Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Концептуальные и институциональные основы российско-британского взаимодействия .1 Политико-правовая база российско-британского сотрудничества .2 Механизмы реализации отношений России и Великобритании .3 Геополитический контекст развития отношений РФ и Великобритании Глава 2. Основные направления российско-британских отношений на современном этапе (2004-2014 гг.) .1 Российско-британское сотрудничество в политической сфере .2 Торгово-экономические и инвестиционные связи России и Великобритании .3 Сотрудничество России и Великобритании в борьбе с глобальными угрозами и международным терроризмом .4 Русско-британские связи в сфере культуры, спорта и образования Глава 3. Актуальные проблемы дальнейшего развития российско-британских отношений .1 Вопросы, осложняющие российско-британские отношения .2 Перспективы развития российско-британских отношений: противостояние или сотрудничество? Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность исследования современных российско-британских отношений связана в первую очередь с теми ролями, которые играют два государства в мировой политике, а также значимостью для них двусторонних отношений. На протяжении столетий Россия и Великобритания определяли вектор мирового развития и во многом не утратили своего влияния и сегодня. Будучи крупнейшими европейскими государствами, являясь ядерными державами и постоянными членами Совета безопасности ООН, участниками «Группы двадцати» и ряда других влиятельных международных и региональных организаций, они несут большую ответственность за обеспечение стабильности на европейском континенте, международного мира и устойчивое развитие в условиях глобализации. Российско-британские отношения имеют давнюю историю, где были подъемы и спады, сотрудничество и союзничество, но также соперничество и противостояние. При всей разности двух стран, они переживали и переживают сейчас сходные процессы, имея в виду распад империй, снижение роли и веса в мировой политике, поиски своего достойного места в современном мире. В конце минувшего и в первом десятилетии XXI века взаимодействие России и Великобритании носило неоднозначный характер: в одних сферах оно осуществлялось успешно, в других наблюдался застой, в третьих происходил даже откат от ранее достигнутого. Многие политики, ученые и обозреватели полагают, что в последние несколько лет российско-британские отношения ухудшились. Объективно это связано с тем, что Россия начала предпринимать серьезные шаги по обеспечению более надежной безопасности и обороноспособности, более активному участию в мировых делах, повышению своего экономического влияния, в значительной мере благодаря наличию большого количества энергоресурсов. Причем в самой России постоянно критикуется ее слишком высокая зависимость от экспорта нефти и газа, поскольку эти компоненты не могут быть единственно значимыми для экономического развития государства, долгосрочного поддержания благосостояния его граждан. На международной арене РФ играет все более заметную роль, она стремиться стать идеальным мостом в диалоге между Востоком и Западом. Это признается многими экспертами, но кого-то это радует, а кого-то тревожит, поскольку Россия способна со временем наладить привилегированные отношения с ведущими восточными странами Итак, общая тенденция развития российско-британского взаимодействия не является в достаточной мере поступательной и не соответствует ожиданиям двух стран. В данной связи представляется необходимым не только исследовать состояние российско-британских отношений в экономической, политической и других областях на современном этапе, но и понять истинные мотивы и побуждения правящей элиты обоих государств. Объект исследования - отношения России и Великобритании в политической, экономической, военной и других сферах жизнедеятельности в 2004-2014 гг. Предмет исследования - состояние, тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия России и Великобритании. Цель работы - рассмотреть динамику российско-британские дипломатических взаимоотношений в 2004-2014 гг., выявить факторы и причины, как способствующие, так и препятствующие взаимодействию России и Британии, а также разработать предложения по преодолению имеющихся трудностей. Для достижения отмеченной цели определены следующие задачи: проанализировать политико-правовую базу российско-британского сотрудничества; охарактеризовать механизмы реализации отношений России и Великобритании; изучить геополитический контекст развития отношений РФ и Великобритании; исследовать основные направления сотрудничества Российской Федерации и Соединенного Королевства; выявить проблемы и перспективы взаимоотношений России и Великобритании; сформулировать конкретные меры, направленные на дальнейшее развитие российско-британских отношений. Методологической базой явились исторические и политологические труды российских и британских ученых и специалистов, а также работы посвященные геополитике, глобализации, международным отношениям. Применялись сравнительный и прогностический подходы, широко использовался статистический и другие общенаучные методы (системный, логический, дедуктивный), а также специальные методы: историко-сравнительный, хронологический, субъектный. Информационно-эмпирическая база представлена широким спектром источников. Она включает акты государственного законодательства Российской Федерации и Великобритании, документы, закрепляющие правовую основу двусторонних отношений. Помощь в подготовке диссертации оказали справочные, статистические издания, Интернет-ресурсы, выступления британских и российских официальных лиц, отчеты и официальные документы Министерства иностранных дел РФ. Существенным подспорьем для исследования явилась периодическая печать России и Великобритании. Выступая своеобразным индикатором отражения в общественном сознании различных процессов, в том числе международного сотрудничества, пресса представляет собой ценный источник, раскрывающий содержание и результаты российско-британского политического, экономического и военного сотрудничества. Глава 1. Концептуальные и институциональные основы российско-британского взаимодействия .1 Политико-правовая база российско-британского сотрудничества После развала Советского Союза асимметричность в международном статусе России и Британии исчезла. Новая Россия стала восприниматься Соединенным Королевством как важный, но не ключевой внешнеполитический игрок. То, что оба государства по большинству параметров стали сопоставимы, способствовало развитию отношений на двусторонней основе, они сблизились и перестали смотреть друг на друга сквозь прорезь прицела. В первый раз Британия и Россия «открыли» друг друга во времена Ивана Грозного; после окончания «холодной войны» произошло второе «открытие». Великобритания стала важным западным партнером России с элементами стратегического взаимодействия. Лондон оказал Москве содействие в присоединении к Совету Европы, поддержал концепцию «большой восьмерки». Британия - последовательный сторонник вступления России во Всемирную торговую организацию. В вопросе о расширении НАТО она тоже продемонстрирована большую гибкость: в Форин - офисе считали, что расширение альянса не должно привести к отчуждению России. Основу договорно-правовой базы двусторонних отношений составляют российско-британская декларация «Партнерство на 90-е годы», подписанная в Лондоне 30 января 1992 г., а также основной российско-британский документ политического характера - Межгосударственный договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992 г. Договор устанавливает основы взаимоотношений между сторонами в соответствии принципами международного права, основанные на доброй воле, мире и дружбе между Россией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, поддержании международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН, документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включая Хельсинкский Заключительный акт, Парижскую хартию для новой Европы, Хельсинкский документ 1992 года. Согласно статье 1 Российская Федерация и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии взяли на себя обязательство поддерживать отношения мира и дружбы. В рассматриваемый период военных конфликтов между сторонами не было, поэтому можно признать, что стороны выполняли условия этой статьи. Но, как будет показано, в последующих параграфах отношения сторон не всегда носили дружественный характер, например, в деле Литвиненко, Березовского, Закаева. Реакция английской стороны на события в Грузии, Северной Осетии также не носила дружественного характера по отношению к России. Согласно статье 4 договора: «Стороны будут тесно сотрудничать по основным международным проблемам. Они будут совместно работать, как на двусторонней, так и на соответствующей многосторонней основе, в направлении поиска решений и мирного урегулирования споров. С этой целью Стороны будут проводить регулярные консультации на высшем политическом уровне, а также между министрами иностранных дел и другими официальными представителями, имея в виду развитие двусторонних отношений и координацию своих позиций по международным проблемам, представляющим взаимный интерес. В тех случаях, когда ситуация будет требовать того, Стороны будут консультироваться друг с другом в безотлагательном и срочном порядке». В соответствии с условиями соглашения стороны договорились способствовать международным усилиям, направленным на осуществление эффективного контроля над вооружениями, укрепление доверия и безопасности в военной области. Они будут сотрудничать в осуществлении международных мер по сокращению вооруженных сил и вооружений до минимальных уровней, соразмерных законным потребностям обороны. Стороны будут развивать обмены на всех уровнях между вооруженными силами и министерствами обороны двух стран. Согласно статье 7 стороны договорились о сотрудничестве «…в укреплении режима Конвенции 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Они будут добиваться подписания и вступления в силу эффективной и поддающейся проверке Многосторонней конвенции о запрещении химического оружия». Согласно статье 8 стороны будут сотрудничать «…с целью разработки и осуществления мер по обеспечению большей открытости, безопасности и стабильности в военных делах. Стороны будут способствовать выполнению в полном объеме Договора по обычным вооруженным силам в Европе и Заключительного акта переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе». В рамках договора стороны обязались сотрудничать в осуществлении дальнейших мер с целью предотвращения распространения ядерного, другого оружия массового уничтожения, ракет и ракетной технологии, используемых для его доставки. В развитие этих принципов государства подписали Меморандум о договоренности между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в отношении помощи Российской Федерации в безопасной перевозке сокращаемого ядерного оружия в целях ускорения его демонтажа и уничтожения от 9 ноября 1992 г. В развитие к Межгосударственному договору о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992 г. к настоящему времени заключено почти два десятка соглашений, регулирующих практическое сотрудничество в различных областях. Так, например, в 2003 году были подписаны двусторонние Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики и Меморандум об участии Британии в строительстве Североевропейского газопровода. В Москве и Лондоне продолжается напряженная работа по обновлению нормативно-правовой базы двусторонних отношений: в стадии проработки находятся соглашения о военно-техническом сотрудничестве, взаимном признании дипломов о высшем образовании. .2 Механизмы реализации отношений России и Великобритании Важнейшей составляющей двусторонних отношений являются контакты на высшем уровне. Состоялось более двадцати встреч В.В. Путина с бывшим Премьер-министром Великобритании Т. Блэром. -27 июня 2003 г. В.В. Путин посетил Великобританию с государственным визитом, в ходе которого имел встречу с Королевой Елизаветой II, провел переговоры с Т. Блэром. В конструктивном ключе прошли встречи Президента России Д.А. Медведева с премьер-министром Великобритании Г. Брауном «на полях» саммитов «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 г.) и «Группы восьми» в Тояко (июнь 2008) и в Аквиле (июль 2009 г.). 25 июня 2010 г. на полях саммита Группы восьми» в Канаде состоялась первая двусторонняя встреча президента РФ Дмитрия Медведева и нового премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. В ноябре 2010 г. по итогам встречи с Кэмероном во время саммита «Группы двадцати» в Сеуле (Корея) Дмитрий Медведев пригласил премьер-министра Великобритании посетить Россию. Тот, в свою очередь, выразил надежду на то, что сможет совершить эту поездку. Первый визит Кэмерона Москву состоялся 12 сентября 2011 г. Как известно, отношения между Лондоном и Москвой в тот период уже начали набирать градус напряженности. Причины сложных взаимоотношений известны: для Британии это убийство Литвиненко, для России - проблема юридической взаимопомощи и экстрадиции. Однако визит британского премьера был призван показать, что, несмотря на разногласия, страны по-прежнему сотрудничают в различных областях, преимущественно в сфере торговли, культурных связей, организации Олимпийских игр и др. Кэмерон привез в Москву делегацию британских бизнесменов, включая исполнительных директоров нефтяных гигантов BP и Royal Dutch Shell. В ходе визита была подписана российско-британская Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации и принято Совместное заявление о сотрудничестве в области культуры. Были также заключены пять меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросам создания международного финансового центра в Москве, развития Центра «Сколково» и Российского фонда прямых инвестиций, реализации проектов с участием ОАО «РЖД» и Госкорпорации «Росатом». После семилетнего перерыва, в августе 2012 г. президент А.В. Путин прибыл в Лондон с кратким визитом, где посетил ряд олимпийских спортивных мероприятий, в том числе соревнования по дзюдо, и обсудит с премьером Великобритании Дэвидом Кэмероном сирийскую проблематику и двустороннее сотрудничеством. Главными темами встречи с британским премьер-министром стали ситуация в Сирии и вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе в энергетике. Всего в период 2012-2013 г. президент России Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провели шесть личных встреч. В связи с событиями на Украине, проведением референдума и присоединением Крыма к России взаимоотношения России и Британии на современный момент оставляют желать лучшего. Градус напряженности, если не сказать конфликтности, неизменно повышается, а сближающих факторов остается крайне мало. Поэтому встреча Владимира Путина и Кэмерона, состоявшаяся 5 июня 2014 г. в павильоне для официальных лиц и делегаций парижского аэропорта имени Шарля де Голля, привлёк большое внимание и дал почву для анализа. Встреча началась без традиционного рукопожатия. В ходе беседы Путина с Кэмероном обсуждались различные вопросы двусторонних отношений, в том числе поднималась тема оживления российско-британского диалога, находящегося в настоящее время в замороженном состоянии. Большое внимание было уделено поискам путей урегулирования ситуации на Украине. Но данная встреча не сыграла позитивной роли для дальнейших отношений России и Британии. Уже 19 июля премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в колонке для газеты The Sunday Times высказал мнение, что ЕС должен будет ввести более жесткие санкции против России. Британский премьер подчеркнул, что в ситуации, когда поддеррживаемые Россией повстанцы на востоке Украины пытаются откреститься от случившегося, ЕС «должен встать на защиту своих принципов». Кэмерон отметил, что Великобритания «не стремится к конфронтации с президентом Путиным, и не призывает ни к каким военным действиям». По его словам, у России сейчас есть шанс «использовать этот опасный момент, чтобы найти путь выхода из разрастающегося кризиса». «И я надеюсь, что она это сделает, в противном случае наш ответ будет решительным», - заключил британский премьер. Одновременно с премьером с еще более резким заявлением выступил и министр обороны Великобритании Майкл Фэллон, недавно назначенный на этот пост. Фэллон заявил, что «предупредил» Путина о том, что Россия должна «уйти с востока Украины» и прекратить «спонсировать терроризм». «Если Россия продолжит вмешиваться - будут жесткие последствия», - заявил глава военного ведомства в своем комментарии The Sunday Times. Налажены прямые связи Администрации Президента с Аппаратом Премьер-министра Великобритании. 15 января 2008 г. в Москве прошли встречи советника Премьер-министра Великобритании по внешней и оборонной политике С. Макдональда с Помощником Президента России С.Э. Приходько, заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации В.Г. Титовым. Поддерживается межмидовский диалог по широкому кругу вопросов. ноября 2009 г. состоялись переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с Министром иностранных дел и по делам Содружества Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Д. Милибэндом, находившимся в Москве с рабочим визитом. Министры обсудили состояние и перспективы взаимодействия России и Великобритании по широкому спектру двусторонних вопросов и актуальным темам международной повестки. Было отмечено, что, несмотря на сохраняющиеся известные проблемы в российско-британских отношениях, стороны готовы к поиску путей выправления ситуации и наращиванию взаимодействия по многим направлениям сотрудничества. Высказано удовлетворение динамикой развития в последнее время политического диалога, активизацией межведомственных контактов. июля 2010 г. в Кабуле «на полях» международной конференции по Афганистану состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам Содружества Великобритании У.Хейгом. В ходе беседы стороны обменялись мнениями по ряду ключевых тем международной повестки дня, а также некоторым актуальным вопросам российско-британских отношений. В октябре 2010 г. глава Форин-офиса Уильям Хейг посетил с визитом Москву. Министр иностранных дел Великобритании провел встречи с главой внешнеполитического ведомства России Сергеем Лавровым, представителями британского бизнеса в России, российского гражданского общества. Уильям Хейг также был принят президентом РФ Дмитрием Медведевым. февраля 2011 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров посетил Великобританию. Глава МИД РФ встретился с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, которому передал официальное приглашение президента России Дмитрия Медведева посетить РФ с визитом. В ходе визита в Москву Министра иностранных дел Великобритании У. Хейга (май 2012 г.) были намечены конкретные шаги по активизации российско-британского сотрудничества на международной арене и по российской инициативе принят первый в истории двусторонних отношений План консультаций между МИД России и Форин Оффисом. Сохраняется практика регулярных телефонных разговоров министров, а также межмидовских консультаций. Осуществляется сотрудничество по линии других министерств и ведомств. Заработал новый механизм - стратегический диалог министров иностранных дел и обороны. Первое заседание в формате 2+2 состоялось 13 марта 2013 года в Лондоне, второе было запланировано на весну 2014 года в Москве, но не состоялось. Россия и Великобритания впервые в формате «2+2» - с участием глав МИДа и Минобороны - обсудили на заседании Стратегического диалога весь спектр международных и двусторонних проблем: европейская безопасность, ситуация в Афганистане, ядерные программы Ирана и КНДР, положение в арабском мире с упором на Сирию. В то время как с Францией или Италией подобное партнерство успешно развивается уже более десяти лет, с Великобританией данный диалог прошел впервые. в МИД РФ, стороны остановились на проблематике. По завершении встрчи Лавров заявил, что не видит серьезных разногласий между Москвой и Лондоном «в том, что касается конечной цели в Сирии», однако признал, что имеются тактические расхождения. В свою очередь, глава Форин офиса Уильям Хейг в интервью «Интерфаксу» заметил, что расхождения касаются не только Сирии. «Есть несколько ключевых различий, в частности, относительно соблюдения прав человека и верховенства закона в России», - отметил он. Беспокоит Лондон «дело Магнитского», как «один из самых громких примеров несовершенства судебной и пенитенциарной систем России» («Москва и Лондон вступили в стратегический диалог»). С 1992 г. действует Межправительственный российско-британский комитет по торговле и инвестициям (МКТИ), деятельность которого направлена на создание благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества двух стран и устранение препятствий на пути их развития, является действенным инструментом в решении проблем двустороннего взаимодействия на межправительственном уровне. Последняя Х сессия МКТИ состоялась в Москве 12 ноября 2013 г. Сессия МКТИ позволила представителям правительств и бизнеса двух стран обсудить вопросы торгово-экономических отношений по шести ключевым направлениям сотрудничества: финансовые услуги; деловая среда; средние и малые предприятия; энергетика и энергоэффективность; высокие технологии; региональное сотрудничество и использование «олимпийского наследия». В 2013 году состоялось первое заседание российско-британского энергетического диалога высокого уровня с участием заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича и министра энергетики и по вопросам изменения климата Эдвард Дэйви (Лондон, 10 июня). В связи с принятием ряда санкции против России 15 мая Великобритания отказалась участвовать в 14-ой министерской встрече Международного энергетического форума в Москве в связи с позицией России по Украине. Развиваются контакты по парламентской линии. На регулярной основе и в соответствии с планом визитов осуществляется обмен парламентскими делегациями. Так, наращиванию взаимодействия по парламентской линии способствовал состоявшийся в сентябре-октябре 2012 г. официальный визит в Россию Лорд-спикера Палаты лордов британского парламента баронессы Д'Соуза. Дальнейшему развитию связей по парламентской линии способствовал официальный визит в Великобританию Председателя Совета Федерации Федерального Собрания В.И.Матвиенко (июнь 2013 г.). В октябре 1994 г. прошел первый в истории российско-британских отношений официальный визит в Россию Королевы Елизаветы II. В июле 2002 года Россию посетили принцесса Беатрис и герцог Кентский. 13-16 июля 2003 г. состоялся визит в Россию наследника британского престола Принца Уэльского Чарльза, являвшегося патроном британской программы празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Ежегодно в Россию наносит частные визиты Принц Кентский. В характере отношений между нашими странами на современном этапе сильны традиции. После Второй мировой войны в течение нескольких десятилетий Британия претендовала на роль моста, связующего звена между Москвой и Вашингтоном, а также между Европой и США. Ее государственные лидеры использовали посредничество, чтобы придать Лондону больший вес в глазах Белого дома и одновременно не упустить из-под контроля развитие событий в континентальной Европе. Т. Блэр следовал этой традиции, стремясь сохранить особые отношения с США и одновременно вернуть Британию в центр европейской политики, в которой роль России возрастает. Чем поучительна недавняя история Великобритании? Достичь своих целей там, где другие страны равного калибра не проявляют ту же решимость, расчетливость и изворотливость, «ударить сильнее своих возможностей» - вот принцип, с успехом реализуемый Англией. Лондону удалось свести к минимуму негативные последствия распада Британской империи, с наименьшими потерями отступить с прежних позиций в системе международных отношений. Британия сохранила высокий международный статус, полагаясь не только на реальные рычаги влияния в мире, но и на атрибуты великой державы. Она продемонстрировала искусство игры такими козырями, как особые отношения с США, место постоянного члена в Совете Безопасности ООН, ядерный потенциал, различные формы «мягкого» давления и влияния на бывших подконтрольных территориях. После распада Британской империи действия Лондона на международной арене опирались не только на достижения прошлого, но и на реальную базу - весомый экономический потенциал. В последние 25 лет в стране были реализованы крупномасштабные реформы, которые позволили ей перейти на более высокую ступень экономического развития и в то же время не впасть в зависимость от нефтегазовой «иглы» Северного моря. Преуспев в этом, Британия сохранила способность проецировать свои национальные интересы в глобальном масштабе. На примере Соединенного Королевства также очевидна важность диверсификации внешней политики. В новых условиях после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза Британия перестроила ряд своих внешнеполитических приоритетов с целью удержаться в качестве межрегиональной державы и в значительной степени компенсировала потерю роли «мостостроителя» между Западом и СССР. С приходом на пост премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмероиа в мае 2010 г. повое правительство заявило об изменении отношений с США. Кабинет Кэмерона четко обозначил выбор в пользу принципа «твердые, но не раболепные». Он означает, что Лондон продолжит развивать «особые» союзнические отношения с Вашингтоном, но не будет идти на поводу американской администрации в тех случаях, когда инициативы Белого дома откровенно противоречат британским национальным интересам. Такая линия также подразумевает, что Соединенное Королевство оставляет за собой право не соглашаться с Соединенными Штатами по тем или иным международным вопросам и продвигать свою собственную точку зрения. Приверженность этой позиции министр иностранных дел Великобритании Хейг и Дэвид Кэмерон открыто обозначили во время своих визитов в США в мае и июле 2010 г. Ставка на подобный подход связана со стремлением тори избежать уничижительных сравнений Великобритании с «американским пуделем», которые сложились в мировом сообществе в 2002-2007 годах. Безоговорочная поддержка кабинетом Тони Блэра практически всех военно-политических решений администрации Джорджа Буша-младшего породила сомнения в наличии у Британии своего мнения по международным вопросам. Королевство предстало как государство без внешнеполитической «воли». Для преодоления этого негативного имиджа действующему правительству приходится использовать более жесткую формулу в диалоге с США. При этом кабинет Кэмерона дал понять, что отказ от лейбористского курса предыдущих 13-ти лет не будет революционным, развитие будет иметь «эволюционный характер». Евросоюз также сохраняет ключевое значение для Великобритании. Дипломатические усилия Лондона сосредоточены на повышении своего влияния во всех основных структурах организации за счет увеличения числа британских сотрудников в Еврокомиссии и других подразделениях ЕС. Главные изменения произойдут в подходе Соединенного Королевства к политике в отношении стран с быстро развивающейся экономикой. К ним в первую очередь относятся Индия, Бразилия, ЮАР, Китай, Чили. Новое правительство находит «беспорядочным» подход Великобритании в минувшее десятилетие к выстраиванию отношений с целой группой государств в Азии, Латинской Америке и на Среднем Востоке, которые сейчас переживают быстрый экономический рост, сопровождающийся ростом их международного политического влияния. Во взаимодействии с Россией кабинет министров Кэмерона провозгласил политику «открытых дверей». Формула «открытых дверей» подразумевает, что Уайтхолл готов снять с повестки дня ряд резонансных вопросов, приведших к затяжному кризису в двусторонних отношениях, продолжающемуся с 2007 года. Однако свои действия Лондон намерен увязать с ответными уступками Москвы. Стремление нового правительства пересмотреть тональность и содержание контактов с РФ объясняется принципами стратегии «глобального вовлечения». Великобритании, претендующей на статус одного из ключевых субъектов, в формировании глобальной повестки дня, важно поддержание конструктивных контактов со всеми другими центрами силы, задействованными в регулировании мировых процессов, включая Россию. Только в этом случае ее голос будет услышан и она получит доступ к реальному, а не номинальному ведению большой политической игры. Россия с переменным успехом перенимает опыт Британии по использованию концепции «связующего звена» между различными регионами и частями света. У России, как и у Великобритании, произошла существенная коррекция внешнеполитического курса. Так, на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях 12 июля 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев в свое программной речи обратил внимание на «необходимость создания модернизационных альянсов с международными партнёрами, прежде всего с такими странами, как Германия, Франция, Италия и Евросоюз в целом, а также США». На втором месте по значимости Президент поставил страны Азиатско-Тихоокеанского региона, БРИК и АСЕАН, на третьем месте - сотрудничество со странами СНГ. Дмитрий Медведев отметил необходимость «повысить качество содействия таким странам и увеличить адресную помощь приоритетным для нас объединениям - СНГ, ЕврАзЭС. Для нас небезразлично, куда идут те деньги, которые мы ассигнуем в рамках таких программ. Это пока, может быть, не такие деньги, как тратят Соединенные Штаты или ряд европейских государств, но это уже значимая сумма». В то же время следует обратить внимание на то, что Британия как до, так и после потери империи и статуса державы глобального охвата руководствовалась принципами «временных союзников» и «постоянных интересов», не связывала себя обязательствами по участию в альянсах там, где это не было для нее жизненно важным. Просчет британской дипломатии в иракском вопросе только подчеркивает, чем грозит пренебрежение этим принципом. Последнее десятилетие не дало однозначного ответа на вопрос: произошли ли существенные изменения в отношениях между Россией и Великобританией, для них по-прежнему характерно соперничество и недоверие. Две страны по ряду позиций выступают партнерами, часто конкурентами, но почти никогда - союзниками. Романтизм в отношениях России и Запада иссяк в середине 1990-х годов. С тех пор Лондон в диалоге с Москвой придерживается формулы «умеренного вовлечения». Однако враждебность, с которой Россия и Британия в недавнем прошлом смотрели друг на друга, уступила место рабочим отношениям. .3 Геополитический контекст развития отношений РФ и Великобритании В своей Фултонской речи 5 марта 1946 Черчилль сказал: «Мы не можем закрыть глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны. В этих странах контроль над простыми людьми навязан сверху через разного рода полицейские правительства до такой степени, что это противоречит всем принципам демократии. Единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании является «братская ассоциация англоговорящих народов. Это означает специальные отношения между Британским Содружеством и Империей и Соединенными Штатами Америки». Именно с этого момента начался новый этап истории, в котором главенствующую позицию заняли США, а Соединенное Королевство стало их верным союзником. В СССР выступление Черчилля восприняли как «призыв к организации военного похода против СССР», что послужило сигналом для начала «холодной войны» - глобальной геополитической, экономической и идеологической конфронтации между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длившейся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. В апреле 1945 г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Следует заметить, что Черчилль указал в комментариях на представленный ему проект плана, что он является «предупредительной мерой» на, как он надеется, «чисто гипотетический случай». С приходом к власти М.С. Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. Падение коммунистической системы в Восточной Европе в ходе революций 1989 года привело к ликвидации советского блока, а вместе с ним - и к фактическому прекращению «холодной войны». С развалом СССР Кавказ снова оказался в фокусе восточной геополитики. Однако и Россия, и Великобритания к этому времени оказались уже не в тех весовых категориях, в которых находились их политические предшественники середины 19- первой четверти 20 веков. Британия, сохраняя серьезное геополитическое влияние во всем мире, перестала быть имперским государством. Она частично компенсировала распад своей империи «особыми отношениями» с США, и эти отношения, несмотря на окончание «холодной войны», продолжают играть двойственную роль в российско-британских отношениях. Форматы взаимоотношений между двумя бывшими империями в регионе существенно изменились. Россия столкнулась с новыми историческими вызовами. Геополитическое соперничество ведущих мировых держав за передел сфер влияния коснулось тех территорий, которые находятся в непосредственной близости от нынешних российских границ и даже непосредственно входящих в ее состав. Речь снова идет о мусульманских регионах бывшего СССР, прежде всего Кавказе и Центральной Азии. Так, в настоящее время Великобритания укрепляет военное сотрудничество с Грузией, что не соответствует интересам России в регионе. Британские офицеры и военные инструкторы начали официально работать в Грузии в конце июня 2004 г. Тогда в республику прибыли две роты пехотинцев ВС Великобритании для проведения военно-полевых учений на арендованном британской стороной полигоне на военной базе Вазиани, расположенной недалеко от Тбилиси. Согласно официальной программе учений, «британские военные отрабатывают технику установления порядка на контрольно-пропускных пунктах, патрулирование и раздачу гуманитарной помощи населению», то есть как раз те военные действия, которые могут быть востребованы в случае начала полномасштабной грузино-осетинской войны. Как сказал RBC daily источник в Цхинвале, «британские инструкторы прибыли в соответствии с программой НАТО и обучают грузинские подразделения натовским тактическим приемам ведения боевых действий». По словам грузинского президента Михаила Саакашвили, Лондон заинтересован в том, чтобы закавказская республика стала «важным международным игроком». Усиление британо-грузинского военного сотрудничества идет вразрез с интересами России. Укрепление американо-британского тандема в регионе нацелено на то, чтобы, в конце концов, вытеснить Россию с Кавказа. Однако, несмотря на тандем с США, британцы играют на Кавказе свою особую, незаменимую роль. «Как в Ираке и в Афганистане, подданным Соединенного Королевства на Кавказе достается самая ответственная, тонкая и зачастую «грязная» работа на самых сложных участках. Британцы работают в тесном контакте с повстанческими и диверсионными группами (на уровне инструкторов и координаторов), религиозными организациями и их лидерами, активно поддерживают чеченских сепаратистов и направляют деятельность Конфедерации горских народов Кавказа в рамках проекта «Кавказ - общий дом», - сказал RBC daily бывший работник одной из российских спецслужб. По его словам, «интересы Великобритании в регионе объективно противоречат российским и направлены на выдавливание Москвы из региона». После террористических акций, проведенных в США 11 сентября 2001 г., Великобритания с санкции резолюции № 1386 Совбеза ООН в составе коалиции во главе с США ввела свои войска в Афганистан. Военная акция в Афганистане, помимо борьбы против террористов, имеет весьма значительные геополитические цели, которые состоят в следующем: обеспечить контроль над запасами нефти и газа в Центральной Азии и маршрутами их возможной транспортировки, усилить разведку в отношении РФ и КНР, благодаря присутствию в непосредственной близости от их границ, формирование выгодной для себя геополитической ситуации. расширить экспансию по направлению Ирака, Ирана, а в дальнейшем - КНДР. Россия заявляет, что она будет делать все от нее зависящее, чтобы Афганистан как можно скорее встал на ноги в качестве независимого и самодостаточного государства. В Москве исходят из того, что от успеха обустройства этой страны зависят мир, стабильность и благополучие всего центральноазиатского региона. Поэтому Афганистан занимает одно из приоритетных направлений в политике России в Центральной Азии. Геополитическое соперничество между Россией и Великобританией ведется также и на территории Ирака. В современной системе координат Ирак занимает чрезвычайно важное геополитическое положение, как для России, так и стран Западной Европы. В течение длительного периода между Советским Союзом и Ираком существовали тесные и дружеские отношения. Эта страна была одним из ключевых наших арабских партнеров в торгово-экономической и военно-технической сфере. После уничтожения режима Саддама Хусейна все политические и тем более экономические интересы России в Ираке оказались подорваны. В настоящее время ведутся переговоры по возобновлению сотрудничества России и Ирака в полном объеме. США и Великобритания делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму. Кроме того, Великобритания преследует в Ираке такую же цель, что и в Афганистане - она пытается занять предпочтительные позиции в нефтяных, газовых и энергокоммуникационных проектах. В целом же долгосрочной целью британского политического курса остается недопущение восстановления экономической мощи и военного потенциала России, возникновения коалиции государств во главе с ней, способных создать угрозу интересам Североатлантического союза. Проводимый руководством Великобритании курс содержит в себе определенные угрозы национальным интересам России, которые могут быть классифицированы по нескольким основаниям. В политической области: стремление вытеснить Россию из зон ее традиционных национальных интересов; поддержка планов расширения НАТО на Восток; поощрение дезинтеграционных процессов на территории России; препятствование упрочению союза России и Белоруссии; консолидация с антироссийской внешнеполитической деятельностью государств Запада и стран Балтии; попытки оказать давление на политическое руководство России по всему спектру внешней и внутренней политики. В экономической области: искусственное торможение развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества; подталкивание российского руководства к преимущественному развитию добывающих отраслей экономики; сдерживание процесса предоставления международными финансовыми организациями экономической помощи России; ограничение присутствия российского ВПК на мировых рынках вооружения и военной техники. В военной области: препятствование созданию единого военно-стратегического пространства СНГ; побуждение российского руководства к сокращению ядерных средств и обычных вооруженных сил; оказание помощи странам ближнего зарубежья (особенно Балтии) в создании национальных вооруженных сил по стандартам НАТО; совершенствование собственных стратегических ядерных сил и наращивание их боевых возможностей; формирование национальных сил быстрого реагирования для действий в различных регионах мира (в т.ч. потенциально на территории стран СНГ); активизация деятельности британских ВМС в Черноморском бассейне. Таким образом, несмотря на то, что Россия и Великобритания в трех крупнейших конфликтах XIX-XX вв., в эпоху наполеоновских войн и во времена двух мировых войн были союзниками, история векового соперничества двух империй, то, как они воспринимали взаимные и общие угрозы, наложили глубокий отпечаток на их отношения, и он дает о себе знать до сих пор. Причины многовекового соперничества и непонимания, существующие между двумя империями, заключаются помимо всего прочего и в том, что, несмотря на схожее географическое положение, Британская империя имела существенные отличия от Российской империи. С точки зрения классической геополитики, Россия и Великобритания в прошлом представляли собой примеры соответственно «континентальной» и «морской» держав, интересы которых априори сильно расходятся. Можно также выделить контраст между автократией и либерализмом, и различие между финансовой и индустриальной сверхдержавой в центре мировой экономической системы и менее развитым аграрным обществом на ее периферии. Британская империя в пору своего могущества раскинулась на всех обитаемых континентах, в ее колониях и доминионах «никогда не заходило солнце». Российская империя не имела заморских колоний, она представляла собой непрерывную континентальную массу, сердцевинную землю («хартленд») огромного евразийского континента. Британская империя в своих владениях высокомерно несла «бремя белого человека», четко разграничивала метрополию и колонии. Российская империя явила миру уникальный сплав земель и народов, концессий и культур, объединенных в едином централизованном государстве. Британская империя в своей материнской части издавна строилась на принципах либерализма. Российская империя базировалась на принципах автократии в ее самодержавном выражении. Советский Союз, представляя собой совершенно иную общественно-политическую формацию, чем царская Россия, тем не менее, продолжал традиции великодержавия. После Второй мировой войны за сравнительно короткий исторический период СССР стал сверхдержавой и распространил свое влияние в глобальном масштабе. Великобритания, напротив, относительно ослабевала, в результате антиколониального и национально-освободительного движения утратила былое могущество и превратилась в «младшего брата» США. Распад СССР и беспрецедентное ослабление совокупной мощи России вновь качнули весы истории и, способствовали тому, что британская элита стала выстраивать свои отношения с РФ на принципах «холодного равнодушия». Несмотря на все различия между Британской и Российской империями, тем более таким феноменом как Советский Союз, современная Россия во многом находится в положении, похожем на положении Британии в период и сразу после распада ее империи. Обе страны по тем или иным причинам потеряли громадные территории, а с ними большой экономический, людской, военный потенциал. Перед обеими странами стоит задача (Британией успешно решаемая) по сохранению своего влияния в бывших подконтрольных территориях. Оба государства обладают богатейшим внешнеполитическим опытом. Перед обоими стоит проблема позиционирования по отношению к Европе и другим частям света. Большую роль в деле восстановления постимперских позиций Соединенного Королевства сыграли ее успехи в рамках Британского Содружества наций, которое по численности входящих в нее государств и населению является крупнейшей после ООН организацией. Она объединяет различные государства со всех обитаемых континентов. Под её эгидой сотрудничают самые различные страны, часто являющиеся полярными в своих характеристиках: самые бедные и самые богатые, с огромной территорией и государства-карлики. За годы своего существования Британское Содружество наций прошло долгий путь эволюции, прежде чем возникла организация, которую ныне называют Содружество. В наше время оно действительно утратило во многом свои позиции, что вполне объяснимо: Британия не в силах поддерживать свой великодержавный статус, ей не по силам глобальное присутствие и ответственная политика в странах «третьего мира». Ее членство в Содружестве, ее роль в нем является некоей результирующей факторов экономических, военно-политических, культурных и пр. Опыт Британского Содружества свидетельствует - «мягкая ассоциация» может обеспечить эффективное сотрудничество между «расставшимися» странами. Даже минимальная языковая и культурная общность, основанная на общем прошлом, является преимуществом в эпоху глобализации и способна не только затормозить распад, но и послужить базой для развития интеграционных связей. Однако уровень интеграции Британского Содружества отличается от уровня ЕС и СНГ. Европейский союз - международное образование, сочетающее в себе признаки международной организации, и государства. В него входит 27 европейских государств. Союз был закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. Основу ЕС составляют Европейские сообщества - основанное Парижским соглашением 1951 года Европейское объединение угля и стали и основанные Римским соглашением 1957 года Европейское (экономическое) сообщество и Европейское сообщество по атомной энергий. В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Содружество Независимых Государств - региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ было основано 8 декабря 1991 г. на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, - все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Отношения членов СНГ не носят ярко выраженный интеграционный характер, а переведены на уровень выстраивания двусторонних отношений. СНГ и Содружество имеют как сходства, так и отличия. Сходство в том, что они объединяют на добровольной основе государства, ранее входившие в большие конгломераты, различия - в географическом, геополитическом, культурно-цивилизационном и иных отношениях, но главное - в степени интеграции. В СНГ вступил в действие Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии, создается единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС, оформлена Организации Договора о коллективной безопасности. Содружество, возглавляемое Британией, ежегодно организует конференции входящих в него стран, стремится координировать их деятельность, в состав правительства Великобритании входит министр по делам Содружества. Однако если в системе внешнеполитических приоритетов Лондона фактор Британского Содружества со временем переместился с первого места на последнее, то для России значение СНГ возрастает. Перестав быть ведущими мировыми державами, Великобритания и в еще большей степени Россия не смогли расстаться с воспоминаниями о былом величии. В отличие от империи, имперское сознание не умирает сразу и еще долго воздействует на политику и общественное мнение. Во многом отсюда питаются идеи превосходства или извечного недруга, которые выступают основополагающими стереотипами в структуре имперского сознания. Для плодотворного сотрудничества России и Великобритании следует избавляться от подобных стереотипов. Глава 2. Основные направления российско-британских отношений на современном этапе (2004-2014 гг.) Для того чтобы более комплексно изучить проблематику дипломатических отношений России и Великобритании необходимо также проанализировать и позиции обеих сторон с целью выявления существующих расхождений. Это во многом поможет понять, какими приоритетами и целями они руководствуются, а также, поможет выявить общие интересы и, вероятно, укажет на определенные шаги, которые следует предпринять обеим сторонам для получения большей выгоды от сотрудничества. Состояние двусторонних дипломатических связей России и Великобритании за последние десятилетия постоянно меняется. Наравне с достаточно интенсивными обменами визитами глав государств, представителей различных ветвей власти и дипломатов обоих государств наиболее обсуждаемыми темами по-прежнему являются шпионские скандалы и обоюдоострая критика по наиболее острым вопросам, как в рамках двусторонних отношений, так и из международной повестки дня. Помимо этого, регулярно широкому освещению в средствах массовой информации обеих стран подвергаются многочисленные внутриполитические события. Различная полярность и неизбежная ангажированность в оценках зачастую становится причиной обострения дипломатических отношений. Это обстоятельство будет подробно описано с помощью конкретных фактов из хронологии развития взаимоотношений двух стран за последнее десятилетие. Наконец, в самих государствах неизбежно в той или иной динамике меняется политическая элита. Главным индикатором таких изменений для настоящего исследования предлагается считать меняющиеся приоритеты и цели, а также, позиции, которые занимают представители политической элиты двух стран по рассматриваемым вопросам. Смена политической власти в России и Великобритании, бесспорно, носит различный характер. Это, в свою очередь, по-разному отражается на динамике изменения внешней политики и нередко дипломатического курса относительно двусторонних вопросов. Соответственно с внутренними изменениями меняется и общее состояние дипломатических отношений. Выше обозначенные характеристики дипломатических отношений России и Великобритании свидетельствуют об их многосложности. Данное исследование затронет наиболее значимые аспекты двусторонних разногласий и очертит перспективы разрешения сложившейся конфликтности на дипломатическом уровне. Допускается возможным отметить, что прежде чем судить о перспективах разрешения такого рода разногласий, необходимо максимально объективно оценивать их происхождение. Далеко не всегда решение лежит в дипломатической плоскости, но для оценки эффективности дипломатии конкретных стран необходимо соотносить возможности дипломатов для решения конкретных вопросов и содержательную часть последних. .1 Российско-британское сотрудничество в политической сфере Наиболее многосложный характер носят взаимоотношения России и Великобритании на политическом уровне. Стоит сразу же подчеркнуть, что на оценку данного измерения двусторонних связей на протяжении всей истории современной России оказывает влияние как множество концептуальных расхождений между политическими элитами двух стран, так и общая напряженность во взаимоотношениях, о которой периодически дает напоминание общий тон высказываний дипломатов и официальных лиц с обеих сторон по наиболее актуальным вопросам на повестке дня. Сегодня с полной уверенностью можно констатировать наличие целого комплекса неразрешенных проблем в различных сферах. Остроугольным камнем всех существующих разногласий являются значительные расхождения в подходах обеих стран, отражающих общее видение возможных путей разрешения различных политических вопросов с целью выхода из существующего кризиса. Чтобы вникнуть в содержание и суть этих расхождений, предлагается рассмотреть наиболее знаковые события в дипломатических отношениях России и Великобритании за последнее десятилетие. В 2001 году в России был арестован и осужден агент британских и эстонских спецслужб бывший сотрудник СВР Валерий Оямяэ. В 2004 году был арестован Сергей Скрипаль, бывший офицер российских спецслужб, в течение многих лет работавший на английскую разведку. В 2006 году он был осужден к 13 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене в форме шпионажа в пользу спецслужб Великобритании. В июне 2004 г. к деятельности Британского совета были предъявлены претензии в связи с оказанием им финансовой помощи различным оппозиционным структурам на территории России, а также распространением в СМИ информации, в большинстве случаев ложной, дискредитирующей правительство страны. В мае 2005 г. МИ-5 предупредило государственные учреждения в Великобритании о существовании 32 российских агентов, действующих под дипломатическим прикрытием российского посольства в Лондоне. В 2006 году широкий общественный резонанс получила история с четырьмя британскими дипломатами, которые, как выяснилось, одновременно работая на МИ-6, проводили в Москве разведывательные операции. Связь с агентом англичане осуществляли через специальное техническое устройство, замаскированное под обычный камень. В июне 2007 года бывший сотрудник налоговой полиции Вячеслав Жарко признался, что его пыталась завербовать английская разведка. Москва неоднократно высылала запросы о выдаче Б. Березовского и А. Закаева, объявленных в розыск по обвинению в совершении преступлений на территории Российской Федерации. Однако Великобритания данные запросы не удовлетворила, в то время как и Б. Березовский, и А. Закаев получили статус политических беженцев. К числу политических мигрантов относиться и сбежавший в Великобританию из России в 1985 году экс - офицер КГБ Олег Гордиевский, 11 лет проработавший на английскую разведку МИ-6. К политическим мигрантам можно отнести российскую журналистку Елену Трегубову, которая написала в октябре 2006 г. открытое письмо канцлеру Германии Ангеле Меркель, в котором призвала ее и других лидеров западных стран изменить свое отношение к тогдашнему президенту России Владимиру Путину, потребовав от него остановить политические убийства в стране, прекратить нарушение прав человека, отказаться от политики ликвидации независимых СМИ. Скачать архив (33.0 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |