Главная » Экономика |
План Введение . Международное движение капитала .1 Понятие международного движения капитала. Причины, цели и формы вывоза капитала .2 Современные тенденции миграции капитала . Особенности и тенденции «утечки капитала» из России .1 Масштабы, особенности и причины вывоза капитала из России .2 Последствия «утечки капитала» и мероприятия по его сохранению Заключение Список литературы Приложение Введение Сейчас процесс бегства капиталов обретает огромные масштабы, оказывая воздействие на состояние и последующее развитие экономической жизни государства. Последствия этого явления трудно оценить сразу. Сам факт значительного экспорта капитала из России, независимо от его конкретных размеров является парадоксальным явлением. Согласно основам экономической теории и здравому смыслу, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала. Издержки оттока капитала хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами - все это ложиться тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть как симптомом, так и средством противозаконной деятельности, что, как многие полагают, особенно актуально в России. Наконец, многие сообщения в прессе указывают на возможность того, что часть средств, предоставляемых, международными финансовыми учреждениями просто переправляется за пределы страны и даже оседает на индивидуальных счетах в зарубежных банках. Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля. Данные по другим странам с переходной экономикой показывают, что решение этих проблем часто приводит к преодолению оттока капитала. Сегодня проблема утечки капитала изучена мало. Но в свете событий последнего десятилетия в России и в мире все больше и больше ученых изучают вопросы, связанные с явлениями теневой экономики. В последние годы наблюдается заметный интерес к ситуации, сложившейся в области внешнеэкономических связей России. Одной из причин, мешающих взвешенному профессиональному исследованию данной проблемы, является отсутствие как надежной теоретической основы для его проведения, так и практической системы учета и регулирования внешнеэкономических связей. В результате оценки масштабов бегства капитала включают совершенно разные по качеству, природе и своим последствиям элементы: зарубежные активы страны, портфельные инвестиции и кредиты, законные и незаконные операции, выезд специалистов за рубеж. Тщательная проработка проблемы требует четкого формулирования системы понятий, связанных с внешнеэкономической деятельностью, вычленения ее элементов, определяющих масштабы бегства капитала, анализа политико-экономических проблем, касающихся бегства капитала. Поэтому на сегодняшний день в уголовно-правовой и криминологической российской науке нет ответов на вопросы: какова структура "бегства капиталов из России" как экономического явления; все ли элементы этого явления преступны; носит ли это явление принципиально негативный характер; необходимо ли с ним бороться, и какими способами. Не разработана и методология изучения этого явления. Данная работа посвящена изучению проблем утечки государственного капитала и его отражению в развитии экономики страны в целом. Предметом исследования служит вывоз капитала, его масштабы и динамика. Бесспорна актуальность рассматриваемой темы, так как анализ "бегства" капитала в сложной экономической ситуации, позволяют выявить новые экономические закономерности и дать подробный анализ причин сложившейся ситуации. Кроме того, данная тема представляет интерес ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований. Объектом данной работы является процесс, его формы и механизмы утечки капитала. Данный вопрос уже был неоднократно рассмотрен рядом ведущих российских и зарубежных экономистов, таких как М. Елизаветин, П. Лунгани, П. Мауро, Л. Красавина, Л. Григорьев и многие другие. В соответствии с темой работы целью исследования является изучение основных тенденций вывоза государственного капитала, их причин, особенностей и последствий. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: Исследовать основные причины, мотивы и факторы международного движения капитала; Исследовать современные особенности и тенденции миграции капитала из России и оценить масштабы вывоза капитала из страны; Проанализировать последствия утечки капитала и рассмотреть мероприятия по его сохранению; Рассмотреть перспективы развития вывоза капитала из России. 1. Международное движение капитала .1 Понятие международного движения капитала. Причины, цели и формы вывоза капитала Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но отнюдь не то, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит). Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах. . В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. . В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты. . В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (Приложение 1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. . В ссудной и предпринимательской форме (Приложение 1). Капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской - преимущественно в виде прибыли. В целом, понятие движения капитала трактуется в разных направлениях экономической мысли, основанных на различных подходах как с точки зрения развития рынка и составляющих его форм хозяйственных связей, так и с точки зрения меняющегося понимания сущности, роли и значения отдельных форм таких связей в развитии национальных экономик, характера задач, экономической безопасности и социально-экономического благополучия. Вывоз капитала в период глобализации практически все исследователи связывают с деятельностью транснациональных компаний и банков, видя в ней как положительные, так и отрицательные черты. Именно такой поворот исследований вывоза капитала крайне политизировал точки зрения авторов, введя их в поле противопоставления развитых стран и стран с развивающимися рынками (Emerging Markets). Проблема вывоза капитала в условиях глобализации рассматривается многими современными исследователями с точки зрения теорий неоимпериализма. При этом трансформация "старого" империализма в "новый" определяется в виде развития пяти ленинских признаков, одним из которых остается вывоз капитала, являющийся характерной чертой нового мирового порядка, глобализации и имеющий, как и прежде, особо важное значение. Сегодня решающая роль монополий (сформировавшихся за счет концентрации производства и капитала), в хозяйственной жизни развилась в гегемонию корпоративного капитала. Финансовый капитал достиг такого уровня развития, когда объемы спекулятивных операций на порядок превышают объемы реального производства. Этот капитал все больше отрывается от реального сектора, оставаясь господствующим над ним. Вывоз капитала происходит в основном в виде миграции глобально-корпоративного капитала, доминирующего над другими формами и являющегося преимущественно виртуальным фиктивным капиталом. Транснациональные корпорации и банки (ТНК и ТНБ), действующие на полях национальных государств, стали также господствующей силой в экономике, которая трансформировалась в глобально-капиталистическую. Особое место в современных взглядах на проблему вывоза капитала занимает институциональный подход. Сегодня в процессе вывоза капитала важная роль отводится таким институтам глобальной экономики как Международные финансовые центры (МФЦ) и глобальные центры капитала (ГЦК), которые тесно переплетаются с ТНК в процессе концентрации и перераспределения капитала. МФЦ состоят не просто из крупных банков и финансовых институтов, вырвавшихся на международную арену; неотъемлемой частью этих образований являются также валютные, фондовые и иные биржи, согласованно действующие по все более унифицированным правилам. Вокруг международных финансовых центров группируются многочисленные фирмы, предоставляющие юридические, аудиторские, экономико-технические и иные услуги преимущественно консалтингового характера. Современные теории связывают развитие вывоза капитала с процессом формирования глобальной (наднациональной) экономики и глобального капитализма, который существенно увеличил мобильность капитала. Сегодня глобальные финансовые рынки оказывают огромное влияние на экономические условия во всем мире, а объемы дневных финансовых операций (сделок) превышают годовые бюджеты многих стран. Глобализация финансовых рынков крайне затруднила для отдельных стран налогообложение капитала, поскольку с развитием новейших технологий и инфраструктуры, капитал во многих случаях можно увести куда угодно в течение самого короткого времени. При этом в условиях свободного движения капитала любая попытка обложить его налогами или заняться его регулированием может побудить капитал к бегству. Таким образом, на передний план все больше выходит перераспределение финансовых ресурсов в пользу глобальных центров капитала (ГЦК) - наиболее инвестиционно-привлекательных регионов, стран, предприятий. Эти центры относятся преимущественно к развитым странам. Процесс концентрации капитала, производительных ресурсов и технологий в руках ограниченного круга субъектов глобальной экономики, таких как ТНК и МФЦ приводит к формированию и возникновению иерархии в экономике, власть над которой позволяет влиять на все сферы человеческой деятельности, в том числе политическую власть. Причины вывоза капитала Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой успешно, динамично развивающейся экономики. Капитал вывозят и ведущие промышленно развитые страны, и развивающиеся, в особенности, Китай, Россия, Бразилия и Индия. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования (например, несмотря на недостаток инвестиций в российской экономике, по итогам 2011 года отток капитала из страны составил 84,2 млрд. долларов). В мире образовались огромные массы резервного капитала, ищущего прибыльного применения. Страховые компании, пенсионные фонды, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства. Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и валовой внутренний продукт промышленно развитых стран. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капиталов усиливается его международная миграция. Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции. Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности «стоит» в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на импорт автомобилей из Японии. Однако, такой запрет не распространяется на ввоз автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, функционирующих в США. На практике необходимость инвестирования определяется комплексом причин, включающих все составные части инвестиционного климата, а также принципом сравнительного преимущества отдельных рынков. К числу факторов, способствующих и стимулирующих вывоз капитала, можно отнести: Растущая взаимосвязь и взаимоувязка национальных экономик, являющихся движущей силой, активизирующей вывоз капитала. Интернационализация производства оказывает огромное воздействие на международное движение капиталов, способствуя его ускорению. Международная промышленная кооперация, вложения транснациональных корпораций в дочерние компании. Так, отдельные юридически самостоятельные предприятия из разных стран в рамках одной международной корпорации устанавливают тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической, подетальной специализации. Экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности. Экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического посредством использования научно-технических достижений развитых стран. Важными стимуляторами являются международные финансовые организации, направляющие и регулирующие поток капиталов. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствуют развитию торгового, научно-технического сотрудничества, привлечению инвестиций. На развитие процесса международного движения капитала оказывают влияние следующие факторы: развитие производства и поддержание темпов экономического роста; глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран; углубление международной специализации и кооперации производства; рост транснационализации мировой экономики; рост интернационализации производства и интеграционных процессов; либерализация мировой торговли; либерализация экспорта/импорта капитала; политика «индустриализации» развивающихся стран; проведение экономических реформ; политика поддержки уровня занятости Формы вывоза капитала Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательского и вывоз ссудного капиталов. В первом случае речь идет о вложениях капитала в экономику других стран посредством развития сферы производства и обращения. В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов). Здесь речь идет о специфической форме сделки с деньгами - ссуде, когда собственность на денежный капитал остается в руках предоставившего кредит, причем деньги, в конечном итоге, возвращаются к кредитору с приращением. Можно смело утверждать, что в этом случае мы имеем дело с капиталом-собственностью. Вывоз предпринимательского капитала, в свою очередь, представляется как вывоз портфельных и прямых инвестиций. В первом случае мы имеем дело с приобретением пакетов акций (не дающих контроля) зарубежных предприятий и компаний. Во втором же случае нам приходится сталкиваться или со строительством за границей предприятий (производственных мощностей), или с покупкой у зарубежных фирм пакетов акций, дающих контроль за их деятельностью. Особое место занимает вывоз капитала в виде вывоза лицензий и других прав, дающих возможность зарубежному предприятию использовать ту или иную передовую технологию. Внешне данная сделка (по покупке лицензий и патентов) выступает как обычная торговая (имеем дело со специфическим товаром-разрешением). Однако, по сути, это сделка с капиталом, потому что приобретение лицензии или комплекта оборудования дает возможность продавцу не просто воздействовать на работу данного предприятия, а фактически ее контролировать. Здесь мы сталкиваемся со специфическими формами контроля, напрямую не связанными с собственностью на капитал. Вывоз капитала оказывает весьма существенное влияние как на экономику страны, вывозящей капитал, так и на экономику страны, ввозящей капитал. В первом случае может возникнуть дефицит инвестиционных ресурсов в “своей” стране, если вывоз капитала значительно превышает обратный его приток в страну (в этой ситуации достаточно часто говорят о так называемой английской болезни, когда активная экспансия английского капитала фактически обескровила целые отрасли национальной экономики и для “лечения” понадобились достаточно серьезные меры по привлечению иностранного капитала в английскую экономику). Однако вывоз капитала является и существенным плюсом для страны, вывозящей капитал, так как часть мировой прибавочной стоимости присваивается данным капиталом, который, естественно, должен “поделиться" и со “своим” государством (налоги, плата за разрешения на вывоз и прочее). .2 Современные тенденции миграции капитала В настоящее время в процессе международной миграции капитала проявился ряд устойчивых тенденций, из которых можно выделить следующие: вывоз государственного капитала растет меньшими темпами по сравнению с экспортом частного капитала; крупным импортером капитала стали США. Примерно 5 млн. американцев работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям; четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран. На долю промышленно развитых стран приходится более 70% всех иностранных инвестиций; в качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган, Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других); все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, такие, как Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР, Россия и другие страны СНГ. Международное движение капитала оказывает огромное влияние на мировую экономику. Подобное влияние проявляется, прежде всего, в том, что международный трансферт капитала способствует росту мировой экономики. Капитал за границей ищет более прибыльного приложения и прироста в мировых масштабах. Для стран - импортеров капитала решается проблема нехватки производственного капитала, увеличивается инвестиционная активность, ускоряются темпы экономического роста, углубляется МРТ и международное сотрудничество. Взаимные инвестиции укрепляют экономические связи, способствуют углублению международной специализации и кооперации производства, увеличению объемов взаимного товарообмена между странами. В целом, играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала имеет различные последствия для стран - экспортеров и импортеров капитала. Так, например, вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций может привести к замедлению их экономического развития, отрицательно сказаться на уровне занятости и на состоянии платежного баланса. Страны, импортирующие капитал, имеют возможность создать новые рабочие места, получить новые технологии, эффективный менеджмент, а, следовательно, ускорить в стране научно-технический прогресс и обеспечить экономический рост, улучшить платежный баланс. При этом не исключены негативные последствия от ввоза капитала. Бесконтрольный импорт может лишить национального производителя работы, на рынок могут попадать товары, прошедшие свой жизненный цикл. Импорт ссудного капитала увеличивает внешнюю задолженность страны. Приток иностранного капитала, подменяя местный капитал либо пользуясь его бездействием, может вытеснить местный бизнес из прибыльных отраслей, а это в свою очередь может привести к угрозе ее экономической безопасности и политической зависимости от страны-экспортера. Использование ТНК трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах. Положительные и отрицательные последствия миграции капитала имеют достаточно условный характер и не учитывают многочисленные исключения. Тем не менее, международное движение капитала играет в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики. утечка капитал вывоз россия 2. Особенности и тенденции «утечки капитала» из России .1 Масштабы, особенности и причины вывоза капитала из России По вопросу причин существования такого явления, как бегство капиталов за границу России, высказано громадное количество авторитетных мнений. Часто в главном они сходятся, хотя наблюдаются и различия в позициях. Так, основными причинами утечки капиталов из России специалисты Центрального банка России называют неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране, криминализацию и коррумпированность экономики, ее долларизацию, а также высокий уровень налогового бремени и неплатежей в экономике. С самого начала перехода к рыночной экономике Россия столкнулась с рядом проблем, которые сделали достаточно рискованным хранение сбережений населения внутри страны и в значительной мере способствовали переводу личных сбережений населения страны. Дальнейшие неоднозначные меры со стороны государственных властей в области экономики (налогообложения в частности) только усилили желание граждан осуществлять подобные действия даже иногда в обход закону. В структуре "убегающего" российского капитала можно выделить два основных компонента, которые в свою очередь определяются мотивами собственников. Одна часть капитала представляет собой вывод ликвидных активов из страны для уклонения от налогообложения и создания возможности расчетов за рубежом. Неплатежи между предприятиями внутри страны частично компенсируются их взаиморасчетами с использованием зарубежных активов. В этом отношении бегство капиталов является выносом за пределы банковской системы страны части активов. Другим немаловажным фактором вывоза является перевод средств из собственности предприятий в личную собственность собственников и (или) менеджеров предприятий. Потом они используются для личного потребления и приобретения собственности за рубежом, или для вложения в акции для контроля над российскими акционерными обществами. Наряду с повышенным уровнем хозяйственно политических рисков движущими силами утечки капиталов в российской ситуации, как правило, служат: . 1992-93 гг. сверхприбыльный вывоз сырьевых и прочих материальных ресурсов на внешний рынок, осуществляемый в обстановке необустроенности государственных границ, отсутствия таможенного и валютного отставания внутренних цен от мировых. Именно в этот период за пределами России образовался наиболее крупный массив капиталов национального происхождения, который впоследствии приобрел черты лучшего капитала, приходящегося в российскую экономику преимущественно на короткие сроки с целью максимизации дохода с последующим ускоренным вывозом извлеченной выручки за рубеж. . Специфика первоначального накопления капиталов в период разгосударствления и маркетизации экономики, связанная с теневыми и инфляционными перераспределением государственных средств. Такая практика, сопряженная с правонарушениями и/или злоупотреблениями, сопровождалась последующим отмыванием и инвестированием аккумулированных доходов за рубежом. . Стремление предприятий стабилизировать уровень доходов в обстановке спада производства и повышенных предпринимательских рисков. Наряду с неблагоприятной хозяйственной ситуацией, чрезмерным налоговым бременем и криминализацией экономики важнейшим фактором анормального делового климата в России стала неразвитость ключевых рынков (земли, капитала, недвижимости) и, как следствие, непомерная завышенность рисков при развертывании производственных инвестиционных проектов. В целях снижения рисков и стабилизации уровня доходов российские предприятия идут на искусственную задержку платежей и уклонение от текущих финансовых обязательств - с последующим вывозом за рубеж значительной части теневого дохода, получаемого от "капитализации" непогашенной задолженности. Высокий реальный уровень станового кредитного риска (риска неплатежей, порождающих цепную реакцию системных платежных кризисов) вызывает недоверие к национальной валюте и ожидание ее возможной девальвации. Расчеты показывают, что между риском неплатежей и утечкой капиталов существует прямая корреляционная зависимость. При этом капиталы продолжают утекать из страны и тогда, когда наблюдается расширение притока иностранных инвестиций. Перечисленные выше причины вывоза показывают, что вывоз капитала связан с характером собственности и корпоративного управления в российских компаниях. Во всех этих случаях роль общей политической или макроэкономической стабильности важна, но не критична, что объясняется устойчивость вывоза и в сравнительно благоприятных условиях Несомненно, основные причины бегства капиталов за пределы России лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев бегущих капиталов. В свою очередь, эти экономические интересы формируют: . стремление сохранить свои капиталы; . стремление приумножить эти капиталы, заставить их работать; . стремление уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги; . стремление легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально; . стремление получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории России, и т.д. Все остальные причины бегства капиталов за границу носят производный от экономических причин характер. В механизме поведения собственника или владельца бежавших капиталов всегда есть экономическая мотивация, именно она предопределяет его поведение в отношении размещения капиталов за границей России. Совершенно очевидно, что бегство капиталов далеко не однородное явление. Оно включает в себя полностью криминальные виды, незаконные, но не преступные разновидности, и совершенно легальные формы утечки капиталов за пределы России. Криминальное бегство капиталов за пределы Российской Федерации может быть преступным или по причине преступного характера происхождения капиталов, или по причине преступного способа утечки капиталов за границу (понятия приведены выше); возможно и сочетание того и другого. Легальные формы утечки капиталов являются законными разновидностями бегства капиталов за пределы России. Они имеют место тогда, когда и капитал получен в результате полностью легитимной -законной - деятельности, и способы вывоза его за границу или невозвращения капитала в Россию абсолютно законны. Очевидно, что сюда относится законное инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в полном соответствии с российским законодательством, и др. (например, размещение в зарубежных банках легальным российским собственником легальных же средств, полученных от экономической деятельности, что в настоящее время разрешено, хотя и со многими условиями и оговорками, российским законодательством). Каналы оттока капитала из России включают в себя следующие: Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическом секторе. Неверное указание доходов от экспорта достигается несколькими способами: занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях; контрабандный экспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета; осуществление экспорта через оффшорные дочерние предприятия по заниженным отпускным ценам, причем разница между ними и рыночными ценами остается в оффшорной зоне. Преимущественное сосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его в основной канал оттока капитала из России. Именно "нефтяное проклятие" отчасти объясняет подобное сочетание медленного хода реформ, коррупции и оттока капитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью оттока капитала из страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, что отток капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортной выручки от продажи энергоносителей. В ряде случаев граждане России также приобретают банки (обычно в тех странах, где отсутствует строгий надзор за банковской деятельностью) с целью открытия корреспондентских счетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттока капитала, практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации. Некоторые из перечисленных каналов входят в число способов оттока капитала, рассмотренных выше, тогда как другие (такие как некоторые из форм предоставления неверной информации о размерах экспортной выручки) являются дополнительными вариантами. Масштабы вывоза капитала Вопрос о том, сколько же денег уходит из России, занимает не только Центробанк, Минфин, Минэкономразвития, но и независимых экономистов. В Москве опубликован доклад "Эквивалент убегающих денег". "Официальные 56,8 миллиарда долларов, или 1,7 триллиона рублей чистого оттока капитала за 2012 год, - это много или мало?" - задались вопросом экономисты компании "ФинЭкспертиза". Чтобы наглядно увидеть масштаб утечки капиталов, эксперты сравнили физический объем оттока капитала из России за год с годовыми же инвестиционными программами крупнейших компаний и структур, рассказывает "Независимая газета". "Окончательный бюджет олимпийской стройки в Сочи, который считается сильно завышенным и оценивается в 1,5 триллиона рублей, меньше суммы прошлогоднего оттока капитала, - отмечают аналитики "ФинЭкспертизы". - Строительство олимпийских объектов в Сочи продолжается не первый год, и за это время был выстроен практически новый город. Доводя до абсурда эту идею, можно сказать, что, не будь этого оттока капитала, мы каждый год могли бы проводить Олимпиаду в новом месте". Прошлогодняя утечка капитала равна годовому бюджету Москвы. Бюджет Москвы является вторым по величине бюджетом города в мире после Нью-Йорка (66 миллиардов долларов). Бюджет Минобороны на 2012 год - 1,34 триллиона рублей, или 44,8 миллиарда долларов - на 12 миллиардов долларов меньше, чем все то, что ушло за границу. Кроме того, на эти деньги можно каждый год строить такое количество дорог, которого хватило бы обогнуть земной шар по экватору - около 43 тысяч километров. Причем по российским расценкам 40 миллионов рублей за километр. Выведенных средств хватило бы более чем на трехлетнюю инвестиционную программу РЖД - 492 миллиарда рублей, запланированных на 2012 год, или "Роснефти" - 480 миллиардов рублей в 2012 году. А еще можно было бы 15 лет содержать всю транспортную сеть России или 11 лет инвестировать в строительство столько, сколько было инвестировано Росавтодором в 2012 году, подсчитали эксперты. Комментируя исследования, руководитель департамента бизнес-оценки компании "ФинЭкспертиза" Алексей Баскаков отметил, что фиксируемый ЦБ отток капитала как минимум наполовину состоит из выплат по зарубежным долговым обязательствам, однако вторая его составляющая не прозрачна. Имеется существенное расхождение в методиках ЦБ и Всемирного банка, который не учитывает в своих расчетах часть операций, поскольку Россия - одна из немногих стран с развивающейся экономикой, которая не подписывала соглашений с офшорами по раскрытию бенефициаров. Это очень показательный момент: именно огромная коррупционная нагрузка, оцененная властями в размере 1 триллион рублей, и является весьма существенной составляющей оттока капитала. Недавние коррупционные скандалы на ближайшие год-два только усилят эту тенденцию: накопленные и оставленные в российских активах деньги будут в срочном порядке выводиться, считает эксперт. Между тем ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем, отмечает Центробанк. По его прогнозам, в текущем году будет зафиксирован отток в 65-67 млрд. долларов. Цифры нелегального вывоза капитала из России: 49 миллиардов долларов, что составляет 2,5% от ВВП. Лишь малая часть этой суммы приходится на торговые операции, основная же - это так называемые "сомнительные" операции, к каким могут относиться серый импорт, взятки и откаты чиновникам и менеджерам, схемы ухода от налогов или, например, оплата поставок наркотиков. Ранее вашингтонская общественная организация Global Financial Integrity подсчитала объем незаконно выведенных из 150 развивающихся стран средств, сопоставив данные по внешним платежным балансам, собираемым МВФ, и информации об искажении таможенной стоимости экспорта и импорта развивающихся стран. По оценке GFI, из России за 2010 год было незаконно вывезено 43,6 млрд. долларов, а за десять лет - 152 млрд., что поставило страну на пятое место по этому показателю. .2 Последствия «утечки капитала» и мероприятия по его сохранению Бегство капитала из России имеет ряд отрицательных последствий для российской экономики. ■ Потеря потенциальных ресурсов для инвестирования реального сектора экономики. ■ Первоначально, бегство капитала из России было следствием неблагоприятного инвестиционного климата. ■ Как результат, значительная часть российского инвестиционного потенциала была сосредоточена за границей. Накопленный размер бегства капитала к 2000 году содержал в себе примерно 70% российского ВВП, что сопоставимо с размером привлеченного к тому времени российского внешнего долга. ■ Это огромное количество ресурсов, которое могло бы профинансировать российские инвестиционные программы, потенциально покинуло пределы России на достаточно долгое время. Более того, продолжающийся отток и долларизация мешают накоплению промышленных инвестиций и тем самым стимулируют дальнейшую экономическую стагнацию. ■ Отрицательное воздействие на платежный баланс. ■ Бегство капитала из России содержит в себе примерно 1/4 доходов от российского экспорта и в четыре раза превышает размер платежей по обслуживанию внешнего долга. Данная ситуация отрицательно сказывается на текущем ПБ РФ. Стабильно положительное сальдо по текущим операциям (прежде всего за счет положительного внешнеторгового баланса) перекрывается отрицательным сальдо по операциям, связанным с движением капитала, а также большой отрицательной величиной пропусков и ошибок, представляющих преимущественно незарегистрированный вывоз капитала. В результате Платежный баланс РФ, положительный по текущим операциям, связан с движением капитала. Вместо источника дополнительных капиталовложений, снижение внешней задолженности и роста золотовалютных резервов платежный баланс из-за огромного оттока капитала стал стимулятором внешних заимствований, к которым Россия вынуждена прибегать для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса. ■ Фиктивный капитал и растущий риск задолженности Так как убегающий капитал перемещается между Россией и заграницей, он становится помехой для аккумулирования национальных сбережений и также вовлекает в этот процесс часть потенциальных инвестиций. Такая миграция капитала также содержит в себе часть внешних займов, которые российское правительство вынуждено привлекать для реструктуризации промышленности и инфраструктуры. Бегство капитала наряду с долларизацией приводит к появлению феномена "горячих денег", способных мгновенно переключаться с одной валюты на другую, даже если активы не покидают пределы России. Таким образом, главное следствие бегства капитала - это декапитализация национальной экономики, отток ресурсов из страны и обострение проблемы ликвидности. Кроме того, в условиях российской экономики это приводит к возникновению проблемы неплатежей и разбухания теневого сектора. В результате практически лишаются смысла какие-либо программы финансовой стабилизации или структурной перестройки. Профессор В.Ю. Катасов считает, что "наиболее экономически обоснованным, или "функциональным», является легальный вывоз капитала в форме прямых инвестиций». Однако это утверждение вызывает сомнение, т.к. экспорт из России стратегических инвестиций сопровождается рядом негативных последствий для национальной экономики: ■ российские корпорации выводят из России ликвидные активы, созданные на отечественном рынке (на базе использования отечественных основных фондов) для зарубежных вложений в ущерб производственным внутренним инвестициям; ■ экономика России несет потери от создания новых рабочих мест за рубежом, а не внутри страны. ■ сужается потенциальная база налогообложения; Приведенные факты позволяют заключить, что, несмотря на легитимный характер формирования активов форме "прямых инвестиций» за рубежом и более четко выраженную их функциональную направленность, данный вид вывоза капитала не всегда является экономически обоснованным. Подводя некоторые итоги, сформулируем основные проявления (свидетельства) опасности для национальной экономики бегства капиталов за ее пределы. Они сводятся к следующим: экономическая опасность, которая проявляется в совокупности характеристик (отсутствие возможного в гораздо больших размерах внутреннего инвестирования экономики, необходимость дополнительного зарубежного инвестирования национальной экономики и др., приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики); политическая опасность (она состоит в том, что растущий и высокий уровень бегства капиталов за границу свидетельствует не только об экономической слабости, но и о политической нестабильности российского государства. Недоверие российских капиталовладельцев к своему государству, к тому, что оно может реально гарантировать сохранность их капиталов, оборачивается снежным комом и влечет такое же недоверие к нему иностранных партнеров, и, как следствие, отказ от возможных инвестиций и т.д.); социальная опасность (ослабление и без того низких показателей экономического состояния России приводит к возрастанию социальной напряженности в обществе, к недовольству населением политикой государства, многократно усиливающемуся еще и тем фактом, что привлечение к любой ответственности - гражданской, уголовной, административной, налоговой и т.д. даже за криминальный вывоз капитала является единичным); опасность возрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности (уход от ответственности является мощным криминогенным фактором; он делает привлекательным и безопасным бегство капиталов за границу, которое часто совершается или влечет за собой совершение целого спектра преступлений: налоговых, различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных, прежде всего, взяточничества и коммерческого подкупа, и т.д.). Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде. Меры борьбы с вывозом капитала из России Сегодня при формальной поддержке ввоза капитала в нашу страну мы оказались в ситуации, когда капитал активно «убегает» из страны. Каким образом может быть обеспечена альтернативная экономическая стратегия в области экспорта капитала? Ответ на этот вопрос в принципе известен. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, нежели инвестиции в любых других странах мирового сообщества, принципиальные предпосылки для этого, как известно, в нашей стране имеются. Мы имеем относительно дешевую и относительно качественную рабочую силу, дешевые и огромные по масштабам запасы сырья, мы имеем потенциал высоких технологий и т.д. Проблема приоритета импорта, а не экспорта капитала оказывается «завязана» на задачу преодоления социального экономического кризиса, как впрочем, и все остальные проблемы внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим два крайних подхода решения рассматриваемой проблемы: либерально-рыночный и административно-государственный. Сторонники первого подхода считают, что проблема является следствием главным образом незрелости рыночной экономики и в будущем разрешится сама собой. Причем считается, что административные рычаги часто оказываются неэффективными, способными лишь несколько уменьшить отток капитала, но не остановить его. Усиление административного контроля повлечет более активные поиски обходных путей. Административно-государственный подход предполагает в качестве первопричины бегства капитала общую криминализацию экономики и злоупотребления в сфере ВЭД. Сторонники этого подхода призывают совершенствовать административно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере, предпринять шаги по стимулированию репатриации капиталов. Определенный опыт в мировой практике имеется. В России получила распространение идея объявления амнистии капиталам, которые незаконно были вывезены за рубеж и будут возвращены обратно в течение определенного срока. На деле оба подхода имеют основания и отражают разные стороны проблемы, контроля, безусловно, чрезвычайно актуальна и сложна. Ее решение должно рассматриваться с позиции стратегии и тактики российских экономических реформ. Коренное решение ее возможно лишь в стратегическом плане в связи с общим выздоровлением экономической политической, правовой ситуации в стране. В перспективе основной задачей государства в рассматриваемой области должна стать поддержка ведущих национальных производителей в их продвижении на мировые рынки в форме создания зарубежных подразделений. На данном этапе переходного периода целесообразны ужесточение контроля и ограничение вывоза отечественного капитала, прежде всего в форме его бегства. Среди мер, способных сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называют следующие: ■ Противодействия спекулятивным перемещениям "горячих денег" на основе комплекса мер по устранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мер по стабилизации банковской системы); ■ Предотвращение бегства капитала по легальным и полулегальным капиталам в результате повышения эффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля, устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (в частности, следует принять федеральный закон о регулировании экспорта российского капитала); ■ Перекрытие нелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконными внешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием и т.п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межстрановое взаимодействие и обмен информацией. Наконец, решение этой проблемы требует и учета социально-политических факторов, поскольку экспорт-импорт капитала - это проблема, прямо «завязанная» на выбор той или иной не только внешнеэкономической, но и внутриэкономической политики со стороны властей предержащих. Отсюда крайне важным является вопрос о том, кому выгоден экспорт капитала из страны и кому может быть выгоден в будущем импорт капитала в страну. Ответ на него, к сожалению, далеко не так прост, поскольку рассуждения о заинтересованности народа в ввозе капитала и процветании национальной экономики, а значит, заинтересованности в этом и государства, выражающего народные интересы, не могут быть достаточными для характеристики сегодняшней ситуации. Таким образом, в качестве паллиативных механизмов решения этой проблемы могут быть названы следующие. Во-первых, создание институциональных и законодательных барьеров на пути вывоза капитала. Чисто административное ограничение вывоза капитала из страны должно быть временной, но важной мерой, направленной на предотвращение полной «декапитализации» национальной экономики, которая начинает разворачиваться все ускоряющимися темпами. Во-вторых, гораздо более важным и стратегически более значимым должен стать механизм, создающий стабильные и выгодные условия для инвестиций внутри национальной экономики. Заключение Бегство капитала сопровождает, как правило, спад производства и инвестиций и осуществляется полулегальными или нелегальными методами. Сталкиваясь с этой проблемой, возникает необходимость существенной, часто радикальной корректировки всей внешнеэкономической стратегии страны так же, как и внутриэкономической политики. Суть эмиграции капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключённой в цене экспортируемых товаров, а сам процесс её создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы в мире наблюдается значительный рост движения капитала. Подводя итоги, можно сказать, что основополагающими причинами оттока капитала являются политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, поскольку приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы. Особенностями экспорта капитала является то, что он выступает как главный источник создания международной продукции, т.е. продукции, реализованной зарубежными филиалами международных монополий, а также межфирменными кооперациями. Давление на экспорт капитала оказывают и развивающиеся страны, стремящиеся получить внешние источники накопления и таким образом ускорить темпы своего экономического роста. А экономически развитые капиталистические страны, перемещая за границу производственные мощности посредством инвестиций, стремятся получить под свой контроль регионы со стратегическим сырьем, но на собственно экономической базе, втягивая эти страны в глобальную систему рыночного хозяйства. Путем координации поступления отдельных национальных капиталов удается преодолеть его нехватку в разных частях мирового капиталистического хозяйства. Освещая проблемы оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течении последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы; что меры регулирования капитала сопряжены с дорогостоящими диспропорциями и поэтому их поэтапная отмена должна стать частью среднесрочной стратегии; а также то, что в ближайшей перспективе структуру регулирования следует упростить, придав ей менее искажающий характер. Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в сущности, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Разумеется, первые и достаточно действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Пока его усилия в этом направлении ничтожны. Очевидно, что исполнительная российская власть слишком бережно относится к своим ворам. Но если положение изменится, то не менее сложная задача встанет и перед западными государственными органами. От них требуется действенная помощь в розыске утекших из России богатств и возврате их в Россию. Это сопряжено с известными жертвами для экономики этих стран, которые неплохо заработали на чудовищном расхищении российского национального богатства. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, нежели инвестиции в любых других странах мирового сообщества, принципиальные предпосылки для этого, как известно, в нашей стране имеются. Список литературы 1. Гуров М. "Бегство капиталов" из России: причины, масштабы, особенности и способы осуществления // Юридический мир. - М.: Юрид. мир ВК, 2009, № 7. . Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе. М., 2007. . Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовый аспекты. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010. . Масштаб утечки капитала из России: электрон. журн. 22.02.2013. URL: http://newsru.com/finance/22feb2013/sprut2.html . Вьюгин О. А., Послание Путина оффшору, «Ведомости» - ежедневная деловая газета 12.12.2012// URL:http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361801/poslanie_putina_ofshoru . Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник - 3-е изд. перераб. и доп.-М. Финансы и статистика, 2005 - 526с. . Утечка капитала из России - угроза для экономики страны электрон. журн. 25.04.2013. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/1897037 . Храпченко Л., Орлова Н., Утечка капитала - есть ли повод для беспокойства?, Журнал РЦБ 12.08.2010, URL: http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=1746 . Старостин А. Ю. Утечка капитала как экономический эффект [Текст] / А. Ю. Старостин // Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.1. - С. 116-118. . Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая . безопасность: факторы, критерии, показатели // Вопросы экономики. 2011г. . Штогрин С.И., Утечка капитала из России - угроза для экономики страны, 25.03.2013. . Данилова И.В, Моцаренко Н.В.. Общая экономическая теория: Учебное пособие. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ. - 44 стр., 2013 Приложение 1 Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский Скачать архив (152.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |