Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РИСКИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие риска, его основные черты 1.2 Причины возникновения рисков ВЭД 1.3 Классификация рисков внешнеэкономической деятельности 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ВЭД В ОТРАСЛИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ 2.1 Проблемы и риски связанные с ведением ВЭД в России 2.2 Анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на современном этапе 2.3 Анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на примере ОАО «Газпромнефть» за 2011 год 3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Практически все виды деятельности сопряжены с различного рода рисками. Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого субъекта международного рынка, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риск выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли и возникновение убытков, сокращение ресурсной базы, осуществления выплат по забалансовым операциям и т.п. Но в то же время чем ниже уровень риска, тем ниже и вероятность получить высокую прибыль. Поэтому, с одной стороны, любой предприниматель старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности. Отметим, что в странах с развитым рыночным хозяйством очень остро стоит вопрос о страховании предпринимательских рисков. К примеру, объектом страхования от рисков во внешнеэкономической деятельности являются экспортные кредитные риски: риски неплатежа за поставку товаров, за оказание тех или иных услуг в кредит при сделках купли-продажи. Зачастую жесткая конкуренция в рыночных условиях заставляет предприятия внедрять новые технологии, что, безусловно, вносит элемент риска. Поэтому предпринимателю следует уметь рассчитывать риск и следить за тем, чтобы его величина не выходила за прогнозные границы. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти [2, с.223]. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки. Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Цель данной работы - рассмотреть экономические риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и методы управления ими, а также провести анализ рисков во внешнеэкономической деятельности в нефтяной отрасли на примере конкретного предприятия. Рассмотрев все возможные риски при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия, проанализировав различные методы их минимизации, можно выявить набор предупреждающих действий, приводящих к ограничению дальнейшего роста размера убытка участников ВЭД (утраты активов, недополучения доходов, возникновения непредвиденных дополнительных расходов). В задачи работы входят: - изучение понятия, сущности и основных черт рисков внешнеэкономической деятельности - изучение классификации и причин возникновения рисков ВЭД - рассмотрение методов регулирования рисков ВЭД - анализ основных рисков ВЭД в России - исследование на предмет рисков ОАО «Газпром Нефть» во внешнеэкономической деятельности - анализ основных рисков ВЭД в нефтяной отрасли Объект исследования - риски во внешнеэкономической деятельности Предмет исследования - причины возникновения рисков ВЭД и методы регулирования рисков. Курсовая работа состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены основные черты рисков ВЭД, причины их возникновения и классификация рисков во внешнеэкономической деятельности. Вторая глава посвящена анализу рисков в ВЭД в нефтяной отрасли. В третьей главе рассмотрены методы по регулированию рисков ВЭД. При написании курсовой работы были использованы: учебно-методическая литература, издания периодической печати, ресурсы сети Internet. риск внешнеэкономический нефтяной 1. РИСКИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различными рода рисками. Риск в экономике (экономический риск) - это опасность прямых материальных потерь или неполучения желаемого результата (дохода, прибыли) вследствие случайного изменения внешних и внутренних условий производства, а также неоптимальных управленческих решений, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов. Итак, под рисками мы понимаем возможные неблагоприятные события, которые могут произойти, и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД. Важной стратегической целью деятельности предприятия является достижение им экономической безопасности. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) - это такое состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. Для этого предприятию следует придерживаться стратегии, обеспечивающей достаточный уровень и наращивание социально-экономического потенциала устойчивое развитие бизнеса и подготовленность к возможным нежелательным изменениям в сфере его жизнедеятельности. При ситуации риска существует возможность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия: · наличие неопределенности; · необходимость выбора альтернативы (включая отказ от выбора); · возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив. По своей природе риск делят на три вида: . Когда в распоряжении субъекта, делающего выбор из нескольких альтернатив, есть объективные вероятности получения предполагаемого результата. Это вероятности, независящие непосредственно от данной фирмы: уровень инфляции, конкуренция, статистические исследования, экологическая обстановка и т.д. . Когда вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями. Субъектные вероятности непосредственно характеризуют данную фирму: производственный потенциал, уровень предметной и технологической специализации, организация труда и т.д. . Когда субъект в процессе выбора и реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективными вероятностями. Благодаря этим видоизменениям риска субъект делает выбор и стремиться реализовать его. В результате этого риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации. Исходя из этих условий второе определение риска следующее. Риск - это действие (деяние, поступок), выполняемое в условиях выбора (в ситуации выбора в надежде на счастливый исход), когда в случае неудачи существует возможность (степень опасности) оказаться в худшем положении, чем до выбора (чем в случае несовершения этого действия) [3, c. 56]. Из последнего определения можно выделить основные элементы, которые будут составлять сущность понятия «риск». . Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства). . Вероятность достижения желаемого результата. . Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели. . Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы. Говоря о риске, его не следует избегать, но если принимается решение идти на риск, то предварительно следует тщательно спрогнозировать события и при проведении намеченных мер не выходить за рамки, установленные проектом. Принятие проекта связанного с риском предполагает выявление и сопоставление возможных потерь и доходов. Если риск не подкреплен расчетами, то он преимущественно кончается неудачей и сопровождается определенными потерями. Чтобы сладить негативные явления, связанные с риском, необходимо выявить: основные черты риска. Чертами риска являются противоречивость, альтернативность и неопределенность [5, c. 321]. Такая черта как противоречивость в риске приводит к столкновению объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Так как наряду с инициативами, новаторскими идеями, внедрением новых перспективных видов деятельности, ускоряющими технический прогресс и влияющими на общественное мнение и духовную атмосферу общества, идут консерватизм, догматизм, субъективизм и т.д. Альтернативность предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Если возможность выбора отсутствует, то не возникает рискованной ситуации, а, следовательно, и риска. Неопределенностью называется неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Предпринимательская деятельность осуществляется под влиянием неопределенности внешней среды (экономической, политической, социальной и т.д.), множества переменных, контрагентов, лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. Участники международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений, подвергаются разнообразным рискам. В их числе коммерческие риски, связанные с: ) изменением цены товара после заключения контракта; ) отказом импортера от приема товара, особенно при инкассовой форме расчетов; ) ошибками в документах или оплате товаров; ) злоупотреблением или хищением валютных средств, выплатой по поддельным банкнотам, чекам и т.д.; ) неплатежеспособностью покупателя или заемщика; ) неустойчивостью валютных курсов; ) инфляцией; ) колебаниями процентных ставок Таблица 1.1 Основные факторы, определяющие риски во внешнеэкономической деятельности [7, c. 255] Макроуровень Микроуровень - Снижение темпа экономического роста - Усиление инфляции - Ухудшение торгового и платежного баланса - Увеличение государственного долга (внутреннего и внешнего) - Уменьшение официальных золотовалютных резервов - Миграция капиталов (приток в страну или отлив) - Изменения в законодательстве страны-должника (ограничения и запрет) - Политические события - Ухудшение хозяйственно-финансового положения контрагента - Неплатежеспособность покупателя и заемщика - Неустойчивость курса валюты цены (кредита) и валюты платежа - Колебания процентных ставок - Субъективные факторы - степень доверия к контрагенту На основании данных, представленных в таблице, можно определить причины возникновения рисков. Они могут быть следующими: · По возможности предвидения - предсказуемые и непредсказуемые. · Умышленность создания ситуации риска (преступления, служебные ошибки и т.п.). · По причинам возникновения. · По месту обнаружения. · По времени обнаружения. · По центрам ответственности. · По виновникам возникновения. · По возможности страхования. · По длительности действия. · По методам обнаружения. · По способам минимизации последствий. · По этапам производственного цикла. · По этапам технологического процесса. · По производственным условиям. · По этапам жизненного цикла продукции, производимой предприятием. · По месту нахождения продукции. · По этапам жизненного цикла продукции, реализуемой предприятием. · По видам продукции (по номенклатуре, ассортименту). · По типу организации производства. · По уровню цен на производимую продукцию. · По длительности и условиям хранения продукции на предприятии. · По длительности и условиям хранения запасов сырья на предприятии. · По потребителю продукции. · По каналам сбыта и т.д. Во внешнеэкономической деятельности участвуют две стороны: национальная и иностранная. В общем случае ВЭД является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать объем своего производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, могут выиграть за счет специализации на изделиях, производимых с наибольшей эффективностью, для последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить.[13,14] Риски, которые будут возникать при этом, зависят от многих объективных причин, отражающих законы развития мировой экономики.[19, 20] Назовем основные из них: ) принцип сравнительных преимуществ; ) условия внешнеэкономической деятельности; ) либерализация внешнеэкономической деятельности; ) торговые барьеры; ) импортные квоты; ) нетарифные барьеры; ) свободно плавающие валютные курсы; ) фиксированные валютные курсы; ) международные системы валютных курсов. Структура рисков ВЭД обширна и насчитывает, по заключению современных теоретиков риска, порядка 150 видов. Существуют различные классификации рисков как вообще, так и рисков ВЭД в частности. В ВЭД риски могут быть общими и операционными, относящимися к конкретному типу внешнеэкономической операции (ВЭО). Представим обобщенную схему рисков ВЭД (см. рисунок). Рис. Структура рисков внешнеэкономических операций К рискам, связанным с условиями контракта, относятся риски: связанные с товаром, его качеством, упаковкой и ценой; условий поставки; выбора валютно-финансовых условий контракта; форс-мажорных обстоятельств; разрыва контракта и ответственности за несоблюдение условий, арбитража. К внешним к договору рискам относятся риски: политические, макроэкономические, риски надежности партнера, юридические, криминальные, маркетинговые и информационные. К рискам, относящимся к этапу сделки, относятся риски: таможенного оформления, сертификации продукции, инвестиционные, производственные, коммерческие, транспортные. По отношению к территориальному положению риски делятся: на возникающие на своем рынке, возникающие на границе, возникающие за рубежом. По отношению к возможности воздействия риски группируются на: управляемые фирмой, косвенно управляемые, неуправляемые. Рассмотрим подробно основные виды общих рисков ВЭД. Страновые риски связаны с особенностями страны-партнера и подразделяются на политические и макроэкономические. Политические риски - это возможность возникновения убытков или сокращения ожидаемой прибыли вследствие государственной политики. Их можно подразделить на четыре группы: · риск национализации и экспроприации; · риск трансферта, связанный с ограничениями на конвертирование национальной валюты; · риск разрыва контракта из-за действий страны, в которой находится контрагент; · риск военных действий и гражданских беспорядков. Политические риски играют особую роль в странах с нестабильной политической ситуацией. Макроэкономические риски - эти риски связаны с платежеспособностью страны-дебитора. При их анализе и оценке необходимо учитывать макроэкономические показатели страны и ее рыночного потенциала. К ним относятся: внутренняя экономика страны, экономика страны-партнера, задолженность. Указанные риски связаны с возможностью продвижения товаров на рынки сбыта. Основные виды маркетинговых рисков - это информационный, отраслевой, инновационный. Информационный риск - это риск неопределенности или недостоверности информации, которая может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и информации о состоянии рынка предлагаемых товаров и услуг. Отраслевой риск - это возможность потерь в результате изменений в экономическом состоянии в отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. Инновационный риск - это возможность потерь при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти спроса на рынке. Степень возможности проявления маркетинговых рисков велика, а уровень возможных финансовых потерь может составлять значительные суммы. Поэтому вопрос об оценке маркетинговых рисков занимает важное место на всех этапах проведения ВЭО. Данные риски классифицируются согласно. “Международным коммерческим условиям” - “Инкотермс-90” - по двум признакам: степени и ответственности и подразделяются на четыре группы: E, F, C и D. Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на собственных складах (EX Works, EXW). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от продавца до конечного пункта принимается покупателем и его банком. Группа F содержит три ситуации передачи ответственности и рисков: · FCA (Free carrier) - риск и ответственность продавца и его банка переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте; · FAS (Free Alongside Ship) - ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту; · FOB (Free on Board) - продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля. Группа С включает ситуации, когда продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля: · CFR (Cost and Freight) - продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля; · CIF (Cost, Insurance and Cost and Freight) - то же, что и CFR, но дополнительно продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки; · CPT (Carrier Paid To) - продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент, обычно какой-то промежуточный пункт, риски полностью переходят от продавца к покупателю; · CIP (Freight/Carriage and Insurance Paid To) - риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит страховку товара. Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца: · DAF (Delivered At Frontier) - продавец принимает на себя риски до государственной границы. Далее риски переходят на покупателя; · DES (Delivered Ex Ship) - передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля; · DEQ (Delivered Ex Quay) - передача рисков продавцом покупателю происходит в момент прибытия товара в порт загрузки; · DDU (Delivered Duty Unpaid) - продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и прочее товара до определенного договором места на территории покупателя; · DDP (Delivered Duty Paid) - продавец отвечает за транспортные риски до места, определенного покупателем, но последний оплачивает их. Риски могут перейти от продавца к покупателю раньше, если покупатель по каким-либо причинам не принимает товар или не может произвести оплату в срок. Основная ошибка, влекущая финансовые убытки субъекта ВЭД, - это неправильное определение в контракте момента перехода риска от продавца к покупателю. Кроме того, существуют риски, связанные с выбором транспортного средства. Управлением этого типа рисков занимаются страховые компании. Коммерческие риски - это риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг. К ним относятся: риск отказа регистрации товара в стране ввоза, риск упущенной выгоды, риск прямых финансовых потерь и др. Основные их причины - это падение спроса на товар, введение ограничений на продажу, повышение закупочной цены, снижение объемов закупок, потери товара и многое другое. Степень возможности возникновения коммерческих рисков составляет около 20% всех прочих рисков и зависит от каждой конкретной ситуации. Анализ данного вида рисков является сложной задачей и проводится в комплексе с оценкой маркетинговой ситуации и маркетинговых рисков. Эти риски связаны со всем ходом проведения основных этапов сделки и могут повлечь за собой возникновение многих других рисков, которые все вместе могут дать потери, в несколько раз большие суммы контракта. В структуре рисков ВЭД таможенные риски занимают одно из ведущих мест. В эту группу рисков входят: риски, связанные с несвоевременной сертификацией товаров; риски неправильного расчета таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.п.; риски несоблюдения требований по заполнению документов ВЭД; риски выбора транспортного средства, не отвечающего требованиям Таможенной конвенции МДП. Один из наиболее отрицательных факторов, которые несут в себе эти риски, временной. Это особенно важно, когда товар уже пересек границу. Убытки определяются просрочкой поступления средств на расчетный счет таможни и проведением сертификации. Чем дольше это время, тем больше убытки из-за простоя транспортных средств и штрафов за просрочку платежей. Таким образом, под рисками мы понимаем возможные неблагоприятные события, которые могут произойти, и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД. Основные элементы, риска это: . Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства). . Вероятность достижения желаемого результата. . Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели. . Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы. Чертами риска являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. Риски во внешнеэкономической деятельности бывают: . Риски, связанные с условиями контракта, . Внешние к договору риски, . Рискам, относящиеся к этапу сделки, . Риски по отношению к территориальному положению, . Риски по отношению к возможности воздействия, . Страновые риски (политические и макроэкономические), . Маркетинговые риски (информационный, отраслевой, инновационный), . Риски, связанные с выбором транспортного средства, . Коммерческие риски, . Таможенные риски. Рассмотрев различные классификации рисков, можно сделать вывод, что во внешнеторговых и в целом во внешнеэкономических операциях сосредотачиваются в реальности почти все виды предпринимательских рисков. При этом под последними понимается возможность отклонения фактического результата, осуществляемой операции от программируемого под воздействием неблагоприятных изменений в ключевых факторах, формирующих этот результат. В принципе, чем больше диапазон таких отклонений, тем выше внешнеторговый риск. 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ВЭД В ОТРАСЛИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Проблемы и риски связанные с ведением ВЭД в России с каждым годом увеличиваются и будут еще сложнее. Динамику и развитие этого тренда формируют несколько моментов: . Государственная политика: - усиление мер тарифного и нетарифного регулирования, - ужесточение контроля ВЭД и всех валютных и внешнеторговых операций и усилении наказаний - запутанное, противоречивое и постоянно меняющееся законодательство и правоприменительная практика. . Чиновники и административное давление на бизнес: - принятие различных подзаконных внутриведомственных актов и нормативов - усиление бюрократизации, увеличение различной отчетности, - увеличение количества проверок, разрешительных и согласовательных процедур. . Общее продолжающееся падение уровня знаний и снижение компетенций среди специалистов в ВЭД и внешней торговле, в логистике и таможне, в валютных операциях и налогах. . Увеличение правового и морального нигилизма, выраженного в сознательном нарушении законов и рост коррупции среди россиян на всех уровнях. . Огромный дефицит специалистов в сферах ВЭД и общее падение у сотрудников коммерческих и государственных структур ответственности за свои действия. . Усиление конкуренции, связанное с вовлечением новых российских и зарубежных участников рынка в ВЭД и внешнеторговые операции с Россией. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал. Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте. Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом. Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России. Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве. Но в целом это положительное явление, имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие широкое и экономически выгодное вовлечение в процесс мировой торговли отечественных предприятий. 2.2 Анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на современном этапе Нефтяная отрасль являет собой идеальный пример высоко рискованного бизнеса. В процессе перехода от плановой к рыночно-ориентированной модели регулирования нефтяного сектора одни факторы риска не изменяют (вовсе или изменяют не существенно) своего значения, а роль других претерпевает существенные изменения. Например, практически прежней остается роль таких факторов, как изменчивость мировых цен на нефть, подтверждаемость запасов, результаты НТП. С другой стороны, в связи с либерализацией нефтяных цен в России значительно возрастает подверженность проектов риску, связанному с их изменчивостью. Напротив, переход к контрактам о разделе продукции практически полностью исключает риск, связанный с изменчивостью таких отраслевых экономических нормативов, как ставки акцизов, платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, экспортной пошлины, в силу их отсутствия в этом типе контрактов. С самого зарождения промышленной нефтедобычи характерной чертой отрасли была неопределенность, связанная с результатами бурения скважин. Никто не мог быть уверенным, даст ли скважина нефть или окажется «сухой». В более позднее время к этому добавилась неопределенность, связанная с изменением цен на нефть, что привнесло дополнительные риски к уже существующим в отрасли. Для анализа риска и адаптивности нефтяных проектов в переходный период целесообразно основные факторы риска разделить на две группы: технические и экономические. К основным техническим факторам риска в нефтяной промышленности следует отнести: • геологические неопределенности - неопределенности результатов ведения поисковых и геологоразведочных работ, подтверждаемости запасов, знаний о сырьевой базе; • неопределенность темпов научно-технического прогресса (НТП); • экологические неопределенности. Под экономическими факторами риска понимается: • изменчивость внутренних и мировых цен на нефть и продукты ее переработки; • изменчивость основных отраслевых экономических нормативов: ставок платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акцизов, экспортных пошлин; • изменчивость общеэкономических нормативов (процентных ставок центрального и коммерческих банков, курса доллара по отношению к рублю, налоговых ставок, темпов инфляции). Определив основные факторы риска в нефтяной отрасли, перейдем к анализу экономических факторов риска нефтяной отрасли на примере ОАО «Газпром нефть». 2.3 Анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на примере ОАО «Газпром нефть» за 2011 год Основные факторы, влияющие на результаты деятельности Компании, таковы: · изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты; · изменение курса российского рубля к доллару и инфляция; · налогообложение; · изменение тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Рисунок 1. Динамика цен на нефтепродукты Рисунок 2. Изменение индекса цен производителей, % Рисунок 3. Средний курс рубля к доллару США Изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты. Цены на нефть и нефтепродукты на мировом и российском рынках являются основным фактором, влияющим на результаты деятельности Компании. В 2011 г. средняя цена на нефть марки Brent составила 111,26 долл./барр., увеличившись на 40,0 % по сравнению с 2010 г. Цены на нефтепродукты на мировом и российском рынках прежде всего определяются уровнем мировых цен на нефть, спросом и предложением нефтепродуктов и уровнем конкуренции на различных рынках. Ценовая динамика различна для различных видов нефтепродуктов. Изменение курса российского рубля к доллару и инфляция. Руководство Компании определило, что доллар США является функциональной валютой и валютой отчетности Компании, поскольку большая часть выручки, финансовых и торговых обязательств оценены, начислены, подлежат погашению либо иным способом выражены в долларах США. Соответственно укрепление (ослабление) курса рубля к доллару США влияет на результаты деятельности Компании. Для того, чтобы ослабить эффект колебания курса рубля по отношению к доллару США, Компания использует производные финансовые инструменты. Налогообложение. Ставка экспортной таможенной пошлины на нефть. Ставка экспортной таможенной пошлины на нефть ежемесячно устанавливается Правительством Российской Федерации на основе средней цены нефти марки Urals за период мониторинга. Периодом мониторинга является период начиная с 15 календарного дня предыдущего месяца до 14 календарного дня текущего месяца. Ставка вводится в действие с первого числа следующего календарного месяца после периода мониторинга. Нефть, экспортируемая в страны СНГ, являющиеся членами Таможенного союза (Казахстан, Беларусь), не облагается экспортной таможенной пошлиной на нефть. До 2010 г. экспорт нефти в Беларусь облагался по сниженной экспортной таможенной пошлине, определявшейся по специальному коэффициенту. Следующие коэффициенты были установлены на 2007-2009 гг.: 2007 г. - 0,293, 2008 г. - 0,335, 2009 г. - 0,356. С октября 2011 г. в связи с введением налогового режима 60/66/90 ставка вывозной таможенной пошлины устанавливается исходя из новой формулы, предусматривающей снижение процентного значения в формуле с 65 до 60 %. Экспортная таможенная пошлина на нефтепродукты. Ставка экспортной таможенной пошлины на нефтепродукты устанавливается Правительством Российской Федерации. Нефтепродукты, экспортируемые в страны СНГ, являющиеся членами Таможенного союза (Казахстан, Беларусь), не облагаются экспортной таможенной пошлиной. До 1 февраля 2011 г. ставка экспортной таможенной пошлины для легких и средних дистиллятов рассчитывалась по следующей формуле: ,438 * (Цена * 7,3 - 109,5),где цена - среднемесячная цена Urals в долларах за баррель. Ставка экспортной таможенной пошлины для темных нефтепродуктов рассчитывалась по следующей формуле: ,236 * (Цена * 7,3 - 109,5). Согласно Постановлению Прави-тельства РФ № 1155 от 27 декабря 2010 г. были изменены ставки экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты. С 1 февраля 2011 г. экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты рассчитываются по следующей формуле: = К * Rнефть, где Rнефть - ставка вывозной таможенной пошлины на тонну нефти, К - расчетный коэффициент в отношении отдельной категории нефтепродуктов. Таблица 1. 2011 2012 2013 Легкие и средние дистилляты 0,67 0,64 0,60 Мазут 0,47 0,53 0,60 С мая 2011 г. в целях стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов была введена «заградительная» пошлина на экспорт бензинов товарных в размере 90 % от ставки пошлины на нефть. Аналогичная мера была введена в отношении прямогонного бензина начиная с июня 2011 г. В августе 2011 г. в Постановление Правительства РФ № 1155 от 27 декабря 2010 г. были внесены изменения, согласно которым с октября 2011 г. коэффициент К для расчета ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты устанавливается в порядке, приведенном в таблице справа. Акциз на нефтепродукты. Налогоплательщиком по уплате акциза на нефтепродукты на территории Российской Федерации являются производители нефтепродуктов. На территории других стран, где Компания осуществляет операционную деятельность, акцизы оплачивают производители или сбытовые компании, в зависимости от местного законодательства. В соответствии с Федеральным законом РФ № 338-ФЗ от 28 ноября 2011 г. установлены ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2012 г. (руб./т), приведенные в таблице. Таблица 2. Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2012 года 2011 2010 2009 Изменение 2011/2010, % Изменение 2010/2009,% Международный рынок,долл. /барр. Brent 111,26 79,50 61,67 40,0 % 28,9 % Urals Spot (среднее Med. + NWE) 109,10 78,28 61,22 39,4 % 27,9 % Международный рынок, долл./т Бензин Premium (среднее NWE) 983,88 735,26 578,99 33,8 % 27,0 % Naphtha (среднее Med. + NWE) 920,81 704,68 527,28 30,7 % 33,6 % Дизельное топливо (среднее NWE) 958,97 689,65 536,98 39,1 % 28,4 % Gasoil 0,2 % (среднее Med. + NWE) 931,87 672,65 512,67 38,5 % 31,2 % Мазут 3,5 % (среднее NWE) 602,55 436,17 341,66 38,1 % 27,7 % Внутренний рынок, долл./т Высокооктановый бензин 836,87 715,05 600,06 17,0 % 19,2 % Низкооктановый бензин 751,86 569,15 494,07 32,1 % 15,2 % Дизельное топливо 709,40 507,28 419,88 39,8 % 20,8 % Мазут 296,23 250,73 204,38 18,1 % 22,7 % Источники: Platts (международный рынок), Кортес (внутренний рынок) Таблица 3. 2011 2010 2009 Изменение Индекса потребительских цен (ИПЦ), % 6,1 % 8,8 % 8,8 % Изменение Индекса цен производителей (ИЦП), % 12,0 % 16,7 % 13,9 % Курс рубля к доллару по состоянию на конец периода 32,20 30,48 30,24 Средний курс рубля к доллару за период 29,39 30,37 31,72 Реальное укрепление (обесценение) курса рубля к доллару, % 0,4 % 7,9 % 5,7 % Номинальное изменение среднего курса рубля к доллару, % 3,3 % 4,4 % (21,6)% Ставки экспортной таможенной пошлины на нефть Таблица 5.Ставки экспортной таможенной пошлины на нефть Котировка цены Urals (P), долл./ т Максимальная ставка экспортной таможенной пошлины 0 - 109,50 0 % 109,50 - 146,00 35,0 % x (P - 109,50) 146,00 - 182,50 Долл. 12,78 + 45,0 % x (P - 146,00) >182,50 Долл. 29,20 + 65,0 % x (P - 182,50) Расчетный коэффициент в отношении отдельной категории нефтепродуктов Таблица 6. Расчетный коэффициент в отношении отдельной категории нефтепродуктов 2012 2013 2014 Природный газ (руб./1 000 м3) 251 265 278 509 582 622 Таблица 7. Расчетный коэффициент ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты C 01.10.2011 по 31.12.2014 С 01.01.2015 Легкие и средние дистилляты 0,66 0,66 Мазут 0,66 1,00 Бензин 0,90 0,90 Таблица 8. Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2012 г. 2009 2010 2011 Изменение 2011/2010, % Изменение 2010/2009,% Нефть (руб./т) Экспорт Трубопроводный 937,19 1 273,93 1 424,27 11,8 % 35,9 % СНГ Трубопроводный 749,33 994,75 1 217,41 22,4 % 32,8 % Транспортировка на НПЗ Газпромнефть-ОНПЗ 351,51 416,17 446,25 7,2 % 18,4 % Газпромнефть-МНПЗ 629,22 945,49 667,00 (29,5) % 50,3 % Ярославский НПЗ 705,57 860,70 903,75 5,0 % 22,0 % Нефтепродукты Экспорт с Газпромнефть-ОНПЗ Бензин 1 718,86 1 964,06 2 105,71 7,2 % 14,3 % Мазут 2 717,20 3 036,06 3 224,28 6,2 % 11,7 % Дизельное топливо 2 056,74 2 573,51 2 578,56 0,2 % 25,1 % Экспорт с Газпромнефть-МНПЗ Бензин 1 263,82 1 569,28 732,56 (53,3) % 24,2 % Мазут 1 075,39 1 287,96 1 340,74 4,1 % 19,8 % Дизельное топливо 1 347,11 1 361,91 1 419,03 4,2 % 1,1 % Экспорт с Ярославского НПЗ Бензин 1 574,17 1 699,24 1 407,73 (17,2) % 7,9 % Мазут 1 130,93 1 269,50 1 368,56 7,8 % 12,3 % Дизельное топливо 1 005,33 927,40 1 232,97 32,9 % (7,8) % Таблица 9. Тарифные ставки, действующие на основных направлениях транспортировки компании 2011 2012 2013 2014 01.01-30.06, 01.07-31.12 Бензин Класс 3 5 672 7 382 7 882 9 750 10 725 Класс 4 5 143 6 822 6 822 8 560 9 416 Класс 5 5 143 6 822 5 143 5 143 5 657 Прямогонный 6 089 7 824 7 824 9 617 10 579 Прочие 5 995 7 725 8 225 10 100 11 110 Дизельное топливо Класс 3 2 485 3 814 4 300 5 860 6 446 Класс 4 2 247 3 562 3 562 4 934 5 427 Класс 5 2 247 3 562 2 962 4 334 4 767 Прочие 2 753 4 098 4 300 5 860 6 446 Моторные масла 4 681 6 072 6 072 7 509 8 260 Налогообложение Таблица 10. Налоговые ставки 2011 2010 2009 Изменение 2011/2010, % Изменение 2010/2009, % Экспортная таможенная пошлина, долл./т Нефть 408,92 273,61 179,33 49,5 % 52,6 % Легкие и средние дистилляты 274,08 196,66 133,13 39,4 % 47,7 % Мазут 208,21 105,94 71,74 96,5 % 47,7 % Налог на добычу полезных ископаемых, руб./т Нефть, руб./т 4 455 3 074 2 299 44,9 % 33,7 % Нефть, долл./барр. 21 14 10 49,7 % 39,7 % Газ, руб./1 000 см3 237 147 147 61,2 % - Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка налога на добычу полезных ископаемых на нефть (R) в 2011 г. рассчитывался по формуле: = 419 x Кц x Кв x Кз, где Кц = (Р - 15) x D / 261, где Р - среднемесячная цена Urals на роттердамской и средиземноморской биржах (долл./барр.) и D - среднемесячный курс рубля к доллару. Кв - коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр. Предусматривает снижение ставки НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанности. В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: Кв = 3,8 - 3,5 x N / V, где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, а V - начальные извлекаемые запасы нефти, определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г. В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1. Кз - коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр. Предусматривает снижение ставки НДПИ для малых месторождений с начальными запасами менее 5 млн т. В случае если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн т и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 х Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти, определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода. Федеральный закон РФ № 307-ФЗ от 27 ноября 2010 г. определяет базовые ставки налога на добычу полезных ископаемых на 2011-2013 гг., которые составляют: Таблица 11. 2011 2012 2013 НДПИ на нефть (руб./т) 419 446 470 Транспортировка нефти и нефтепродуктов Политика в отношении транспортных тарифов определяется государственными органами для того, чтобы обеспечить баланс интересов государства и всех участников процесса транспортировки. Транспортные тарифы естественных монополий устанавливаются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (ФСТ России). Тарифы зависят от направления транспортировки, объема поставок, расстояния до пункта назначения и нескольких других факторов. Изменения тарифов зависят от инфляции, прогнозируемой Министерством экономического развития Российской Федерации, потребностей владельцев транспортной инфраструктуры в капитальных вложениях, прочих макроэкономических факторов, а также от окупаемости экономически обоснованных затрат, понесенных естественными монополиями. Тарифы пересматриваются ФСТ России не реже одного раза в год, включая тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, перевалку, перевозку и другие тарифы. В 2011 г. Компания поставила 49,4 % от общего объема нефти на экспорт (48,0 % - в 2010 г.) через порт Балтийского моря Приморск; 21,67 % нефти экспортировано через трубопровод «Дружба» (24,9 % - в 2010 г.) в основном в Германию и Чешскую Республику; 6,42 % нефти перевезено через порт Новороссийск, в том числе 1,88 % сибирской легкой нефти (3,7 % - в 2010 г.) и 8,31 % через морской порт Туапсе (9,7 % - в 2010 г.); 14,2 % нефти экспортировано по транзитному трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) через порт Козьмино (13,7 % - в 2010 г.). Экспорт нефти в страны СНГ в 2011 г. составил: 88,97 % в Республику Беларусь (76,39 % - за 2010 г.) и 11,03 % в Казахстан (23,61 % - за 2010 г.). В данной главе был проведен анализ рисков в ВЭД в нефтяной отрасли на примере компании ОАО «Газпром Нефть». Так, как нефтяная отрасль являет собой идеальный пример высоко рискованного бизнеса, то наиболее целесообразно рассмотреть риски в ВЭД во всей нефтяной отрасли, а затем на конкретном предприятии. Для анализа риска и адаптивности нефтяных проектов в переходный период целесообразно основные факторы риска разделить на две группы: технические и экономические. К основным техническим факторам риска в нефтяной промышленности следует отнести: • геологические неопределенности - неопределенности результатов ведения поисковых и геологоразведочных работ, подтверждаемости запасов, знаний о сырьевой базе; • неопределенность темпов научно-технического прогресса (НТП); • экологические неопределенности. Под экономическими факторами риска понимается: • изменчивость внутренних и мировых цен на нефть и продукты ее переработки; • изменчивость основных отраслевых экономических нормативов: ставок платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акцизов, экспортных пошлин; • изменчивость общеэкономических нормативов (процентных ставок центрального и коммерческих банков, курса доллара по отношению к рублю, налоговых ставок, темпов инфляции). Основные факторы, влияющие на результаты деятельности компании ОАО «Газпром Нефть», таковы: •изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты; •изменение курса российского рубля к доллару и инфляция; •налогообложение; •изменение тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов. 3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По мере увеличения уязвимости бизнеса от финансовых рисков многие компании признают, что поиск решений проблем риска может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем. Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степень прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий [2, c. 394]. Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений, страхового дела, психологии и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации. Основными принципами управления риском можно назвать следующие [3, c. 89]: · нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; · необходимо думать о последствиях риска; · нельзя рисковать многим ради малого. Контроль над риском составляет существенную часть успешной торговли. Эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков. Для борьбы с рисками применяются известные методы управления. Для уменьшения производственных рисков (например, невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции) разрабатываются соответствующие мероприятия, включающие систему текущего и оперативно -календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление. Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками: . Страхование . Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов. . Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др. . Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями. 5. Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение (диссипация) риска). Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводят страхованию. По своей природе страхование - форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событийот. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения. Скачать архив (229.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |