Главная » Экономика |
Содержание 1. История формирования системы международных финансовых организаций 2. Международный валютный фонд 3. Группа Всемирного банка 4. Европейский банк реконструкции и развития Литература 1. История формирования системы международных финансовых организаций Современная система международных финансовых организаций начала формироваться в 40 - х гг. прошлого века. Уже после первой мировой войны ставился вопрос о необходимости межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако ни одна конференция не дала ожидаемых результатов. Кризис международных валютных отношений обострился во время Второй мировой войны, когда большинство стран. за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения. В этих условиях роль лидера в разработке нового экономического порядка взяли на себя США, имеющие на тот период самую быстро растущую экономику. Основные принципы нового мирового порядка: - освобождение колониальных стран; - уважение принципа национального самоопределения; - создание системы коллективной безопасности; - формирование мирового экономического сотрудничества на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, уничтожение всех дискриминационных барьеров; - замена двусторонних экономических отношений многосторонними. Разработкой важнейших решений занимались комитеты и комиссии в США, Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный зам. министра финансов США Г.Д. Уайтом и план международного клирингового союза, предложенный известным английским экономистом Д.М. Кейнсом. План Д.М. Кейнса предполагал создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности, он должен был осуществлять эмиссию безналичного платёжного средства - банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчётов между государствами в целях погашения дефицита платёжных балансов. Международный клиринговый союз должен выступать институтом расчётов между странами, в котором они должны были иметь счета в банкорах. План Г.Д. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на "международной валюте", а первоочередной целью должна была стать стабилизация курсов валют стран для активизации потоков производительного капитала. Поддержание стабильных курсов валют снижает валютные риски, что приведет к снижению издержек во внешней торговле и повышению инвестиционной привлекательности национальных экономик. Окончательный вариант плана Г. Уайта был опубликован в 1943 г. и подвергся обсуждению экспертов из 30 стран. Основные цели предложенного плана: - оказание помощи в стабилизации валютных курсов; - сокращение периодов неравновесия платёжных балансов; - ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер. Для реализации этих целей предусматривалось, что Фонд будет иметь ресурсы не менее 5 млрд. долл. США. Страны - члены оплачивают свою квоту, которая определяется исходя из их социально - экономического положения (валютных резервов, платёжного баланса, национального дохода и т.д.) - 30% в золоте, а остальную часть в национальной валюте и правительственных ценных бумагах. Стоимость национальных валют будет устанавливаться через валютную единицу Фонда "унитас", стоимость которой равнялась 10 долл. США. Планы Д.М. Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон - Вудсе (США, штат Нью - Гемпшир), проходившей с 1 по 29 июля 1944 г. Результатом конференции стало решение об учреждении МВФ для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и МБРР для предоставления кредитов на послевоенное восстановление. Это решение стало первым важным шагом по формированию нового мирового порядка. 44 государства, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс, снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. Все эти меры разрешалось отложить на 5 лет после окончания войны. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции и подписал учредительные документы о создании МВФ и МБРР. Но система распределения голосов в Фонде и Банке не отвечала интересам СССР. Советская делегация предлагала уровнять голоса СССР и США вне зависимости от вступительного взноса. СССР выступал также против условий предоставления кредитов, рассматривая их как прямое вмешательство во внутренние дела принимающих стран. Это стало причиной отказа СССР от ратификации договора об учреждении МВФ, что автоматически означало невозможность стать членом МБРР, так как согласно его уставу, членами МБРР могут быть только страны - члены МВФ. В течение 60 - х были сформированы региональные банки развития - Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. К началу 70 - гг. сформировалась система международных финансовых организаций, включающая 3 группы взаимосвязанных организаций: . МВФ - регулирование валютно-кредитных отношений между странами. . Всемирный банк - оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой для проведения структурных преобразований экономики. . Региональные банки развития - осуществляют долгосрочное кредитование стран соответствующего региона в целях обеспечения его развития. 2. Международный валютный фонд На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - заместитель государственного секретаря США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. МВФ - (International Monetary Fund, IMF) - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD_(%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F)>, США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90>. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. МВФ предоставляет кратко - и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Цели МВФ: - содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; - обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ; - оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; - предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах. Основные функции МВФ: - содействие международному сотрудничеству в денежной политике; - расширение мировой торговли; - кредитование; - стабилизация денежных обменных курсов; - консультирование стран дебиторов; - разработка стандартов международной финансовой статистики; - сбор и публикация международной финансовой статистики. Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%94%D0%A0> суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение "расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ". Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК, International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bank Development Committee). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные страны организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор - распорядитель с 5 июля 2011 - Кристин Лагард <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4> (Франция), её первый заместитель - Джон Липски <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%B8&action=edit&redlink=1> (США). Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР. Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 16,4 %; Япония - 6,46 %; Китай - 6,394 %; Германия - 5,99 %;; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Италия - 4,18 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Россия - 2,74 %. Доля 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %. Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4> (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0> не выпускались. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE>, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ. СДР было создано МВФ в 1969 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1969_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Основная цель создания - преодоление противоречия между международным характером использования и национальной природой валют. Курс СДР публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0> из четырех ведущих валют: доллар США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80_%D0%A1%D0%A8%D0%90>, евро <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE>, иена <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B5%D0%BD%D0%B0> и фунт стерлингов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D1%82_%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2>. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет. На 2011 - 2015 г. г. вес валют в корзине определён следующим образом: $ - 41,9%, евро - 37,4%, йена - 9,4%, фунт стерлингов - 11,3%. Основные механизмы кредитования. . Резервная доля. . Кредитные доли. . Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай. . Механизм расширенного кредитования. 1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения "золотой", с 1978 г. - резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. 2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. 3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов. 4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) с 1974 г. дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%88>) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82> является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы. В отличие от Всемирного банка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA>, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств. Действия МВФ часто критикуются различными учёными и политиками. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций. Голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Это позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты определённым странам. МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований - свобода передвижения капиталов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB>, приватизация (в том числе естественных монополий - железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы - на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т.п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся и т.п. Мировой финансовый кризис 2008 г. снова обратил внимание на проблемы МВФ. Основную работу по выработке предложений по реформированию МВФ взяла на себя Группа 20. Активное участие в обсуждениях принимала Россия, которая. будучи крупнейшим заёмщиком МВФ в 1998 г., в 2005 г. полностью погасила свои обязательства. Основные направления реформы МВФ: - увеличение ресурсов МВФ до 750 млрд. долл. и разработка новых механизмов кредитования; - изменение формулы расчёта квот МВФ в целях соответствующего отражения в ней экономических интересов стран - членов; - создание международной комиссии независимых экспертов для оценки деятельности и контроля за реформами МВФ; - создание региональных фондов и механизмов финансирования экономического развития и преодоления кризисов. Первая попытка создания регионального фонда была предпринята в Азии 13 странами. В 2007 г. был учреждён Азиатский валютный фонд. Однако реализация данной идеи была заблокирована США с целью недопущения снижения роли МВФ. В конце 2007 г. был создан региональный валютный фонд в Южной Америке, соглашение о создании которого подписали Аргентина, Боливия. Бразилия, Венесуэла, Эквадор, Уругвай. В 2009 г. членами ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Киргизия) было принято решение о создании Антикризисного фонда, который будет выдавать стабилизационные кредиты и участвовать в финансировании межгосударственных инвестиционных проектов. Общая сумма Фонда - 8,513 млрд. долл. Управление Фондом осуществляется специальным советом на уровне министров финансов стран - учредителей. 3. Группа Всемирного банка Группа Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь, направленную на повышение уровня жизни и ликвидацию крайних форм бедности. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития. Всемирный банк создан по принципу акционерного общества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, акционерами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80> которого являются 188 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы, зависит от их доли в капитале <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB> Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>. Страны-участницы представлены в Совете управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Группы Всемирного Банка, как правило, министрами финансов. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%92%D0%A4>. Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 24 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Группы Всемирного Банка в Вашингтоне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD_(%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F)>. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90>, Япония <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Германия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Франция <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> и Великобритания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>. Остальные 19 исполнительных директоров представляют группы стран-участниц Всемирного банка. Президент Группы организаций Всемирного банка (с 1 июля 2012 года доктор Джим Ён Ким) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Группы Всемирного банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента и два исполнительных вице-президента отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции. Всемирный Банк осуществляет мобилизацию средств для финансирования своих программ развития путем продажи ценных бумаг на рынках капитала и за счет взносов правительств более богатых стран-членов. Страны-клиенты являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение. Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран на их пути к достижению стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости. Основное внимание уделяется оказанию помощи беднейшим слоям населения и беднейшим странам, при этом, для всех своих клиентов Банк подчеркивает необходимость осуществления следующих мер: - осуществление инвестиций в развитие людских ресурсов, в частности путем совершенствования систем здравоохранения и образования; - концентрация усилий на социальном развитии, привлечении широких слоев населения к решению проблем развития, совершенствовании методов управления и наращивании институционального потенциала как основных факторах снижения уровня бедности; - укрепление способности правительств предоставлять качественные услуги, обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности; - защита окружающей среды; - поддержка и стимулирование развития частного предпринимательства; - поддержка реформ, направленных на создание устойчивой макроэкономической среды, обеспечивающей условия для инвестиций и долгосрочного планирования. международная финансовая организация банк Группа организаций Всемирного Банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны - члены, обладающие правом принятия окончательных решений: . Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР). . Международная ассоциация развития (МАР). . Международная финансовая корпорация (МФК). . Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). . Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦУИС). Международный Банк Реконструкции и Развития - МБРР. Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение Всемирного банка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA>. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F>, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно - финансовой конференции в Бреттон-Вудсе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%BD-%D0%92%D1%83%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD_(%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F)>. Количество членов - 188. МБРР является центральным звеном Группы Всемирного банка и именно его называют Всемирным банком. МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. Цели МБРР: - содействие развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений; - содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов Банка. Основные направления деятельности МБРР: - предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: - развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; - предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения; - предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным; - оказание содействия политическому диалогу между Банком и странами-членами. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Многие вопросы решаются большинством поданных голосов. Представитель каждой страны располагает 250 голосами, а также получает по одному дополнительному голосу за каждую имеющуюся у него акцию, стоимость которой равна 100 тыс. СДР. Страна может купить определённое количество акций, которое зависит от места страны в мировой экономике. Крупнейшими акционерами МБРР являются: США (15,85%), Японии (6,84%), Китай (4,42%), ФРГ (4%), Великобритании (3,75%), Франции (3,75%), Индия (2,78%), Италия (2,78%), Канада (2,78%), Россия (2,78%), Саудовская Аравия (2,78%). Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы в целях послевоенного восстановления. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Вместе с тем, на долю Африки, где сосредоточено наибольшее количество беднейших государств, приходится менее 1% всех кредитов МБРР, тогда как на Европу и Центральную АЗИЮ - 42%, Латинскую Америку - 37%. В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет. Процентная ставка составляет сумму ставки заимствования ресурсов МБРР и маржи (0,5% годовых). Фактически это составляет около 6 - 7% годовых. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса. Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий. Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но которые ограниченно инвестирует частный сектор. Критика деятельности МБРР направлена прежде всего на то, что МБРР вмешивается во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах развитых стран, оказывал давление на правительства, навязывая свои "программы развития". В итоге все программы "реконструкции и развития" подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его "технические советы", "консультации" и "рекомендации" сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных стран. Также многие страны критикуют политику распределения голосов в МБРР. В настоящее время Группа 20 работает над пакетом предложений по реформированию МБРР. Россия, являясь членом МБРР с 1992 года, получила кредитов на сумму 3.6 млрд. долл. США на 65 проектов, 40 из которых уже реализованы. С 2009 г. Россия прекратила заимствование у МБРР на программы структурной адаптации. В настоящее время в процессе реализации находятся 25 инвестиционных проектов. Международная ассоциация развития. Международная ассоциация развития (МАР, International Development Association, IDA) - кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA>. Создана в 1960 году. Цель организации - оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%92%D0%9F_%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D1%83%D1%88%D1%83_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> не более $1165. Также МАР предоставляет помощь странам, которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от МБРР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F>. На данный момент критериям для получения займов от МАР соответствуют 80 стран, 39 из которых находятся в Африке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0>. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г. МАР предоставляет беспроцентные займы с 20, 35, 40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых 10 лет. Членами МАР являются 172 страны. За период действия МАР предоставила кредиты общим объемом свыше 220 млрд. долларов США более 100 странам. Взносы в бюджет МАР позволяют Всемирному банку выделять 7 - 9 млрд. долл. США в год на предоставление беспроцентных кредитов 80 беднейшим странам мира, общее население которых составляет 2,5 миллиарда человек. Такая помощь имеет большое значение, поскольку эти страны практически лишены возможности заимствовать средства на рыночных условиях. В большинстве этих стран средний доход на душу населения составляет менее 875 долл. США в год. Крупнейшими получателями кредитов МАР являются: Индия, Пакистан, Вьетнам, Конго, Нигерия, Танзания, Гана, Мозамбик, Бангладеш. МАР помогает обеспечить доступ к более качественным базовым услугам (таким как образование, здравоохранение, водоснабжение и канализация) и способствует проведению реформ и привлечению инвестиций, направленных на повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, защиту окружающей среды, улучшение условий для частного бизнеса, развитие инфраструктур, либерализацию экономики. Хотя с юридической и финансовой точек зрения МАР является независимой от МБРР, они занимают одно помещение, используя один штат сотрудников и органы руководства, выпускают общий годовой отчёт. Президент МБРР является одновременно и президентом МАР. Фактически МАР является доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР. МАР финансирует те же самые проекты. что и МБРР, но с более льготным обслуживанием долга. МАР финансируется за счёт взносов стран - доноров (40 государств), возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. Общая сумма взносов нарастающим итогом составила 109 млрд. долл. США. Россия вступила в МАР в 1992 г. Международная финансовая корпорация - МФК. Международная финансовая корпорация (МФК, International Finance Corporation, IFC) - международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA>. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD_(%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F)> (США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90>). Создана в 1956 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1956> с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8> в развивающиеся страны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B>. Президент группы организаций Всемирного банка одновременно является Президентом МФК. Оперативное руководство осуществляется исполнительным вице-президентом (с января 2006 - Ларс Танелл). Год создания: 1956. Количество членов: 184. Задача МФК состоит в том, чтобы, расширяя деятельность частного сектора, способствовать экономическому развитию страны. Работая совместно с деловыми партнерами, она осуществляет капиталовложения в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, консультационные услуги, а также услуги по управлению рисками. МФК вкладывает капитал в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы без участия МФК не склонны вкладывать средства, считая их слишком рискованными. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - МАГИ. Год создания: 1988. Количество членов: 179. Агентство содействует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническое содействие в распространении информации об инвестиционных возможностях. Агентство также предлагает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями. Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС. Год создания: 1966. Количество членов: 149. МЦУИС стимулирует иностранные инвестиции, обеспечивая международные механизмы урегулирования и арбитражного рассмотрения инвестиционных споров. Тем самым МЦУИС способствует созданию атмосферы взаимного доверия между государствами и иностранными инвесторами. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и изданием публикаций в области арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. МЦУИС является механизмом урегулирования (с помощью процедуры примирения или арбитражного разбирательства) инвестиционных разногласий между иностранными инвесторами и принимающими их странами. Связи Всемирного Банка с Россией начались еще в период создания Банка и МВФ в г. Бреттон - Вудс в июле 1944 года. Однако Советское правительство не подписало соглашение и не стало членом этих международных финансовых институтов. И лишь после проведения коренных изменений в политическом курсе в конце 80-х годов, Советское руководство стало проявлять интерес к установлению связей с Банком и МВФ. Осенью 1991 года Всемирный банк открыл свое временное представительство в Москве. 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. 4. Европейский банк реконструкции и развития Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) был создана основе Соглашения от 29 мая 1990 г, когда в государствах Центральной и Восточной Европы рушился коммунистический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии. Учредителями ЕБРР выступали 40 стран - все европейские страны (за исключением Албании), США, Канада. Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 62 страны. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами. Штаб - квартира ЕБРР находится в Лондоне. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР. Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен: - способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, т.е. обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода; - брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка; - применять рациональные принципы ведения банковской деятельности. С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует: - проведению структурных и отраслевых реформ; - развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства; - укреплению финансовых организаций и правовых систем; - развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора; - внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем. Европейский банк реконструкции и развития стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, вовлекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие. Осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность. Большинство своих полномочий Совет управляющих передоверил Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия прямо возложенные на него Соглашением и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих. Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента. Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка. География деятельности ЕББР - Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чешская республика, Эстония. ЕБРР финансирует различные отрасли. Не финансируется следующие виды деятельности: - оборонная промышленность; - табачная промышленность; - производство средств, запрещенных международным правом; - игорный бизнес; - производства и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду. Особые требования к получателю финансирования: - проект в частном секторе; - наличие высокой степени мотивации и опыта работы руководства; - желательно участие отечественных инвесторов в акционерном капитале предприятия; - наличие зарубежного стратегического партнера не требуется, однако может повысить шансы утверждения инвестиционного проекта. Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до 49% в краткосрочном плане. Как правило, в рамках одного инвестиционного проекта Банк стремится сочетать обе формы финансирования и предоставляет не более двух третей требуемой суммы в форме заемных средств и не менее одной трети - в виде акционерного капитала. Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Погашение основного долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода. В соответствии с коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается разовый сбор на покрытие административных расходов, понесенных банком при подготовке проекта. ЕБРР мобилизовал на проекты в России 19,7 млрд. евро. Это самый крупный среди стран операций ЕБРР показатель. Ключевыми отраслями финансирования выступают финансовая сфера, сырьевой сектор, АПК и промышленность общего назначения. Литература 1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: 2001. 2. Бабин, Э.П. внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2006. . Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие / В.В. Гордеев. - М.: Высш. шк., 2008. . Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2007. . Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. / А.П. Киреев. - М.: Междунар. отношения, 2008. . Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. - М.: Междунар. Отношения, 2009. . Колесов, В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. . Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. . Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. Проф. В.Е., Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. . Международные экономические отношения: Учебник для вузов. / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева и др. под редакцией проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009. . Миклашевская, Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник / Под общ. ред. д. э. н, проф. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2008. . Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М, В, Елова, Е.К. Муравьёва, С, М, Панферова и др.; Под ред. А, К, Шуркалина, Н, С, Цыпиной. - М.: Логос, 2006. . Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007. . Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007. . Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / под ред. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. . Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. . Цыпин, И.С., Веснин, В.Р. Мировая экономика: учебник. / И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. - М.: 2009. Скачать архив (28.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |