Главная » Экономика |
Введение Актуальность данной темы обусловлена развитием интеграционных процессов в странах АСЕАН, а также перспективами формирования первого Общего рынка в азиатском регионе. Среди экономических организаций, объединяющих развивающиеся страны, «Ассоциация стран Юго-Восточной Азии» (ACEAH) ярко выделяется. Эта организация, объединяющая страны с общим ВВП в 1,5 трлн. дол., населением 590 млн. человек и объёмом иностранных инвестиций в 76 млрд. дол. 2010 г. [1] была признана одним из наиболее конкурентоспособных экономических союзов развивающихся стран. При росте мировой экономики в 3,8%, темп роста экономики стран-членов ACEAH составил 7,4% [2]. Данная организация объединяет страны, имеющие однотипную структуру экономики, что порождает острую конкуренцию между партнёрами в борьбе за внешние рынки. Несмотря на высокие темпы роста (наименее развитая экономика Камбоджи выросла в 2010 г. на 6%), роль интеграционных процессов в росте экономик стран-членов АСЕАН оказалась незначительной. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии была основана в 1967г., как политический союз 5 стран: Малайзии, Сингапура, Таиланда, Индонезии и Филиппин. Первоначальной целью организации было поддержка политической стабильности, мира и порядка в регионе. Вся деятельность организации концентрировалась на ежегодных саммитах. В 1984 г. к организации присоединился Бруней-Даруссалам. В 1995 г. членом организации стал Вьетнам, 1997 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Статусом наблюдателя обладают Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея. В 2008 г. лидеры стран-членов АСЕАН заявили о цели создании до 2020 г. Общего рынка. Обладая очень внушительным потенциалом в различных сферах, а также учитывая выгодное географическое расположение региона, интеграционные процессы между странами могут создать огромный синергетический эффект и вывести регион на ещё более передовые позиции. Создание Общего рынка на основе организации, в рамках которой была только недавно оформлена зона свободной торговли (соглашение о создании АФТА было принято в 2002 г.), может быть проблематичным, учитывая многосторонние договора ACEAH со многими странами (в т.ч. Россией), а также многие структурные проблемы отдельных стран-членов организации. Экономический союз стран Юго-Восточной Азии - это первый Общий рынок, членами которого являются только развивающиеся страны, и который реально может функционировать. Неоднократные заявления, амбициозные планы по трансформации Экономического Сообщества АСЕАН в Восточноазиатский Экономический союз, поэтапная реализация программы «АСЕАН-2020» (создание АФТА, инициативы Чианг Май) позволяют говорить о больших шансах будущего союза. Вместе с тем имеются ряд серьёзных вопросов: 1) введение единой валюты; 2) сложное социальное устройство; 3) отсутствия возможности использования мирового опыта, так как большинство эффективных интеграционных союзов не только объединяют в большинстве своём развитые страны, но и это в основном - европейские и североамериканские страны, с отличным от стран АСЕАН, менталитетом и социальным устройством. Изучение форм и основных закономерностей интеграции позволяет прогнозировать дальнейшее развитие экономической организации. Исследование истории развития организации, структуры, основных положений и фактического состояния интеграционных процессов позволяет установить связь между теоретическим содержанием и фактическим положением ACEAH, как экономической организации. Учитывая достижения в экономическом развитии так называемых «новых индустриальных стран», увеличивающееся влияние данной группы стран в мировой экономике, мировой торговле в частности, а также национальные особенности и изменяющиеся условия в мировой экономической системе, можно прогнозировать дальнейшие пути развития организации. Цель данного исследования заключается в анализе особенностей и возможных перспектив создания Экономического Сообщества ACEAH. Объектом исследования в данной работе является ACEAH, как экономическая организация. Предметом исследования является создание Экономического Сообщества в рамках АСЕАН. Интеграционные процессы в мировой экономике продолжают развиваться, несмотря на вызовы, с которыми сталкивается мировая экономическая система. Данная модель развития мировой экономики показала свою эффективность, так как позволила не только добиться значительных достижений в мировой экономике и международной торговле, как главной сферы мировой экономической системы, но и создала объективную потребность в политической стабильности. Мировой экономический кризис 2008-2011 гг. не мог не повлиять на процесс интеграции и международные экономические организации, так как экономики разных стран имели разные последствия мирового спада. Поскольку главными очагами Мирового финансового кризиса являлись (и являются) развитые страны, в которых появились причины и признаки кризиса экономической системы, активно развивающимся странам удалось благополучно преодолеть последствия кризиса, приступить к восстановлению докризисных уровней экономики и способствовать изменению в «расстановке сил» в мировой экономике. АСЕАН создавалась как политический союз развивающихся стран-союзников США. Задача развития региональной интеграции были поставлены в 90-ые годы, когда «Холодная война» закончилась и членами организации стали социалистические республики (Вьетнам и Лаос), а также Мьянма - страна с авторитарной формой правления. В начале нынешнего тысячелетия регион Юго-Восточной Азии, снизив темпы роста из-за Азиатского финансового кризиса и потеряв инвестиционную привлекательность для инвесторов в связи с активным ростом Китая, становится объектом для создания организации нового формата, главной сферой деятельности которой становится экономическая интеграция с последующими целями интегрировать политическую и социокультурную сферы. Заявленная программа развития АСЕАН до 2020 г., подразумевает создания общего рынка, и, в теории, может стать второй по величине экономической интеграции после Евросоюза. Для того что бы реально оценить шансы АСЕАН на создание общего рынка, необходимо дать понятие не только общего рынка, но и самому процессу интеграции. 1. Понятие интеграции Экономическая интеграция - это целенаправленное создание экономических механизмов, регулирующих взаимодействие между хозяйственными комплексами двух и более стран, выражающиеся в упразднении препятствий во взаимной торговле, выработке общей таможенной, валютной, социальной и внешней политики. Интеграция имеет смысл в виду экономической целесообразности более глубокого сотрудничества, сопоставимого уровня экономического развития стран-партнёров, географической близости, культурной и исторической ретроспективы. Главные преимущества экономической интеграции состоит в синергетическом эффекте конкурентных преимуществ стран-партнёров, либерализации торговых и таможенных условий между странами, стимулировании инвестиционных потоков между странами, а также в теоретическом решении многих политических и территориальных проблем. Потребители выигрывают в случае, если разница между издержками отечественных производителей и производителей из страны-партнёра очень значительна в пользу зарубежного производителя. Но преимущества от интеграции сопровождаются не менее значительными недостатками, из которых самыми главными являются: 1) увеличение чувствительности экономики страны от внешних факторов; 2) утрата в некоторой степени самостоятельности страны в экономической политике (зависит от степени развития и формы интеграции); 3) ухудшение положения неконкурентоспособных отраслей экономики, что может вызвать социальное напряжение и сопутствующие политические проблемы. Именно с эпохой интеграции, отчётливые признаки которой прослеживаются ещё в XIX в. (Латинский валютный союз 1865-1927 гг., Германский таможенный союз и т.д.), связывают бурный рост международной торговли. Многие из союзов показали свою несостоятельность на протяжении времён, некоторые привели к созданию мощных блоков и/или подтолкнули к появлению новых государств. Предпосылки для активного развития интеграции создали последствия Второй Мировой войны, когда европейские страны осознали, что объединяя свои хозяйственные потенциалы, восстановление экономики будет происходить более интенсивно. В дополнение к этому, крушение колониальных империй заставило развитые страны сотрудничать с развивающимися странами, как с независимыми государствами (особенно это актуально в последнее десятилетие, когда многие развивающиеся страны имеют значительный вес в мировой торговле). Таким образом, мировая экономика столкнулась с необходимостью либерализации торговли. После восстановления экономик развитых стран и роста уровня жизни граждан, остро встал вопрос о росте издержек, связанных с оплатой труда и социальными отчислениями. Это подтолкнуло многие крупные компании к размещению трудо- и ресурсоёмких производств в развивающихся странах или в странах с меньшими затратами на оплату труда. В свою очередь, такое размещение было невозможно без применения достижений научно-технического прогресса и защиты взаимных инвестиций. Данные меры также вызвали развитие интеграционных процессов и способствовало увеличению взаимосвязей между отдельными экономиками. Именно в этот период времени страны Юго-Восточной Азии для достижения общих целей - экономического роста, предпринимают первые попытки координированной политики. В 1977 г. были введены преференциальные торговые тарифы, в 1978 г. лидеры стран-членов организации (так называемых «старая пятёрка АСЕАН») согласовали ряд проектов индустриализации (по одному в каждой страны) с целью совместного финансирования и привлечением иностранных инвестиций. В рассматриваемый период объём взаимной торговли составлял в среднем 6-7% от товарооборота стран-членов АСЕАН, что объясняется низким уровнем экономик в целом, моноструктурым экспортом (страны специализировались от экспорта 2-3 видов минерального сырья и с/х. продукции) и конкуренцией в борьбе за очень ограниченные иностранные инвестиции. Роль экономической организации АСЕАН стала играть в 1990-ые. Политический блок, созданный по идеологическим причинам перестал играть свою роль, как союз капиталистических экономик в Индокитае. После перевода экономик Вьетнама и Лаоса на «рыночные рельсы» и вступления этих стран в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, появилась потребность в изменении формата организации. Наработанный опыт эффективного принятия решений был переведён в русло экономической интеграции - главному тренду в мировой экономике. Именно в этот период, когда многие страны АСЕАН добились значительных экономических успехов, лидеры стран-партнёров осознали степень важности регионального рынка. Важную роль в развитии интеграционных процессов в рамках организации сыграли последствия финансовых кризисов в 1998 г. После Азиатского финансового кризиса многие страны Юго-Восточной Азии сократили объёмы ВВП и темпов экономического роста. Восстановление макроэкономических показателей проходило очень медленно, при поддержке международных финансовых организаций (за исключением Малайзии). В этот период лидеры стран АСЕАН осознали важность координации экономической политики. Заявленная в 1992, и запущенная в 2003 г. Зона Свободной торговли помогла восстановлению экономикам стран региона, так как в отличие от системы преференциальной торговли 1978 г. подразумевала снижение пошлин на товары и услуги, которые были реальными объектами взаимной торговли. Создание интеграционных группировок или экономических союзов всегда было свойственно больше экономически развитым странам, так как их экономики закончили фазу экстенсивного роста и требовали качественного роста. Созданию и развитию интеграционных группировок в развивающихся странах препятствуют: не взаимодополняемость и моноструктурность экономики; территориальные, межэтнические и межконфессиональные конфликты и споры между странами; общая нестабильность, связанная с малым опытом в области не только торгового и таможенного сотрудничества с внешнеэкономическими партнёрами, но и в управлении экономикой в целом. Формы интеграции бывают нескольких видов: зоны свободной торговли; таможенные союзы; общий рынок; полный экономический союз При создании зоны свободной торговли между странами создаются льготные или беспошлинные условия торговли товарами и услугами. Несомненный положительный эффект состоит в том, что доступ к зарубежному рынку становится более широким. Положительный эффект формируется при условии, что страны-партнёры имеют: 1) сопоставимый уровень развития экономики; 2) взаимодополняемую структуру экономики; 3) сопоставимые издержки на производство товаров и услуг для эффективной конкуренции производителей; 4) другие субъективные причины (сильные культурные связи между странами, историческая ретроспектива и т.д.); 5) объективные причины (географическое положение, совместную эксплуатацию транспортного комплекса, природных ресурсов). На сегодняшний день наиболее удачными примерами зон свободной торговли являются: Североамериканская зона Свободной Торговли (в составе США, Канады и Мексики), Европейская Ассоциация Свободной Торговли (в составе Швейцарии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейна), Австралийско-Новозеландское соглашение об углублении экономических связей. 20 сентября 2012 года было 8 государств-членов СНГ подписали договор о создании Зоны Свободной Торговли в рамках организации, ещё 3 государства оставили за собой право подписать данный договор. Следующей стадией развития и углубления экономического сотрудничества между странами является создание Таможенного союза. Главное отличие данной формы сотрудничества от Зоны Свободной Торговли - совместная таможенная политика в отношении третьих стран. Также создание Таможенного Союза подразумевает наднациональное регулирование внешних границ и фактическое упразднение границ между странами-партнёрами ТС. Как показала мировая практика, при создании Таможенного Союза необходимо учитывать некоторые условия, прежде всего: 1) эластичность спроса на импортную продукцию; 2) издержки в странах, которые являются членами Таможенного Союза; 3) издержки в третьих странах, не входящих в ТС. Таможенный Союз, при эффективном исполнении своей роли, может трансформироваться в Общий рынок. Главное отличие Общего рынка от Таможенного Союза заключается в свободном перемещении не только товаров и услуг, но и факторов производства (рабочей силы, капитала). При создании Общего рынка между участниками упраздняются различные ограничения на границах и нетарифные «барьеры». Но, при этом взаимодействие хозяйственных комплексов стран-участников становится сложно контролируемым и выходит за рамки экономического сотрудничества, так как требует регулирования в других сферах. В рамках Общего рынка важное значение приобретает равное соблюдение нормативных актов и интересов всех участников интеграционного процесса. Единственным субъектом международного права, который эффективно реализовал концепцию Общего рынка, является Европейская Экономическая Зона (в составе стран-членов ЕС, Норвегии, Исландии и Лихтенштейна). Высшей формой интеграционного процесса в современных условиях является создание экономического и валютного союза. Сотрудничество в рамках данного интеграционного образования является наиболее сложным, ввиду наиболее тесного взаимодействия не только в рамках торговли и таможенного регулирования, но и экономической и валютной политики. Между странами-членами возникают объективные ограничения ведения независимой экономической политики, происходит создание наднациональных регулирующих органов. Создание Экономического и Валютного союза должно быть обусловлено формальным равенством наднациональных нормативных актов и национального законодательства, соблюдения интересов всех членов данного союза. Таким образом, эффективность реализации основной цели Экономического и Валютного союза будет зависеть от интенсивности сотрудничества членов союза с третьими странами, дифференциацией уровней развития членов союза, степенью унификации фискальной и монетарной политики. Такая последовательность развития интеграционных группировок является своего рода обязательной, так как позволяет получить опыт взаимодействия хозяйственных комплексов разных стран, «сгладить острые углы», а также создать предпосылки к дальнейшей трансформации организации к более развитой форме интеграции. Поэтому развитие одной формы интеграции считается проблематичным без соответствующего развития в рамках «последующей» формы. Как следствие, создание Экономического Сообщества АСЕАН на базе Зоны Свободной Торговли может вызвать очень значительные проблемы не только в региональной торговле, но и в экономиках отдельных взятых стран (особенно наименее развитых). Для стран АСЕАН, которые в большинстве своём имеют очень похожую структуру экономики, но разные уровни развития, сложность межэтнического и межконфессионального общения, а также короткий период существования режима тесного экономического взаимодействия, создание и развитие интеграционного союза было огромным риском. Главным залогом успеха данной организации стала эффективная межправительственная деятельность и оперативное принятие важных решений. Но для минимизации негативных сторон сотрудничества, которые могут только усилить препятствия на пути экономической интеграции стран АСЕАН, необходимо выработать новые механизмы взаимодействия и решения насущных проблем. Для этого надо проводить ежегодный мониторинг достижений и проблем функционирования организации, решить вопрос финансовой интеграции, способствовать дальнейшему рост региональной торговли. К тому же, необходимо учитывать, что большая часть интеграционных союзов развивались среди стран Европы и Северной Америки. Учитывая, сложность межэтнического и межконфессионального сообщества стран АСЕАН (особенно Сингапура, Индонезии и Малайзии), а также менталитет разных стран, развитие экономической интеграции может спровоцировать политическую и социальную нестабильность. 2. Современное положение АСЕАН В 2002 г. было положено начало созданию Зоны Свободной торговли (АФТА) в рамках ACEAH. Первые заявления относительно создания Зоны свободной торговли были сделаны в 1992 г. в Сингапуре. По условиям создания АФТА наиболее развитые страны (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Бруней), входящие в организацию снижали до 0-5% пошлины на ввозимые товары из других стран АСЕАН. Для наименее развитых стран был введён переходный период до 2008г., на протяжении которого пошлины на ввозимые товары из стран-участников АФТА оставались на довольно высоком уровне (0-15%). Данные условия, безусловно выражают интересы всех членов интеграции, что говорит об их реальной способности принимать актуальные политические решения. Поэтому, безусловно, данная форма интеграционного союза имеет достаточно достижений: режим свободной торговли способствовал развитию региональной торговли, в 2007 г. на долю внутрирегиональной торговли приходилось 40% от общего объёма товарооборот стран АСЕАН. Потенциал дальнейшего роста взаимной торговли далеко не исчерпан; снижены средние размеры пошлин на товары, которые являются объектом региональной торговли; выработаны общие требования к продукции, которая является объектом региональной торговли (в частности, что бы она не угрожала национальному и религиозному самосознанию, жизни животных, растений, здоровью населения, не носила художественной и исторической ценности). Мировой финансово-экономический кризис, последствия которого для региона в виде снижения уровня экспорта и ВВП (в Малайзии снижение составило 1,6%), стал главной причиной ориентации стран Юго-Восточной Азии на развитие внутреннего рынка. Так, рост ВВП Индонезии в 2011 г. составил 6,5% [9], однако ведущими отраслями по темпам роста стали сектор транспорта и коммуникаций - 10,7% [9], что говорит о переориентации экономики с экспортной модели на поддержку внутреннего спроса. Замедление темпов роста ВВП в ведущих странах мира - США, ЕС, Китая, Индии, может стать катализатором для дальнейшей консолидации экономик стран региона. Так как развитие интеграционных процессов внутри АСЕАН происходит на фоне развития экономической интеграции в рамках АТЭС, то странам Юго-Восточной Азии будет сложнее контролировать деятельность организации и, соответственно, результаты экономической интеграции. Внешнеэкономическая деятельность стран Юго-Восточной Азии очень многогранна, причём разные страны ориентируются на разные центры силы. Велика роль в экономике и, в частности торговле, АСЕАН региональных лидеров - США, Японии, Китая (включая Тайвань и Гонконг) и Республики Корея. На эти страны приходится не только основной торговый поток, но и основной объём иностранных инвестиций. От части, благодаря США сложился первоначальный образ АСЕАН. За приверженность капиталистической экономике и «демократии», а фактически за поддержку позиции США в «Холодной войне» и во время военных операций в Корее и Вьетнаме, первые 5 членов АСЕАН получили экономическую поддержку. В 1990-ые года Сингапур и Малайзия были одними из главных импортёров США. За 2004-2006 гг. объём американских инвестиций составил 115,75 млрд. дол. [2]. Основные реципиенты американских инвестиций в регионе: Сингапур (финансовая сфера, обрабатывающая промышленность, наука и исследования), Малайзия (электронная промышленность, IT, лёгкая промышленность), Таиланд (автомобилестроение, электронная промышленность), Индонезия (энергетика, горнодобывающая химическая промышленность). Китай является крупным торговым и экономическим партнёром для стран АСЕАН. Товарооборот составил в 2011 г. 362,8 млрд. дол. [3], объём инвестиций КНР в страны АСЕАН - 15,1 млрд. дол. [3] Дальнейшее сотрудничество между КНР и странами АСЕАН имеет очень хорошие перспективы, в связи с началом функционирования Зоны свободной торговли Китай-АСЕАН. Сильные экономические позиции китайской диаспоры в Сингапуре, Малайзии и Индонезии; рост удельного веса КНР в торговом балансе практические всех стран-членов АСЕАН (ведущий торговый партнёр Малайзии, один из крупнейших торговых партнёров Сингапура, Индонезии и Таиланда); активный рост взаимных инвестиций и другие факторы, доказывающие влияние Китая на экономическое положение в регионе, позволяют предположить, что большинство стран АСЕАН будут ориентироваться на дальнейший рост экономического сотрудничества с КНР. Этому способствуют следующие факторы: 1) ёмкий и быстрорастущий рынок Китая; 2) выгодное географическое положение стран АСЕАН; 3) стремление уменьшить зависимость от развитых стран. До последнего времени поддерживать такое сотрудничество помогала «доброжелательная» политика КНР. Значение Японии уменьшилась в экономиках стран АСЕАН. Несмотря на то, что позиции Японии ослабевают при возрастающей роли Китая и США, влияние японских транснациональных корпораций на целые отрасли в странах Юго-Восточной Азии остаётся актуальной. Японские компании контролируют большую часть предприятий, производящих микроэлектронику в Таиланде; японская компания «Mitsubishi» остаётся главным глобальным партнёром для единственной автомобильной малазийской компании «Proton» (она же единственная в АСЕАН); Япония главный инвестор и рынок сбыта для топливно-энергетического комплекса Индонезии и Брунея. Поэтому нельзя недооценивать роль Японии в регионе, но в то же время, упустив звание регионального лидера, «страна Восходящего солнца» вряд ли может на него претендовать. К тому же, после известных событий 11 марта 2011 года, в связи с которыми в Японии сложилась напряжённая ситуация с энергообеспечением, и хроническая проблема с дефляций (и корреляционной проблемой роста курса йены, что невыгодно экспортёрам) вынуждают японские компании увеличивать инвестиции в зарубежные страны. Так как страны АСЕАН являются одними из главных реципиентов японских инвестиций, то формирование производственных и экспортных центров с высокой долей локализации станут объективной реальностью в обозреваемой перспективе. Значение экономического сотрудничества со странами АСЕАН увеличивается для Республики Корея. Бюджетный кризис в ЕС, обострение экономических проблем в Японии, а также подписание договора о Зоне Свободной торговле с АСЕАН будут способствовать росту товарооборота между партнёрами. Корейские компании увеличивают своё присутствие на рынках практически всех стран АСЕАН, главными торговыми партнёрами для Республики Корея среди членов данной организации выступают - Сингапур и Индонезия; активно растёт сотрудничество с Малайзией, Таиландом и Вьетнамом. Планируются подписания много- и односторонних соглашений о свободной торговле АСЕАН со многими странами (сюда можно отнести популистское заявление о создании ЗСТ между АСЕАН и Россией). Функционирование Зон Свободной Торговли с ближайшими странами, превосходящими по экономическому потенциалу, а также подписание новых соглашений будет только создавать препятствия на пути региональной интеграции стран Юго-Восточной Азии. Процессы интеграции с другими странами могут иметь следующие последствия: 1) рост разницы между товарооборотом со сторонними странами; 2) переориентация инвестиционных потоков на рынки сторонних стран; 3) увеличения зависимости от развитых стран; 4) сохранение нынешних структурных проблем экономик стран АСЕАН, в частности специализация на однотипных товарах, и уязвимости такой позиции на мировом рынке. Для примера, доля Китая во внешней торговле Вьетнама составила 17,5% в 2011 году, в то время, как доля стран АСЕАН составила 16,8% за отчётный год [5]. При дальнейшём функционировании ЗСТ между Китаем и АСЕАН, можно предполагать, что разница будет только увеличиваться. Активно развивается сотрудничество между АСЕАН и Евросоюзом, Австралией, Новой Зеландией, Россией и другими государствами. Сохранение и возможное увеличение темпов роста экономики будет увеличивать привлекательность АСЕАН, как крупного потребительского рынка, одного из ведущих реципиентов инвестиций, а также экспортёра самой разнообразной продукции (от высокотехнологического оборудования до продукции тропического земледелия). Главным катализатором дальнейшего роста экономик стран АСЕАН должно стать формирование Экономического Сообщества АСЕАН. 3. Проблемы и возможность создания Экономического Сообщества АСЕАН азия ассоциация таможенный союз Страны Юго-Восточной Азии имеют не только разное государственное устройство и социальные особенности, но и разный уровень экономики. Для примера, объём ВВП по ППС Лаоса составил в 2011 г. - 17,6 млрд. дол. [4], в то время, как объём ВВП Индонезии превысил 1 трлн. дол. В странах-членах АСЕАН высокая дифференциация уровней жизни населения, что отражается в размерах ВВП на душу населения: средний показатель ВВП на душу населения в Сингапуре и Брунея превышает средний уровень в странах Евросоюза. Малайзия и Таиланд являются странами с уровнем ВВП на душу населения выше среднего, Индонезия и Филиппины с уровнем ВВП на д/н. ниже среднего 10 990 дол., в то время, как Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма являются странами с одними из самых низких значений показателей в мире. В целом можно условно выделить главные барьеры на пути создания Экономического Сообщества АСЕАН: Экономическая политика; Финансовые; Социальные; Политические. Разные уровни развития порождают разные цели и задачи экономической политики государств. Как показывает мировая практика, развитие интеграционных процессов в рамках одной организации наносит ущерб торговым отношениям со сторонними странами. В качестве примера, можно привести ситуацию в Великобритании: развивая сотрудничество со странами ЕАСТ, Великобритании пришлось пожертвовать выгодными для неё торговыми отношениями со странами Содружества. Несмотря на эффективность такого выбора, Великобритания была лишена доступа к дешёвым ресурсам из бывших колоний. Тесные связи с крупнейшими экономическими центрами и всё большая ориентация на них могут усложнить региональную интеграцию или сделать её процесс нецелесообразным. Для создания Экономического сообщества и для его эффективного развития требуется ориентация внешнеэкономической деятельности стран-членов на внутрирегиональную интеграцию в ущерб связям с третьими странами. По этой причине, наличие тесных связей со странами не входящими в организацию (и даже не расположенных в Азии), экономическая и финансовая зависимость от них, стремление отдельных стран АСЕАН максимально увеличить число участников различных договоров о свободной торговле не способствует или создаёт дополнительные барьеры для создания эффективного регионального экономического союза. Таким образом, на мой взгляд, складывается ситуация «конфликта интересов», так как отдельные страны не могут участвовать в интеграционных процессах и развивать тесные отношения с третьими странами, не входящими в организацию. Первоочерёдность национальных интересов и разные условия торговли с крупнейшими мировыми экономическими центрами создадут конкуренцию между членами АСЕАН в борьбе за иностранные инвестиции, что снизит привлекательность Экономического Сообщества для стран Юго-Восточной Азии. Сингапур, как один из лидеров в области НТП, намерен развивать собственную экономическую стратегию, нацеленную на увеличения инвестиций ТНК в науку, образование и исследования, а также создания различного рода филиалов в городе-государстве. Данная стратегия подразумевает углубление кооперационных связей с другими лидерами в области научно-технического прогресса, в т.ч. США, Японией, Республикой Корея, Австралией, ЕС и т.д. Развитие дальнейшего сотрудничества будет наносить ущерб дальнейшей внутрирегиональной интеграции, что вызвало мгновенную реакцию других стран-членов АСЕАН, так как Сингапур - это не только страна-основатель АСЕАН, но и крупнейший финансовый центр региона, без которого создание единого инвестиционного пространства невозможно. Малайзия и Индонезия, как страны с активно развивающимся сектором исламского банкинга, заинтересованы в тесном сотрудничестве с потенциальными клиентами из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Всё более важную роль приобретает экономическое влияние Китая. Китайские компании контролируют приграничную торговлю стран АСЕАН, имеющих общую границу с КНР. В основном, это страны с низким уровнем развития экономики - Вьетнам, Мьянма, Лаос. Наиболее активным союзником КНР является Камбоджа - председатель АСЕАН в 2012 г. Таким образом, разные внешнеэкономические интересы стран-партнёров могут стать одним из главных барьеров на пути создания Экономического Сообщества АСЕАН. Показатели инфляции в отдельных странах АСЕАН находятся на крайне разных уровнях: График 1 - Показатель инфляции в Индонезии в 2002-2011 гг. [6] График 2 - Показатели инфляции в Сингапуре в 2002-2011 гг. [7] Первые заявления по введению единой валюты были сделаны в самый разгар Азиатского финансового кризиса, но тогда они носили политический характер. Для интеграции финансовой системы за годы существования организации не было сделано значительных шагов, кроме «Инициативы Чианг Май» и программы создания «Единого инвестиционного пространства». Учитывая сильные позиции Сингапура, как мирового финансового центра, а также признание сингапурского доллара, как одной из самых стабильных валют в мире, валюта именно этой страны претендует на титул единой валюты для Экономического Сообщества АСЕАН. Но именно звание Сингапура, как одного из главных финансовых центров в мире (4-ый в мире), из чего вытекает важное значение собственной валюты для экономики не только самого Сингапура, но и мировой финансовой системы. По этой причине, унификация валютной системы стран АСЕАН во главе с сингапурским долларом может нанести больше ущерба сингапурской экономике, чем пользы. Другой страной, для которой её собственная валюта получила международное признание, является Малайзия. Малайзия - мировой лидер исламского банкинга (60% мирового рынка). Бурно растущий рынок привлекателен для инвесторов из стран Персидского залива, ввиду соответствия этических норм и диверсифицированным портфелем предлагаемых активов. На малазийский доллар (ринггит) приходится 66% рынка исламских финансовых инструментов [8]. В 2011 г. только Национальный Банк Абу-Даби разместил сукук (исламская облигация) в объёме 1,5 млрд. ринггит [8]. Это может стать одной из главных причин, по которой Малайзия откажется от введения единой валюты, как основной расчётной единицей на пространстве АСЕАН. «Пёстрый» этнический и социальный состав большинства стран АСЕАН могут стать не менее важной проблемой для Экономического Сообщества АСЕАН чем «чисто» экономические вопросы. Страны с потенциально напряжёнными межконфессиональными и межэтническими проблемами: Индонезия, Малайзия и Филиппины. Главным очагом сепаратистских движений является Мьянма. Создание Общего Рынка и свободное передвижение людей вызовет только усиление напряжения и приведёт к эскалации потенциальных конфликтов. Проблема заключается в том, что численность населения в странах АСЕАН сильно варьируется от 406 тыс. чел. в Брунее до 237 млн. чел. в Индонезии. Этническая и конфессиональная структура в странах ещё сложнее. Так, внутренние эмиграции внутри Индонезии в середине 2000-ых годов только усилили имеющиеся межконфессиональное напряжение между христианами и мусульманами. Рост конфликтов на религиозной почве вызван неравным распределением (по мнению христиан) валового дохода в пользу мусульманского населения. Взаимные силовые методы разрешения конфликтов приводят к трагических последствиям, в т.ч. террористическим актам. Кроме прямого ущерба инвестиционной привлекательности Индонезии, это приносит огромные убытки конкретным отраслям (туризму). Внешние эмиграции индонезийских граждан (в т.ч. нелегальных) в соседние страны стали одним из значительных источников доходов для широких слоёв населения. Но для таких стран, как Малайзия дешёвые трудовые ресурсы из Индонезии являются серьёзной проблемой. Главной сферой деятельности, в которой заняты индонезийские рабочие - плантационное сельское хозяйство (одна из главных экспортных отраслей для малазийской экономики). Сложная ситуация складывается в странах Юго-Восточной Азии с китайской диаспорой. Во многих странах АСЕАН, в т.ч. в Малайзии, Индонезии, Вьетнаме применялись специальные дискриминационные меры по отношению к китайскому населению данных стран, для уменьшения влияния лиц китайской национальности в экономической и политической сферах. После создания Общего Рынка такие страны, как Сингапур, в которой китайцы составляют 77% населения, могут не устроить дискриминационные пережитки государственной политики в некоторых странах АСЕАН. Кроме вышеперечисленных проблем на пути создания Экономического Сообщества можно добавить напряжённую ситуацию вокруг демаркации границ. Так как большинство стран-членов АСЕАН - бывшие колонии Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании/США, границы между странами были созданы искусственно без учёта исторических, культурных и других условий. После обретения независимости территориальные споры получили импульс к развитию. Основными территориальными конфликтами являются спор между Малайзией и Филиппинами относительно штата Сабах, конфликт между Таиландом и Камбоджой относительно храмового комплекса Преа Вихеар, между Индонезией и Малайзией из-за островов Сипадан и Лигитан. Данные конфликты не только наносят ущерб двухсторонним отношениям, культурному наследию (в случае с храмом Преа Вихеар) и туристической отрасли, но и приводят к реакционной политики и, как показал пример тайско-камбоджийского конфликта, к очень резким заявлениям и военным действиям в отношении друг друга. В данной ситуации АСЕАН, как интеграционный союз должна стать площадкой для решения подобных конфликтов: при решении конфликта между Индонезией и Малайзией, организация сыграла не последнюю роль. Но сама концепция политического взаимодействия - невмешательства во внутреннюю политику друг друга, не позволяет АСЕАН, как организации, оперативно решать подобные проблемы. Данное условие показывает неэффективность организации в прежнем формате при решении политических задач. Невозможность решения данных конфликтов могут вызвать ряд непреодолимых препятствий для создания полноценного Общего Рынка. Кроме нарастания социальной и националистической напряжённости, возникает реальная угроза масштабных боевых действий, что нанесёт непоправимый ущерб внутрирегиональной интеграции. Невозможность координации политики членами организации не позволяет решить не только внутрирегиональные проблемы, но и внешнеполитические задачи. Как показали последние события, Китай намерен наращивать своё присутствие в Юго-Восточной Азии и отстаивать свои интересы в данном регионе. Нерешённость территориального спора относительно островов Спратли и нескоординированная позиция стран АСЕАН в этом споре создаёт благоприятную ситуацию для КНР. В силу обозначенных проблем, заявления о создании к 2015 году «Общего рынка» - довольно высокого уровня интеграционного объединения - фактически реализовано не будет. По-нашему мнению, имеет смысл (как средство решения накопленных проблем) формирование «Таможенного Союза». Таможенный Союз позволит сформировать условия для перехода к более высокой степени интеграции и решить проблемы взаимодействия с третьими странами. Таможенный Союз, при эффективном исполнении своей роли, может трансформироваться в Общий рынок. Заключение Таким образом, из результатов проведённого исследования можно сделать вывод, что создание Экономического Сообщества АСЕАН в заявленные сроки (в 2015 г.) будет очень проблематичным, если руководители стран-участниц не уделят должного внимания вышеуказанным проблемам. Но поскольку многие из них требуют фундаментальных решений не только в национальной политики отдельных стран, но и в самой организации, решение целого ряда проблем экономического, социального и политического характера не представляется возможным. Амбициозные планы по развитию Восточноазиатского Союза помешали углублению интеграционных связей между странами Юго-Восточной Азии, так как многие стран региона начали в большей степени ориентироваться на страны вне организации. Ввиду экономических, политических и культурных различий перспективы АСЕАН, как Общего Рынка «туманны», без выработки более конкретной стратегии интеграционных процессов, которая включала бы в себя решение экономических проблем. Возможным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание Таможенного Союза с дальнейшей более скоординированной внутренней и внешней политикой стран-членов Союза. Тем самым создание Таможенного Союза позволит странам получить существенный опыт взаимодействия при решении накопившихся проблем интеграционных процессов. Выработка общей внутренней политики Союза позволит ликвидировать многие экономические преграды между странами-членами АСЕАН. В то время, как единый «вектор» внешней политики позволит выработать общую позицию стран региона в решении многих международных вопросов и минимизировать угрозу вмешательства стран вне Союза в экономическую и политическую сферу АСЕАН. Список литературы 1. Васильев Л.Е. АСЕАН в XXI веке. Актуальные проблемы и перспективы. ИД «ФОРУМ», 2010 г., с. 368. . Церерин А.Н. Общерегиональные проблемы развития. ИМЭМО РАН, 2012 г., с.24. Скачать архив (138.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |