Главная » Экономика |
Введение Тарифная квота - это квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Политика применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров: при импорте в пределах определённых количеств он облагается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при превышении определённого объёма импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Тарифные квоты остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, которые позволяют осуществлять с их помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. При этом, использование тарифных квот развивающимися странами имеет определенную специфику. Целью данного реферата является рассмотрение применения тарифных квот в развивающихся странах мира. Для достижения поставленной цели в реферате необходимо решить следующие задачи: отразить понятие тарифных квот; охарактеризовать использование тарифных квот развивающимися странами мира. 1. Понятие тарифных квот Квотирование представляет собой ограничение количества или стоимости объема продукции, которая разрешена к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотирование - это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая: во-первых, накладывает ограничения (количественные и / или стоимостные) на ввоз (вывоз) товара в страну; во-вторых, действует определенный срок применительно к выбранным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., а также к странам либо к группам стран; в-третьих, является нетарифной мерой внешнеэкономического регулирования; в-четвертых, выступает в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке; в-пятых, является ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д. [5, c. 89] В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота. Глобальная квота определяет размер импорта или экспорта в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Главная цель этой квоты - обеспечение нужного уровня потребления. Данная квота определяется как разность внутреннего производства и потребления товара. Индивидуальная квота - это квота, устанавливаемая для каждой страны, откуда импортируется (куда экспортируется) товар. При этом выделяют следующие виды индивидуальных квот по способу формирования: ) Индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за предыдущий период. ) Индивидуальная квота может формироваться на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в обоюдных соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе. ) Индивидуальная квота формируется на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Тарифная квота - это разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Тарифная квота в основном используется в качестве протекционистской меры. Использование тарифных квот позволяет стране проводить гибкое регулирование импорта. При этом тарифная квота по своей эффективности сопоставима с количественным ограничением. Применение тарифных квот имеет как свои плюсы, так и минусы. Выигрыш для производителей и занятых в тех отраслях, где тарифная квота применяется, весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Однако издержки таких ограничений перекладываются на потребителя; при этом отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а потребительский выбор сокращается. 2. Применение тарифных квот в развивающихся странах мира квота импортный экспортный тарифный Повсеместное усиление роли государства во внешних экономических связях сопровождается умножением и усложнением инструментария экспортно-импортных сделок. Наиболее сложный механизм регулирования характерен для развивающихся стран. Регулирование международной торговли в развивающихся странах существенно отличается от регулирования в развитых странах. Необходимость экономии иностранной валюты в развивающихся странах, а также та роль, которую играет импорт в деле модернизации национального производства, которое существенно уступает уровню производства в развитых странах, привели к тому, что этот процесс затронул, прежде всего, средства внешнеторговой политики. Генеральным направлением данной политики является импортозамещение и охрана «молодой» промышленности, столь важных для развивающихся стран. В развивающихся странах этот процесс протекает в условиях, отличающихся от тех, в которых многие на сегодняшний день развитые страны создавали и защищали свою промышленность в 19-20 веках, а поэтому и используемый для этого тип протекционизма сложнее его классических моделей. Его главными отличительными чертами являются избирательность, а также разнообразный механизм административного регулирования. Это позволяет гибко регулировать импорт в условиях, когда «молодая» промышленность создается, особенно в малых странах, не по эталонам капитализма, а с учетом широкого участия в международном разделении труда. Причины такого участия различны - от национальных концепций развития и его планов до сохраняющейся монокультурности или же позиций иностранного капитала в экономике. [3, c. 28] Распространенными орудиями защиты национальной промышленности развивающихся стран являются таможенные пошлины, они в большинстве стран адвалорные, т.е. начисляются на цены ввозимых товаров. При этом, для этих стран уже не характерны сплошные «тарифные стены», которые использовались в странах Европы и Северной Америки во времена формирования собственной промышленности. Механизм защиты имеет отраслевой избирательный характер и напрямую увязан с планами развития экономии и внешней торговли. Так, защитные меры вводятся и поддерживаются, прежде всего, для отраслей уже созданных или вновь создаваемых, а также планируемых к созданию в рамках национальных планов, с тем, чтобы заранее обеспечить для них благоприятный «экономический климат». В развивающихся странах, средства производства и сырье, необходимое для промышленности, ввозятся, как правило, беспошлинно и в некоторых случаях даже освобождаются от налогов. Каждая страна самостоятельно определяет те сферы производства, которые требуют особенной защиты. В случае, если импортные товары не конкурируют с местным производством, тарифы убираются в целях борьбы с инфляцией. Во многих развивающихся странах товары, направляемые в приоритетные отрасли, частично или полностью освобождаются от импортных пошлин и компенсационных сборов. Эти льготы предоставляются при условии, что в стране отсутствуют аналогичные местные товары в необходимых количествах и с конкурентоспособными ценами. Создав на базе таможенных льгот определенные отрасли национальной промышленности, правительства многих развивающихся стран затем устанавливают на такую же импортную продукцию высокие таможенные пошлины, чтобы переключить спрос на местные товары. Например, в Индии были повышены пошлины на некоторые виды машин, чугун, сталь, автомобили. Аналогичная практика существует в Пакистане, Индонезии, на Филиппинах, что наглядно подтверждает, что торговая политика в развивающихся странах проводится избирательно. В развивающихся странах таможенные пошлины сохраняются во многом лишь в фискальных целях, а также для перераспределения доходов между отраслями в пользу приоритетных. Однако следует учитывать, что в условиях монополистических конкуренции только таможенные пошлины, даже высокие, не в состоянии предотвратить наплыв конкурирующих импортных товаров на рынки развивающихся стран. Это орудие протекционизма сохраняется здесь во многом лишь в фискальных целях, для компенсации несовершенства систем внутреннего налогового обложения, а также перераспределения доходов между отраслями в пользу приоритетных. Поэтому, как и в развитых странах, на первый план в протекционистском арсенале все более выдвигаются нетарифные барьеры. Сохраняя эффект удорожания, они дополняют его прямыми ограничениями административного порядка, устанавливающими лимиты ввоза или внутреннего потребления импортной продукции по количеству (квоты, лицензии), ценам (максимальные импортные цены, компенсационные сборы, методология таможенной оценки) или техническим характеристикам товара. Нетарифные ограничения - широкий круг разнообразных законодательных и административных мероприятий, затрагивающих импорт товаров, как при пересечении границы, так и при потреблении импортных товаров внутри страны. В качестве нетарифных барьеров могут выступать и международные различия во внешнеторговом или внутреннем законодательстве, создающие различные условия доступа к потреблению импортных товаров в различных странах. Из всех разновидностей нетарифных барьеров одними из наиболее жестких являются тарифные квоты. В настоящее время развивающиеся страны используют тарифные квоты для защиты самых слабых отраслей экономики и улучшения платежных балансов. В развивающихся странах эта форма ограничения ныне представляет собой главное средство импортного регулирования, как в целях валютной экономии, так и в целях защиты «молодых» отраслей национальной промышленности. Как правило, импорт допускается лишь в размере дефицита национального производства отдельных товаров и обеспечивают отрыв внутренних цен от цен мирового рынка. Такой отрыв позволяет осуществить рентабельное существование неконкурентных отраслей, хотя это и приводит к росту цены на товар. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. При этом, если развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты, то развивающиеся страны используют данный инструмент для целей государственного регулирования импорта. Так, в Таиланде для импорта товара требуются лицензии в том случае, если товары запрещены к ввозу в страну в целях защиты собственной промышленности. Лицензии выдает департамент внешней торговли министерства экономики. Срок лицензий различается по районам: шесть месяцев с даты выдачи - для стран Западного полушария, Европы, Австралии, Океании; два месяца - для Бирмы, Малайзии, Лаоса; четыре месяца для остальных стран. Для развивающихся стран, помимо использования тарифных квот, характерно использование и других нетарифных ограничений. Так, распространенной категорией нетарифных ограничений являются паратарифные барьеры в торговле. Возникнув на базе оплаты импортером расходов на таможенную очистку товаров, эти барьеры применяются там, где таможенные доходы все еще остаются важной статьей доходной частью государственных бюджетов. О фискальной направленности этого типа барьеров свидетельствует тот факт, что, как правило, они распространяются на весь импорт, без различия товаров и поставщиков; лишь в ограниченном числе случаев они бывают избирательными, дополняя протекционистские мероприятия по защите отдельных отраслей. Самой распространенной категорией этих ограничений являются фискальные налоги, взимаемые с импортных товаров в дополнение к таможенным пошлинам. Базы налоговой оценки и ставки таких налогов разнообразны. В целом паратарифные барьеры представляют собой дополнительное бремя для импортера, удорожая для него импорт по сравнению с местной продукцией. [4, c. 75] Своеобразным нетарифным барьером финансового характера, удорожающим импорт, могут рассматриваться и девальвации национальных валют, что характерно для развивающихся стран. Как к средству стабилизации платежного баланса и ограничения импорта, к ним особенно широко прибегали, в частности, Южная Корея, Филиппины, Индонезия. Вместе с проведением жесткой импортной политики в развивающихся странах зреет понимание того факта, что протекционизм хотя и может помочь национальному капиталу защитить внутренний рынок, но никогда не завоюет ему внешнего. Поэтому одной из явных тенденций в последнее время является дополнение импортной (импортозамещающей) политики развивающихся стран политикой всемерного поощрения экспорта, в особенности изделий из обрабатывающей промышленности. Известно, что для освоения новых экспортных рынков необходимы солидные первоначальные капиталовложения, связанные со сбором информации, изучением рынков, обучением маркетингу, созданием деловых связей с клиентурой. Эти расходы, связанные с продвижением товаров на экспорт и закреплением их на иностранных рынках, также частично берет на себя государство в виде прямых или косвенных экспортных субсидий. Поскольку нет единого рецепта, как развивать и диверсифицировать определенный вид промышленной продукции с целью его дальнейшего продвижения на экспорт, страны прибегают в этой области к целому набору мер. Среди них: субсидирование экспорта, налоговые льготы, экспортные премии, приоритетное выделение экспортерам лицензий для импорта, льготы по капиталовложениям, манипулирование с валютными курсами, а также различные поощрительные меры, связанные с маркетингом, выставками, изучением рынков, рекламой и др. Следует отметить, что угроза введения количественных ограничений или других ограничений на основных рынках сбыта со стороны развитых стран довольно часто заставляет развивающихся страны соглашаться на «добровольные» ограничения экспорта. Данная практика применяется главным образом против стран и территорий с конкурентоспособным и активно растущим экспортом. Такими ограничениями являются квоты экспорта текстиля, навязанные развивающимся странам в Международном соглашении по хлопчатобумажному текстилю в рамках ГАТТ. Именно так, например, трактует Индия собственные квоты на экспорт текстиля по данному соглашению на рынки США, Англии и ЕС. Стоит отметить, что в последние годы развивающимися странами внешнеэкономическая политика проводится не только индивидуально, но и на базе согласованных позиций в международных организациях - это прежде всего в ООН и ЮНКТАД. Важным достижением можно считать одобрение в 1964 г. 1 сессией ЮНКТАД общих и специальных принципов, призванных регулировать международную торговлю и развитие, создание на их основе общей системы преференций (ОСП) для экспорта готовых изделий развивающихся государств на рынки развитых, разработку ряда международных товарных соглашений (по сахару, кофе, пшенице). В частности ОСП закрепила совершенно иной подход к переговорам о тарифах, в соответствии с которым развивающиеся страны при экспорте своих готовых изделий на рынки развитых не обязаны предоставлять им встречные тарифные уступки в обмен на полученные льготы. Данным положением было закреплено изъятие в пользу развивающихся стран как из принципа «формальной зависимости» при тарифных переговорах, так и из традиционного толкования принципа наибольшего благоприятствования в торговле, на основе которого построено, в частности, ГАТТ. Помимо этого, ОСП содержит «избавительные оговорки», которые позволяют при определенных условиях отменять уступки, сделанные развивающимися странами, причем критерии определения этих условий сформулированы достаточно широко. ОСП вообще не дает выгод странам - экспортерам сырья, а таких в развивающихся странах пока большинство. Характеризуя современное состояние применения тарифных квот в развивающихся странах мира, то можно выделить следующие особенности их применения: тарифная квота используется в основном только для защиты национальных интересов, защиты наиболее слабых отраслей экономики, стабилизации платежных балансов; использование лицензии не как документа, подтверждающего право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты, а как средства регулирования (ограничения) импорта. Таким образом, использование различных методов регулирования международной торговли, в том числе и тарифного квотирования, позволило развивающимся странам добиться существенных успехов в модернизации своих экономик. Заключение В настоящее время многие развивающиеся страны ищут пути разумного, сбалансированного сочетания в своей экономической структуре независимой национальной промышленности, в том числе ориентированной на экспорт, и использования преимуществ участия в международном разделении труда. Развивающиеся страны достаточно широко используют тарифные квоты для протекционистской защиты наиболее слабых отраслей экономики и стабилизации платежных балансов. В развивающихся странах эта форма ограничения ныне представляет собой главное средство импортного регулирования, как в целях валютной экономии, так и в целях защиты «молодых» отраслей национальной промышленности. Квотирование для государства имеет следующее значение: ) квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями; ) квотирование дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, т.к. лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен; ) использование квот делает внешнеторговую политику более избирательной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям. Таким образом, в данном реферате рассмотрено применение тарифных квот в развивающихся странах мира. В реферате были решены следующие задачи: отражено понятие тарифных квот; охарактеризовано использование тарифных квот развивающимися странами мира. Список использованных источников 1 Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 144 с. 2 Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. - М.: Деловая литература, 2012. - 293 с. Дьякова И.С. Внешняя торговля развивающихся стран на современном этапе. - М.: Наука, 2005. - 98 с. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №11. - С. 72-78 Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 173 с. Скачать архив (9.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |