Главная » Экономика

Роль международных организаций в глобальном экономическом сотрудничестве

Введение

На сегодняшний день в мире существует множество организаций, имеющих различные цели и миссии, пытающихся улучшить окружающую нас обстановку и при этом остаться «в плюсе». Преследуемые две вышеназванные цели зачастую приводят к внутреннему конфликту, и не всегда получается привнести в общество что-нибудь новое, рациональное, при этом сделав это быстро и без особых затрат.

Всё вышесказанное касается и глобального экономического сотрудничества. Вследствие всемирной глобализации и интеграции в различные организации возникает всё больше вопросов и проблем, решить которые не так-то просто. С одной стороны, различные группы людей (с различными традициями, вероисповеданиями и т. д.) объединяются в организации с общей целью для решения насущных проблем и стараются найти наиболее эффективные решения, что уже похвально. С другой же стороны интеграция имеет и негативную роль: всё больше компаний, фирм, государств становятся зависимыми друг от друга. Это иногда может привести к краху системы, неспособности каждого члена союза держаться на уровне, требуемом в данной ситуации (яркий пример несостоятельности экономик Греции, Ирландии, Португалии и ряда других стран ЕС - тому подтверждение).

Вследствие этого, одну из важнейших ролей в налаживании отношений и сотрудничестве различных стран в экономическом аспекте играют международные организации, такие как ВТО, МВФ, ГУАМ, МБРР, АСЕАН и многие другие. Сегодня именно они отвечают за стабильность экономического положения на различных рынках (финансов, труда, недвижимости, ценных бумаг и т.д.) и разрабатывают новые концепции касательно будущего сотрудничества в различных сферах.

Моя цель - охарактеризовать роль данных организаций на мировой арене и привести конкретные примеры сотрудничества, показывая плюсы и минусы этих отношений. Анализ отдельных проблем поможет понять, какие проблемы стоят перед мировым сообществом сегодня, какими методами решить данные проблемы, чего добились международные организации и сообщества и какие перспективы открываются в ближайшем будущем перед ними и обществом в целом.

1. Международные экономические организации. Основные цели и задачи

Огромное количество организаций, занимающихся различного рода деятельностью, прямым или косвенным методом, но всё же участвует в экономической жизни всего мира. Причём, этими организациями могут быть не только образованные в сфере экономического сотрудничества, но и далекие от экономики объединения. Среди них можно назвать НАТО, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ОПЕК, многие транснациональные корпорации. Однако в данном эссе речь пойдёт о наиболее известных экономических организациях, чьи действия, влияют на совокупные показатели разных стран.

К ним относятся:

.   Международный валютный фонд (МВФ);

2.      Всемирная торговая организация (ВТО);

2. Международный валютный фонд (МВФ)

«Международный Валютный Фонд (МВФ) занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всём мире», - так характеризуется деятельность организации на их официальном сайте. На самом же деле выполнять данные установки оказалось не под силу даже всем вместе (в число МВФ входит 188 стран). Мировой финансовый кризис больно ударил по всем сферам экономической деятельности, и уже сегодня в отчётах организации мы узнаём о том, что пять лет спустя после начала кризиса финансовая система по-прежнему находится в неблагополучном состоянии. Ознакомимся с основными инструментами и рычагами управления МВФ и оценим их сильные и слабые стороны:

3. Финансовая помощь

Международный Валютный Фонд осуществляет свою основную цель по поддержанию экономического роста путём выдачи кредитов странам для покрытия дефицита платёжного баланса. Сегодня организация выдает кредиты беднейшим странам мира под нулевой процент вплоть до конца 2012 года.

Любая страна, являющаяся членом МВФ, имеет свои доли при перераспределении образовавшихся фондов. К примеру, если организация решает выдать кредит одной стране в валюте другой страны (скажем, в долларах), то резервная доля второй из них (в данном случае, США) растёт. Любой член МВФ также имеет право лишь на определённую сумму кредита, составляющую 125% от квоты этой страны (рассчитывается относительно резервных и кредитных долей). Интересен расчет квот участников: каждая представляет собой средневзвешенное значение ВВП (вес - 50%), открытости (30%), экономической изменчивости (15%) и международных резервов (5%).

Одним из основных минусов такой системы можно назвать неэффективность её работы. Мы видим, что любая страна-участница Международного Валютного Фонда на протяжении определённых периодов обязана вносить свою лепту в развитие фондов. Чистый отток денежных средств из страны не очень хорошо сказывается на экономическом состоянии, ухудшая ВВП (касается развитых стран). Данные деньги могли бы быть использованы в качестве государственных расходов, что по мультипликативному эффекту привело бы к росту ВВП, или же к наращиванию объёма инвестиций в различных проектах, что привело бы к такому же эффекту. Развитые государства с мошной экономикой отдают часть своих денежных средств в помощь другим странам, вкладываются, естественно, и страны со слабой или неразвитой экономикой. Однако их основная цель состоит во взятии кредитов, а не в их выдаче. С одной стороны можно смело утверждать о распределении средств между всеми участниками и постоянному стремлению к выравниванию положения как можно в большем количестве стран. Это будем считать как положительный фактор системы кредитования МВФ, однако есть и свои нюансы:

v исходя из определения Парето-эффективности, «ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других», т.е. кто-то всегда остаётся в убытке;

v  финансирование (иногда даже целевое) не всегда верно используется страной, принимающей деньги, т.е. денежные средства задействуют неверным путём и не в тех отраслях экономики, в которых они бы принесли максимальную отдачу. В результате этого они тратятся на краткосрочные цели и не приносят эффекта в будущем. В качестве примера можно привести выплату пособий по безработице. Если бóльшую часть заимствованных денег выплатить безработным, то это может вызвать апатию с их стороны в плане поиска работы, и деньги быстро растратятся, немного увеличив ВВП в результате действия мультипликатора. Другим примером может служить наращивание военной мощи;

v  распределение денежных средств не всегда происходит справедливым путём.

4. СДР

СДР (специальные права заимствования) представляют собой «искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным Валютным Фондом». Данный вид не является ни валютой, ни каким-либо долговым обязательством. Он обращается сугубо в рамках МВФ и выдаётся странам-участницам (не всем), в основном, с целью покрытия дефицита платёжного баланса, пополнения резервов. СДР рассчитывается на основе «корзины валют»: доллара США, евро, японской иены и британского фунта стерлингов. Каждая из валют имеет определённый вес, относительно которого определяется стоимость 1 СДР к этим валютам.

Одним из минусов этого вида кредитования можно считать его физическое отсутствие, т.е. неимение подтверждающих бумаг (банкноты, обязательства). В реальности создаются счета с потоками валют в разных направлениях, которые в будущем все меньше и меньше оправдывают себя. Страны могут использовать эти кредиты бездумно (как и в случае с прямым финансированием), ведь национальные интересы государств при достижении сальдо торгового баланса зачастую перевешивают международные. В результате межстрановое неравенство будет ощущаться ещё больше. В пример можно привести похожую «валюту», имевшую хождение в странах Западной Европы - ЭКЮ. Такая же система по перечислению денег по счетам привела к созданию новой валюты - евро. Сегодня Китай пытается пойти по тому же пути и предлагает создать новую денежную единицу вместо счетов СДР, которая конкурировала бы с долларом.

Ещё одним минусом является циркулирующий поток денег между МВФ и его участниками. Многие страны используют права заимствования для выплат по кредиторской задолженности Фонду. Фактически, деньги, выданные странам, возвращаются назад, и кредиты покрываются деньгами самого же МВФ.

5. Надзор

Ещё одной функцией Международного Валютного Фонда является надзор (на двусторонней основе, многосторонний). Основная цель данного инструмента - вести наблюдение за проводимой экономической, финансовой, налоговой политиками своих стран-участниц. Вследствие этого члены организации должны раскрывать все свои операции на внешнем рынке для контроля международным сообществом. Плюсом такой системы можно назвать прозрачность сделок, т.е. все государства обладают информацией о ведении переговоров, сделок других стран (не всегда). Естественно, что правительственные органы различных стран имеют свои «скелеты в шкафу» и зачастую пытаются скрыть стратегически важную информацию. Исходя из данного факта, можно сказать, что надзор МВФ не является удобоваримым средством для государств.

МВФ также консультирует участников организации по поводу проведения различного рода политик, даёт советы, основываясь на предыдущем опыте, роли конкретного государства в мировой экономике (например, программы оценки финансового сектора (ФСАП)). Это можно смело записать в актив Валютного Фонда, но с некоторыми оговорками. При консультации стран следует учесть все факторы, влияющие на данную ситуацию, спроектировать различные сценарии развития. Зачастую односторонность при рассмотрении проблемы, недочёт некоторых факторов могут привести к нехорошим (изредка плачевным) последствиям. Интеграция (в том числе и экономическая) привела к тому, что национальные экономики многих стран так переплетены друг с другом, что иногда трудно бывает найти не только решения проблем, но и место их зарождения. В связи с мировым финансовым кризисом МВФ усилил свой надзор в области финансовых сделок и переговоров, для более быстрого выхода из данной ситуации. И это нововведение можно интерпретировать двояко, учитывая всё вышесказанное. В итоге надзор должен быть осмысленным, всесторонним, не ущемлять права государств. Международный Валютный Фонд должен наиболее эффективно помогать странам-участницам союза, не закрывая глаза на проблемы одних и, наоборот, усиленно помогая другим.

экономический организация международный торговый

6. Общая критика

МВФ зачастую порицают за проамериканскую позицию при ведении переговоров и заключении контрактов. США на данный момент имеют 17% голосов в организации, чего достаточно для блокировки многих решений, невыгодных штатам.

Например, Мексика - родина одомашненной кукурузы - стала импортировать данный товар. Фермерские хозяйства перестали получать поддержку, по одному из условий выдачи кредита. После вступления в НАФТА этот процесс усилился, а американцы, не переставая субсидировать своих производителей кукурузы, стали экспортировать её в Мексику. Аналогичное условие отказа от субсидирования национальных хозяйств в Руанде привело к гражданской войне, в которой погибло около 1,5 миллиона человек.

Пример

Наглядным примером работы МВФ послужит небольшая таблица, показывающая, куда были направлены денежные средства (в млн СДР) за последние 2 года:

7. Всемирная торговая организация (ВТО)

Следующей рассматриваемой организацией, участвующей в распределении экономических благ и развитии торговли по всему миру, является Всемирная Торговая Организация (ВТО).

«Всемирная торговая организация - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов». Такое определение даёт информационный сайт «Википедия». ВТО является преемницей ГАТТ (Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле), отвечает за создание новых соглашений, следит за тем, чтобы все ратифицированные законы соблюдались участниками организации. На сегодняшний день в неё входят 157 объектов, среди них 153 страны, Тайвань, две зависимые территории и Евросоюз.

Основными задачами (согласно официальному сайту) ВТО являются:

8. Торговые переговоры

Соглашения ВТО, в основном, распространяются на товары, услуги, а также интеллектуальной собственность. Целью подписанию договоров является упрощение торговли между странами, снижение таможенных налогов и пошлин, расширение рынка услуг. Эти соглашения постоянно изменяются и подписываются заново. Среди плюсов можно выделить всемирную миграцию рабочей силы, факторов производства, различных ресурсов. Многие страны, обладая каким-либо фактором в избытке, смогут продать его в другие регионы. Однако многие договорённости в рамках ВТО имеют в своей основе соглашения, подписанные между двумя странами на взаимовыгодных условиях. Однако бывает так, что выгоды одних намного превышают выгоды других от таких сделок. Поэтому можно сказать, что ВТО в некоторой степени должна следить за честностью и открытостью соглашений, изредка вмешиваясь в договорённости, что может привести к конфликту. Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что Всемирная Торговая Организация обязана (также как и МВФ) способствовать распределению экономических благ и ресурсов по всему миру честно и открыто.

. Инструментарий и мониторинг

ВТО обязывает своих членов-участников придерживаться политики «прозрачной торговли», дабы не ущемлять интересы остальных стран. Различные комитеты в будущем подготавливают отчёты о выполнении данного условия. Насколько выполняются данные условия, мы можем судить сами: например, засилье китайского дешёвого низкокачественного товара на торговых рынках США и многих других стран.

Проводимая китайским правительством политика по продаже такого товара (вследствие фиксированного курса юаня) явно нарушает принципы первого и второго пунктов данного эссе. Это не означает, что политика «прозрачной торговли» полностью провальная, но не отвергает её минусов. Среди минусов также можно отметить торговлю оружием разного вида, наркотическими веществами, контрабанду и т.д. Со всем этим следует бороться незамедлительно, чтобы не усугубить положение. Мировой мониторинг ситуаций в данном случае имеет огромное значение.

10. Разрешение споров

Этот пункт, в отличие от предыдущих, несёт в себе больше положительной информации. Согласно нему, любая сторона торговых договоров, почувствовавшая, что её права в каком-то плане ущемлены, может обратиться к независимым экспертам ВТО для разрешения спорной ситуации. Существование такой опции само по себе уже является плюсом. Минусом можно считать неверное решение эксперта, защитившего не ту сторону, не до конца разрешившего спор. Для этого специалисту требуется знать всё о данном деле в мельчайших подробностях.

11. Способствование развитию торговли в развивающихся странах

Всемирная Торговая Организация понимает, что основным источником развития мировой торговли служат рынки труда, капитала, товаров и услуг развивающихся стран. Вследствие этого ежегодно формируются сотни программ, облегчающих (либо стимулирующих) торговлю данных государств с остальным миром. Среди плюсов данного пункта можно отметить развитие рынков труда, капитала. Возрастает миграция рабочей силы, свободный капитал одних стран может быть направлен в другие страны. Ещё одним плюсом является расширение рынка сбыта товаров, увеличение экспорта развивающихся стран в другие государства. Минусом такой политики может быть чрезмерная помощь одним во вред другим. Государство, получившее льготы, больше прав по сравнению с другими, может использовать эту ситуацию в свою пользу. Вследствие этого, в будущем мы получим неоднородность развития стран, кто-то поднимется выше других, кто-то, наоборот, не сможет конкурировать с остальными.

Мы считаем, что ВТО обязано выдавать данные льготы и права с умом, пристально следить за тем, как происходит реализация плана и делать выводы к концу определённого периода. Специалисты, работающие в данной сфере, составляют отчёты о проделанной работе, однако они должны делать это, зная все факты и имея все материалы об описываемом объекте, а также соблюдая честность (прозрачность).

12. Поддержка

ВТО создаёт проекты, следит за исполнением своих основных задач, но она не может делать этого в одиночку. Логично, что организация сотрудничает не только с отдельными корпорациями, но и с правительствами разных стран. Последние, в свою очередь, должны быть заинтересованы в данном сотрудничестве, т.к. благодаря проектам ВТО они смогут выйти на новый уровень, усилить экономическое положение как внутри страны, так и за её пределами. Минусом можно назвать, упомянутое усиление по сравнению с остальными и диктование своих условий на мировой арене. ВТО не должна давать особые привилегии некоторым, дабы не увеличивать межстрановое различие. В целом, за исключением, вышеприведённого минуса, этот критерий несёт в себе положительную роль.

Общая критика

Целью ВТО, как известно, является достижение свободной торговли и экономического роста по всему миру. Многие считают, что организация ещё больше усугубляет сложившееся положение: за счёт её программ богатые страны становятся ещё богаче, бедные еле сводят концы с концами, устанавливаются приоритеты в пользу транснациональных корпораций.

Критики также подмечают тот факт, что слабые развивающиеся государства имеют небольшое влияние на Всемирную Торговую Организацию. Развитые страны используют их в своих коммерческих интересах. Дополнительные льготы для бизнеса являются причиной недофинансирования здравоохранения, окружающей среды. Это приводит к столкновению интересов ВТО и антиглобалистов.

Таким образом, однозначной оценки действиям ВТО на сегодняшний день дать нельзя. Организация имеет много положительных сторон, но в то же время ей не удаётся эффективно справляться с поставленными целями.

Пример

В качестве примера работы специалистов ВТО можно привести отчёт-таблицу о торговле товарами и услугами стран НАФТА друг с другом и с другими регионами мира (в млн долларов и процентах).

Заключение

Глобализация, интеграция различных стран в международные сообщества не всегда проходит, так как хотелось бы её организаторам. Страны, подписывающие совместные соглашения, имеют в своих контрактах множество «подводных камней», которые в ближайшем будущем всё равно дают о себе знать и ставят перед специалистами множество вопросов. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с данной работой. Действительно, это так. Мы рассмотрели две самые крупные и известные организации (ВТО и МВФ), которые занимаются стабилизацией экономического положения по всему миру. Вот основные причины критики этих организаций:

1) МВФ зачастую порицают за проамериканскую позицию при ведении переговоров и заключении контрактов. США на данный момент имеют 17% голосов в организации, чего достаточно для блокировки многих решений, невыгодных штатам. Например, Мексика - родина одомашненной кукурузы - стала импортировать данный товар. Фермерские хозяйства перестали получать поддержку, по одному из условий выдачи кредита. После вступления в НАФТА этот процесс усилился, а американцы, не переставая субсидировать своих производителей кукурузы, стали экспортировать её в Мексику. Аналогичное условие отказа от субсидирования национальных хозяйств в Руанде привело к гражданской войне, в которой погибло около 1,5 миллиона человек.

Политика по специальным правам заимствования также не оправдывает себя вследствие непопулярности и отсутствия материальной обеспеченности;

)   Целью ВТО, как известно, является достижение свободной торговли и экономического роста по всему миру. Многие считают, что организация ещё больше усугубляет сложившееся положение: за счёт её программ богатые страны становятся ещё богаче, бедные еле сводят концы с концами, устанавливаются приоритеты в пользу транснациональных корпораций. Критики также подмечают тот факт, что слабые развивающиеся государства имеют небольшое влияние на Всемирную Торговую Организацию. Развитые страны используют их в своих коммерческих интересах. Дополнительные льготы для бизнеса являются причиной недофинансирования здравоохранения, окружающей среды. Это приводит к столкновению интересов ВТО и антиглобалистов. Таким образом, однозначной оценки действиям ВТО на сегодняшний день дать нельзя. Организация имеет много положительных сторон, но в то же время ей не удаётся эффективно справляться с поставленными целями.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что зачастую обе организации стараются проводить реформы и программы, поддерживая интересы сильных государств. Мнение слабых сторон не учитывается, хотя, в нашем понимании, экономически целесообразнее поддерживать более слабые, развивающиеся страны, т.к. именно там возможен рост различных показателей (если подходить к делу с умом). В случае реализации программы в нужном, правильном русле возможен рост благосостояния населения (за счёт экстенсивного и интенсивного развития). Мировое сообщество должно подойти к проблеме оказания помощи и вывода таких стран на новый уровень осознанно и очень серьёзно. Ведь кризис стран «богатого севера» не доведёт до добра ни в них самих, ни в развивающихся государствах. Поэтому МВФ и ВТО в будущем должны чётко формулировать свои задачи, расставлять их по приоритетности, быть независимыми в суждениях (без отсутствия давления со стороны других участников). Только в таком случае они действительно смогут помочь мировому сообществу решить лишь часть проблем, которые растут год от года.

Список использованной литературы

Книги:

1. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под редакцией Красавиной Л. Н. // изд. «Финансы и статистика», Москва, 2005 г.;

2.      Киреев А. П. «Международная экономика» (часть вторая) // изд. «Международные отношения», Москва, 2003 г.;

.        «Курс экономической теории» под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселёвой Е. А. // изд. «АСА», Киров, 2012 г.;

Интернет-ресурсы и источники:

1.      www.imf.org <http://www.imf.org> // Международный Валютный Фонд. Информационная справка;

2.      www.imf.org <http://www.imf.org> // «Совместная работа для содействия мировому подъёму». Годовой отчёт за 2012 год, Финансовый департамент МВФ;

3.      www.wto.org <http://www.wto.org> // International Statistics 2012. World Trade Developments;

4.      ru.wikipedia.org 


Скачать архив (93.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: