Главная » Экономика

Современные проблемы миграции трудовых ресурсов

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты миграции трудовых ресурсов

1.1 Понятие, сущность и причины миграции трудовых ресурсов

1.2 Виды, масштабы и последствия миграции трудовых ресурсов

2. Анализ миграционных процессов

2.1 Анализ демографической ситуации в мире

2.2 Анализ центров притяжения мигрантов

2.3 Экономические эффекты международной миграции

3. Направления и перспективы регулирования миграционных процессов

3.1 Проблемы миграции в России

3.2 Особенности демографической политики России

3.3 Пути совершенствования миграционной политики РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Миграция трудовых ресурсов - пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

В ХХІ веке миграционная активность в мире приобретает глобальный характер. Масштабность миграции трудовых ресурсов представляет собой важную проблему современности как в политическом, так и в социально-экономическом аспектах. Становление в России рыночной экономики обуславливают необходимость изучения проблем трудовой миграции.

Из года в год актуальность данной проблемы возрастает, что вызвано, прежде всего, негативными последствиями от миграции рабочей силы.

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы выявить проблемы в миграции трудовых ресурсов в России.

Предмет исследования - современные проблемы в процессах миграции трудовых ресурсов.

Объект исследования - миграционные процессы трудовых ресурсов в России.

При написании курсовой были поставлены следующие задачи:

. Раскрыть теоретические аспекты миграции трудовых ресурсов

. Провести анализ миграционных процессов

. Разработать направления и перспективы регулирования миграционных процессов

. Сделать выводы

миграция трудовой ресурс международный

1. Теоретические аспекты миграции трудовых ресурсов
 
1.1 Понятие, сущность и причины миграции трудовых ресурсов

Миграция сегодня является неотъемлемой составляющей всех наиболее важных процессов современного мира, в котором, юридическая независимость государств и в то же время их обособленность создают препятствия для мобильности в целом и международной миграции в частности. Государственные границы и концепции национальной безопасности, различия в культурных ценностях и языке, природные и климатические особенности разных уголков планеты лежат в основе существования самого процесса миграции.

Под международной трудовой миграцией понимается перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами национальных границ в течение определенного времени.

Поскольку труд неотделим от человека и является функцией его способности к труду, часто говорят о миграции рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы - межстрановое перемещение трудоспособного населения по причинам, не предполагающим окончательное местожительство.

Основными причинами миграции рабочей силы являются:

быстрый рост населения планеты;

неравномерное экономическое развитие стран;

соотношение курсов различных валют;

развитие научно-технического прогресса;

социально-политическое развитие отдельных регионов мира;

экономическое состояние национального хозяйства;

неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения;

стабильный и сравнительно высокий уровень заработной платы в основных иммиграционных центрах;

сравнительно высокий уровень условий труда;

возможности более полной реализации своих способностей в странах иммиграции;

природные катаклизмы и уровень охраны окружающей среды;

политические причины;

военные причины;

религиозные причины;

национальные причины;

культурные причины.

Можно выделить следующие особенности развития миграции на современном этапе:

преобладание миграции трудовых ресурсов в общем объеме миграционных потоков;

рост количества стран, участвующих в миграции;

увеличение профессиональной дифференциации трудовых мигрантов;

наличие большого количества нелегальных мигрантов;

рост скорости миграции.

Вместе с тем, существует ряд проблем, влияющих на эффективность процессов миграции рабочей силы.

Основной проблемой внутренней миграции в Российской Федерации является низкая мобильность рабочей силы в связи со сложностью перемены места жительства в России. Данный фактор часто не позволяет трудовым ресурсам перемещаться туда, где они востребованы.

Тем не менее, миграция продолжает расти. При чем, на 86,7 % - это внутренняя миграция. Однако присутствует и внешняя миграция, которая отчасти компенсирует естественную убыль населения. На первом месте по въезду иностранных граждан на территорию Российской Федерации стоят страны - участники СНГ, далее идут - государства Средней Азии и страны дальнего зарубежья. Однако приток мигрантов различен в разных регионах, как по количеству так и по структуре.

 
1.2 Виды, масштабы и последствия миграции трудовых ресурсов

Миграция рабочей силы - это переселение трудоспособного населения с целью трудоустройства.

Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию - перемещение населения между двумя и более странами.

Иммиграция - это въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов, эмиграция - это выезд трудоспособного населения страны за ее пределы. Разность иммиграции и эмиграции представляет из себя миграционное сальдо.

Миграция трудовых ресурсов подразделяется также на миграцию высококвалифицированной рабочей силы и миграцию низко-квалифицированной рабочей силы.

Миграция может происходить из страны в страну, из сельской местности в городскую и обратно, между регионами.

Процесс возвращения эмигрантов называют репатриацией.

Иммигрантов подразделяют на следующие группы:

иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну;

работники-мигранты по контракту, легально прибывшие в страну;

нелегальные иммигранты, лица не имеющие права находиться на территории государства;

лица, просящие убежища;

беженцы (данная группа обычно не функционирует на рынке труда).

В экономическом смысле миграция представляет собой перемещение собственно рабочей силы, то есть "производительного богатства" страны, затратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другие страны, которые используют эту рабочую силу, присваивая себе результаты ее труда.

Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом. В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах.

Внешнюю миграцию традиционно рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов, который способствует экономическому развитию принимающей территории. В то же время, существующие негативные социально-политические последствия миграции ставят под сомнение это позитивное воздействие.

В первую очередь, к таким последствиям относятся угроза терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма. Кроме того, с миграцией населения связывают увеличение безработицы, падение заработков коренного населения, повышение социальных расходов и др.

Миграция рабочей силы происходит чаще всего по экономическим причинам, а именно - более высокий уровень оплаты труда в принимающей стране с учетом курсов валют.

Возможны следующие экономические последствия миграции в принимающей стране:

снижение уровня оплаты труда по профессиям, где в основном заняты работники-мигранты;

увеличение количества трудовых ресурсов;

увеличение объема производства за счет большего количества трудовых ресурсов;

увеличение доходов владельцев средств производства;

вывоз части доходов за рубеж за счет того, что работники-мигранты предпочитают переправлять заработную плату на родину.

К социальным последствиям миграции в принимающей стране можно отнести:

проблемы, связанные с взаимоотношениями иностранцев с рабочими, администрацией на производстве;

проблемы с взаимоотношениями мигрантов и местных жителей;

влияние миграции на криминальную обстановку;

неудовлетворительные условия труда и быта работников-мигрантов;

нелегальные занятия коммерцией со стороны иностранных граждан;

напряженная ситуация вокруг иностранных граждан формирует негативное отношение к принимающей стране.

В то же время в стране (регионе) которая является поставщиком рабочей силы возможно будут наблюдаться следующие тенденции:

рост заработной платы в связи с сокращением трудовых ресурсов;

потеря высококвалифицированных кадров, в связи с их отъездом за рубеж;

снижение доходов владельцев средств производства;

приток денежных средств из-за рубежа в виде заработной платы лиц, выехавших с целью трудоустройства;

при больших миграционных потоках - рост уровня инфляции в связи с поступлением денежных средств, не обеспеченных соответствующим ростом производства.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что несмотря на все возможные негативные последствия миграция рабочей силы является объективным процессом и имеет массу положительных проявлений.

2. Анализ миграционных процессов
 
2.1 Анализ демографической ситуации в мире

Резкое снижение численности населения в развитых странах - самая опасная угроза.

Указанная глобальная негативная тенденция будет иметь наиболее существенное значение для мирового сообщества. Для России она приобретает явные черты грядущей катастрофы. Надвигающийся демографический кризис будет носить глобальный характер, тем не менее очевидно, что наиболее пострадавшими странами станут:

Страны Евросоюза;

Япония

Китай (необходимо оговориться, что данная угроза достигнет значимого показателя только на рубеже 2030-2035г. г. и то, только в том случае, если текущие действия китайского руководства в рамках политики по стимулированию рождаемости не дадут какого-либо значимого эффекта)

Россия.

Достаточно стремительное старение населения указанных стран не будет компенсироваться новорожденными. Тем не менее необходимо отметить, что в США в настоящее время уже возникают тенденции, которые позволят устранить или существенно снизить угрозу демографического кризиса. Негативные тенденции будущего населения мира (млн.) Численность мирового населения (млрд. чел.)

Становится очевидным, что обладание ключевым и самым ценным ресурсом развития мирового сообщества - многочисленным населением трудоспособного возраста - будет монополией развивающихся стран. Даже низкое качество, с точки зрения критерия "профессиональной квалификации" (при том, что данный негатив может быть достаточно стремительно устранен), указанного ресурса в группе стране с низким уровнем доходов не девальвирует его значимость и ценность.

Наиболее важным является то, что обладатели ресурса не смогут поднять уровень доходов указанного населения и обеспечить нормальные условия функционирования в рамках своих национальных границ.

Таким образом, социальная неудовлетворенность спровоцируют "выход" (не хочется использоваться слово "исход") данной человеческой волны. Сценарий прекращения роста населения земли не изменит статус развивающихся стран как "монополистов человеческого капитала".

Наиболее примечательным и одновременно ужасным является то обстоятельство, что две страны, которые демонстрируют наиболее высокие темпы экономического роста на территории бывшего СССР (Россия и Казахстан) имеют самые низкие показатели продолжительности жизни. Текущие [достаточно низкие] показатели Индии не должны восприниматься в качестве "окончательного приговора", на протяжении последнего времени средняя продолжительность в стране имеет тенденцию к росту.

Указанную тенденцию демонстрирует подавляющее большинство стран, которые в последнее время показывают экономический рост. Исключением является Россия.

Россию опережают огромное количество стран чьи экономические показатели детской смертности и смертности новорожденных уступают текущим российским в 2-3 раза. Более значимым и тяжким представляется тот факт, что на эти цифры накладываются огромные показатели абортов в России.

Тенденция снижения количества детей в семье затронули практически все индустриальные страны. Также заметно, что все развитые страны озаботились вопросами демографии. Некоторые из них смогли преодолеть указанные негативные тенденции (примером являются скандинавские страны).

Прогнозный рост числа рожденных будет иметь место с 2030-2035г. г. Тем не менее, по текущим оценкам изменение тенденции уже не будет иметь каких-либо положительных последствий для существенного числа стран, включая и Россию. Прогнозируемое ежегодное изменение численности населения (2008-2020), % Согласно большинству прогнозов Россия - основной реципиент демографического шока среди ведущих стран мира.

Кризис общества в целом значительно ухудшил здоровье населения и рождаемость.

Несмотря на увеличение средней длительности жизни у мужчин за последние 10 лет, численность людей, достигших пенсионного возраста увеличилась на 8% процентов.

Начиная с 1950 года в России наблюдается значительное сокращение рождаемости. Это связанно, в первую очередь, с отменой в 1955 году закона про искусственное прекращение беременности. Начиная с 1960 годов, в России стала преобладающей семья, имеющая не более двух детей.

Общая рождаемость снизилась не критически. Если взять общий коэффициент рождаемости, который должен быть в пределах 2,14 - 2,15, то в среднем для городского населения данный коэффициент составлял 1,7 - 1,9. Значительно выше был уровень рождаемости в сельской местности - 2,4 - 2,9. В общем, в течении прошедшего десятилетия, рождаемость уменьшилась почти в два раза, что определило Россию, как одну из стран с низкой рождаемостью. По данным Госкомстата, в 1992 году всего 8 % населения не захотели бы иметь ребенка, спустя всего два года в 1994 году, процент увеличился до 24 %, на 2013 год данный показатель равен 37 %. По опросу женщин, имеющих одного ребенка, 76% второго не хотят, 96% женщин с двумя детьми не хотят рожать третьего.

Таблица 2.1 - Суммарный коэффициент рождаемости в России

Итак, из данных табл. 2.1 видно что к 2013 году повысилась рождаемость по всех показателях и в сельской и в городской местности на 0,189 пункта. Особенно повысилась рождаемость в сельской местности, на 0,303 пункта. По сравнению с повышением сельской рождаемости городская повысилась только на 0,169 пункта.

Рассчитаем коэффициент воспроизводства в табл. 2.2.

Таблица 2.2 - Чистый коэффициент воспроизводства населения

По данным табл. 2.2 можно судить что коэффициент воспроизводства также повышается в целом по всему населению на 0,09 пункта, а в особенности по городскому населению на 0,08 пункта и по сельскому населению на 0,146 пункта. Делаем вывод о восстановлении сельского населения в наибольшей мере.

Далее рассмотрим миграционные процессы и их общие итоги по данным статистического управления в табл. 2.3 (прил.1).

Из данных табл. 2.3 видим, что наибольший прирост миграции наблюдается городского населения, что объясняется тяжелым экономическим положением. Наибольший прирост пришелся на 2012-2013 года.

 
2.2 Анализ центров притяжения мигрантов

Основной центр притяжения населения в России - Москва и Московская область. Миграционную ситуацию в этих регионах сложно анализировать автономно, и, естественно, не только потому, что в 2010 году столица сильно приросла территорией за счет Московской области. Фактически Москва и область - это единый рынок труда и жилья, миграционная привлекательность Подмосковья зиждется на желании большого числа людей жить если не в Москве, то в непосредственной близости от нее, совершать ежедневные маятниковые поездки, число которых, по оценкам, превосходит 1 млн. человек.

В 1990-е годы в столичном регионе регистрируемый статистикой прирост населения за счет внутренней миграции составил 359 тысяч человек, но он требует поправки на данные переписи 2002 года, в соответствии с которыми население Москвы и Московской области превысило расчетную численность более чем на 2 млн. человек. Этот прирост отнесен на счет миграции. В 1991-2013 годы, в соответствии с тем, что видит текущая статистика, 76% миграционного прироста столичного региона обеспечила внутренняя миграция, 24% - международная. Если распределить неучтенную миграцию в этих пропорциях, на внутреннюю миграцию пришлось почти 1,5 млн. человек зафиксированного переписью "дополнительного" прироста, и в итоге суммарный прирост столичного региона за счет внутренней миграции составил 1860 тысяч человек.

В 2001-2013 годах регистрируемый статистикой миграционный прирост населения Московского региона увеличился, составив 941 тысячу человек. И результаты переписи 2010 года вновь показали дополнительный рост населения обоих рассматриваемых регионов, суммарно на 1183 тыс. человек. В этот период соотношение регистрируемой внутренней и международной миграции в миграционном приросте было еще более сдвинуто в пользу внутренней (81% и 19% соответственно). Распределенный подобным образом дополнительный миграционный прирост увеличивает вклад внутренней миграции в баланс столичного региона на 950 тысяч человек, суммарно за 2000-е годы получается 1890 тысяч, т.е. столько же, сколько в прошлом десятилетии.

Если судить по данным текущего учета за 2011-2013 годы, миграционный прирост населения Столичного региона в эти годы усилился, но в сравнении с данными, скорректированными на основе переписей, - сократился. Если тренд миграции не изменится, чего будто бы нет оснований ожидать, то прирост населения региона только за счет внутренней миграции к 2020 году может составить еще 1,5 млн. человек.

Столичный регион собирает население со всей страны, наиболее интенсивно - с ее европейской части. Самыми главными миграционными донорами столичного региона служат области, соседствующие с Московской, что подтверждают и данные переписи о месте рождения. В 2010 году, согласно данным переписи, среди тех, кто указал место рождения, в столичном регионе проживали 1165 тысяч уроженцев этих 7 областей, или 19,2% от всех "неместных" уроженцев.

Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, - Санкт-Петербург с Ленинградской областью. В 1990-е годы за счет регистрируемой внутренней миграции их население приросло на 92 тысячи человек, но перепись 2002 года добавила к этому 127 тысяч, также, по-видимому, в основном обеспеченные внутрироссийскими мигрантами. В 2000-е годы прирост увеличился до 258 тысяч, перепись 2010 добавила еще 337 тысяч. Суммарный прирост можно оценить примерно в 700 тысяч за два десятилетия. В 2011-2013 годах миграционный прирост Санкт-Петербурга и Ленинградской области был на уровне 2000-х годов с учетом поправки переписи 2010 года.

"Вторая столица", также собирая население со всей страны, имеет иных основных миграционных доноров. За 1991-2013 годы почти треть миграционного прироста обеспечили регионы Северо-Запада, еще 40% - регионы востока страны.

Устойчивый центр миграционного притяжения - Краснодарский край. В 1990-е годы он получил за счет внутренней миграции 238 тысяч человек прироста, данные переписи добавили еще 149 тысяч. Но, в отличие от столичного региона, пропорции внутренней и международной миграции в этом неучтенном статистикой приросте были паритетны, сказывается приграничное положение региона и его сильная привлекательность прежде всего для мигрантов из Закавказья. В 2000-е годы регистрируемый миграционный прирост края уменьшился до 164 тысяч человек, переписная добавка составила еще 50 тысяч. В результате суммарный миграционный прирост Кубани за счет внутренней миграции в 1991-2013 годы составил около полумиллиона человек, примерно на этом же уровне (в среднегодовом исчислении) остался миграционный приток в 2011-2013 годах. Краснодарский край - тоже центр всероссийского масштаба, но более половины его прироста за весь период обеспечили округа востока страны, еще четверть - Северокавказский округ.

В Европейской России есть еще четыре не таких крупных центра притяжения внутрироссийских мигрантов общестранового масштаба: Татарстан, Белгородская, Калининградская и Нижегородская области. Они получали в оба десятилетия пусть и не такой большой, но устойчивый во времени прирост, и этим, а также широтой миграционных связей перечисленные регионы отличаются от многих своих соседей (табл.2.4). В после переписные годы все эти регионы сохранили миграционный прирост. Они выделяются не столько масштабами прироста (хотя он и был значимым), сколько отсутствием четко ограниченного числа крупных миграционных доноров. Названные регионы привлекали мигрантов со всей страны, но при этом отдавали мигрантов более мощным центрам, прежде всего - Столичному региону.

К региональным центрам в Европейской части страны следует отнести Ставропольский край, который притягивал мигрантов из республик Северного Кавказа. В среднем и нижнем Приволжье центром притяжения регионального масштаба может считаться Самарская область. Правда, в 2011-2013 годах Ставропольский край и Самарская область не удержали миграционный прирост (табл. 2.4), но для ориентированных на них регионов по-прежнему остались миграционно притягательными.

Таблица 2.4 - Основные центры миграционного притяжения в России в 1991-2013 годы

Наименование центра

Прирост за счет внутренней миграции, тыс. человек (оценка)

1991-2000

2001-2010

1991-2010

2011-2013

Общестрановые

Москва и Московская область

1860

1890

3750

305

Санкт-Петербург и Ленинградская область

200

500

700

101

Краснодарский край

300

200

500

54

Белгородская область

75

55

130

7

Республика Татарстан

50

35

85

6

Калининградская область

30

15

45

5

Нижегородская область

20

10

30

2

Региональные

Ставропольский край

165

50

215

-3

Самарская область

70

40

110

0

Новосибирская область

25

25

50

19

Источник: оценки на основе данных текущего учета населения и переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг.

Центры притяжения внутренних мигрантов есть и за пределами Европейской части страны, хотя, конечно, их мощность невелика, т.к. они располагаются не в конечном пункте, а на пути западного дрейфа. Самый известный центр - богатый углеводородами Ханты-Мансийский АО. Прирост его населения за счет внутренней миграции практически отсутствует, в 1990-е годы он составил 16 тысяч человек, и перепись показала недочет населения на 6 тысяч, т.е. еще его уменьшила. В 2000-е годы прирост составил 11 тысяч человек, и перепись недосчиталась 21 тысячи. Формально, никаким центром притяжения населения округ не является, если бы не то обстоятельство, что ситуация здесь кардинально отличная от других российских северов, сюда мигранты активно едут, но, конечно, и уезжают отсюда. Приезжают в ХМАО люди в возрасте 25-35 лет, а активно уезжают в предпенсионных и пенсионных возрастах, что обеспечивает ротацию населения, ведущую к ее омоложению. Но ввиду отсутствия миграционного прироста этот центр нецелесообразно включать в табл. 2.4.

Прирост населения Ханты-Мансийскому округу обеспечивают регионы Приволжья, Сибири и Урала, отток идет в столичный регион, Санкт-Петербург, Краснодарский край, на запад страны и на юг Тюменской области. Скромные результаты долгосрочной миграции компенсируются тем, что Ханты-Мансийский АО - крупнейший центр временной трудовой миграции, о чем будет сказано ниже.

На востоке России есть региональные центры притяжения. Они нестабильны, среди них, в отличие от центров на западе страны, нет ни одного с устойчивым миграционным приростом. Самый значимый прирост был в Новосибирской области, которая отдает население на запад, но приток из других регионов Сибири и с Дальнего Востока этот отток перекрывает. В 2011-2013 годах миграционный прирост в Новосибирскую область увеличился.

Во второй половине 2000-х годов в число региональных центров притяжения населения выдвинулись также Тюменская и Свердловская области, но результаты переписи скорректировали полученный прирост в сторону уменьшения. В 2011-2013 годах идет приток мигрантов в оба региона. Пока нельзя говорить об этом как об устойчивой тенденции, но в "третьем" эшелоне центров притяжения мигрантов наметились некоторые перемены. Ни всероссийские, ни региональные центры притяжения внутристрановых мигрантов не могут сравниться со Столичным регионом - он по-прежнему является безусловным лидером, "дирижирует" миграционными потоками всей страны (рис.1). За 1990-2012 годы его миграционный прирост был вдвое выше, чем всех остальных вышеперечисленных центров, вместе взятых.

Рисунок 1. Прирост за счет внутренней миграции в основные центры притяжения в 1991-2012 годы, тыс. человек

Регионы - центры миграционного притяжения часто возглавляют города с населением свыше миллиона человек. Но наличие крупнейшего города не гарантирует региону стабильного миграционного прироста - Пермь, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Волгоград проигрывают соседним, более успешным центрам. Регионам Центрального округа и Приволжья сильно вредит близость Москвы, оттягивающей у них население. Крупнейшие и крупные города являются центрами притяжения для населения своего региона, но на соседние регионы влияние распространяют немногие.

 
2.3 Экономические эффекты международной миграции

Основная экономическая причина межстрановой миграции рабочей силы - это различия в уровне оплаты труда, связанные с относительно разной обеспеченностью стран трудовыми ресурсами. Причины и экономические эффекты международной миграции рабочей силы представлены графически на рис.2.

Рисунок 2. - Экономические эффекты международной миграции рабочей силы

Количество рабочих, занятых в экономике страны А, показано на горизонтальной оси слева (отрезок 0L1), а количество рабочих, занятых в экономике страны Б - на горизонтальной оси справа (отрезок L10*). На левой и правой вертикальных осях отражены значения предельного продукта труда соответственно для отечественной экономики (MPL) и для зарубежной экономики (MPL*).

Миграция рабочей силы из отечественной в зарубежную экономику привела к сокращению занятых в отечественной (отрезок 0L2), и увеличению их в зарубежной экономике (отрезок L20*). В результате произошло выравнивание ставок реальной заработной платы, увеличилось общемировое производство, на величину, соответствующую площади треугольника АВС. При этом доходы владельцев других факторов производства в стране экспортирующей рабочую силу сократились, а доходы владельцев других факторов производства в стране, импортирующей рабочую силу, возросли.

Международная миграция рабочей силы оказывает влияние на темпы экономического роста. Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей стороны, а экономическое состояние страны, из которой происходит эмиграция, остается прежним. Неокейнсианцы признают возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники.

Воздействие иммиграции на динамику экономического роста в странах приема оценивается как двойственное. Считается, что высококвалифицированная рабочая сила оказывает позитивное долгосрочное влияние на хозяйственное развитие. Неквалифицированная рабочая сила вызывает неоднозначные последствия: с одной стороны, привлечение низкоквалифицированных иностранцев в те или иные отрасли может привести к снижению производительности труда в них, но, с другой стороны, при нехватке местных работников и отсутствии иностранных, производство могло бы сократиться. Заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым - повышению производительности их труда.

Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 г в пик трудовой миграции, иностранные работники произвели свыше 30 % ВВП, В США они дают чистую прибыль в 10 млрд. долл. в год. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства) .

Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40 % строительных рабочих, в США - 70 % работников, занятых в сельском хозяйстве. Нельзя отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны с понижением, в результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов - иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые иначе могли бы перейти к местным рабочим, вытесненным из секторов, производящих торгуемые товары.

Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев - программистов, инженеров-компьютерщиков и др. Благодаря развитию современных средств коммуникаций, в первую очередь Интернета, возникли дистанционные формы использования рабочей силы, позволяющие специалистам других государств работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины.

Система подготовки и переподготовки кадров не может обеспечить экономику нужными ей работниками в короткие сроки. Поэтому с обострением мировой конкурентной борьбы, разворачивающейся вокруг наукоемкой продукции, переманивание зарубежных умов (в особенности из стран с развивающейся и переходной экономикой) становится одним из самых эффективных ее методов.

Влияние иммиграции на бюджет различается в долгосрочном и краткосрочном плане, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Например, обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с иммиграцией, но через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, они будут осуществлять налоговые платежи в государственный бюджет. Согласно исследованиям, проведенным в США и Канаде, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения.

Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной государственной поддержке, то с увеличением срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получает оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу. С другой стороны, отток высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их научного и культурного уровня.

Существует взаимосвязь между значением душевого ВВП и влиянием, которое иммиграция оказывает на экономический рост страны. В более бедных странах воздействие иммиграции на экономический рост отрицательное, а в более богатых - положительное. Возможно, это объясняется тем, что бедные страны не могут проводить рациональную иммиграционную политику. Мигранты, пребывающие в такие страны менее образованны (например, беженцы из других бедных стран), чем в среднем население принимающей страны. Увеличение рабочей силы в таких странах снижает капиталовооруженность в расчете на одного работника, и тем самым отрицательно влияет на экономический рост. Иммиграция в более богатые страны состоит из более квалифицированных работников, так что выгоды от импорта человеческого капитала превышают издержки от снижения капиталовооруженности. 67 % иммигрантов в США и 88 % иммигрантов в страны ОЭСР имеют, по крайней мере, среднее образование и в целом более образованны, чем остальное население страны, из которой они уехали.

3. Направления и перспективы регулирования миграционных процессов
 
3.1 Проблемы миграции в России

Массовая миграция в Россию стала одним из главных вызовов на повестке дня. Это настоящая угроза национальной безопасности и будущему Русской цивилизации, Русской государственности и суперэтносу русов. Ноябре-декабре 2012 года тема миграции несколько раз оказалась в центре внимания российских СМИ. В сущности можно сказать, что по этой теме идёт настоящая информационная война, так как окончательное решение по приёму миллионов мигрантов может добить историческую Россию.

В очередной раз идёт подмена проблемы. Вместо того, чтобы создавать рабочие места и повышать уровень зарплат, выводить народное хозяйство на новый технологический уровень позволяющий обойтись без массовой низкоквалифицированной рабочей силы, предлагается завоз миллионов фактически рабов. Хотя в реальной среднесрочной перспективе преимущества дешевого рабского труда перестают быть таковыми из-за перехода на новый технологический уклад, роботизации большей части работ, где используют низкоквалифицированную рабочую силу.

Неконтролируемый поток миграции на территорию России из стран Средней Азии и Южного Кавказа представляет собой главную угрозу национальной безопасности, с которой Россия может столкнуться в ближайшие годы. Причём эта угроза в средне - и долгосрочной перспективе при сохранении нынешних тенденций будет только расти. Так, неконтролируемая миграция из южных стран может привести к тому, что озвученная президентом задача создания к 2020 году 25 млн. высокооплачиваемых рабочих мест, не будет решена. К нынешним 10-15 млн. рабочим местам для низкоквалифицированных мигрантов появятся ещё 25 млн. таких рабочих мест. В результате мигранты составят до половины экономически активного населения РФ. Курс на "индустриализацию-2", инновационное развитие России в такой ситуации будет просто провален. Цифры, отражающие сложившуюся на рынке труда ситуацию, ошеломляющи. Так, уже 18% граждан России сообщают о реальной конкуренции на рынке труда со стороны мигрантов (среди низкоквалифицированной молодежи и людей старшего возраста - 25%).

Культурные последствия массовой миграции, не менее опасны, чем экономические. Миграция размывает русскую культуру, создавая целый ряд проблем уже не только традиционно русских, но и "мусульманских" регионах Российской Федерации. В Москве уже есть классы, где дети мигрантов составляют значительную часть учащихся, такие классы появляются и в других регионах. Эти дети плохо знают русский язык или вообще не владеют государственным языком. Фактически уже полным ходом идёт процесс формирования замкнутых этнических анклавов. Это ведёт и к росту угрозы повторения в России "сирийского сценария", когда мусульмане и мигранты будут использованы, как "пятая колонна", для начала процесса дестабилизации РФ, её развала. Значительный рост числа мигрантов в России ведёт к падению общего уровня образования и культуры. Уже через 20 лет может сложиться ситуация, когда среднестатистический человек, проживающий на территории России будет с трудом читать и говорить по-русски. К этому стоит добавить и катастрофический уровень падения уровня образования русской молодежи, из-за "оптимизации" системы образования. Понятно, что сделает невозможным никакие прорывы в экономике.

Ужесточение миграционного режима в России может привести к крупным экономическим, социальным и политическим проблемам в большинстве государств СНГ. В частности, тяжёлейшим ударом это будет для Таджикистана и Киргизии, которые без трудовой миграции в Россию существовать в нынешнем виде вообще не могут. Им придётся в кратчайшие сроки решать вопрос о вхождении в Таможенный союз (Киргизия уже в процессе присоединения). По данным Всемирного банка 47% ВВП Таджикистана формируется за счет гастарбайтеров. В 2013 году таджикские трудовые мигранты перевели на родину более 3 млрд. долларов. Причём эта сумма со временем только возрастает. В 2008 году объем денежных переводов из РФ в Таджикистан составлял 2,5 млрд. долларов (45% ВВП). Фактически Таджикистан может существовать только за счёт России. Необходимо также учесть, что Россия оказывает помощь Таджикистану в охране границ и по линии военно-технического сотрудничества. Если Россия закроет для таджиков свои границы, это приведет к экономическому краху и серьёзному политическому кризису. Таджикистан вполне может войти в зону инферно, по примеру, Афганистана. Крайне неприятные последствия будет иметь сокращение денежных переводов гастарбайтеров и для Киргизии. В этой стране денежные переводы трудовых мигрантов составляют 29% ВВП. В Узбекистане денежные переводы составляли в докризисный период около 1/5 его ВВП. Страна имеет более развитую экономику, природные ресурсы, включая нефть и газ. Однако слабостью Узбекистана является тот факт, что эта страна занимает первое место по абсолютной численности работающих в России гастарбайтеров из Средней Азии. Это также ставит Узбекистан в экономическую зависимость от России.

Массовый завоз трудовых мигрантов, по сути рабов, связан с интересами работодателей в целом ряде отраслей и сфер деятельности. Это больше деньги. Сложилось целое лобби, которое поддерживает установку на жизненную необходимость трудовой миграции для России. Бизнес интересует сиюминутная выгода, а не средне - и долгосрочные интересы России, её народов. То, что выгодно фактическим рабовладельцам, приносит прямые и косвенные убытки стране и народу (в том числе и в долгосрочной перспективе). Большая часть заработка трудовых мигрантов вывозится из России, не попадая ни под какое налогообложение и выпадает из системы внутреннего спроса. Огромное негативное воздействие оказывается и на рынок труда. Гастарбайтеры являются конкурентами коренному населению на рынке труда.

Ещё одна проблема, которую создаёт массовая трудовая миграция, это психологическая деградация населения РФ. Работодатели привыкают использовать рабский труд, становятся рабовладельцами. Простые люди начинают предпочитать не производственный труд, а работу продавцов, пополняют ряды "офисного планктона" и охранников. Это крайне опасный симптом, говорящий о вырождении народа.

Россия идёт по пути стран Европы, и в среднесрочной перспективе мы можем стать свидетелями бунтов мигрантов. Они будут использованы врагами России на Востоке и Западе, как способ давления на политическое руководство.

Важнейшей проблемой миграционной политики России является сложность, а в подавляющем большинстве случаев и невозможность законной легализации правопослушных переселенцев, возникшая из-за несовершенства миграционного законодательства. Кроме того, по неизвестным причинам не используется потенциал некоммерческих (переселенческих) организаций, некоторые из которых обладают большим опытом в реальной защите прав переселенцев и хорошо подготовленными кадрами. Запутанность, противоречивость и пробельность миграционного законодательства на уровне федеральных законов приводит к практике их исправления ведомственными актами, лишь немногие из которых доступны для ознакомления даже специалистам. Законодательно недостаточно закреплен приоритет в правах бывших граждан СССР по отношению к гражданам государств "дальнего зарубежья".

Правовая база и правоприменительная практика неадекватна демографическим и экономическим реалиям, в корне не соответствует государственным интересам и противоречит здравому смыслу. Ситуацию усугубляет огромная "взяткоемкость" законодательства, некомпетентность и в ряде случаев корыстная заинтересованность сотрудников правоохранительных органов, существование отлаженных схем выдачи важнейших государственных документов криминальными структурами на коммерческой основе.

 
3.2 Особенности демографической политики России

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, типа занятости, места жительства и так далее.

Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.

Демографическая информация позволяет принять управленческие решения при решении следующих задач демографической и социальной политики:

·              оптимизировать тип воспроизводства населения;

·              обеспечить управление репродуктивным поведением ("родовые сертификаты", "материнский капитал", национальный проект "доступное жилье");

·              контролировать сальдо миграции, формировать адекватные экономическим потребностям страны миграционные потоки;

·              эффективно распределять и использовать рабочую силу;

·              своевременно обеспечивать реформу образования в соответствии с вызовами современного информационного общества и запросами инновационного развития страны;

·              планировать структуру рынка товаров и услуг;

·              обеспечивать социальную стабильность административных территорий.

 
3.3 Пути совершенствования миграционной политики РФ

У России никогда не было четкой и логичной демографической политики. Теперь страна пожинает плоды того, что человек никогда не был в центре внимания общества и государства. В результате квартиры, транспорт, магазины, здравоохранение, всё устройство российской жизни не нацелено ни на расширенное воспроизводство населения, ни даже на сохранение жизни и здоровья здравствующих поколений.

России предстоит выработать демографическую политику, а также комплексную демографическую и социально-экономическую стратегию. Необходимо вопреки пагубной традиции найти в себе силы, способные проявить политическую волю для проведения такой политики и стратегии в жизнь.

Разработка миграционной политики при всей срочности в отрыве от демографической политики серьезного значения иметь не будет.

У России нет долгосрочной стратегии экономического и социального развития. В этих условиях миграционная политика не может иметь реальной основы. Она неизбежно явится надуманной, пронизанной вкусовыми предпочтениями и результатом столкновения различных групп интересов.

Сказанное отнюдь не означает, что отрицается неотложность удаления ошибок из миграционной деятельности нынешних властных структур. Их анализ должен стать темой специального обмена мнениями. Необходимо учитывать серьезные региональные различия в демографической и миграционной ситуации, равно как в изменении баланса рабочей силы. Приведем один пример.

По правительственной программе "Вызовы Китаю в XXI веке" в КНР был осуществлен опрос 100 наиболее крупных китайских учёных. По их мнению, в период до 2010 г. "крайне важными" являются шесть социальных проблем. Самой острой большинство (66%) назвали "проблему занятости".

Расшифруем её, поскольку она имеет самое непосредственное отношение к китайской миграции в Россию. В конце 2002 г. население КНР превысило 1284 млн. человек. Почти 933 млн. живут в сельской местности. 150-200 млн. из них считаются излишней рабочей силой. Примерно 90 млн. ухитряются подрабатывать в городах, но от 60 до 110 млн. не могут найти никакой работы. Эта бедствующая масса непрерывно нарастает. В трудоспособный возраст в деревне ежегодно вступает 6 млн. человек. Если в 1980-х годах 1% прироста ВВП сопровождался созданием 2,4 млн. рабочих мест, то в 1990-е годы - от 700 тыс. до 1,1 млн. Следовательно, в Китае формируется горючий материал социального недовольства и фантастической по размерам источник иммиграции.

Россия заинтересована в позитивном и безопасном для соседних стран развитии Китая. В случае возникновения в этой стране открытых конфликтов Россия может оказаться в довольно сложном положении.

Выводы из сказанного, надеюсь, достаточно наглядно свидетельствуют о том, что миграционная политика России должна быть четко дифференцированной.

Заключение

Миграция сегодня является неотъемлемой составляющей всех наиболее важных процессов современного мира, в котором, юридическая независимость государств и в то же время их обособленность создают препятствия для мобильности в целом и международной миграции в частности.

Основной проблемой внутренней миграции в Российской Федерации является низкая мобильность рабочей силы в связи со сложностью перемены места жительства в России. Данный фактор часто не позволяет трудовым ресурсам перемещаться туда, где они востребованы.

Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом. В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах.

Резкое снижение численности населения в развитых странах - самая опасная угроза.

Указанная глобальная негативная тенденция будет иметь наиболее существенное значение для мирового сообщества. Для России она приобретает явные черты грядущей катастрофы.

Таким образом, социальная неудовлетворенность спровоцируют "выход" (не хочется использоваться слово "исход") данной человеческой волны. Сценарий прекращения роста населения земли не изменит статус развивающихся стран как "монополистов человеческого капитала".

Международная миграция рабочей силы оказывает влияние на темпы экономического роста. Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей стороны, а экономическое состояние страны, из которой происходит эмиграция, остается прежним. Неокейнсианцы признают возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники.

Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран.

Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением высококвалифицированной иностранной рабочей силы.

Существует взаимосвязь между значением душевого ВВП и влиянием, которое иммиграция оказывает на экономический рост страны.

В более бедных странах воздействие иммиграции на экономический рост отрицательное, а в более богатых - положительное.

Правовая база и правоприменительная практика неадекватна демографическим и экономическим реалиям, в корне не соответствует государственным интересам и противоречит здравому смыслу.

России предстоит выработать демографическую политику, а также комплексную демографическую и социально-экономическую стратегию. Необходимо вопреки пагубной традиции найти в себе силы, способные проявить политическую волю для проведения такой политики и стратегии в жизнь.

У России нет долгосрочной стратегии экономического и социального развития. В этих условиях миграционная политика не может иметь реальной основы. Она неизбежно явится надуманной, пронизанной вкусовыми предпочтениями и результатом столкновения различных групп интересов.

Россия заинтересована в позитивном и безопасном для соседних стран развитии Китая. В случае возникновения в этой стране открытых конфликтов Россия может оказаться в довольно сложном положении.

Список использованной литературы

1.      Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2013 г.)

2.      Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2013 г.)

.        Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.)

.        Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (с изменениями и дополнениями от 21 декабря 2013 г.)

.        Верещагина А.В. Демография. Учебное пособие / А.В. Верещагина. - М.: Дашков и К, 2011. - 256 с.

.        Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика // Отв. ред.В. В. Минаев. - М.: РГГУ, 2011. - 549 с.

.        Аблажей Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян // Вестник НГУ. Сер. История, филология. - 2012. - N 6. - С.17-23.

.        Акмалова А.А. Формирование миграционной системы СНГ / А.А. Акмалова, В.М. Капицын // Россия и совр. мир. - 2010. - N 3. - С.72-83.

.        Ахмедова Е. Таможенный союз и ЕЭП: миграционные перспективы // Рос. экон. журнал. - 2012. - N 4. - С.109-111.

.        Базанов В.А. Формирование культурных границ в пространстве российских мигрантов // Обсерватория культуры. - 2013. - N 4. - С.40-46.

.        Барышная Н. Миграция как региональный этнополитический фактор // Власть. - 2013. - N 9. - С.32-35.

.        Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда // Социол. исслед. - 2013. - N 5. - С.66-72.

.        Буртин Ш. Разрешать нельзя запрещать. Как поставить миграцию под контроль / Ш. Буртин, О. Тимофеева, Д. Карцев // Русский репортер. - 2013. - N 33. - С.18-26.

.        Быченко Ю.Г. Влияние миграции на демографическое и этноструктурное развитие российского села / Ю.Г. Быченко, В.Л. Шабанов // Мир России: социология, этнология. - 2014. - Т.23, N 1. - С.167-185.

.        Ващук А.С. Миграционная политика России в конце XX - начале XXI века: надежды управленцев и реалии сельской глубинки юга Дальнего Востока // Вестн. Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. - 2012. - N 4. - С.24-31.

.        Вечканов Г. Актуальные проблемы российской миграции // Экономист. - 2013. - N 5. - С.35-50.

.        Габуев А. Миграционный порог // Россия в глобальной политике. - 2013. - Т.11, N 4. - С.100-110.

.        Глущенко Г.И. Место международной трудовой миграции в мировом хозяйстве // Вопросы статистики. - 2013. - N 10. - С.54-68.

.        Гонтмахер Е. Мировые миграционные процессы: необходимость глобального регулирования // Вопросы экономики. - 2013. - N 10. - С.136-146.

.        Мкртчян Н.В. Миграция как компонент динамики населения регионов России: оценка на основе данных переписи населения 2010 года / Известия РАН. Серия географическая, 2011. № 5. C.28-41.

.        Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция в Московской области. Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции: Журнал, Демоскоп, № 569 - 570, сентябрь-октябрь, 2013 г.


Скачать архив (152.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: