Главная » Экономика |
Введение Современная система экономики невероятно сложна и многоукладна, она призвана создавать разные условия для различных видов деятельности человека. В зависимости от того, как хорошо построена экономическая система в стране, на каких принципах она организована, можно определить, какие интересы современного общества она может удовлетворить и какие задачи она в состоянии решить на данный момент. Без исключения, во всех экономических системах, государство регулирует экономику с помощью различных рычагов влияния. Государственное регулирование экономической системы - это, прежде всего, типовые меры законодательного, контролирующего и исполнительного характера, осуществляемые правомочными государственными органами власти и общественными организациями с целью приспособления и стабилизации к изменяющимся условиям современного мира существующей социально-экономической системы. Как известно, непременность государственного регулирования экономики появляется при достижении определенного уровня развития экономической системы, концентрации капитала и производственных сил, так как нарастают проблемы и трудности, с которыми и призвано справиться государство. Государственное регулирование экономической системы целенаправленно на разрешение различных задач, к примеру: регулирование занятости, стимулирование экономического роста, поощрение прогресса развития в региональной и отраслевой структуре, а также поддержке экспорта производителей. Конкретные направления, масштабы и формы государственного регулирования экономической системы определяются характером социальных и экономических проблем в том или ином государстве на конкретный период времени. В меньших масштабах такое регулирование осуществляется в современной рыночной системе экономики, чем, к примеру, в административно-командной системе управления, но все же экономическая значимость государства велика. Важна роль государственного регулирования экономической системы в развивающихся странах, строящих свою независимую экономику и в прежних странах соцлагеря, переходящих к рыночным отношениям на основе частной собственности. К группе развивающихся стран относятся 4/5 всех стран мира, где проживают более 80% всего населения планеты. К подсистеме развивающихся стран относятся практически все азиатские страны, кроме Израиля и Японии (за последние десять лет покинули список развивающихся стран также Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань), страны Латинской Америки и буквально все страны Африки, кроме ЮАР. Их отличает чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем, существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Активное соучастие в международном разделении труда (далее МРТ), многопрофильная система мирохозяйственных отношений, опосредующая межгосударственные потоки финансовых и материальных ресурсов, уже издавна стали непременным критерием экономического прогресса. Вступив как независимые государства в мировое сообщество, с начала 70-х годов развивающиеся страны все активнее стараются участвовать в МРТ. Необходимость участия в МРТ объясняется тем, что развивающиеся страны не производят целую серию необходимых для воспроизводства товаров, но в то же время они производят некоторые комплектующие изделия и добывают сырье, столь необходимое для промышленно развитых государств. Многие сферы хозяйственной жизнедеятельности развивающихся стран включены в МРТ и прежде всего, обработка сырья и изготовление готовых товаров, составляющих основу международной торговли, которая создает условия для перемещения преобладающей части экономических ресурсов среди развивающимися странами и остальным миром. Для развивающихся стран, в особенности для самых бедных, международная торговля является наиболее надежным и важным источником внешних доходов, поскольку сбыт 56% всего товарного экспорта развивающихся государств происходит на рынке промышленно развитых стран. Вышесказанным обусловливается актуальность темы данной дипломной работы. Активное фигурирование государства в экономике характерно для подавляющей части развивающихся стран. Малоразвитость, хронический недостаток инвестиционных ресурсов, однонаправленная зависимость от мирового хозяйства, потребность постоянного привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно повышали роль государства как хозяйствующего владельца. В большинстве развивающихся стран участие государства не отменяло рыночные механизмы, хотя часто пыталось их сдерживать путем контроля над частным предпринимательством. В еще большей мере такого рода ограничения касались частного иностранного капитала. Эта стратегия создала смешанную экономику на базе взаимодействия государственного и частного секторов. Основной характеристикой современной экономической системы стала глобализация, характеризующаяся углублением международной экономической взаимозависимости. Одним из дисбалансов текущей мировой экономики, вытекающим из характера процессов глобализации, является неравномерность глобального развития, - как регионального, так и отраслевого. Особенностью мирового развития XXI века, в процессе перехода к новой экономической модели мира, выступает импульсивный рост глобальной значимости экономик стран БРИК и ряда других государств. Однако, в пользу именно этих государств, структурные изменения в мировом хозяйстве не сводятся лишь к изменению экономического баланса сил в мире. Без преувеличения можно сказать, что изменилось общее соотношение сил в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами, иными словами, между Глобальным Центром и Мировой Периферией. При этом в мире все возрастающую роль будут играть не только такие гиганты, как Индия, Китай и другие крупные развивающиеся государства, но и весь преуспевающий мир в целом, включая и африканские страны, о чем свидетельствует ряд экономических показателей и, в первую очередь, среднегодовые темпы прироста ВВП. Поэтому в качестве объектов исследования выбраны такие страны как Китай и Бразилия, как представители различных континентов и экономических культур, а также Казахстан, как одна из стран бывшего социалистического хозяйства. Предметом исследования являются процессы и методы государственного регулирования в названных странах. Целью работы является характеристика особенностей и определение результатов государственного регулирования экономики развивающихся стран. В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи: определение необходимости и целей государственного регулирования экономики; характеристика функций, инструментов и методов государственного регулирования рыночной экономики; выявление особенностей государственного регулирования в развивающихся странах; анализ государственного регулирования экономики в развивающихся странах; определение результатов государственного регулирования экономики развивающихся стран. Теоретической базой дипломного исследования являются работы отечественных и зарубежных специалистов в области государственного регулирования экономки. 1. Роль и функции государственного регулирования экономики 1.1 Необходимость и цели государственного регулирования экономики Современная экономика представляет собой синтез рыночного механизма управления и набор элементов государственного регулирования. Формы и масштабы деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, усложнением экономических отношений. В экономической теории всегда большое внимание уделялось изучению экономических функций государства и его роли в экономике. Представители первой школы экономики - меркантилизма - считали необходимым вмешательство государства в экономику. Они являлись идеологами процесса первоначального накопления капитала, цели которого, не могут быть достигнуты без вмешательства государства. Государство юридически способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику развития и защиты промышленности. Физиократы - представители более позднего периода - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип свободной конкуренции "laisser faire", то есть требование, в первую очередь, свободы торговли. Главной заботой государства, с точки зрения физиократов, является защита так называемого естественного права, основанного на частной собственности. Представители классической школы политической экономии, которая развивалась в эпоху промышленной революции и выражала интересы буржуазии в промышленности, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности, меркантилистской - идеологи торгового капитала. Ее представители в лице Адама Смита и Давида Рикардо, чтобы оправдать лозунг "экономической свободы", высказывались в пользу ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Согласно Адаму Смиту, государство должно выполнять три функции: защищать общество от насилия и вторжения других обществ; ограждать, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других членов, или установить надлежащее отправление правосудия; создание и содержание определенных государственных объектов и учреждений, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, расходы на которые не могут быть покрыты за счет частных лиц. Представители неоклассической школы, которыми была создана теория рыночного равновесия, и сформулированы законы оптимального режима управления хозяйством, были убеждены в состоятельности саморегулирования рыночной системы. Государственная помощь в функционировании экономики считалась ненужной, и даже вредной. В экономике, которая может достичь как полного производства и полной занятости, вмешательство государства может только повредить его эффективному функционированию. По логике неокласситов, наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства. Тем не менее, экономические изменения конца XIX - начала ХХ века привели к развитию массового производства, увеличению товарных операций, усилению конкуренции и заставили обратить внимание на возможные "провалы рынка", с которыми он не может справиться. Причинами, которые вызывают "провалы рынка" являются внешние эффекты, необходимость производства общественных благ. Это привело к усилению поддерживающих и корректирующих действий со стороны государства. Задачей последнего было создание соответствующей инфраструктуры, то есть обеспечение создания системы институтов, верховенства закона, производства общественных благ, обеспечению мер внутренней и внешней безопасности, экономического развития, стабильности национальной валюты. Эта инфраструктура необходима рыночному механизму для более эффективной самореализации. Последствия первой и второй мировых войн вызвали острые политические, социальные и экономические проблемы и потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главная причина для повышения роли государства - это экономический кризис 30-х годов, который в конечном счете, подрывает доверие к саморегулирующейся способности рыночной экономики. Теоретически необходимость государственного регулирования экономики была обоснована Джоном Мейнардом Кейнсом, и нашла практическое подтверждение на американском опыте при Франклине Рузвельте, а также в Германии при Гитлере, в том плане, что государственные расходы могут повернуть ход экономического развития в правильном направлении. Государственные заказы возродили спрос, стимулировали занятость, давая предприятиям возможность получать прибыли. Известный французский экономист, Фитусси, пишет в этой связи, что в 30-х годов рыночная экономика (капитализм) исчезла и была заменена на смешанную экономику. Эффективность Кейнсианской модели государственного регулирования экономики была доказана не только в 30-е годы и во время Второй мировой войны, но и в послевоенный период. Реконструкция и восстановление экономики в 50-60-х годов были проведены при активной роли государства. Периодом торжества кейнсианства являются 50-е - начало 70-х годов. Но с середины 70-х годов, началась контратака на кейнсианство со стороны представителей либеральной мысли (М.Фридман, F.Hayek), которая завоевала умы государственных деятелей. Причинами для этого были дефициты государственных бюджетов, которые стали хроническими, высокий уровень инфляции. К этому способствовал также нефтяной кризис, разразившийся в 70-х годах. Виновниками этих катастроф были объявлены кейнсианские рецепты государственного регулирования, которые привели к невероятному росту государственных расходов и иждивенческого населения. Создано политическое лобби для сокращения расходов на социальные нужды. И главное место в оправдании политики государственного невмешательства заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории "экономики предложения". Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис "конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо", они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства. Сторонники теории "экономики предложения" считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики. Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях. . Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества. . Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др. . Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. . Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных. . Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства. . Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий. . Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность. . Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок. Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой "живет", действует государство. Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и изменение функций как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. Многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции. С эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства. Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) все же достаточно "чутки" к глобальным изменениям основных характеристик государства. Другие функции, как и основные, в некоторых аспектах, подвергаются мощному воздействию стабильных этнокультурных плоскостей жизни общества, национальных, территориальных особенностей, обычаев, традиций и т.п. Поэтому вновь сложившийся тип государства, появившийся в результате развития конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Таким образом, преемственность функций в государственности того или иного общества сохраняется, но также действует и механизм обновления этих функций. На появление новых функций, в частности, влияют самоорганизационные, субъективные и даже синергетические процессы, а не только степень зависимости функций от изменения основных признаков, и прежде всего формы государства. Наиболее стабильно и наименее изменчиво содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, экономических, политических, в том числе геополитических задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его функционирования. Основные общие социальные функции обеспечивают благополучие, существование, а порой и выживание всего общества. Именно в этом смысле государственная организация общества становится все более социальной ценностью. Определяющее влияние на функции государства оказывает научно-техническое и интеллектуальное развитие цивилизации. Причем воздействие это двоякое. С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой - ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Особенно это касается генетики, медицинской биологии, ядерных технологий и т.п. В области науки появляется новая область деятельности государства - защита и поддержка интеллектуальной собственности, т.е. создание условий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их авторам, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойной оплаты за использование этих результатов. В XX веке цивилизация была подвергнута испытаниям, вызванным борьбой вокруг различных форм собственности (появление социалистических государств, возрождение частной собственности после крушения тоталитарного социализма, формирование новых правовых систем и т.д.). Однако, как ожидается, XXI век будет характеризоваться столкновениями в области вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере частной и государственной. Очень важной является деятельность государства по регулированию вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в новых областях: генетика, медицинская биология и др. Без государственного контроля и регламентации в этих областях не обойтись. Существенное влияние на развитие функций государства оказывает экологический фактор. Суть этого эффекта состоит в том, что если каждое современное государство не сможет взять на себя ответственность за поддержание условий человеческого существования на своей территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, в самое ближайшее будущем неизбежно возникновение цивилизационного коллапса - глобального кризиса. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Промышленное загрязнение водных и воздушных бассейнов, радиоактивные отходы, сокращение лесов, иные неблагоприятные последствия - все это печальные реалии современного человеческого существования. Государственное вмешательство в этом направлении - абсолютное требование нашего времени. Эволюция функций государства в этой области выходит на новый качественный уровень, требует определенной степени обязательств, экономических, административных, правовых средств и методов. Интернационализация мировой экономики, всеобщая взаимосвязь экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетарного значения - еще одна область, влияющая на эволюцию функций государства. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, затем, к партнерству проходит большая часть современных государств во внешнеэкономической деятельности. К новой эволюции функций государств ведет и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетарных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства. Но, самое мощное влияние на эволюцию функций государства оказывает объективная потребность исключить саму вероятность использования ядерного и иного оружия массового поражения, исключить опасность бесконтрольного использования химических, ядерных и иных технологий. Рассмотренная эволюция функций затрагивает в определенной степени все, без исключения, современные государства. Наряду с этим происходит эволюция функций, касающаяся отдельных государств, особенно в экономической сфере в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов к либерально-демократическим. В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам: • пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система, государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства; • место ушедшего от управления экономикой государства тотчас же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик "мафиозно- олигархического" капитализма вместо капитализма государственного; • потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеют столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов. Основными направлениями новой стратегии государственного управления экономикой являются: • формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; • государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; • государственное управление на региональном уровне. Исходя из сущности этих направлений, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука формулирует основную, высшую цель регулирования на глобальном уровне и прикладные цели. В каждой стране высшая цель - это достижение максимального благосостояния всего общества. Ее реализация, в свою очередь, возможна через достижение прикладных целей. К таким целям относятся: • экономический рост; • полная занятость; • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; • внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей государства ведущей конкретной задачей считается обеспечение экономического роста. Ее решение выражается относительным и абсолютным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста связана другая важнейшая цель - обеспечение полной занятости. Суть этой цели заключается в достижении максимально возможного и стабильного использования всего трудоспособного населения в долгосрочном плане. Конкретно эта задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами. Комплекс этих мер называется политикой занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности в экономике. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение перечисленных трех целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и обеспечивает благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственного регулирования в сферах международной торговли, межгосударственного движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса. При определении целей государственного регулирования государство неизбежно сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости этих же целей на конкретном временном отрезке. Отчего сложнейшей проблемой государственного регулирования является выявление оптимально гармоничной и слаженной системы целей. К примеру, в очевидном противоречии находятся сохранение окружающей среды и экономический рост, а также сокращение безработицы приводит к повышению общего уровня цен, что в свою очередь усиливает инфляционные ожидания. При этом самым разумным путем решения, как показывает нам опыт развитых стран, является использование метода мягкого и волнообразного маневрирования. Поочередно частичное достижение целей противостоящих друг к другу и есть оптимальный вариант решения задач в экономической системе. .2 Функции, методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики В рыночной экономике обычно выделяют следующие основные функции государства: . Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности. . Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей. . Решение вопросов, связанных с внешними экстерналиями: издержками и выгодами. . Предоставление общественных товаров и услуг . Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики. . Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки. . Участие в хозяйственной деятельности. Рассмотрим эти функции. В условиях рынка в роли судьи выступает государство, которое берет на себя задачу предоставления правовой базы, обязательно необходимой для эффективного функционирования народного хозяйства. Равные права всем участникам хозяйственной деятельности обеспечивают госорганы, играя важную роль при урегулировании и рассмотрении спорных вопросов, возникающих между потребителями, предприятиями и поставщиками ресурсов. Органы государственной власти также обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм и предприятий в целях недопущения нарушения прав потребителей или незаконных финансовых операций, а также применяют власть для наложения соответствующих санкций и наказаний. В основе "правил игры" лежат права собственности, принятые в каждом обществе, которые определяют хозяйственные отношения между производителями, потребителями, фирмами, домашними хозяйствами и государственными учреждениями и институтами, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников хозяйственной деятельности. Их устанавливает и гарантирует государство. Если не закреплены законодательно права собственности и гарантии их соблюдения, участники рынка не могут свободно выполнять взаимовыгодный обмен. Опасаясь за свое имущество, собственники теряют стимул инвестировать свои активы в капитал. Жизненно необходимы законодательно гарантированные права собственности для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены правила, законы и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников. Не всегда свободное предпринимательство гарантирует открытость рынков для конкуренции. Если на определенном рынке компания ограничивает конкуренцию и повышает цены, у потребителя сужается выбор, а производитель теряет мотивацию, побуждающую его повышать эффективность производства и сокращать издержки. Государство должно принимать активную роль в защите и поддержании конкуренции, которая является важным принципом рыночной экономики. Преимущества рынка заключаются в функционирование конкурентных рынков, т.е. рынков, где в качестве механизма распределения благ и ресурсов выступают цены, приводящие к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих покупателей и продавцов определяют рыночные цены. А цены, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между разными отраслями. Когда конкуренцию заменяет монополия, продавцы путем воздействовать на рынок могут манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу. Как правило, монопольная цена выше той, которая образуется на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой продукции соответственно меньше. Последнее означает, что монополия приводит к неэффективному благ и распределению ресурсов по сравнению с конкурентным рынком. Также, в условиях монопольного рынка суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя. При такой ситуации необходимо вмешательство государства в функционирование рынков с мощной монопольной властью посредством проведения антимонопольных мер, создания специальных государственных органов и разработки антимонопольного законодательства, контролирующих деятельность предприятий и фирм, имеющих сильную монопольную власть. Там, где обусловливается необходимость существования крупных предприятий из-за технологической потребности производства, используется институт государственной собственности или экономическое регулирование деятельности предприятий госорганами. Во всех странах с рыночной экономикой существует госорганы антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс административных, юридических, экономических мер, осуществляемых госорганами с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынок и обеспечения благоприятных условий для рыночной конкуренции. Антимонопольное регулирование направлено на поддержание и развитие конкуренции, создание необходимых условий для ограничения монополистической деятельности участников рыночной системы и образованию монополий на рынках, и включает регулирование уровня концентрации производства, налоговое и ценовое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914, 1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС). ФАС является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, развития конкуренции и предпринимательства на товарных рынках. 1.2.3 Решение вопросов, связанных с экстерналиями: издержками и выгодами Как известно, существует внешние эффекты от экономической деятельности фирм и предприятий, которые не подвластны ценовому механизму рынка и здесь госрегулирование играет важную роль в нейтрализации отрицательных воздействий на третьих лиц. Внешние эффекты (экстерналии) - это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки или выгоды фирм и потребителей, не являющихся прямыми участниками видов деятельности, способствующих к внешним эффектам. Издержки или выгоды появляются, когда участники хозяйственной деятельности принимают решения, не неся альтернативные издержки (затрат) в связи своего выбора. Отрицательными внешние эффекты могут быть, если какая-либо потребительская или производственная деятельность приводит к появлению издержек у лиц, непосредственно не имеющих отношения к данному виду деятельности (к примеру, загрязнение окружающей среды и т.п.). Положительными внешние эффекты могут быть, если какая-либо потребительская или производственная деятельность приводит к появлению определенной пользы (выгод) у лиц, непосредственно не имеющих отношения к данному виду деятельности (к примеру, образование, здравоохранение, наука и т.п.). Примером внешних экстерналий может служить действия фирмы по очистке и ремонту водного транспорта, в технологии деятельности которой используется большие количества воды. Предприятие находится на берегу водоема, где и сбрасывает все свои отходы. При этом наносимый ущерб заключается в потере выгод, от использования воды в других целях. Насколько больше будет загрязнен водоем, настолько меньше будет выгоды от использования водоема для рыболовства или отдыха. В итоге издержки несут третьи лица - потребители и предприниматели, не связанные напрямую с деятельностью предприятия, а сама фирма, производящая очистку и ремонт, и ее клиенты пользуются водой бесплатно и не включают в затраты стоимость загрязнения. Происходит это из-за отсутствия собственника на воду, загрязняемую очисткой и ремонтом водного транспорта. Государство предпринимает всевозможные меры, когда рынок не может регулировать такие экстерналии, чтобы побудить человека считаться с внешними издержками, которые в результате его неумышленных действий придется нести остальному населению. К примеру, местное правительство устанавливает определенные стандарты содержания вредных веществ в отходах производства и начинает взимать плату попадающих в воду загрязняющих веществ за каждый кубический метр. Посчитав необходимую информацию об издержках загрязнения, фирма поднимет цены на услуги и выплатит компенсацию людям несущим внешние издержки, иначе предпримет меры по снижению выбросов. Если фирма продолжит завышать предельную норму содержания вредных веществ, то ее могут оштрафовать или даже привлечь управляющего к уголовной ответственности. Обычно требует больших финансовых затрат установка очистного оборудования для соблюдения установленных норм. Работающие в условиях рынка предприятие, ориентированное на минимизацию издержек, без вмешательства государства не стало бы тратить деньги на дорогостоящие мероприятия. Соблюдения государственных стандартов приводит к снижению влияния внешних экстерналий, но увеличивает издержки предприятий. Отрицательный внешний эффект, в сфере производства, возникает при выбросе дыма или других загрязнений в ближайшие водоемы или воздух, осуществляемый, к примеру, химическими заводами. Также неподвластна людям может быть и внешняя экономическая выгода. Предположим, местная поликлиника решила провести профилактическую вакцинацию от какой-либо болезни. Это приносит пользу не только человеку, которому сделали вакцинацию, но и другим жителям, для которых понизился риск заболевания. Финансирует и организует подобные мероприятия именно государство, поскольку людям свойственно принимать во внимание только те выгоды и блага, которые были получены непосредственно, а не в результате внешних эффектов. Строительство плотины для ГЭС может служить примером положительного внешнего эффекта. С помощью такой плотины можно контролировать сток воды для живущих ниже по течению реки людей, а также она образует, привлекательное с точки зрения отдыха, живописное водохранилище. Получения отдельным человеком дополнительных знаний также может служить примером положительного внешнего эффекта. Применяя полученное образование, человек может повысить эффективность собственного труда, от чего получит выгоду не только он сам, но и общество в целом. Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный - издержками третьего лица. Порождающий отрицательный внешний эффект вид деятельности предприятия приводит к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенную выгоду этому предприятию. К примеру, владелец сталелитейного завода экономит на издержках производства стали, не вкладывая деньги в очистные сооружения. Это позволяет снизить конкурентную цену на сталь, приобретя важное преимущество в конкурентной борьбе за рынок. При такой ситуации государство должно защитить интересы третьих лиц путем ограничения неоправданных выгод, сталелитейного завода. Государству необходимо принять закон о защите окружающей среды, на основе которого будут оштрафованы фирмы и предприятия, допускающие отрицательные внешние экстерналии, а полученные деньги использовать для финансирования экологических программ. Тем самым у фирм появляется стимул приобрести очистные сооружения, дабы избежать штрафных санкций. Государство также может ввести дополнительный налог на прибыль фирм, приносящих ущерб окружающей среде, и использовать полученные финансовые средства для очистных мероприятий в водоемах или, наоборот, выплачивать дотации обучающимся или производителям образовательных услуг либо и тем и другим, дабы сделать образование доступным для большинства населения. 1.2.4 Предоставление общественных товаров и услуг Механизм свободного рынка позволяет удовлетворить только те потребности людей, которые обеспечены платежеспособным спросом. Большинство рыночных товаров и услуг являются частными благами, т.е. предназначены для индивидуального потребления. Эти товары обладают следующими свойствами: · частные блага делимы на любые необходимые количества. · они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага. · потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет. Но кроме частных благ, люди пользуются и общественными благами. Общественные блага обладают следующими свойствами которые, во многом противоположны свойствам частных благ: · их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить; · они неделимы по своей природе; · потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества. Так, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности землетрясения или наводнения, сообщения Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие подобные общественные блага не могут быть предоставлены только тем людям, которые согласны за них платить. Также невозможно исключить из числа пользователей, не желающих или не способных платить. Использование общественного блага одним лицом не исключает возможности одновременного потребления его другими. Например, уличное освещение является благом для водителей транспорта; выгода от фонарей, получаемая водителями, не снижается от того, что они также освещают дорогу пешеходам. Невозможно выделить определенные доли услуг пожарных или маяка для каждого отдельного потребителя. Такие блага, как национальная оборона, свет маяка или система защиты от радиации, не могут предоставляться обществу частными компаниями потому, что эти компании откажутся производить бесплатные услуги. В то же время отдельные потребители не будут платить за товары и услуги, которые можно использовать бесплатно. Предоставление общественных благ для населения является одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование осуществляется из центральных и местных бюджетов, формирующихся за счет налогов. Следует отметить, что в некоторых случаях трудно отделить общественные блага от частных. Существует много услуг, отвечающих признакам и тех, и других. К ним относятся услуги образования или учреждений культуры. С одной стороны, они обладают свойствами общественных благ. Люди пользуются ими совместно и поровну, как, например обучающиеся в одном классе школьники, посетители кинотеатров и музеев. С другой стороны, они близки к частным товарам, так как не соответствуют принципу неисключаемости потребления. Высокая плата за посещение музея, кинотеатра или обучение, может исключить из состава потребителей этих благ граждан с низкими доходами. Государственная политика в отношении предоставления таких услуг должна быть гибкой: их нельзя осуществлять полностью за счет государства, но и полная их приватизация недопустима. Например, большинство школ во всем мире являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, обычно используется промежуточный вариант. Наряду с государственными учебными заведениями действуют и частные, которые поддерживаются государством. 1.2.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики Рыночный механизм не является совершенным и лишь в состоянии в определенной степени обеспечить эффективное распределение ресурсов и создание саморегулирующейся системы, в которой каждый из рыночных субъектов занимает свою нишу. Рыночная экономика является достаточно нестабильной и зачастую испытывает спады и подъемы, приводящие к нарушению рыночного равновесия и нестабильности экономической системы, следствием чего являются такие негативные явления, как повышение цен, инфляция, снижение уровня жизни населения и безработица. В таком случае государственное регулирующее воздействие должно быть направлено на обеспечение справедливости и эффективности в распределении экономических благ и ресурсов. Предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизация цен и обеспечение экономического роста - нелегкая задача, так как эти цели иногда бывают противоречивы. Так, попытки снизить уровень безработицы могут привести к росту цен. Среди экономистов до сих пор идут споры о том, способно ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли рынок справится с решением этой задачи. Некоторые полагают, что попытки стабилизации экономики приводят к совершенно противоположному результату. Однако, именно обеспечение полной занятости (поддержание безработицы на естественном уровне), стабилизация цен и экономический рост считаются важнейшими целями государственного регулирования. 1.2.6 Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки Целью многих правительственных программ является перераспределение избыточных доходов одних людей в пользу бедных. Работающие платят налоги, взимаемые с их заработной платы. Государство же, в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, аккумулирует полученные с помощью системы налогообложения денежные средства, а затем распределяет их по целевому назначению в форме трансфертных платежей нуждающимся слоям населения. В большинстве стран государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории. ) Программы по увеличению доходов: социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственные выплаты малоимущим, продовольственные талоны и пособия по безработице. ) Программы, целью которых является устранение причин бедности и экономического неравенства. Целью таких программ, является обеспечение социальных- экономических условий для развития здравоохранения, образования и инвестиций в человеческий капитал. Рыночный механизм не может гарантировать всем членам общества отсутствие недостатка в пище, одежде, жилье, медицинскую помощь и образование. Рыночная экономика вознаграждает тех людей, чей более эффективный труд создает больший "кусок экономического пирога". Люди, имеющие большее количество экономических ресурсов, обычно и зарабатывают больше, так как больше производят. Это означает, что в чисто рыночной экономике распределяется слишком малая часть прибыли (если вообще распределяется) среди людей, которые не способны внести вклад в общественное производство. В результате такие группы населения, как инвалиды, пенсионеры, сироты лишаются социально экономических гарантий. Объектами социальной защиты, являются основные показатели, характеризующие уровень жизни населения - доходы, жилье, услуги образования, здравоохранения и т.п. Конкретные формы социальной защиты весьма многообразны. К ним можно отнести: · определение минимального размера оплаты труда; · пенсии по старости; · пенсии по инвалидности; · пенсии по случаю потери кормильца; · пенсии за выслугу лет; · пособия при рождении ребенка, и на период отпуска за уходом за ребенком; · ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам; · стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства; · индексация доходов в условиях инфляции; · компенсация потерь от стихийных бедствий; · частичная компенсация потерь сбережения населения; · пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций; · медицинское страхование; · защита условий труда; · социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг; Считается, что участие государства в перераспределении доходов позволяет восстановить социальную справедливость. Но иногда реализация политики справедливого распределения доходов, искажает стимулы труду, приводит к изменению экономического поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов. Государство принимает участие в рыночной экономике в качестве судьи и менеджера, производителя и потребителя товаров и услуг. Как потребитель государство приобретает товары и услуги общественного назначения, такие как, военная техника, необходимая для обеспечения национальной обороны. Как производитель - предоставляет общественные блага и услуги (например, национальная оборона, здравоохранение, охрана общественного порядка, начальное образование и прочие), так как их производство в необходимых количествах не обеспечивается рынком. Вопрос об экономической роли государства является одним из основных в экономической науке. Еще А.Смит сформулировал образ "государства как ночного сторожа", как принцип невмешательства государства в экономическую деятельность, который разделялся практически всеми экономическими школами почти до 30 годов XX века. Этот принцип "laissez-faire" и сейчас имеет много сторонников. Однако большинство экономистов все же придерживаются концепции регулирования рынка и вмешательства государства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам по себе является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но существуют несколько причин, которые делают вмешательство государства необходимым, в тех случаях, когда рынок проявляет свою "несостоятельность". Первая из этих причин - монополия, которая приводит к неэффективности. Регулировать их деятельность в целях преодоления этой неэффективности рынок не в состоянии. Это - функция государства. Вторая причина - наличие внешних эффектов (экстерналий), затрат или выгод которые получают или несут лица, не участвующие в экономических сделках. Третья причина - неспособность рынка обеспечить население общественными товарами и услугами. Четвертая причина - неравномерность доходов населения и возникающая в результате этого проблема социальной несправедливости. В теории и практике государственного управления важное место занимают инструменты государственного регулирования. Одним из таких инструментов являются законодательные и правовые акты, принимаемые государством. В первую очередь это относится к промышленному и банковскому законодательству, с помощью которого государство поддерживает определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы государственного регулирования национальных систем; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирующие условия эксплуатации окружающей среды. Материальной базой и основными инструментами государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется как основа для достижения как стратегических, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу стратегических целей относятся освоение рисковых и капиталоемких направлений научно-технического прогресса, решение региональных задач (развитие неосвоенных территорий, строительство новых предприятий и перевод уже существующих в депрессивные районы). Государственная собственность используется обычно для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования при этом являются денежно-кредитная, финансовая, структурная, промышленная и научно-техническая политика. С помощью промышленной, структурной и научно-технической политики осуществляется стимулирование экономического роста и макроэкономической сбалансированности. Социальная политика и внешнеторговое регулирование не уступают по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности и относительно справедливое распределение доходов. К методам внешнеэкономического регулирование относятся: торговая политика, регулирование валютного курса, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий. Набор инструментов и степень вмешательства государства для каждой страны являются специфичными. Существует также специфика в применении тех или иных инструментов отдельной стране или группе стран. Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия, которые классифицируются по различным критериям. Различают методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия принуждают субъектов рынка принимать решения, основанные на предписаниях государства, а не на самостоятельном экономическом выборе. В качестве примера можно привести размер налогообложения, норму амортизационных отчислений, государственные инвестиции. Прямые методы обычно высокоэффективны вследствие оперативного достижения результата. Однако у них есть и недостатки. Они затрагивают не только рыночных агентов, на которых эти государственные меры непосредственно направлены, но и других субъектов, связанных с ними экономическими отношениями. То есть, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия лишь создают предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, соответствующие целям экономической политики. К таким методам относятся, государственное программирование, предоставление экономической информации рыночному сектору. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государственных мер, реакции на них и реальными изменениями хозяйственных результатов. Методы государственного регулирования можно классифицировать и по организационно-институциональному критерию. В этом случае различают административные и экономические методы. К административным методам относятся запрет, разрешение, принуждение. Эти методы базируются на обеспечении правовой инфраструктуры. Цель предпринимаемых мер - создание "правил игры" в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, а порой даже расширяют ее. Они вносят дополнительный стимул, на который субъект может отреагировать, либо не обратить на него ни малейшего внимания. В любом случае на свободное принятие рыночного решения остается за хозяйствующим субъектом. Например, изменение ставки процента по долговым обязательствам добавляет к числу имеющихся вариантов размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг. Не существует строгого разграничения экономических и административных методов, потому что иногда и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Осуществляя, например, прямой контроль над ценами, государство создает для хозяйствующих субъектов особый экономический режим, вынуждает их пересматривать свои производственные программы, находить новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или же влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер отразится на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других. Таковы функции, инструменты и методы государственного регулирования. Скачать архив (123.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |