Главная » Экономика |
В последние годы явление географической мобильности трудовых ресурсов в Европейском Союзе приобретает все большую актуальность. Оно рассматривается с позиций свободного движения трудовых ресурсов, что способствует росту эффективности рынка рабочей силы, признание целесообразности миграции трудовых ресурсов с целью формирования у граждан разных национальностей европейской идентичности; одинакового не дискриминационного доступа к рабочим местам в любой другой стране ЕС всем гражданам стран-членов ЕС. В июне 2003 года Евросоюз ввел квоты на миграцию рабочей силы. На внесении этого пункта в конституцию ЕС особенно настаивала Германия, а основным противником этого была Франция. Британские же власти разрешили неограниченный въезд в страну гражданам из новых государств-членов ЕС, предполагая, что это принесет экономике сплошные выгоды. "В Великобритании один из самых низких уровней безработицы по Евросоюзу, и аналитики думали, что поток мигрантов из Восточной Европы никакой опасности не представляет, - комментирует глава отдела по связям с общественностью Международной организации по миграции (ЮМ) Жан-Филипп Кози. - К тому же в стране очень низкий уровень рождаемости, поэтому только с помощью приезжих можно удовлетворить спрос на рынке труда. А недавно Банк Англии опубликовал исследование, в котором указывается, что именно благодаря мигрантам Британии удалось сдержать инфляцию в заданных рамках". Однако реальность все-таки оказалась далека от расчетов. "Правительство ожидало притока иммигрантов, но их число намного превысило все предварительные прогнозы, - отмечает старший эксперт по социальной политике американской RAND Corporation Кевин Маккарти. - Вместо 20 тыс. человек в страну прибыло 447 тыс. мигрантов, и больше половины из них - жители Польши". Появилось даже словосочетание "польские водопроводчики", которое стало во всем Евросоюзе нарицательным именем, символизирующим дешевую иностранную рабочую силу. Однако британские эксперты здорово просчитались с количеством плюсов, которые должны были принести английской экономике "водопроводчики". "Небывалый в истории Британии наплыв мигрантов привел к тому, что темпы роста заработной платы в стране замедлились, а цены на рынке услуг упали", - отмечает г-н Маккарти. По расчетам независимого агентства Migration Watch UK, если британские власти не изменят свою миграционную политику, с 2010 по 2031 год население Великобритании увеличится на 7,2 млн человек, и 6 млн (83%) из них составят мигранты. Сегодня в том же Лондоне 57% новорожденных - это дети матерей-иностранок. Англия уже сейчас почти в 2 раза гуще населена, чем Германия; в 4 раза гуще, чем Франция, и в 12 раз - чем США". Новая миграционная политика, которую проводят британские власти, поддерживается другими европейскими странами. Опыту Великобритании в 2006 году последовали Испания, Греция, Финляндия и Португалия, которые также разрешили мигрантам из новых стран-членов Евросоюза беспрепятственно работать на их территории. В то же время большинство государств серьезно ужесточают правила въезда для иностранцев. Чаще всего системы отбора основаны на присвоении каждому потенциальному мигранту определенного количества баллов, которое зависит от его происхождения и квалификации. К примеру, в Германии главный критерий - не может ли работа, на которую претендует иностранец, быть выполнена немцем. В Нидерландах отбор происходит с учетом не только уровня образования потенциального мигранта, но и его способностей адаптироваться в новой стране. Чтобы удостовериться, что приезжий будет адекватно вести себя в голландском обществе, в программу тестирования включен экзамен по гражданской интеграции. Частью его является показ фильма, иллюстрирующего либеральные ценности Нидерландов - целующихся гомосексуалистов и панораму нудистского пляжа. Однако вскоре таким испытаниям будут подвергаться лишь мигранты из "дальнего", с точки зрения Евросоюза, зарубежья. На сегодня в Европе находится пятая часть всех мигрантов земного шара. Вследствие расширения Евросоюза на восток отмечается усиление миграционных процессов. Число трудовых мигрантов из "новых" восьми стран ЕС выросло примерно с 1 млн. человек в 2004 г. до 2,9 млн. в 2012 г. Прогнозируют, что оно возрастет до 3,3 миллионов человек в 2015 г. и до 3,9 млн. - к 2020 г. При этом в конце 2010 г. в 15 "старых" странах ЕС работало около 19 млн. нерезидентов Евросоюзу (не менее 5% всего населения). Наиболее заметную роль иностранная рабочая сила стала играть в экономике Люксембурга, где около 57,3% трудовых ресурсов - это иммигранты; Австрии, где их доля составляет 10,5%; Бельгии - 8,9% и Германии - 8,8%. Страны-импортеры нуждаются в мигрантах с необходимыми профессиональными навыками. Увеличивается конкуренция на рынках труда стран-импортеров, что приводит к повышению уровня безработицы граждан. Социальные и бюджетные расходы иммиграции могут превышать суммарные выгоды от нее. Страны-члены ЕС выделяют больше средств на обеспечение контроля на внешних границах ЕС / Шенгенской зоны, процедуры рассмотрения заявлений о предоставлении политического убежища и репатриации граждан третьих стран, которые не имеют разрешения на проживание. Анализ миграционных процессов в ЕС показал достаточно диверсифицированную картину участия иностранной рабочей силы в странах ЕС. Остается необходимость выработки индивидуальных подходов регулирования потоков иностранной рабочей силы с целью повышения положительных экономических эффектов миграции и минимизации социальных проблем, решения проблемы адаптации рабочей силы к условиям стран-реципиентов, а также ее социального обеспечения, совершенствования механизмов предупреждения и контроля нелегальных миграционных потоков за счет изучения факторов трудовой миграции, а также качественной и количественной оценки социально-экономических последствий миграции для стран-реципиентов трудовых ресурсов. Голубая Карта В марте 2000 года Совет Европейского Союза поставил цель Европейскому Сообществу стать самой конкурентоспособной и динамичной экспертной экономикой в мире, способной к устойчивому экономическому росту с большим количеством и качеством рабочих мест и лучшей социальной сплоченностью. В октябре 2007 года Европейская Комиссия приняла два положения. Первое, - установить Рамочные Директивы с целью допуска высокообразованных мигрантов в страны ЕС, позже известные, как директивы о Голубой Карте ЕС, второе положение является директивой для упрощения процедуры миграции, которое предоставляет заявителям единую процедуру подачи заявки, директива единого разрешения. В мае 2009 года Европейский Совет принял директиву о Голубой Карте ЕС. В декабре 2011 года была принята директива единого разрешения. Вместе они создают проект Голубой Карты ЕС: разрешение на проживание и работу, обусловленные спросом. Для подачи заявки на получение Голубой Карты ЕС, необходимо соответствовать следующим требованиям: не является гражданином ЕС; иметь высшее образование; иметь действующий контракт на работу или официальное предложение по трудоустройству в ЕС. Обладатель "голубой карты" сможет переезжать из одной страны ЕС в другую при наличии вакансий. Правда, делать это он сможет, только соблюдая определенную периодичность: в первой стране он должен отработать не менее двух лет, а в каждой следующей - не менее одного года. В случае возвращения трудового мигранта на родину карта будет действовать еще в течение четырех-пяти лет. В Брюсселе надеются, что таким образом ЕС удастся переманить трудовых мигрантов из неблагополучных регионов, уезжающих на заработки в США, Канаду и Австралию, и решить проблему дефицита рабочей силы в Европе. Впрочем, "голубая карта" не будет абсолютной аналогией "зеленой карте" в США - права на постоянное жительство и неограниченный по времени трудовой контракт она не даст. миграция трудовой квота евросоюз Сеть Голубая Карта ЕС является глобальной платформой для обеспечения трудоустройства в Европейском Союзе. Скачать архив (5.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |