Главная » Экономика

Международная миграция

Введение

Процессы глобализации, обострившие неравенство в странах мира, способствовали росту межгосударственных перемещений населения, это привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в XXI веке.

Традиционно считалось, что миграция обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие. Однако теперь, когда отчетливо проступают негативные социально-политические последствия иммиграции - в первую очередь такие, как усиление угрозы терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма, - все чаще подвергаться сомнению ее, казалось бы, бесспорно позитивный хозяйственный эффект. Сторонники ограничения миграции приписывают ей увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, замедление экономического роста и пр.

Международная миграция рабочей силы в ХХӀ веке стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики.

Таким образом, одним из важнейших вопросов мировой экономики является проблема международной миграции населения.

Целью данной творческой работы является изучение состояния и проблем международной миграции населения, а так же изучение ее специфики регулирования.

Для выполнения поставленной цели, следует решить следующие задачи:

-             рассмотреть международный рынок труда;

-             дать характеристику рынка труда в России

-             изучить сущность процесса миграции и выявить ее причины;

-             определить основные направления и центры международной миграции;

-             ознакомиться с принципами межгосударственного регулирования процессов международной миграции;

-             рассмотреть особенности регулирования миграции рабочей силы в Российской федерации.

рынок труд международный миграция

1. Международный рынок труда, сущность, особенности развития

.1 Международный рынок труда, сущность, состояние на современном этапе

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.

Формирование международного рынка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:

·        условий труда, способа найма и увольнений работников;

·        оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;

·        предоставление отпусков, свободных от работы дней;

·        продолжительность рабочего времени;

·        предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.

Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации .

Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

На данный момент рынок рабочей силы стал неотъемлемой частью современного мира. Экономика как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы зависит от того, насколько интенсивно будет функционировать международный рынок труда, который в настоящее время охватывает весь мир.

.2 Особенности развития рынка труда (на примере России)

Как отмечают российские эксперты, при сохранении нынешних демографических тенденций в 2025 г трудоспособное население России сократится на 12,3% или на 18 млн. человек. Проанализировав диаграмму (Рис 1.) становится очевидно, что без привлечения иностранной рабочей силы нельзя будет поддерживать экономическое развитие России, не говоря уже о её модернизации .

Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы.

Рис 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 2000-2010 гг. и по прогнозу на 2011-2025 гг .

В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

Для России, где спрос на трудовых мигрантов предъявляют в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько использование труда мигрантов скрывает теневые экономические отношения. Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается, оно превысило 1 млн. человек уже в 2006 году, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира.

По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 7 до 9 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики .

Согласно официальной статистике Федеральной Миграционной Службы, из стран СНГ в 2010 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых "нелегалов", поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше.

Особенно много трудовых мигрантов в 2010 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности .

Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики. Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно.

Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши в производственном процессе. А малосущественность воздействия иммиграции в целом на рынок труда можно объяснить его сегментированностью и дифференцированностью сфер занятости местных и иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних.

Таблица 1 "Всероссийская миграция по территориям прибытия и выбытия 2012-2013 гг."

2012г.

Городские и сельские поселения

Городские и сельские поселения

Российская Федерация

3778462

929603

435736

326320

182497

743055

392695

563009

205547

Из федеральных округов

 Центральный

783577

631478

40456

26289

11912

38974

12171

13432

8865

 Северо-Западный

406245

51769

298141

13962

5126

20619

5945

6622

4061

 Южный

309682

45542

16989

190004

16949

13921

10728

9542

6007

 Северо-Кавказский

230698

30428

11554

28006

130409

6727

15700

5324

2550

 Приволжский

806576

87687

30157

18217

4511

598285

50959

10491

6269

 Уральский

394382

25733

11722

16276

7229

43347

271154

16136

2785

 Сибирский

605704

34013

15280

19307

3991

12542

22201

483189

15181

 Дальневосточный

241598

22953

11437

14259

2370

8640

3837

18273

159829

Городские поселения

Городские поселения

Российская Федерация

1677093

488555

256689

131329

50239

243879

187715

221805

96882

Из федеральных округов

 Центральный

382166

289678

26767

14371

6365

22278

8007

8610

6090

 Северо-Западный

235883

36282

163548

8206

2703

13159

4270

4556

3159

 Южный

125887

28302

10734

58794

6562

7233

5635

5230

3397

 Северо-Кавказский

73346

17649

6146

11988

27509

2571

4498

1795

1190

 Приволжский

285144

56427

20113

9494

1809

162537

25566

5764

3434

 Уральский

199358

18976

9024

9121

2601

23438

124583

9873

1742

 Сибирский

250989

24454

11238

10859

1564

7370

12600

174159

8745

 Дальневосточный

124320

16787

9119

8496

1126

5293

2556

11818

69125

Сельские поселения

Российская Федерация

967521

207905

88881

80432

47580

215284

114498

156565

56376

Из федеральных округов

 Центральный

181511

157234

7601

3868

1290

5534

2413

2189

1382

 Северо-Западный

73937

5277

63075

1156

428

2102

729

771

399

 Южный

87863

10054

4181

59649

3132

3097

3659

2454

1637

 Северо-Кавказский

76735

8103

3704

8003

41063

2139

9996

2839

888

 Приволжский

247992

18313

5918

3043

673

196468

19389

2670

1518

 Уральский

82148

2334

1220

1400

362

3082

71412

1851

487

 Сибирский

161421

3898

2044

1972

385

1557

6299

141475

3791

 Дальневосточный

55914

2692

1138

1341

247

1305

601

2316

46274

Сельские поселения

Городские поселения

Российская Федерация

732481

163804

64062

70687

45952

182307

59408

111840

34421

Из федеральных округов

 Центральный

155257

130066

4285

5573

3013

8244

1180

1827

1069

 Северо-Западный

71756

8503

51323

3845

1590

4345

738

993

419

 Южный

54832

4351

1271

40953

3814

2057

809

1011

566

 Северо-Кавказский

38519

2275

862

3511

30075

852

419

288

237

 Приволжский

169013

7983

2724

3613

1156

148389

3098

1238

812

 Уральский

82265

3675

1179

4761

3867

14323

50621

3424

415

 Сибирский

118267

4118

1475

4900

1671

2564

2052

99850

1637

 Дальневосточный

42572

2833

943

3531

766

1533

491

3209

29266

Сельские поселения

Российская Федерация

401367

69339

26104

43872

38726

101585

31074

72799

17868

Из федеральных округов

 Центральный

64643

54500

1803

2477

1244

2918

571

806

324

 Северо-Западный

24669

1707

20195

755

405

1013

208

302

84

 Южный

41100

2835

803

30608

3441

1534

625

847

407

 Северо-Кавказский

42098

2401

842

4504

31762

1165

787

402

235

 Приволжский

104427

4964

1402

2067

873

90891

2906

819

505

 Уральский

30611

748

299

994

399

2504

24538

988

141

 Сибирский

75027

1543

523

1576

371

1051

1250

67705

1008

 Дальневосточный

18792

641

237

891

231

509

189

930

15164

2013г.

Городские и сельские поселения

Городские и сельские поселения

Российская Федерация

4014620

987700

486831

375650

190103

773931

404643

581116

214646

Из федеральных округов

 Центральный

845149

667059

46875

33247

14829

44715

13353

15011

10060

 Северо-Западный

445686

55111

325331

16521

6309

22521

6737

7824

5332

 Южный

339808

49347

18559

212707

19185

13954

10589

9190

6277

 Северо-Кавказский

236981

33452

13331

32544

129091

6902

13832

5162

2667

 Приволжский

838831

94929

34873

21367

5196

617609

48343

10079

6435

 Уральский

421004

26894

13785

18126

8406

46640

286519

17817

2817

 Сибирский

633210

37370

19484

24063

4645

12923

21489

497538

15698

 Дальневосточный

253951

23538

14593

17075

2442

8667

3781

18495

165360

Городские поселения

Городские поселения

Российская Федерация

1819780

525054

295981

155429

54484

256233

196992

232752

102855

Из федеральных округов

 Центральный

422218

310063

31760

19006

8114

26765

9252

10210

7048

 Северо-Западный

265369

38735

183733

10079

3450

14578

5000

5632

4162

 Южный

138703

31239

11904

66406

7426

7158

5846

5121

3603

 Северо-Кавказский

77258

19128

7328

13966

27595

2439

4039

1630

1133

 Приволжский

299888

61391

23700

11476

1939

167405

24641

5712

3624

 Уральский

215087

19949

10979

10509

3050

25107

133066

10635

1792

 Сибирский

268087

27137

14789

13591

1746

7549

12604

181729

8942

 Дальневосточный

133170

17412

11788

10396

1164

5232

2544

12083

72551

Сельские поселения

Российская Федерация

1013187

221277

94518

90196

49463

223553

114347

161197

58636

Из федеральных округов

 Центральный

190206

164558

8494

4409

1375

5341

2383

2097

1549

 Северо-Западный

76682

5794

65004

1288

461

2239

746

732

418

 Южный

94707

11023

4556

65635

3267

2913

3331

2343

1639

 Северо-Кавказский

80891

9565

4170

9755

42408

2266

8744

2881

1102

 Приволжский

259436

20740

6846

3508

870

204975

18265

2659

1573

 Уральский

85460

2404

1283

1387

340

2998

74593

1963

492

 Сибирский

167672

4427

2612

2528

465

1607

5688

146281

4064

 Дальневосточный

58133

2766

1553

1686

277

1214

597

2241

47799

Сельские поселения

Городские поселения

Российская Федерация

768486

168424

68613

81420

47982

189513

62056

115323

35155

Из федеральных округов

 Центральный

164272

134441

4748

7179

4005

9618

1205

1949

1127

 Северо-Западный

77208

8751

54829

4306

1986

4757

788

1149

642

 Южный

61538

4185

1309

46242

5088

2261

826

963

664

 Северо-Кавказский

37283

2375

958

4092

28126

889

383

263

197

 Приволжский

172711

7976

2932

4302

1423

151513

2686

1057

822

 Уральский

89273

3722

1255

5290

4560

16019

53736

4301

390

 Сибирский

122531

4252

1521

5998

1996

2784

1944

102342

1694

 Дальневосточный

43670

2722

1061

4011

798

1672

488

3299

29619

Сельские поселения

Российская Федерация

413167

72945

27719

48605

38174

104632

31248

71844

18000

Из федеральных округов

 Центральный

68453

57997

1873

2653

1335

2991

513

755

336

 Северо-Западный

26427

1831

21765

848

412

947

203

311

110

 Южный

44860

2900

790

34424

3404

1622

586

763

371

 Северо-Кавказский

41549

2384

875

4731

30962

1308

666

388

235

 Приволжский

106796

4822

1395

2081

964

93716

2751

651

416

 Уральский

31184

819

268

940

456

2516

25124

918

143

 Сибирский

74920

1554

562

1946

438

983

1253

67186

998

 Дальневосточный

18978

638

191

982

203

549

152

872

15391

2. Международная трудовая миграция, влияние на экономику страны

.1 Сущность и причины миграции рабочей силы

         Миграция (лат. migratio, от migro - перехожу, переселяюсь) - это перемещение, переселение людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Миграции можно классифицировать по различным признакам: по характеру, направлениям, срокам. (Рис 2.)

Рис 2. Классификация различных видов миграций

Как видно из схемы миграция, как процесс имеет различные классификации, а так же она оказывает влияние на многие сферы жизни, поэтому существуют различные подходы к изучению миграции:

v  Демографический подход: изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Процессы, происходящие в этой области, тесно связаны с демографической безопасностью страны.

v  Экономический подход: наиболее универсальный подход. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы. Большинство видов миграций обусловлены экономической необходимостью и в той или иной мере связаны с рынком труда.

v  Юридический подход: определяет правовой статус разных категорий мигрантов. Направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирование основных прав мигрантов.

v  Социологический подход: основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни.

v  Исторический подход: исследования истории миграционных движений того или иного региона с применением историко-демографических исследований, описывающих миграцию в контексте исторической эволюции демографических процессов.

v  Психологический подход: основной акцент падает на мотивационную природу миграции. Миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в том числе и потребности в самоутверждении .

В 2011 году по оценки международной ассоциации миграции населения, число международных мигрантов в мире составляет 214 миллионов человек. Другими словами, каждый из 33 человек в современном мире является мигрантом.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Рассмотрим некоторые экономические причины:

1.      потребности развития производительных сил, перерастающих национальные рамки;

2.      быстрый рост международного разделения труда;

.        рост взаимозависимости национальных хозяйств;

.        сближение национально-экономических и политических структур;

.        складывающийся региональный хозяйственный комплекс;

.        экологический кризис во всем мире, особенно болезненно складывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе;

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени - служащие, специалисты и ученые.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни .

3. Регулирование международной миграции

3.1 Межгосударственная система международного регулирования миграции рабочей силы

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

·              двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

·              деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира "на основе социальной справедливости" и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

1.      разработка конвенций и рекомендаций о труде;

2.      оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;

.        обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

·              обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

·              в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;

·              содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

·              проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

·              способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

·              способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

·              организовывать перемещение беженцев и др.

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии - Министерство труда, а в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.

.2 Регулирование миграции рабочей силы в России

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации - комплекс административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях, отвечающих текущим и перспективным потребностям страны, улучшение демографической ситуации и сохранение территориальной целостности Российской Федерации;

В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ .

Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации - обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

¾      приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

¾            защита геополитических интересов Российской Федерации;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;

¾      сочетание интересов личности и государства;

¾            дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;

¾            взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;

¾            приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;

¾            защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.

Законодательство РФ в отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Перечислим основные из них, обязательные для исполнения на всей территории РФ:

¾            Федеральный закон (ФЗ) от 31.05.2002г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации (РФ)" и ФЗ от 3.01.2006 г. N 5-Ф3 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ""

¾            ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"

¾            ФЗ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и ФЗ от 10.01.2003г. №7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"

¾            ФЗ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ"

¾            ФЗ от 24.05.1999г. №99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом"

Несмотря на многообразие законов, они не способны в целом решить множественные проблемы в области миграции, которые появляются на практике.

Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

) Граждане Российской Федерации и иностранные граждане, получившие соответствующий официальный статус в территориальных органах Федеральной миграционной службы.

) Без снятых с учета.

) С 1995 г. не включены сведения о вынужденно переселившихся в Республику Ингушетия из Республики Северная Осетия - Алания, а также об обратившихся в территориальные органы ФМС России в связи с событиями 1994-1996 гг. в Чеченской Республике и контртеррористической операцией в ней в 1999 г.

) Из них 475 человек ранее постоянно проживали на территории Афганистана; 10 человек - на территории Египта, 6 человек - на территории Ливана; по 4 человека - на территории Бангладеш, Исламской Республики Иран и США; 3 человека - на территории Сербии; по 2 человека - на территории Ирака, Корейской Народно-Демократической Республики; 0ккупированной Палестинской территории и Сирийской Арабской Республики; по 1 человеку - на территории Китая, Судана, Эритреи и др.

К основным методам регулирования миграции относится квотирование. Впервые он вводится в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание.

Миграционная квота - это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти в виде абсолютной или относительной величины.

Миграционная квота на 2011 год составляет 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты 2010 года, составляющей 1 944 356 мест. А квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составила в 2010 году 160 000 мест.

ФМС предложило отказаться от миграционных квот. Это конечно вопрос дискуссионный. По их мнению, отмена квотирования поможет привлечь на рынок труда в Россию высококвалифицированных иностранцев, однако нормы и правила для неквалифицированных иностранцев будут изменены и усовершенствованы. Эксперты отмечают, что отмена квот может стать поворотным моментом новой миграционной политики России. Этой концепции предстоит определить будущее рынка труда в стране. Будет ли он построен на дешевой рабочей силе или выстроиться в соответствии с инновационной политикой государства, привлекая как российских, так и иностранных высококвалифицированных специалистов .

Обеспечение легитимного поля международной миграции в России и рациональное использование имеющейся у мигрантов квалификации может быть достигнуто только с помощью разумной, стратегически выверенной миграционной политики в отношении международной миграции, не допускающей триумфа националистического атавизма над логикой экономического развития.

Заключение

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России и стран зарубежья.

Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

И так, миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

В рамках творческой работы, можно сделать вывод, что миграция в России не многим отличается от миграционных процессах в других странах. Главной особенностью является наличие такого явления, как "утечка умов", то есть эмиграции из России высококвалифицированных кадров, в основном это научные работники. И хотя в России сформировано законодательство, которое направлено на регулирование миграционных процессов, эту проблему в ближайшее время вряд ли удастся решить. России необходима качественная модернизация и экономической, и научной, и социальной и других сфер жизни.

Список использованных источников

1.      Международные экономические отношения: учебное пособие / Авдокушин Е.Ф. М.: ИВЦ Маркетинг, 2007. 296 с.

.        Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2007. 860 с.

.        Мировая экономика: учебник / Кудров В.М. М.: БЕК, 2009. 464 с.

.        Мировая экономика: учебное пособие / Ломакин В.К. М.: ЮНИТИ, 2005. 727с.

.        Мировая экономика: учебник / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова. М.: Проспект, 2007. 240 с.

.        Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. М. : Феникс, 2007. - 505с.

.        Алешковский И., Ионцев В. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации. 2008. №2 С. 13-18.

.        Орешкин В.И. Россия в международной миграции трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. С .74 - 89

.        Демографический ежегодник России 2010: - статистический сборник, Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

.        Законы РФ, связанные с иммиграцией / http: www.migracio.ru

.        Федеральная служба государственной статистики /http://www.gks.ru/


Скачать архив (100.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: