Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 История создания Европейского Союза 1.2 Европейский Союз в системе международных отношений: экономический аспект . СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ .1 Роль и место Великобритании и Германии в Европейском Союзе .2 Вступление Великобритании в Европейский Союз и позиция Германии . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА .1 Торгово-экономическое сотрудничество Великобритании и Германии .2 Позиции Германии и Великобритании по вопросам европейской безопасности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Европейский интеграционный процесс является одним из наиболее действенных факторов, характеризующих развитие современной системы международных отношений. На современном этапе интеграционного процесса Европейскому Союзу приходится разрешать серьезные противоречия между центростремительными и центробежными силами, искать компромисс между национальными и общеевропейскими интересами. На смену прагматичным идеям «прозрачных границ», либерализации передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы приходит осознание единства самих европейских народов, европейской идентичности, наднационального уровня. Свое отношение к процессу европейской интеграции, переходящему в новое качество, необходимо определить и тем странам континента, которые являются потенциальными кандидатами в ЕС. Его расширение, начиная с 2004 г, превращает в реальность решения Афинского саммита, состоявшегося в 2003 г. В условиях возросшей политической и экономической взаимозависимости государств и глобализации многих аспектов международной жизни все это не может не привлекать внимание к процессам, которые происходят в рамках ЕС, и к особенностям политики отдельных европейских государств, прежде всего ведущих. Проблема эффективного сочетания национального и наднационального начал интеграционного процесса, определения принципов деления государственного суверенитета в рамках единой Европы являлась одной из наиболее сложных на всех этапах становления Европейского Союза. Подобные вопросы возникали в периоды качественного углубления интеграционных программ, распространения их на новые сферы общественной жизни, а также расширения состава Европейского Сообщества. Нынешний этап европейской интеграции, характер которого был определен решениями саммита глав государств и правительств в Ницце в декабре 2000 г., со всей очевидностью свидетельствует о сложности подобных проблем. Ницкий договор продемонстрировал появление новых тенденций в развитии самой концепции европейской интеграции. С одной стороны, углубление интеграции ведет к все более тесному сотрудничеству не только в области экономики, но и в сферах коллективной безопасности, внешней политики, развития системы европейского права, социального законодательства, образования и коммуникаций. С другой стороны, те же тенденции порождают угрозу утраты прежней монолитности интеграционного пространства. Одним из важных факторов европейского интеграционного процесса становится сегодня усиление координации наднациональной политики государств-членов ЕС и увеличение влияния Германии на формирование этой политики. Выступая активным участником валютного союза и инициатором процесса дальнейшего расширения ЕС, ФРГ заявляет о своей возросшей ответственности за поддержание мировой стабильности и безопасности. Для ФРГ политика в отношении европейского объединения всегда имела важное значение, так как позволяла ей расстаться со своим националистическим прошлым и обрести достойное место в европейской системе государств. Благодаря активному участию в интеграционной структуре ЕС Федеративной Республике удалось не только укрепить свои ведущие позиции в Европе, но и обеспечить решение исторической проблемы - национального воссоединения страны. В этом смысле объединение двух германских государств, ФРГ и ГДР, служит примером того, какую пользу может принести интеграционный процесс для обеспечения национально-государственных интересов. Для Европейского сообщества Германия, в свою очередь всегда служила «локомотивом», продвигавшим интеграционное строительство к более тесному наднациональному сотрудничеству во всех областях. Она стояла у истоков объединения отдельных отраслей промышленности западноевропейских стран, активно участвовала в создании единого рынка, а затем экономического и валютного союза, выступила инициатором проведения совместной внешней политики, политики в области обороны и безопасности и ведет неуклонный курс на расширение и углубление интеграции с целью создания более тесного союза. Традиционная политика Британии состояла в том, чтобы, занимая особое (островное) положение в Европе, проводить линию скорее на разъединение, чем на объединение европейских государств. Старый принцип «разделяй и властвуй» проводился британской дипломатией и в отношении современной Европы. Сейчас наступили другие времена, но полностью Англия от своего принципа не отказалась. По-прежнему она выступала против сближения Франции с ФРГ, Италии с Францией и т.д., с тем, чтобы в ЕС не было внутриблоковых тесных отношений, которые помешали бы ей играть решающую роль в Общем рынке. Впрочем, у позднего вступления Великобритании в ЕЭС есть и отрицательная сторона. Вступление Великобритании в ЕС произошло через 16 лет после подписания шестью западноевропейскими странами Римского договора о создании Общего рынка. «Опоздав» с подключением к западноевропейскому: интеграционному процессу, Лондон пренебрег возможностью внести в структуру ЕС на первом этапе его развития элементы, в наибольшей мере соответствовавшие исторически сложившейся структуре британского хозяйства. Задержка «поворота к Европе» обернулась для Великобритании в последующие годы довольно существенными осложнениями отношений с партнерами по ЕС. Еще в течение длительного времени во франко-германо-британском «триумвирате», направлявшем развитие ЕС, роль Великобритании была меньше, чем ФРГ или Франции. По мере продвижения по пути углубления интеграции разрыв уменьшался, сглаживались противоречия Великобритании с другими участниками в области аграрной, региональной, энергетической политики, хотя по многим позициям процесса создания «единой Европы» разногласия сохраняются и поныне. Иными словами, за время пребывания в ЕС британской внешней политике удалось если не укрепить, то, по крайней мере, стабилизировать свои позиции в Европе. К тому же через ЕС с его сложной системой взаимозависимости Великобритания получила возможность оказывать гораздо большее воздействие на решение глобальных политических проблем, чем действуя в одиночку. Таким образом, рассмотрение роли и места этих Великобритании и Германии в Европейском Союзе, развитие отношений этих двух государств в рамках ЕС является актуальной. Предметом исследования являются развитие двусторонних отношений между Великобританией и Германией в рамках Европейского Союза. Целью исследования является изучение основных направлений внешней политики Великобритании и Германии в рамках Европейского Союза в период с 1992 по 2008 гг., а именно двусторонние отношения Великобритании и Германии. В соответствии с поставленной целью основное внимание было сосредоточено на решении следующих задач: определить роль и место Великобритании во внешней политике Германии; исследовать историю вступления Великобритании в Европейский Союз; проанализировать политику Британии по отношению к Европейскому Союзу, а именно сделать обзор политики Великобритании в Европейском Союзе; рассмотреть участие Великобритании и Германии в строительстве европейской обороны; выявить основные направления сотрудничества Великобритании с Германией. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2008 гг. Источниковая база исследования представлена следующими группами источникового материала: дипломатические источники - документы, договора, соглашения [1-5]; официальные и неофициальные (в рамках конференций, «круглых столов», интервью в СМИ) выступления руководства Великобритании, Германии и отдельных западных государств [6-8]; статистические и справочные материалы, отчёты [9-10]; материалы периодической печати [11-16]. Важную группу источников составляет информационный материал, публиковавшийся в казахстанской, российской, зарубежной прессе, журналах. В материалах периодических изданий представлены факты, освещающие взаимоотношения Великобритании с ФРГ. Они позволяют представить относительно целостную картину отношений на современном этапе. Однако информационный материал периодических изданий страдает нередко субъективностью позиции и носит в основном описательный характер и не всегда достоверен. Использованная литература, может быть разделена на две основные группы: работы по формированию внешней политики Великобритании, Германии и исследования по европейской интеграции. В рамках первого направления особое место занимает литература по истории и внешней политике Великобритании, что позволяет глубже анализировать современные подходы Британии к европейской интеграции. Степень научной разработанности темы. Историографический анализ рассматриваемой темы работы сделан на основе изучения работ американских, европейских, российских и казахстанских исследователей. По данной проблеме автор придерживался проблемного принципа. Характеризуя первую группу работ, следует отметить, что они были написаны в период с 1990 по 2007 гг. Авторы опирались на источниковую базу - американских и европейских договорных документов. К наиболее значительным трудам по изучению внешней политики Великобритании западными исследователями можно отнести труды М. Заборовского [17], американский международник Х. Филипп рассматривает вопросы партнерства между США и Великобританией [18]. Что касается российской историографии, вопросы внешней политики Великобритании и ее воздействия на европейскую безопасность на современном историческом этапе анализируются в работах Н.И. Бухарина [19], Ю.В. Гусарова [20], И.Я. Кобринской [21]. Специфика формирования германской внешней политики с точки зрения внутриполитических процессов рассматривается Н.И.Бухариным [22], О.Н. Майоровой [23], И.С. Яжборовской [24]. В отношении казахстанских исследователей можно отметить работы Ж.У. Ибрашева [25-26], его труды посвящены европейской интеграции и коллективной безопасности в Европе, работы Кукеевой Ф.Т. также рассматривают историю становления и развития трансатлантического партнерства [27], Байзакова К.И. и Губайдуллина М.Ш. исследуют Европейскую безопасность через международные объединения и военно-политическое измерения ее концепции [28-30]. Методология работы обусловлена целью и задачами исследования. Учитывая их комплексный характер, в основу исследования были положены системный и междисциплинарный подходы. Принцип историзма, традиционные методы исторического сравнения и исследования международных отношений сочетаются с методом системного анализа. Работа написана по проблемно-хронологическому принципу. Структура работы обусловлена целью и задачами. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 1. РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 История создания Европейского Союза Идея европейской интеграции живет в сознании европейцев с давних времен. Но ее практическая реализация началась лишь со второй половины ХХ в. Народы Европы в корне осознали необходимость интеграции, чтобы навсегда покончить с военными конфликтами, которые разобщали их, разрушали материальные и культурные ценности, чтобы объединенная Европа могла играть ведущую роль в мировом процессе, внесла существенный вклад в мировую цивилизацию. Успехи европейской интеграции обращают внимание многих, европейская интеграция может служить моделью интеграционного процесса для многих регионов земного шара, в том числе и для стран Центральной Азии. За прошедшее время европейская интеграция достигла значимых результатов. Плодом европейской интеграции явилось образование Европейского Союза. Так, 18 апреля 1951 г. главы государств и правительств Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга подписали Парижский договор, учреждавший Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Договор объединял базовые отрасли шести стран, т.е. угольную и металлургическую промышленности. Так начался процесс европейской интеграции. Согласно Договору о ЕОУС, создавался общий рынок, общие цели и общие институты. Целями ЕОУС являются создание общего рынка, развитие производства, рост занятости рабочей силы и недопущение безработицы. И все это происходило на базе экономических условий, существующих в каждой стране. Договор устанавливал институты ЕОУС, а именно - высший руководящий орган, т.е. Совещание глав государств и правительств стран, Европейский Парламент, Совет министров, Комиссию и Суд. Институты ЕОУС обеспечивают упорядоченное снабжение общего рынка; обеспечивают равный доступ к рынку всех потребителей; обеспечивают наращивание предприятиями своего производства; обеспечивают благоприятные условия в международной торговле [31]. Договор отменял в условиях общего рынка таможенные споры, дискриминации, мешающие свободному передвижению товаров. Также отменялись субсидирование и протекционизм внутри общего рынка, ЕОУС создавал равные условия для конкуренции, доступа к финансовым источникам, равные условия для получения информации и т.д. Таким образом, создание ЕОУС стало серьезным шагом государств Западной Европы на пути достижения нового уровня экономической интеграции. Основные цели Договора - создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда в этих отраслях. Вместе с тем, участники Договора определили и дальние цели - создать предпосылки для тесного объединения европейских народов для того, чтобы содействовать экономическому и социальному прогрессу и укрепить мир в Европе. Следует отметить, что ЕОУС был построен на принципах полной добровольности стран, подписавших Договор, в результате чего выявлялась эффективность функционирования ЕОУС, и уже в середине 50-х появилась новая идея, а именно - создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Договор о Европейском экономическом сообществе был подписан 25 марта 1957 г. В Сообщество вошли шесть стран, которые образовали ЕОУС - ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия. По месту подписания этот договор вошел в историю под названием «Римский договор». Договор о ЕЭС стал главным учредительным документом Европейских сообществ [31, с.101]. Римский договор большой, охватывает все сферы, все области экономики шести стран, а именно, валютную и торговую области, социальную жизнь, вопросы налогообложения и т.д. Создание ЕЭС - это второй этап на пути к европейской интеграции и имело чрезвычайно важное политико-правовое значение. Надо сказать, что деятельность ЕОУС и ЕЭС дала свои положительные результаты. Шестерка, положившая начало европейской интеграции, привлекла внимание других стран Европы. В середине 20 в. В двух супердержавах - США и СССР - ускоренно развивались исследования в области атомной энергии и его практического применения. В этот период сильнее стал ощущаться дефицит угля. Уголь не мог решить возникавшие энергетические проблемы, в связи с чем, назрела необходимость объединения усилий государств для создания и развертывания атомной энергетики. Идея создания аналога ЕОУС в сфере атомной энергетики появилась после того, как начал действовать Парижский договор 1951 г. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) появилось одновременно с ЕЭС - в 1958 г. Договор о его учреждении был подписан теми же шестью государствами в Риме, и также назывался Римским договором [2, с.2]. У Евратома более скромное назначение и намного меньшие масштабы деятельности, чем у ЕЭС, но это Сообщество призвано было выполнять функции, важность которых была неоспорима. Задачами Евратома являлись - содействие подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитие взаимных обменов с другими странами путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности. В целях выполнения данных задач Евратом должен: развивать исследовательскую работу и распространять технические знания; упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе; следить за регулярным снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом и рудой; гарантировать невозможность ядерных материалов на другие цели и т.д. Таким образом, функции Евратома отличаются от функций ЕОУС и ЕЭС тем, что он был создан не только как структура экономической интеграции, но и как межгосударственное объединение, призванное заниматься развитием научных исследований в сфере атомной энергетики. Таким образом, в 50-е гг. были подписаны три договора - Парижский 1951 г. о ЕОУС и два Римских 1957-1958 гг. - о ЕЭС и о Евратоме. Все три договора объединяют общие принципы и единые цели интеграции. Но в то же время между ними есть различия, которые касаются объемов регулирования. Договор о ЕЭС охватывает экономическую и социальную сферы, тогда как два других Договора - договор о ЕОУС и Евратоме направлены на конкретные сферы интеграции. Эти три договора составили единую систему и установили единый механизм управления интеграционными процессами. Эти три Договора провозгласили следующие цели: создание таможенного союза в рамках ЕЭС; формирование общего рынка товаров, рабочей силы, услуг и капиталов; проведение единой торговой политики третьих стран, а также общей политики в области сельского хозяйства, транспорта; образование экономического и валютного союза, предполагающего устранение различий в экономической и валютной политике государств-участников путем сближения их национальных законодательств [3, С.4]. Но на этом европейская интеграция не завершилась, и в декабре 1991 г. главы государств и правительств стран-участниц предприняли решающий шаг на пути к дальнейшему углублению интеграции. Они решили создать Европейский Союз (ЕС), основанный на Европейских Сообществах, включающих Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). И в феврале 1992 г. был подписан Маастрихтский договор, учредивший Европейский Союз. Вступление в силу Маастрихтского договора о ЕС знаменовало новый этап западноевропейской интеграции. Целями ЕС являются: содействовать экономическому и социальному прогрессу, который должен быть сбалансированным и устойчивым, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, путем усиления и социального сближения и учреждения экономического союза, включая единую валюту; утвердить свой статус на международной арене, в особенности путем осуществления общей внешней политики и политики безопасности; усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов путем введения гражданства Европейского Союза; Таким образом, Маастрихтский договор знаменует собой новый этап в процессе создания сплоченного союза народов Европы, в результате чего в ЕС входят другие европейские государства - в 1973 г. Великобритания, Дания и Ирландия. Затем в 1981 г. - Греция, а в 1986 г. к ЕС присоединились Португалия и Испания. И в 1995 г. входят Австрия, Финляндия, Швеция, Австрия. Видя успехи европейского Союза, страны Восточной Европы и балтийские страны выразили желание стать членами ЕС и таким образом влиться в европейскую среду. И 1995 г. объединение приобрело нынешнее название - Европейский Союз. Следующая изменение на международной арене, это - расширение Европейского Союза на Восток в 2004 г. В ЕС входят - Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Кипр и Мальта. Движение ЕС на восток имеет позитивное стратегическое значение для будущего Европы. В связи с расширением, территория ЕС увеличилась почти на четверть, а население - на одну пятую. 75 миллионов человек присоединились к 375 млн. нынешних жителей ЕС, превращая его в самый большой в мире торговый блок. Последнее расширение ЕС происходит в 2007 г., с присоединением Болгарии и Румынии, и это уже шестое расширение ЕС. На сегодняшний день Европейский Союз говорит уже от имени 27 государств-членов ЕС и является одним из главных экономических центров мира и торгово-экономическим интеграционным объединением. Европа привлекает внимание многих стран мира, так как, Европа, - это, прежде всего, емкий рынок потребления, главным образом, энергетического сырья. Европа - это высокий уровень жизни, науки, образования и здравоохранения. Институты ЕС. Политические институты ЕС носят наднациональный характер, и надо признать, что сама структура политических институтов была выработана Парижским договором 1951 г. В период существования ЕЭС эти институты совершенствовались и дополнялись. Единый Европейский Акт, а затем Маастрихтский договор 1992 г., объединивший все три сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Евратом), окончательно закрепил эти политические институты европейской интеграции. И политические институты отражают характерную особенность европейской интеграции. Именно в них заметны исключительная добровольность и демократичность всего процесса европейской интеграции. На сегодняшний день ЕС является мощным наднациональным объединением, представляющий собой новый тип экономически и политически регулируемой структуры. Огромный экономический потенциал ЕС позволяет рассматривать его к началу 20 в. как один из полюсов многомерного мира. В активе Европейского Союза - единый внутренний рынок, создание Экономического и валютного союза, введение единой валюты - евро, обширное пространство без национальных границ, расширение ЕС. Если на начальном этапе идея создания единой Европы опиралась на стремление обеспечить внешнюю безопасность своих стран и экономический подъем, то впоследствии все более активно стал проявлять себя социальный фактор. .2 Европейский Союз в системе международных отношений: экономический аспект Формирование единого европейского рынка. В мае 1957 г. Германией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Италией и Голландией был заключен договор о создании общего европейского рынка. Концептуально договор представлял последовательную программу экономической интеграции [32]. Четыре основных положения программы охватывали важнейшие проблемы интеграции: . Основополагающий шаг - создание таможенного союза. Предполагалась полная либерализация взаимной торговли через постепенную отмену таможенных пошлин и количественных ограничений, установление общего внешнего таможенного тарифа и передача полномочий по осуществлению общей торговой политики Европейского экономического сообщества. . Совместное антимонопольное регулирование и поощрение к конкуренции, соблюдение согласованных правил при оказании предприятиям государственной помощи, гармонизация фискальных систем и экономического законодательства вообще. . Специфический акт строительства общего рынка - рынок сельхозпродукции. В этой сфере простая либерализация торговли была бы совершенно недостаточной. Были определены три основные принципы аграрной интеграции: совместный рынок, преференция фермерам, солидарная финансовая ответственность государств-участников. . Институциональная структура общеевропейского рынка. Руководящими институтами сообщества должны быть Европарламент, Европейский Совет, Еврокомиссия и Суд. Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 10-12 лет. Но несмотря на детально разработанный план, добиться цели создания общего рынка не удалось. Но успехом этого периода стало досрочное создание таможенного союза, что обеспечило свободное передвижение товаров и положило начало превращению ЕЭС в зону свободной торговли. В это время Сообщества столкнулись с острым мировым финансовым и экономическим кризисом. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именно экономических и финансовых трудностей. В результате чего была создана специальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений о переходе от общего к единому внутреннему рынку. Главная цель этих предложений - ликвидация препятствий и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, качественных проблем. Для выполнения этих задач было решено подготовить и подписать новый документ - Единый Европейский Акт (ЕЕА). Единый Европейский Акт - это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты Европейских сообществ. Он был принят в 1986 г. и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения Сообществ. Их полномочия распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. Экономические положения этого документа должны были обеспечивать переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС). Что касается институционализации, то Европейский Совет стал главным и ведущим органом Сообществ. Вместе с тем были внесены и другие изменения в институциональных структурах Сообществ: демократизация в процедуре принятия решений - Европарламент получил доступ к принятию решений по ряду вопросов: на основе ЕЕА расширяется сфера принятия решений в Совете квалифицированным большинством голосов; был внесен ряд изменений: уточнялась процедура принятия новых членов в состав Европейских сообществ, уточнялись условия членства; ЕЕА содержал решения выходившие за рамки 3-х предыдущих договоров. ЕЕА предусматривал соответствующие обязательства по координации внешней политики, наметил контуры принятия решений в сфере внешней политики; ЕЕА не решал всех вопросов экономического, валютного и политического союзов, но он предусматривал созыв международной конференции во исполнение ЕЕА. Формирование экономико-валютной системы Европейского Союза. Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС. Процесс валютной интеграции начинается с формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства. Было много попыток организовать союз, государствами-членами ЕС не раз делались попытки принятия программ поэтапного создания экономического и валютного союза. К примеру, можно привести, такие как «план Вернера», который был рассчитан на 10 лет. Данный план состоял из трех этапов: на первом этапе (1971-1974 гг.) предусматривалось сужение пределов колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной системы. На втором этапе (1975-1976 гг.) началось завершение всех этих мероприятий. На третьем этапе (1977-1980 гг.) предполагалось передать наднациональным органам ЕС некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен. Планировалось создание единой бюджетной системы. Также следует отметить создание механизма совместного плавания, так как была отменена Бреттон-Вудская система и почти все страны МВФ перешли к плавающим курсам. В 1975 г. была введена Европейская расчетная единица (ЕРЕ). Она представляла собой валютную корзину - коллективную денежную единицу, расчетным путем составленную из валют нескольких стран. Впервые курс ЕРЕ не был привязан к доллару. Стоимость ЕРЕ зависела от рыночной стоимости входящих в нее валют. Назначение ЕРЕ заключалось в том, чтобы создать ориентир, к которому привязывались бы западноевропейские валюты. В 1988-1989 гг. произошла разработка трехэтапного плана Экономического и валютного союза (ЭВС). С этой даты происходит полная либерализация капитала в рамках ЕС. Данный план называется «план Делора», который предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма; координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляционного и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета; учреждение наднационального Европейского валютного института для координации денежной и валютной политики; проведение единой валютной политики, введение фиксированных валютных курсов и т.д. Строительство Экономического и валютного союза является ключевым направлением стратегии европейской интеграции. Оно было рассчитано на три этапа [14, С.34]. Первый этап (1990-1993 гг.) - этап становления экономического и валютного союза. В этот период была осуществлена либерализация движения капиталов внутри ЕС, завершено формирование единого внутреннего рынка, разрабатываются меры по сближению ряда макроэкономических показателей государств-членов. На втором этапе - с 1994 по 1998 гг. - был учрежден Европейский валютный институт, разработана юридическая база и процедуры будущей Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Происходит тесная координация экономической политики государств-членов. И было принято решение назвать единую валюту «евро». Европейский валютный институт отвечал также за усиление координации денежной политики государств-членов в преддверии экономического и валютного союза и в этом качестве мог выносить рекомендации национальным банкам. К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей ЭВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют. мая 1998 г. Европейский Совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу к третьему этапу становления экономического и валютного союза. Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Это решение было подготовлено на основании рекомендаций Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС. Третий этап начался с января 1999 г. и продлился до июня 2002 г. В этот период начал функционировать Европейский центральный банк, участники валютного союза (Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Ирландия) стали осуществлять единую валютную политику. И «евро» стал их общей валютой. С этого же времени функции валютного регулирования перешли от центральных банков стран союза к Европейскому центральному банку. В связи с тем, что единую валюту ввели в 1999 г. не все страны ЕС, Союзу пришлось выработать новые правила валютной интеграции для стран, остающихся за пределами валютного союза и упорядочить их отношения с «зоной евро». Для этого был выработан новый вариант Европейской валютной системы. Необходимо учесть также, что с образованием валютного союза и введением «евро» создается противовес американскому доллару, это делает мировую валютную систему более устойчивой и менее зависимой от экономической конъюнктуры и политики США. Таким образом, продвижение в Единой европейской системе было разбито на несколько этапов: Первый этап - создание экономического и валютного союза. В 1998 г. была определена первая группа стран, принимающих участие в этом союзе, учрежден Европейский центральный банк, стала форсироваться подготовка к новой валюте в странах участницах. Вся экономическая жизнь продолжала функционировать в прежнем режиме, т.е. на основе национальных валют. Второй этап начался в 1999 г. и завершился в 2001 г., т.е. был рассчитан на три года. Началась деятельность Европейского Валютного Союза. Жестко фиксировались курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро. Евро становится самостоятельной денежной единицей. На этой стадии параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты. На третьем этапе осуществился полный переход на евро. С 2001 г. все счета, которые до сих пор выражались в национальных валютах участвующих стран, должны в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро. Таким образом, Экономический и валютный союз западноевропейских государств и их единая валюта имеют прочный фундамент. На долю стран-участниц Европейского Валютного Союза, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового внутреннего продукта (США-20,2%, Япония-7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США-14,8%). С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок, по своим масштабам сопоставимый с мировым финансовым рынком - американским. Евро как инструмент европейской интеграции. В формировании единого европейского рынка и единой экономико-валютной системы исключительно важную роль играет введение единой европейской валюту - евро. Введение единой европейской валюты - евро - обусловлено самим ходом европейской интеграции в области экономики и рынка. Единая европейская валюта должна способствовать успеху европейской интеграции. В этом смысле следует понимать утверждение, что евро - это важный инструмент европейской интеграции. Проект введения такой валюты - это проект политический: единая валюта должна стать еще одним мощным рычагом, способствующим укреплению ЕС, усилению процессов европейской интеграции, созданию европейской федерации. Есть у того проекта и экономический аспект: евро позволит, устранив обменные курсы между валютами европейских стран, добиться значительной экономии средств; введение евро даст потребителям возможность сравнить, сопоставить цены на различные товары и услуги на едином европейском рынке и в полной мере воспользоваться преимуществами конкуренции. Первоначально для облегчения торговли и услуг внутри Европейского Союза в качестве единой валюты было принято «экю». Но затем все же было решено назвать единую европейскую валюту «евро», что естественно отражает не страну, а весь европейский континент. С 1 января 1999 г. евро выступает как расчетная единица. Из 15 государств-членов Европейского Союза 12 стран ввели у себя евро, а именно: Германия, Франция, Италия, Испания, Бельгия, Голландия, Австрия, Нидерланды, Португалия и Люксембург. Эти страны образовали так называемую еврозону. В 2001 г. в еврозону вошла Греция. Страны еврозоны отказались от своих национальных валют. В каждой стране еврозоны обмен национальных валют на евро прошел безболезненно, хотя некоторое повышение цен на товары народного потребления и произошло. Удачу или неудачно с введением евро необходимо рассматривать в двух уровнях: в микромасштабе и макромасштабе. В макромасштабе успех евро очевиден. Именно оно облегчает обмен товарами и услугами. Не нужно при переезде из одной страны в другую внутри Европейского Союза менять одну национальную валюту на другую. Жители стран еврозоны при переезде чувствуют себя как дома. В микромасштабе евро постепенно становится твердой валютой и успешно конкурирует с американским долларом. Это связано с тем, что европейская экономика развивается более стабильно, а зона евро расширяется за счет ассоциированных членов ЕС и принятия в состав ЕС стран Восточной Европы. К тому же, ведя торговый обмен со странами мира, Европейский Союз требует вести обмен на основе евро. Неудачу евро в микромасштабе можно видеть, как уже отмечалось, в том, что введение единой валюты привело в некоторых странах к повышению цен на товары народного потребления и на услуги. Появление евро как единой европейской валюты вполне естественно. Во многих регионах мира, где имеется процесс интеграции, наблюдается тенденции к созданию единой валюты. Между тем эту тенденцию давно заметил и теоретически обосновал профессор Колумбийского университета (США) Роберт Мондель, получивший за эту теорию Нобелевскую премию за 1999 г. [15, с.28]. Евро выступает как валюта совершенно нового субъекта международных отношений и международного права, каким является Европейский Союз. Появление евро изменило положение на мировом финансовом рынке: у американского доллара появился достойный конкурент. Евро не только средством обмена, но и источником обогащения и сбережения. Бюджет Европейского Союза. Общий бюджет ЕС в 2000 г. составил 93,3 млрд. евро, что соответствует примерно 2,5% государственных доходов государств-членов. С 1967 г. в общем бюджете ЕС объединены бюджеты трех Европейских сообществ. В целях соблюдения жесткой бюджетной дисциплины ЕС ограничил верхний предел роста общего бюджета в период с 2000 по 2007 гг. на уровне 1,27% совокупного ВВП [15]. Согласно ст.268 Договора о ЕС, в бюджете отражены все статьи доходов и расходов ЕС, которые утверждаются на каждый бюджетный год и сбалансированы между собой [3,С.8]. Разработка бюджета проходит в несколько этапов: Комиссия готовит предварительный проект и направляет его в Совет министров; Приняв текст предварительного проекта за основу, Совет готовит проект и передает его в Европейский парламент; В случае так называемых обязательных расходов, связанных с проведением общей сельскохозяйственной политики, полномочия Парламента ограничены: он может рекомендовать свои предложения, но вынужден соглашаться с позицией Совета; Получив замечания и предложения Парламента, Совет вторично рассматривает проект и при необходимости вносит изменения. Если они касаются обязательных расходов, то они считаются окончательными, если необязательных - то они вновь передаются парламенту; парламент может внести дополнения и изменения, сделанные Советом в отношении необязательных расходов, а также выносит окончательное решение: принимает или отклоняет бюджет. Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов. Решением Совета от 1970 г. были созданы собственные ресурсы ЕС, которые складываются из следующих поступлений: таможенных пошлин на импортируемую извне продукцию, установленных в рамках общего таможенного тарифа ЕС; налогов на импорт сельскохозяйственной продукции. 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ .1 Роль и место Великобритании и Германии в Европейском Союзе В сложившейся ситуации важно соотнести современные тенденции и противоречия европейской интеграции с эпизодами более ранней истории европейского сообщества. Ключевую роль в этом отношении играет исследование роли Великобритании и Германии в развертывании современного европейского строительства. Их особая позиция наиболее ярко выявила проблему соотношения создаваемых надгосударственных структур в Европейском Союзе и национальных интересов отдельно взятых двух государств. Наиболее крупные и глубокие последствия для интегрированной Европы имело присоединение Великобритании. История ее отношений с Европейским Сообществом была сложной и противоречивой. Эти противоречия объяснялись особенностями эволюции Великобритании на протяжении предшествующего столетия и ее положением в мире в момент окончания Второй Мировой войны. Что касается вопроса расширения ЕС, то он неразделимо связан с вопросом углубления данной организации. До 1990-х гг. Европейский союз в своей практике следовал принципу: "Сначала углубление, затем расширение". В начале 1990-х гг. после подписания Маастрихтского договора ЕС вышел на качественно новый этап интеграции, который совпал с коренными изменениями в ЦВЕ, требовавшими незамедлительного реагирования. Вопрос очередности и соотношения процессов углубления и расширения приобрел жаркую дискуссию внутри ЕС. Немецкий исследователь Вольфганг Весселс различает в своих исследованиях четыре "школы" внутри ЕС, каждая из которых или придерживается одной из двух опций - "расширение" или "углубление" или высказывается за их одновременную реализацию [33]. Эти четыре "школы" соответствуют реальным позициям важнейших членов ЕС - Великобритании, Германии и Франции. Первая школа, согласно Весселсу, считает приоритетным расширение Европейского Союза. Такая позиция основывается на следующих аргументах. Во-первых, после изменений, произошедших в Центральной и Восточной Европе, должен быть использован шанс для преодоления разделения континента на два лагеря, так называемого состояния "Европы после Ялты". Подсчеты потерь-приобретений, указывающие на финансовую и институционально-политическую цену, которую, без сомнений, придется заплатить за быстрый прием стран ЦВЕ, являются проявлением западноевропейского эгоизма. Принадлежность к Западной Европе после 1945 г. является не заслугой членов ЕС, а только исторической случайностью [33, C.45]. Во-вторых, быстрый прием в ЕС будет содействовать стабилизации экономических и политических трансформационных процессов в ЦВЕ. ЕС обладает значительной организационной силой и способностью воздействовать на внутриполитическое развитие данных стран. Это должно обеспечить невозможность возврата к авторитаризму, политическому и экономическому отставанию. В-третьих, отвергается возможность продолжения процесса углубления до расширения вследствие того, что дальнейшее углубление, с одной стороны, усилит "непрозрачность" функционирования и процедур ЕС для стран-кандидатов, а с другой стороны, увеличит фактический объем требований для последующего вступления, так как будет постоянно возрастать объем общесоюзного законодательства ЕС, который нужно будет имплементировать странам-кандидатам [34]. Такой позиции придерживается Великобритания [35]. Политическое и экономическое могущество Великобритании достигло своих высот во второй половине 19 в. Английская промышленность стала испытывать все возрастающую конкуренцию со стороны Германии и США. Европейские дела, при всей их важности, были для Великобритании лишь частью, и на первых порах не самой значительной частью, ее внешней политики. В результате опыта Второй Мировой войны Великобритания отошла от своей традиционной политики сохранения «равновесия держав» на европейском континенте и активно поддержала создание общеевропейских организаций нового типа, таких как Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), Совет Европы, Западноевропейский Союз и НАТО. В сентябре 1961 г. в своей знаменитой цюрихской речи У. Черчилль призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, что реалии тогдашнего времени настоятельно требовали осуществления интеграционного процесса. Какая же роль в нем отводилась Великобритании? Он предполагал, что Британия будет содействовать формированию единой Европы, вместе с тем, видя себя с США и Россией в качестве «друга», но не участника нового образования. «Отношение Великобритании к объединению Европы будет определяться, в первую очередь доминирующей концепцией объединенной Британской империи. Каждый шаг, направленный на большее процветание и миролюбие Европы, отвечает британским интересам. У нас есть своя мечта и цель. Мы с Европой, но не являемся ее частью. Мы связаны, но не включены» [36]. Данное евроскептическое высказывание У.Черчилля стало продолжением политики всех послевоенных британских правительств относительно ЕС. Интеграционный эксперимент, начатый шестью западноевропейскими странами не представлял особого интереса Великобритании. Позже, понимая потенциальную опасность ЕЭС для своих торговых интересов и возможную последующую изоляцию Великобритании от европейского рынка, Лондон сделал все возможное для предотвращения его создания или кардинального изменения его характера. И, в 1961 г. правительство Великобритании заявило о том, что оно поддерживает цели Римского договора, но категорически не одобряет любые шаги, выходящие за его рамки и направленные на создание федерации. Проблема участия Великобритании в западноевропейской интеграции приобрела специфический характер. С одной стороны, Британия настаивала на формировании в рамках ЕЭС собственного особого статуса, основанного на признании интеграционных связей с третьими странами. С другой, Великобритания не хотела отказываться от «особых отношений» с США во имя европейских интересов. Решительным противником включения в ЕЭС британского «троянского коня» выступил французский президент Ш.де Голль. Также провал брюссельских переговоров 1961-1963 гг. о вступлении Англии в «Общий рынок» отчетливо продемонстрировал, что Лондон не в состоянии был одновременно и одинаково успешно отстаивать свои позиции с США, Западной Европой и странами Содружества, и перед правительством страны встал вопрос о смене внешнеполитической стратегии в необходимости выбора между тремя центрами силы. В условиях ухудшения динамики экономического развития участие Великобритании в процессе европейской интеграции превратилось в ключевое направление ее внешней политики. И, 1 января 1973 г. Великобритания стала полноправным членом ЕЭС. Экономический эффект начального этапа интеграции мог сказаться для Британии скорее в долговременной перспективе, пока же британскому правительству пришлось пойти на серьезные уступки. Следует выделить три периода в вопросе о британском участии в ЕЭС. Первый период приходится на 1961-1963 гг., когда Англия металась в выборе приоритетов своей внешней политики, включая ее европейский аспект. Начинается битва Британии за Европу. Второй период охватывает 1964-1967 гг. Он характеризуется поворотом Британии к Европе, жесткой внутриполитической борьбой и разногласиями между Британией и Францией об условиях вхождения Англии в ЕЭС. Наконец, третий этап - 1968-1975 гг. - при всей его внутри- и внешнеполитической противоречивости можно назвать прорывом: Британия присоединилась к ЕЭС, но ее битва за Европу не закончилась [37]. Скоро, после вступления Англии в ЕЭС, и политическая цель к которой Британия шла более 10 лет, была достигнута. Для достижения своих целей Англия постоянно лавировала между Францией и Германией, чаще всего англичанам удавалось привлечь на свою сторону Германию, но, и как в предшествующий период, добиться решения каких-либо вопросов без согласия Франции было невозможно. В начале 1980-х гг. стали обсуждаться проекты политического союза в рамках ЕЭС. Подобная инициатива исходила от ФРГ с предложением создания на базе ЕЭС политического союза. И, во второй половине 1980 г. ключевым вопросом европейской политики стала подготовка преобразования системы Европейских Сообществ в Европейский Союз. Эта цель была сформулирована в принятом в феврале 1986 г. едином европейском акте. Многие нововведения активно поддерживались британской дипломатией, она выступала за активизацию политического и внешнеполитического сотрудничества без формирования каких-либо новых наднациональных структур дополнительного делегирования полномочий общеевропейским органам. В то же время позиция Великобритании была сдержанной в отношении усиления роли институтов сообществ и Англия принципиально возражала против любых подвижек в данном направлении, так как это могло бы нарушить существовавшее в то время институциональное равновесие. Именно на такой основе во второй половине 1980-х гг. и складывалась новая интеграционная структура - европейское политическое сотрудничество. В своей речи «Британия и Европа» в 1988 г. М. Тэтчер озвучила пять принципов будущей Европы - это добровольное и активное сотрудничество государств; практическое решение вопросов ЕС; так как Римский договор являлся хартией экономической свободы, поэтому политика ЕС должна поощрять свободное предпринимательство; Европа не должна быть «протекционистской» и должна сохранять надежную обороноспособность, которая обеспечивалась НАТО [38]. Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что М. Тэтчер первой из английских премьер-министров столкнулась с необходимостью определить степень целесообразности участия страны в новейших интеграционных проектах, усиливающих наднациональные структуры ЕС. Если до М. Тэтчер шла борьба как внутри страны, так и на европейском уровне за вступление в ЕС и попытки решения через объединенную Европу насущных британских проблем: структурного реформирования экономики, расширения рынка сбыта товаров, то после кризисов 1970-х гг. участие в европейской интеграции стало приносить Англии больше политических, экономических и социальных проблем, чем ощутимых выгод. Именно М.Тэтчер начала вырабатывать национальную модель участия отдельного государства в интеграционном процессе. Жестко дискутируя с европейскими партнерами, она обозначила ту высокую планку, на уровне которой Великобритания может разговаривать с континентальной Европой. Линию правительства М. Тэтчер в отношении европейской интеграции продолжил ее преемник на посту премьер-министра М. Мэйджор. Принципиальные различия позиций Великобритании и ее партнеров по ЕС привели к острым разногласиям в 1990-1991 гг. при подготовке Маастрихтского договора. М. Мэйджор существенно изменил европейскую стратегию. Он считал, что национальные интересы Великобритании эффективнее защищать, не блокируя процесс углубления интеграции, а активно участвуя в разработке концепции и правовых основ будущего Европейского Союза, отстаивая свое видение будущего Европы. Великобритания сыграла большую роль в отказе от федералистской концепции Маастрихтского договора и закреплении понятия «Европейский Союз», как обозначающего не формирование новой наднациональной организационной структуры, а новое качество сотрудничества европейских стран. Важным достижением британской дипломатии стала разработка приложения к Маастрихтскому договору под названием «Декларация о применении правовых актов Сообщества». В ней отмечалось, что способы, с помощью которых применяются законодательные положения ЕС, определяются каждым государством-членом с учетом собственных институтов и правовой системы. Маастрихтский договор о Европейском Союзе предусматривал три основных направления интеграции - создание единого европейского рынка, формирование единого курса в области внешней политики и обороны, унификацию внутренней и законодательной политики стран-членов. Великобритании пришлось согласиться с этой общей стратегией, но британская дипломатия по-прежнему рассчитывала на возможность поэтапного и выборочного присоединения к новым формам интеграционных связей. Д. Мэйджор выступил сторонником идеи «интеграции разных скоростей», что означало, что движение всех государств-членов ЕС по пути интеграции не обязательно должно быть синхронным, а национальная специфика ожжет быть основанием для создания особых переходных механизмов и определения промежуточных сроков включения в программы ЕС. Маастрихтский договор был первым случаем в истории ЕС, когда в рамках интеграционного процесса ряду стран, включая Великобританию, было позволено не участвовать в некоторых его направлениях. Один из наиболее острых и проблемных вопросов взаимоотношений Великобритании и Европейского Союза - социальная политика. Известно, что Социальная хартия долго являлась единственным документом Маастрихтского договора, который не был подписан и ратифицирован Великобританией, и только в 1997 г. она подписала этот документ [39]. Серьезное негативное влияние на все последующие годы правления Д. Мэйджора оказал «черный сентябрь» (14 сентябрь 1992 г.), когда в ходе стремительно развивающегося финансового кризиса, Англия была вынуждена была покинуть европейский валютный механизм. Впоследствии данное событие охарактеризовали как самый крупный кризис в период правления правительства Д. Мэйджора. «Черный сентябрь» нарушил баланс сил в кабинете, осложнил отношения Великобритании с ЕС, особенно с Германией. Скачать архив (77.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |