Главная » Экономика |
1. Каковы направления влияния НТП на отраслевую структуру экономики развитых и развивающихся стран? Какие сдвиги происходят в промышленном и сельском хозяйстве? Как можно охарактерирозвать современное инновационное развитие? Экономически развитые страны. К таким странам относят США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство стран Западной Европы. В каждой из этих стран сформировалась рыночная экономика <http://www.be5.biz/ekonomika2/001/rynochnaja_jekonomika.htm>, основанная на крупных ресурсах основного капитала <http://www.be5.biz/ekonomika/e010/17.htm>, передовых производственных технологиях, квалифицированных трудовых ресурсах <http://www.be5.biz/ekonomika/e010/14.htm>. Для данных стран НТП играет непосредственную роль практически во всех сферах жизнедеятельности: медицине, промышленности, космической, военной промышленности, техническом развитии общества. Общество в данных странах становится автоматизированным, людям требуется комфорт, полноценное медицинское обслуживание, переориентация производственных мощностей на технические составляющие (более новые станки и машины), которые позволяют сократить затраты человеческих ресурсов. Развивающиеся страны. Большинство остальных стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америке, являются менее развитыми странами. Эти 109 государств не прошли стадию индустриализации, и их население в основном занято сельским хозяйством <http://www.be5.biz/ekonomika/e016/33.htm>. Уровень грамотности в этих странах - крайне низкий, уровень безработицы - высокий, численность населения растет быстрыми темпами, а экспорт главным образом представлен сельскохозяйственной продукцией (какао, бананы, сахар, хлопок-сырец) и сырьем (медь, железная руда, каучук). Ресурсы основного капитала <http://www.be5.biz/ekonomika/e008/04.htm> - крайне скудные, производственные технологии - обычно примитивные, производительность труда <http://www.be5.biz/ekonomika/epua/45.htm> - весьма низкая. В этих странах, где проживает примерно 3/4 населения мира, нищета является широко распространенным явлением. Роль НТП для таких стран важна не менее чем для развитых стран, однако средств для финансирования постоянных экспериментов и проектов которые предусматривает НТП (особенно в условиях кризисов и забастовок, которые достаточно часто случаются именно в развивающихся странах) зачастую не хватает. В данных странах ориентация НТП происходит не на комфорт и облегчение условий жизни, как в развитых странах, а на создание необходимых для данного общества элементов и структур в области медицины, промышленности (в частности легкой и пищевой) и военной отрасли. Космическая или например ядерная промышленность в таких странах могут вообще оставаться без внимания, в то время как в развитых странах им уделяется достаточное количество времени и финансирования. Что касается сдвигов в промышленности и сельском хозяйстве в экономически развитых странах в условиях НТП происходит развитие отраслей машиностроения металлургии, химической промышленности, ядерной индустрии, электроэнергетики. Это все связано с попыткой экономии природных ресурсов и возможностью загрязнения окружающей среды. Производство стремятся сделать максимально безотходным, экологически-чистым, и максимально автоматизированным. В развивающихся странах общество остается приближенным к аграрно-индустриальному и такой масштабности и автоматизации там нет. НТП для данного общества выступает как процесс облегчения в сферах медицины, пищевой, текстильной, химической, автомобильной промышленности. Современное инновационное развитие представляет собой преобразование всех сфер экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Предполагает реализацию крупных национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ и проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры. Это в первую очередь долгосрочное развитие индивидуумов, общества, технической сферы, инфраструктуры, выполняемое за счет регулярного создания и массового внедрения новых технологий, продуктов и услуг (технических и гуманитарных),ориентированное на достижение образа будущего, включающего: высокий интеллектуальный и духовный уровень общества; высокий уровень здоровья (физического и духовного); высокий уровень материально-технического обеспечения населения; высокий уровень экологии и обеспечение сохранности окружающей среды; высокий уровень влияния России в мире базирующееся на создании и массовом внедрении прорывных технологий, обеспечивающих достижимость образа будущего. 2. Какова роль МВФ, ВТО, АСЕАН, ОПЕК для развитых и развивающихся стран? Международный валютный фонд, (МВФ) - специализированное учреждение ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D0%9E%D0%9D>, со штаб-квартирой в Вашингтоне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD_%28%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F%29>, США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90>. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82> при дефиците <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82> платёжного баланса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81> государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Целями МВФ в развитых экономически странах являются: 1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»; 2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; . «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»; . оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; . предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах». Функции МВФ в развитых странах: · содействие международному сотрудничеству в денежной политике · расширение мировой торговли · кредитование · стабилизация денежных обменных курсов · консультирование стран-дебиторов (должников) · разработка стандартов международной финансовой статистики · сбор и публикация международной финансовой статистики Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам. Всемирная торговая организация ВТО - международная организация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, созданная с целью либерализации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BC_%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5> (ГАТТ).ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы развитых экономических стран. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> стран, расположенных в Юго-Восточной Азии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B3%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F>. Целями организации являются: · установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН · ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи · поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели. Данная организация единственная из вышеперечисленных уделяющая максимальное внимание развивающимся странам в Юго-Восточной Азии и старающаяся включить их в состав организации. Организацией проведено и поддержано множество мировых мероприятий по поддержке и помощи развивающимся странам. Организация стран экспортёров нефти ОПЕК - международная межправительственная организация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> (также называемая картелем <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C>. Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Данная организация работает вне зависимости от привязанности к развитым или развивающимся странам. Основным критерием вступления страны в ОПЕК является наличие нефтедобывающей промышленности и возможность экспорта данного вида ресурса страной. 3. Определите проблемы внешней задолженности страны и способы управления внешним долгом Внешняя задолженность государства представляет собой задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Эта сумма складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий внешняя государственная задолженность или внутренний государственный долг - тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный - тот, по которому срок платежа еще не наступил. Внутренний государственный долг это обременение для любой страны основанный на задолженности правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. Отдельными текстовыми статьями закона определяются следующие конкретные решения по управлению государственным долгом: • полномочия Правительства Российской Федерации по использованию средств федерального бюджета для сокращения объема государственного долга; • полномочия Правительства Российской Федерации по объему выпуска ценных бумаг; • полномочия Правительства Российской Федерации по выкупу у Центрального банка России принадлежащих ему ценных бумаг; • урегулирование коммерческого долга бывшего СССР; • предоставление кредитов заемщикам из федерального бюджета; • условия прекращения обязательств по государственным ценным бумагам; • условия проведения реструктуризации задолженности конечных заемщиков по кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Российской Федерации; • условия предоставления государственных гарантий; • условия погашения товарных обязательств и т.п. Применение нестандартных схем управления долгом. Основные критерии стандартной схемы управления долгом: • погашение по графикам, предусмотренным оригинальными соглашениями; • погашение по графикам, предусмотренным соглашениями о реструктуризации; • погашение наличными платежами по номиналу срочных к платежу требований. Основные критерии нестандартной схемы: • наличие элемента списания части долга; • неденежная форма расчетов - индивидуальный характер схемы. Основные преимущества нестандартных схем: • экономия на процентных платежах за счет более быстрого погашения основной суммы долга; • фактические расходы федерального бюджета существенно меньше номинала погашаемого долга; • мультипликационный эффект (дополнительные налоговые и социальные платежи, поддержка экспортноориентированных производств). Значительные преимущества нестандартных схем для дебитора не отменяют некоторых серьезных недостатков и ограничений, связанных с их применением: • нестандартные схемы трудно подвергаются тиражированию; • значительные административные издержки на разработку и осуществление схемы; • необходимость осуществления ряда действий и операций в режиме строгой конфиденциальности; • недостаточно развитое законодательное/нормативное обеспечение данного направления долговой политики; • использование нестандартных схем является одним из признаков наличия у дебитора проблем с обслуживанием и погашением накопленного долга. Применяемые нестандартные схемы погашения государственного внешнего долга: ) товарная схема; ) уступка прав требования; ) долг в обмен на интеллектуальную собственность; ) зачет взаимных долговых требований и обязательств; ) списание части долга; ) использование государственных внешних финансовых активов; ) обмен задолженности; ) другие нестандартные схемы. . Определите структуру мировых финансовых рынков Мировой финансовый <http://www.be5.biz/ekonomika/f009/33.htm> рынок - это рынок, на котором обращаются финансовые активы <http://www.be5.biz/ekonomika/e011/27.htm>. В результате глобализации экономические агенты <http://www.be5.biz/ekonomika/e013/05.htm> уже не ограничены возможностями финансирования на их национальных рынках и, так же как инвесторы, имеют возможность выбирать объекты для инвестиций у себя в стране и за рубежом. Поэтому современный мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой механизм аккумулирования и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов <http://www.be5.biz/ekonomika/fmel/05.htm> между странами, регионами, отраслями и отдельными хозяйствующими субъектами. В результате возникают экономические отношения между кредиторами и заемщиками по предоставлению кредитных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности на международном уровне. Таким образом, функции, выполняемые мировым финансовым рынком <http://www.be5.biz/ekonomika/f003/04.htm>, являются продолжением и развитием функций национальных финансовых рынков <http://www.be5.biz/ekonomika/e010/24.htm>. Рис. 1 Структура мирового финансового рынка Мировой финансовый рынок обеспечивает: · механизм межстранового перемещения ресурсов; · взаимодействие покупателей и продавцов финансовых ресурсов <http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/01.htm>, что позволяет выявлять цены финансовых активов и, следовательно, доходность операций в различных валютах; · привлечение дополнительных инвесторов, предоставляя возможность перепродажи имеющихся финансовых активов, что увеличивает ликвидность рынка; · снижение издержек обращения, свойственных процессу финансирования, за счет расширения инвестиционных возможностей; · ускорение процесса транснационализации не только промышленного, но и финансового капитала <http://www.be5.biz/ekonomika/f003/30.htm>; · возможность для своих участников международной диверсификации активов, что способствует общему снижению рисков <http://www.be5.biz/ekonomika/i002/26.htm> инвестиционных портфелей <http://www.be5.biz/ekonomika/imun/07.htm>. экономика инновационный долг рынок Рис. 2 Сегменты мирового финансового рынка . Какова роль капиталовложений в экономическом развитии, и какова их структура в развитых и развивающихся странах? Под капиталовложением в современном мире понимаются затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов. Капиталовложение и инвестирование необходимые условия для непосредственного развития экономики любой страны. Капиталовложения в экономику могут быть внутренними и внешними. Внутренние капиталовложения будут основаны на сбережениях и накоплении капитала населением. Населению страны необходимо делать сбережения, другими словами, воздерживаться от потребления для того, чтобы высвободить ресурсы из производства потребительских товаров. Эти высвободившиеся ресурсы должны быть направлены в виде инвестиций на производство инвестиционных товаров. Однако для менее развитых стран повысить долю сбережений и капиталовложений гораздо труднее, чем для развитых государств. В процессе накопления капитала не менее серьезную роль играют препятствия, которые мешают этому процессу даже в том случае, если имеется достаточно средств для финансирования конкретного проекта. Среди таких препятствий можно выделить два основных - это недостаток в инвесторах и недостаток стимулов к инвестированию. Технический прогресс и накопление капитала часто тесно взаимосвязаны. Однако иногда полезно рассматривать технический прогресс, или разработку и применение новых методов производства, и накопление капитала как самостоятельные процессы. Зачаточное состояние технологии в менее развитых странах отдаляет эти государства от передовых рубежей технического прогресса. Огромный объем технологических знаний, накопленный развитыми странами, мог бы использоваться менее развитыми странами без существенных затрат на исследования. Например, использование современного опыта севооборота и контурного земледелия не требует дополнительных капиталовложений, но в значительной мере повышает производительность труда. Можно избежать больших потерь зерна, всего лишь увеличив высоту закромов на несколько дюймов. Подобные технологические изменения могут показаться весьма тривиальными для населения развитых стран. Но для бедных государств повышение производительности в результате таких изменений может означать прекращение голода и достижение уровня, достаточного для выживания. Что касается внешних капиталовложений то в развивающихся странах это могут быть различного рода дотации из развитых стран или вложения конкретных инвесторов в отрасли промышленности и индустрии а также в различные проекты. Менее развитые страны могут улучшить свое положение благодаря: 1) расширению торговли с развитыми партнерами; 2) помощи из-за рубежа в виде безвозмездных субсидий и займов от правительств развитых государств; 3) притоку частного капитала из более богатых стран. Для развитых же стран процесс капиталовложения как на внутреннем уровне так и на внешнем выглядит не в пример проще. Возможность сбережения капитала в таких обществах существенно выше, и внешних источников финансирования и инвестиций как правило в таких странах значительно больше. В развитых странах всегда есть программы, проекты, в сфере здравоохранения, военной промышленности, космической, химической, атомной и т.д. в которые считают выгодными вкладываться другие страны или частные фирмы или инвесторы. Как следствие экономическое развитие таких стран происходит значительно быстрее и легче. Скачать архив (117.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |