Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Международно-правовые основы международной морской организации (ИМО) Глава 2. Структура международной морской организации (ИМО) Глава 3. Достижения и деятельность Международной морской организации (ИМО) Список используемых источников Введение Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, трансграничным характером отношений, возникающих в мореплавании, что не позволяет ограничивать правовое регулирование данных отношений рамками одного лишь национального законодательства, и требует специальных международно-правовых механизмов, позволяющих эффективно регулировать морское судоходство, учитывая трансграничный характер их деятельности. Так, на конференции Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в 1948 г была принята конвенция, учреждающая Международную морскую организацию (далее - ИМО), которая в свою очередь была призвана заниматься вопросами регулирования морского судоходства. Кроме того, внимание международного сообщества привлекли проблемы, относящиеся к экологической безопасности, в частности, угроза загрязнения моря с судов нефтью, перевозимой на танкерах. В целях разрешения данных проблем была принята Конвенция 1954 и в январе 1959 года ИМО приняла на себя ответственность за ее применение. Положения учредительного акта ИМО подтверждают положение этой организации в качестве компетентной международной организации, способной подготавливать и разрабатывать международные нормы и правила, направленные на эффективное применение Конвенции, относящиеся к судоходству и предупреждению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов. Объектом исследования выступает правовое регулирование отношений, с деятельностью Международной морской организации. Предметом настоящего исследования выступают международные договоры регулирующие деятельность ИМО, а также принимаемые в пределах её компетенции рекомендации и резолюции, а также комплекс возникающих в международной практике проблем, связанных с эффективностью их деятельности. Цель настоящей работы - анализ действующих международных договоров, регулирующих деятельность ИМО, её структуры, а также результатов её деятельности в масштабах международного судоходства. Для достижения указанной цели необходимо последовательно разрешить следующие задачи: . Выявить и проанализировать основные международные договоры, регулирующие деятельность ИМО; . Раскрыть структуру Международной морской организации; . Дать правовую оценку достижениям и основным направлениям деятельности Международной морской организации. Методологическую основу для разрешения поставленных задач составили диалектическая теория познания и следующие методы: формально-юридический анализ, сравнительно-правовой анализ, системно-структурный анализ. Для разрешения поставленных задач были использованы действующие международные договоры: Конвенция о Международной морской организации, Женева, 6 марта 1948 г, Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г, а также многие другие международные договоры, рекомендации и резолюции. Неоспоримая актуальность и малая степень комплексного подхода к изучению указанных проблем и предопределили выбор темы настоящего исследования. международная морская организация правовой Глава 1. Международно-правовые основы международной морской организации (ИМО) Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) была создана в 1948 г., когда на Конференции ООН была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (вступила в силу в 1958 г.). ИМО входит в число специализированных учреждений ООН. Постоянными членами ИМО в настоящее время являются 170 государств. Кроме того, Гонконг, Макао и Фарерские острова входят в ИМО в качестве ассоциированных членов. Международная морская организация (далее - ИМО), является одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (далее - ООН), основным направлением деятельности которой является международное морское право. Согласно ст.1 указанной Конвенции цели ИМО сводятся к следующим: ) обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство; поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, а также рассматривать административные вопросы, связанные с целями, изложенными в этой статье; ) поощрять устранение дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих международное торговое судоходство, со стороны правительств с тем, чтобы предоставить мировой торговле возможность без дискриминации пользоваться услугами судоходства; создавать и поощрять усилия правительств по развитию своего национального судоходства и в целях обеспечения безопасности; ) обеспечивать рассмотрение Организацией любых споров, касающихся судоходства и воздействия судоходства на морскую среду, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением ООН (в соответствии с Соглашением между ООН и ИМО от 17 февраля 1959 г. ООН признает ИМО в качестве специализированного учреждения, ответственного за такие действия, которые считаются необходимыми в соответствии с Конвенцией о ИМО для выполнения ее основных целей); ) обеспечивать обмен информацией между правительствами по вопросам, находящимся на рассмотрении ИМО. Для достижения указанных целей ИМО обладает достаточно широким кругом компетенций, в частности, она правомочна рассматривать и выносить рекомендации в целях эффективной реализации указанных выше вопросов, кроме того её деятельность затрагивает вопросы непосредственно касающиеся судоходства и воздействия судоходства на морскую среду. Другим, не менее важным направлением деятельности ИМО является разработка проектов конвенций, соглашений и других соответствующих документов, которые рекомендуются правительствам и международным организациям. ИМО созывает международные конференции; обеспечивает механизм для консультаций между членами Организации и обмена информацией между правительствами; содействует техническому сотрудничеству. Значение Конвенции для ИМО определяется тем, что она создает правовую основу для деятельности ИМО. На ИМО возлагаются также задачи, связанные с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Так, в соответствии с п.2 ст.2 Положения VIII "Специальный арбитраж" списки экспертов в области судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения, ведутся ИМО. Из этих списков в случае необходимости стороны избирают арбитров для разрешения споров между государствами в области судоходства. В ряде статей Конвенции 1982 г. содержится упоминание о "компетентной международной организации" и "общепринятых международных нормах и стандартах". Так, согласно ст.22 прибрежное государство, устанавливая морские коридоры и предписывая системы разделения движения судов в территориальном море, принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации. В проливах, используемых для международного судоходства, морские коридоры и схемы разделения движения устанавливаются проливным государством и утверждаются ИМО. Почти все нормы Конвенции 1982 г., посвященные загрязнению с судов, содержат упоминание об общепринятых нормах и стандартах, установленных компетентной международной организацией. Согласно Правилу 8-1 Части V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененной Протоколом 1978 г. (СОЛАС 74/78), ИМО признается единственной международной организацией по разработке руководств, критериев и правил для системы судовых сообщений на международном уровне; эти системы направляются в ИМО для одобрения. Только ИМО обладает компетенцией устанавливать обязательные маршруты движения судов. В результате поправок, внесенных в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., ИМО является гарантом "действительности" дипломов, выдаваемых государством флага судна членам экипажа. Разработка проектов международных договоров, регламентирующих торговое мореплавание, является одной из основных функций ИМО. Именно в рамках ИМО были разработаны и затем приняты такие важные международные конвенции, носящие универсальный характер, как СОЛАС, МАРПОЛ и многие другие. Кроме того, ИМО постоянно разрабатываются и принимаются резолюции, рекомендации, правила и руководства по различным вопросам торгового мореплавания. Как верно отмечает Иванов Г.Г., "образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве в связи с появлением новых технологий в мореплавании". В определенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской. Основные функции и структура ИМО: действует в качестве агента Организации Объединенных Наций (ООН); является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации. Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету более 40 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним. Для удобства можно сгруппировать конвенции по следующим критериям: 1. Конвенции, касающиеся безопасности на море и взаимодействия судов / портов: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС), 1972 г Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL), 1965 г Международная конвенция о грузовой марке (LL), 1966 г Международная конвенция по морскому поиску и спасанию (SAR), 1979 г Конвенция о Международной морской организации спутниковой (ИМСОC), 1976 г 2. Конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды: Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (LC) 1972 г (и 1996 г Лондонский протокол) Международная конвенция о борьбе с загрязнением нефтью (БЗНС), 1990 г Гонконгская международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов, 2009 г 3. Конвенций, регулирующие вопросы ответственности и компенсации: Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC), 1969 г Конвенция о ограничении ответственности по морским требованиям (LLMC), 1976 г Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ на море (HNS), 1996 г. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. Несмотря на такое большое количество всё же можно установить, что основная цель данных конвенций - повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами. Таким образом, Международная морская организация (ИМО) - это международная межправительственная организация, которая является специализированным учреждением ООН и служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской. Глава 2. Структура международной морской организации (ИМО) По состоянию на 19 ноября 2011 года, в ИМО состоят 170 государств-членов и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао). Государства разделены на три большие группы: 10 ведущих морских государств, 10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли, и 20 морских государств, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира. Международная морская организация состоит из Ассамблеи, Совета и пяти основных комитетов: Комитета по безопасности на море; Комитета по защите морской среды; Юридического комитета; Комитета по техническому сотрудничеству и Комитета по упрощению формальностей судоходства, а также из ряда подкомитетов, Секретариата, Главного секретаря. Все нормативные и правовые документы, подготовленные в подкомитетах и рассмотренные на сессиях комитетов, рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Организации. Наиболее серьезные, стратегические решения могут приниматься решениями дипломатических конференций. Решения ИМО объявляются в форме резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться вновь принятые документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам - конвенции, кодексу и т.п.). С учетом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие решения должны внедряться администрациями. Ассамблея - главный административный совет ИМО, который состоит из всех членов организации (государств), которые собираются на сессии один раз в два года (очередные заседания) или в экстренных случаях (внеочередные). Ассамблея отвечает за утверждение программы работы, определяет бюджет и финансовые мероприятия Организации. Ассамблея также избирает Совет. Совет состоит из представителей 40 государств-членов, избирающихся сроком на два года по следующему принципу: ) 10 из группы стран, в наибольшей степени заинтересованных в международных морских перевозках; ) 10 из группы стран, в наибольшей степени заинтересованных в международной морской торговле; ) 20 из группы стран, имеющих особые интересы в области морского судоходства, избрание которых одновременно должно обеспечивать представительство в Совете всех географических регионов мира. Совет является исполнительным органом IMO, собирается дважды в год и между сессиями Ассамблеи является главным органом IMO. Он не уполномочен направлять правительствам рекомендации по вопросам безопасности на море и предотвращению загрязнения морей. Совет координирует деятельность органов IMO, рассматривает программу и бюджет, комментирует доклады комитетов перед их передачей на рассмотрение Ассамблеей и назначает генерального секретаря. Комитет по безопасности на море (КБМ) состоит из всех государств-членов. Функции данного Комитета заключаются в том, чтобы рассматривать "любые вопросы в рамках Организации и касающиеся навигационных средств, постройки и оборудования судов, укомплектования судов экипажами с точки зрения безопасности, правил предупреждения столкновений судов, обработки опасных грузов, регламентации безопасности на море, гидрографической информации, судовых журналов и штурманской документации, расследования морских аварий, спасания имущества и людей, а также любые другие вопросы, непосредственно затрагивающие безопасность на море…. ". Комитет также обязан предоставлять механизм для выполнения обязанностей, возложенных на него в соответствии с Конвенцией ИМО или которые могут быть возложены на него законом или на основании международного договора. Он также представляет на рассмотрение рекомендаций в области безопасности Ассамблеи. Комитет по защите морской среды (КЗМС) уполномочен рассматривать любой вопрос, касающийся профилактики и борьбы с загрязнением с судов. Данный комитет представляет Совету предложения, рекомендации, а также доклад по предотвращению загрязнения моря с судов и борьбе с ним. КЗМС был впервые создан в качестве вспомогательного органа Ассамблеи и действует с 1985 года. Юридический комитет уполномочен решать любые правовые вопросы, входящие в компетенцию Организации. Комитет состоит из всех государств-членов ИМО. Он был создан в 1967 году в качестве вспомогательного органа для решения правовых вопросов, которые возникли после загрязнения моря нефтью. Комитет по техническому сотрудничеству был образован в 1969 г так же, как и большинство Комитетов в качестве вспомогательного органа. В соответствии со ст.43 Конвенции 1948 г, рассматривает, в зависимости от случая, любой вопрос, входящий в компетенцию Организации и касающийся осуществления проектов технического сотрудничества. Комитет по упрощению формальностей судоходства был создан в качестве вспомогательного органа Совета в мае 1972 года, с последующими изменениями 2008 года в результате поправки к Конвенции об ИМО. Работа Комитета заключается в устранении ненужных формальностей и "волокиты" в международной перевозке груза. Секретариат ИМО состоит из Генерального секретаря и около 300 международных сотрудников, находящихся в штаб-квартире Организации в Лондоне. Генеральный секретарь Организации является гражданин Японии Коджи Секимицу (Mr. Koji Sekimizu), который был назначен на должность с 1 января 2012 года. Таким образом, Международная морская организация имеет достаточно обширную и разветвленную структуру с разграничением компетенции по конкретным вопросам (по защите морской среды, по техническому сотрудничеству, и т.д.) среди различных комитетов, в целях эффективной и тщательной проработки задач, возложенных на ИМО в Конвенции 1948 г. Глава 3. Достижения и деятельность Международной морской организации (ИМО) Как выше уже отмечалось международная морская организация была создана в 1948 г на конференции ООН, в качестве первого международного органа, который должен заниматься морскими вопросами. На 27-й сессии ассамблеи ИМО был принят стратегический план на период 2012-2017 гг. Данный стратегический план устанавливает конкретные направления деятельности и действия, которые необходимо предпринять для решения возникших проблем, в числе которых пиратство, воздействия судоходства на окружающую среду и другие. Наиболее актуальные задачи ИМО: . Ликвидация нестандартного судоходства; 2. Принятие мер безопасности при обеспечении беспрепятственных и эффективных потоков морской торговли; . определение видов деятельности морского судоходства и случаев, которые могут иметь негативное воздействие на окружающую среду, и разработка соответствующих превентивных мер; . повышенное внимание к человеческому фактору для достижения более безопасного, защищенного и экологического судоходства; . обеспечение безопасности жизни на море; . принятие эффективных мер для решения проблем, связанных с иммигрантами, перевозимыми морем, безбилетными пассажирами; . принятие мер, связанных с гуманитарными аспектами пиратства и вооруженного разбоя против судов; . обеспечение содействия технологических новшеств повышению уровня морской безопасности и охраны, защиты окружающей среды, росту международной морской торговли. Пиратство и вооруженный разбой против судов. Борьба с пиратством - это наиболее важная задача ИМО. В 1983 г была принята резолюция, в которой содержатся меры по предотвращению пиратства. С тех пор "пиратство" актуальная тема, стоящая постоянно на повестке дня. По разным данным, общий ущерб от современного пиратства в мире составляет 13 - 16 миллиардов долларов в год, однако эксперты оценивают не только колоссальный экономический ущерб, но и с озабоченностью отмечают, что нападения пиратов могут спровоцировать экологическую катастрофу (например, в результате взрыва танкера). Нельзя также исключать и возможности объединения вооруженных пиратских банд с международными террористическими организациями, что может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Оценивая меры, осуществляемые государствами в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми на море, в том числе с пиратством, Ю.С. Ромашев выделяет факторы, снижающие их эффективность. Это: отсутствие единых подходов; не отвечающая современным требованиям правовая база; недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов государств; отсутствие единой системы наблюдения за надводной обстановкой на море; недостаточное техническое оснащение правоохранительных органов; отсутствие общепризнанной нормативно-правовой базы по вопросам самообороны судов и технических средств связи и ряд других факторов. В связи с ростом пиратства в 2005 г у побережья Сомали, международная морская организация приняла новую резолюцию А.979 (24) , которая послужила поводом для обсуждения данного вопроса в ООН. Совет Безопасности ООН принял решение о создании контактной группы по пиратству, которая представляла собой механизм координаций действий государств и международных организаций. Были созданы рекомендации для государств, судоходцев, судовладельцев для предотвращения и предупреждения нападения пиратов. Например, суда, которые попали под вооруженный разбой пиратов, должны подавать специальный сигнал. Также в ИМО разработаны рекомендации по применению охраны на судах, которые содержатся в специальных циркулярах. В настоящее время существуют различные точки зрения на то, каким образом можно предотвратить захваты судов, начиная с вооружения экипажа и заканчивая включением в состав команды корабля вооруженной охраны (сотрудников ЧОПов, специальной службы полиции, службы эскорта и т.д.). Между тем еще в 1999 и 2002 гг. Международная морская организация разработала циркуляры, содержащие рекомендации правительствам и руководящие указания судовладельцам, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя на море. С учетом последних обстоятельств, а также в связи с введением в действие с 1 июля 2004 г. Международного кодекса по охране судов и портовых средств, эти рекомендации были пересмотрены в июне 2009 г. ИМО акцентирует внимание на недопущении вооружения команды морских судов (п.5 Рекомендаций правительствам), самозащита экипажа может заключаться в предотвращении несанкционированного вторжения, например, путем установления ограждения по периметру судна, в своевременном оповещении о нападении властей прибрежного государства и находящихся поблизости военных судов и в других адекватных мерах (п.15 Руководства судовладельцам и операторам). Кроме того, государствам не рекомендуется использовать для защиты судна и экипажа вооруженных сотрудников частных охранных предприятий, поскольку это может вызвать эскалацию конфликта и привести к жертвам со стороны экипажа (п.7 Рекомендаций правительствам), что касается использования вооруженной охраны из представителей государственных военных и правоохранительных структур, то этот вопрос остается на усмотрении компетентных властей государства и судовладельцев (п.8). Следовательно, остается только использование квалифицированных военнослужащих военно-морских и военно-воздушных сил государств. В результате, принятые резолюции, рекомендации, работа ИМО положительно сказалась на сокращении пиратских нападений. Многим пиратам вынесены приговоры о тюремном заключении (более 1000). Противодействие нелегальной миграции Одной из наиболее актуальных проблем современности выступает нелегальная миграция на море, поскольку морские пространства зачастую используются преступными группировками для извлечения прибыли путем переправки нелегальных мигрантов из одного государства в другое. Проблема борьбы с нелегальной миграцией тесно связана с проблемой наличия незаконных пассажиров на борту морских судов (так называемых безбилетников). Безбилетники преследуют цель или незаконного проезда на морских судах, чтобы сэкономить финансовые средства, или же непосредственно являются нелегальными мигрантами. Данная проблема создает сложности как для самих государств, так и для межгосударственных отношений. Большую роль в разработке международных стандартов по противодействию безбилетникам играет Международная морская организация (ИМО). Данные стандарты и рекомендованную практику по безбилетникам отражают Руководящие положения по распределению ответственности по поиску успешного решения случаев с безбилетниками (Резолюция ИМО A.871 (20)), принятые в 1997 г. Данная Резолюция установила основные принципы для применения к случаям с безбилетниками. В Руководящих положениях утверждается, что успешное разрешение случаев с безбилетниками является сложной задачей из-за различий в национальном законодательстве государств. Тем не менее, некоторые базовые принципы могут применяться в общем подходе. Безбилетники, пересекающие границу государства без соответствующих документов, являются, по сути, нелегальными иммигрантами, и решение вопроса по урегулированию подобных ситуаций является прерогативой вовлеченного государства. С безбилетниками, ищущими убежища, необходимо обращаться в соответствии с принципами международного права, установленными в соответствующих международных договорах. Как указано в ст.4.1 Конвенции FAL, здесь следует придерживаться Конвенции ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокола ООН о статусе беженцев от 31 января 1967 г., а также соответствующего законодательства государства. Руководящие положения выступают за тесное взаимодействие между владельцами судна и портовыми властями. В тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, власти государства должны решать вопрос о наказании безбилетника, учитывая причиненный ущерб. Государствам следует разрешить возвращаться тем безбилетникам, которые были идентифицированы как граждане этого государства или у которых есть право пребывания в данном государстве, в то время как государства, где безбилетник взошел на борт судна, должны разрешить ему вернуться до окончательного рассмотрения вопроса. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы избежать ситуаций, при которых безбилетник задерживается на борту судна на неопределенный срок. Резолюция Ассамблеи ИМО также затрагивает проблемы, с которыми сталкиваются владельцы и капитаны судов при высадке безбилетников. В этом документе особо подчеркивается необходимость в сотрудничестве и устанавливается, что при обычных обстоятельствах посредством такого сотрудничества безбилетников необходимо снимать с судов настолько быстро, насколько это возможно, и отправлять в государство гражданства или порта посадки либо в любую другую страну, которая их примет. Хотя Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г., направлен на борьбу с организованными преступными группировками, использующими нелегальную миграцию как средство наживы, этот документ может сыграть важную роль в противодействии безбилетникам. В этом Протоколе предусмотрен комплекс мер в этой области, которые могут быть применены и к безбилетникам в морских портах. Так, государства-участники без ущерба для международных обязательств в отношении свободного передвижения людей, насколько это возможно, устанавливают такие меры пограничного контроля, какие могут потребоваться для предупреждения и выявления незаконного ввоза мигрантов. Каждый участник Протокола принимает законодательные или другие надлежащие меры для предупреждения, насколько это возможно, использования транспортных средств, эксплуатируемых коммерческими перевозчиками, при совершении преступлений, связанных с нелегальной миграцией. В надлежащих случаях и без ущерба для применимых международных конвенций такие меры включают установление для коммерческих перевозчиков, в том числе любой транспортной компании, или владельца, или оператора любых транспортных средств, обязательства убедиться в том, что все пассажиры имеют документы на въезд/выезд, необходимые для въезда в принимающее государство. В интересах противодействия нелегальной миграции Протоколом предусмотрен комплекс мер по обеспечению надежности документов и контроля за ними, что должно затруднить их неправомерное использование и подделку или противозаконное изменение, воспроизведение или выдачу. Повышение энергоэффективности судов и снижение выбросов парниковых газов. Одна из главных задач ИМО - разработать механизмы, ограничивающие выбросы парниковых газов с судов. Были приняты технико-эксплуатационные меры, направленные на снижение выбросов за счет повышения энергоэффективности судов. Также были внесены поправки в 2011 г Комитетом по защите морской среды в Конвенцию МАРПОЛ, а именно введена четвертая глава, закрепляющая регулирование энергоэффективности судов. С 1 января 2013 г вступили новые поправки. Помимо вышесказанного, ИМО занимается разработкой Полярного Кодекса, который планируется принять в 2015 г. Кодекс, прежде всего, нацелен на укрепление безопасного мореплавания по Северному морскому пути в Арктике, а также будет регулировать деятельность нефтяной, горнодобывающей промышленности, которая все шире расширяет свои границы. Охрана человеческой жизни на море и охрана окружающей среды. В течение многих лет ИМО прилагала значительные усилия, чтобы через свои комитеты путем разработки рекомендаций администрациям (государствам) ввести нормы, конвенции, кодексы, рекомендации практических мер и указаний по охране человеческой жизни на море и охране окружающей среды. ИМО, исходя из общих принципов и целей, определяет в качестве самых важных средств предупреждения аварий на море и загрязнения моря с судов: . проектирование, постройку, оборудование и уход за судами; 2. безопасную эксплуатацию судов; . надлежащую подготовку экипажей и берегового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям; . наличие в структуре лица (лиц) на берегу, имеющего (имеющих) непосредственную связь с руководством компании, соответствующие полномочия и ресурсы и персонально отвечающего (отвечающих) за безопасную эксплуатацию судов и предотвращение загрязнения. Конкретным результатом деятельности ИМО в этих направлениях явился Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), разработанный Комитетом по безопасности на море и Комитетом по защите морской среды и принятый ИМО Резолюцией А.741 (18) 4 ноября 1993 г. Впоследствии (в 1994 г.) МКУБ был придан обязательный статус в рамках Конвенции СОЛАС. Цель этого документа - повысить уровень требований стандартов безопасности и защиты окружающей среды. До недавнего времени международное морское сообщество подходило к безопасности на море только с точки зрения технической стороны вопроса. Проанализировав содержание основных международных конвенций, связанных с безопасностью мореплавания и охраной окружающей среды, эксперты ИМО обнаружили, что около 80% содержащихся в них требований носят чисто технический характер (конструкция судна, требования к судовому оборудованию и т.д.), в то время как на эксплуатационные требования и процедуры, связанные с человеческим фактором, приходится лишь около 20%. По результатам проведенных исследований, ИМО начала развивать программу "Humanization of Conventions" - "очеловечивание Конвенций", которая включала в себя три главных направления: . Пересмотр Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., который и был осуществлен в августе 1995 г. . Введение Международного кодекса по управлению безопасностью. . Введение процедур государственного портового контроля на основе Правила XI/4 "СОЛАС-74" и связанной с ним Резолюции А.787 (19) - Процедуры государственного портового контроля. Превышение порога восприимчивости и переработки информации неминуемо приведут к неправильным решениям и, как следствие, аварийной ситуации, поэтому целью рассмотрения вопросов человеческого фактора должна явиться выработка предупредительных мер, способствующих снижению в максимально возможной степени вероятности человеческой ошибки. Возможные причины человеческих ошибок, приводящих к возникновению аварийных ситуаций, сводятся к следующему: плохая организация управления, фактор усталости, недостаточная подготовка экипажа, недостаточное число членов экипажа, многонациональный экипаж, плохое знание языка общения, индивидуальные факторы. Наиболее эффективным путем решения проблемы человеческого фактора в морской аварийности является путь последовательной унификации в международном плане правил безопасности, квалификационных и технических стандартов, языка общения, технологии судовождения, правил перевозки грузов, инструкций мореплавателям по использованию технических средств, правил ведения судовых навигационных и машинных журналов, руководств по расследованию, классификации и учету морских аварий и других элементов деятельности человека на море. Таким образом, безопасность мореплавания нельзя сводить только к предотвращению аварий путем совершенствования конструкций судов и методов судовождения, особую роль играет человеческий фактор, а именно профессионализм людей, работающих на суднах. Заключение В ходе настоящего исследования я пришла к следующим выводам. Международная морская организация (ИМО) - это международная межправительственная организация, которая является специализированным учреждением ООН и служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской. Главная цель ИМО это обеспечение эффективности, безопасности судоходства, предотвращение загрязнения моря с судов и борьбы с ним (статья 1 Конвенции об ИМО). Образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве, в связи с появлением новых технологий в мореплавании. Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету более 40 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним. По состоянию на 19 ноября 2011 года, в ИМО состоят 170 государств-членов и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао). Международная морская организация состоит из Ассамблеи, Совета и пяти основных комитетов: Комитета по безопасности на море; Комитета по защите морской среды; Юридического комитета; Комитета по техническому сотрудничеству и Комитета по упрощению формальностей судоходства, а также из ряда подкомитетов, Секретариата, Главного секретаря. Ассамблея - главный административный совет ИМО, состоит из всех членов организации (государств). Ассамблея избирает Совет, который является исполнительным органом ИМО. Комитеты - это вспомогательные органы, которые рассматривают вопросы, входящие в их компетенцию. В связи с ростом пиратства, международная морская организация приняла ряд мер по предотвращению и предупреждению нападения пиратов. Разработаны рекомендации по применению охраны на судах. Деятельность ИМО затронула и предупреждение аварий на море и загрязнения с судов. Кроме того, деятельность международной морской организации в противодействии нелегальной миграции ознаменовалась выпуском ряда рекомендаций, имеющих большое практическое знание в борьбе с безбилетными пассажирами. Роль ИМО очень велика, т.к. безопасность мореплавания нельзя сводить только к предотвращению аварий путем совершенствования конструкций судов и методов судовождения. Эта проблема является многоаспектной и требует комплексного подхода, включающего принятие на международном уровне правовых, технических, организационных, экономических и социальных мер, направленных на обеспечение безопасности мореплавания, и применение всех этих мер в совокупности. Список используемых источников Нормативно-правовые акты и другие официальные источники: 1. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), принят Резолюцией А.741 (18), Международной морской организацией от 4 ноября 1993 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". 2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, заключена в г. Монтего Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Конвенция о Международной морской организации (Вместе с Резолюцией A.724 (17) Поправки к Конвенции о Международной морской организации (легализация Комитета по упрощению формальностей), Резолюцией A.735 (18) Поправки к Конвенции о Международной морской организации) (Конвенция заключена в г. Женеве 06.03.1948) (с изм. и доп. от 10.11.1984) (Резолюция A.724 (17) принята 07.11.1991) (Резолюция A.735 (18) принята 04.11.1993 [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней) [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Резолюция А.545 (13) Меры по предотвращению актов пиратства и вооруженного разбоя на море, принята 1983 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Резолюция А.979 (24) Пиратство и вооруженный разбой против судов в водах побережья Сомали, 2005 г [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". Специальная литература: 8. Бразовская Я.Е., Скаридов А.С. Упрощение процедуры очистки судов и грузов в морских портах и интересы реализации Энергетической стратегии РФ [Электронный ресурс] / Я.Е. Бразовская, А.С. Скаридов // Международное публичное и частное право. 2007. № 1. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". 9. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов. М: Статут, 2010.543 с. . Гуреева С.А. Международное морское право: учебное пособие. М: Юридическая литература, 2003.620 с. . Зимовец А.В. Международные транспортные операции. Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008.216 с. . Золотова О.А. Влияет ли право на изменение климата? / О.А. Золотова // Журнал российского права. 2010. № 6. С.119 - 124. . Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. / Г. Г Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009.436 с. . Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С.522. . Мамонова А.С. Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания [Электронный ресурс] / А.С. Мамонова // Транспортное право. 2007. № 1. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Песков Ю.А. Системы управления безопасностью в международном судоходстве: Учеб. пос. / Ю. А Песков. - 2-е изд., перераб. и доп. Новороссийск: НГМА, 2001.690 с. . Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). М.: Росконсульт, 2001. С.72 - 73. . Ромашев Ю.С., Шарафутдинова Д.К. Учет особенностей международно-правового режима морских пространств в борьбе с нелегальной миграцией [Электронный ресурс] / Ю.С. Ромашев, Д.К. Шарафутдинова // Миграционное право. 2007. № 4. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Смирнова Е.С. Перспективы решения проблем, связанных с морским пиратством в XXI веке [Электронный ресурс] / Е.С. Смирнова // Международное право и международные организации. 2012. № 2. Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс". . Управление безопасностью торгового мореплавания: Информационное пособие для капитанов судов и судовладельцев в связи с принятием Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. СПб., 1994.191 с. Электронные ресурсы: 21. Официальный веб-сайт Международной морской организации (ИМО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.imo.org //. - Загл <http://www.imo.org//.%20-%20Загл>. с экрана. . Сайт ООН о Международной морской организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.un.org //. - Загл. с экрана. . Сайт Министерства транспорта РФ о международной морской организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.mintrans.ru //. - Загл. с экрана. . А.И. Фролов, постоянный представитель РФ при Международной морской организации (ИМО) [Электронный ресурс]. http://imorus.rusemb.org. uk <http://imorus.rusemb.org.uk> //. - Загл. с экрана. Скачать архив (18.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |