая в Евросоюз - Хорватия (1 июля 2013 года), она стала 28-м членом объединения. В настоящее время евро имеет хождение на территории 17 стран. Официальный статус кандидатов имеют Албания, Турция, Черногория, Македония, Сербия. Таким образом можно заключить, что Федеративная Республика Германия внесла неоценимый вклад в создание единой европейской экономической системы, эволюционировавшей в экономико-политическое формирование, основанное на тесном сотрудничестве стран союза, а также делегировании части их суверенитета наднациональным органам, воплощенным в Европейском Союзе. Германия не только участвовала в подписании всех учредительных документов, но и проявляла инициативу в пользу углубления интеграции, хоть она и не была поддержана остальными странами из-за ряда понятных опасений. Теперь же, как считают некоторые исследователи, ЕС является ничем иным, как конфедерацией, что согласуется с идеями сторонников федерализации. Стоит иметь в виду, что Германия не только имеет неоспоримое экономическое лидерство в ЕС, но и является ключевым участником политических отношений. .2 Участие Германии в деятельности институтов Евросоюза Наиболее ясную картину непосредственной связи ФРГ с институтами Евросоюза можно сформировать на основе Основного Закона ФРГ, в котором оговорены все возможности такого взаимодействия. Установив тесные взаимоотношения со странами ЕС, Германия встала перед необходимостью конституционально-правового регулирования этих отношений. Участие Германии в деятельности институтов ЕС имеет первостепенное значение для решения ее внешнеполитических проблем в Европе. Уже в преамбуле Основного Закона зафиксирована цель: «служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе». Собственно сама возможность участия Германии в европейских наднациональных объединениях заключена в ст. 24 п.1 Основного Закона: «Федерация может на основании закона передавать осуществление своих суверенных прав межгосударственным учреждениям», при этом Германия также соглашается в случае необходимости ограничить свои суверенные права с целью создания системы взаимной коллективной безопасности, что еще раз подтверждает стремление ФРГ к углублению интеграции и более тесному включению в объединение европейских государств. В ст. 25 нормы международного права наделяются приоритетом над законами Федерации и признаются составной частью федерального права. Вступление в силу Маастрихтского договора повлекло за собой изменения в конституциях стран ЕС, в том числе и Германии. Так в декабре 1992 года в Основной Закон ФРГ были внесены существенные изменения, затрагивающие отношения Германии и ЕС. В ноябре 1991 года Бундестаг и Бундесрат создали Парламентскую комиссию по конституционной реформе, целью которой была разработка правовых предложений по изменению Основного Закона с учетом положений Маастрихтского договора. В результате 21 декабря 1992 года был принят Закон о внесении изменений в текст Основного Закона, по которому в него вносилась ст. 23. Согласно ей «для создания объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза», причем «Федерация может путем принятия закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать суверенные права». При этом для институтов Европейского Союза и его регламентаций, изменяющих или дополняющих Основной Закон, ст.79 допускает возможность принятия соответствующих законов при одобрении большинством в две трети голосов членов Бундестага и в две трети голосов Бундесрата. Теме не менее ни ст.1, ни ст.20, ни любая другая, касающаяся разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве не могут быть изменены по ст.79. В п.2 ст.23 также оговорено, что в делах Европейского Союза Бундестаг взаимодействует с землями через Бундесрат, причем Федеральное правительство должно незамедлительно предоставлять Бундестагу и Бундесрату полную информацию. Если же затрагиваются исключительные законодательные полномочия земель, то по п.6 ст.23 «осуществление прав, принадлежащих Федеративной Республике Германия как члену Европейского Союза, должно быть передано Федерацией назначенному Бундесратом представителю земель», при этом Федеральное правительство сохраняет свое участие. Так изначально гласил данный пункт. В период своей работы Комиссия по реформе федерализма стремилась внести изменения в ст.23 касательно участия земель - сторона Федерация стремилась наделить их меньшими полномочиями, а также настаивала на расширении компетенции Федерации для более эффективного ведение переговоров в Брюсселе. Земли ФРГ напротив выступали за сохранение регулирования, установленного статьей 23. Для усиления своих позиций они хотели развить внутригосударственный процесс выработки единой позиции до принятия решений на общеевропейском уровне. По их представлениям, в области общеевропейского регулирования, затрагивающей Федеральные земли, Федерация должна полностью зависеть от решений Бундесрата. В итоге был найден компромисс, заключающийся в улучшении сотрудничества различных уровней Федерации. 28 августа 2006 года был принят закон о внесении изменений в п.6 ст.23 Основного закона, по которому один из представителей земель, назначенный Бундесратом, может быть направлен в компетентные органы Европейского Союза в случае, если «по основному вопросу затрагиваются исключительные законодательные полномочия земель в области школьного образования, культуры, радио и телевидения». Это изменение не нарушило изначальную концепцию, содержащуюся в данной статье, но внесла значительную определенность в процесс реализации данной нормы. Разумеется, конституционное регулирование отношений ФРГ и Евросоюза не ограничивается положениями ст.23 Основного закона. Следует также отметить ст. 28, по которой «на выборах в округах и общинах лица, обладающие гражданством государства-члена Европейского сообщества в равной мере могут избирать и быть избранными в соответствии с правом Европейского сообщества», ст.45, наделяющую Бундестаг полномочиями по созданию Комитета по делам Европейского союза, ст.50 об участии земель в делах Европейского союза через Бундесрат, ст.52, предполагающую возможность создания Европейской палаты Бундесратом, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата ст.88, предусматривающую возможность передачи задач и полномочий Федерального банка в рамках Европейского Союза Европейскому центральному банку и др. Благодаря ознакомлению с некоторыми статьями Основного закона ФРГ можно подытожить, что Германия имеет тесные связи с институтами ЕС, причем основным звеном этого взаимодействия являются законодательные органы, в частности Бундесрат, являющийся посредником не только между землями и Парламентом, но и органами Европейского Союза. .3 Приоритеты Германии в экономической и политической сферах в рамках Евросоюза Прежде всего, говоря об интересах Германии во внешней политике, следует отметить три определяющих направления: Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, политика в отношении России. Главным направлением внешнеполитических интересов Германии остается Европа. Вполне понятны причины стремления руководства ЕС сохранить за Германией роль ведущей страны союза. Взаимные связи между странами Европейского Союза отличаются высокой плотностью на протяжении достаточно долгого времени, в связи с чем главным направлением политики ЕС является продолжение и усиление процесса интеграции, которая сможет обеспечить договорную надежность внутренней политики. Для Германии продолжение этого процесса - важнейшая задача внешней политики. Герхард Шрёдер, федеральный канцлер ФРГ с 1998 по 2005 год, во время своего пребывания на посту поддержал планы расширения ЕС в сторону стран Восточной и Юго-Восточной Европы, что явилось бы проявлением «наступательной» политики Евросоюза, учитывающей национальные интересы Германии. Предпосылкой должно было послужить проведение реформ в сфере аграрной и финансовой политики, а также институциональных реформ ЕС. Важно отметить, что Шрёдер выступал за восстановления равноправия в финансовой политике, поскольку к началу его срока вклад Германии в общий бюджет ЕС составлял около 11 млрд евро, более половины всей суммы вложений. Об этом он официально заявил на ежегодном совещании в Вене глав правительств, министров иностранных дел и министров финансов ЕС. Он также сказал, что Германия готова и дальше быть «мотором» ЕС, но она не готова платить за нерадивых членов . Так Германия сохранила бы за собой лидирующее положение при сохранении темпов своего экономического роста без пустого вложения в слабые экономики. Другим направлением в европейской политике Германии является совершенствование совместной внешней политики ЕС. Разумеется, это осуществимо только при усилении процесса евроинтеграции. Соответственно Йошка Фишер, министр иностранных дел Германии с 1998 по 2005 год, выступил в Берлине в университете им. Гумбольдта с речью, суть которой заключалась в призыве к принятию реформ, которые привели бы к большей прозрачности принятия решений ЕС и к большей демократии. Он предложил четко разграничить компетенции между государствами-членами ЕС и наднациональными органами, создать европейскую федерацию с избираемым президентом, европейское правительство, в Европейском парламенте учредить две палаты. Однако эти идеи не были реализованы. Такая концепция осталась без поддержки со стороны Франции, которая закрепилась бы с Германией в ядре союза. Для Франции усиление Германии в качестве европейского гегемона невыгодно прежде всего по той причине, что это приведет к реализации германской идеи расширения ЕС на Восток, вследствие чего та может оказаться на задворках Европы, в то время как Германия стала бы связующим звеном между Западом и Востоком, переместившись к центру. В этом отношении Франции более выгодно институциональное усиление ЕС. Главной опасностью для нее становится приобретение роли «младшего партнера» усиливающей свое влияние Германии. В этом и заключается расхождение в понимании интеграции для Парижа и Берлина. Отдельно можно выделить «европейскую политику в области безопасности и обороны», которая приобрела особую значимость после войны в Косово, показавшей, что страны-члены ЕС беспомощны в разрешении подобных вопросов без участия США. В этом направлении предполагалось создание постоянных военных структур ЕС, а также кооперация стран-участниц ЕС в производстве оружия и сотрудничество между Европейским Союзом и НАТО. В связи с этим на саммите ЕС в Хельсинки в декабре 1999 года было принято решение создать к 2003 году полноценные вооруженные сухопутные отряды общей численностью 50-60 тыс человек, а также подразделения ВМС и ВВС. В 2004 году был принят также план до 2010 года о расширении возможностей этих подразделений. К 1 января 2007 года были окончательно сформированы 13 Боевых Отрядов ЕС (EU Battle Groups). Говоря о внешней политике ФРГ, нельзя не упомянуть о ее отношениях с Францией. Это две страны, конкурирующие за влияние в Европе, которым необходимо сотрудничать для осуществления собственных целей. Отношения Берлин-Париж испытывают напряжение по ряду вопросов, среди которых расширение ЕС на Восток и углубление интеграции, автономия ЕС и сотрудничество с НАТО. В последнее время отмечается некоторая пробуксовка германо-французских отношений в силу того, что Германия считает президента Франции Франсуа Олланда слишком нерешительным в проведении реформ в стране в духе пакета реформ немецкой социальной системы и рынка труда, реализованного Герхардом Шрёдером. От Олланда ждали решительных действий, но уже через год опрос показал, что лишь каждый пятый житель Франции одобряет его политику. Журналисты дали ему нелестное прозвище - «Monsieur faible» («месье слабак»). Никаких инициатив Олланда Ангела Меркель пока не поддерживает, будь то выпуск общих для стран еврозоны облигаций, изменение роли Европейского центрального банка или реализация краткосрочных инвестиционных программ. Тем не менее самые привилегированные и постоянно развивающиеся торговые отношения связывают Германию с Францией. С 1975 Франция является ведущим покупателем немецких товаров и основным торговым партнером Германии. Основная часть экономики Евросоюза связана с Германией. После спада конъюнктуры в 2010-2011 годах и роста экспорта Германии в 2012 году было сохранено и увеличено положительное сальдо, что означает сохранение разбалансированности торговых потоков, завязанных на Германию. Государства еврозоны призывают ФРГ стимулировать внутренний спрос, что позволило бы повысить объем импорта. Но Берлин все же защищает свою экспортоориентированную модель и заявляет, что не собирается приносить в жертву конкурентоспособность своих компаний, выпускающих продукцию с высокой надбавленной стоимостью ради поддержки отстающих компаний других стран. Таким образом в европейской политике ФРГ выделяются такие основные приоритеты, как институциональное углубление евроинтеграции, расширение Евросоюза на Восток, поддержание внутрисоюзных торговых отношений при сохранении преобладания экспорта над импортом, а также налаживание отношений с Францией в духе сотрудничества, причем каждое из этих направлений, к сожалению для Германии, наталкивается на внутренние и внешние затруднения как политического, так и экономического характера, которые отчасти связаны с убеждениями евроскептиков, называющих Европейский Союз «четвертым рейхом» из-за доминирующей в нем роли Германии. .4 Перспективы отношений Германии как члена Евросоюза с третьими странами Безусловно, общая внешняя политика Европейского союза, касающаяся отношений как с европейскими странами, не входящими в ЕС, так и со странами Ближнего Востока влияет и на внешнюю политику ФРГ, выходящую за рамки союза. Впервые принципы общей внешней политики были упомянуты в Договоре, учреждающем Европейское сообщество. В Едином европейском акте вопросу осуществления общей внешней политики уже был посвящен целый раздел: “Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики”. В первой статье этого раздела участники Европейских сообществ соглашаются сообща формулировать и осуществлять европейскую общую внешнюю политику. В этом же разделе были впервые четко поставлены принципы осуществления общей внешней политики, среди которых обязательство осуществлять взаимные консультации перед принятием странами окончательной позиции, учитывать позиции остальных стран-участниц, осуществлять тесное сотрудничество по вопросу политики безопасности и т.д. В Маастрихтском договоре раздел V также полностью посвящен положениям о внешнеполитической деятельности союза. Он определяет такие цели, как защита своих ценностей, поддержка демократии, предотвращение конфликтов, поддержка устойчивого развития, поддержка стран по вопросам защиты окружающей среды, развитие международного сотрудничества и т.д. К вопросам внешней политике Договор также причисляет политику безопасности и общей обороны. Предусматривается возможность осуществления данной политики за пределами Европейского союза с опорой на силы стран-участниц. Тем не менее для Европейского союза долгое время не существовало единых задач по вопросу осуществления единой внешней политики безопасности, поскольку с 1990-х годов европейское окружение для него оставалось достаточно благоприятным. Но новый вызов показал отсутствие единства по вопросу единой внешней политики. Речь идет о ситуации, сложившейся вокруг Ирака в 2003 году. Фактически ЕС раскололся на два лагеря. Впоследствии бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд назвал их «Старой» и «Новой» Европой, причем к «Старой» он отнес ФРГ и Францию. Бывший президент Франции Жак Ширак и бывший федеральный канцлер ФРГ Герхард Шрёдер подтвердили свои намерения дальше действовать вместе против войны в Персидском Заливе, в то время как страны Центральной и Восточной Европы поддерживали политику США в этом вопросе. Такой выбор, вероятно, был обусловлен политической и военной мощью Соединенных Штатов, которые в этом отношении превосходят любую из стран Европы. Такой раскол поставил под вопрос дееспособность общей внешней политики безопасности Европейского союза. С присоединением к союзу новые страны вносят свои внешнеполитические интересы в общую политику, даже если они временами противоречат интересам Германии и Франции. Такая разобщенная политика может привести к некоторым последствиям. В частности после разногласий по иракскому вопросу ухудшились отношения между США и Германией, следствием чего стало перемещение американских военных баз из Германии в страны Центральной и Восточной Европы. Отношения США и ЕС являются одним из ключевых составляющих во внешней политике как одной, так и другой стороны. В политическом и организационно-правовом аспектах эти отношения были формализованы в 1990 г. с подписанием Трансатлантической декларации. Стороны договорились о регулярном проведении встреч и консультаций на высшем уровне. Были поставлены общие задачи по вопросам сотрудничества в области экономики, культуры и безопасности. Тем не менее позже, уже в начала XXI века в этих отношениях проявились некоторые разногласия, которые коснулись экономической сферы, в частности технического характера. Однако расширение экономического сотрудничества США и ЕС является одним из наиболее приоритетных направлений для обеих сторон, о чем свидетельствует одобрение Руководящих принципов сотрудничества в сфере регулятивной транспарентности на саммите ЕС - США в мае 2002 года, по которому стороны взяли на себя обязательства по улучшению сотрудничества для достижения согласия по техническим нормативам, а также Декларация по стимулированию трансатлантической кооперации и экономического роста, принятая на саммите ЕС - США в Вашингтоне в 2005 году, определившая главные принципы регулятивного сотрудничества. Одна из перспектив развития сотрудничества - создание трансатлантической зоны свободной торговли - TAFTA. Такая идея была предложена еще в 1994 году, причем наибольшую поддержку она получила в деловых кругах Германии. Франция же была против ее создания, поскольку опасалась культурной, информационной и сельскохозяйственной экспансии США. Пока что дело ограничилось подписанием деклараций, частично устраняющих торговые барьеры и призывающих к дальнейшему сотрудничеству, а также созданием Трансатлантического экономического совета в 2007 году на саммите в Вашингтоне. Таким образом, когда перед странами ЕС встает вопрос о выработке единого приемлемого всеми членами решения в отношении внешней политики, и особенно если оно идет в противовес США, возникает ситуация, когда странам нужно действовать сообща на благо всей Европы. Поэтому перед странами ЕС так остро стоит вопрос осуществления общей европейской политики безопасности. В экономическом же отношении для Евросоюза все еще имеются перспективы либерализации рынка, и одним их доминирующих направлений в этой сфере является создание единой экономической зоны с США. Скачать архив (51.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |