Главная » Экономика |
В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» от 14.12.2012 отмечено, что Казахстане за 15 лет объем национальной экономики вырос с 1,7 триллиона тенге в 1997 году до 28 триллионов тенге в 2011 году, а ВВП страны возрос более чем в 16 раз. С 1999 года ежегодный прирост ВВП Казахстана составил 7,6% и обогнал передовые развивающиеся страны. ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз - с 1 500 долларов США в 1998 году до 12 тысяч долларов США в 2012 году. Казахстан с самого начала стал лидером в СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения. Сегодня это уже 9200 долларов США[1]. Отдав «должное» росту казахстанской экономики, следует отметить, что, тем не менее, в ней имеются определенные «бреши», которыми нужно заниматься: состояние инфраструктуры, серьезная необходимость в диверсификации казахстанской экономики в целом. Целью Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР) на 2010-2014 годы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности [2]. Все это требует привлечения дополнительных финансовых средств и инвестиций. И в этих условиях развитие различных форм финансовой деятельности является очень важным и перспективным. В соответствии с ГПФИИР одним из направлений увеличения инвестиций в приоритетные сектора экономики является расширения инструментов и доступности источников финансировании, как действующих, так и новых и в частности это исламское финансирование. Сегодня исламские финансовые институты (ИФИ) существуют в 75 странах, в том числе в немусульманских (включая страны Западной Европы и США). По данным МВФ в мире функционирует около 400 исламских банков. По данным Исламского банка развития, прирост исламских финансовых активов за последние 15 лет составлял около 15% в год (за последние 10 лет - 20%), а их общий объем к концу 2015 года может составить более 2,8 триллиона долларов (сейчас 1 триллион долларов). Популярность исламского банкинга объясняется просто: тогда, как в период мирового финансового кризиса классические банки терпели поражение, исламские практически не пострадали. Исламское банковское дело отличается от классического по пяти основным пунктам: риск и прибыль должны быть разделены поровну между сторонами сделки; спекуляции и неопределенности в сделках строго запрещены; делать деньги из денег (например, проценты) запрещено; некоторые виды деятельности, не полезные для общества, запрещены; сделки должны быть на основе активов или активами. Как утверждают сами исламские финансисты, в основе банкинга лежит реальная экономика - и никаких игр со временем. Существуют определенные препятствия развития исламских финансов: Во-первых, исламские финансы в их современном виде являются сравнительно молодой отраслью. Первые исламские банки получили лицензию чуть более 30 лет назад. Второе, - это трудность при проведении трансграничных операций. Существуют значительные различия в структуре финансирования и документации различных стран. В-третьих, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в последние годы в создании нормативной базы для финансирования по шариату, все еще существуют пробелы, которые должны быть заполнены, особенно это касается вопроса управления ликвидностью, и в этом направлении регуляторы предпочитают иметь дело с традиционными финансовыми системами. Казахстан, первое на постсоветском пространстве государство, внедрившее законодательную базу для развития исламских финансов. Исламское финансирование получило признание у власти по причинам кризиса, во время кризиса наиболее устойчивые позиции занимали исламские банки. Именно мировой финансовый кризис подтолкнул Казахстан к активному развитию исламской системы финансирования у себя в регионе. Хотя в Казахстане разработан соответствующий закон, но еще нет четкого представления об архитектуре его развития. Как отмечают отечественные эксперты - необходимо прежде всего определиться с архитектурой развития данного вида финансирования и после этого развивать законодательство. «Самый главный вывод, к которому пришли отечественные эксперты, - по словам г-на Нурпеисова Д, председателя комитета Нацбанка - звучит так: нет исламских и иных банков, есть коммерческие банки, но системы их функционирования отличаются. И эти системы необходимо совмещать, что возможно и технически, и юридически» [3]. Как заявляют власти, к 2020 году Казахстан намерен стать региональным исламским финансовым центром. В настоящее время вместе с классическими финансовыми институтами в Казахстане зарегистрированы и действуют несколько исламских «первопроходцев». Первым исламским банком, открывшим представительство в Казахстане, стал в 2010 году банк «Аль Хилал» из ОАЭ. Головной офис банка находится в Алматы, также созданы филиалы в Астане и Шымкенте. На настоящий момент банк обслуживает лишь крупных юридических лиц, отдавая предпочтение корпоративным клиентам в области нефти и газа, промышленности, железнодорожного транспорта и других сфер инфраструктуры. Одним из недавних клиентов «Аль Хилала» стала Казпочта, в которую он согласился инвестировать 1,5 млрд тенге (10,1 млн долл. США). Всего, по официальным данным банка «Аль Хилал», за два года банк намерен инвестировать в казахстанские предприятия порядка 200 млн долл. США (29,6 млрд тенге). Успешно функционирует компания Fattah Finance, продвигает идеи финансирования по шариату. Кроме того, в настоящий момент в республике работает исламская страховая компания «Такафул», действующая в виде общества взаимного страхования. При этом необходимо отметить, что объем мирового рынка исламского страхования в 2011 году составил 4,22 млрд. долларов. Прогнозируется, что к 2015 году этот объем составит 7,39 млрд. долларов. Также необходимо отметить, что АО «Фаттах Финанс» и малазийская компания AmanahRaya создали Казахстанский исламский инвестиционный Хадж-фонд. В июне 2011 на международном исламском форуме WIFE-7 в Астане он официально был запущен. За основу была взята модель малазийского хадж-фонда Tabung Hadji Lembaga. Идея фонда - помочь людям накопить деньги на хадж. Казахстан имеет максимальную квоту для посещения Саудовской Аравии во время хаджа в 10 000 человек (0,1% от мусульманского населения страны), но на сегодняшний день количество паломников из Казахстана составило лишь 4 000 человек. Многие люди не могут сразу оплатить всю сумму, составляющую на сегодня около $4000. Вместе с этим существуют проблемы с логистикой, гостиницами, сервисом для наших паломников. Кроме того, в 2011 году в Казахстане начал свою деятельность фонд «Закят» для сбора добровольных пожертвований на основе принципов «вакф» и перераспределения средств среди малоимущих. Создание фондов такого типа позволит мобилизовать имеющиеся ресурсы населения и обеспечить их накопление и распределение в соответствии с принципами исламского финансирования. Также на сегодня в Казахстане функционирует ряд других игроков, деятельность которых связана с исламскими финансами. В их числе Istisna’a Corporation, Акыл-Кенес консалтинг и другие. Летом 2010 года было объявлено о намерении создать второй исламский банк как розничный финансовый институт. В осуществлении замысла принимают участие три стороны: Банк развития Казахстана, Fattah Finance и малазийский партнер по проекту, государственная компания AmanahRaya. Тормозит процесс тот факт, что в группе компаний AmanahRaya есть оффшорный банк. В 2013 году процесс регистрации второго в Казахстане исламского банка должен завершиться. Внедряя исламские финансы в нашей стране, необходимо помнить, что у нас пока малая ликвидность инструментов - основы финансовой системы. У нас отсутствует глобальная сертификация и стандартизация продукта. И главное - не в полной мере решены налоговые и юридические вопросы. Опыт ряда стран, где применяются принципы и механизмы исламского финансирования экономики, показывает, что и исламские государства не гарантированы от потрясений. Этот опыт очень важен для Казахстана. При внедрении в стране исламской модели финансирования экономики необходимо обеспечить системный подход к ней, полная эффективность ее достигается лишь в обществе, где экономическое развитие страны совмещается с тремя «Д» (демократия, демография, духовность). При полной гармонизации четырех важнейших процессов устанавливается высшая социальная справедливость в обществе, к чему призывает идеология ислама [4]. Пока уровень духовности населения в стране недостаточен и степень доверия экономических субъектов к исламским финансам невысокая, а вновь формирующиеся институты исламских финансов не могут в начальный период успешно конкурировать с традиционными финансовыми структурами. Необходима широкая государственная поддержка новой системы (законодательно-правовое обеспечение, налоговые преференции, государственные расходы на подготовку кадров, привлечение высококвалифицированных кадров из других стран, стимулирование инвестиций в халал-индустрию, достаточная ликвидность инструмента суккук, борьба с монополией и нездоровой конкуренцией в экономике, обеспечение взаимосвязи исламских финансов с инновационным развитием страны и другие системные меры). Без этого рациональную идею исламского финансирования можно дискредитировать, поскольку она не является панацеей, если общество к ней не готово. Необходимо поднимать духовный уровень народа - главное звено в системе эффективного внедрения исламского финансирования. Ввиду сложности и разнообразия проблем успешного перехода к принципам исламского финансирования целесообразно участие в нем не только Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы, но и заинтересованных министерств и ведомств, Национального банка Казахстана, научных учреждений и высших учебных заведений, институтов гражданского общества страны. Темпы внедрения исламского финансирования в экономику Казахстана будут зависеть от принятия соответствующей законодательной базы, чтобы исламский банкинг на самом деле мог получить перспективные возможности. Поэтому необходимо внесение изменений и дополнений в законы Республики Казахстан, что требует немалых затрат времени. Казахстану предопределена лидирующая позиция по исламскому финансированию в СНГ. Существует ряд факторов, тормозящих уверенное развитие исламского финансирования в стране, среди них - быстро меняющиеся условия финансового рынка, отсутствие практики по исламскому финансированию и знания в этой области у населения. Вопрос развития и функционирования исламской системы финансирования сталкивается практически с отсутствием полного понимания, как со стороны населения, так и со стороны финансовых структур, а также с нехваткой кадров. Кроме того, необходимо учитывать особенности Казахстана как полиэтничной и поликонфессиональной страны. При этом исламская финансовая модель должна взаимовыгодно сосуществовать с традиционной моделью. Население Казахстана более 16 млн человек, 10 млн из них считают себя мусульманами, около 1 млн из них являются практикующими мусульманами. Маркетинговые исследования показали, что спрос на данные услуги очень высокий, включая не мусульман: если очень грубо оценивать, то спрос на исламские продукты составляет, как минимум, $5 млрд. В Малайзии, к примеру, 70% клиентов исламских финансовых институтов являются не мусульманами. Там активными пользователями исламских финансовых продуктов являются китайцы. Здесь также уместно сказать об инвестиционном потенциале населения Казахстана. По неофициальным данным, почти $50 млрд население хранит «под подушкой». По мнению экспертов, переток несомненно будет. С учетом ментальности нашего населения, сложно сказать, как он будет происходить, но можно предположить, смотря с оптимизмом в будущее, что к 2020 году исламские финансовые институты займут 10% от всей финансовой системы Казахстана. За 8 лет это вполне реально. В 2012 году в целях комплексного развития исламских финансов была разработана и принята Правительством Казахстана «дорожная карта» по развитию исламского финансирования до 2020 года. Она включает в себя вопросы дальнейшего совершенствования законодательства, информационно-разъяснительную работу, научно-образовательную работу, развитие исламской финансовой инфраструктуры, международного сотрудничества, государственного сектора, привлечение инвесторов, развитие рынка исламских финансовых услуг [5]. К тому же в 2012 году Банк развития Казахстана объявил о планах осуществления дебютного выпуска сукук «аль-Мурабаха» с двойным листингом на отечественной фондовой бирже и на бирже Малайзии. При этом ожидается, что объем первой эмиссии составит 200-300 млн. долларов со сроком не менее 5 лет. В свою очередь общий предполагаемый объем программы планируется довести до 500 млн. долларов. В Казахстане на постоянной основе проводятся различные форумы и конференции по исламским финансам. Казахстан в ближайшие 5-7 лет намерен привлечь до 10 миллиардов долларов исламского финансирования. Вскоре будет подписано партнерское соглашение между правительством Казахстана и ИБР. После этого пройдут встречи с представителями Минфина и Нацбанка, чтобы определить направления помощи со стороны ИБР для развития исламского финансирования в республике. Речь не идет о полном слиянии «традиционного» и исламского финансирования: «этого не произойдет, как не происходит нигде в мире». Речь идет о том, чтобы упорядочить «строительные блоки этого сектора», чтобы он мог развиваться в Казахстане. При этом речь идет о постепенном процессе, который в некоторых странах занимал до тридцати лет. Хотя динамика в Казахстане достаточно позитивная. Развитие исламской финансовой модели в Казахстане откроет финансовые шлюзы с Востока. А имеющее на сегодняшний день место масштабное инвестирование с Востока затрудняется во многом отсутствием институтов, способных работать по принципам шариата. Следуя логике событий, казахстанскому рынку нужно ожидать, что с развитием исламской модели финансирования в Казахстан придут длинные деньги с богатейшего нефтяного региона Ближнего Востока. инновационный финансирование исламский экономика Список литературы Стратегия «Казахстан-2050» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 года. Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. Материалы Международного заседания по исламским финансам: «Создание благоприятных условий», проведенное 17 по 18 сентября Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Исламским Банком Развития и Международным Валютным Фондом. Баймуратов У. Исламские финансы приняли вызов // «Деловой Казахстан» 14 марта 2011. Дорожная карта развития исламского финансирования до 2020 года Утверждена постановлением Правительства РК от « 29» марта 2012 года № 371 Скачать архив (8.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |