Главная » Экономика |
Введение Процессы глобализации, обострившие неравенство в странах мира, способствовали росту межгосударственных перемещений населения, это привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в XXI веке. Традиционно считалось, что миграция обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие. Однако теперь, когда отчетливо проступают негативные социально-политические последствия иммиграции - в первую очередь такие, как усиление угрозы терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма, - все чаще подвергаться сомнению ее, казалось бы, бесспорно позитивный хозяйственный эффект. Сторонники ограничения миграции приписывают ей увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, замедление экономического роста и пр. Международная миграция рабочей силы в ХХӀ веке стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики. Таким образом, одним из важнейших вопросов мировой экономики является проблема международной миграции населения. Целью данной творческой работы является изучение состояния и проблем международной миграции населения, а так же изучение ее специфики регулирования. Для выполнения поставленной цели, следует решить следующие задачи: - рассмотреть международный рынок труда; - дать характеристику рынка труда в России - изучить сущность процесса миграции и выявить ее причины; - определить основные направления и центры международной миграции; - ознакомиться с принципами межгосударственного регулирования процессов международной миграции; - рассмотреть особенности регулирования миграции рабочей силы в Российской федерации. рынок труд международный миграция 1. Международный рынок труда, сущность, особенности развития .1 Международный рынок труда, сущность, состояние на современном этапе Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы. Формирование международного рынка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области: · условий труда, способа найма и увольнений работников; · оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат; · предоставление отпусков, свободных от работы дней; · продолжительность рабочего времени; · предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д. Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации . Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы. На данный момент рынок рабочей силы стал неотъемлемой частью современного мира. Экономика как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы зависит от того, насколько интенсивно будет функционировать международный рынок труда, который в настоящее время охватывает весь мир. .2 Особенности развития рынка труда (на примере России) Как отмечают российские эксперты, при сохранении нынешних демографических тенденций в 2025 г трудоспособное население России сократится на 12,3% или на 18 млн. человек. Проанализировав диаграмму (Рис 1.) становится очевидно, что без привлечения иностранной рабочей силы нельзя будет поддерживать экономическое развитие России, не говоря уже о её модернизации . Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. Рис 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 2000-2010 гг. и по прогнозу на 2011-2025 гг . В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов. Для России, где спрос на трудовых мигрантов предъявляют в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько использование труда мигрантов скрывает теневые экономические отношения. Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается, оно превысило 1 млн. человек уже в 2006 году, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 7 до 9 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики . Согласно официальной статистике Федеральной Миграционной Службы, из стран СНГ в 2010 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых "нелегалов", поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Особенно много трудовых мигрантов в 2010 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности . Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому. Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики. Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно. Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши в производственном процессе. А малосущественность воздействия иммиграции в целом на рынок труда можно объяснить его сегментированностью и дифференцированностью сфер занятости местных и иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних. Таблица 1 "Всероссийская миграция по территориям прибытия и выбытия 2012-2013 гг." 2012г. Городские и сельские поселения Городские и сельские поселения Российская Федерация 3778462 929603 435736 326320 182497 743055 392695 563009 205547 Из федеральных округов Центральный 783577 631478 40456 26289 11912 38974 12171 13432 8865 Северо-Западный 406245 51769 298141 13962 5126 20619 5945 6622 4061 Южный 309682 45542 16989 190004 16949 13921 10728 9542 6007 Северо-Кавказский 230698 30428 11554 28006 130409 6727 15700 5324 2550 Приволжский 806576 87687 30157 18217 4511 598285 50959 10491 6269 Уральский 394382 25733 11722 16276 7229 43347 271154 16136 2785 Сибирский 605704 34013 15280 19307 3991 12542 22201 483189 15181 Дальневосточный 241598 22953 11437 14259 2370 8640 3837 18273 159829 Городские поселения Городские поселения Российская Федерация 1677093 488555 256689 131329 50239 243879 187715 221805 96882 Из федеральных округов Центральный 382166 289678 26767 14371 6365 22278 8007 8610 6090 Северо-Западный 235883 36282 163548 8206 2703 13159 4270 4556 3159 Южный 125887 28302 10734 58794 6562 7233 5635 5230 3397 Северо-Кавказский 73346 17649 6146 11988 27509 2571 4498 1795 1190 Приволжский 285144 56427 20113 9494 1809 162537 25566 5764 3434 Уральский 199358 18976 9024 9121 2601 23438 124583 9873 1742 Сибирский 250989 24454 11238 10859 1564 7370 12600 174159 8745 Дальневосточный 124320 16787 9119 8496 1126 5293 2556 11818 69125 Сельские поселения Российская Федерация 967521 207905 88881 80432 47580 215284 114498 156565 56376 Из федеральных округов Центральный 181511 157234 7601 3868 1290 5534 2413 2189 1382 Северо-Западный 73937 5277 63075 1156 428 2102 729 771 399 Южный 87863 10054 4181 59649 3132 3097 3659 2454 1637 Северо-Кавказский 76735 8103 3704 8003 41063 2139 9996 2839 888 Приволжский 247992 18313 5918 3043 673 196468 19389 2670 1518 Уральский 82148 2334 1220 1400 362 3082 71412 1851 487 Сибирский 161421 3898 2044 1972 385 1557 6299 141475 3791 Дальневосточный 55914 2692 1138 1341 247 1305 601 2316 46274 Сельские поселения Городские поселения Российская Федерация 732481 163804 64062 70687 45952 182307 59408 111840 34421 Из федеральных округов Центральный 155257 130066 4285 5573 3013 8244 1180 1827 1069 Северо-Западный 71756 8503 51323 3845 1590 4345 738 993 419 Южный 54832 4351 1271 40953 3814 2057 809 1011 566 Северо-Кавказский 38519 2275 862 3511 30075 852 419 288 237 Приволжский 169013 7983 2724 3613 1156 148389 3098 1238 812 Уральский 82265 3675 1179 4761 3867 14323 50621 3424 415 Сибирский 118267 4118 1475 4900 1671 2564 2052 99850 1637 Дальневосточный 42572 2833 943 3531 766 1533 491 3209 29266 Сельские поселения Российская Федерация 401367 69339 26104 43872 38726 101585 31074 72799 17868 Из федеральных округов Центральный 64643 54500 1803 2477 1244 2918 571 806 324 Северо-Западный 24669 1707 20195 755 405 1013 208 302 84 Южный 41100 2835 803 30608 3441 1534 625 847 407 Северо-Кавказский 42098 2401 842 4504 31762 1165 787 402 235 Приволжский 104427 4964 1402 2067 873 90891 2906 819 505 Уральский 30611 748 299 994 399 2504 24538 988 141 Сибирский 75027 1543 523 1576 371 1051 1250 67705 1008 Дальневосточный 18792 641 237 891 231 509 189 930 15164 2013г. Городские и сельские поселения Городские и сельские поселения Российская Федерация 4014620 987700 486831 375650 190103 773931 404643 581116 214646 Из федеральных округов Центральный 845149 667059 46875 33247 14829 44715 13353 15011 10060 Северо-Западный 445686 55111 325331 16521 6309 22521 6737 7824 5332 Южный 339808 49347 18559 212707 19185 13954 10589 9190 6277 Северо-Кавказский 236981 33452 13331 32544 129091 6902 13832 5162 2667 Приволжский 838831 94929 34873 21367 5196 617609 48343 10079 6435 Уральский 421004 26894 13785 18126 8406 46640 286519 17817 2817 Сибирский 633210 37370 19484 24063 4645 12923 21489 497538 15698 Дальневосточный 253951 23538 14593 17075 2442 8667 3781 18495 165360 Городские поселения Городские поселения Российская Федерация 1819780 525054 295981 155429 54484 256233 196992 232752 102855 Из федеральных округов Центральный 422218 310063 31760 19006 8114 26765 9252 10210 7048 Северо-Западный 265369 38735 183733 10079 3450 14578 5000 5632 4162 Южный 138703 31239 11904 66406 7426 7158 5846 5121 3603 Северо-Кавказский 77258 19128 7328 13966 27595 2439 4039 1630 1133 Приволжский 299888 61391 23700 11476 1939 167405 24641 5712 3624 Уральский 215087 19949 10979 10509 3050 25107 133066 10635 1792 Сибирский 268087 27137 14789 13591 1746 7549 12604 181729 8942 Дальневосточный 133170 17412 11788 10396 1164 5232 2544 12083 72551 Сельские поселения Российская Федерация 1013187 221277 94518 90196 49463 223553 114347 161197 58636 Из федеральных округов Центральный 190206 164558 8494 4409 1375 5341 2383 2097 1549 Северо-Западный 76682 5794 65004 1288 461 2239 746 732 418 Южный 94707 11023 4556 65635 3267 2913 3331 2343 1639 Северо-Кавказский 80891 9565 4170 9755 42408 2266 8744 2881 1102 Приволжский 259436 20740 6846 3508 870 204975 18265 2659 1573 Уральский 85460 2404 1283 1387 340 2998 74593 1963 492 Сибирский 167672 4427 2612 2528 465 1607 5688 146281 4064 Дальневосточный 58133 2766 1553 1686 277 1214 597 2241 47799 Сельские поселения Городские поселения Российская Федерация 768486 168424 68613 81420 47982 189513 62056 115323 35155 Из федеральных округов Центральный 164272 134441 4748 7179 4005 9618 1205 1949 1127 Северо-Западный 77208 8751 54829 4306 1986 4757 788 1149 642 Южный 61538 4185 1309 46242 5088 2261 826 963 664 Северо-Кавказский 37283 2375 958 4092 28126 889 383 263 197 Приволжский 172711 7976 2932 4302 1423 151513 2686 1057 822 Уральский 89273 3722 1255 5290 4560 16019 53736 4301 390 Сибирский 122531 4252 1521 5998 1996 2784 1944 102342 1694 Дальневосточный 43670 2722 1061 4011 798 1672 488 3299 29619 Сельские поселения Российская Федерация 413167 72945 27719 48605 38174 104632 31248 71844 18000 Из федеральных округов Центральный 68453 57997 1873 2653 1335 2991 513 755 336 Северо-Западный 26427 1831 21765 848 412 947 203 311 110 Южный 44860 2900 790 34424 3404 1622 586 763 371 Северо-Кавказский 41549 2384 875 4731 30962 1308 666 388 235 Приволжский 106796 4822 1395 2081 964 93716 2751 651 416 Уральский 31184 819 268 940 456 2516 25124 918 143 Сибирский 74920 1554 562 1946 438 983 1253 67186 998 Дальневосточный 18978 638 191 982 203 549 152 872 15391 2. Международная трудовая миграция, влияние на экономику страны .1 Сущность и причины миграции рабочей силы Миграция (лат. migratio, от migro - перехожу, переселяюсь) - это перемещение, переселение людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Миграции можно классифицировать по различным признакам: по характеру, направлениям, срокам. (Рис 2.) Рис 2. Классификация различных видов миграций Как видно из схемы миграция, как процесс имеет различные классификации, а так же она оказывает влияние на многие сферы жизни, поэтому существуют различные подходы к изучению миграции: v Демографический подход: изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Процессы, происходящие в этой области, тесно связаны с демографической безопасностью страны. v Экономический подход: наиболее универсальный подход. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы. Большинство видов миграций обусловлены экономической необходимостью и в той или иной мере связаны с рынком труда. v Юридический подход: определяет правовой статус разных категорий мигрантов. Направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирование основных прав мигрантов. v Социологический подход: основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. v Исторический подход: исследования истории миграционных движений того или иного региона с применением историко-демографических исследований, описывающих миграцию в контексте исторической эволюции демографических процессов. v Психологический подход: основной акцент падает на мотивационную природу миграции. Миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в том числе и потребности в самоутверждении . В 2011 году по оценки международной ассоциации миграции населения, число международных мигрантов в мире составляет 214 миллионов человек. Другими словами, каждый из 33 человек в современном мире является мигрантом. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Рассмотрим некоторые экономические причины: 1. потребности развития производительных сил, перерастающих национальные рамки; 2. быстрый рост международного разделения труда; . рост взаимозависимости национальных хозяйств; . сближение национально-экономических и политических структур; . складывающийся региональный хозяйственный комплекс; . экологический кризис во всем мире, особенно болезненно складывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе; Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени - служащие, специалисты и ученые. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии. Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни . 3. Регулирование международной миграции 3.1 Межгосударственная система международного регулирования миграции рабочей силы Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает: · двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; · деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др. Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира "на основе социальной справедливости" и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов. МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям: 1. разработка конвенций и рекомендаций о труде; 2. оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; . обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ. Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства: · обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа; · в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания; · содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб; · проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями. На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит: · способствовать упорядочению и планированию миграции граждан; · способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны; · организовывать перемещение беженцев и др. Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии - Министерство труда, а в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны. .2 Регулирование миграции рабочей силы в России Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации - комплекс административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях, отвечающих текущим и перспективным потребностям страны, улучшение демографической ситуации и сохранение территориальной целостности Российской Федерации; В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ . Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации - обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества. Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах: ¾ приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина; ¾ защита геополитических интересов Российской Федерации; обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации; ¾ сочетание интересов личности и государства; ¾ дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов; ¾ взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями; ¾ приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов; ¾ защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации. Законодательство РФ в отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Перечислим основные из них, обязательные для исполнения на всей территории РФ: ¾ Федеральный закон (ФЗ) от 31.05.2002г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации (РФ)" и ФЗ от 3.01.2006 г. N 5-Ф3 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ"" ¾ ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" ¾ ФЗ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и ФЗ от 10.01.2003г. №7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" ¾ ФЗ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" ¾ ФЗ от 24.05.1999г. №99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом" Несмотря на многообразие законов, они не способны в целом решить множественные проблемы в области миграции, которые появляются на практике. Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. ) Граждане Российской Федерации и иностранные граждане, получившие соответствующий официальный статус в территориальных органах Федеральной миграционной службы. ) Без снятых с учета. ) С 1995 г. не включены сведения о вынужденно переселившихся в Республику Ингушетия из Республики Северная Осетия - Алания, а также об обратившихся в территориальные органы ФМС России в связи с событиями 1994-1996 гг. в Чеченской Республике и контртеррористической операцией в ней в 1999 г. ) Из них 475 человек ранее постоянно проживали на территории Афганистана; 10 человек - на территории Египта, 6 человек - на территории Ливана; по 4 человека - на территории Бангладеш, Исламской Республики Иран и США; 3 человека - на территории Сербии; по 2 человека - на территории Ирака, Корейской Народно-Демократической Республики; 0ккупированной Палестинской территории и Сирийской Арабской Республики; по 1 человеку - на территории Китая, Судана, Эритреи и др. К основным методам регулирования миграции относится квотирование. Впервые он вводится в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание. Миграционная квота - это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти в виде абсолютной или относительной величины. Миграционная квота на 2011 год составляет 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты 2010 года, составляющей 1 944 356 мест. А квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составила в 2010 году 160 000 мест. ФМС предложило отказаться от миграционных квот. Это конечно вопрос дискуссионный. По их мнению, отмена квотирования поможет привлечь на рынок труда в Россию высококвалифицированных иностранцев, однако нормы и правила для неквалифицированных иностранцев будут изменены и усовершенствованы. Эксперты отмечают, что отмена квот может стать поворотным моментом новой миграционной политики России. Этой концепции предстоит определить будущее рынка труда в стране. Будет ли он построен на дешевой рабочей силе или выстроиться в соответствии с инновационной политикой государства, привлекая как российских, так и иностранных высококвалифицированных специалистов . Обеспечение легитимного поля международной миграции в России и рациональное использование имеющейся у мигрантов квалификации может быть достигнуто только с помощью разумной, стратегически выверенной миграционной политики в отношении международной миграции, не допускающей триумфа националистического атавизма над логикой экономического развития. Заключение Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов. И так, миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В рамках творческой работы, можно сделать вывод, что миграция в России не многим отличается от миграционных процессах в других странах. Главной особенностью является наличие такого явления, как "утечка умов", то есть эмиграции из России высококвалифицированных кадров, в основном это научные работники. И хотя в России сформировано законодательство, которое направлено на регулирование миграционных процессов, эту проблему в ближайшее время вряд ли удастся решить. России необходима качественная модернизация и экономической, и научной, и социальной и других сфер жизни. Список использованных источников 1. Международные экономические отношения: учебное пособие / Авдокушин Е.Ф. М.: ИВЦ Маркетинг, 2007. 296 с. . Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2007. 860 с. . Мировая экономика: учебник / Кудров В.М. М.: БЕК, 2009. 464 с. . Мировая экономика: учебное пособие / Ломакин В.К. М.: ЮНИТИ, 2005. 727с. . Мировая экономика: учебник / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова. М.: Проспект, 2007. 240 с. . Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. М. : Феникс, 2007. - 505с. . Алешковский И., Ионцев В. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации. 2008. №2 С. 13-18. . Орешкин В.И. Россия в международной миграции трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. С .74 - 89 . Демографический ежегодник России 2010: - статистический сборник, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) . Законы РФ, связанные с иммиграцией / http: www.migracio.ru . Федеральная служба государственной статистики /http://www.gks.ru/ Скачать архив (100.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |