Главная » Экономика |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы курсовой работы. На рубеже XX - XXI веков в мировом сообществе произошли глубокие изменения, с помощью которых существенно обновляется вся система международных отношений. Сегодня перед международным сообществом стоит много проблем. В условиях глобализации, под влиянием которой происходит изменение всех сторон жизни человеческого общества, появляются новые экономические возможности для развития новых стран и народов. Одновременно происходит и усиление процесса региональной интеграции. Осознание мировым сообществом необходимости поиска решений проблем по вопросам как международной безопасности и терроризма, так и социального характера, привлекают внимание всех стран мира. Поэтому стала очевидной необходимость повышения эффективности, значимости, совершенствования и реформирования всех международных организаций. Развитие международных организаций происходит, прежде всего, под влиянием закономерностей развития современного общества. В свою очередь, закономерности общественного развития сами требуют появления международных организаций. Так, интернационализация хозяйственной, научной и культурной жизни, результатом которой является интенсификация международных экономических, научно-технических и культурных связей, неизбежно приводит к появлению и бурному развитию института международной организации. На сегодняшний день почти все области международной жизни охвачены деятельностью международных организаций. Они являются основным средством общения и сотрудничества между государствами в самых различных областях. Международные организации как самостоятельные субъекты международного права играют важнейшую роль в международной политике и существенным образом влияют на правовую позицию как своих государств-членов, так и третьих государств. В свою очередь, государства стремятся сохранить и даже укрепить контроль за функционированием организаций, членами которых они являются, что требует более четкого разграничения компетенции между самими государствами и международными организациями, а также между различными органами международных организаций. Такое стремление проявляется в постоянных призывах к реформированию внутриорганизационных механизмов международных организаций с целью достижения наибольшей оперативности, гибкости и эффективности их деятельности. Объектом исследования является компетенция международных организаций как отрасли международного права. Предметом исследования в курсовой работе выступает история развития, понятие, признаки, функции, типология, порядок создания и прекращения деятельности международных организаций. Цель исследования состоит в том, чтобы показать значимость компетенций международных организаций как средства взаимодействия различных стран и народов. Задачи исследования определяется целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и развития компетенций международных организаций, а также оценке их места в системе международных отношений. Основными методами исследования в курсовой работе являются: формально-юридический и конкретно-социологический методы. Формально-юридический метод применяется при определении юридических понятий, их признаков, толкование содержания правовых норм, касающихся международных организаций. С помощью конкретно-социологического метода получены данные о количестве международных организаций в разные периоды их развития. Глава I. Понятие и классификация компетенции международных организаций .1 Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций Международный организационно-правовой (институционный) механизм реализации международного права включает: государства, организации и органы (комитеты, комиссии, судебные органы). Они осуществляют свою деятельность посредством переговоров, консультаций, встреч, конференций, рассмотрения вопросов в согласительных комиссиях, судебного разбирательства. В своей основе они представляют собой совокупность средств мирного разрешения споров (в том числе возникающих в процессе реализации). Функционирование любой международной организации может быть эффективным при условии наличия у нее определенных элементов, получивших название организационно-правового механизма. . Организационная структура международной организации: высшие, исполнительные, административные органы, комитеты и комиссии по специальным вопросам, которые действуют на постоянной или временной основе. . Компетенция международной организации: деятельность организации носит правомерный характер, если она осуществляется в соответствии с ее компетенцией, которая проявляется в компетенции ее органов. . Процедура принятия решений: совершенствуется по мере развития международных организаций и проходит следующие стадии: единогласие; большинство голосов; взвешенное голосование; консенсус; принятие в “пакете”. . Бюджет международной организации: формируется за счет взносов государств исходя из собственных правил организации. Государства вносят свои взносы: А) регулярный бюджет - финансирование всей административной деятельности организации; Б) добровольные фонды - финансирование отдельных видов деятельности организации, ее оперативных программ. . Правовое положение международной организации: в стране пребывания определяется Уставом организации, ее соглашением с принимающей страной, многосторонними МД, законодательства государства пребывания. Непосредственная оперативная деятельность международных межправительственных организаций занимает особое место в процессе реализации норм международного права. Международные организации создаются для координации сотрудничества государств в определенной сфере и по возможности оказывают необходимую помощь государствам в реализации договоров в той же сфере сотрудничества. Государства содействуют в достижении международными организациями их уставных целей. Так, согласно Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., государства-участники могут обращаться за содействием к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры относительно информации, консультаций и услуг экспертов и добрых услуг, а Организация по своей инициативе может проводить исследования по вопросам незаконного перемещения культурных ценностей, делать государствам предложения по выполнению Конвенции. Также, если возникнут разногласия относительно ее применения, ЮНЕСКО может предложить добрые услуги для достижения соглашения между государствами. Таким образом, под организационно-правовым механизмом деятельности международных организаций понимается система мероприятий, обеспечивающая правовое пространство по реализации ими международного права, его положений и подзаконных актов. 1.2 Виды компетенций и функции международных организаций Компетенция международных организаций - круг полномочий, которые относятся к ведению данной организации. Компетенция не является универсальной по своему характеру, ее можно классифицировать. Выделяют следующие виды компетенции международных организаций: 1) предметная, 2) юрисдикционная, 3) имманентная, 4) подразумеваемая. Предметная компетенция - круг полномочий (вопросов), которые подлежат ведению международной организации и ее органов, зафиксированных в ее Уставе. Под юрисдикционной компетенцией понимается юридическая сила решений, принимаемых организацией в соответствии с ее предметной компетенцией. Международные организации обладают различной юрисдикционной компетенцией. Западная доктрина международного права различает и такой вид компетенции международных организаций как имманентная - та компетенция, которая не зафиксирована в Уставе международной организации, но присуща ей исходя из целей и природы организации. Так, по мнению норвежского ученого Сайерстеда, если действия предпринимаются международной организацией для реализации ее целей, они не считаются выходящими за пределы ее компетенции, независимо от того, закреплены ли они в Уставе организации. Подразумеваемая компетенция также не закреплена в Уставе международной организации, но присуща ей исходя из толкования Устава. Этот вид компетенции широко применяется. Например, она явилась основанием для признания правосубъектности международной организации. Следует отметить, что термин «компетенция» используется двояко: для обозначения юридических актов, которые организация может совершать, и для определения области (сферы), в которой международная организация может функционировать. В последнем случае определение области функционирования международной организации произошло в Консультативном заключении Международного суда ООН 1996 г. В частности, в Консультативном заключении указывалось следующее: «Суду едва ли следует указывать, что международные организации являются субъектами международного права, которые, в отличие от государств, не обладают общей (сферой) компетенции». Полномочия, права и обязанности международных организаций основываются на учредительных договорах. Если компетенция четко определена в учредительном договоре, то у международных организаций, как правило, не возникает проблем с ее реализацией. Однако существует целый круг полномочий, которые не выражены явно, но которыми международная организация обладает по умолчанию. В связи с этим можно заметить, что международная организация действует не только в качестве актора международных отношений, но и в частно-правовом порядке. И здесь организация, обладая правосубъектностью, вправе участвовать в судебных процессах в качестве истца или ответчика, совершать сделки, приобретать собственность и.т.д. Кроме того, международная организация вправе иметь соответствующие иммунитеты и привилегии. Таким образом, можно ставить вопрос о правосубъектности международных организаций не только в международно-правовом смысле, но и согласно внутреннему законодательству государств. В настоящее время не существует норм, которые бы опровергали презумпцию, что международные организации, обладая правоспособностью и дееспособностью, не могли рассматриваться в качестве юридических лиц согласно законодательству государств различных правовых систем. Учредительные договоры международных организаций, по мнению некоторых исследователей, говорят скорее в пользу такой презумпции, нежели об ее отсутствии. Статья 104 Устава ООН содержит следующее: «Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Из этого следует, что полномочия международных организаций согласно внутригосударственному законодательству ограничены ее функциями и полномочиями в соответствии с учредительными договорами и могут не подходить для международных организаций. Также, рассматривая международные организации с международно-правовой точки зрения, можно увидеть следующие способы выражения их полномочий: подразумеваемые и выраженные в учредительных договорах. Таким образом, надлежащее толкование учредительных договоров, конституций международных организаций представляется особенно важным. Из этого следует, что международные организации устанавливают исключительную юрисдикцию над своими органами; обладают правоспособностью на заключение международных договоров и соглашений; осуществляют юрисдикцию над событиями, происходящими в помещениях, принадлежащих международной организации; полномочны реализовывать функции, определенные в учредительных договорах и решать вопросы, связанные с их персоналом; обладают правотворческими функциями (jus legationis); полномочны проводить и участвовать в международных конференциях; вправе участвовать в качестве членов других международных организаций; являются субъектами юридической ответственности; вправе участвовать в качестве истцов и ответчиков в национальных судах. Все эти права и обязанности входят в понятие компетенции международных организаций. Однако следует отметить, что могут быть и другие полномочия, которые не выражены в учредительных документах международных организаций. Наряду с этим учредительный договор, конституция международной организации могут также содержать положения, определяющие действия организации ultra vires, т.е. выходящие за пределы полномочий. Следовательно, осуществление некоторых функций международной организацией может не допускаться этими документами. Представляется, что это умозаключение наилучшим образом иллюстрируется правоспособностью международных организаций на заключение международных договоров и соглашений. Как было сказано выше, Международный суд в Консультативном заключении 1949 г. подтвердил компетенцию ООН на заключение международных договоров. В целом полномочия организации зависят от учредительного договора, конституции, однако в некоторых случаях они явно не выражены, так как подразумевается, что организация реализует также и полномочия, которые подразумеваются и в то же время необходимы для осуществления функций международной организации. Следовательно, эта презумпция о подразумеваемых полномочиях международных организаций как субъектов международного права является действующей, пока не будет доказано обратное. Под функциями международной организации понимаются основные направления деятельности, которые направлены на реализацию ее компетенции. Международные организации в самом обобщенном виде выполняют следующие функции: ) информационную, под которой понимается издательская деятельность международной организации; ) регулирующую, отражающую участие международной организации в нормотворчестве - организации могут заключать международные соглашения от своего имен. Весьма существенны функции легитимации и делегитимации. Первая состоит в подтверждении значения нормы, что усиливает ее эффективность. Вторая - в отказе от нормы, не отвечающей требованиям жизни. Достаточно указать на резолюции ООН, осуществившие делегитимацию целого комплекса обычных и договорных норм, лежавших в основе колониальной системы. Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм международного права и актов организации в соответствующей области. Особенно развита эта система в области прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года обязывает участников представлять отчеты о выполнении ими положений Пакта Комитету по правам человека. Оперативные функции заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира. 1.3 Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций Особая роль в решении общемировых проблем принадлежит международным организациям. Их история насчитывает не одну сотню лет. Но подлинный прорыв в этой сфере международных отношений произошел после Второй мировой войны, когда родились ООН и ее специализированные учреждения. Только в сфере международных экономических отношений было создано в послевоенные годы несколько десятков межправительственных организаций. В их числе такие известные и влиятельные, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ, подписано в 1947 г. - ныне Всемирная торговая организация, ВТО), внесшее крупный вклад в либерализацию международной торговли товарами и услугами; учрежденный в 1944 г. Международный валютный фонд - организация, сформировавшая механизм регулирования международных валютных отношений, платежных балансов, внешней задолженности государств, и многие другие. -е годы XX века были отмечены новой волной в создании народных экономических организаций. По инициативе развивающихся государств, поддержанной бывшими социалистическими странами, возникло более десятка различных международных структур, главным образом под эгидой ООН. Среди них - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и ряд других. Их главная миссия - содействие экономическому развитию государств развивающегося мира, предоставление им со стороны стран Запада технической, финансовой и иной помощи в целях устранения наиболее заметных очагов голода, нищеты, болезней, ликвидации неграмотности, уменьшения безработицы. Что же касается непосредственно проблем окружающей среды, природных ресурсов, демографии, то вплоть до начала 1970-х годов в мире практически не было международной организации, которая непосредственно занималась этими проблемами. И только в 1972 г. в Стокгольме была созвана первая в истории международная конференция ООН по окружающей среде, на которой была принята Декларация, содержащая 26 принципов и 120 рекомендаций правительствам по актуальным вопросам экологической политики. Одновременно решением Генеральной Ассамблеи ООН была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - специализированная международная организация. Ассамблея предоставила ЮНЕП широкие полномочия, для реализации которых были созданы Совет управляющих в составе 58 государств-членов, Межучрежденческий совет ООН по координации деятельности в области окружающей среды и добровольный фонд в 100 млн. долл. на первые пять лет. Главная задача ЮНЕП заключалась в руководстве программами и проектами и обеспечении согласованной деятельности международных организаций как в системе ООН, так и вне ее, направленной на восстановление и охрану природной среды. За годы своего существования ЮНЕП превратилась в авторитетную организацию, внесшую крупный вклад в развитие международного экологического сотрудничества. Она сумела привлечь внимание правительств к таким острым проблемам, как загрязнение воздуха и воды, обезлесение, наступление пустынь, нарушение озонового слоя Земли, режим региональных морей. Ей принадлежит ведущая роль в разработке ряда глобальных региональных стратегий и программ. ЮНЕП выступила координатором и главным спонсором экологических программ и проектов, выполняемых продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), организацией ООН по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО), Международной организацией труда (МОТ), Организацией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и рядом других. В решении общемировых проблем все более активное участие принимают региональные и субрегиональные организации и прежде всего Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), а также Организация Северных стран, Совет государств Балтийского моря, Дунайская комиссия и многие другие. В последние годы государства - участники этих организаций осуществили целую серию совместных акций по восстановлению и охране окружающей среды, консервации и развитию ресурсов, сертификации продукции и введению единых экологических стандартов и т.п. Экологические и демографические проблемы все чаще становятся предметом обсуждения и выработки согласованных действий в рамках региональных организаций развивающихся стран - Ассоциации государств стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР) и др. По состоянию на 28 февраля 2014 года на официальном сайте ООН приведены следующие данные операций ООН по поддержанию мира: Операции по поддержанию мира с 1948 года - 68; Текущие операции по поддержанию мира - 15; Текущие операции и политические миссии, которые управляются и поддерживаются Департаментом операций по поддержанию мира - 16 (помимо миротворческих операций Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) осуществляет руководство одной специальной политической миссией - миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА). В связи с учреждением 25 апреля 2013 года Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА) в настоящий момент развернуты 15 миротворческих операций и одна специальная политическая миссия в Афганистане. Глобальные проблемы и выработка конкретных мер по их решению заняли одно из центральных мест на ежегодных встречах на высшем уровне «восьмерки» ведущих стран мира. В своих обращениях к мировому сообществу участники таких встреч делают акцент на наиболее острых проблемах, требующих безотлагательных действии национальных правительств, международных организаций, мировой общественности. ВЫВОД Сущность происходящего в международной организации процесса та же, что и в любом представительном политическом органе. Она состоит в выявлении интересов членов, в их согласовании, в выработке на этой основе общей позиции, общей воли, в определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Специфика определяется тем, что членами организации являются суверенные государства. Это обусловливает специфику функций и механизма их реализации. компетенция международный организация деятельность Глава II. Юрисдикционная компетенция международных организаций .1 Юридическая природа международных организаций Международная организация - это объединение не менее трех государств, создаваемое на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом. Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. Признаки международной организации: ) участие суверенных государств; ) договорная основа - заключается в том, что учредительным актом (уставом) международной организации является многосторонний международный договор, который не только устанавливает права и обязанности участников, но и создает международную организацию; ) наличие определенных целей, - так как именно цели характеризуют ее правомерность, компетенцию и в целом характер ее внутриорганизационного механизма; ) международная право субъективность организации, которая проявляется в международных и обязанностях и способности приобретать таковые через свои действия; ) система постоянно действующих органов; ) учреждение в соответствии с международным правом: означает правомерный характер международной организации и соответствие Устава и деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права. Международные организации - явление историческое и динамично развивающееся. Прообразом современных международных организаций были древнегреческие союзы городов и общин, средневековые экономические и таможенные объединения (например, оформившийся в ХVI веке Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния раздробленности всю Северную Германию). Заметное повышение активности международных организаций произошло в XIX веке в связи с наличием значительного числа суверенных государств; интенсификацией контактов между ними; обеспокоенностью проблемами, возникающими в результате этих контактов; осознанием необходимости создания международных институтов для систематическое регулирования отношений между государствами. Первыми международными организациями в современном понимании были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный Красный Крест, появившийся в 1860-х годах, и др. С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций на мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй половины 40-х годов до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти двадцать тысяч разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно две тысячи имеют статус наблюдателя при ООН. Основными причинами стремительного увеличения количества межправительственных и неправительственных международных организаций были: тяга народов к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне; осознание опасности эскалации международных конфликтов и необходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования; потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем; стремление государств, которые обрели независимость после распада колониальной системы, к усилению своего влияния на мировую политику. Вместе с тем, окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда организаций бывшего социалистического содружества - Организации Варшавского Договора, Совета Экономической Взаимопомощи и др. 2.2 Классификация международных организаций В современных международных отношениях действуют около четырех тысяч международных организаций, являющихся одной из организационно-правовых форм сотрудничества государств и охватывающих практически все его аспекты. Международные организации идентифицируют на основе трех базовых критериев - характера членства, географического измерения и сферы функционирования. Наиболее фундаментальный критерий классификации международных организаций - характер членства. Классификация по кругу участников: · универсальные (то есть для всех государств; например - ООН) · региональные (членами которых могут быть государства одного региона; например - Организация африканского единства, Организация американских государств) · межрегиональные Классификация по характеру полномочий: · межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства · надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. Классификация по выполняемым функциям: · нормотворческие · консультативные · посреднические · операционные · информационные Классификация по порядку приёма новых членов: · открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) · закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей) Классификация по компетенции (сфере деятельности) · общей компетенции (например - ООН) · специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; например - Всемирный почтовый союз) Международные параорганизации (клубы) Например - "Большая восьмерка") Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы. Основные фазы деятельности организации непосредственно связаны с ее функциями: ) регулирующая - принятие решений, определяющих цели, принципы и правила поведения государств-членов; ) контрольная - осуществление контроля за соответствием поведения государств принимаемым решениям, принципам и нормам международного права; ) оперативная - достижение поставленных задач собственными средствами организации 2.3 Порядок создания и прекращения деятельности международных организаций Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации. Согласованное волеизъявление государств, касающееся создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре, а также в решении уже существующей международной организации. Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС). Дата его вступления в силу считается датой создания организации. Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такой является практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ. Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность данного органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня. Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации. Прекращение существования организации происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 года на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства-участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968 году, ГДР в 1990 году в связи с объединением Германии) - подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года и Протокол о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года - Протокол о роспуске. ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года Протокол вступил в силу 18 февраля 1993 года. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при создании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО. Таким образом, международные организации создаются согласно установленной процедуре, включающей в себя 3 этапа, а ликвидируются путем подписания протокола о роспуске. Вывод Юрисдикционная компетенция международных организаций является базой современных международных отношений и подчеркивает все более возрастающую роль международных организаций как одного из способов регулирования и развития отношений между государствами. Международные организации стали постоянным и весьма важным явлением в международной жизни. Этим организациям принадлежит важная роль в процессе создания и контроля за соблюдением государствами норм международного права. И в будущем эта роль будет возрастать. На сегодняшний день международные организации являются основным средством общения и сотрудничества в самых различных областях человеческой деятельности. Глава III. Предметная компетенция международных организаций .1 Органы международной организации Орган международной организации - это составная ее часть, структурное звено, создаваемый на основании учредительного или иных актов международной организации, который наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладающий внутренней структурой и имеющий определенный состав. Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств-членов международной организации, выраженного в соответствующей форме. Органы международной организации можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда). Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств. При этом не обязательно, чтобы представители были дипломатами. В ряде организаций требуется, чтобы им был соответствующий специалист (лицо, имеющее медицинское образование, для Всемирной организации здравоохранения или специалист в области культуры для ЮНЕСКО). Межпарламентские органы характерны для региональных организаций. Их участники либо непосредственно избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская ассамблея Совета Европы). В большинстве случаев парламентские органы ограничиваются принятием рекомендаций. Административные органы являются важным структурным звеном во всех международных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе. Довольно существенную роль в деятельности международных организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов). По количеству членов можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган определяет политику организации. В деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (МОТ). Для органов с ограниченным членством главное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов, равного представительства групп государств с несовпадающими интересами, наибольшего финансового вклада; политического представительства. При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. В Международной морской организации Ассамблея избирает членов Совета на основе принципа специфических интересов с учетом групп стран, в наибольшей степени заинтересованных в международных морских перевозках и в международной морской торговле. На основе принципа паритетного представительства государств с несовпадающими интересами формировался Совет по Опеке ООН. В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Так выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства. 3.2 Принятие решений международными организациями Решение международной организации - это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Акты или итоговые документы международных организаций могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу. С точки зрения процесса нормотворчества они подразделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100). Принимаемые международными организациями заключительные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником международного права. Например, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ). Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Международной организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они могут сопровождать открываемый для подписания международный договор, который по вступлении его в силу явится полноценным Особое внимание обращают на себя решения Международного суда ООН. Он является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм международного права. Решения Международного суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил внутри него. Он начинается с проявления инициативы, исходящей от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств. Широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком большое количество стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход. Следующий этап формирования решения - внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты - менее чем за 30 дней или во время очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении в повестку дня, либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные органы подготавливают повестку дня пленарных органов. После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу, и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники. Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание. Важное место в процессе формирования решений международных организаций занимает этап обсуждения. Будь то в главных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции. Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений число голосов, предоставляемых государствам, разнится в зависимости от принятых в организации критериев. Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу. В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В XIX веке решения в международных организациях в большинстве случаев принимались на основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показала такого метода принятия решений, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству. Принцип относительного единогласия требует положительного голосования членов органа без учета отсутствующих или воздерживающихся от голосования членов. Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присутствующих и голосующих «за» или «против». В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов. В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств - членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом. Одной из особенностей современных международных организаций, их отличие от государственных военных союзов (имевших место в средние ХХ века) является уважение равенства и суверенитета государств-участников. Этот принцип реализуется через договорную основу международных организаций, добровольность и межгосударственный характер членства. Это также находит свое выражение в рекомендательном статусе решений. В основе правовой природы международных организаций лежит соотношение общих целей и интересов государств, которое отражается в учредительном акте. Учредительный (или основополагающий) акт - это международный договор, фиксирующий статус, структуру и миссию организации. Он может иметь различные названия: устав, хартия, конституция, статут, конвенция, пакт. Разная терминология применяется и в отношении названия самих организаций. Это может быть федерация, конфедерация, ассоциация, союз, альянс, лига, содружество, сообщество. Различие названий не влияет на статус. Некоторые организации, не обладающие основополагающим актом, по мере развития постепенно кодифицировали рамки своей деятельности и структуру институциональной базы, создав, таким образом, основу для функционирования международной организации. Таким примером служит ОБСЕ. Возникновение данной организации сопровождалось не подписанием учредительного акта, а развитием ряда международных инициатив. Основополагающий акт международной организации выражает общие взгляды множества государств, которые желают действовать совместно для достижения определенных целей. В теории международных отношений принято считать, что эти межправительственные соглашения должны связывать как минимум три государства, и поэтому структуры, созданные на основе двусторонних соглашений, как международные организации не рассматриваются. Устав организации закрепляет ее полномочия, но не всегда может это сделать с достаточной полнотой. Для этого появилась концепция «подразумеваемых полномочий (implied powers)», под которыми понимаются дополнительные полномочия, необходимые для достижения установленных уставом целей организации. Правовой основой организации являются «правила организации». В статье 2 Венской конвенции о праве договоров с участием организаций 1986 года говорится, что «они включают учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации». Учредительные акты являются договорами, но договорами особого рода. В них указывается особый порядок участия и прекращения страны в организации. Стать членом можно только в результате процедуры приема. По решению организации членство может быть приостановлено. Международные организации не являются субъектами международного права в полном смысле слова, хотя и бывают носителями некоторых международных прав и обязанностей. Обычно это называют вторичной правосубъектностью. В настоящее время в науке широко признается положение, что государства, создавая организацию, образуют новый субъект международного права и наделяют его определенной право- и дееспособностью, а значит объем правосубъектности организаций значительно ниже государственной, которая носит целевой и функциональный характер. Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется зафиксированной в учредительном акте компетенцией. С точки зрения международного права, компетенция международной организации - это объект или сфера ее предметной деятельности. В большинстве западных теорий международного права распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейдерстед) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист В. Боуэт) исходят из того, что любая международная организация может предпринять действия, необходимые для достижения целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений либо в силу имманентных, внутренне присущих международным организациям свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации. Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международных организаций из ее целей и задач, что противоречит договорной природе современных международных организаций. Международные организации обладают договорной правоспособностью. Как устанавливает статья 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, «правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации». Такие договоры могут касаться как статуса международной организации (например, договор об открытии представительства), так и исполнения своей миссии. К праву заключать договоры можно отнести право на пассивные миссии - создание постоянных миссий организации в странах-участницах, а также право на активные миссии, которое позволяет международным организациям иметь представительства в странах-участницах или других организациях. 3.3 Юридический статус международных организаций Юридический статус международных организаций имеет двойственный характер. Внутреннее право, осуществляемое на территории договаривающихся государств, позволяет действовать на основе различных контрактов или быть субъектом разбирательств в суде. Юридический статус предусматривается основополагающим актом организации. Статья 104 Устава ООН уточняет: «Организация пользуется на территории каждого из ее членов юридической способностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей». Международный юридический статус, в отличие от статуса государств, обладающего полнотой компетенции, обусловливается целями, компетенциями и полномочиями, данными международной организации и указанными в основополагающем акте. Международные организации обладают правом участвовать в дипломатических сношениях. Их представители пользуются в полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые гарантированы в Конвенции о привилегиях и иммунитете специальных учреждений от 21 ноября 1947 г.: «Специальные учреждения, в том числе и имущество, пользуются иммунитетом данной юрисдикции, их здания не могут быть объектом посягательства, их имущество не может быть объектом обыска или конфискации или любой другой формы исполнительного принуждения: административного, юридического либо законодательного». Запрещено проверять их официальную переписку, отправку или доставку почты в запечатанных чемоданах, в дипломатических чемоданах, задержание и арест багажа. Международные служащие пользуются относительным иммунитетом и привилегиями, в частности иммунитетом юрисдикции, гарантирующим свободу мнения и полную независимость в выполнении их функций. Персонал набирается на контрактной основе из международных должностных лиц, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени, и в ее интересах. Финансовая независимость - еще одно следствие юридического статуса международных организаций, бюджет которых пополняется из трех источников. Во-первых, это деятельность самой организации. Во-вторых, это периодические взносы государств-участников, которые определяются установленной шкалой. В-третьих, это полное использование собственных ресурсов стран-учредительниц международной организации. Международные организации живут по законам страны, где осуществляют свою деятельность. В статье 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что эта организация имеет все права юридического лица: заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела. Вывод Международные организации, представляя собой стабильные структуры международных отношений, являются инструментом политического регулирования международной жизни, способствуют кодификации международных отношений. Международные организации тесно интегрированы в процесс создания международного права. Не будучи его полноценными субъектами, они представляют собой процедуру реализации права, механизм выработки и корректировки правовых норм. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эффективность международного сотрудничества в решении проблем XXI века во многом будет зависеть от общего состояния международной обстановки и международных отношений в целом. Прекращение холодной войны и переход государств от вражды и противостояния к взаимодействию и сотрудничеству открыли перед мировым сообществом принципиально новые возможности для устранения и предупреждения возникающих угроз. Однако на этом пути остается немало трудностей. В разных частях планеты продолжают вспыхивать очаги локальных и региональных конфликтов. Сохраняются территориальные споры, перерастающие в вооруженные столкновения. Остается опасность гражданских войн и насилия. Политическая нестабильность в мире мешает выработке консенсуса между правительствами относительно выбора путей решения глобальных проблем. В то же время такие явления, как быстрый рост населения, возникновение экологически опасных зон и зараженных районов, сокращение ресурсов, увеличение безработицы, нищеты, распространение болезней, международного терроризма, могут вызывать рост социальной напряженности, способный подорвать политическую стабильность в обществе, в отношениях между государствами. Таким образом, на рубеже XXI века общемировые проблемы и проблемы международной стабильности оказались тесно взаимосвязанными. Мировое сообщество стоит перед необходимостью надежного обеспечения международной безопасности, и не только политической и военной, но и экологической, экономической, социальной. Именно в реализации этой исторической миссии заключается главный ответ на глобальные вызовы человечеству. Комплексное исследование проблемы компетенций международных организаций позволяет правильно разрешать возникающие при функционировании международных организаций вопросы определения объема компетенции конкретной международной организации, наличия у нее договорной компетенции, вопросы возможностей и границ обладания подразумеваемой компетенцией в отдельных сферах деятельности и целый ряд других вопросов, связанных с компетенцией организаций. Список использованных источников 1. Ашавский, Б.М. Межправительственные конференции: международно- правовые вопросы / Б.М. Ашавский. - М., 1980. . Батырь В.А. Международное гуманитарное право. Учебник для ВУЗов. М., 2010. . Зайцева, О.Г. Международные организации: принятие решений / О.Г. Зайцева. - М., 1989. . Капустин, А.Я. Международные организации в глобализующемся мире: монография / А.Я. Капустин. - М., 2010. . Кривчикова, Э.С. Основы теории права международных организаций / Э.С. Кривчикова. - М., 1979. . Кузнецова, Е.В. Международные неправительственные организации: правовые вопросы: учеб. пособие Е.В. Кузнецова. - Минск, 2008. . Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизационных народов. - М., 1996 . Международные организации: Справочное пособие/ В.Е. Улахович. - М.: АСТ; Мн.: Харвест; 2003 . Международные организации. Учебное пособие/ Под ред. И.П. Блищенко. - М., 1994. . Международные организации: Учебное пособие/ В.М. Мацель, В.П. Позняк, А.Н. Сычев. Академия управления при Президенте Республики Беларусь - Мн.: 2004 . Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и дораб. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.Кузнецов - М. Междунар. отношения. 1998. . Моравецкий, В. Функции международной организации В. Моравецкий. М., 1976. . Современные международные отношения. Под ред. Торкунова А.В. М.: РОССПЕН, 1999. . Шибаева, Е.А. Право международных организаций: вопросы теории / Е.А. Шибаева. - М., 1986. . Шибаева, Е.А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций Е.А. Шибаева, М. Поточный. - М., 1988. . Шреплер Х.-А. Международные организации. Справочник. - М., 1995. 20. Colin and Sincodo Les relations contractuelles des organizations internationals avec les personnes privees / Amerasinghe C. F. Principles of the Institutional Law of International Organizations. Cambridge University Press. Second Revised Edition. 2005. P.101 Скачать архив (25.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |