Главная » Экономика |
1. Показатели мировой экономики Целью функционирования всей народнохозяйственной систему, производственной и непроизводственной является создание благ и услуг, которыми страна наполняет и расширяет материальные и духовные основы жизни общества. Свое материальное выражение блага находят в непрекращающемся процессе производства различных по назначению видов продукции. Весь поток создаваемого продукта многолик, количество его видов и подвидов исчисляется миллионами, каждый из которых измеряется различными единицами, между собой несопоставимыми. Следовательно, необходимы показатели, которые могли бы объединить все это разнообразие и суммарно выразить объемы производимой продукции. В качестве такого универсального измерителя практика определила денежную единицу, а в качестве оценки объема - стоимостные показатели. Экономическая теория и хозяйственная практика для оценки уровня развития общественного производства использует макроэкономические показатели. Для анализа международной экономики выделяют следующие показатели: Валовой продукт; Национальный доход. Валовой продукт - это обобщающий показатель имеет такие разновидности: валовой общественные продукт (ВОП), валовой национальных продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП). [5] ВОП как оценочный показатель в настоящее время не используется. Исчисленный этим показателем объем продукции не выражал реального содержания, так как в его составе допускался повторный счет. ВОП включал в свой состав как конечный, так промежуточный продукт. Для определения объема производства продукта и экономического роста в целом в теории и практике хозяйствования используется в настоящее время такие обобщающие синтетические показатели из числа «валовой продукт», как ВНП и ВВП, а также национальный доход (НД). [6] Выбор именно этих показателей объясняется тем, что они исключают повторный счет и потому наиболее точны, рассчитываются в неизменных (сопоставимых) и текущих ценах, отражают различные стадии воспроизводственного процесса: распределение, потребление и накопление, а также дают возможность показать отраслевую, территориальную и воспроизводственную структуры экономики. Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При подсчетах ВНП суммируется стоимость лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Промежуточные продукты не входят в ВНП. Такой метод исчисления позволяет избежать повторного счета и искусственное завышение ВНП. Это общий и наиболее точный показатель, который охватывает конечные результаты экономической деятельности всех хозяйственные единиц - и в производственной сфере и сфере услуг. В мировой практике сложились два метода исчисления валового национального продукта. Первый метод расчета ВНП по расходам. ВНП - это огромный поток всевозможных товаров и услуг, который по своему материально-вещественному содержанию и назначению подразделяется на потребительские товары и так называемые инвестиционные товары - средства производства. ВНП по этому методу включает: Потребительские расходы населения (С); Государственные закупки товаров и услуг (G); Валовые накопления и инвестиции, которые представлены амортизационными отчислениями и чистыми (дополнительными) инвестициями (J)$ Чистый экспорт (X), т.е. экспорт минус импорт. Все эти расходы и составляют рыночную стоимость годового производства ВНП. ВНП = C + G + J + X Второй метод расчета ВНП по доходам. Сущность его заключается в том, что ВНП исчисляется как сумма доходов отдельных лиц, предприятий, т.е. как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В доходы включают заработную плату, прибыль, ренту. Этот метод представляет собой расчет ВНП через объем производства денежных средств в различных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.). Валовый внутренний продукт. ВВП близок по содержанию к показателю ВНП. В нем учитывается весь продукт, произведенный на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. ВВП суммирует денежные средства всех производителей товаров и услуг, которые называются резидентами. [9] В ВВП включают сальдо торгового баланса страны, но не учитывают продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов. Как свидетельствуют статистические данные, разность между показателями ВНП и ВВП по их объему незначительна и колеблется в пределах ±1%. В ВВП не включаются непроизводственные сделки - финансовые и продажа подержанных вещей. К финансовым сделкам относятся: трансфертные платежи (выплаты по страхованию, пособия по безработице, пенсии); частные трансферты, например переводы детям от родителей; сделки с ценными бумагами. При подсчете ВВП учитывается производство товаров и услуг, разрешенных законом. Однако в настоящее время возникла проблема включения в состав ВВП теневой и неформальной экономики. Ее размер подсчитывают как разницу между фактическим и учтенным ВВП. Учтенный ВВП - это доходы домашних хозяйств и фирм. В фактическом ВВП присутствуют неучтенные недекларированные доходы. Размер теневой экономики = ВВПфакт - ВВП учт. Рассмотрим понятия номинального и реального, потенциального и фактического ВВП. Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих рыночных ценах. Следует учитывать, что часто рост ВВП оказывается фиктивным из-за роста цен. Поэтому, если ВВП оценивается в сопоставимых ценах, то есть при его оценке вычтен прирост цен за счет инфляции, - это реальный ВВП. Под потенциальным ВВП понимается возможный национальный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен. Наконец, фактический ВВП - это национальный объем производства, созданный в условиях циклической безработицы. Разница между потенциальным и фактическим ВВП представляет собой дефицит ВВП, а соотношение номинального ВВП с реальным, умноженное на 100%, называется дефлятором ВВП. Дефлятор - это индекс цен, характеризующий рост или падение инфляции. С помощью дефлятора можно посчитать любой макроэкономический показатель в номинальном и реальном выражении. ВВП не предназначен для измерения производства товаров и услуг за пределами национальной экономики. Национальный доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе. Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента): НД = L + P + R Национальный доход меньше ВНП на величину косвенных налогов и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Он представляет собой чистый и заработанный доход общества. Именно этим и определяется важность национального дохода как макроэкономического показателя. 2. Южная Корея в мировой экономике .1 Особенности экономического развития Южная Корея во второй половине ХХ столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными природными ресурсами, она производит около 2% ВМП, имея всего лишь 0,8% мировой численности населения. [8] В стране была осуществлена индустриализация хозяйства, в структуре которой произошли коренные изменения. Южная Корея вошла в ряд стран среднего уровня развития. Как известно, нормальное функционирование любого хозяйства обеспечивается не только наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом, техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения, обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных продуктов. Южная Корея имела много общих черт в факторах и условиях экономического развития с другими восточноазиатскими странами и территориями. Они в определенной мере опирались на содействие промышленно развитых стран, и прежде всего США. Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея - часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл. Основные направления хозяйственной политики. В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948-1961 гг., второй период - с 1961 г. до середины 70-х годов, а третий - с конца 70-х до 90-х годов. В первый период в хозяйстве страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953-1960 гг. [2] Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза - до 14,6%. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров - «самбэк-коноп» (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства. Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950-1952 гг., раскола страны. На севере были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности. Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично в последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые могли производиться в стране. Для овладения денежным спросом населения Предпринимались протекционистские меры. При импортозамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление стало осуществляться после военного переворота и установления режима военного правления в 1962 г. Тогда были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины «победы над коммунизмом в экономическом соревновании». Традиционные средства, которые использовал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Южной Корее не подходили. Она не обладала. значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности. Для осуществления индустриализации необходимо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоемких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Поэтому процесс индустриализации с середины 60-х годов сопровождался переходом к экспортной модели развития. Роль первопроходца на внешние рынки была отведена текстильной и обувной промышленности. Переход к экспорт-ориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импорт-замещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт-замещения. Создание экспорт-ориентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Тем самым стремились достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка. Любая развивающаяся страна сможет развивать свою промышленность и поддерживать высокий экономический. рост, если сможет экспортировать трудоемкие товары на зарубежные рынки. На практике только некоторые развивающиеся страны оказались способны осуществить это. Для Южной Кореи эта способность объясняется политическими причинами - она служила форпостом США против социализма. США и Япония обеспечили необходимые рынки сбыта. Структурные сдвиги в хозяйстве. В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до 43% ВВП за 1950-1994 гг. Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка. [1] В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт, быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли - черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы. С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие производства - электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение - примерно 1/3 мирового выпуска, сталь - 5,3%, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники. Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены. Хозяйства с земельной площадью в 2-3 га сосредоточивают только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство объективно может опереться только на государственную поддержку и стимулирование. В конце 80-х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но на 65% - продовольственным. Источники экономического роста. Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50-60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали 5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов. В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50-60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений. Таблица 1. Сбережения и капиталовложения, % к ВВП 2002 2003 2004 2005 2006 2012 Сбережения 24,0 25,6 32,2 35,03 36, 2 38,4 Накопления 27,1 32,8 30, 3 6,2 37, 5 36,6 В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции. В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии. По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960-1980 гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы. [8] В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции. В 1987 г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001 г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993 г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии. Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера. По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей - 16 человек на 10 тыс. населения, а в США - 39, Японии - 37 в 1989 г. Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности. Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% - средним. и 39% молодежи в возрасте 20-24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным. Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60-80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии - 17,8, на эффект масштаба производства - 18,7, рационального размещения ресурсов - 92%. При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами. В 1996 г. она была принята в ОЭСР - клуб богатых. 2.2 Основные черты хозяйственного механизма Характерной чертой развития хозяйственного механизма Южной Кореи является всеохватывающая роль государства. Правительственный контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. [1] Обеспечение роста экономики и экспорта требовало создания условий для компаний конкурировать на международных рынках и быть двигателем догоняющего развития и направления этих процессов государством. Чеболь. Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны (1964 г. - шесть объединений). В их число входят «Хёндэ», «Самсун» «Дэву», «Лакки-Голдстар», «Тэу». Особенность развития производства крупных объединений состояла в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения прибылей, а преследовали цели сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от одного сектора производства к более высокому в технологическом отношении. Если в конце 40-х - начале 50-х годов они сосредоточивали свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара, текстильных изделий, то в конце 50-х - в начале 60-х годов - черных металлов, нефтепродуктов, судов и т.д. По мере экономического развития эти корпорации постепенно выходили на международные рынки. Их значение в экономике страны возрастало. Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20% продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов - уже 23% по добавленной стоимости. В 1983 г. 50 ведущих чеболь производили порядка 25, а 100 - 47% ВВП страны. В кредитной сфере доминируют три банка - «Бэнк оф Сеул энд траст», «Кориа ферст бэнк», «Коммершел бэнк». В создании и развитии крупных объединений большую роль сыграло правительство, действовавшее по принципу «сделать мощным государство». Рост чеболь во многом поддерживался благодаря созданному для них льготному финансированию. На них приходилось приблизительно 75% всей суммы банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов. Кроме того, государство само вкладывало капитал в эти группы. В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских стран имеет менее здоровую концентрацию экономической мощи, которая создает двойственную структуру внутреннего рынка. Промышленные группы контролируются семейным капиталом. Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют конкуренцию в стране. За 1970-1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до 30%, а олигопольных производителей увеличилась с 35 до 50%. По отдельным оценкам, к концу 80-х годов доля последних понизилась до 40%. Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере - занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия - потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений. [10] В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57% рабочей силы и около 30% промышленной продукции. Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии. В общем машиностроении субконтрактная система охватывает свыше 30% малых и средних предприятий. Государственный сектор. Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность. Значительная часть государственной собственности была создана в 60-70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорт-ориентированной экономики. Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981 г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП. Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний. Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли. Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными. Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства. При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались «коллективы совместной обработки земли». Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян. Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп. Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности. Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием. Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно-конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972-1975 гг. - 14, 5, в 1976-1980 гг. - 20, в 1981-1984 гг. - 24, 4% капиталовложений. Трудовые отношения. Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности. Только с четвертого пятилетнего плана (1977-1981 гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение абсолютной бедности. Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 1987 г.). Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г. Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза. [12] После 1987 г. рабочие получили новые возможности при заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3, 5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих. Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной - на уровне региона. Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней комиссии, причем оказывает решающее воздействие. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты от одного до четырех раз в год, которые в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников. В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы. Общая характеристика. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. [11] Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960-1989 гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась. С 1987 г. сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования, предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных производителей экономики. Основными сдвигами в характере экономической политики явились отказ от повсеместной поддержки крупных объединений и усиление поддержки мелкого и среднего предпринимательства, уменьшение роли государства в регулировании учетных ставок, усиление роли частного капитала в кредитной сфере. 3. Показатели и результаты участия в мировой экономике и международных отношений рыночный экономика товарный мировой 3.1 Южная Корея в мирохозяйственных связях Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля. Внешняя торговля. Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие. Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962 г. до 1,1 в 1980 г., 1,9 - в 1990 г., 2,4% - в 2006 г. и 3,6% - в 2012 г. [11] Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот. Экспортная квота на 2011 год достигла 41% ВВП и несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспорт-ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей. Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве (табл. 2). Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования. Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. Так, за 200-2012. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 3,6 до 5,8%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов - с 2,8 до 3,5%, оборудования для дальней связи - с 4 до 5,2%, оргтехники - с 5,23 до 7,03%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним - свыше 3% всего экспорта. Таблица 2. Товарная структура экспорта, % 1960 1980 1990 2006 2012 Продовольствие 79, 1 6, 0 - 24, 4 30,1 Легкая промышленность - 48, 4 38, 7 23, 5 21,4 текстиль 0, 0 28, 2 21, 4 13, 8 8,0 обувь 0, 0 5, 0 6, 2 1, 5 3,3 Тяжелая промышленность - 41, 6 55, 2 70, 3 72,1 химия - 1, 6 2, 7 5, 7 8,0 металлы - 14, 5 8, 7 8, 0 7,6 машины и оборудование 0, 3 2, 7 9, 3 11, 1 15,2 электроника 0, 0 9, 3 15, 7 21, 0 28,4 транспортные средства - 6, 2 6, 8 12, 7 14,7 По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия - 12,0% в 2011 г., одежда - 8,3, суда - 19, персональные компьютеры - 3,5%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран. В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива, капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта. [2] По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым - четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары. Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1996-2012 гг. в 7 раз и достиг 26% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 58% спроса на промышленное оборудование. В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости. Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров. [3] На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно -21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику. В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции. Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 18% южнокорейского экспорта и 7,5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур. Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США. Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 63% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта. Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах. Экспорт, импорт капитала. На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Япония только с 1966 г. стала предоставлять экономическую помощь. При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960 гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980 г. [10] Наряду с экономической помощью важную роль в экономическом развитии играл ссудный капитал. Между различными формами привлечения капитала отмечаются значительные отличия. В период восстановления хозяйства основная его масса поступала в виде продовольствия и экономической помощи развитию. Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспорт-ориентированной политики, основное место занимали государственные займы. Так, за 1962-1971 гг. из 2122 млн. долл., полученных Южной Кореей, 89% пришлось на государственные займы, 6,8% - на частные кредиты и только 1,4% - на прямые инвестиции. В последующие годы возросла доля частных кредитов и прямых инвестиций (в 1976-1988 гг. - соответственно 46,8%, 16 и 10,7%, на долю краткосрочных займов приходилось 26,4%). С конца 70-х годов доля государственных займов значительно сократилась и к 2012 г. составила 23% частных кредитов и 4,6% прямых инвестиций. Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, которая увеличилась с 3,5 млрд. в 1972 г. до 44 млрд. долл. в 1985 г. Страна занимала четвертое место среди развивающихся стран по объему внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Аргентины. Но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне - 15-16%. После сокращения внешней задолженности во второй половине 80-х годов ее абсолютные и относительные показатели возросли - ее объем в 2011 г. превысил 153 млрд. долл. при высокой краткосрочной компоненте. Начиная с 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложений (7,4 млрд. долл. в 2010 г.) страна уступает ряду восточноазиатских и юго-восточных стран. По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971-1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве страны, в 1981-1990 гг. - 0, 54%, в 1990-2000 гг. - 0,39%, в 2000-2012 гг. - 0,21%. Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии. С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем. [2] В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только отделения, но не дочерние компании. Иностранные капиталовложения в основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966 г. для производства товаров на экспорт. Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966-1981 гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн. долл., в период с 1981 по 1989 гг. она достигла 1,7 млрд. и на 2011 г. составила 89 млрд. долл. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА. Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние годы 79% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции. Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах - обойти внешние торговые барьеры, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран. Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. На первом этапе основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал. В 60-70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии. В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов - 6,1% контрактов. Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность внутренней стабилизационной политики. Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла. Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали механизм валютного контроля. 3.2 В таблице 3 и 4 представлены экономические показатели, характеризующие Южную Карею с уровнем развитых стран. Таблица 3. Темпы прироста ВВП% 2012 г. Страны и регионы 1991-1999 2000-2006 2006-2012 США 3,1 3,2 4,0 Япония 4,0 1,3 1,9 КНР 9,1 10,3 10,3 Южная Корея 9,4 7,2 3,9 Видно, что темпы прироста ВВП Южной Кореи находятся на должном уровне. Таблица 4. ВВП стран мира в 2012 году. Страна ВВП, трлн. долл. На душу населения Россия КНР Южная Корея Бразилия США 2,022 7,5 1,164 2,023 16,66 13 236 $ 7 518 $ 31 700 $ 11 200 $ 49 601 $ По доходам на душу населения показатели очень большие. Заключение В двух разделах курсовой работы я постаралась дать подробную информацию об экономической роли данной страны в системе международного разделения труда, внутренних экономических особенностях и возможных перспективах. На мой взгляд, опыт «экономического чуда» Республики Корея очень интересен. Отсталая аграрная азиатская страна за половину прошедшего столетия смогла осуществить головокружительный экономический рост и выйти в число богатых, цивилизованных государств. Некоторые экономисты по ряду экономических показателей предлагают записать РК в число экономически развитых государств, хотя и существует еще ряд причин, объективно препятствующих этим доводам. Безусловно, без финансовой поддержки США на начальных этапах становления современной корейской экономики трудно представить ее нынешнее состояние. Однако очень важна экономическая стратегия правительства, направленная на развитие наукоемких, конкурентоспособных производств, поддержку развития крупных производственно-экономических объединений-конгломератов - Чиптан, помноженная на традиционное трудолюбие азиатских народов. Как видим, сейчас Южная Корея имеет за собой место крупного мирового производителя различных наукоемких производств, продуктов обрабатывающей промышленности, и др. Всем известны корейские автомобили «Хендай», телевизоры корпорации «Самсунг», «Дэу», «Эл-Джи», бытовая техника, автомобильные масла и многое другое. В мире РК также широко известна как крупнейший производитель морских судов и специального портового оборудования. Какие деловые перспективы имеет Республика Корея по развитию делового сотрудничества с Российской Федерацией? Перспективы его очевидны. Безусловно, торговый оборот России с данной страной значительно меньше, чем, скажем, с Китаем или Японией. В значительной степени это обусловлено тем, что Китай - страна с огромным трудоспособным населением и достаточно лояльной политикой к развитию деловой активности, Япония же уже много лет держит первые места в мире в сфере товарообмена и торговли. Но экономика Республики Корея набирает обороты и, несмотря на некоторый экономический спад и кризисы последних лет, имеет все шансы на первые места среди торговых партнеров страны. Почему? К примеру, жители Приморья уже давно и очень тесно сотрудничают с предпринимателями изучаемой страны. Да и в остальной части России все активнее продаются, к примеру, корейские автомобильные масла под маркой «ЗИК», автомобили корейских фирм; корпорация «Дэу» даже пыталась организовать сборочные производства на территории нашей страны. Несмотря на крах этой идеи большие трудности у компании «Дэу», специалисты склонны рассматривать сотрудничество между двумя странами как весьма перспективное, тем более, что в последнее время благосостояние населения в России стабилизировалось после экономического кризиса в 1998-99 годах, и наблюдаются устойчивые тенденции к его росту; также Россия представляет собой огромный рынок для сбыта корейской продукции, еще недостаточно освоенный зарубежными компаниями в силу различных причин. Россия же, в свою очередь, традиционно предлагает продажу сырья: лес, уголь, металл, алюминий. Горячо обсуждаются предложения по торговле газом и электроэнергией. В завершение сказанному хочется подвести итог: экономика Кореи при грамотной политике имеет достаточные перспективы для дальнейшего роста и улучшения качества продукции. Список литературы Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Южной Кореи в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №36 (225). Скачать архив (26.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |