Главная » Экономика

Проблемы "бегства капитала" и перспективы ее решения

1. Теоретические основы бегства капитала
 
1.1 Понятие и сущность бегства капитала

Многие проблемы при разработке практических мер борьбы с таким очевидно негативным для экономики России явлением как крупномасштабное бегство капитала из страны проистекают из нечеткости используемого понятия «бегство капитала». Одновременно в научной литературе сосуществуют несколько подходов к его определению, при этом происходит постоянное смешение таких категорий, как «вывоз», «экспорт», «бегство», «отток» капитала.

До недавнего времени господствующим было определение, согласно которому «бегство капитала» - это процесс его стихийного перемещения из одной страны в другую в поисках надежного убежища с целью сохранения стоимости или прибыльного помещения; или ускоренного перемещения достаточно больших объемов краткосрочных ссудных капиталов из одной страны в другую. То есть акцент делался на скорости и целях перемещения финансовых средств. Академик Л. Абалкин в основу определения понятия «бегство капитала» кладет последствия для экономики страны перемещения финансовых средств за рубеж. По его мнению, «далеко не всякое движение валюты означает бегство. Определяющим признаком бегства капитала является нанесение реального ущерба отечественному производству, изъятие его инвестиционных ресурсов» [25, c. 14].

В трактовке экспертов МВФ, которая также получила широкое распространение в экономической литературе России, при выявлении феномена «бегство капитала» ведущими оказываются критерии легальности / нелегальности перевода средств и факт наличия неэкономических причин ухода капитала из страны. Таким образом, в понятие «бегство капитала» эксперты МВФ включают все «виды оттока средств, превышающие нормальное перемещение капитала в соответствии со стратегией диверсификации международного портфеля», в частности:

-       все случаи оттока капитала в результате преступных действий;

-       отток средств, заработанных законным образом, но противоречащих закону в силу нарушения мер регулирования капитала (или уклонения от уплаты налогов);

-       вполне законный отток средств в соответствии с действующими правилами, но вызванный неэкономическими факторами, например, политической неопределенностью [27, c. 62].

Известные российские экономисты Л. Григорьева и А. Косарев, под термином «вывоз» обозначают всю сумму капитала, переведенного за границу, подразделяя его на легальную часть - «экспорт капитала» и нелегальную или полулегальную - «бегство капитала». При этом они фактически отказываются при определении понятия от такого критерия как цели перемещения средств, на чем настаивает заведующей кафедрой Академии внешней торговли А. Булатов. Л. Григорьев и А. Косарев справедливо утверждают, что «отделить экономически оправданный экспорт капитала, связанный, среди прочего, с созданием сбытовых сетей, закреплением перспективных активов и расширением возможностей функционирования российских компаний на мировом рынке, от собственно бегства капитала вряд ли возможно, во всяком случае, без обширного специального исследования». Ввиду этого приходится рассматривать весь нелегальный, по российским законам, вывоз капитала как «бегство», хотя нелегальный с точки зрения валютного контроля и налогообложения вывоз российского капитала частично включает экономически оправданный и эффективный экспорт капитала, принимающий нелегальную форму.

Как показывает мировая практика, точно определить величину скрытого оттока капиталов практически невозможно.

При имеющей место терминологической путанице, т.е. смешении понятий «бегство», «вывоз», «экспорт» капитала (о чем речь шла выше), при оценке масштабов бегства капитала добавляется еще одна методологическая проблема. Из публикуемых данных в подавляющем большинстве случаев не ясно, идет ли речь о капитале, т.е. вложениях за рубежом, представляющих собой работающие активы, приносящие доход, либо же в «бегство капитала» включаются и потребительские расходы, приобретение наличной иностранной валюты, средства на текущих счетах и т.п. На практике отследить направления вложения средств, покинувших Россию, не всегда представляется возможным.

Вывоз капитала с нарушением закона оправдывается российскими бизнесменами, как правило, в соответствии со следующей логикой: «государство создало правила игры, следование которым невозможно. А даже если и возможно, правила эти бизнес-сообществом не приняты, и никто им не следует. Общество создало другую систему правил, которые более или менее признаны, но не легализованы. Обычное право резко разошлось с «писаным». Следовательно, «отток капитала из России хотя и присутствует, но в значительной степени беглая безналичная выручка экспортеров возвращается в страну и оседает «белым» налом в черном обороте и в сбережениях. Значительная часть так называемого «бегства капитала» [28, c. 115] оказывается просто обслуживанием «серого импорта».
 Исходя из принятого понятия «бегство капитала» как вывоза средств за рубеж с нарушением действующего законодательства нельзя согласиться с приведенной выше аргументацией. Однако нельзя отрицать и того факта, что в условиях быстрой трансформации общества существуют серьезные противоречия между юридическим и экономическим полями исследований. Нередко законы существенно отстают от экономической практики, вступают в противоречия со здоровыми тенденциями экономического развития, либо наоборот позволяют развиваться теневым и полукриминальным процессам.

По утверждениям российских предпринимателей и представителей либерального крыла исследователей, отличительной особенностью российского «бегства капитала» является уход из страны главным образом «серого» капитала, в отличие от практики латиноамериканских стран, для которых характерен нелегальный вывоз криминальных денег. По оценкам председателя правления Национального резервного банка Александра Лебедева, которая на протяжении последних четырех лет неоднократно менялась, доля криминальных денег в общем объеме «сбежавших» средств не превышает 5-15%.

Вопрос является принципиальным, поскольку, как показывает практика, мировое сообщество готово рассматривать вопрос об амнистии серых капиталов, но настроено крайне решительно на борьбу с криминальными деньгами.

1.2 Формы и основные каналы бегства капитала

Совершенно очевидно, что бегство капиталов далеко не однородное явление. Оно включает в себя полностью криминальные виды, незаконные, но не преступные разновидности, и совершенно легальные формы утечки капиталов за пределы России.

Криминальные виды бегства капиталов за пределы Российской Федерации.

В свою очередь можно различать несколько относительно самостоятельных разновидностей криминального бегства капитала из страны. Такими являются:

-       бегство, преступное как по способам осуществления, так и по происхождению капиталов

-       бегство, непреступное по происхождению капиталов, но преступное по способам его осуществления

-       бегство, преступное по происхождению капиталов, но непреступное по способам его осуществления [12, c. 120].

Незаконные, но не преступные разновидности бегства капиталов за пределы Российской Федерации.

Эти виды бегства капиталов могут быть подразделены на следующие группы:

-       бегство, незаконное, но не преступное, как по способам осуществления, так и по происхождению капиталов

-       бегство, законное по характеру происхождения капиталов, но незаконное, но не преступное, по способам его осуществления;

-       бегство, незаконное, но не преступное, по происхождению капиталов, но законное по способам его осуществления.

Легальные формы утечки капиталов за пределы России.

Основными каналами «бегства капитала» оказываются наиболее сложные для контроля банковская система и сфера внешнеэкономической деятельности.

Банковская система. Целый ряд операций по счетам движения капиталов в обход установленных правил осуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежных банков. В ряде случаев банки за рубежом приобретаются гражданами России с целью открытия корреспондентских счетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттока капитала, практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации [24, c. 72].

Банковская система оказалась эффективным средством увода из страны денежных средств накануне и в ходе событий августа 1998 г. Тогда через такие мнимо или сознательно обанкроченные банки, как Уникомбанк, Мосбизнесбанк, Московский национальный и др. (всего около 30) было выведено и спрятано за рубежом более 650 млн. долларов средств государственного бюджета (а включая деньги кредиторов и вкладчиков - несколько миллиардов долларов).

Банковская сфера, как уже отмечалось выше, - одна из наименее поддающихся анализу в силу сложности измерения объекта исследования. И вряд ли мы смогли бы получить в руки уникальные материалы, анализирующие реальную роль банковской системы в осуществлении увода из России колоссальных средств, если бы не особенности осуществленного в августе 1998 г. дефолта. Тогда, воспользовавшись конфиденциальной информацией, ряд коммерческих банков вовремя освободился от ГКО, а затем, использовав процедуры лжебанкротства, вывел значительную часть денежных средств за рубеж. Остальные банки, опираясь на заверения правительства и ЦБ РФ о невозможности обвала государственной пирамиды ГКО, понесли значительные убытки, столкнулись с многочисленными судебными разбирательствами. «Обиженные» поделились с общественностью имевшейся у них информацией о деятельности «преуспевших банкиров».

В ходе независимого расследования, проведенного «Новой газетой» и швейцарской газетой «ЛеТан» («Время»), выяснилось, что для вывода капитала из России за границу «подельники» нередко прибегали к фиктивным импортным контрактам, продаже за рубеж ценных бумаг ниже их рыночной стоимости, сокрытию экспортной выручки, созданию искусственно сформированной задолженности перед инофирмами и банками. Нередко использовались и обменные дилинговые операции на рынке иностранных валют. На профессиональном языке такие операции называются «форекс» и сами по себе вполне респектабельны. По сути - это игра на курсах иностранных валют.

Анализ показывает, что важным фактором, способствовавшим оттоку российского капитала за рубеж, явилось активное участие в нем крупного сегмента финансово - банковской системы Запада. Роль зарубежных финансовых институтов обусловлена их участием в приеме российских капиталов, обучением российских банкиров умению работать в оффшорах, содействием в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами и т.п.

Огромна в решении задачи незаконного вывода из России финансовых средств и роль внешнеэкономической сферы, в частности, торговых сделок, которые не поддаются простому контролю над движением капитала. Среди них:

-       занижение цен на экспортируемые товары;

-       несвоевременное возвращение валютной выручки;

-       завышение цен на импортируемые товары;

-       фальшивые импортные контракты, фиктивные кредитные соглашения;

-       фиктивные соглашения на оказание услуг финансовых консультантов и т.д.

Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки возможно в результате:

-       занижения сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях;

-       контрабандного экспорта, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета,

-       осуществления экспорта через оффшорные дочерние предприятия по заниженным отпускным ценам с последующей перепродажей товара по ценам рыночным [24, c. 72].

Экспорт по заниженным ценам получил широкое распространение в российской практике в качестве средства увода денег за рубеж. Реализация продукции по заниженных ценам осуществляется, как правило, организациям, зарегистрированным в иностранных оффшорных зонах, которые реально контролируются российскими организациями или физическими лицами. Затем оффшорная компания перепродает продукцию уже по мировым ценам, что позволяет оставлять всю прибыль на ее счетах.

Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет налоговым органам осуществлять контроль над правильностью применения цен при совершении внешнеторговых сделок в случае отклонения цены от среднерыночной более чем на 20%, однако в России до сих пор не существует четкого механизма определения среднерыночных цен. Кроме того, налоговый контроль осуществляется после проведения сделок. К этому времени большинство подставных фирм, участвующих во внешнеторговых сделках, уже не имеют средств на счетах и взыскание с них доначисленных сумм налогов, а также штрафов и пени не представляется возможным.

Широко используется для бегства капитала и такие схемы как завышение размеров авансовых платежей по импорту (в том числе с помощью фиктивных контрактов на импорт товаров или услуг) и фиктивная предоплата по импортным сделкам. Данный способ незаконного перевода за рубеж денежных средств является наиболее популярным.

Использование фирм, регистрируемых на подставных лиц, получило в России широкое распространение, в том числе во внешнеэкономической деятельности. Имеется множество примеров, когда предприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, на основании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средства осуществляется, предприятие ликвидируется. По официальной статистике более 50% всех зарегистрированных в России юридических лиц не сдают налоговую отчетность или сдают «нулевые» балансы. В Москве количество юридических лиц, не сдающих налоговую отчетность, составляет около 50%.

Ряд схем по нелегальному выводу капитала из страны базируется на манипуляции с ценами при безвалютных товарообменных сделка (бартерных, клиринговых, компенсационных и т.п.) с последующим инвестированием за рубежом части средств. Опасность данного канала утечки капитала становится более очевидной, если учесть, что доля расчетов, связанных с использованием тех или иных вариантов безвалютного режима, достигала в 90-е гг. 60% от внешнеторгового оборота России.

Популярными среди бизнесменов в 90-е гг. были и такие схемы нелегального увода средств из страны, как внесение страхового депозита в иностранный банк с формальным намерением получить кредит при последующем отказе от него; Внешний толлинг, при которой давальческое сырье поступало в Россию из-за рубежа по завышенным ценам, продукция вывозилась без всяких налогов, и в результате вся прибыль (а иногда и значительная часть издержек) оказывалась за рубежом.

Список схем бегства капитала через каналы внешнеэкономической деятельности можно продолжить. Опрошенные сотрудники аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями, исходя из практики выявления преступлений, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), выделили следующие способы совершения этого преступления:

-       заключение фиктивных контрактов - 40,7% случаев;

-       перечисление валюты в качестве предоплаты без поставки импортных товаров - 30,5% случаев;

-       умышленное завышение штрафных санкций - 7,8% случаев;

-       завышение суммы перечисленных валютных средств по договорам оказания услуг - 16,5% случаев;

-       иное - 4,5% случаев [24, c. 72].

1.3 Причины бегства капитала

По мнению ведущих специалистов, первопричиной оттока капитала из России, в том числе нелегального, стала фундаментальная нестабильность ее общественной и хозяйственной жизни. Академик Л. Абалкин, ссылаясь на отечественные исследования, отметил, что базовой предпосылкой этого феномена явился «хронический многоплановый кризис общества, экономики и государства».

Среди причин «бегства капитала»: кризис системы денежного обращения и кризис рубля как ее основы; кризис отношений собственности, которая в рамках акционерных обществ практически превратилась в собственность менеджеров этих компаний, манипулирующих ею по своему усмотрению, часто не выплачивающих даже зарплату работникам и не обеспечивающих простое воспроизводство; утеря контроля над валютными операциями и ряд других [15, c. 52].

Сегодня уже очевидно, что мощная система интересов по вывозу (бегству) капитала из России сформировалась как следствие серьезных перекосов в социально-экономической политике государства, допущенных в 90-е гг.

«Если задуматься, - говорит председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, - то какой масштабный проект мог быть осуществлен внутри страны, хозяйство которой менялось быстро, стихийно, следуя неясным законам? Как можно было организовать работу всего капитала в экономике, где нет достаточных ресурсов квалифицированных управленцев и рабочих, где не выявлены более или менее понятные рыночные ниши, где технологические цепочки возникают и разрушаются не столько в результате действия законов конкуренции, сколько в результате лоббирования тех или иных решений, облегчающих передел собственности?». Интервью со многими российскими предпринимателями подтверждают тот факт, что вывоз капитала в 90-е гг. - это попытка уйти от страновых рисков, показатель рационального поведения новых собственников. Как пишет Л.Н. Красавина, «экономический спад первой половины 90-х годов, хроническая инфляция, нестабильность банковской системы и рост внешнего долга стимулировали «бегство» капитала из России в страны и территории, создавшие условия для его более прибыльного и надежного инвестирования». Благо таких мест в мире немало. В число 80 стран и территорий, создающих льготные условия для международной экономической деятельности, входят, наряду с известными островными государствами, США, Канада, Великобритания, Франция, Япония. Неслучайно, в таком оффшоре как Каймановы острова зарегистрировано свыше 500 оффшорных банков, в том числе 43 из 50 крупнейших банков мира.

Таким образом, владельцы капитала ведут себя рационально, уходя из страны больших рисков в территории и страны, обеспечивающие условия для решения таких задач, как:

создание зарубежной экспортно-импортной инфраструктуры с целью обеспечения российскому бизнесу нормального доступа к мировым рынкам и кредитным ресурсам, т.е. восполнение недостающей в России инфраструктуры рынка:

-       осуществление расчетов из-за рубежа или за рубежом;

-       накопление за границей оборотных капиталов с целью финансирования импорта, кредитования российских предприятий, использования средств в приватизационных конкурсах, реинвестирования в российские акции для установления и поддержания контроля над предприятиями либо в российские бумаги (например, ГКО) для спекуляции, а также для осуществления прямых инвестиций в российскую экономику, замаскированных и защищенных как иностранные инвестиции; (решение этих задач предполагало наличие у частного предпринимателя ликвидного депозита в западных банках, формирование которого происходило в основном через нелегальный вывоз капитала);

-       минимизация расходов, в частности, уход от налогообложения, высоких таможенных поборов, платы криминальным структурам, защиту от которых не могло обеспечить российское государство [15, c. 52].

Однако наряду с названными, «производственными» задачами, бегство капитала обеспечивало достижение и иных целей, в частности:

-       смену видимого владельца капитала при пересечении границы, хотя фактически, конечно, капитал остается в тех же руках;

-       уход от возможного уголовного преследования на родине ввиду нелегальности источников формирования доходов;

-       перевод средств из собственности предприятий в личную собственность владельцев и (или) менеджеров предприятий.

-       использование вывезенных средств для личного потребления и приобретения собственности за рубежом;

-       отмывание грязных денег.

Значительную долю нелегально вывозимого капитала составляют доходы, полученные в результате нецелевого использования государственных бюджетных ресурсов, присвоения в 1992-1998 гг. инфляционного дохода. Согласно оценкам еженедельника «Эксперт», важным источником финансирования оттока капитала косвенно стал возросший в 1996 - 97 гг. объем государственных заимствований. Именно в этот период объемы оттока капитала превысили чистые валютные поступления от внешней торговли. А когда в 1997-1998 гг. сальдо платежного баланса по счету текущих операций приобрело отрицательное значение, отток капитала стал расти почти исключительно за счет привлекаемых извне заимствований. Таким образом, выдаваемые России кредиты послужили одним из источников законного и незаконного обогащения частных лиц. Значительную часть «отмываемых» через увод за рубеж денег составляют капиталы, нажитые многочисленным российским чиновничеством путем злоупотребления служебным положением.

Дать точную оценку соотношения мотивов при бегстве капитала, а также целей использования вывезенных средств не представляется возможным. Нередко преследовалось параллельно несколько целей. Очевидно одно: представителями различных политических течений даются по существу противоположные оценки, напрямую зависящие от степени вовлеченности в процесс увода средств из страны.

В 90-е гг. в России сложилась уникальная ситуация, когда сформировалась не только система интересов по выводу капитала из страны, но и отечественная и зарубежная инфраструктура проведения таких операций. При этом состояние институтов рыночной экономики, прежде всего законодательства и контрольных служб, позволяло решать эту задачу на основе нелегальных операций [15, c. 52].

Проблема бегства капитала из России находится в фокусе внимания российских и зарубежных государственных деятелей и средств массовой информации. Масштабы вывоза оцениваются весьма по-разному. Бесспорно одно - бегство российского капитала существует, имеет огромные масштабы и отрицательно воздействует как на возможности развития страны, так и на решение проблемы внешнего долга.

Капитал и инвестиции продолжают утекать из России, несмотря на высокие нефтяные цены и кажущуюся привлекательность российского рынка. Бегство капиталов из страны - это признак недоверия к отечественной правовой системе. Но эксперты называют и другие причины: это разочарование президентством Дмитрия Медведева, политическая неопределенность, растущая коррупция и риски потери бизнеса, а также чрезвычайно высокие ставки по кредитам.

Отток капитала при текущих ценах на нефть означает, что бизнес не до конца доверяет российской судебной системе, а владельцам российских активов необходима государственная защита права частной собственности.

Однако далеко не все считают коррупцию главной причиной бегства капиталов. Ситуация с коррупцией и бюрократией за последние несколько лет изменилась мало. Проблема в том, что на сегодняшний момент есть ощущение неопределенности и бизнес оценивает политические риски довольно высоко. Для него любой итог выборов - это появление новой команды и возможная смена правил игры.

Впрочем, эксперты указывают и на другие - не менее важные - причины бегства капиталов из страны: разочарование и неоправдавшиеся надежды, связанные с президентством Дмитрия Медведева. До начала кризиса в 2008 году предприниматели оптимистично оценивали возможности для своего бизнеса и для страны в целом. Сегодня же ситуация кардинально изменилась: среди предпринимателей распространены пессимизм и негативные прогнозы.

2. Процесс бегства капитала и его последствия в современной экономике России
 
2.1 Бегство капитала из России на современном этапе

Экономический кризис ускорил сокращение притока иностранных инвестиций в Россию: если в 2008 году этот приток уменьшился на 14,2%, то в 2009 году снизился ещё на 21,0% - до 81,9 млрд. долл. При этом погашение (то есть вывод из страны) ранее поступивших инвестиций выросло в 2009 году на 12,8% - до 76,7 млрд. долл. В результате разница между этими показателями за год сократилась почти в семь раз - с весьма значимых 35,7 млрд. долл. в 2008 году до малозаметных на фоне российской экономики (и даже российского бюджета) 5,2 млрд. в 2009-м [50].

Помимо соотношения притока и погашения иностранных инвестиций важным показателем ситуации в стране является и соотношение притока иностранных с оттоком собственных, российских.

До начала кризиса, в последнем полностью благополучном 2007 году, иностранные инвестиции в Россию превысили инвестиции из России более чем на треть, составив 120,9 против 74,6 млрд. долл. Паника 2008 года переломила ситуацию: инвестиционное сальдо стало отрицательным (в Россию было вложено 103,8 млрд., из неё ушло - 114,3). Однако стабилизация 2009 года не изменила состояние дел принципиально: инвестиции из России превысили иностранные инвестиции в Россию (82,6 против 81,9 млрд. долл.).

При этом направления инвестирования российских средств не оставляют сомнения в том, что в основном мы имеем дело именно с бегством капитала.

Достаточно указать, что крупнейшим местом приложения российских капиталов стала Швейцария - идеальное место для хранения денег, но совсем непростое для их зарабатывания. В Швейцарию ушло 34,9 млрд. долл. - более 40% российских инвестиций за рубеж.

На 2-м и 3-м местах по объёму инвестиций из России (по тем же причинам) находятся Нидерланды (10,7 млрд. долл.) и Австрия, отставшая лишь на 1 млн. долл.

На 4-м месте Беларусь - 6,5 млрд. долл. (вероятно, из-за покупки сравнительно недорогой недвижимости и миграции бизнеса в страну, где при всех недостатках политической системы не сидят в тюрьмах 300 тыс. предпринимателей), на 5-м и 6-м местах - Кипр (6,0 млрд. долл.) и Великобритания (1,8 млрд. долл.), далее следуют Украина (1,6 млрд. долл.), США (1,5 млрд.) и оффшорные Виргинские острова (1,1 млрд. долл.).

Правда, иностранные инвестиции в Россию тоже в значительной степени производят впечатление возврата российского капитала. Это естественно: иностранных инвесторов в нашей стране, в отличие от отечественных, есть кому защищать, поэтому наши бизнесмены довольно часто выводят деньги из страны просто для того, чтобы сохранить свой бизнес.

Крупнейшим инвестором в Россию стал Люксембург (11,7 млрд. долл.). Третьим (после Люксембурга и Нидерландов) внезапно стал Китай (вложивший 9,8 млрд. долл. по сравнению с 0,4 млрд. в 2008 году), четвёртым - Кипр (8,3 млрд.) и лишь пятым - Германия (7,4 млрд. долл.) [50].

Отток капитала из России по итогам 2012 года составит порядка $60-65 млрд. Его оценка меньше показателя прошлого года в $80,5 млрд., но все равно заставляет власти всякий раз обращать внимание на динамику вывоза средств как один из основных барьеров, тормозящих развитие инвестиционного климата в стране (рис. 1).

Рисунок 1 - Разница в оценке оттока капитала Банком России и Всемирным банком

Как видно из графика, в 2011 году, когда ЦБ рапортовал о рекордном оттоке в $80,5 млрд., Всемирный банк насчитал лишь $32,3 млрд. вывезенного из страны капитала, а в кризисном 2008-м и вовсе $16 млрд. вместо «центробанковских» $133,7 млрд.

Бегство капитала из России увеличилось больше чем в два раза в прошлом году на фоне проблем с суверенными долгами в Европе и политической нестабильностью внутри страны. Согласно данным, приведенным российским Центральным банком, в общей сложности из России было выведено 84,2 миллиарда долларов.

Отток денежных средств особенно усилился в четвертом квартале, когда обострился европейский долговой кризис, а противоречивые парламентские выборы в России стали причиной проведения в Москве самых масштабных акций протеста за всю постсоветскую историю России. С октября по декабрь акционеры вывели из страны около 37,8 миллиарда долларов, и это был самый плохой квартал с точки зрения бегства капиталов с момента пика финансового кризиса в конце 2008 года. Для сравнения - в 2010 году отток капитала из России составил 33,6 миллиарда долларов.

Исход капитала оказал негативное влияние на российский рубль, который к концу 2011 году потерял более 5%, хотя цена на российскую нефть в прошлом году оказалась как никогда высокой. Аналитики считают, что в бегстве капиталов, вероятнее всего, в равной мере приняли участие как иностранные, так и местные инвесторы.

«В начале 2011 года, когда глобальные перспективы были весьма многообещающими, местные инвесторы, вероятно, начали выводить из страны свои капиталы, тогда как иностранцы продолжали вкладывать средства в российскую экономику», - отметил главный аналитик компании «Ренессанс Капитал» Иван Чакаров. - Однако во второй половине года перспективы глобального роста стали более мрачными, и иностранные инвесторы также решили, что настало время покинуть страну. Скорее всего, состоявшиеся 4 декабря выборы также повлияли на решение инвесторов».

При этом чисто криминальные операции: неофициальные потери составили 14 млрд. долларов, а финансовые аферы на 35 млрд. долларов числятся в официальном оттоке капитала из России. Это прирост иностранных финансовых и других активов российских резидентов, накопленных в результате незаконной деятельности. Подавляющая часть убытков российской экономики от незаконного вывоза капитала вызвана излишней либерализацией законодательства, необдуманной отменой валютного регулирования и контроля, а также и ослаблением финансового надзора. Но это только внешние причины. По мнению экспертов, существуют более глубинные основания для оттока капитала из страны. Ими является неуверенность частного бизнеса в своем будущем в России. Причем речь идет не столько об экономической ситуации, сколько о политической конфигурации. Что касается экономической ситуации в стране, то здесь специалисты видят своеобразный парадокс. «Отток капитала происходит на фоне экономического роста [65].

Спрос на заграничную недвижимость у россиян за последние годы вырос примерно в два раза. При этом все большее количество среди покупателей жилья в Европе составляют россияне со средним по европейским меркам достатком. Приобретение жилья воспринимается ими как инвестиция в будущее свое и своих детей. Свою оценку количества нелегальных денег, уплывающих из России, дали американцы в докладе организации GlobalFinancialIntegrity. По подсчетам штатовских специалистов, с 1994 по 2011 годы было незаконно вывезено как минимум 211,5 млрд. долларов. Комментируя эти данные, Владислав Жуковский выразил сомнения в их адекватности, но при этом заявил, что основная идея доклада о том, что «в России существует огромная финансовая «черная дыра», несовместимая с нормальным существованием государства, и уж тем более - с модернизацией экономики» - стопроцентно верна.

На рисунке 2 отображен поквартальный ввоз / вывоз капитала частным сектором за 1994-2011 годы, рассчитанный на основе платежного баланса.

Рисунок 2. Чистый ввоз / вывоз капитала частным сектором по кварталам

Как видно из графика, за исключением 2006 и 2007 года, наблюдается устойчивая тенденция к вывозу капитала частным сектором. На счет того, что стоит за такой тенденцией, высказываются самые разные мнения. Незадолго до избрания на третий срок, Владимир Путин призвал к снижению административных барьеров для бизнеса и поставил целью продвижение России на 100 позиций в рейтинге Мирового Банка DoingBusiness. Этот рейтинг сравнивает страны по тому, насколько просто там совершить стандартные действия, такие как открытие бизнеса, получение разрешения на строительства, уплата налогов и так далее. В 2012 году Россия заняла в нем 112 место из 185 возможных. Конечно, как и все такие рейтинги, он достаточно субъективен, но, в отличии от рейтинга TransparencyInternational, в его основе лежат объективная методология. И место России в нем красноречиво говорит о ворохе проблем в сфере регулирования бизнеса.

Согласно оценкам экспертов организации за период 1994-2011 гг. совокупный нелегальный ввоз и вывоз капитала частным сектором из России и в Россию составил порядка 782,5 млрд. долларов. Или приблизительно 43,5 млрд. долларов в среднем по итогам каждого года. При этом крайне тяжёлая ситуация складывается с так называемым незаконным вывозом капитала за пределы России, который за рассматриваемый период составил 211,5 млрд. долларов, или 11,8 млрд. долларов в среднем ежегодно.

Согласно оценкам экономистов GFI, речь идёт о трансграничном перемещении «грязных» денег, т.е. денежных средств, полученных в результате заказных убийств, криминальной деятельности, уклонения от уплаты налогов и коррупции. Из этих 211,5 млрд. долларов нелегального вывоза капитала как минимум 63,8% (или 135 млрд. долларов) покинуло страну по каналам безналичных денежных переводов [65].

Особенно пристального внимания заслуживает оценка специалистов GFI масштабов незаконного вывоза капитала из России в рамках фиктивной внешнеторговой деятельности и нарушений тарифного законодательства. Согласно расчётам экспертов организации, только за период 1994-2011 гг. в рамках незаконных операций и нарушений таможно-тарифного законодательства при экспорте товаров из России нелегальным образом было вывезено за рубеж (главным образом в оффшорные юрисдикции и «налоговые гавани») свыше 145.8 млрд долларов. Тогда как за счёт манипуляций и искажения товарных накладных при импорте товаров незаконным образом за пределы России отечественным бизнесом было вывезено не менее 397,1 млрд. долларов.

Наибольшие опасения у экономистов организации вызвал колоссальный по своему масштабу приток незаконного капитала в российскую экономику, объёмы которого более чем в 2,5 раза превзошли показатели нелегального вывоза активов.

По оценкам GFI, сделанным на основании анализа данных платёжного баланса России и данных МВФ по динамике и структуре внешней торговли, за период 1994-2011 гг. в Россию в рамках незаконных операций было ввезено свыше 571 млрд. долларов нелегального капитала. Это эквивалентно 3-м годовым объёмам экспорта нефти в ценах 2012 г. и сопоставимо с 27% ВВП России.

Другими словами, колоссальные по своим масштабам финансовые ресурсы, которые на протяжении «рыночных преобразований» и разграбления государственного имущества вывозились крупным олигархическим капиталом, криминальными структурами, коррумпированными чиновниками и обычными предпринимателями в оффшоры, затем возвращались обратно в экономику России под видом иностранных инвестиций. Предварительно сменив паспорт и поменяв гражданство. Что позволяло не только легализовывать преступные доходы, полученные на территории России и уклоняться от уплаты налогов, но и получать налоговые льготы как иностранному капиталу.

Этот тезис наглядно подтверждается официальными цифрами Росстата, согласно которым крупнейшими иностранными инвесторами в российскую экономику являются отнюдь не крупные экономически развитые страны, а оффшорные гавани, которые выполняют функции «прачечной» и налогового рая.

Согласно оценкам организации, по итогам одного лишь 2011 г. масштаб незаконного трансграничного движения капитала из России и в Россию составил порядка 1,726 трлн. рублей. Что эквивалентно 14,3% федерального бюджета и 2,7% ВВП страны

Не менее интересной представляется оценка экспертов GFI размера и роли теневого сектора экономики. Согласно приведённым расчётам, которые во многом опираются на экспертные оценки МВФ спроса на наличные денежные средства, в теневом секторе российской экономики в 2011 г. находилось приблизительно 35% ВВП страны. Это эквивалентно 20 трлн. рублей или консолидированному бюджету России

Да, безусловно, нынешние показатели масштабов незаконной экономической деятельности и уклонения от уплаты налогов несопоставимы с показателями 1994-1995 гг., когда на долю теневой экономики приходилось свыше порядка 77% ВВП страны. Однако опасения внушает слом тенденции на снижение удельного веса «серой» и «чёрной» экономической деятельности - по сравнению с 27,7% в 2009 г. 35% в 2011 г. выглядят угрожающе.

Единственное, что косвенно радует, так это то, что Россия отнюдь не одинока в списке «дойных коров». Согласно оценкам экспертов GFI, сделанных на основе изучения данных платёжных балансов и внешнеторговой статистики большинства развивающихся стран, по итогам 2010 г. объём средств, незаконно вывезенных из развивающихся стран, вырос на 13,6%, и достиг 858,8 млрд долларов. Это лишь немного уступает рекордным 871,3 млрд., которые были вывезены из развивающихся экономик накануне глобального финансово-экономического кризиса в 2008 году. Всего же за период 2001-2010 гг. совокупный объём незаконного вывоза капитала достиг 5,9 трлн. долларов.

Стоит сказать, что оценки легального и нелегального вывоза капитала российскими резидентами из России, сделанные экспертами GFI, в общем и целом совпадают с результатами тех расчётов, которые делали целый ряд видных отечественных экономистов. Причём нужно отметить, что аналогичная работа велась и ведётся в России на протяжении последних как минимум 15 лет целым рядом авторитетных учёных из РАН, а также независимыми экономистами и экспертами.

Однако, судя по всему, реальные масштабы незаконного вывоза капитала из России за период 1994-2011 гг. как минимум в 2,5 раза превышают аналогичные показатели экспертов GFI.

Согласно официальным данным Банка России, за период 1994-2011 гг. совокупный чистый вывоз капитала частным сектором из России в оффшорные гавани и фешенебельные страны превысил отметку в 343,2 млрд. долларов. Если сюда добавить чистый отток капитала по итогам 2012 г., то эта цифра станет эквивалентной 400 млрд. долларов.

Отдельного внимания заслуживает беспрецедентный по своим масштабам незаконный вывоз капитала, масштабы которого на протяжении последних 5 лет достигают 35-42 млрд. долларов ежегодно. Согласно официальным данным платёжного баланса Банка России, за период 1994-2012 гг. накопленный нелегальный вывоз российского капитала за рубеж в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности превысил отметку в 345,1 млрд. долларов.

Одновременно с этим ещё как минимум 135,4 млрд. долларов было вывезено российскими резидентами в оффшорные гавани в рамках откровенно незаконных и криминальных операций. Этот отток средств за рубеж был зафиксирован Банком России в статье «чистые пропуски и ошибки» платёжного баланса, однако не был им идентифицирован. В данном случае речь идёт о вывозе за рубеж и легализации доходов, полученных преступным путём - прибылей коррупционеров, криминальных структур, монополистов, олигархов и прочих экономических паразитов.

Ещё порядка 358,4 млрд. долларов составили накопленные за последние 18 лет чистые инвестиционные убытки России от уплаты процентов по иностранным кредитам и займам, выплаты дивидендов иностранным акционерам, рентных платежей и прочих доходов на капитал.

Даже по оценкам самих чиновников (в частности депутата Госдумы от «Единой России» Евгения Фёдорова) свыше 95% всех крупных российских компаний зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях и налоговых гаванях.

До тех пор, пока в российской экономике и финансовой системе будет иметь место такого масштабов дыра, через которую ежегодно законно и незаконно утекает порядка 150-200 млрд. долларов, Россия буде оставаться «дойной коровой» и сырьевой колонией транснационального капитала. Уже сегодня отчётливо видно, и в руководстве страны это начинают понимать, что российский деиндустриализированный «нефтегазовый Титаник» постепенно идёт на дно.

В заключение данного вопроса хотелось бы отметить, что по мнению некоторых экспертов реальный отток капитала из России, который Центробанк в прошлом году оценил в 80,5 млрд. долларов, завышен как минимум вдвое, считают авторы исследования «От мифов к реальности» - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), компания Ernst&Young и Центр национального интеллектуального резерва при МГУ имени М.В. Ломоносова.

Сегодня государство включает в формулу расчета объема оттока капитала операции, которые, по сути, не входят в это понятие, и не включает операции, которые этому понятию, напротив, полностью соответствуют. Российские власти, к примеру, учитывают самолеты, эксплуатируемые отечественными авиаперевозчиками на территории страны, но регистрируются в зарубежных юрисдикциях, как приток капитала. С другой стороны, сделки M&A, которые по духу являются экспансией на международные рынки, интерпретируются как бегство капитала

С другой стороны, сделки M&A, которые по духу являются экспансией на международные рынки, интерпретируются как бегство капитала. По мнению экспертов, рассчитываемый ЦБ РФ показатель оттока-притока капитала является бухгалтерским и не отражает экономической сути транзакций. Авторы исследования приводят два варианта корректных расчетов. Согласно первому методу, из суммы в $80,5 млрд. необходимо вычесть структурирование прямых инвестиций через оффшоры ($7-9 млрд.), поддержку дочерними иностранными банками материнских структур (более $6 млрд.), увеличение парка воздушных судов (более $6 млрд.), статью «чистые ошибки и пропуски» ($9,9 млрд.), сделки по слияниям и поглощениям (более $10 млрд.). В итоге получается, что реальный отток может оцениваться в сумму менее $40,5 млрд.

Если использовать второй подход, необходимо просуммировать такие статьи, как сомнительные операции прочих секторов ($32,3 млрд.), прочие активы и обязательства банков ($1,2 млрд.), прочие активы и обязательства прочих секторов (минус $0,7 млрд.). По данному методу реальный отток может быть оценен в $32,8 млрд. Базисом для альтернативного индекса может стать показатель privatecapitalflows, рассчитываемый Всемирным Банком и составивший -32,3 млрд. долларов в 2011 году, скорректированный на транзакции, по экономической сути, не являющиеся оттоком капитала.

В ЦБ РФ причинами вывоза денег из страны в прошлом году называют неопределенность вокруг парламентских и президентских выборов, плохой инвестклимат и обострение мирового кризиса суверенных долгов. Капитал уходит через рост прямых иностранных инвестиций российскими компаниями реального сектора, которые покупают активы за рубежом, а также через накопление наличной валюты на руках у населения и инвестиции в зарубежную недвижимость. Эксперты считают, что динамика движения капитала в России в значительной степени продиктована глобальными тенденциями, а не изменением экономических показателей внутри страны. Капитал утекает из страны в те периоды, когда наблюдаются проблемы в мировой экономике, а не в самой РФ. Так, на фоне долгового кризиса в Европе в 2011 году наблюдалось падение чистого притока капитала во все развивающиеся страны [61].

Эксперты не нашли и статистической зависимости между индикаторами инвестклимата и рассчитываемым ЦБ показателем оттока-притока капитала. Кроме того, авторы исследования призывают не трактовать любой отток капитала из России однозначно негативно, а учитывать экономическую сущность конкретной транзакции. То, что в настоящее время принимается за отток капитала, на самом деле экономическим оттоком не является, считает гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. В частности, неверно считать оттоком капитала российские инвестиции за рубеж. «Это некая экспансия России. Это хорошо для России», - отметил он. В перечень операций, формально являющихся оттоком капитала, но не оказывающих негативный эффект на экономику России, входят сделки по слияниям и поглощениям российскими компаниями иностранных активов; погашение российскими предприятиями долга, привлеченного за рубежом без его рефинансирования; реинвестиция доходов, заработанных дочерними компаниями-нерезидентами в отдельно взятом году, и другие.

Замминистра финансов России Алексей Моисеев полагает, что отток может быть и хорошим явлением, поскольку защищает экономику от возможного перегрева, убирая ликвидность, которую она не может «переварить». Стоит отметить, что Минфин оценивает отток капитала из России в текущем году в 60 - 65 млрд долларов. Прогноз Минэкономразвития составляет 60 - 65 млрд. Центробанк полагает, что отток капитала будет на уровне 67 млрд. долларов.

Объём прямых инвестиций, направленных из РФ в оффшорные зоны за период 2007-2011 гг. почти полностью совпадает с объемом инвестиций, направленных из данных юрисдикций в Россию за аналогичный период. Таким образом, в среднесрочном периоде средства, выводимые в форме прямых инвестиций в офшоры, возвращаются в страну.

Ситуация с оттоком капитала в России полностью сопоставима со странами с экспортно-ориентированными экономиками, такими как Кувейт, Норвегия и Япония, считают авторы доклада. Если в процентах от ВВП оценить динамику «чистого притока и оттока», то выяснится, что перечисленные страны имеют ситуацию как минимум не лучше, а в большинстве случаев даже хуже, чем Россия.

2.2 Последствия бегства капитала

Серьезной проблемой для национальной экономики России за последние годы является такое явление, как «бегство капитала», связанное с движением капитала из страны, вызванным наличием неблагоприятного инвестиционного климата, преступлениями или нарушениями законов и других правовых норм РФ. Для РФ в современных условиях характерно перемещение капитала, обусловленное стремлением его владельцев избежать экономического и политического риска, возникающего при инвестировании или хранении средств в стране пребывания владельца капитала. По мнению отдельных экономистов, в случае устойчивого бегства капитала соотношение экономических и неэкономических факторов риска может отличаться от случая к случаю. Бегство капитала несет с собой большие негативные последствия для национальной экономики России. Прежде всего, она лишается средств, которые сама произвела. Страна не может использовать их для дальнейшего развития национальной экономики. Она переживает финансовый голод, испытывают недостаток финансовых средств российские предприятия, которые могли бы прибыльно работать, в том числе и на импортном сырье. Сокращается предложение валюты на ММВБ, что не позволяет устанавливать реальный курс рубля по отношению к иностранным валютам, уменьшается совокупная денежная масса. Валютное поле резко сужается, и курс рубля становится неустойчивым. Сокращаются валютные резервы страны, что также бьет по курсу рубля. Наши расчеты показывают: если бы часть сбежавших за границу капиталов осталась в стране, то валютные резервы государства могли бы увеличиться в 3-4 раза по сравнению с нынешним запасом. Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, поэтому выплачиваются налоги. В национальной экономике не инвестируется прибыль, полученная от сбежавшего за границу капитала. Непрекращающаяся утечка капиталов подрывает авторитет России как платежеспособного заемщика на международных валютных рынках. Недостаток валютных средств лишает государство возможности не только погашать основной внешний долг, но и осуществлять нормальное его обслуживание по процентам. Наконец, снижается устойчивость всех сегментов денежного рынка, возникает асимметрия между его сегментами и даже внутри этих сегментов [64].

Как показывает мировая практика, изменения экономической и политической ситуации в мире, влияющие на развитие прямых частных инвестиций, побуждают международные компании к изменению методов своего функционирования, что чаще всего выражается в сочетании организации собственных заграничных компаний и создания совместных организаций в странах-импортерах капитала.

Экспорт капитала, по сути - нормальный экономический процесс, подлежащий регулированию и не представляющий угрозу для национальной экономики. В определенной степени он может способствовать экспорту товаров и услуг, а также поддержанию уровня занятости населения, а бегство капитала, наоборот, указывает на критический уровень имеющихся проблем в национальной экономике и соответственно невозможности инвестировать свободные денежные ресурсы на национальном уровне.

Большинство профессионалов считают, что бегство капитала представляет собой устойчивый отток в огромных масштабах финансовых ресурсов в легальной и нелегальной формах, сокращающих инвестиционные возможности национальной экономики. При этом «бежать» может капитал, как криминального происхождения, так и легальный.

Определенные сложности при оценке масштабов бегства капитала из России вызваны неоднозначностью трактовок и разнообразием терминологий, используемых аналитиками. Так, наряду с понятием «бегство капитала» используется и дефиниция «отток капитала», которая по своим внешним признакам идентична «бегству», но имеет принципиальное внутреннее отличие.

Если бегство капитала - это стремление максимально быстро увести свои денежные средства из российской экономики, то отток капитала - это экономически обоснованное стремление использовать имеющиеся на данный момент денежные средства за границей, для удовлетворения своих экономических интересов и получения максимальной прибыли.

При оценке специалистами форм утечки капитала, прежде всего, данная категория рассматривается как нелегальный перевод денежных средств за границу или отказ от репатриации валютной выручки, полученной бенефициаром. Бегство капитала по сути - это массовый отток частных капиталов в связи с нарастанием экономической и политической нестабильности национальной экономики.

Любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной, при этом источник капитала внутри страны может быть и законным.

Так, легально полученная прибыль, уводимая от налогов посредством бегства капитала за рубеж, становится частью правонарушения только после

перемещения из страны, а вывозимые за рубеж доходы от торговли наркотиками или рэкета преступны уже по сути. Следовательно, процесс бегства капитала может быть обусловлен разной степенью нарушений закона в зависимости от источника происхождения денежных средств. В мировой практике в соответствии с п. 6.30 системы национальных счетов - 93, понятие нелегального производства состоит из двух частей: производства товаров и услуг, запрещенных законом, и производство законных товаров и услуг не законным путем.


Скачать архив (227.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: