Главная » Экономика

Подходы к оценке эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономической деятельности

Содержание

Введение

1. Основные положения об оценке эффективности внешнеэкономической детальности предприятий

1.1 Основы внешнеэкономической деятельности организации

.2 Теоретические основы эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

2. Оценка эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономического сотрудничества

2.1 Основные этапы проведения оценки эффективности импортных операций

.2 Методики проведения оценки эффективности экспортных операций

3. Перспективные подходы к оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономического сотрудничества в свете международных стандартов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Стремление получить прибыль, большую, чем на внутреннем рынке, побуждает предприятия выходить на внешний рынок. Увеличение доли внешнего рынка проходит в условиях действия фактора неопределенности - новые конкуренты, изменчивая рыночная конъюнктура, колебания валютных курсов, политическая и торгово-экономическая нестабильность и др.

С началом функционирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, созданием единого экономического пространства ЕврАзЭС, присоединением России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также вступлением России во Всемирную торговую организацию

Очевидной необходимостью становится поиск инструментов, повышающих эффективность участия российских предприятий в международной системе внешнеэкономических связей, унификации принципов ведения внешнеэкономической деятельности на основе правил ВТО.

Российским предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, важно таким образом выстраивать свою стратегию участия, чтобы, невзирая на множество сложностей и ограничений, накладываемых правилами ВТО, а также сложным таможенным и валютным законодательством России, успешно проводить экспортные и импортные операции.

Успешность внешнеэкономической деятельности предприятия на современном этапе предполагает активное использование упрощений таможенных правил, установленных Конвенцией и таможенным законодательством Таможенного союза, а также использование в своей работе результатов аудита внешнеэкономической деятельности предприятия.

Многие российские фирмы являются активными участниками внешнеэкономической деятельности. Для успешной самостоятельной работы в области внешней торговли компаниям требуется большой опыт. Российские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность организаций, сложны и запутанны и не всегда однозначно трактуют отдельные хозяйственные ситуации, что негативно сказывается на результативности внешнеэкономических сделок. Поэтому у компаний возникают определенные трудности при оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономических сделок, что предопределяет актуальность настоящего исследования.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятиям возможность использования преимуществ международной кооперации производства, что повышает эффективность их функционирования. В связи с этим в настоящее время возникла объективная необходимость в разработке методических подходов к оценке эффективности экспортно-импортных операций, составляющих основу внешнеэкономической деятельности.

Целью настоящей курсовой работы является системный анализ эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономической деятельности, разработка на основе проведенного исследования теоретических положений, практических предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование оценки внешнеторговых сделок российских предприятий.

Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:

характеристика основных положений об оценке эффективности внешнеэкономической детальности предприятий;

определение теоретических основ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия;

анализ основных этапов проведения оценки эффективности импортных операций;

изучение методики проведения оценки эффективности экспортных операций;

выработка перспективных подходов к оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономического сотрудничества в свете международных стандартов.

Источниками для написания настоящей работы послужили такие важнейшие нормативные акты, как Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле», федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), научные труды Комарова А.С., Рыбалко О.А., Толстой С.Б., Юдиной И., Кулининой Г.В. и других, материалы периодической печати журналов «Аудит и налогообложение», «Международный бухгалтерский учет», «Финансы и статистика», «Право и экономика».

1. Основные положения об оценке эффективности внешнеэкономической детальности предприятий

.1 Основы внешнеэкономической деятельности организации

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Предприятие является основным звеном внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок приводит к целому ряду положительных моментов как для него самого, так и для экономики страны в целом. Среди них отметим следующие:

дополнительное стимулирование роста (или стабилизации) национальной экономики;

возможность гибко и оперативно реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально применять определенные производственные ресурсы в целях рационального использования преимуществ международного разделения труда;

партнеры из разных стран в рамках сотрудничества с Россией существенно влияют на развитие предпринимательства, повышение его технического и технологического уровня, что ведет к экономическому росту;

предпринимательство, замкнутое лишь на национальный хозяйственный комплекс, лишенное здоровой конкуренции извне, развивается не столь эффективно.

Государство регулирует, регламентирует, поддерживает выход национальных предприятий на мировой рынок. Внешнеэкономическая деятельность государства - это целенаправленная политика, которая обеспечивает продвижение товаров и услуг на мировой рынок в целях получения активного платежного баланса, повышения международной конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния населения.

Функции предприятия во внешнеторговой деятельности:

производственно-хозяйственные - выбор экспортной стратегии, производство экспортной продукции, работ, услуг, производственные связи с внутренними партнерами;

организационно-экономические - выбор форм и методов работы на внешнем рынке, процесс выхода на внешний рынок, планирование внешнеторговых операций, организация рекламы;

коммерческие - внешнеторговые сделки (экспортные и импортные), а также вспомогательные операции (транспортные, страховые, валютные и финансово-кредитные).

К основным формам внешнеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала, технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.

Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В Законе установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности, определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере.

В Законе дано определение внешнеторговой деятельности как деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами определена как импорт и (или) экспорт товаров. Под импортом товара понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации (Калининградская область), через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

В ст. 4 Закона провозглашен принцип равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности. Российские предприятия имеют право свободно заниматься внешнеторговой деятельностью (за исключением отдельных ее видов, таких как поставка или закупка продукции военного назначения, внешнеторговая деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники). Иными словами, российские предприятия могут самостоятельно осуществлять продажи выпускаемой продукции на внешних рынках, закупать иностранное сырье, материалы, оборудование и услуги на международном рынке товаров и услуг.

Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.

Различают следующие формы внешнеэкономической деятельности:

экспортные сделки;

импортные сделки;

реэкспортные сделки;

встречные сделки.

Экспорт - это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

В целях оказания организационно-методической помощи предприятиям и организациям Российской Федерации различных форм собственности, участвующим в международном обмене товарами, работами и услугами, в разработке и внедрении внутрифирменных систем экспортного контроля Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 г. утверждено Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля. Внутрифирменная система экспортного контроля - это комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг и принятие решений в этой области осуществлялись при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии механизма проверок для обеспечения легитимности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передачи материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, в результате которой может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации, либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

На предприятии должно быть назначено должностное лицо, ответственное за вопросы экспортного контроля, которое непосредственно подчиняется руководителю предприятия и наделяется полномочиями, достаточными для эффективного выполнения возложенных на него функций, в том числе правом приостанавливать экспортные сделки в случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации или невыполнению ее международных обязательств.

Исходя из имеющихся у предприятия возможностей, в помощь ответственному за вопросы экспортного контроля должен быть выделен соответствующий персонал и средства организационно технического обеспечения. В зависимости от объема внешнеторговых операций на малых и средних предприятиях работы по экспортному контролю могут выполняться одним или несколькими сотрудниками, на которых в дополнение к их основным служебным обязанностям возлагаются функции уполномоченных по экспортному контролю, на крупных же предприятиях с большими объемами экспортных продаж, как правило, создается специальное подразделение - служба экспортного контроля.

Служба экспортного контроля (уполномоченные по экспортному контролю) под руководством ответственного за вопросы экспортного контроля должна обеспечивать выполнение следующих функций: организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной системы экспортного контроля; комплексная проверка (скрининг) внешнеторговых сделок; обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении деятельности, связанной с участием в международных выставках, конференциях или семинарах; обучение сотрудников предприятия по вопросам экспортного контроля; подготовка и оформление документов, необходимых для получения в установленном порядке экспортных лицензий и иных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами; ведение документации по экспортному контролю. Работники, занимающиеся вопросами внешнеэкономической деятельности, обязаны знать положения нормативных правовых актов по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемой продукции и ее конкретных зарубежных рынков сбыта, с тем, чтобы обеспечить их выполнение.

С целью повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и экспортным контролем, подвергается регулярным проверкам, которые проводятся ответственным за вопросы экспортного контроля. В процессе проверки контролируются следующие вопросы: наличие, полнота и правильность ведения документации, относящейся к экспортному контролю, регистрации и учета экспортных заказов; выполнение скрининга внешнеторговых сделок и документальное оформление его результатов. Периодичность таких проверок должна устанавливаться в зависимости от объемов и частоты осуществления экспортных операций, характера экспортируемой продукции и других факторов, но не реже одного раза в год.

.2 Теоретические основы эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

Согласно общетеоретическими подходами к определению эффективности, наиболее широкой категорией является общественная эффективность. Экономическая эффективность хозяйственного комплекса страны, эффективность деятельности предприятия являются ее составляющими. При этом экономическую эффективность можно рассматривать в разных аспектах: согласно элементов процесса воспроизводства (эффективность производства, обращения, потребления); согласно факторов производственного процесса (эффективность использования основных средств, оборотных средств, рабочей силы и т.д.), по территориальному признаку и др. Эффективность во внешнеэкономической деятельности также рассматривается как составная общественной эффективности.

Определяющие подходы к оценке совершенства внешнеэкономической деятельности предприятий (всех ее видов) основываются на модификации классического принципа сравнительного преимущества относительно экспорта-импорта. С учетом современной специфики международных экономических отношений основными принципами являются:

принцип внебалансовых затрат (заключается в оценке проектов внешнеторговых сделок по экономическим издержкам, т.е. с учетом забалансовых (неявных) затрат;

принцип капитализации позволяет рассматривать внешнеторговые сделки как игру на процентных ставках (interest rate) государств, чьи валюты задействованы в контрактах, и оценивать их доходность по формулам сложной капитализации, исходя из вероятности того, что экспортер-импортер не сможет забрать из проекта доход до завершения проектных периодов;

принцип дефляции позволяет сравнить проекты внешнеторговых сделок не по номинальным, а по реальным показателям доходности, учитывающим инфляцию (индекс цен, среднегодовой дефлятор) в государстве контрагента;

принцип дисконтирования является необходимым при реализации проектов внешнеторговых сделок, связанных с долгосрочными иностранными инвестициями;

принцип хеджирования позволяет переводить валютный риск на посредников путем заключения с ними фьючерсных и форвардных контрактов (futures, forward) или делить ценовой риск между поставщиками и заказчиками из-за применения опционов.

Разнообразие внешнеэкономических операций, осуществляемых субъектами хозяйствования, предусматривает возможность получения ими результатов от международной экономической деятельности в различных формах. Выделяют следующие основные формы проявления эффекта от внешнеэкономических операций:

. Внешнеторговый эффект - проявляется как реализация преимуществ в международных торговых операциях, образующейся на основе существующих разногласий в уровне издержек производства определенного товара, а следовательно, вызывают различия структуры цен и позволяют получить полезный результат от сравнения цены производителя с ценой средне-мирового уровня.

. Научно-технический эффект - проявляется как совокупность эффектов: во-первых, эффекта непосредственно от экспорта / импорта результатов научно-технической деятельности, во-вторых, от сопутствующих (эмерджентных или резонансных) эффектов, от формирования наукоемкой специализации производителя, возможности начала новых исследований на основе предыдущих, повышение квалификации персонала.

. Эффект специализации и кооперирования - специализация приводит к устойчивому экономическому эффекту благодаря принципам ориентации на конкретного потребителя и всестороннего учета его потребностей. Кооперирование обеспечивает длительный эффект от оптимизации хозяйственного взаимодействия участников внешнеэкономических отношений в условиях нарастания сложности (товарной диверсификации, индивидуализации потребностей, увеличений доли научно-технической компоненты в потребительской стоимости товаров и т.п.) и проявляется прежде всего как экономия затрат в расчете на единицу продукции.

Эффект преимуществ во времени - при экспорте проявляется как возможность получения дополнительной прибыли на основе повышения цен на новейшей товар, услугу или объект интеллектуальной собственности, увеличение сегмента внешнего рынка, на котором реализуется продукция фирмы, усиление рыночной власти и т.д., при импорте - как возможность ускорения реконструкции или введения в действие новых производственных мощностей предприятия, изготовления и реализации товаров потребительского назначения с использованием зарубежного сырья, комплектующих частей и т.п., применения лицензий, ноу-хау и др. Определение такого эффекта требует использования методов дисконтирования и учета кредитного влияния.

Эффект оптимизации ресурсов - проявляется как возможность увеличения на внешнем и внутреннем рынках объемов товаров и услуг и повышение их качества за счет сбалансированного сочетания материальных, трудовых, инвестиционных, научно-технических ресурсов как отечественных, так и привлеченных из-за границы.

Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности имеет важное значение для оценки текущего экономического состояния предприятия, перспектив его развития и предупреждения финансовых потерь. Он является неотъемлемой и определяющей частью общего анализа внешнеэкономической деятельности предприятия. Комплексный анализ предприятия, которое осуществляет внешнеэкономическую деятельность, предусматривает следующее:

а) исследования состояния внешнеэкономической деятельности предприятия в целом и его подразделений;

б) выяснение уровня международной конкурентоспособности экспортируемых товаров;

в) выявление возможных ре резервы повышения результативности внешнеэкономической деятельности;

г) постановку проблемы относительно стратегии и тактики поведения на внешнем рынке и разработку мероприятий по реализации поставленных задач.

Методика анализа эффективности внешнеэкономических операций, в первую очередь, предполагает:

а) общий анализ доходности предприятия за счет внешнеэкономической деятельности;

б) анализ выполнения обязывает придерживаться плана поставок по внешнеэкономическим операциям;

в) анализ эффективности отдачи средств, вложенных в экспортные операции;

г) анализ эффективности импортных операций, особенно в случае их осуществления на основе предоставленных кредитов.

Основные положения методики анализа эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования аналогичные методическим подходам, применяемым для соответствующего анализа на макроуровне. Способом определения эффективности внешнеэкономической деятельности является вычисление различных показателей экономической эффективности на основе сопоставления достигнутых экономических результатов с ресурсными затратами, направленными на их достижение.

Система показателей экономической эффективности внешнеэкономической деятельности подразделяется на две группы:

показатели эффекта, которые определяются через абсолютные величины, имеющие стоимостное измерение и исчисляются как разница между результатами и затратами;

показатели эффективности, которые определяются на основе отнесения результатов к затратам и, как правило, определяются в относительных единицах (процентах и индексах).

При исчислении этих показателей важно обеспечить соблюдение таких правил аналитики:

осуществлять полный учет всех составляющих затрат и четкое определение результатов, что позволяет предотвратить искажение выводов относительно оценки эффективности проводимых мероприятий;

проводить сравнение с базовым вариантом - с ситуацией, которая имела место до принятия решений, альтернативных подходов, рыночной ситуацией, состоянием соответствующей деятельности конкурента;

приводить расходы и результаты сравнительного состояния по объему, качеству, времени и другим параметрам.

Критерий доступности информации, которая применяется для проведения анализа эффективности внешнеэкономической деятельности, обуславливает образование определенных подсистем (или уровней вычисления) показателей, а именно:

. На основе действующей бухгалтерской отчетности определяются сумма прибыли, уровень прибыли к общему объему продаж за рубежом, рентабельность экспорта в отношении расходов на осуществление таких операций и др.

. На основе дополнительной информации в рамках управленческого учета определяются: предельные (маржинальные) показатели объемов экспорта, переменных затрат и прибыли в расчете на единицу продукции или на одну поставку или экспортную операцию; предельная (маржинальная) рентабельность экспорта товара (соотношение предельного дохода с предельными переменными затратами); точка безубыточности экспортируемого товара (отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли); точка безубыточности для сравнения объемов экспорта с имеющейся производственной мощностью предприятия.

. На основе внутренней и внешней информации предприятия о реализации конкретных товаров на международном рынке определяются показатели, которые позволяют обосновывать стратегию внешней деятельности предприятия, а именно: свидетельствуют о наличии новых продуктов, удовлетворяющих требованиям международного рынка и о возможности начала нового направления в бизнесе.

Такой анализ предполагает определение альтернатив с позиции оценки качества товаров, существующих на рынке и предлагаемых предприятием, новизны продукции (эксклюзивности предложения), условий доставки (как одного из наиболее значимых элементов в составе расходов), уровня удовлетворения потребностей клиентов, наличии хорошо организованной дилерской сети, высококвалифицированного персонала.

внешнеторговый импортный таможенный риск

2. Оценка эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономического сотрудничества

.1 Основные этапы проведения оценки эффективности импортных операций

Полнота и достоверность экономического анализа зависят от постановки и организации бухгалтерского учета, требования к которому особенно возросли в условиях реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности и ужесточением конкуренции на рынке. Существующая система традиционных показателей, источником которых является бухгалтерская финансовая отчетность, дает неполное представление о деятельности предприятия в целях эффективного управления. Поэтому для проведения качественного анализа требуется совершенствование постановки и организации бухгалтерского учета как в целом, так и в части отражения экспортно-импортных операций.

Организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, имеют определенную специфику. Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе и регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывают влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Одним из важных шагов в адаптации российского учета и отчетности к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) стало принятие Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", который решил главную задачу в области консолидированной финансовой отчетности - обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи установлено обязательное признание международных стандартов на территории РФ, составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикация отчетности.

Информация о внешнеторговой деятельности для управленческих целей поступает не только из учетных и внеучетных данных, но и из внешней и внутренней среды. Сама система управленческого учета внешнеторговой деятельности (в том числе импортных операций) строится по принципам МСФО и в случае необходимости может являться базой для подготовки отчетности по МСФО. При этом международные стандарты используются как платформа, а в случае ограничения они могут быть заменены на национальные стандарты.

Данный подход связан с тем, что использование того или иного стандарта для управленческого учета импортных операций определяется спецификой деятельности компаний и составом хозяйственных операций в этой сфере.

При формировании управленческой отчетности при осуществлении импортных операций целесообразно воспользоваться положениями МСФО (LAS) 21 "Влияние изменений обменных курсов валют". Этот стандарт требует первоначально операции в иностранной валюте отражать в отчетной валюте по курсу на дату совершения операции. Датой совершения операции считается дата признания операции в отчетности в соответствии с критериями признания, установленными принципом МСФО: операция, которая соответствует определению элемента финансовой отчетности, признается в отчетности, если велика вероятность притока или оттока будущих экономических выгод, связанных с операцией, и сумма операции может быть надежно оценена.

Вместе с тем МСФО (LAS) 21 допускает использование для пересчета иностранных валют средних курсов (например, за неделю или месяц) для операций, проведенных в данном периоде. Однако если курс подвержен значительным колебаниям, то использование его средней величины не обеспечивает надежности информации.

Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность, для управленческого учета могут применять требования МСФО (LAS) 2 "Запасы", в соответствии с которым стоимость приобретаемых запасов включает в себя цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются предприятию налоговыми органами), а также затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относимые на приобретение материалов и услуг.

Таким образом, главная цель внедрения управленческого учета импортных операций на предприятии - обеспечение менеджмента максимально полной, понятной, точной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для эффективной работы, т.е. управленческий учет является информационной базой внутренних пользователей и необходим для формирования управленческих решений. Следовательно, систему управленческого учета импортных операций можно определить как совокупность способов реализации процесса накопления, анализа, подготовки и интерпретации информации для планирования, определения стоимости, принятия управленческих решений в сфере внешней торговли и контроля за ней на уровне предприятия, а также создания необходимых условий для эффективного использования входных ресурсов, организации и достижения поставленных целей (результативности внешнеторговой деятельности).

Исходя из этого, основными задачами анализа импортных операций на предприятии являются:

оценка разницы между покупной и продажной ценой на импортные товары;

оценка факторов, влияющих на результат от продажи импортного товара;

оценка структуры и динамики товарных запасов и доли импортных ресурсов в общей товарной массе;

оценка влияния импортных операций на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.

В идеальном варианте анализ импортных операций должен проводиться как в целом, так и по отдельным товарным группам (как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте). Поэтому специфика анализа импортных операций заключается в анализе влияния на объект импорта изменений официального курса к рублю на дату совершения операций, сумм таможенных платежей и условий поставки, предусмотренных контрактами.

Следует заметить, что экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеторговой деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей экономической эффективности.

При расчете показателей важно соблюдать следующие принципиальные методологические положения:

наиболее полный учет всех составляющих затрат и результата, поскольку неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке эффективности того или иного мероприятия или решения;

сравнение с базовым вариантом. Все познается в сравнении, в том числе и эффективность импортных операций. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения или состояние дел на рынке, у конкурента. Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искажению оценок;

приведение затрат и результатов в сопоставимый вид, поскольку сравниваемые показатели должны быть сопоставимы. Например, при анализе эффективности импорта их следует привести в сопоставимый вид по объему, качеству, периоду времени, условиям поставки с другими параметрами, заданными запросом пользователя;

приведение разновременных затрат и результатов к одному моменту времени. Соблюдение этого принципа - одно из важнейших положений теории оценки эффективности. Методы приведения разновременных затрат к одному моменту времени достаточно хорошо разработаны в экономике.

Можно выделить два базовых подхода к анализу эффективности импортных операций (рис. 1).

Конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки.

Обобщая существующий опыт и исследования в этой области, моделирование системы управленческого учета импортных операций целесообразно осуществлять в несколько этапов.

Первый этап - выявление потребителей управленческой информации и конкретизация их информационных потребностей в области управления импортом на уровне хозяйствующего субъекта. К основным информационным потребностям при осуществлении импортных поставок можно отнести совокупность показателей, характеризующих влияние этой деятельности на финансовое состояние и финансовые результаты организации, в особенности если в деятельности хозяйствующего субъекта импортные операции занимают значительный удельный вес.

Рис. 1 Базовые подходы к анализу эффективности импортных операций

Второй этап - определение финансовой структуры предприятия и выделение центров финансовой ответственности - структурных подразделений, осуществляющих набор операций на том или ином этапе импорта и способных оказать непосредственное воздействие на финансовые показатели внешнеторговой деятельности.

На данном этапе целесообразно определить бизнес-процесс внешнеторговых операций, так как управленческий учет, не базирующийся на физическом бизнес-процессе внешнеторговой деятельности предприятия, будет функционировать некорректно и не может служить базой для анализа и принятия управленческих решений.

Научная область процессного подхода к управлению бизнесом в настоящее время формируется в тесной взаимосвязи с развитием информационных технологий. Так, информационные технологии управления потоком работ (Workflow) и интегрированного управления ресурсами (Enterprise Resource Planning - ERP) представляют инструмент реализации процессной системы управления и, следовательно, определяют ее форму, информационные потоки, структуру отчетов, особенности управленческого анализа и поддержки принятия решений.

В соответствии с принципом декомпозиции бизнес-процесс внешнеторговой деятельности можно рассматривать как самостоятельный объект управления с присущими ему свойствами (входы, выходы, необходимые ресурсы, время выполнения) или совокупность подчиненных взаимодействующих подсистем. Использование этого принципа позволит обеспечить однозначность восприятия объекта на различных уровнях управления и сформировать структуру системы показателей экономической эффективности внешнеторговой деятельности.

Формально определение процесса и процессного подхода определено в Государственных стандартах ИСО 9000-2008 <consultantplus://offline/ref=F211AA0BF8D90C1741CCEB99615DA169EEA01149513A88A19B97AAF63DN4L> и ИСО 9001-2008 <consultantplus://offline/ref=F211AA0BF8D90C1741CCEB99615DA169EEA0114B503A88A19B97AAF63DN4L>. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" описывает ключевые положения и определяет терминологию менеджмента качества, а Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 "Системы менеджмента качества. Требования" содержит набор требований к системам менеджмента качества.

В Стандартах указывается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Вместе с тем рассмотрение схемы процессов позволяет определить, каким образом формируется финансовый результат внешнеторговой деятельности и каковы основные направления инвестиций на его развитие. На этой основе можно сформировать основные элементы финансовой структуры рассматриваемого направления бизнеса.

Импортные операции как составная часть внешнеторговой деятельности и как направление бизнеса могут быть представлены несколькими вариантами, состоящими из следующих основных операционных процессов:

) снабжение, осуществляемое как на внутреннем, так и на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внешний рынок -> экспорт -> сопровождение (при необходимости)];

) снабжение, осуществляемое как на внутреннем, так и на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внутренний рынок -> продажа -> сопровождение (при необходимости)];

) снабжение, осуществляемое на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внутренний рынок -> продажа -> сопровождение (при необходимости)];

) снабжение, осуществляемое на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внешний рынок -> экспорт -> сопровождение (при необходимости)].

При этом наиболее характерными для хозяйствующих субъектов являются первый и второй варианты операционных процессов, а ключевым отличием бизнес-процессов при осуществлении импортных операций - наличие валютной, таможенной, налоговой и правовой составляющих на стадии снабжения (рис. 2).

Рис. 2 Базовые операционные бизнес-процессы внешнеторговой деятельности

Таким образом, центрами финансовой ответственности при моделировании системы управленческого учета импортных операций могут являться структурные подразделения хозяйствующего субъекта, осуществляющие определенный набор функций, связанных с осуществлением импортной операции:

заключение внешнеторговых контрактов, исполнение требований валютного, таможенного, налогового законодательства, норм международного права, применяемых деловых обычаев;

способность оказывать непосредственное воздействие на те или иные финансовые показатели этой деятельности.

По этой причине выход каждого операционного бизнес-процесса в рамках внешнеторговой деятельности должен оцениваться соответствующим экономическим показателем, а центры ответственны за уровень данных подконтрольных (целевых) показателей.

В зависимости от характера деятельности подразделений, вовлеченных в процесс импорта, можно выделить два вида ответственности.

Первый - ответственность за затраты (расходы). Центрами затрат являются подразделения или отдельные операционные бизнес-процессы (импортные операции на стадии снабжения), в отношении которых затраты могут быть конкретизированы для контроля и управления. Особенности внешнеторговой деятельности и деловая активность предприятия в обеспечении процесса снабжения импортными поставками обусловливают необходимость использования двух типов центров затрат: нормативных и ненормируемых. Это разделение связано с принципиальным различием в управляемых такими центрами бизнес-процессах, что требует применения финансовых показателей разного типа для контроля за их деятельностью.

Бизнес-процессы, управляемые центрами нормативных затрат, характеризуются выраженной связью между объемом потребляемых ресурсов и выпуском. Подразделение, осуществляющее на постоянной основе закупки на внешнем рынке, не управляет доходами и прибылью, даже требуемый объем выпуска и нормативы расходования ресурсов на единицу определяются извне. Основными критериями эффективности работы таких подразделений являются выполнение планового задания по закупке и выполнение требований к качеству запасов или работ. Важным моментом является то, что качество запасов или работ, как правило, прямо связано с соблюдением норм потребления ресурсов.

Нормативы затрат в данном случае - это ограничения, в поле действия которых импортные закупки должны быть произведены. Таким образом, организация центров нормируемых затрат в финансовой структуре предприятия, осуществляющего внешнеторговую деятельность, целесообразна только в случае, когда импорт в операционном бизнес-процессе носит постоянный (системный) характер (табл. 1).

Таблица 1. Центры финансовой ответственности при осуществлении импортных операций

Тип центра финансовой ответственности (ЦФО)

Целевой показатель деятельности

Направление оценки

Вхождение в следующие типы ЦФО

 нструмент бюджетного управления

Центр нормативных затрат

Доля импорта в затратах на единицу продукции, работ, услуг

Выполнение планового задания по закупке и требований к качеству запасов или работ

Центр прибыли

Бюджет импортных закупок, смета затрат

Центр ненормируемых затрат

Затраты ЦФО

Цена потребления импортного товара, работы, услуги

Центр прибыли, центр нормативных затрат

Центр прибыли

Прибыль, полученная от внешнеторговой деятельности

Суммарный экономический эффект от экспортно-импортной деятельности

Центр инвестиций

Бюджет доходов и расходов от внешнеторговой деятельности

Центры ненормируемых затрат управляют бизнес-процессами, не имеющими прямой связи между объемом потребляемых бизнес-процессом ресурсов на входе и результатом на выходе. Размытость взаимосвязи между затратами и полезным результатом деятельности характерна при единовременном (несистемном) импорте штучных запасов, оборудования или сложного комплекса работ (услуг).

В этом случае ресурсы необходимо планировать не по нормативам, а исходя из того, как именно планируется достигать поставленные перед подразделением цели (табл. 1).

Второй - ответственность за прибыль. Центр прибыли - структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы внешнеторговой деятельности. Центром прибыли может быть какой-либо, в определенном смысле самостоятельный, дивизион внутри предприятия, занимающийся внешнеторговой деятельностью и поддерживающий практически весь цикл от закупки сырья или товаров до реализации продукции на экспорт.

В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат.

Эффективность внешнеторговой деятельности предприятия по центрам финансовой ответственности определяется следующими областями:

цели (для каждого ЦФО должны быть четко сформулированы цели, ради которых оно работает);

права и обязанности (устанавливаются рамки ответственности и возможности для ЦФО);

ресурсы (чем может пользоваться ЦФО для достижения поставленных целей).

Третий этап - разработка состава, содержания и форматов управленческой отчетности для каждого этапа импортной операции, представляющих собой основу информационной базы анализа. Для каждого центра ответственности необходимо разработать набор показателей, характеризующих эффективность его деятельности, а также регламент сбора, обработки и хранения полученной информации. Этот процесс должен быть реализован при создании форм управленческой отчетности внешнеторговой деятельности. При этом состав, содержание и формы управленческой отчетности для каждого этапа импортной операции необходимо разработать с учетом принципов релевантности, оперативности, адресности и персональности, достаточности, аналитичности, понятности, достоверности, сопоставимости и комплексности.

В дополнение к принципам можно выделить три основных момента, которые необходимо учитывать при построении системы отчетных данных управленческого учета в части импортных операций (табл. 2).

Таблица 2 Дополнительные требования к построению отчетных данных о внешнеторговой деятельности со стороны управленческого учета

Бизнес-процесс

 Ключевой показатель деятельности

 Область учета

Аналитический справочник

Снабжение (импорт)

Экономический эффект импорта для внутреннего потребления

Формирование затрат на приобретение (изготовление) и использование продукции, аналогичной импортной

Виды материальных ценностей (товарные группы)

Формирование цены потребления импортных товаров

Контракты

Экономический эффект импорта в целях продажи импортируемого товара на внутреннем рынке

Формирование фактической себестоимости импортных товаров 

Виды эксплуатационных расходов

Внутренняя цена реализации импортных товаров (выручка от реализации)

Курсы иностранной валюты, установленные Банком России. Виды исполнения контрактных обязательств

Уровень таможенных платежей и невозмещаемых налогов в стоимости импорта

Сумма таможенных платежей и невозмещаемых налогов фактическая и расчетная

Виды таможенных платежей и невозмещаемых налогов. Курсы иностранной валюты, установленные Банком России

Формирование фактической и расчетной себестоимости импортных товаров

Курсы иностранной валюты, установленные Банком России. Виды материальных ценностей (товарные группы). Контракты

Внешнеторговая деятельность

Длительность операционного и финансового цикла по внешнеторговой деятельности

Длительность оборота средств в запасах

Контракты

Длительность оборота средств в дебиторской задолженности по внешнеторговой деятельности

Контрагенты

Длительность оборота средств в кредиторской задолженности по внешнеторговой деятельности

Виды продукции

Таким образом, всю управленческую отчетность, связанную с осуществлением бизнес-процесса импортной операции и являющуюся информационной базой анализа, можно условно разбить на три блока:

управленческая отчетность о финансовых результатах деятельности и изменении финансового положения предприятия вследствие осуществления импортных операций. Основными пользователями такой отчетности являются финансовый директор и директор по снабжению;

управленческая отчетность по ключевым показателям внешнеторговой деятельности. Основные пользователи - руководители центров затрат (директор по снабжению, директор по производству);

управленческая отчетность об исполнении бюджетов. Основной пользователь данной информации - финансовый директор.

Кроме того, процесс формирования информационной базы анализа эффективности импортных операций в учетной системе предприятия необходимо разделить на два уровня. Первый - на уровне методологии и техники учета, второй - на уровне автоматизации, что в настоящее время решается многими программными продуктами.

2.2 Методики проведения оценки эффективности экспортных операций

Порядок ведения организациями бухгалтерского учета экспортных торговых операций существенно зависит от условий, содержащихся в отдельных внешнеэкономических договорах (контрактах), применяемых в деловом обороте организации форм расчетов с иностранными покупателями, а также от формы выхода российского поставщика экспортного товара на внешний рынок самостоятельно или через посредника.

Кроме того, при проведении анализа внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать ряд особенностей:

большая продолжительность осуществления операций по экспорту и импорту товара во времени вследствие значительной удаленности друг от друга участников внешнеэкономической сделки (покупателя и продавца товара);

необходимость пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, обусловленная тем, что один из участников внешнеэкономической сделки (покупатель или продавец товара) непременно находится за границей;

осуществление расчетов между покупателем и продавцом товара в иностранной валюте в подавляющем большинстве случаев;

сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки (каждый из них в части, обусловленной конкретным базисным условием поставки);

наличие большого числа мест возникновения затрат, т.е. необходимость привлекать различные организации, оказывающие услуги или выполняющие работы по продвижению экспортного или импортного товара.

Поэтому методика анализа деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, строится с учетом специфики проводимых внешнеэкономических операций, но при этом тесно увязывается с традиционными аналитическими процедурами. В процессе анализа определяют не только влияние результатов данной деятельности на финансовое положение организации, но и количественно оценивают степень воздействия этого влияния на динамику совокупных финансовых результатов предприятия.

Содержание анализа внешнеэкономической деятельности определяется задачами, которые стоят перед пользователями аналитической информации при проведении оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами анализа результатов являются:

изучение уровня и качества выполнения предприятием обязательств по контрактам с иностранными партнерами;

оценка динамики экспортно-импортных операций предприятия за отчетный и предшествующий периоды;

оценка рациональности использования средств, привлеченных для выполнения обязательств по контрактам. Необходимо проанализировать оборачиваемость оборотных средств, в том числе по экспортно-импортным операциям, оценить структуру расходов по экспорту и импорту, изучить эффективность операций, особенно в части отдачи на вложенный оборотный капитал;

оценить финансовые результаты;

определить влияние результатов экспортно-импортных операций на финансовое положение, платежеспособность и рентабельность предприятия.

Методика анализа экспортных операций. Общая оценка выполнения экспортных контрактов выполняется по стоимостным показателям. В целях анализа сравнивают показатель экспортной выручки отчетного года с аналогичным показателем, установленным при подписании контракта. Рассчитывают коэффициент выполнения экспортных контрактов, который определяется по формуле:

К = ВРэ факт / вып ВРэ,                                                       (1)

где ВРэ факт - выручка от выполнения экспортных контрактов в отчетном году, руб.;

ВРэ - выручка по заключенным экспортным контрактам в отчетном году, руб.

Расчет коэффициента выполнения экспортных контрактов целесообразно проводить как в целом по объему реализованных товаров фирмой, так и по товарным группам, товарам и странам экспорта.

На этапе общей оценки выполнения контрактных обязательств по экспорту целесообразно рассчитывать коэффициент выполнения физического объема товаров, который по каждому наименованию товара можно рассчитать по формуле:

К = V факт/ V баз ,                                                                 (2)

где V факт - физический объем фактически поставленных по контрактам товаров в натуральных единицах;баз - физический объем товаров по заключенным контрактам.

Процент выполнения обязательств по физическому объему для сводного показателя исчисляется по формуле:

К =  V факт Ц баз / выпф V баз Ц баз,    (3)

где V баз Ц баз - плановая стоимость экспорта, руб.;факт Ц баз - стоимость экспорта по отчету, пересчитанного по плановым ценам, руб.

Анализ проводится в такой последовательности: сначала определяют выполнение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта, а в заключение результаты анализа обобщаются по фирме в целом или объединению.

Одно наименование товара может поставляться на экспорт по разным контрактам и в разные страны. Поэтому при наличии такой ситуации целесообразно выполнить анализ выполнения контрактов по конкретному наименованию товара в разрезе заключенных контрактов и в разрезе стран поставки товара, а затем обобщить результаты для сводной оценки.

В результате изменения физического объема поставленных товаров или цен меняется выручка по экспорту. На этапе общей оценки следует рассчитать влияние указанных факторов.

Влияние физических объемов можно определить по формуле:

ДЕЛЬТАВР / ДЕЛЬТАV = V факт Ц баз - V баз Ц баз .   (4)

Недовыполнение обязательств по экспорту товаров по физическому объему может быть вызвано различными причинами (нарушение сроков поставки товаров для экспорта со стороны поставщиков, задержки в транспортировке товаров, валютные ограничения, затруднения в реализации товаров в стране экспорта и др.). Причины недовыполнения обязательств устанавливаются и изучаются.

Влияние экспортных цен в рублевом эквиваленте рассчитывается по формуле:

ДЕЛЬТАВР / ДЕЛЬТАЦ = V факт Ц факт - V факт Ц баз,  (5)

где V факт Ц факт - выручка от выполнения экспортных контрактов в отчетном году, руб.

Динамика экспортных цен зависит от изменения цен на товары в стране экспорта и изменения курсов валют. Уровень экспортных цен конкретных сделок зависит также от умения специалистов предприятия использовать конъюнктуру рынка, что, в свою очередь, определяется правильностью выбора рынка, времени выхода на рынок, оптимальностью размера предлагаемой партии товаров, получением наиболее выгодных условий поставки и реализации товаров и т.д.

Изложение результатов анализа осуществляется в такой последовательности: оценка выполнения экспортных контрактов в целом по фирме, затем по странам экспорта, товарным группам и товарам.

Информационной базой для проведения анализа являются данные оперативного учета и внутренней отчетности фирмы. В связи с этим одним из важных вопросов управления предприятием является формирование учетно-аналитической информации на основе разработки рационального плана счетов и внутренних документов, позволяющих в необходимой детализации осуществлять анализ и оперативно реагировать на недостатки в хозяйственной деятельности предприятия.

Заключительным этапом общей оценки выполнения экспортных обязательств может быть сравнение показателей выполнения за ряд предшествующих лет.

Для более полной характеристики экспортной работы предприятия проводится анализ динамики экспорта. Такое исследование целесообразно проводить за несколько лет. Цель такого исследования - установить, какие изменения произошли в товарной структуре экспорта, как изменился объем экспорта в текущих и сопоставимых ценах, как изменились экспортные цены.

Анализ динамики экспорта выполняют в два этапа. На первом этапе рассчитывают показатели динамики - темп роста экспорта, темп прироста, среднегодовой темп роста, абсолютное содержание одного процента прироста. На втором этапе определяют влияние факторов на динамику экспортной выручки.

Экспортную выручку рассматривают в динамике под влиянием следующих факторов: физического объема экспорта, цен на товары в стране экспорта и курса ЦБ РФ к иностранной валюте. Формула зависимости факторов:

ВР = SUM V x Ц x К,    (6)

где n - число наименований экспортируемой продукции;- физический объем товаров по контрактам в натуральных единицах;

Ц - цена товара в стране экспорта, у. е.;

К - курс ЦБ РФ к иностранной валюте, руб.

Влияние факторов можно рассчитать по методу цепных подстановок.


Скачать архив (158.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: