Главная » Экономика

Пути экономической интеграции Республики Казахстан в Шанхайскую организацию сотрудничества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ШОС и перспективы его развития

.1   История создания

1.2    Перспективы и проблемы ШОС

.3      Оценка перспективы развития АТР и место в нем ШОС

Глава 2. Состояние и перспективы ВЭД Казахстана

.1 Социально-экономическое положение Казахстана

.2 Место Казахстана в мирохозяйственных связях

.3 Проблемы и пути развития внешнеэкономических связей Казахстана

Глава 3. Пути развития ВЭД Казахстана в рамках ШОС

.1 Взаимодействие Казахстана со странами участниками ШОС

.2 Пути совершенствования Казахстана со странами ШОС

.3 Пути развития методов государственного регулирования экономической интеграции Казахстана в ШОС

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

ШОС - не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС - это поддержание мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Общая площадь государств-членов Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) равняется около 30 млн.189 тыс.кв.км., что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.4 млрд.455 млн. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН - России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие - вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике. Членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир.

Актуальность данной работы заключается в том, что:

Для Казахстана, как и для других, центрально-азиатских государств, участие в ШОС отвечает национальным интересам.

Наиболее приоритетными сферами взаимодействия для Казахстана являются вопросы обеспечения безопасности и взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Участие в Организации также важно для республики и в геостратегическом плане: укрепляются позиции Казахстана в мировой системе.

Во-первых, геополитическое расположение Казахстана между двумя сильными государствами - Россией и Китаем - делает важным для национальной безопасности Казахстана разрешение вопросов о государственной границе. Окончательное урегулирование вопроса о прохождении Казахстанско-китайской границы положительно сказывается на обеспечении безопасности на южных рубежах государства.

Во-вторых, участие Казахстана и других центрально-азиатских государств в ШОС дает возможность использования объединения в качестве политического инструмента, создания баланса между Россией и Китаем, интересы, которых представлены в Центральной Азии.

Участие в ШОС также дает возможность государствам-членам активизировать многостороннее сотрудничество в различных сферах.

Целью данной работы является проанализировать пути экономической интеграции Республики Казахстан (РК) в ШОС.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

1.      Исследовать перспективы развития и проблемы ШОС

2.      Анализ социально-экономического положения Казахстана и место его в мирохозяйственных связях.

.        Анализ проблем и пути развития внешнеэкономических связей Казахстана.

.        Охарактеризовать взаимодействие Казахстана со странами участниками ШОС.

.        Исследовать пути совершенствования Казахстана со странами ШОС.

.        Проанализировать пути развития методов государственного регулирования экономической интеграции Казахстана в ШОС.

В ходе написания данной работы автором применялись экономико-статистические и графические методы. Выводы исследования получены на основе логического анализа прочитанной информации.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура:

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается история создания, перспективы и проблемы ШОС. Во второй главе рассматривается социально-экономическое положение Казахстана и место его в мирохозяйственных связях. А также дается подробный анализ проблем и путей развития внешнеэкономических связей Казахстана. Третья глава посвящена разработке авторской методологии по усовершенствованию Казахстана со странами участниками ШОС.

Также в работе имеется приложение, в которой представлена Хартия ШОС и структура организации.

Глава 1. ШОС и перспективы его развития

шанхайская организация сотрудничества казахстан

1.1    История создания

Шанхайская организация сотрудничества возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год).

Для заключения первого из этих двух соглашений руководители пяти государств встретились весной 1996 года в Шанхае, что дало основание для появления термина "Шанхайская пятёрка". Шанхайский и последовавший через год московский саммиты стали прообразами той структуры, которая по прошествии шести лет трансформируется в полноценную организацию многопрофильного сотрудничества. Совместная работа по реализации упомянутых соглашений послужила первоосновой того, что стало именоваться "шанхайским духом", что включает в себя взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, уважение к интересам и мнениям друг друга, взаимные консультации, выход на взаимопонимание через консенсус и добровольное согласие выполнять достигнутые договорённости.

На третьем саммите «пятерки» в июле 1998 года в Алма-Ате было достигнуто понимание о необходимости продолжения углубленных консультаций по проблемам региональной и азиатской безопасности, налаживание широкомасштабного и долгосрочного сотрудничества, включая сферы торговли, экономики, энергоресурсов, а также совместной борьбы с этносепаратизмом, религиозным экстремизмом, международным терроризмом и транснациональной преступностью. Алма-атинская встреча придала импульс процессу сближения пяти государств, позволила подойти к нему с новыми расширенными критериями и замыслами, обозначила начало работы по синхронизации подходов к целому ряду актуальных проблем региона Центральной Азии и международной жизни в целом.

Идея более широкого взаимодействия получила практическое развитие в принципиальных договоренностях по итогам четвёртого саммита пяти стран в августе 1999 года в Бишкеке, в ходе которого было поддержано предложение российской стороны проводить встречи руководителей правоохранительных ведомств, министров обороны и иностранных дел пяти государств, а также вести дело к созданию совместных рабочих групп экономических экспертов с целью подготовки конкретных рекомендаций по проектам и программам пятистороннего делового партнерства. 29-30 марта 2000 года в Астане была проведена первая встреча министров обороны. С этого времени контакты по военной линии осуществляются на регулярной плановой основе. Сформирована «Бишкекская группа» руководителей правоохранительных органов и спецслужб государств-участников ШОС. Взаимодействие государств «Шанхайской пятёрки» становится всё более тесным и многоплановым.

Пятый саммит "Шанхайской пятерки" состоялся 5 июля 2000 года в Душанбе. Он ознаменовал начало превращения "пятерки" в форум для рассмотрения ключевых вопросов жизнедеятельности Центральной Азии (безопасность, оборона, правоохранительная работа, внешняя политика, экономика, охрана окружающей среды, культура).

-15 июня 2001 года в Шанхае состоялась встреча глав шести государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества - нового регионального объединения, провозгласившего в качестве своих целей укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе.

В принятой на саммите Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» были отражены принципиальные ориентиры построения ШОС. Которые в течение года были переведены на юридический язык и закреплены в базовом учредительном документе - Хартии ШОС, принятой на следующей встречи в верхах в Санкт-Петербурге. Хартия была подписана Президентом РФ 7 июня 2002 г. в Санкт - Петербурге во время встречи глав шести государств-учредителей ШОС и ратифицирована Советом Федерации в 2003 году. Хартия - это основополагающий документ ШОС, который определяет цели, задачи и главные направления сотрудничества этой организации, ее структуру и порядок взаимоотношений с другими странами и международными организациями.

Кроме того, на шанхайском саммите была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заложившая правовые основы для коллективного противодействия общим для всех стран региона угрозам и вызовам. На основе Конвенции в рамках ШОС, в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграции, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - получившая, в 2002 г. статус постоянно действующего органа ШОС.

На третьем по счету саммите Шанхайской организации в московском Кремле 28-29 мая 2003 года организационное строительство этой новой международной организации было практически завершено. Саммит имел принципиальное значение: на нем был одобрен целый ряд документов, регламентирующих порядок работы уставных органов ШОС, в частности положения о советах глав государств, глав правительств о регламенте исполнительного комитета региональной антитеррористической структуры ШОС и др. Также была утверждена символика организации - эмблема и флаг. Лидеры государств-участников ШОС утвердили кандидатуру первого исполнительного секретаря - это опытнейший дипломат, посол КНР в России - Чжан Дэгуан. Секретариат решено расположить в Пекине. На саммите было подписано Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета ШОС, своего рода финансовая Хартия Организации. Помимо организационных документов по итогам саммита в Москве была принята политическая Декларация.

сентября того же года в Пекине прошла встреча глав правительства государств - членов ШОС был утвержден план мероприятий по реализации «Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС», а также рассмотрен ряд вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности Организации.

июля 2005 года в Астане состоялся пятый саммит ШОС. В его ходе статус наблюдателей Организации был присвоен Индии, Ирану и Пакистану.

сентября на совещании министров государств - членов ШОС было объявлено об учреждении Фонда развития ШОС и Делового совета ШОС.

1.2    Перспективы и проблемы ШОС

Смена власти в Кыргызстане и андижанские события в Узбекистане оказали существенное влияние на состояние и перспектив развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ранее Пекин склонялся к тому, чтобы рассматривать ШОС в качестве сформировавшегося механизма, способного влиять на процессы, происходящие в Центральной Азии. Однако последние события показали неготовность ШОС к энергичным действиям в экстремальных ситуациях и выявили ряд проблем относительно неопределенности форм и способов решения возложенных на Организацию задач.

         На данный момент перспективы ШОС здесь напрямую связывают со стабильностью в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), к которому относятся четыре из шести государств-членов Организации. События весны 2005 года привели к определенному замедлению темпов развития ШОС, так как смена власти в Кыргызстане сказалась на полноценном участии Бишкека в международных делах и последовательности его действий. В то же время вынужденный пересмотр приоритетов внешней политики Узбекистана после известной реакции Запада на андижанские события подтолкнул его к более активным действиям в рамках ШОС. Однако при этом не исключается, что под влиянием США, других западных стран и международных организаций, особенно ОБСЕ отдельные государства региона в целях получения их «благосклонности» могут постепенно дистанцироваться от ШОС или проявить некоторую пассивность.

         Тем не менее, подключение к ШОС в качестве наблюдателей трех крупных государств как Индия, Иран и Пакистан способствовало определенному повышению авторитета Организации на международной арене, как самой крупной по охвату территории и самой многочисленной по количеству населения, проживающей на ней. В этой связи здесь считают важным как можно скорее согласовать порядок взаимодействия с государствами-наблюдателями, скорейшее и полноценное подключение которых только повысит эффективность сотрудничества в рамках ШОС. Вместе с тем, раздаются голоса о целесообразности уже сейчас определиться с вопросом о принятии новых наблюдателей, включая подавшую заявку Беларусь, так как существуют опасения, что Организация может превратиться в пристанище для «стран-изгоев». Для недопущения подобного хода развития событий надо наладить диалог с США, Турцией, Афганистаном, ЕС и другими государствами и международными организациями, которые проявляют интерес к сотрудничеству с ШОС.

         Для дальнейшего развития Организации самым актуальным является вопрос координации интересов сторон и согласованность приоритетных направлений сотрудничества, что связано с заинтересованностью отдельных стран развивать военную составляющую, некоторых других - экономическое направление. Сам факт участия в ШОС двух крупных государств как Россия и Китай уже приковывает всеобщее внимание и вызывает подозрения в формировании противовеса американскому влиянию. В связи с чем надо не акцентировать внимание на военном сотрудничестве, а уделять должное внимание борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. При этом не исключается борьба с нетрадиционными угрозами как транснациональная преступность, контрабанда наркотиков, незаконная торговля оружием и отмывание денег, которые приобрели террористический характер и оказывают негативное влияние на безопасность региона.

С учетом данного обстоятельства для Казахстана видится важным предельно осторожно подходить к стремлениям КНР рассматривать «уйгурский вопрос» с позиций терроризма. Китай считает террористическими практически все уйгурские организации, созданные по этническому принципу, независимо от позиции мирового сообщества, особенно в рамках ООН. Наибольшая активность проявляется в вопросе формирования перечня террористических организаций по линии Региональной антитеррористической структуры. Кроме того, Пекин целенаправленно работает над тем, чтобы втянуть вооруженные силы ЦАР в антитеррористическую деятельность путем проведения совместных антитеррористических военных учений.

В этой связи надо задать вопрос, не дублирует ли ШОС взаимодействие в рамках ОДКБ и ЕврАзЭс. Во всех трех организациях практически представлены одни и те же государства. Поэтому с учетом схожести сфер сотрудничества (безопасность и экономика) они гипотетически не исключают возможности их слияния и поддерживают налаживание контактов ШОС с этими двумя организациями.

Китай, который вначале вместе с Россией скептически отнесся к инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева о развертывании экономического направления ШОС, в последние годы все больше выступает за его активизацию и призывает приступить к практической реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества и других соглашений в этой сфере, что способствовало бы повышению эффективности и практичности Организации. В этой связи Пекин призывает как можно скорее начать реализацию намеченных пилотных проектов и выражает готовность более гибко подойти к условиям предоставления льготного товарного кредита на сумму в 900 млн. долл. США. Последнее было отчасти доказано согласием китайской стороны, по настоянию Астаны, работать без гарантий Правительства РК напрямую с финансовыми и инвестиционными институтами развития Казахстана.

Стремлением активизации торгово-экономического сотрудничества было продиктовано проведение Правительством КНР под эгидой ШОС Евразийского экономического форума в Сиане в ноябре 2005 года. Китайская сторона активно поддерживает усилия по запуску Делового совета, межбанковского объединения и Фонда развития ШОС, а также весьма настойчиво лоббирует подписание Соглашения по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Кроме того, Правительство КНР выделило 75 млн. юаней для обучения в Китае в течение 3 лет 1500 специалистов государств-членов ШОС по разным направлениям.

По утверждению китайских экспертов, в случае успешной экономической интеграции в рамках Организации, она к 2020 году будет обеспечивать до 30 процентов глобального ВВП. При этом делается ссылка на данные Всемирного банка, о том, что за 2003 год общий объем ВВП стран ШОС достиг 70 процентов подобного показателя стран Евросоюза. Они считают, что после принятия новых государств-наблюдателей ШОС создал серьезные предпосылки для формирования в будущем на ее основе Евразийского механизма сотрудничества в области безопасности. В контексте постепенной активизации «нового Шелкового пути» и евразийского экономического сотрудничества ШОС, также имеет шансы перерасти в трансрегиональный механизм экономического сотрудничества.

Торгово-экономическое сотрудничество с Китаем в рамках ШОС необходимо развивать, учитывая усиливающееся стремление Пекина к ведению агрессивной «экономической экспансии». Сама идея выделения Правительством КНР кредита на 900 млн. долл. (по неофициальным сведениям, китайская сторона в случае «успешного» освоения этой суммы рассматривает возможность дополнительного выделения 1 млрд. долл.) преследует цель непосредственного китайского участия от этапа финансирования и строительства до последующей совместной эксплуатации объектов стратегического значения региона. Пекин в частности намерен финансировать под гарантии правительств государств ЦАР крупномасштабные проекты в области строительства инфраструктуры, включая проекты, направленные на создание в регионе энергетических, транспортных, телекоммуникационных, информационных и иных сетей. С учетом сложного экономического положения отдельных государств региона, нельзя исключать того, что наименее состоятельные из них, не погасив во время кредит, в будущем могут попасть в прямую экономическую зависимость от Китая.

Кроме того, китайская сторона довольно активно поддерживает сотрудничество в других областях, включая культурно-гуманитарную сферу. С 2005 года в ВУЗах Китая (г. Сиань) начали обучаться студенты из других государств-членов, направленные непосредственно по линии ШОС. Китайские артисты приняли участие в Фестивале народного творчества в Астане в июле 2005 года. Проведены несколько художественных выставок «Дети рисуют сказки народов государств-членов ШОС».

Китай поддерживает необходимость повышения роли и усиления функций Секретариата ШОС и Региональной антитеррористической структуры, наделив их соответствующими полномочиями. Не исключается при этом возможность увеличения в разумных пределах штата исполнительных органов Организации и привлечения к их работе местных вольнонаемных, но основной упор делается на сохранение стабильности системы органов ШОС. Китайская сторона поддержала казахстанские предложения о переименовании должности Исполнительного секретаря в Генерального секретаря, увеличения количества его заместителей на одну единицу и их утверждения на Совете глав государств по представлению Совещания министров иностранных дел, а также об образовании в Секретариате департаментов, включая создание нового департамента анализа. В то же время, китайская сторона считает необходимым сохранить разделение на должностных лиц и сотрудников Секретариата, воздержаться от передачи части функций национальных координаторов постпредам государств-членов, так как по ее мнению, в настоящее время не имеется таких условий.

Необходимо акцентировать внимание на целесообразности повышения прозрачности деятельности ШОС, так как стремительное развитие Организации может вызвать подозрения и настороженность со стороны внешних сил. ШОС необходимо развивать международные контакты, при этом своевременно и четко доводить до мировой общественности стратегические цели Организации, чтобы избежать возможных неверных суждений и догадок о ней. Для этих целей предлагается широко использовать «вторую дорожку» или Форум ШОС, который является неправительственной структурой с участием ученых. Существуют отдельные мнения, по возможности, частично публиковать для внешнего мира годовые отчеты деятельности Организации и содержание некоторых совещаний.

1.3 Оценка перспективы развития АТР и место в нем ШОС

По сравнению с другими регионами мира АТР располагает рядом преимуществ с точки зрения участия Казахстана в международной экономической кооперации.

Во-первых, процессы интеграции в АТР во многом носят неформальный, неправительственный характер, что придает большую открытость тихоокеанскому экономическому регионализму.

Во-вторых, в АТР, в отличие от других регионов мира, имеют место значительные перепады в уровнях социально-экономического развития, что предопределяет различные подходы к целям и методам экономической интеграции, которые, в свою очередь, не являются формальным препятствием для интеграции разноуровневых экономик.

В-третьих, в рамках АТР большую роль играют разного рода субрегиональные структуры экономического сотрудничества, включающие не всю территорию тех или иных стран, а лишь часть, как правило, прибрежные районы.

Если в начальный период хозяйственного сближения стран АТР определяющую роль играли такие факторы, как активность японского капитала и распространение японской технологии, с одной стороны, и доступ к самому емкому в мире американскому рынку - с другой, то в настоящее время товарные и инвестиционные потоки все в большей степени концентрируются внутри региона Восточной Азии.

В экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе выделяется несколько уровней.

Первый уровень - общерегиональный, т. е. межстрановое экономическое сотрудничество в бассейне Тихого океана, которое оформлено, хотя и в самом общем виде, на межправительственном уровне. Речь идет о созданной в 1989 г. Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АПЕК), которая к настоящему времени включает в себя 21 страну.

Создание зоны свободной торговли и снятие ограничений на движение капитала для промышленно развитых стран региона предполагается к 2010 г., а для развивающихся стран - к 2020 г. Вместе с тем перспективы формирования на базе АПЕК полномасштабной интеграционной группировки типа Европейского Союза все еще являются весьма неопределенными.

Одним из основных расхождений принципиального характера между развитыми (прежде всего США) и развивающимися странами АПЕК является различие в подходах к определению будущего статуса группировки. Соединенные Штаты объективно заинтересованы, прежде всего в наиболее полной и последовательной либерализации потоков товаров, капитала и технологий в рамках АТР и открытии рынков стран Восточной Азии, на долю которых приходится большая часть внешнеторгового дефицита США. Поэтому Вашингтон отстаивает принцип обязательности выполнения всех принимаемых решений в этой области.

Со своей стороны, развивающиеся страны Восточной Азии выдвигают на первый план свои индивидуальные особенности развития и добиваются известной свободы интерпретации принимаемых решений и добровольного характера их выполнения. На первый план при этом выходит не либерализация торговли и капиталовложений, а всемерное поощрение экономического и научно-технического сотрудничества.

Второй уровень экономической интеграции в АТР представлен субрегиональными политико-экономическими группировками. В настоящее время в этом смысле речь может идти практически только об одной группировке - Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для их экономического взаимодействия в настоящее время характерен процесс постоянного снижения тарифов во взаимной торговле, который привел к созданию зоны свободной торговли в субрегионе в 2003 г. Страны АСЕАН стремятся более эффективно использовать производственные ресурсы включая иностранные инвестиции.

Третий уровень экономического сотрудничества и взаимодействия в регионе представлен возникшими и продолжающими возникать естественным путем субрегиональными экономическими центрами. Появление этого феномена в значительной степени связано с теми процессами в развитии мирового хозяйства, которые приводят к появлению того, что известный американский исследователь Р. Скалапино назвал "естественными экономическими территориями". Объективно это отражает интернационализацию отдельных регионов в отличие от традиционных взаимодействий между странами как целостными экономическими и политическими единицами.

В зоне на которую распространяется сфера деятельности ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), скорее всего, произойдет некоторое ускорение реального прироста ВВП в Юго-Восточной Азии (до 5,2% с 5,0% в 2005г), Южной и Юго-Западной Азии (до 6,8% с 6,3%), а также в островных государствах Тихого океана (до3,3% с 2,6%). Возможно сокращения темпов развития в Северной и Центральной Азии (с 6,6% 2005г. до 6,0% в 2006г), Восточной и Северо-Восточной Азии (с 6,6% до 6,4%) и в развитых странах АТР (с 2,2% до 2,1%).

В Китае под влиянием падения спроса со стороны «перегревшихся» секторов экономики и полной реализации эффекта «дорогой нефти» реальный прирост ВВП составит, 8,2% по сравнению с 9,3% в 2005г. В Южной Азии лидером по темпам развития станет Индия (7,5% против 7,2% в 2005г) вместо Пакистана (8,4% в 2005г. и 7,0% в 2006г.). К лидерам по темпам развития приблизился Иран (7,4% в 2006г. по сравнению с 5,0% в 2005г). Японии удалось преодолеть фактическую стагнацию, имевшую место в 1997-2003гг., и добиться прироста в 2,7% в 2004г. В прошлом году темпы развития японской экономики несколько снизились (до 2,2%). В 2006г. действуют такие сдерживающие экономический рост факторы, как высокие цены на энергоносители, давление на иену (в сторону ее удорожания относительно доллара), замедление динамики развития США и Китая (а значит, сужение возможностей для наращивания японского экспорта).

В 2005 г. прирост товарного экспорта в мире заметно сократился - до 7 % с 10,9 % в предыдущем году. Основная причина заключается в замедлении экономического развития в США и Западной Европе. В январе - ноябре 2005 г. цены на минеральные (без нефти) и сельскохозяйственное сырье выросли в США на 11,2 %. Частично из-за глобальных дисбалансов усилились протекционистские настроения в развитых странах, что может иметь серьезные последствия для развивающихся государств АТР. Кроме того, из-за вялого хода переговоров по линии ВТО в рамках Доха-раунда и низкой результативности Гонконгской конференции ВТО на уровне министров в АТР усиливается интерес к заключению региональных (РТС) и двусторонних торговых соглашении (ДТС).

Большинство РТС и ДТС в АТР находятся в стадии подготовки или заключены относительно недавно, и поэтому оценивать их результативность еще рано.

В территориальном плане интеграционные процессы будут происходить по двум или трем осям. Основа первой оси - ЗСТ между АСЕАН и странами Северно-Восточной и Восточной Азии, Индией, а также Австралией и Новой Зеландией; ЗСТ между АСЕАН и Китаем отводится в этой схеме главную роль. Вторая ось интеграции объединяет ЗСТ, созданную участниками Инициативы по многоотраслевому техническому и экономическому сотрудничеству в зоне Бенгальского залива, С ЗСТ в Южной Азии, связующую роль выполняет Соглашение об азиатско-тихоокеанской торговле. Данная ось охватывает также участников действующих двусторонних торговых соглашений в Южной Азии с включением Китая и Республики Корея.

Три или четыре страны выделяются в качестве ведущих участников региональной интеграции. Первой из них является Китай, входящий в ЗСТ АСЕАН - КНР, а также участвующий в Соглашении об азиатско-тихоокеанской торговле. Китай служит своеобразным «мостом» между Юго-Восточной и Южной Азией. Членство в ШОС и соседство с целым рядом стран позволяет КНР быть «связующим звеном» между Восточной и Центральной Азией, по которому в будущем возможна резкая активизация торговли.

Для некоторых развивающихся стран АТР (в частности, из числа наименее развитых) большое значение имеет вопрос о торговых преференциях по текстилю и готовой одежде. Достаточно высок интерес государств указанного региона во-первых, к проблеме снижения нетарифных барьеров на всех рынках, во-вторых, к радикальному сокращению пошлин в торговле товарами по линии Юг-Юг, в-третьих, к обеспечению беспошлинного доступа и ликвидации нетарифных барьеров в торговле ремесленными изделиями и продукцией кустарных промыслов, экспортируемых наименее развитыми странами.

Эффект от либерализации торговли услугами может быть гораздо больше, чем эффект от открытия торговли товарами. АТР является все более конкурентоспособным регионом по экспорту услуг. Особенно важны для АТР два специфических вида такой торговли - торговля аутсорсинговыми услугами и торговля, связанная с временной трансграничной миграцией провайдеров услуг. Ограничение таких передвижений (например, развитыми странами) в определенной мере компенсируется ростом аутсорсинговой активности (в частности, в развивающихся государствах).

Глава 2. Состояние и перспективы ВЭД Казахстана

.1 Социально-экономическое положение Казахстана

Макроэкономические тенденции.

Рост реального ВВП, за январь-декабрь 2005г. по сравнению с аналогичным периодом 2004г. составил 109,2%.

Объем ВВП в январе-сентябре 2005г. составил в текущих ценах 5245,4 млрд. тенге, что выше в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом на 9,0%.

Прирост ВВП в январе-сентябре 2005г. увеличен объем производства в промышленности на 4,2%, сельском хозяйстве - на 7,4%, строительстве - на 38,8%, услуг транспорта и связи - на 9,5%, торговли - на 9%. В структуре ВВП доли производства товаров и производства услуг в ВВП за январь-ноябрь 2004г. составили 43,2% и 52,9% соответственно.

В январе-декабре 2005г. объем инвестиций в нефинансовые активы (без инвестиций в пополнение запасов материальных оборотных средств) составил 2273,4 млрд. тенге, из них 2205,2 млрд. тенге приходится на инвестиции в основной капитал (в 1,2 раза больше, чем в соответствующем периоде 2004г.).

Растут объемы внешнеторгового оборота Казахстана. По данным Агентства РК по статистике, без учета неорганизованной торговли, внешнеторговый оборот Республики Казахстан в январе-ноябре 2005г. составил 41016,4 млн. долларов США и по сравнению с прошлым годом увеличился на 38,9%, в том числе экспорт - 25197,4 млн. долларов США, увеличился на 40,1%, импорт (с учетом расходов на транспортировку и страхование) - 15819,0 млн. долларов США - увеличился на 37% .

В декабре 2005г. по сравнению с декабрем 2004г. цены на потребительские товары и услуги возросли на 7,5%, с предыдущим месяцем - на 0,9%.

В экономике республики в декабре 2005г. были заняты 7,2 млн. человек или на 148,7 тыс. человек (на 2,1%) больше, чем в декабре 2004г. В структуре занятых доля наемных работников составила 64,4%, самостоятельно занятых - 35,6% (в декабре 2004г. было соответственно 62,2% и 37,8%).

Численность безработных в декабре (лиц в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 650,8 тыс. человек, по сравнению с декабрем 2004г. произошло снижение на 12,2 тыс. человек. Уровень безработицы в декабре сложился в 8,2% (в декабре 2004г. - 8,6%).

Ситуация с оплатой труда характеризуется стабильным ростом среднемесячной номинальной заработной платы наемных работников. В ноябре 2005г. она составила 36495 тенге и выросла по сравнению с соответствующим месяцем 2004г. на 26,4%, в реальном выражении - на 17,6%.

Реальный сектор экономики

Промышленность. В январе-декабре произведено продукции в действующих ценах на 5124,1 млрд. тенге. Индекс физического объема к январю-декабрю 2004г. составил 104,6%. Рост объемов производства наблюдается во всех регионах республики, за исключением Кызылординской области, где отмечено снижение на 14,3%, Карагандинской - на 8,9% и Костанайской - на 4,8% областей.

Рис 1. Индексы физического объема промышленной продукции и отраслевая структура промышленности в январе-декабре 2005г.

В январе-декабре 2005г. отмечен рост по сравнению с аналогичным периодом 2004г. в отраслях горнодобывающей промышленности. За указанный период увеличение объемов обеспечено в основном ростом добычи газа природного (естественного) (на 25%); конденсата газового (на 21%), лигнита (на 14,5%); руд железных неагломированных (на 8,6%), руд медных (на 11%) и хромовых (на 8,9%). Добыча нефти сырой выросла на 1,1%.

В обрабатывающей промышленности в январе-декабре 2005г. произведено продукции на 1833 млрд. тенге, что выше уровня января-декабря 2004г. в реальном выражении на 6%. Объемы производства продукции целлюлозно-бумажной промышленности возросли на 28,8%, обработки древесины и производства изделий из дерева - на 15,2%, пищевых продуктов, включая напитки - на 14,4%.

Рис 2. Индексы физического объема и удельный вес отдельных видов деятельности горнодобывающей промышленности в январе-декабре 2005г.

Рис 3. Индексы физического объема и удельный вес отдельных видов деятельности обрабатывающей промышленности в январе-декабре 2005г.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс физического объема в январе-декабре 2005г. по сравнению с январем-декабрем 2004г. составил 102,2%. Увеличение объема обеспечено в основном ростом объемов производства и распределения газообразного топлива на 23,3%.

Сельское хозяйство. В январе-декабре 2005г. объем валовой продукции сельского хозяйства в целом по республике составил в текущих ценах 764,8 млрд. тенге, что больше аналогичного периода 2004 года в реальном выражении на 6,7%, в том числе продукция растениеводства - 408,8 млрд. тенге (рост на 8,4%), продукция животноводства - 356,0 млрд. тенге (увеличение на 4,5%).

В 2005г. по сравнению с 2004г. во всех категориях хозяйств достигнут рост поголовья крупного рогатого скота на 4,5% (5440,2 тыс. голов), овец и коз - на 6,5%(14274,8 тыс. голов), свиней - на 1,6% (1313,3 тыс. голов), лошадей - на 3,5% (1160,0 тыс. голов), верблюдов - на 3,0% (129,5 тыс. голов) и птицы - на 2,8% (26325,4 тыс. голов). В январе-декабре 2005г. по сравнению с этим же периодом 2004г. отмечен рост производства мяса и молока во всех областях, яиц - во всех областях, кроме Мангистауской области.

Транспорт и связь. Общий объем грузоперевозок за январь-декабрь . составил 1927,9 млн. тонн, что на 4,8% больше грузоперевозок соответствующего периода прошлого года (с учетом оценки перевозок грузов нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками).

Рис 4. Перевозка грузов отдельными видами транспорта в январе-декабре 2005г. (в % к соответствующему периоду 2004г.)

Предприятиями связи республики за январь-декабрь 2005г., по оперативным данным, оказано услуг на сумму 216,7 млрд. тенге, из них населению - на 75,9 млрд. тенге, что соответственно в сопоставимых ценах на 27,7% и 29,4% больше, чем в январе-декабре 2004г.

Торговля. Объем розничного товарооборота в январе-декабре 2005г. составил 1312,9 млрд. тенге и по сравнению с аналогичным периодом 2004г. увеличился (в постоянных ценах) на 12,4%. В декабре 2005г. реализация товаров составила 131,4 млрд. тенге, что в постоянных ценах выше уровня декабря 2004г. на 13,2%. Объем розничного товарооборота торгующих предприятий составил 543,1 млрд. тенге и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2004г. на 35,2%. В тоже время розничный товарооборот продовольственных, непродовольственных, специализированных, универсальных рынков и индивидуальных предпринимателей возрос на 0,4%.

Рис 5. Структура розничного товарооборота по каналам реализации (в % к общему объему)

Оптовый товарооборот республики с начала текущего года составил 2321,6 млрд. тенге или на 6,2% больше, чем за соответствующий период 2004г.

Объем услуг общественного питания за январь-декабрь 2005г. составил 36 млрд. тенге или на 34,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

В региональном разрезе наибольший прирост объема розничного товарооборота в январе-декабре 2005г. по сравнению соответствующим периодом прошлого года (в сопоставимых ценах) наблюдался в Жамбылской (на 33,5%), Акмолинской (на 21%), Атырауской (на 17,5%), Кызылординской (на 14,7%) областях, в г.Алматы (на 16,3%), г.Астане (на 15,8%). Наименьший прирост отмечен в Мангистауской области (на 1,4%).

Внешняя торговля. В январе-ноябре 2005г. внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 11144,4 млн. долларов США и по сравнению с январем-ноябрем 2004г. увеличился на 20,6%, в том числе экспорт - 3738,1 млн. долларов, уменьшился на 0,1%, импорт - 7406,3 млн. долларов, увеличился на 34,7%.

Доля государств СНГ в общем товарообороте составила 27,2% (в январе-ноябре 2004г. - 31,3%).

Удельный вес минеральных продуктов в общем объеме экспорта в государства СНГ в январе-ноябре 2005г. составил 53% (в январе-ноябре 2004г. - 53%), продовольственных товаров - 11% (18%), химической продукции - 14% (10%).

В январе-ноябре 2005г. внешнеторговый оборот с другими странами мира составил 29872,0 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 47,1%, в том числе экспорт - 21459,3 млн. долларов США, увеличился на 50,6%, импорт - 8412,7 млн. долларов США, увеличился на 39%.

Удельный вес минерального сырья в общем объеме экспорта в другие страны мира в январе-ноябре 2005г. составил 78% (в январе-ноябре 2004г. - 72%), продукции металлургической промышленности - 16% (22%).

Рис 6. Товарная структура экспорта в % к итогу

Рис 7. Товарная структура импорта в % к итогу

Инвестиции в основной капитал. Из общего объема инвестиций в основной капитал (2205,2 млрд. тенге), удельный вес собственных средств хозяйствующих субъектов составил 56,8%, иностранных инвестиций - 25,2%, бюджетных средств - 12,6%, заемных средств - 5,4%.

Приоритетными отраслями остаются добыча нефти и природного газа - 33,9% от общего объема инвестиций в основной капитал (в 2004г. - 35,3%), операции с недвижимым имуществом - 21,1% (за счет геологической разведки и инженерных изысканий) (18,5%), транспорт и связь - 14,8% (в 2004г. - 15,2%), обрабатывающая промышленность - 10,4% (в 2004г. - 9,8%).

Цены и тарифы. На потребительском рынке республики цены на продовольственные товары в декабре 2005г. по сравнению с декабрем 2004г. выросли на 8,1%, непродовольственные товары - на 5,9%, платные услуги - на 8%.

Индекс потребительских цен в январе-декабре 2005г. составил 107,6% по сравнению с январем-декабрем 2004г. (в январе-декабре 2004г. - 106,9%).

Рис 8. Динамика индекса потребительских цен в январе-декабре 2005г. (прирост (+), снижение (-), в % к декабрю предыдущего года)

Цены предприятий-производителей промышленной продукции с учетом услуг производственного характера в декабре т.г. по сравнению с декабрем 2004г. возросли на 20,3%.

Рынок труда. Численность наемных работников в четвертом квартале 2005г. (по предварительным данным) составила 4,7 млн. человек, что больше, чем в соответствующем периоде прошлого года на 181,5 тыс. человек (на 4%). Из их числа в государственных и негосударственных организациях работали 3,8 млн. человек (81,1%), у физических лиц - 0,6 млн. человек (12,1%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 0,3 млн. человек (6,8%).

Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец декабря т.г. составила 94 тыс. человек, их доля в численности экономически активного населения - 1,2% (в декабре 2004г. соответственно 117,7 тыс. человек и 1,5%).

Денежные доходы населения. В ноябре 2005 года среднедушевые номинальные денежные доходы населения (по оценке) составили 16815 тенге, что на 25,6% выше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Реальные денежные доходы за этот же период возросли на 16,9%.

Рост промышленного производства в 2005 году

В январе-марте 2005г. промышленными предприятиями Казахстана произведено продукции (включая малые, подсобные предприятия, сектор домашних хозяйств) в действующих ценах на 1069,7 млрд. тенге, что к уровню января-марта 2004г. составило 107,4%. Рост объемов производства за январь-март 2005 года по сравнению с январем-мартом прошлого года наблюдается во всех регионах республики, кроме Карагандинской области, где снижение производства составило 17,3%.

Рис 9. Денежные доходы населения (оценка) в разрезе регионов

.2 Место Казахстана в мирохозяйственных связях

В становлении и развитии Казахстана, как суверенного государства, важную роль играют его мирохозяйственные связи. Экономические и социальные проблемы Республики Казахстан столь глубоки и многогранны, что их решение может быть достигнуто только на основе коренного изменения всей системы мирохозяйственных отношений в условиях смешанной экономики.

Взаимозависимость стран мирового сообщества основывается на интернационализации хозяйственной жизни, которая проявляется и интернационализации производства, науки, культуры, условии труда и быта. А взаимозависимость стран мирового сообщества основывается на развитии международного разделения труда.

Общепризнанно, что ныне даже самые развитые и крупные государства не в состоянии самостоятельно, вне связи с другими странами продвигаться по всему фронту научно-технического, социально-экономического прогресса и обеспечивать условия для эффективного производства всего набора нужных им товаров и услуг. Такие задачи успешно решаются лишь благодаря международному сотрудничеству. Его значение особенно велико для стран, отстающих в своем развитии, и доказывать справедливость этого общепризнанного во всем мире тезиса нет никакой нужды.

Специфика Казахстана состоит в том, что он обладает чертами как развитой страны (всеобщая грамотность населения, широкая сеть учебных заведений, научно-исследовательских и проектных учреждений, учреждений культуры и быта, космические исследования), так и развивающейся (сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры). Рядом с этим гипертерриториальность (по площади Казахстан занимает 9 место в мире), внутри континентальное расположение (почти со всех сторон окружен сушей). К несомненным внутриполитическим успехам относится то, что за годы независимости в Казахстане - в отличие от большинства бывших республик СССР (тем более, центральноазиатских), - не было отмечено ни одного факта межнациональной розни, несмотря на то, что в стране проживают представители 140 национальностей. Взвешенная, системная и сбалансированная дипломатия позволила республике занять ключевое место как в рамках СНГ, так в системе международных отношений в Евразии. Казахстан связывают устойчивые и разносторонние отношения с Европой и США. Можно сказать, что Казахстан - единственная страна в Центральной Азии, которую Запад воспринимает в качестве равного партнера, как в экономической, так и в политической сфере. В стране обеспечены надежные условия работы иностранных инвесторов. Складываются разносторонние отношения с международными организациями: в первую очередь с ООН, ОБСЕ. Разумеется, традиционно тесные отношения Казахстан поддерживает с Россией (этому, кстати, немало способствуют доверительные личные отношения президентов Путина и Назарбаева). Россия - это естественный геополитический, геоэкономический и геокультурный партнер Казахстана. Без преувеличения можно сказать, что именно Российская Федерация и Республика Казахстан являются ключевыми игроками в таких важных структурах сотрудничества на постсоветском пространстве, как СНГ, ЕврАзЭс и ОДКБ. На международной арене Казахстан и Россия часто выступают вместе, отстаивают консолидированные позиции и, как показывает практика, добиваются решения весьма сложных вопросов. Например, именно усилия РК и РФ позволили найти решение крайне трудноразрешимой «каспийской проблемы». Сотрудничество с Россией разворачивается в топливно-энергетическом комплексе, в космосе, в военно-технической сфере; оно охватывает области высоких технологий, науку и образование. Собственно говоря, стратегическое партнерство Москвы и Астаны образует каркас всей системы безопасности в центрально-восточной части Евразии: за постсоветский период накоплен огромный опыт совместного противодействия терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, распространению оружия массового уничтожения (ОМУ).

Далее, одним из важнейших направлений развития внешней политики Казахстана является взаимодействие с Китаем. Их отношения в последнее время развиваются очень динамично, эволюционируя в направлении стратегического партнерства (соответствующие фундаментальные договоренности были достигнуты в ходе двух визитов президента Назарбаева в Пекин в 2004 г.). В этой связи первостепенное значение имеет реализация ряда крупномасштабных проектов в топливно-энергетической сфере, таких как, например, строительство нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Нельзя не отметить, что Китай в последнее время демонстрирует внушительные экономические успехи. Так доля КНР в 2004 г. составила 24,4% в превышении мирового ВВП, тогда как этот же показатель у США равен 18,6%. В прошедшем 2005 году КНР продемонстрировала примерно те же показатели развития. Данный фактор, абстрагируясь от прочих обстоятельств, способен сыграть положительную роль в дальнейшем укреплении Шанхайской организации сотрудничества. Казахстан активно сотрудничает с КНР и в развитии системы евроазиатских транспортных коридоров, включающей, например, так называемый «Северный коридор» для транзита грузов из Европы в Южную Корею и Японию. Углубляется сотрудничество Астаны и Пекина и в научно-технической и культурно-гуманитарной сферах, здравоохранении, туристической сфере и образовании.

Позиции КНР и Казахстана зачастую совпадают на международной арене. Китайская сторона активно поддерживает Казахстан в его стремлении вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наконец, следует отметить, что Казахстан достиг с Китаем полного согласия по принципиальным вопросам деятельности и дальнейшим перспективам развития ШОС (что и было зафиксировано в подписанном в декабре 2002 г. Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РК и КНР).

.3.Проблемы и пути развития внешнеэкономических связей Казахстана

Казахстан строит грандиозные планы, направленные на то, чтобы стать не просто региональной, но мировой экономической державой. Ключом к достижению ее амбициозных целей является развитие самого тесного регионального сотрудничества.

Стратегия, обрисованная президентом Нурсултаном Назарбаевым и другими официальными лицами, по сути дела, предполагает, что Россия и в несколько меньшей степени Китай, а не Соединенные Штаты, рассматриваются сегодня в Казахстане как главные страны, которые могут способствовать экономическому росту Казахстана. Таким образом, чем эффективнее будет выполняться программа экономического развития Казахстана, тем меньшее геополитическое и экономическое влияние сможет оказывать Вашингтон в Средней Азии.

С начала 2006 г. Назарбаев неоднократно заявлял о задаче преобразования Казахстана в ближайшие десять лет в одну из «50 самых конкурентоспособных, динамично развивающихся стран мира». В последний раз это было сказано в речи 5 апреля перед российской Государственной думой. Назарбаев заявил российским парламентариям, что в рост ВВП в последние пять лет составлял в среднем 10%, добавив, что страна добивается значительного ускорения темпов роста. Если все пойдет по плану, экономика Казахстана вырастет в 2015 г. на 350% по сравнению с уровнем ВВП 2000 г.

В государственной программе экономического развития на 2006-2008 гг., опубликованной 1 апреля, говорится, что главной целью правительства является «создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения конкурентоспособности Казахстана на международной арене, а также роста уровня жизни». В 2008 г. ВВП на душу населения планируется поднять до 5550 долларов и выше, т.е. увеличить на 50% по сравнению с существующим уровнем.

В своей речи в российской Думе Назарбаев говорил о реформе системы государственно службы для наведения порядка в работе бюрократии и одновременного продвижения во власть молодых технократов - 30-35-летних кадров, как выразился Назарбаев. Президент подчеркнул также, что в целях повышения экономической предсказуемости усилена правовая инфраструктура - включая налоговый кодекс. Кроме того, сказал президент, правительство намерено обратить пристальное внимание на сельскохозяйственную реформу, добавив, что принятые к настоящему моменту меры уже помогли смягчить последствия демографического кризиса, в результате которого из-за скудости экономических возможностей в сельских районах начала быстро сокращаться численность населения.

Главный элемент казахстанской стратегии - вступление страны во Всемирную торговую организацию. Казахстан намерен вступить в ВТО в 2007 г. Законодательство Казахстана будет в скором времени приведено в соответствие с нормами ВТО. Вступление страны в ВТО откроет широкие возможности для повышения конкурентоспособности Казахстана.

Пытаясь укрепить свои позиции в мире, Казахстан добивается председательского кресла в ОБСЕ на 2009 г. В ходе визита в конце марта в Казахстан бельгийский министр иностранных дел Карел де Гюхт, в настоящее время действующий председатель ОБСЕ, охарактеризовал заявку Казахстана на председательское кресло как сложную задачу и одновременно благоприятную возможность для страны. Он добавил, что Казахстан является самым достойным кандидатом в Средней Азии, которая является очень важным регионом.

Локомотивом экономического роста Казахстана являются богатейшие запасы нефти и газа. Это означает, что экономические цели не следует рассматривать как нереальные. И все же стране пока далеко до их достижения. Большой вопрос - сможет ли Казахстан сохранить двузначные цифры темпов роста? Существующий на сегодня рынок энергии кажется благоприятным, но сохранится ли это положение в следующем десятилетии?


Скачать архив (519.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: