Главная » Экономика

Основные направления деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии

Оглавление

Введение. История эволюции АСЕАН. Экономическое сотрудничество. Сотрудничество в политической сфере. Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности. Защита прав и свобод человека. Сотрудничество в экологической сфере

Заключение

Библиография

Введение

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональное интеграционное объединение десяти государств Юго-Восточной Азии, имеющее десять партнёров по диалогу. Процесс создания асеановской «десятки» был отнюдь не простым и продолжался на протяжении трех десятилетий. В ходе четвертого десятилетия развития АСЕАН странами-участницами Ассоциации были поставлены грандиозные по своим масштабам цели - создание к 2015 г. трёх сообществ - экономического и социокультурного и сообщества безопасности. АСЕАН активизирует сотрудничество со своими диалоговыми партнерами, стараясь проводить внешнюю политику, основанную на способе лавирования между мощными региональными игроками. Страны Ассоциации активно сотрудничают между собой в политической, экономической областях, деле обеспечения безопасности, сфере защиты прав и свобод человека. Всё большее значение страны-участницы Ассоциации уделяют экономической дипломатии. Всё чаще Ассоциация выступает ядром противостояния давлению со стороны мощных экономических игроков - таких, как Япония и Китай.

В геополитическом треугольнике «Китай-АСЕАН-Япония» страны АСЕАН, действуя вместе, чувствуют себя более уверенными и защищёнными, нежели в одиночку. В настоящее время политические круги всех стран АСЕАН почувствовали необходимость сплочения, для того чтобы выработать общую политику противодействия влиянию Пекина и Токио. АСЕАН делает ставку на лавирование в условиях усиления давления со стороны мощных с экономической точки зрения государств.

Актуальность темы обусловлена активизирующимися в связи с вступлением в силу в 2008 г. Устава АСЕАН и функционированием с января 2010 г. зоны свободной торговли АСЕАН-Китай процессами сотрудничества стран АСЕАН. Страны активно взаимодействуют в политической, экономической сферах, деле охраны окружающей среды, предотвращения новых вызовов и угроз, которые несет глобализация. Особенно интересным представляется выявление особенностей дипломатической игры, которую ведут страны-участницы АСЕАН в АТР.

Объектом исследования в работе выступает АСЕАН, предметом исследования - основные направления, особенности и характерные черты отношений государств-членов АСЕАН и диалоговых партнёров.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1967 г., когда пятью странами АСЕАН была подписана Бангкокская декларация, провозглашающая образование Ассоциации, по настоящее время.

Целью работы является выявление особенностей процесса эволюции АСЕАН и основных направлений деятельности этого интеграционного объединения. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

. Выделение особенностей развития АСЕАН.

. Определение основных направлений и особенностей деятельности АСЕАН.

Анализ источников и литературы. Из официальных материалов в работе используются Декларация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии 1967 г., и Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН (20 июля 2009 г.).

Большой вклад в написание работы внесло изучение монографии Н.П.Малетина «АСЕАН: четыре десятилетия развития». Автор делит историю развития организации на пять этапов. Это деление и было заложено в основу написания главы «История эволюции АСЕАН», что значительно облегчило описание особенностей развития Ассоциации.

Очень ценной оказалась монография М.А.Халдина «АСЕАН без иллюзий», в которой автор рассматривает процесс расширения организации и дает скептический прогноз по поводу присоединения к АСЕАН Брунея. Ознакомление с монографией помогло понять, что на момент её написания (1983 г.) возможности расширения АСЕАН справедливо представлялись маловероятными. М.А. Халдин дает понимание малой результативности существования АСЕАН на первом этапе её развития (1967 - 1976 гг.).

Весьма интересной для использования оказалась монография Ю.А.Райкова «Лаос в системе международных отношений Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI века», в которой автор говорит об особенностях взаимоотношений между Лаосом и странами АСЕАН накануне вступления Лаоса в это интеграционное объединение. Мысли об усилении в 90-ые гг. прошлого столетия экономического сотрудничества в АСЕАН, содержащиеся в этой монографии, использовались для определения особенностей развития АСЕАН на третьем этапе (1992 - 1997 гг.).

Ознакомление с информацией об АСЕАН из справочника «Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, международные организации и экономические группировки» помогло понять, удалось ли детально описать важнейшие сферы деятельности организации. Кроме того, в справочнике дается информация об основных документах, обеспечивающих цели развития организации, что значительно помогло при написании работы.

Незаменимую помощь для описания правовой базы экологического сотрудничества стран АСЕАН и учрежденных в этих целях институтах оказала статья Н.Г.Рогожиной «Экологическое сотрудничество стран АСЕАН».

Информация из статей А.С. Воронина, Г.М.Локшина и Д.В. Мосякова об АСЕАН использовалась при описании сотрудничества стран в политической, экономической сферах, области защиты прав и свобод человека. В целом, в статьях говорится о усиливающемся влиянии со стороны Китая, осознании лидерами АСЕАН необходимости сотрудничать в противостоянии новым вызовам и угрозам, дается анализ процессов создания трёх сообществ АСЕАН - сообщества безопасности, экономического и социокультурного сообществ к 2015 г.

Отдельно следует отметить важность использования статьи известного таиландского политолога П.Тепчатри «Итоги 15 саммита АСЕАН», в которой содержатся мысли о том, что расширение «АСЕАН+3» до «АСЕАН+6» связано с нежеланием стран АСЕАН поддаваться усиливающемуся влиянию Китая. Анализ информации из других газет и журналов способствовал более полному раскрытию основных направлений деятельности АСЕАН.

Научная новизна работы заключается в комплексном описании основных направлений деятельности АСЕАН с использованием самой современной литературы по данному вопросу с учетом реалий, складывающихся в современных международных отношениях. В работе говорится о том, как усиление сотрудничества государств АСЕАН в деле защиты прав и свобод человека и охраны окружающей среды связано с «мягкой силой» мощных региональных государств.

Практическая значимость работы. Исследование особенностей основных направлений деятельности АСЕАН может представлять практический интерес для специалистов российских государственных структур, в первую очередь, соответствующих отделов МИДа в ходе подготовки аналитических материалов по процессам, протекающим в АСЕАН.

Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части (шести глав), заключения, списка используемых источников и литературы.

I. История эволюции АСЕАН

августа 1967 г. Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами и Сингапуром была подписана Декларация Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, что стало точкой отсчёта в истории Ассоциации. Обратимся к этому основополагающему для организации документу.

Интересным моментом в нем является очередность перечисления основных целей и задач АСЕАН. Приоритет отдается ускорению экономического роста, а задачи обеспечения безопасности и стабильности занимают второе место. В документе говорится о том, что военные базы, находящиеся на территории стран-участниц АСЕАН, временные. Согласно документу, в задачу АСЕАН входит сохранение национальных особенностей каждой из стран-участниц.

Несмотря на столь четкую формулировку основных задач организации и порядок их перечисления, важно понимать, что АСЕАН создавалась из-за опасений распространения коммунизма как организация политическая, направленная на поддержку империализма.

Профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России, д.и.н. Н.П.Малетин в монографии «АСЕАН: четыре десятилетия развития» выделяет пять этапов развития организации. Первый этап (1967-1976 гг.) автор называет периодом «утробного развития», когда самым важным достижением организации стало ее выживание. Второй этап (1977-1991 гг.) был связан с разрешением Камбоджийской проблемы и обеспечением защиты от революционных режимов в Индокитае. Страны-участницы Ассоциации в условиях революционных настроений в Индокитае делают упор на принятие общих решений в политической сфере. АСЕАН не пошла на конфронтацию с СРВ, ЛНДР и Камбоджой. Ещё в декабре 1976г. Генеральный секретарь АСЕАН Дарсоно призвал «не распространять внутренний антикоммунизм на отношения с Индокитаем». Интересной особенностью второго этапа стало разделение политических кругов АСЕАН на сторонников добрососедских отношений с СРВ, ЛНДР и Камбоджой и сторонников превращения АСЕАН в военно-политическую организацию, противостоящую коммунистическим режимам. Однако большинство в политических кругах АСЕАН считало конфронтационный метод выстраивания отношений с коммунистическими государствами региона небезопасным. Всё большее внимание внутри Ассоциации стало уделяться проблемам безопасности и прекращению гражданской войны в Камбодже. На втором этапе развития к АСЕАН присоединился Бруней-Даруссалам (1984 г.). Примечательно, что в монографии М.А.Халдина «АСЕАН без иллюзий», изданной в 1983 г., говорится о том, в начале 1980-х гг. возможность расширения АСЕАН представлялась труднореализуемой. Автор монографии прав в своих оценках проблем АСЕАН.

Дело в том, что предсказать, в каком направлении будет эволюционировать АСЕАН, трудно. До 1983г Бруней находился под британским протекторатом. В 1983 г. была провозглашена политическая независимость Брунея. В асеановских кругах произошло переосмысление ситуации. Бруней территориально близок к странам-основоположникам АСЕАН. К тому же Бруней - достаточно богатая страна. Вероятно, и этот фактор не остался в стороне при обсуждении решения о присоединении Брунея к АСЕАН в 1984 г.

Принцип территории на втором этапе эволюции АСЕАН сыграл важную роль в процессах эволюции организации. Для АСЕАН важно было сохранить свою региональную сплоченность. Именно из-за принципа территории в 1982 г. политические круги АСЕАН отказали Шри Ланке во вступлении в организацию.

Премьер-министр Шри Ланки Прамаседа ещё в 1980 г. поставил вопрос о возможности принятия Шри Ланки в состав Ассоциации. В АСЕАН решили, что Шри Ланка не может стать новым членом организации в силу своей удаленности от региона Юго-Восточной Азии и принадлежности к региону Южной Азии.

Особенностью второго этапа эволюции АСЕАН стало усиление параллельного развития процессов как капиталистической, так и социалистической экономической интеграции. Север и юг Вьетнама были объединены на социалистической основе. Была провозглашена Лаосская-Народно-Демократическая республика. Это создавало условия для большей сплоченности социалистических государств региона.

Третий этап (1992-1997 гг.) характеризуется усилением экономического сотрудничества. После окончания «холодной войны» политические круги АСЕАН акцентировали своё внимание на развитии экономики. В ЛНДР и СРВ к 1992 г. пришли к выводу о необходимости присоединения к Ассоциации.

Весьма интересно описывает процесс вступления в АСЕАН ЛНДР и СРВ Ю.А.Райков в монографии «Лаос в системе международных отношений Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XX века». Важным мотивом вступления в 1995 г. СРВ в Ассоциацию стало желание создать в ЮВА систему сдерживания давления со стороны Китая и использования АСЕАН как инструмента, позволяющего проводить более самостоятельную политику.

Лаосское руководство сосредоточило внимание на привлечении в страну иностранных инвестиций и поиск новых торгово-экономических партнёров. На третьем этапе эволюции АСЕАН был сделан упор на развитие экономической дипломатии. На первый план были выдвинуты вопросы торгово-экономического сотрудничества. ЛНДР и Мьянма были приняты в АСЕАН в 1997 г. на юбилейной, тридцатой встрече министров иностранных дел АСЕАН. Вступление ЛНДР и Мьянмы в объединение государств ЮВА существенно повысило их привлекательность среди иностранных инвесторов.

В 1994 г. создаётся Региональный Форум АСЕАН (АРФ) по вопросам безопасности, в котором Китаю был предоставлен статус «консультативного партнёра». Через два года Китай получил статус «партнёра по диалогу». Это свидетельствовало о том, что АСЕАН вступило на новый путь своего развития - установление всё более тесных отношений с мощными экономическими и политическими игроками в АТР.

В 1995 г. статус наблюдателя в Ассоциации получила Камбоджа. Вопрос о принятии Камбоджи в состав Ассоциации постоянно откладывался в связи с трудностями разрешения камбоджийского кризиса. Только в 1999 г. Камбоджа стала десятой страной-участницей АСЕАН.

Пятый этап (2000 г. по настоящее время) связан с разрешением экономических проблем и укреплением позиций АСЕАН в регионе. На этом этапе не происходит расширения числа членов организации. Активизируется диалог с государствами, находящимися вне региона Юго-Восточной Азии. Наряду с вопросами экономического сотрудничества важность приобретают вопросы обеспечения безопасности, игра на противоречиях мощных региональных игроков и создание им противовеса.

II. Экономическое сотрудничество

Согласно Бангкокской декларации 1967 г. целью создания АСЕАН было развитие экономического сотрудничества. Однако за более чем 40 лет своего существования АСЕАН из-за различий в уровнях развития стран-участниц так и не удалось объединить их экономики в единый хозяйственный комплекс.

Весьма заметны успехи Сингапура и Брунея. Сингапур вступил в число самых высокоразвитых государств мира. Бруней стал страной с высоким уровнем доходов. В Таиланде и Малайзии доходы на душу населения выше среднемирового уровня. Филиппины и Индонезия имеют доходы на душу населения среднемирового уровня.

АСЕАН объединяет страны с населением около 700 млн.чел. Рост безработицы, обострение продовольственной проблемы, обнищание населения - это проблемы, которые в настоящее время усугублены мировым финансовым кризисом. В таких сложных условиях у лидеров стран АСЕАН имеется больше стимулов к разрешению экономических проблем совместными усилиями.

Азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. стал серьёзным испытанием для стран АСЕАН и хорошим уроком, который они используют в преодолении последствий мирового финансового кризиса 2009-2010 гг. Так, в 2000 г. в Чиангмае (Таиланд), на совещании министров финансов стран АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея было принято решение о создании регионального механизма взаимного обмена валютой на основе двусторонних соглашений. Такая мера, называемая экономистами «Чиангмайской инициативой», была принята для обеспечения валютной стабильности. В 2001 г. Чиангмайская инициатива была развита на встрече министров финансов перечисленных выше стран и Малайзии - было принято решение о создании «валютно-своповой системы» в Азии. Стороны договорились о создании фонда в размере 30 млрд. долл., для того чтобы нуждающиеся в финансовой помощи страны могли получать займы.

В настоящее время продолжается работа в рамках принятой на 5-ом саммите АСЕАН в 1997 г. программы развития АСЕАН до 2020 г. «Партнёрство в динамичном развитии»

В планах организации создание к 2015 г. единой зоны свободной торговли в Юго-Восточной Азии. На этом пути АСЕАН ждет целый комплекс проблем, связанный со ставкой политических кругов АСЕАН на протекционизм.

Интересно, что на официальном уровне лидеры АСЕАН утверждают о своей приверженности либерализму в торговле, а в реальности дело обстоит иначе. Так, в 2009 г. правительство Малайзии выдвинуло лозунг «Покупай отечественные товары», в феврале 2009 г. министр торговли Индонезии издал директиву, призывающую госслужащих поддержать отечественного производителя.

В статье А.С Воронина «АСЕАН. Испытание на прочность», опубликованной в 2009 г. в журнале «Азия и Африка сегодня», говорится о ряде мер, которые применяются асеановской «десяткой» в целях восстановления экономики стран-членов Ассоциации. Среди этих мер - активизация сотрудничества министерств экономики, финансовых, макроэкономических служб, усиление ответственности каждого правительства за коллективно принимаемые решения в рамках АСЕАН, повышение координирующей роли наднациональных органов Ассоциации.

Конечная цель всех принимаемых мер по экономической интеграции АСЕАН - создание экономического сообщества. В 2006 г. Таиландом, Индонезией. Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Брунеем была образована Зона свободной торговли. Ставки тарифов для 98,46% товаров составили «преференциальный список», 99,77% из них облагались пошлиной на 0,5% цены. Вьетнам. Лаос, Камбоджа, Мьянма снизили тарифы на 81% товаров из этого списка. К настоящему времени все страны АСЕАН заключили соглашение об избежании двойного налогообложения.

В 2006 г. министрами иностранных дел АСЕАН было подписано соглашение о безвизовом режиме. Политические круги асеановской десятки намерены добиться свободного перемещения товаров, услуг, капитала

План создания к 2015 г. Экономического сообщества АСЕАН, принятый в ноябре 2007 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре, предполагает ликвидацию всех таможенных товаров внутри АСЕАН в 2015-2018 гг. Кроме того, планируется облегчение таможенных процедур, полная отмена нетарифных барьеров, взаимное признание сертификатов качества. Важное внимание в плане создания Экономического сообщества АСЕАН уделяется развитию инфраструктуры. Страны АСЕАН поставили цель завершить строительство сети магистралей в ЮВА и железнодорожного сообщения Сингапур-Куньмин (Китай).

Важно понимать, что расширение сети автодорог может расцениваться как катализатор развития промышленности. С удобным сообщением легче вести бизнес. Связывание различных глубинных районов стран АСЕАН с морскими портами Вьетнама и побережьем Южно-Китайского моря - стимул к развитию новых бизнес-проектов.

Помимо этого, в целях развития инфраструктуры в АСЕАН в рамках проекта «Большой Меконг» ведется строительство каскада гидроэлектростанций в Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме.

В планах Ассоциации - активизация сотрудничества в областях агропромышленного комплекса, электроники, автомобилестроения, швейной, резинотехнической и текстильной промышленности, воздушного транспорта, туризма, здравоохранения.

Большое значение в экономических процессах, протекающих в странах Юго-Восточной Азии, имеют двусторонние соглашения АСЕАН по созданию зон свободной торговли. Такого рода соглашения уже вступили в силу: с 2009 г. функционирует зона свободной торговли АСЕАН-Южная Корея, с 2010 г. - АСЕАН-Китай. Планируется создание в 2011 г. зоны свободной торговли АСЕАН-Индия, а в 2012 г. АСЕАН-Япония. По этому же вопросу проводятся переговоры с Австралией, Новой Зеландией, ЕС и США.

III. Сотрудничество в политической сфере

В АСЕАН входят страны с разным государственно-политическим устройством. Среди них - монархии, республики, военные режимы. Однако политическая элита АСЕАН осознает необходимость политического взаимодействия. Легче решать проблемы сообща, нежели в одиночку.

Юридической основой сотрудничества стран асеановской «десятки» являются Декларация согласия АСЕАН 1976 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА 1976 г., Вторая Декларация согласия АСЕАН 2003 г., вступивший в силу в конце 2008 г. Устав АСЕАН.

В настоящее время страны АСЕАН связаны между собой через широкую систему форумов: Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ), «АСЕАН+3» (АСЕАН + КНР, РК, Япония), «АСЕАН+6» (АСЕАН + КНР, РК, Япония, Индия, Австралия, Новая Зеландия), Восточноазиатский саммит (ВАС), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), саммиты «Азия-Европа» (АСЕМ), саммиты «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества».

Весьма интересным представляется расширение формата сотрудничества «АСЕАН+3» до «АСЕАН+6». Эволюция АСЕАН в этом направлении обусловлена желанием создать противовес набирающему силу и влияние Китаю. На 15-ом саммите АСЕАН, прошедшем в октябре 2009 г. в Таиланде, были проведены переговоры в форматах АСЕАН+3» и «АСЕАН+6». На саммите «АСЕАН+3» было принято заявление о сотрудничестве в сферах продовольственной и энергетической безопасности.

Кроме того, обсуждение получило предложение изучить вопрос о создании зоны свободной торговли в Восточной Азии. На саммите «АСЕАН+6» было принято заявление о сотрудничестве в деле борьбы с природными бедствиями. Обсуждение получил также вопрос о создании зоны свободной торговли в рамках «АСЕАН+6», что официально называют «всесторонним экономическим сотрудничеством в Восточной Азии».

Очевидно, что в настоящее время роль мощных региональных государств в АТР заключается в удержании баланса с Китаем. Такого рода «игру» по удержанию баланса с Китаем ведут Япония, Индией и США. Об этом свидетельствуют гонки за то, чтобы успеть заключить соглашения о создании зоны свободной торговли с АСЕАН и расширение формата «АСЕАН+3» до «АСЕАН+6» путем вовлечения в этот формат Австралии, Индии и Новой Зеландии.

В настоящее время в отношениях азиатских государств просматривается весьма интересная особенность - страны АСЕАН ведут «игру на противоречиях», что является наиболее выгодным для них методом выстраивания отношений с крупными региональными игроками. В политических кругах АСЕАН понимают необходимость выработки общей позиции по многим региональным вопросам. Страны АСЕАН, помимо национальных интересов, особое внимание уделяют интересам в рамках группировки АСЕАН.

Желание противостоять давлению со стороны Китая подталкивает АСЕАН к необходимости расширения сотрудничества с другими государствами, что имеет конечной целью создание в долгосрочной перспективе Восточноазиатского сообщества. Инструментом создания такого сообщества является Восточноазиатский саммит.

По мнению известного таиландского политолога П.Тепчатри Восточноазиатский саммит является своего рода «обоюдоострым мечом», которого странам АСЕАН следует опасаться. С одной стороны, преимущество Восточноазиатского саммита заключается в том, что он является форумом, в котором принимают участие великие державы. Великие державы создают противовес Китаю. С другой стороны, недостаток Восточноазиатского саммита заключается в том, что он не может развиваться в сторону создания Восточноазиатского сообщества, поскольку страны-участницы Восточноазиатского саммита не обладают общей идентичностью. Особенно это будет заметно, если в Восточноазиатском саммите будут принимать участие США и Россия. В этом случае саммит расширит число участников и, в конце концов, станет «вторым АТЭС». В АТЕС не наблюдается большого прогресса по причине отсутствия общей идентичности.

Итак, АСЕАН помогает странам-участницам давать коллективный отпор любого вида экспансии и заявлять о себе как о полноправном участнике международных отношений. Так, к примеру, апреле 2009 г. председатель АСЕАН, премьер-министр Таиланда Аписит Ветчачива и генеральный секретарь Ассоциации Сурин Питсуван были приглашены на саммит «большой двадцатки», проходивший в Лондоне. Этот факт свидетельствует о том, что АСЕАН является коллективным участником мирового финансового саммита.

Страны АСЕАН активно сотрудничают между собой и продолжают развивать сотрудничество с партнёрами по диалогу. В настоящее время таких партнёров по диалогу у стран АСЕАН десять. Ещё в 1978 г. на совещании министров иностранных дел АСЕАН было принято решение о придании США, Японии, ЕС, Канаде, Новой Зеландии и Австралии статуса партнёра по диалогу. В 1996 г. за Индией, Россией и Китаем был закреплён такой же статус. С 1997 г. партнёром АСЕАН по диалогу является Пакистан.

О стремлении АСЕАН расширять контакты свидетельствовала первая Азиатско-европейская встреча в верхах (АСЕАМ, 1996 г.), в которой приняли участие государства Европейского Союза, страны-участницы АСЕАН, а также КНР, Япония и Южная Корея. Со стороны это выглядело как желание и европейских, и азиатских государств хоть что-то сделать сообща без США.

Курс на установление контактов привел и к определенному сближению АСЕАН с Россией. С 1996 г. Россию и АСЕАН связывают отношения «диалогового партнерства», однако активный процесс сотрудничества начался после проведения первого саммита «АСЕАН-Россия», который был проведен в Куала-Лумпуре в 2005 г. В настоящее время налажены механизмы консультаций между АСЕАН и Россией в таких областях, как антитеррор, наука и технологии, туризм. Учрежден финансовый фонд диалогового партнёрства Россия-АСЕАН . Перспективы расширения сотрудничества АСЕАН с Россией видятся в сфере торговли российскими углеводородами. Страны-участницы АСЕАН заинтересованы в поставках нефти и газа из России в силу ограниченности собственных ресурсов.IV. Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности

Страны-участницы АСЕАН никогда не выдвигали цель превращения организации в некое подобие НАТО. В вопросах обеспечения безопасности стран-участниц Ассоциации делается упор на принцип «Региональная стойкость Ассоциации - через национальную стойкость её участников». В соответствии с Уставом АСЕАН к 2015 г. в Юго-Восточной Азии планируется создание сообщества безопасности. В настоящее время уже имеется юридическая основа для создания этого сообщества. Действует Договор о дружбе и сотрудничестве 1976 г., остается в силе Договор 1997 г. о безъядерной зоне в ЮВА. В 1992 г. странами-участницами АСЕАН в Маниле была подписана «Декларация АСЕАН о поведении сторон в Южно-Китайском море». Декларация предусматривает отказ от военной силы как способа разрешения конфликтов по поводу прав на территории островов в Южно-Китайском море. Самое важное, чего удалось добиться в ходе продолжительных переговоров - присоединение в 2002 г. к этой декларации КНР.

В ЮВА существует три основные проблемы безопасности - сепаратизм, экстремизм и терроризм. Особое внимание политическая элита АСЕАН уделяет проблеме предупреждения о стихийных бедствиях и борьбы с их последствиями. Главные очаги терроризма в ЮВА находятся в Индонезии, южных районах Филиппин и южных провинциях Таиланда. Нарастание террористической активности в ЮВА - важная проблема, решением которой активно занимаются страны-участницы АСЕАН. Основная цель деятельности террористических группировок в ЮВА - создать панисламистское государство на территории Индонезии, Малайзии и части Филиппин. Лидерам стран АСЕАН хорошо известны основные террористические группировки, действующие в ЮВА. К ним, в первую очередь, относятся «Абу Саяф» (Филиппины) и «Джамаа аль-Исламия» (Индонезия).

В странах АСЕАН остро стоит вопрос борьбы с новыми видами трансграничной преступности - нелегальной миграцией, пиратством, незаконным оборотом оружия, наркотиков. В целях противодействия нетрадиционным угрозам в АСЕАН с 1 июля 2003 г. был учрежден Региональный контртеррористический центр ЮВА.

Страны-участницы АСЕАН ежегодно проводят военные учения ВВС и ВМС по противодействию актам терроризма и морского пиратства. Министры обороны стран АСЕАН намерены и впредь развивать сотрудничество в деле борьбы с пиратством, поддержании безопасности на море, захватом заложников в акватории Малаккского залива. Примечательно, что через пролив каждый год проходит более 50 тысяч морских судов, осуществляется почти 40% мировых грузоперевозок.

Весьма трудной для разрешения является проблема Парасельских островов и архипелага Спратли. На эти территории претензии выдвигают Китай, Вьетнам, Малайзия. Тайвань, Бруней и Малайзия.

В 2007 г. в Маниле страны АСЕАН подписали конвенцию по противодействию терроризму. 2008 г. на встрече министров иностранных дел АСЕАН в Джакарте было подписано соглашение о ведении совместной борьбы против терроризма. Д.В. Мосяков в статье «АСЕАН на перепутье», опубликованной в журнале Азия и Африка сегодня» в 2009 г., что это соглашение имеет не декларативный, а практический характер. Стороны договорились, в каких именно направлениях будет осуществляться сотрудничество. В соответствии с подписанным соглашением страны-участницы АСЕАН обязуются обмениваться друг с другом соответствующей секретной информацией, укреплять взаимодействие национальных спецслужб, проводить совместные антитеррористические учения, а в перспективе - создать единые специальные силы по противодействию терроризму.

К 2015 г. планируется создание асеановской зоны, свободной от наркотиков. Такое решение было принято на 31-ом совещании министров иностранных дел АСЕАН в Маниле ещё в 1998 г.

В последние годы в АСЕАН всё чаще обсуждается проблема энергетической безопасности. В планах Ассоциации строительство трансасеановского газопровода и создание единой энергетической системы. В целях разрешения проблемы энергетической безопасности в АСЕАН активно используются альтернативные энергоресурсы, внедряются энергосберегающие технологии. Всё большее внимание в странах АСЕАН уделяется коэффициенту использования энергии.

V. Защита прав и свобод человека

Вопрос защиты прав и свобод человека стоит в АСЕАН достаточно остро. Он поднимался не раз на саммитах организации. Принятие Устава АСЕАН в 2007 г. подразумевало создание в АСЕАН специального органа по правам человека. Деятельность АСЕАН в этом направлении возложена на учрежденную в 2009 г. Межправительственную комиссию по правам человека (МКПЧА) АСЕАН.

Работа комиссии основана на принципе соблюдения Устава ООН и международного права. Комиссия проводит два заседания в год и предоставляет ежегодный доклад для рассмотрения Совещанию министров иностранных дел. Противоречивой в деятельности данной комиссии является ставка на невмешательство во внутренние дела государств-членов Ассоциации. МКПЧА - это всего лишь консультативный орган, не имеющий механизма воздействия на правительства стран АСЕАН.

Среди других слабых сторон МКПЧА - отсутствие механизма рассмотрения частных жалоб на нарушения прав человека. Кроме того, проблемным моментом в работе МКПЧА является использование консенсуса при принятии решений.

Одной из задач МКЧПА является разработка Декларации прав человека. В ближайших планах АСЕАН - учреждение Комиссии по поощрению и защите прав женщин и детей. Механизмы сотрудничества в рамках АСЕАН по вопросам защиты прав и свобод человека, наверняка, будут эволюционировать в сторону обретения всё большей практической значимости.

Примечательно, что многие формулировки Устава АСЕАН, касающиеся соблюдения прав человека, лишены реальной силы и, скорее всего, используются для привлечения иностранных инвесторов. На официальном уровне в АСЕАН много говорится о необходимости соблюдать права человека, но когда дело доходит до их нарушения, разрешить проблему становится непросто. Большую огласку получила проблема нарушения прав человека в Мьянме. В политических кругах АСЕАН не раз появлялись предложения об исключении Мьянмы из числа стран-членов. Однако воплотить подобного рода предложения в жизнь трудно в силу сложности юридического процесса исключения страны из объединения и геополитического положения Мьянмы. Мьянма в настоящее время является одним из основных поставщиков энергии в ЮВА.

Важно понимать, что критика вопроса о нарушении прав человека - достаточно мощный инструмент давления на государство со стороны другого государства. К примеру, в начале 2000-х гг. в АСЕАН широко обсуждалась проблема нарушения прав человека в южных, преимущественно мусульманских, провинциях Таиланда. Критика со стороны США и международного сообщества стала одним из официальных обвинений в адрес премьер-министра страны Таксина Чиннавата и, во многом, оправдала осуществление военными в 2006 г. военного переворота. Ссылки на нарушения прав человека в определенных ситуациях могут взбудоражить общественное мнение страны и привести к непредсказуемым последствиям.

Политические круги асеановской «десятки» продолжают сквозь пальцы смотреть на нарушение прав человека в Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Где доминирует коммунистическая партия и не разрешена оппозиция.

В создаваемом к 2015 г. социально-культурном сообществе АСЕАН проблема обеспечения прав и свобод человека занимает первостепенное место. Тем не менее, в настоящее время в АСЕАН пока отсутствует механизм эффективного контроля над соблюдением прав человека. В политических кругах АСЕАН не раз появлялись призывы к юридическому одобрению вмешательства во внутренние дела страны-участницы Ассоциации в случаях грубого нарушения в ней прав и свобод человека, но воплотить эти призывы в жизнь не удалось. Возможно, что со временем, в АСЕАН найдут умелый способ воздействия на ситуацию в стране-участнице, в которой нарушаются права и свободы человека.

VI. Сотрудничество в экологической сфере

Страны-участницы АСЕАН сотрудничают не только в политической, экономической областях, сфере обеспечения безопасности и деле защиты прав и свобод человека, но и в вопросах сохранения окружающей среды, предотвращения катастроф и здравоохранения. От того, насколько разумно человек использует природные ресурсы, зависит состояние его здоровья и продолжительность жизни. Политические круги асеановской «десятки» считают необходимым принятие всех мер, для того чтобы жители стран АСЕАН осознавали охраны окружающей среды и сохранения рекреационных ресурсов.

Весьма увлекательно рассказывает о деятельности АСЕАН в этом направлении Н.Г. Рогожина в статье «Экологическое сотрудничество стран АСЕАН». Автор подробно описывает процесс формирования в АСЕАН институтов и выработки программ, направленных на укрепление сотрудничества стран-членов Ассоциации в сфере экологии.

В 1978 г. в Индонезии было проведено первое совещание Экспертной группы АСЕАН по проблемам экологии. В АСЕАН была выработана первая экологическая программа. С 1989 г. в АСЕАН раз в три года проводятся заседания министров, ответственных за разработку экологических программ. Финансовую поддержку работе экспертных групп оказывает экологическое подразделение Бюро функционального сотрудничества при Секретариате АСЕАН. Странами Ассоциации в 1996 г. была учреждена специальная комиссия по борьбе со смогом. В 1998 г. на Филиппинах при поддержке ЕС был создан Региональный центр АСЕАН по сохранению биоразнообразия. В период с 2002 по 2009 г. в АСЕАН были учреждены рабочие группы по сохранению водных ресурсов. В 2004 г. странами-членами Ассоциации был учрежден Региональный исследовательский и образовательный центр АСЕАН по управлению лесными пожарами.

Важное место в деятельности АСЕАН в сфере экологии занимает принятая в 1997 г. программа «Взгляд АСЕАН на 2020 г», направленная на сохранение окружающей среды в регионе ЮВА. Кроме того, в текущем году завершается так называемый Вьентьянский план действий в сфере окружающей среды, действующий с 2004 г. и включающий в себя 12 стратегий и 55 программ. Особо следует отметить, что с 1997 г. в АСЕАН ежегодно издается доклад «Состояние окружающей среды в странах АСЕАН», подготавливаемый экспертами стран Ассоциации. Интерес также представляет принятая в 2003 г. Декларация АСЕАН по природному наследию, согласно которой в каждой из стран асеановской «десятки» должен быть, по крайней мере, один парк природного наследия. В настоящее время в АСЕАН существует 35 таких парков.

Направления деятельность АСЕАН в сфере защиты окружающей среды обусловлены целью Ассоциации обеспечить устойчивое развитие экономик стран-участниц. Так, ещё в 1987г. была принята Джакартская резолюция АСЕАН по устойчивому развитию. Однако каждая из стран по-своему понимает методы достижения этой цели. Политическая элита АСЕАН четко осознает необходимость сохранения национального суверенитета над природными ресурсами, что становится фактором снижения эффективности регионального экологического сотрудничества.

В настоящее время развитие международных отношений сильно привязано к экономике. Ставка на экологическое производство ведет к увеличению производственных издержек, а, следовательно, не считается выгодной в бизнес-кругах и среди предприимчивых жителей. Этим объясняется продолжающийся выпуск сточных вод из ферм в реки, ухудшение состояния экосистем, вырубка лесов, незаконный улов рыбы, активное использование населением речного песка и связанная с этим эрозия берегов рек.

Большое внимание к экологии в ЮВА со стороны Японии и Китая объясняется ставкой Токио и Пекина на «мягкую силу». Мощные региональные игроки предоставляют странам Ассоциации средства на лесовосстановительные работы, увеличение количества коралловых рифов в прибрежных зонах, сохранение гор и пещер, обучение специалистов в области экологии, учреждение организаций по охране и восстановлению окружающей среды, строительство центров традиционной медицины, строительство центров по предотвращению катастроф и на многие другие нужды. Средства, вложенные инвесторами в развитие той или иной отрасли экологического сотрудничества стран АСЕАН, не связаны с альтруизмом. Как правило, это средства, находящиеся в обороте и предназначенные для того, чтобы быть приумноженными и вернуться в руки инвесторов.

Заключение

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии создавалась в годы холодной войны, блокового противостояния империализма и социализма. АСЕАН в начале своего существования играла роль площадки для противодействия распространению коммунистической угрозы на страны Юго-Восточной Азии. Организация создавалась при активной поддержке со стороны США. По мере своего развития Ассоциация стала всё активнее позиционировать свою самостоятельность. На пути к осознанию своей идентичности АСЕАН предстояло преодолеть множество препятствий.

Первое десятилетние оценивалось экспертами как топтание на одном и том же месте. В 70-ых годах Ассоциации не удалось достигнуть заявленных в Бангкокской декларации целей развития. В этой связи расширение организации на тот момент многим политическим деятелям и аналитикам в ЮВА представлялось маловероятным. Были попытки государств, не имеющих близость с АСЕАН по принципу территории, присоединиться к организации. Политическая элита АСЕАН отклонила просьбу Шри-Ланки стать новым членом Ассоциации, сославшись на принадлежность этого государства к региону Южной Азии. Это было правильное решение.

Принятие Брунея в свой состав не было столь проблематичным, как вступление Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и Камбоджи. До начала девяностых годов XX века регион ЮВА был раздроблен по идеологическому принципу на два полюса противостояния. Запад и СССР превратили регион в площадку для распространения своего влияния. С прекращением существования биполярной системы международных отношений Лаос и Вьетнам не изменили пути своего развития, провозгласив социализм, в обновленном, с рыночными элементами, виде в качестве главного пути к обеспечению стабильности и процветания. Однако в девяностые годы прошлого столетия всё большее внимание стало уделяться экономическому сотрудничеству. Экономические интересы государств ЮВА взяли верх над идеологией противостояния. Возникает вопрос: с чем связано принятие решения о принятии в АСЕАН Лаоса, не имеющего выхода к морю и являющегося одной из самых бедных стран мира, Мьянмы, с военным режимом и нарушением прав и свобод человека, Камбоджи, отягощенной последствиями гражданской войны? Такой политический ход был обусловлен желанием лидеров стран АСЕАН ограничить влияние Китая в этих странах и предотвратить превращение этих государств в китайские провинции. Именно поэтому АСЕАН к концу прошлого века понимает необходимость растворения влияния Китая в интеграционных потоках, протекающих в регионе. Асеановская «десятка» вместе с десятью диалоговыми партнёрами позволяет каждому из государств-членов Ассоциации сохранить свой суверенитет. Однако эта задача отнюдь не простая. «Мягкая сила», к использованию которой прибегают мощные региональные игроки, выглядит весьма привлекательно и становится очень опасной спустя десятилетия.

Лидеры АСЕАН осознают невозможность преодоления всех вызовов и угроз, которые несет глобализация, в одиночку, с опорой только на собственные силы. Существование АСЕАН и деятельность стран-участниц в рамках этого интеграционного объединения позволяют каждой из стран-участниц чувствовать себя более защищено в условиях усиливающегося давления со стороны мощных с экономической точки зрения государств. Страны-участницы Ассоциации и в дальнейшем будут развивать сотрудничество в экономической, политической сферах, области защиты прав человека, обеспечении безопасности, деле защиты окружающей среды. Цели построения к 2015 г. Сообщества безопасности, Экономического и Социокультурного сообществ АСЕАН, прописанные в Уставе, иногда называемом Хартией АСЕАН, требуют от лидеров стран-участниц больших усилий и энергии. Разумной альтернативы сотрудничеству и взаимодействию в преодолении экономических, политических, гуманитарных, экологических проблем и проблем безопасности в АСЕАН нет.

Библиография

ассоциация государство азия

Список использованных источников:

. Декларация Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (8 августа 1967 г.). Сборник документов и материалов военно-политических блоков и группировок в районе Юго-восточной Азии и западной части Тихого океана. М., 1974 г.

. Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН (20 июля 2009 г.). Московский журнал международного права. - 2010 г. - №2.

Список использованной литературы:

. Копылов А.В. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, международные организации и экономические группировки. Справочник. - М.: Восток-Запад, 2010 г.

. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. «МГИМО-Университет», 2007 г.

. Пахомова Л.Ф. Некоторые уроки «великого азиатского кризиса» 1997-1998 гг. Государства азиатско-тихоокеанского региона: Новые вызовы безопасности. - М.: Научная книга. - 2002 г.

. Развин П.А. АСЕАН и обеспечение безопасности и стабильности в АТР. Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М., 1999.

. Райков Ю.А. Лаос в системе международных отношений Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XX века. - М.: Восток-Запад, 2010.

. Рогожина Н.Г. Экологическое сотрудничество стран АСЕАН. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XIII (ЮВА 2008-2009). М., Учреждение Российской академии наук Институт Востоковедения, 2009 г

. Халдин М.А. АСЕАН без иллюзий. «Международные отношения», 1983 г.

Статьи из газет и журналов:

. Абашидце А.Х. Солнцев А.М. Институциализация защиты и поощрения прав и свобод человека в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): комментарий к Положению о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН. Московский журнал международного права. - 2010 г. - №2.

. Воронин А. Доктрина трех сообществ АСЕАН. Международная жизнь.2008 г. - №4

. Воронин А.С. АСЕАН: ответ на вызовы глобализации. Азия и Африка сегодня. - 2009 г. - № 5

. Воронин А.С. АСЕАН. Испытание на прочность. Азия и Африка сегодня. - 2009 г. - № 8

. Габуев А. Юго-Восточная Азия объединяется против Китая и Индии. Коммерсантъ.- 2007 г. - №14

. Координация макроэкономической политики в рамках АСЕАН. БИКИ - 2009 г. - № 37.

. Левтонова Ю.О., Шабалина Г.С. Юго-Восточная Азия в 2007 г.: Актуальные проблемы развития. - Восток - 2008 г. - №6

. Локшин Г.М. Китай-АСЕАН: «танцы со слоном». Обозреватель. - 2008 г. - №9

. Локшин Г.М. АСЕАН на новом этапе интеграции. Проблемы Дальнего Востока. - 2008 г. - №2.

. Мосяков Д.В. АСЕАН на перепутье. Азия и Африка сегодня. - 2009 г. - № 11

. Сумский В. Юго-Восточная Азия в холодной войне и глобализирующемся мире. Мировая экономика и международные отношения. 2005 г. - № 4

. Торговые противоречия в АСЕАН в преддверии создания ЗСТ. БИКИ - 2009 г. - № 130.


Скачать архив (24.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: