Главная » Экономика

Проблемы и перспективы экономики Казахстана в современный период

Введение

Конец XX и начало XXI века для республики, также как и для всех постсоциалистических стран, характеризовался глубокими социально-экономическими трансформациями. За 20 лет независимости Казахстан прошел сложный путь перехода от рыночных реформ к формированию рыночной экономики, ориентированной на инновационное развитие, от глубокого экономического спада к экономическому росту и социальной стабильности общества.

Как известно, в начале 90-х годов в республике наблюдался самый большой экономический спад за всю современную историю развития, сопровождавшийся беспрецедентным ростом уровня инфляции, разрушением накопленного экономического потенциала, массовой безработицей и ростом уровня бедности. Достаточно сказать, что валовой внутренний продукт (ВВП) в результате ежегодного сокращения в 1998 г. составил всего 61,6% от уровня 1990 г., среднедушевой ВРП - 66,7%, уровень безработицы - 13,1%, а доля населения с доходами ниже прожиточного уровня 39,0%. Инфляция достигла своего пика в 1992-1993 гг. и составила соответственно 3061% и 2265%.

В 90-е годы прошлого столетия были проведены все рыночные реформы: завершился процесс приватизации и создан предпринимательский сектор экономики, создана эффективная система государственного управления, сформирован банковский сектор, проведены реформы в бюджетной системе и социальной сфере, реформированы системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, социальной защиты, создана законодательная база для функционирования экономики рыночного типа. В основном было завершено реформирование экономики и социальной сферы, создан частный сектор экономики и накоплен достаточный опыт по управлению казахстанским обществом в новых условиях, международный авторитет государства укрепился. Казахстан первым среди стран СНГ получил статус страны с открытой рыночной экономикой.

Дальнейшее решение социально-экономических проблем зависело от правильности выбора стратегических целей и приоритетов развития. И такой выбор был сделан, когда впервые на постсоветском пространстве в 1997 г. была разработана Стратегия развития Казахстана до 2030 года, ставшая главным ориентиром для развития экономики и социума республики.

Уже в 1999 г. была достигнута стабилизация, а затем и подъем экономики, повлекший за собой позитивные сдвиги в социальных процессах.

Макроэкономическая динамика последних десятилетий включает несколько основных этапов.

Первый этап (1992-1995 гг.) характеризовался реализацией комплекса мер по переходу от плановой экономики к рыночной, формированием институционально-правовой базы рыночных отношений, либерализацией экономики, наполнением рынка потребительскими товарами. В этот период динамика всех показателей отличалась понижающей траекторией.

На втором этапе (1996-1998 гг.) главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, осуществление демонополизации, приватизации, банкротства и санации многих предприятий, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование конкурентной среды. В эти годы в Казахстане начался восстановительный рост.

На третьем этапе (1998-2000 гг.) на экономическое развитие республики повлиял мировой финансовый кризис 1997-1998гг. Его влияние на национальные экономики оказалось неоднозначным. В Казахстане, благодаря правильным и своевременным антикризисным мерам правительства, глубина экономического спада была небольшой.

Четвертый этап (2000-2011 гг.). В начале XXI века вплоть до в 2007 г., т.е. начала мирового экономического кризиса, в Казахстане наблюдался динамичный и устойчивый экономический рост. За 1995-2008 годы объем ВВП Казахстана возрос в 2,4 раза, в том числе только за 2005 -2008 годы - в 1,2 раза. Темпы экономического роста были одними из самых высоких среди стран СНГ - порядка 10%. В 2007 г., несмотря на разразившийся мировой экономический кризис, они составили 8,9%, а в 2008 г. - 3,3%. Это очень хорошие показатели на фоне рецессии мировой экономики и снижения мировых цен на сырье. Они свидетельствует об устойчивости казахстанской экономики, ее финансового сектора и о правильном выборе приоритетов развития.

Свидетельством признания успехов Казахстана в мире стало утверждение его в качестве Председателя ОБСЕ на 2010 г. и успешное проведение Саммита ОБСЕ, резонанс которого усилил позиции страны в мировом сообществе.

Оценивая состояние экономики за годы реформ, можно сказать, что показатели развития экономики Казахстана оставались лидирующими на территории СНГ вплоть до 2009 г.

Актуальность данной работы состоит в необходимости полнее рассмотреть особенности становления рыночных отношений и развития инновационной экономики, потому как экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется вся хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Цель данной работы заключается в определении проблем и перспектив экономики Казахстана в современный период.

Исходя из цели, задачами данной дипломной работы являются:

·  Охарактеризовать казахстанскую модель смешанной экономики

·        Рассмотреть становление финансово-кредитной системы Казахстана

·        Изучить новую концепцию регионального развития в Независимом Казахстане

·        Показать трансформацию системы управления национальной экономикой

·        Проанализировать развитие национальной инновационной системы Казахстана

·        Дать характеристику социальной политике в период рыночных реформ

·        Рассмотреть внешнеэкономические инициативы Республики Казахстан

Объектом изучения в данной работе является сама экономическая сфера современного казахстанского общества с момента становления рыночных отношений по сегодняшний день.

В качестве предмета исследования предпринимается попытка изучить проблемы и перспективы, а также взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики Республики Казахстан.

Историография.

История периода развития Казахстана как независимого государства в настоящее время активно изучается как отечественными, так и зарубежными учеными.

Кошанов А.К. в своей работе «Трудное восхождение. На путях к рынку» Астана, 2010 г. показывает, что за годы Независимости в Казахстане удалось создать рыночную экономику, т.е. такую экономическую систему, в которой вопрос о том, что, как и для кого производить решается через рынок, основанный на конкуренции. Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо наличие частной собственности на средства производства.

Полтерович В. «Принципы формирования национальной инновационной системы», Алматы 2011 г. отмечает, что несмотря на свою эффективность, рыночная экономика имеет и ряд отрицательных характеристик. Рыночной экономике присущи нерациональное использование ресурсов (частные собственники заинтересованы лишь в личной выгоде, поэтому они не думают об интересах общества в целом), социальное неравенство и нестабильность, безработица и т.д. Автор говорит о том, что во многом из-за этого в ряде стран была предпринята попытка перехода к государственному регулированию экономики. Тем более в последнее время государственное управление становится необходимым для таких важных социальных целей, как обеспечение общественных потребностей в здравоохранении, образовании, поддержке неимущих и т.д.

Кенжегузин М. в своей монографии «Инновационная экономика», Астана, 2009 г. рассматривает стратегические направления и механизмы устойчивого и сбалансированного развития экономики Казахстана в посткризисный период. Здесь анализируются такие проблемы, как развитие национальной инновационной системы Казахстана и энерго-экологическая безопасность и переход к энергосберегающему развитию. Эти вопросы представляются жизненно важными в контексте устойчивого и стабильного развития современной многоотраслевой экономики Казахстана.

В труде Савченко П. «Человеческая доминанта в современных условиях», Алматы, 2011г. утверждает, что социальная сфера жизни общества представляет собой сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлениями в различных формах. В неё входят быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т.е. все то, что направлено на обслуживание потребностей человека. В настоящее время считается оптимальным, чтобы расходы на социальные программы составляли порядка 30% государственных расходов, из них 2/3 социального бюджета должны быть направлены на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.

Особую ценность при написании дипломной работы имели труды Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. «На пороге XXI века» Алматы, 1996 г., «В потоке истории» Алматы, 1999 г., «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана», Алматы, 1997 г., «Критическое десятилетие» Алматы, 2003 г., «Стратегия Независимости», Алматы, 2010 г., «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана», Астана, 2012 г., а также другие его работы и выступления, в которых говорится об основных направлениях развития инновационной экономики нашей республики. В своих работах, Президент отмечает, что поэтапная, сбалансированная деятельность казахстанского государства по корреляции отношений государства и общества выводит нашу страну на высоты мировой политики и экономики.

Также в источниковую базу входят материалы из периодической печати. Это общественно-аналитические журналы и газеты, имеющие отношение к данному исследованию. Это статьи Швандер К., Агеева А.И., Жумабаева М., Кима Г.Н., Михайлова В., Бадикова В.В., Оразалина Н., Бугыбаева К. и многих других авторов.

Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составляют общепринятые научные принципы исследования исторических процессов и конкретных событий - историзма, научности и объективизма. Репрезентативность и достоверность результатов исследования обеспечивались использованием таких методов, как системный, структурно-функциональный, исторический, логический, социологический, сравнительный анализ.

Хронологические рамки исследования охватывают период с обретения независимости Казахстаном до настоящего времени, характеризующий динамичные изменения в инновационной экономике Республики Казахстан.

Научная новизна исследования определяется тем, что она обусловлена комплексным подходом к анализу экономического пространства современного Казахстана. При раскрытии тех или иных вопросов учитывалась степень их общей изученности, наличие фундаментальных, прикладных, а также монографических исследований отдельных авторов по различным аспектам современной экономической истории Казахстана.

Практическая значимость работы состоит в том, что исследование может быть использовано в качестве учебно-методического и практического пособия для студентов по вопросам экономической истории независимого Казахстана, внутренней и внешней политики и специальных курсов для студентов гуманитарных факультетов

Структура дипломной работы.

Дипломная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.

1. Основные этапы, особенности и тенденции становления и развития рыночной экономики независимого Казахстана

.1 Казахстанская модель смешанной экономики

Вторая половина XX века ознаменовалась глобальными преобразованиями в общественном развитии, имеющими многообразные формы реализации. В многообразии их имеются всеобщие тренды социально-экономического прогресса, ведущие к преодолению классово-антагонистических противоречий, к качественному изменению ориентиров и ценностей развития, соотношения экономических и внеэкономических слагаемых в общественных интересах. Преобразование социально-экономических отношений и становление общественной системы нового типа означает качественно новую модель хозяйствования, опирающуюся на мировые тенденции. Новообразующая модель хозяйствования представляет собой смешанную экономику.

Становление казахстанской модели смешанной экономики началось в условиях экономического спада, обусловленного разрывом традиционных экономических связей, либерализации цен и прочих тенденций. Для того чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Казахстан должен пройти длительный путь, определить свои приоритеты по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Императивами казахстанской модели смешанной экономики являются: реинтеграция государства и рынка; рекомбинация отношений собственности; реинтеграция государственного и частного секторов экономики; социальная ориентация экономики; интернационализация экономики [1, с.1-3].

Выделяется четыре этапа становления и развития смешанной экономики в Казахстане.

Первый этап формирования смешанной экономики в Казахстане охватывает период 1992-1993 гг. - с момента объявления республикой суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Объективно Казахстану, как и другим странам СНГ, на первом этапе фактически были заданы целевые ориентиры западного образца рыночной модели. Республике была навязана радикально монетарная модель ускоренного, «шокового» перехода к рынку. Этот проект был жестко привязан к аргументам западного образца и не учитывал собственной специфики Казахстана. Достаточно стандартная процедура западной экономики с полной либерализацией цен и жесткой ограничительной финансово-кредитной политикой в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, потери управляемости национального хозяйства привели к резкому повышению цен, острому платежному и финансовому кризису на всех уровнях. Галопирующая инфляция подрывала запуск рыночных механизмов и институциональных преобразований. Кризис бюджетной сферы, неупорядоченная налоговая система, неконтролируемая утечка капиталов и обострение социальных проблем - все это усугубляло инфляцию, обесценивало накопления и оборотные средства предприятий, подрывало тем самым реальную базу для инвестиций и сбережений как факторов экономического роста. В стране сложилась явно инфляционная модель развития.

Второй этап становления смешанной экономики (1994-1998 гг.) начался с формирования самостоятельной экономической политики в стране. Курс на жесткую монетарную политику был использован в качестве приоритетной меры по стабилизации экономики. В республике проводилась последовательная жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика, что позволило снизить инфляцию с уровня 2200% в 1993 г. до 7,3 % в 1998 г.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразований, к числу которых можно отнести следующие:

•              сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду с все более расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли;

•              практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг;

•              изменение общей экономической среды, создание условий для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становление и расширение основ многоукладной экономики, формирование эффективных и ответственных собственников, путем проведения широкомасштабной приватизации;

•              развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, формирование среды здоровой рыночной конкуренции.

Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденций в развитии социально-экономических процессов национальной экономики.

Между тем радикальные преобразования отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации обусловили абсолютное доминирование частного сектора в экономике страны. К концу 1998 г. в Казахстане практически полностью были приватизированы сфера услуг, строительство, автомобильный транспорт, пищевая промышленность, абсолютно большая часть нефтяной и газовой промышленности, энергетики, металлургии и других отраслей экономики. Государственная собственность в основном в полном объеме сохранилась на железных и автомобильных дорогах, фундаментальной науке, базовом образовании, амбулаторном здравоохранении, а также части предприятий (организаций) других отраслей экономики [2,с.23].

Третий этап экономических преобразований в Казахстане (1999-2003 гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей. Система мер по макроэкономической стабилизации экономики и последовательные рыночные реформы, наложенные на благоприятные внешнеэкономические факторы, позволили Казахстану на рубеже 90-х - начале 2000 гг. сформировать основы рыночной экономики, произошла радикальная смена социально-экономической системы. Устойчивое, динамичное развитие экономики за последние пять лет закрепляет необратимый характер рыночных преобразований. Международные финансовые центры признали Казахстан страной рыночной экономики.

В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999 гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999 г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002 г. национальная валюта подверглась существенной девальвации. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.

Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:

•              создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;

•              переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;

•              внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;

•              совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;

•              принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;

•              углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страховом рынке);

•              решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;

•              создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;

•              принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направленную на стимулирование отечественных производителей и оживление экономики.

Четвертый этап характеризуется как этап «устойчивого развития» смешанной экономики. На данном этапе определяющими является социально ориентированное развитие: приоритеты по социальной ориентированности отношений собственности, распределения доходов, партнерства и соперничества, всестороннего развития человека, гуманизации экономики, роста национального благосостояния. К экономическим приоритетам относятся повышение роли Казахстана в мировом разделении труда, индустриально-инновационное развитие, развитие корпоратизации, предпринимательства, государственно-частного рынка, формирование прогрессивной структуры общественного производства на основе преобладания сферы услуг, обеспечение экономического суверенитета и безопасности страны.

Вместе с тем, негативными факторами, препятствующими устойчивому развитию экономики, являются:

•              сохранение сырьевой направленности и стагнация обрабатывающих отраслей;

•              сильная уязвимость экспортоориентированных отраслей от колебаний конъюнктуры мировых цен на узкую группу товаров, являющихся основными статьями экспорта страны; растущая конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции в сопредельных государствах;

•              усиление зависимости от внешних поставок при имеющихся и потенциально возможных к реализации собственных производств - оборудования и комплектующих (технологическая зависимость), энергоносителей;

•              вытеснение с внутреннего потребительского рынка товаров отечественного производства импортной продукцией;

•              недобросовестная конкуренция и протекционизм на мировом рынке, приводящие к экономической дискриминации казахстанских товаропроизводителей.

Все эти существующие и возможные негативные факторы на путях индустриально-инновационного развития экономики республики должны быть всесторонне учитываемы при вступлении в ВТО, которое во многом будет определять стратегические направления и пределы экономических достижений прогресса национальной экономики республики [3, с.2].

Для того чтобы завоевать позиции на мировых рынках необходимо достичь высокой конкурентоспособности конкретных видов промышленной продукции и услуг отечественных товаропроизводителей. В послании Президента народу Казахстана (19 марта 2004 г.) обоснована неотложная задача повышения конкурентоспособности нашей экономики, перехода на модель технического регулирования и управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами ИСО, обоснования приоритетов конкурентоспособных кластеров отраслей и производств, тесно увязываемых с Инновационной программой.

Индустриально-инновационное развитие и углубление рыночных реформ в республике в определяющей мере сопряжены с системной трансформацией базовых экономических отношений - отношений собственности. Приватизационный процесс в национальной экономике способствовал формированию новых собственников, имеющих свои целевые установки и играющих различную роль в корпоративном управлении. Поэтому особо значимо изучение влияния различных категорий субъектов собственности на модель хозяйственного поведения предприятий и мотивации их деятельности, в том числе находящихся в иностранной собственности.

В рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) целесообразно формирование нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей широкое применение на практике инструментов финансирования ГЧП, предоставляемых субъектам частного сектора со стороны государства, а также введение в действие системы налогового стимулирования для участников ГЧП в социальной сфере.

На данном этапе развития целесообразно усилить позицию государства во всех сферах экономики, что позволит более эффективно защищать национальные экономические интересы. Исходя из мирового опыта, в жесткой конкурентной борьбе могут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых без участия государства представляется невозможным. Пристального внимания требуют и вопросы стабильности финансовой системы государства, так как ее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.

В целом казахстанская модель смешанной экономики вполне доказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государства необходима стабильная экономическая основа.

евразийский партнёрство независимый казахстан

1.2 Становление финансово-кредитной системы Казахстана

За 20-ти летний период истории своего существования в качестве независимого государства, Казахстан прошел сложный путь восстановления и построения отличного от прежнего типа общественно-экономической формации. Экономические реформы по становлению государственности и определению места в мировой экономической системе стали наиболее значимыми. Сегодня модно констатировать, что экономическая политика Казахстана является примером учета мирового опыта, теоретических выводов и рекомендаций, направленных на успешный результат.

Кардинальные и стремительные преобразования экономики способствовали созданию финансовой системы, отвечающей основным международным стандартам и включающей в себя сектор страховых и пенсионных услуг, банковскую систему, рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды.

В качестве наиболее приемлемой для формирующейся экономики была принята двухуровневая банковская система. Центральным банком государства стал Национальный Банк, который представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определены Законом «О Национальном Банке Республики Казахстан». Национальный банк начал осуществлять регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствовал созданию общих условий для функционирования банков и организаций, выполняющих отдельные виды банковских операций. Регулирующие и надзорные функции Национального банка были направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов. Основными инструментами денежно-кредитной политики Национального банка стали учетная ставка, интервенции на валютном рынке, установление норм минимальных резервов и т.д.

Банки второго уровня по сути являются коммерческими банками и имеют самостоятельное право на совершение кредитных операций в национальной и иностранных валютах. Теперь казахстанская банковская система представлена не только учреждениями государственной собственности, но и частной, смешанной собственности, а также институтами, созданными на паевых началах. С появлением различных форм собственности монополия государства в банковском деле несколько ослабла и на финансовом рынке, со всеми его сегментами усилилась конкуренция между субъектами [4, с.83].

На начальных этапах своего развития банковская система была представлена более двухстами банками. Однако в ходе реформирования общее количество банков второго уровня постепенно сокращалось путем слияний, ликвидаций или банкротств проблемных и неустойчивых банков. Так, если в 1993 г. в стране функционировало 204 банка, в том числе пять - с иностранным участием, то к 2010 г. их количество сократилось почти в пять раз, и составляло 37 банков.

Уже к 1994 году со времени начала глобальных экономических реформ в значительной мере была достигнута финансовая стабилизация. Если в 1993 г. инфляция составляла свыше 2000%, то в 1996 г. она снизилась до 28,7%, что сопровождалось практически полной либерализацией цен и отменой большинства ограничений в сфере внешней торговли. Кроме того, были созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствовавшие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшению на этой основе качества жизни населения.

Программа Правительства Казахстана на 1996-1998 гг. была направлена на реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны, а точнее на рациональное использование бюджетных средств, укрепление финансовой дисциплины, стимулирование привлечения инвестиций в экономику республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры. Наиболее ярким событием в истории развития финансовой системы Казахстана стало реформирование пенсионной системы с 1998 г. На сегодняшний день в республике действует смешанный тип пенсионной системы, содержащий черты солидарной (государственной) и накопительной (частной) системы. Так, солидарная система предназначена для состоявшихся пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998 года составил не менее шести месяцев; накопительная система предназначена для тех, кто с 1 января 1998 г. начал отчислять из заработной платы 10%-ные обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды.

В результате этого граждане, выходящие на пенсию, стали получать пенсионное обеспечение из двух источников:

-              первая часть пенсии выплачивалась государством из солидарной системы пропорционально трудовому стажу по состоянию на 1 января 1998 г;

-              вторая часть пенсии выплачивалась из накоплений, имеющихся на индивидуальном пенсионном счете в накопительном пенсионном фонде.

С появлением накопительных пенсионных фондов все денежные переводы пенсионных отчислений вкладчиков накопительной пенсионной системы стали осуществляться через государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) персонифицировано, по получателям платежей. Уже в конце 1998 года за счет пенсионных активов негосударственных накопительных пенсионных фондов были впервые приобретены акции казахстанских акционерных обществ.

Пенсионная реформа привела к появлению новых участников финансового рынка:

1)      накопительные пенсионные фонды;

2)      компании по управлению пенсионными активами;

3)      банки - кастодианы.

Переход к накопительной пенсионной системе изначально предполагал создание промежуточного института, который способствовал бы повышению доверия населения к накопительной пенсионной системе и эффективному перетоку вкладчиков в негосударственные накопительные пенсионные фонды. Роль промежуточного института была отведена Государственному накопительному пенсионному фонду (ГНПФ), на который были распространены государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений и установлены специальные ограничительные лимиты инвестирования пенсионных активов. Основными звеньями накопительной пенсионной системы стали: накопительные пенсионные фонды, компании по управлению пенсионными активами, банки-кастодианы [5, с.5].

Благодаря реформам пенсионная система республики превратилась в возможный мощный источник финансирования экономики, стабилизации социального обеспечения населения и улучшения положения граждан пенсионного возраста. Пенсионную реформу Казахстана международные эксперты признали лучшей из 13 проектов, профинансированных Всемирным банком, что подтверждено выводами международной конференции, посвященной 10-летию национальной валюты Республики Казахстан. Аналогов данной пенсионной системы на финансовых рынках стран СНГ, Китая, Монголии и дальнего зарубежья в настоящее время не существует. Опыт накопительной пенсионной системы Казахстана, в основу которой легла чилийская накопительная система, отличается от латиноамериканской и европейской и тем привлекает интерес специалистов многих стран мира. При жестком государственном регулировании деятельности накопительной пенсионной системы и высокой степени защиты накоплений, а также государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений в размере фактически поступивших пенсионных взносов с учетом инфляции риски накопительной пенсионной системы Казахстана сведены до минимума. Умеренная инвестиционная политика в течение двух-четырех десятилетий, безусловно, приведет к желаемому умножению пенсионных накоплений и обеспечению вкладчикам адекватной пенсии с учетом инвестиционного дохода, который будет продолжать начисляться на накопления и в пенсионном возрасте. Все это создает пенсионной системе Казахстана преимущество перед другими, более рискованными системами.

Первым испытанием для национальной финансовой системы явился финансовый кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. Экономики многих стран оказались в затруднительной ситуации из-за обрушения финансовых рынков азиатского региона. Россия также не оказалась исключением и объявила национальный дефолт. Казахстану же удалось избежать негативных последствий этого кризиса благодаря адекватной реакции государства на угрозу кризиса и целенаправленное использование имеющихся финансовых средств. Для защиты национальной экономики от неблагоприятных последствий глобальных процессов закрепились и стали использоваться механизмы достижения финансовой устойчивости. В 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан в стране был создан Национальный фонд для поддержки социально-экономических программ, обеспечения их стабильного воплощения и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. В Национальном фонде аккумулируется большая часть прибыли, полученная Казахстаном от нефти. Накопления в Национальном фонде продолжают расти. Именно Национальный фонд стал той самой «подушкой безопасности» для экономики Казахстана в период последнего глобального мирового кризиса 2007-2009 гг.

Казахстанский банковский сектор с момента обретения республикой независимости развивается поступательно и прогрессивно. Банки инициировали многие позитивные процессы в экономике и рост масштабности бизнеса. При неразвитом фондовом рынке внутри страны национальные банки ищут пути доступа к мировым рынкам капитала. Гарантией успеха явились высокий рост экономики и возрастающий финансовый рейтинг Казахстана на мировой арене. За счет прироста иностранных заимствований и активных операций за рубежом ускорился рост банковских активов и кредитных портфелей. Доступность дешевых денег за границей породил практически бесконтрольный спрос на них, и это негативно отразилось на долговой зависимости страны. В 2007 г. валовой внешний долг Казахстана составил 96,4 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 22,4 млрд., или на 30,2%. Из общей суммы валового внешнего долга 2,1 млрд. долл., или 2,2%, приходится на государственный и гарантированный государством долг, и 94,3 млрд., или 97,8%, - на негарантированный государством долг (по определению Минфина, это - долговые обязательства национальных компаний, институтов развития, акционерных обществ с преобладающим участием государства и банков второго уровня) [6, с.11].

Значительные финансовые ресурсы с внешних рынков, привлеченные наиболее активными казахстанскими банками, составили в итоге половину валового внешнего долга страны. На конец 2007 г. суммарный внешний долг банков составил около 46 млрд. долл. Более 80% этого долга приходится на обязательства по долгосрочным займам и кредитам. В результате у банков выросла избыточная ликвидность, повысилось предложение денег и снизились процентные кредитные ставки на потребительском рынке. При высоком спросе на рынке недвижимости финансовый рынок предложил населению ипотечные кредиты, используя различные инструменты и льготные условия. Легкость получения ипотечных кредитов породила спрос на них среди населения, принявшего активное долевое финансовое участие в жилищном строительстве. Спекулятивный, а также инвестиционный спрос на жилую недвижимость привел к резкому ее подорожанию, что в свою очередь подтолкнуло банки к наращиванию объемов доступных кредитов. Так, объемы кредитов на строительство и приобретение недвижимости казахстанскими гражданами за 2001-2006 гг. увеличились в 94,8 раза, при этом цены на первичном рынке жилья за этот период выросли в 5,2 раза, на вторичном рынке - в 10 раз. Обеспечивая потребительский рынок и стараясь увеличить прибыль, пренебрегая рисками, банки увеличивают масштабы заимствования за рубежом, концентрируя средства в сфере услуг и строительстве.

Первые признаки нестабильности в казахстанской финансовой сфере проявились в изменении условий предоставления кредитов, а также в падении цен на акции казахстанских банков. Свидетельством снижения уровня ликвидности банков стали рост ставок по межбанковским кредитам, сокращение объемов срочных депозитов банков второго уровня, сжатие денежной базы. Сократилась динамика предоставления внешнего заимствования на мировых рынках. Положение банковской системы республики осложнялось рисками рефинансирования внешних обязательств и определенным дефицитом ликвидности. Основной проблемой для большинства казахстанских банков стало кредитование строительного сектора и других проблемных сфер экономики. Если в начале 2007 г. отрасль строительства сохраняла высокую динамику роста, то в связи с возникшими проблемами с ликвидностью, когда банки во второй половине года существенно сократили кредитование, строительство было практически приостановлено. В результате годовой индекс физического роста в строительной отрасли сложился в два раза ниже запланированного показателя и составил 15,3%. В таких более развитых отраслях казахстанской несырьевой экономики, как банковская и строительная, ситуация осложнилась, т.к. возникли препятствия в доступе к дешевому внешнему финансированию. Банкам и строительным организациям потребовалась помощь государства в нивелировании негативных последствий мирового финансового кризиса. Правительство поддержало бюджетными деньгами строительный сектор, малый и средний бизнес, смягчив этим негативные тенденции и предупредив обрушение национальных финансовых рынков. В республике была проведена перегруппировка финансовых сил, произведены вливания ликвидности, привлечены средства Национального фонда республики, в бюджет республики на 2008 г. были заложены 4 млрд. долларов на поддержку ликвидности банковской системы и сохранение доверия к финансовой системе страны. Правительство и госхолдинг «Казына» приняли меры по выкупу акций казахстанских компаний, обращающихся на Лондонской фондовой бирже; составлены графики погашения внешних обязательств банков. Банкам была обещана краткосрочная ликвидность в целях предотвращения текущих дефолтов по их внешним обязательствам [7, с.34-36].

Правительство Республики Казахстан, Национальный банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК в январе 2008 г. выступили с совместным заявлением о всемерной поддержке банков, определив комплекс мер и план действий государственных органов и банковского сектора, направленных на устранение негативного воздействия внешних факторов и стабилизацию финансовой системы.

В 2007 г. правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках. Кроме того, в конце 2008 г. был принят новый Налоговый кодекс, который должен был способствовать снижению общей налоговой нагрузки несырьевых отраслях экономики и повышению экономической отдачи добывающего сектора. В ходе налоговой реформы был значительно реорганизован режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Для предприятий, осуществляющих инвестиции, были предусмотрены налоговые преференции.

Для смягчения негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору сконцентрировалось на пяти направлениях: стабилизация финансового сектора, развитие жилищного сектора, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса, реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. Для стабилизации финансового сектора государство использовало активные рычаги регулирования вливанием государственных средств в четыре банка: Банк ТуранАлем, Казкоммерцбанк, Народный банк и Альянс банк.

В целях обеспечения устойчивости и безопасности банковской системы правительство установило контроль над системообразующими банками через выкуп 25 % акций Казкоммерцбанка и Народного банка. В отношении БТА банка и Альянс банка, которые оказались в крайне сложном финансовом положении, пришлось принять более радикальные меры, предусмотренные законом страны. По действующему законодательству эти меры имеют временный характер и предполагают последующий выход государства из состава акционеров. Данное решение обеспечило стабильность и сохранение доверия ко всей банковской системе страны. Взятие банков под государственное регулирование позволило обеспечить их бесперебойную работу и платежеспособность, защитить экономические интересы страны и безопасность денежных вкладов казахстанцев.

Для решения проблем на рынке недвижимости государством простимулировано рефинансирование ипотечных кредитов и выделены средства на завершение строительства. Программа распространяется только на займы, полученные на приобретение жилья на вторичном либо на первичном рынке за счет долевого участия. Ставка вознаграждения по рефинансированию для работников и служащих государственного сектора была снижена до 9%, для всех остальных - до 11%, а срок кредита увеличен до 20 лет.

В стране активно совершенствуется законодательная база финансового, в том числе и фондового рынка. Принят Закон республики Казахстан «Об акционерных обществах», который предполагает обеспечить дальнейшую капитализацию и прозрачность акционерных обществ. Кроме того, новые законы «О рынке ценных бумаг» и «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», новые Бюджетный и Налоговый кодексы содержат большое количество нововведений и будут способствовать дальнейшему развитию финансового рынка и повышению его роли в росте и диверсификации экономики республики и регионов в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране.

Для мобилизации финансовых ресурсов созданы соответствующие финансовые институты, призванные обеспечивать финансовыми ресурсами мероприятия, направленные на реализацию основных направлений экономической политики государства в рамках индустриально- инновационной, агропродовольственной политики и развития инфраструктуры экономики. Таковыми являются: Инвестиционный фонд Казахстана, Банк Развития Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. С начала деятельности только Банком Развития одобрены и находятся на разных стадиях реализации 176 инвестиционных проектов на сумму 12 519 млн. долларов США. На сегодняшний день суммарный объем проектов, одобренных к финансированию с участием Банка, составляет около 10% ВВП Казахстана.

С 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, который закрепляет принципы либеральной рыночной экономики, создавая благоприятные условия для всех хозяйствующих субъектов. Сейчас Казахстан занимает 63 место в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка «Дуинг бизнес». Так, индикатор налогообложения переместился на 52 строчку. Важнейшим приоритетным видом деятельности Национального банка в ближайшие годы стал переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенное движение от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции. Использование инфляционного таргетирования повышает роль показателя уровня инфляции и соответственно снижает роль обменного курса. Уровень инфляции обеспечивается в последние годы в пределах 7%.

В настоящее время в республике Казахстан начат важный переход к решению задач качественно нового уровня. Национальным банком республики уже обозначены соответствующие контуры развития кредитной системы Казахстана. Так, на сегодняшний день реализуется Концепция по развитию финансового сектора Казахстана. Она определяет стратегические задачи, стоящие перед кредитной системой, основные направления деятельности участников финансового рынка, соответствующие стандартам Евросоюза.

Кризис в Юго-Восточной Азии 1997-1998 гг. и кризис мировой финансовой системы 2007- 2009 гг. наглядно показали, что наиболее чувствительным к различным изменениям в мировой экономике является финансовый сектор и что международная сфера оказывает серьезное влияние на внутреннюю среду любой страны, деформируя ее устои. Следовательно, для преодоления негативных последствий глобализации необходимо в первоочередном порядке формировать и укреплять систему финансовой безопасности государства, являющуюся составной частью экономической безопасности. Способность любого государства противостоять внешним угрозам во многом определяется его экономической и финансовой мощью, умением своевременно реагировать, грамотно используя имеющиеся в его распоряжении финансовые и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Исходя из этого вполне естественно, что для Казахстана основной задачей стал ускоренный подъем экономической мощи государства на основе роста объемов производства и услуг, внешнеэкономического равновесия и обеспечения положительного платежного баланса страны [9, с.82].

.3 Новая концепция регионального развития в Независимом Казахстане: теория и практика

Казахстан в советский период развивался как союзная республика в единой экономической системе, поэтому размещение производительных сил осуществлялось согласно общесоюзной схеме. При этом интересы отдельных регионов Казахстана учитывались слабо. Президент РК Н.А.Назарбаев в своих Посланиях народу страны подчеркнул, что нельзя добиться форсированной диверсификации без реформы регионального развития, а индустриализация страны должна формировать новую парадигму региональной политики.

В основе любой региональной политики и комплекса мер, предпринимаемых органами государственной власти для регулирования социально-экономического развития регионов, лежит определенная модель или теория. От выбора теоретической основы региональной политики зависят эффективность реализации, и, следовательно, стабильность темпов экономического роста, рациональное использование имеющихся на территории ресурсов, возможность выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны и повышение качества жизни ее населения. В этой связи особого внимания заслуживает изучение и адаптация региональных теорий к условиям Независимого Казахстана, их использование в решении прикладных задач обеспечения устойчивого развития регионов.

В 90-е годы 20-го столетия, совпавшие с рыночными экономическими реформами, становлением государственной независимости и глубоким экономическим кризисом, основные принципы теории регионального развития использовались слабо. Поэтому формирование рыночных отношений в каждом из регионов республики осуществлялись на фоне глубоких кризисных явлений и в экономике, и в социальной сфере. Тем не менее, за 20 лет Независимому Казахстану удалось пройти сложный путь перехода от планово-административной к новой демократически-рыночной парадигме регионального развития [10, с.77].

Если в начале 90-х годов на всей территории республики наблюдался самый большой экономический спад за всю современную историю развития, сопровождающийся беспрецедентным ростом уровня инфляции, разрушением накопленного экономического потенциала, массовой безработицей и ростом уровня бедности, то уже в 1999 г. была достигнута макроэкономическая стабилизация в большинстве регионов республики, а затем обеспечен подъем экономики, повлекший за собой позитивные сдвиги в социальных процессах. Так, начиная с 2000 г. вплоть до 2008 г. ежегодные темпы прироста валового регионального продукта (ВРП) составили по разным регионам страны от 9,5 до 13,5%, но и в период воздействия последствий мирового экономического кризиса положительная тенденция роста сохранилась.

Территориальные особенности, разный стартовый уровень, различия в структуре и специализации хозяйств, неоднозначность остроты и глубины кризисных процессов в первые годы рыночных реформ, темпов и форм их осуществления поставили регионы нашей страны в неравные условия, что способствовало углублению их дифференциации. Об этом свидетельствует анализ социально-экономического развития регионов республики за весь период рыночных преобразований.

Изначально и в течение всего периода реформ 90-х годов первые места по экономическим показателям, в том числе по общему объему и среднедушевому показателю валового регионального продукта (ВРП), устойчиво занимали индустриальные регионы - Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области и г.Алматы, так как здесь был сосредоточен наиболее крупный экономический потенциал Казахстана. Так, доля Восточно-Казахстанской области в общем объеме валового регионального продукта республики в 1991-1999 гг. колебалась в пределах 10,6-10,7%, доля Карагандинской области - 19,1-11,7%, Павлодарской - 10,3-6,1%, г.Алматы - 6,7-17,7%. Наименьшую долю в структуре ВРП занимали Атырауская (2,8%), Западно-Казахстанская (4,1%), Кызылординская (2,0%) и Мангистауская (2,6%) области. Но уже в конце 90-х годов ситуация кардинально поменялась вследствие некоторых особенностей регионального развития Казахстана [11, с.80].

Во-первых, одной из главных особенностей регионального развития в последние годы явилось то, что в результате либерализации экономики произошли сдвиги в территориально- отраслевой структуре, которые можно охарактеризовать как действие внешнеэкономического фактора, адаптацию к запросам мирового рынка. От этого выиграли регионы-поставщики топлива и сырья на экспорт, которые стали лидерами экономики и инвестиционной активности (Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, частично Кызылординская, Мангистауская). Эти регионы оказались наиболее привлекательными для иностранного капитала.

Во-вторых, резко снизили свои позиции регионы, отраслями специализации которых были сельскохозяйственное производство и военно-промышленный комплекс. Так, доля Костанайской области в республиканском ВРП упала с 9,6% в 1991 г. до 4,3% в 2009 г., Акмолинской с 7,8% до 3,2%, Алматинской - с 7,7% до 4,5% в 2009 г., Северо-Казахстанской - с 9,4% до 2,7%, Южно-Казахстанской - с 8,5% до 5,5% соответственно.

В результате, за годы независимости и рыночных преобразований сложилась новая иерархия регионов. Если раньше экономический профиль Казахстана определяли такие, так называемые, индустриальные регионы, как Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области, то теперь начинают доминировать регионы добычи топлива на экспорт, а также районы концентрации торгово-банковского капитала (гг.Астана и Алматы).

Так, доля Атырауской области в общем объеме промышленного производства республики возросла за последние 10 лет в 11,6 раз, Мангистауской - в 4,3 раза. В то же время доля Восточно-Казахстанской области снизилась с 13,8% в 1993 году до 5,8% в 2004 году и 5,4% в 2009г, Североказахстанской - с 6,9 до 0,9% и 0,3%, Жамбылской - с 6,5 до 1,6% и 1,3% соответственно. В Атырауской области удельный вес нефтегазодобычи в общей структуре промышленного производства области возрос до 89,2%, а доля пищевой промышленности снизилась до 0,5%. В Карагандинской области доля металлургии повысилась до 72 %, при снижении удельного веса легкой - с 6,4 до 0,3 %, пищевой - с 9,2 до 3,5%.

Основным фактором, сформировавшим структурные сдвиги в регионах, является неравномерное привлечение инвестиций в основной капитал. Инвестиции преимущественно направлялись в регионы, где развиваются добывающая и перерабатывающая сырье промышленность, а также в города Астану и Алматы. Так, доля Атырауской области в освоении инвестиций в основной капитал составила в 2004 году 24,6%, а в 2009 г. - 23,9%, Западно- Казахстанской области - 17,7 % и 5,3%, г. Астаны - 9,5 % и 8,2%, г. Алматы - 12,2% и 8,3% соответственно. Удельный вес иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал составил в Западно-Казахстанской - 98 %, Кызылординской - 86 %, Актюбинской - 69 %, Североказахстанской - 57 %, Мангистауской - 58 % и Алматинской - 55 %.


Скачать архив (109.0 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: