Главная » Экономика

Международные отношения в Юго-Восточной Азии

Оглавление

Введение

. Вьетнам

.1 Кампучийско-вьетнамский конфликт

. Тайланд

Заключение

Список литературы

Введение

Как известно, Юго-Восточную Азию в наши дни принято называть «Макрорегион», включающий в себя немалое количество стран, таких как Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд (на континентальной части) и Бруней, Восточный Тимор, Индонезия, Сингапур, Филиппины (на островной). Этот регион очень хорош своим геополитическим положением из-за прямого выхода в Тихий океан. В связи с этим именно в ЮВА стала причиной очень многих политических событий на международной арене. Величайшие в мире державы пытались распространить свое влияние на страны ЮВА, как мирными, так и военными способами. Политика силового и дипломатического влияния велась как между странами внутри региона, так и с странами-соседями за его пределами. Пиком международной политической активности Юго-Восточной Азии стали 1950-1980 годы, потому что именно здесь велись кровопролитные войны, принимались демократичные решения, велась борьба за независимость от очень влиятельных держав. И все это происходило в годы после второй мировой войны.

Целью данной работы является рассмотрение международных отношений в Юго-Восточной Азии на примере внешней политики ряда стран этого региона. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в описании нескольких значимых военных и политических событий, которые имели место в истории ЮВА за период 1950-1980 г. ХХ века. В частности, будут рассмотрена история международных отношений таких стран, как Вьетнам и Таиланд.

В качестве теоретической базы исследования были использованы труды российских востоковедов, таких как Березин, Михеев, Деменьтьев. А так же интернет ресурсы.

1. Вьетнам

азия военный политический
1.1 Кампучийско-вьетнамский конфликт

Исторически Камбоджа и Вьетнам враждовали друг с другом, но более важными были противоречия, возникшие между руководством Северного Вьетнама и «красных кхмеров» в начале 1970-х годов. Поначалу северовьетнамская армия принимала активное участие в камбоджийской гражданской войне на стороне «красных кхмеров», однако обнаружившиеся глубокие разногласия между союзниками привели к тому, что в 1972-1973 годах Северный Вьетнам снял свои войска с линии фронта.

В апреле 1975 года закончилась Война во Вьетнаме: северовьетнамские войска взяли Сайгон, - Республика Вьетнам пала и на вьетнамском юге была провозглашена прокоммунистическая Республика Южный Вьетнам. В том же месяце «красные кхмеры» взяли Пномпень, тем самым одержав победу в гражданской войне в Камбодже. Практически сразу же после этого отношения между двумя странами стали быстро ухудшаться. Уже в мае 1975 года на камбоджийско-южновьетнамской границе произошли первые вооружённые инциденты. Они (как и все последующие) были спровоцированы камбоджийской стороной.

июля 1976 года произошло слияние Севера и Юга Вьетнама в Социалистическую Республику Вьетнам. В 1977 году после некоторого затишья произошёл резкий всплеск боевых действий. «Красные кхмеры» переходили границу и убивали мирных вьетнамских жителей. Крупнейшая трагедия произошла в апреле 1978 года в селении Бачук, провинция Анзянг, всё население которого - 3000 человек - было истреблено. «Красными кхмерами» выдвигались воинственные лозунги вроде «Готовы воевать с Вьетнамом 700 лет!». Такие действия не могли остаться безнаказанными, и вьетнамская армия совершила несколько рейдов на территорию Камбоджи.

В конце декабря 1978 года Вьетнам начал полномасштабное вторжение в Камбоджу с целью свержения режима «красных кхмеров». 7 января 1979 года был взят Пномпень. Власть была передана Единому фронту национального спасения Кампучии во главе с Хенг Самрином. Эта организация была создана в декабре 1978-го и не сыграла почти никакой роли в боевых действиях, однако в идеологических целях именно она была представлена как освободитель камбоджийского народа от тирании Пол Пота.

После потери Пномпеня силы «красных кхмеров» отступили на запад, к кампучийско-тайской границе. Этот район стал местом их базирования на следующие два десятилетия. Тем временем Китай - единственная страна, поддерживавшая близкие связи с режимом Пол Пота - с раздражением наблюдал за происходящим. К этому времени Вьетнам во внешней политике окончательно переориентировался на СССР, с которым у Китая продолжали сохраняться крайне напряжённые отношения. Китайское руководство публично заявило о намерении «преподать Вьетнаму урок» в связи с оккупацией Камбоджи, и 17 февраля 1979 года китайская армия вторглась во Вьетнам. Война была ожесточённой и скоротечной, - уже к середине марта боевые действия завершились. Формально Вьетнам одержал победу.

После отражения китайской агрессии армия Вьетнама развернула новое наступление против «красных кхмеров». К середине года она контролировала все основные города Камбоджи. По иронии судьбы, социалистический Вьетнам, до этого три десятилетия использовавший партизанскую тактику против японской, французской и американской регулярных армий, теперь сам был вовлечён в затяжную борьбу с кхмерскими партизанами. Поскольку правительственная армия Хенг Самрина была ещё слишком слаба, Вьетнам продолжал держать в Камбодже воинский контингент с постоянной численностью 170-180 тыс. человек. Ежегодно в первой половине года вьетнамские войска проводили наступательные операции на западе страны, а во второй половине с приходом сезона дождей отходили на свои базы. «Красные кхмеры» продолжали удерживать позиции в районе границы, а также располагали тыловыми базами на территории Таиланда. Это привело к целому ряду столкновений между вьетнамской и тайской армиями. В странах Запада звучали обвинения Вьетнама в использовании химического оружия (так называемый «жёлтый дождь»), однако убедительных доказательств этого нет.

Провьетнамский характер политики режима Хенг Самрина не способствовал национальному единению. В рядах «Красных кхмеров» в 1981 году Пол Пот был частично устранен от руководства, Коммунистическая партия Кампучии была распущена, а на её основе создана Партия за Демократическую Кампучию под руководством Сон Санна и Кхиеу Сампхан, которая заявила о своем отказе от марксизма-ленинизма, признала принципы рыночной экономики и попросила прощение за репрессии, осуществленные в период правления «красных кхмеров». В июне 1982 года Партия за демократическую Кампучию, сторонники принца Сианука (Движение за национальное освобождение) и приверженцы Сон Санна (Национально-освободительный фронт кхмерского народа) образовали Коалиционное правительство Демократической Кампучии, получившее официальное признание ООН. Сианук был объявлен президентом Демократической Кампучии, а Сон Санн - премьер-министром.

Укрепление правительственной армии Камбоджи и международные перемены привели к тому, что к концу 1980-х годов Вьетнам начал сворачивать своё участие в войне. В сентябре 1989 года было объявлено о полном выводе вьетнамских войск из Камбоджи, однако там ещё оставались вьетнамские военные советники. Война между камбоджийским правительством и «красными кхмерами» продолжалась ещё около десятилетия.

Число жертв войны неизвестно. Официальные представители Вьетнамской народной армии давали противоречивые данные о понесённых за 10 лет потерях; согласно их заявлениям, в Камбодже погибло от 15 до 55 тысяч вьетнамских солдат (для сравнения, советская армия в Афганистане потеряла 15 тысяч военнослужащих погибшими, американская армия во Вьетнаме - 58 тысяч).

.2 Китайско-вьетнамский конфликт

Китай и Вьетнам традиционно враждовали друг с другом. После тысячелетнего китайского владычества в X веке н. э. Вьетнам сумел обрести независимость, однако в дальнейшем между государствами имели место ещё несколько конфликтов. В конце XIX и первой половине XX века Китай и Вьетнам были в некоторой степени объединены борьбой против европейского колониализма, а затем - коммунистической идеологией. В период Второй мировой войны, когда деятельность коммунистов была объявлена во Франции (чьей колонией в то время являлся Индокитай) вне закона, будущий основатель современного вьетнамского государства Хо Ши Мин и другие активисты вьетнамской коммунистической партии нашли прибежище на территории Китая.

Китай оказал существенную поддержку Вьетминю в его вооружённой борьбе с Францией, в результате которой Вьетнам вновь получил независимость. Значительная военная (включая отправку инженерных и зенитных соединений) и экономическая помощь была оказана и коммунистическому Северному Вьетнаму в период Вьетнамской войны.

После победы вьетнамских коммунистов в 1975 году и воссоединения двух частей Вьетнама политика Китая по отношению к своему южному соседу стала меняться. Китайское руководство было объективно не заинтересовано в появлении у своих границ сильного государства, да ещё и просоветски ориентированного. Советско-китайский раскол в немалой степени определял внешнюю политику Китая. Характерным примером столкновения китайской и советской «сфер влияния» послужили события в Камбодже, где в 1975 году к власти пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом, избравшие Китай своим единственным внешнеполитическим союзником. Помимо организации социальных экспериментов внутри государства «красные кхмеры» начали устраивать пограничные провокации против Вьетнама, которые в конце концов привели к возникновению перманентной войны. От их действий страдала как вьетнамская община в Камбодже, так и вьетнамцы, жившие в граничащих с Камбоджей областях. После ряда ограниченных военных операций руководство Вьетнама пришло к выводу о необходимости действовать более решительно. В ноябре 1978 года Вьетнам заключил долговременный договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Вскоре после этого вьетнамская армия начала полномасштабную интервенцию в Камбоджу, результатом которой стали свержение Пол Пота и приход к власти Хенг Самрина, готового сотрудничать с Вьетнамом.

Китай был очень обеспокоен камбоджийскими событиями. Во-первых, имел место факт свержения дружественного ему режима. Во-вторых, подписание советско-вьетнамского договора и оккупация вьетнамской армией Камбоджи (равно как произошедший несколько ранее захват власти в Афганистане партией НДПА, также просоветски ориентированной) привели к росту влияния СССР в регионе. У китайского руководства вполне могло сложиться впечатление, что Советский Союз постепенно окружает Китай цепочкой своих стран-сателлитов. В качестве ответа было решено провести ограниченную военную операцию, которая позволила бы ослабить давление вьетнамских войск на «красных кхмеров» в Камбодже, а также достичь некоторых других целей (анализ предполагаемых военных и политических целей Китая в этой войне см. ниже). Следует также отметить, что за полтора месяца до войны, 1 января 1979 года, Китай установил дипломатические отношения с США.

В 1975 году состоялся визит Генерального секретаря КПВ Ле Зуана в Москву, в ходе которого было опубликовано совместное заявление о «нерушимой дружбе между двумя странами и укреплении единства социалистического лагеря». После повторного посещения Ле Зуаном СССР в 1977 году Вьетнам был принят (в 1978 году) в СЭВ, находящийся под советским контролем. В 1978 году Ле Зуан снова посетил СССР, где подписал договор о военной взаимопомощи, а также шесть других соглашений. По этим договорённостям СССР получал право на создание военно-морских и военно-воздушных баз во Вьетнаме. Также декларировалось создание просоветски ориентированной системы коллективной азиатской безопасности. Все эти действия приводили к созданию стратегических советских клещей с севера и юга КНР.

Результатом советско-вьетнамского сотрудничества стала внезапная постановка Вьетнамом вопросов о вьетнамо-китайской границе. У Вьетнама появились претензии по разграничению Тонкинского залива, при этом Вьетнам потребовал себе ⅔ морской акватории залива. Вьетнамом была произведена оккупация нескольких китайских островов из группы Парасельских и Спратли, а также предъявлены территориальные претензии на остальные острова. Инициировались бесконечные пограничные споры, приводившие к конфликтам на сухопутной границе.

Одновременно, в нарушение ранее достигнутых договорённостей, Вьетнам выдвинул требование к проживавшим в бывшем Южном Вьетнаме гражданам КНР об отказе их от китайского гражданства. Началась кампания по выдавливанию этнических китайцев с территории Вьетнама, в результате которой сотни тысяч людей вынуждены были бежать из Южного Вьетнама в сопредельные страны региона. Многие из них, спасая свои жизни, покидали Вьетнам на неприспособленных для продолжительного плавания плавсредствах. На севере Вьетнама проводилась кампания по «чистке границы» от традиционно проживающих там выходцев из Китая. Все эти меры привели к тому, что до конца 1978 года из Вьетнама было изгнано более 280 000 человек.

После подписания советско-вьетнамского договора, 25 декабря 1978 года Вьетнам ввёл войска в Камбоджу для свержения прокитайского правительства «красных кхмеров». В это же время на китайско-вьетнамской границе вьетнамская сторона продолжала устраивать всё больше кровопролитных провокаций, начало которым было положено в 1974 году. К февралю 1979 года количество вооружённых провокаций достигло 3535 случаев. Только с августа 1978 года по февраль 1979 года со стороны Вьетнама было произведено 705 случев нарушения границы, в спровоцированных конфликтах было убито более 300 китайских пограничников и жителей приграничных районов.

МИД КНР 18 января, 10 и 16 февраля 1979 года сделал три последовательных заявления с требованиями прекратить провокации на границе. Власти Вьетнама проигнорировали заявления китайского МИД.

После подписания в ноябре договора о взаимопомощи между СССР и Вьетнамом, 7 декабря 1978 года в Центральном военном совете КНР прошло совещание по выработке стратегии действий в создавшемся положении. Дэн Сяопин, заместитель председателя Центрального военного совета, был назначен командующим восточной части приграничного с Вьетнамом Гуанси-Чжуанского автономного района. Было принято решение о переброске дополнительных войск к границе с Вьетнамом.

декабря 1978 года Центральный военный совет выпустил распоряжение о приведении в повышенную боевую готовность приграничных с СССР и Монголией военных округов: Шэньянского, Пекинского, Ланьчжоуского (провинция Гансу), Синьцзянского. Армии указанных округов должны были скрытно рассредоточиться для исключения уничтожения в местах постоянной дислокации. Распоряжение показывает, что китайское руководство ожидало основной ответный удар в предстоящей операции со стороны СССР. Вьетнамский театр военных действий, в случае вступления СССР в войну, рассматривался как второстепенный.

К утру 8 января Гуанчжоуский военный округ закончил оперативное развёртывание группы войск. Также было закончено сосредоточение дополнительных войск в провинции Юньнань.

февраля, в 4:30 утра, китайские войска получили приказ о наступлении. В это же время часть самолётов ВВС были отправлены на патрулирование в Тонкинский залив для защиты китайских нефтяных платформ

В начале 1979 года на китайско-вьетнамской границе постоянно происходили вооружённые инциденты, провоцируемые китайской стороной. Подготовка к войне продолжалась несколько месяцев. Окончательное решение о начале боевых действий Политбюро ЦК КПК приняло 9 февраля. У границы с Вьетнамом были сосредоточены внушительные силы (по советским данным): 44 дивизии общей численностью 600 000 человек личного состава. Однако из этой группировки на территорию Вьетнама вторглись лишь 250 000 военнослужащих. С вьетнамской стороны им противостояли войска общей численностью до 100 000 человек, причём в первой линии обороны у вьетнамцев находились только пограничные войска и подразделения народного ополчения. Регулярные части Вьетнамской народной армии (ВНА) располагались во второй линии для защиты района Ханоя и Хайфона, но в ходе войны некоторые из них были выдвинуты к границе и приняли участие в боях. Численное превосходство китайцев в некоторой степени компенсировалось тем, что многие вьетнамские ополченцы и военнослужащие уже имели боевой опыт.

За несколько дней до начала войны глава КНР Дэн Сяопин сделал своё известное заявление о том, что Китай собирается преподать урок Вьетнаму. Ранним утром 17 февраля 1979 года после артиллерийской подготовки Народно-освободительная армия Китая (НОАК) начала вторжение в северные провинции Вьетнама. Они сразу же встретили ожесточённое сопротивление пограничников и ополченцев. Вторжение происходило по нескольким направлениям. Основными были: лаокайское, каобанское (от водопада Дэтянь) и лангшонское. В целом же боевые действия шли почти по всей линии вьетнамо-китайской границы. За первые три дня войны китайцам удалось захватить провинциальный центр Лаокай и продвинуться в некоторых местах на 15 км вглубь территории Вьетнама. Однако после этого темп наступления резко снизился. После ввода в бой подкреплений и ценой тяжёлых потерь НОАК к концу февраля захватила ещё один провинциальный центр - Каобанг. Кульминация вторжения наступила 4 марта, когда после ожесточённых боёв был захвачен Лангшон, откуда китайским войскам открывалась дорога на Ханой. О степени озабоченности вьетнамцев падением Лангшона говорит тот факт, что 5 марта во Вьетнаме была объявлена всеобщая мобилизация. Но в тот же день Китай официально объявил о прекращении наступления и начале вывода войск. Несмотря на это, бои продолжались до завершения вывода китайских войск с территории Вьетнама, произошедшего, по китайским данным, 16 марта.

Характерной и весьма необычной чертой китайско-вьетнамской войны стало то, что она оказалась сухопутной. Обе стороны по различным причинам практически не использовали боевую авиацию и военно-морской флот.

В итоге обе стороны объявили о своей победе в войне. Вьетнам заявил (его точка зрения была поддержана советскими источниками), что успешно отразил китайскую агрессию, нанеся противнику тяжёлые потери. Ряд западных исследователей также высказывал мнение, что война для Китая оказалась провальной.

2. Таиланд

сентября 1950 г. в Бангкоке между Таиландом и США были подписаны Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Вслед за этим, 17 октября 1950 г., стороны подписали Соглашения о взаимной военной помощи. В Таиланд прибыла и прочно там обосновалась большая группа американских военных, экономических и других советников. В короткие сроки таиландская армия была увеличена с 32 тыс. до 80 тыс. человек и оснащена новейшим американским оружием. Была значительно расширена и снабжена тяжелым вооружением таиландская полиция - по сути дела вторая армия страны.

Экономическая помощь США Таиланду в первые годы была не особенно велика. В 1951 -1954 гг. она равнялась примерно 8 млн. долл. в год (75% - товарами, 25% - услугами, включая профессионально-техническое обучение таиландских кадров в США). В период корейской войны к этому добавлялись выгоды от бума на рынке стратегических материалов - каучука и олова. Если в феврале 1950 г. 1 кг таиландского каучука стоил 7- 8 бат, то в феврале 1951 г. его цена возросла до 20- 30 бат. Поднялась цена и на рис. В 1950 г. производство олова в Таиланде достигло довоенного уровня. С 1949 по 1951 г. стоимость таиландского экспорта увеличилась с 274 млн. до 375 млн. долл., а импорта - со 193 млн. до 272 млн. долл.

С 1952 г., однако, начали сказываться отрицательные последствия тесного альянса с США. Летом 1951 г. таиландское правительство наложило эмбарго на торговлю с социалистическими странами. США и в меньшей степени Англия стали фактически монопольными покупателями таиландского каучука и олова и начали сбивать на них цены. Хотя производство каучука в стране продолжало расти (108 тыс. т - в 1950 г., 120 тыс. т - в 1954 г.), выручка от его экспорта упала (с 98 млн. до 43 млн. долл.). Понизились цены и на олово. Это серьезно подорвало экономику Южного Таиланда. Торговое сальдо страны, бывшее активным с 1948 г., в 1952 г. вновь оказалось пассивным (и остается таким до настоящего времени).

Таиланд стоял перед выбором: либо вступить на путь нейтрализма и активной торговли со всеми странами, либо еще прочнее связать себя с американским лагерем. Первый путь представлялся правительству Пибуна неприемлемым, так как он открывал дорогу для оживления демократических сил. Было решено следовать по второму пути. Политика поддержки национально-освободительной борьбы народов Индокитая, осуществлявшаяся при правительствах Конституционного фронта, быстро сменилась при Пибуне политикой, направленной на подавление этой борьбы.

После образования в августе 1950 г. Фронта освобождения Лаоса (Нео Лао Итсала) во главе с принцем Суфанувонгом таиландское правительство сразу же проявило открытую враждебность к нему и начало оказывать всяческую поддержку марионеточным властям этой страны.

Особенно возросло вмешательство Таиланда в индокитайские дела в 1953 г., когда стало ясно, что национально-освободительная война против французских колонизаторов и их марионеток приближается к победному концу. Весной 1953 г. войска Патет Лао провели крупное наступление и освободили значительную часть Северного Лаоса. Это сильно обеспокоило таиландское правительство. Пибун и его группа боялись, что революционное движение может распространиться на провинции Северного и Северо-Восточного Таиланда, где преобладало лаотянское население. Кроме того, на Северо-Востоке проживало в этот момент более 50 тыс. вьетнамских беженцев, переселившихся сюда в первые годы француз­ской агрессии. Таиландский режим теперь рассматривал их как опасные подрывные элементы. В пограничных с Лаосом провинциях было введено чрезвычайное положе­ние. Между тем войска Патет Лао, продолжая развивать свои успехи, в течение 1953 г. освободили значительные территории в Центральном и Южном Лаосе, в том числе г. Такек на таиландской границе. Это вызвало настоящую панику в правительстве Пибуна. В конце 1953 г. оно обратилось к королевским правительствам Лаоса и Камбоджи с предложением создать антикоммунистический Буддийский оборонительный блок. Но из этого плана ничего не вышло. Тогда в декабре 1953 г. Таиланд заключил с королевским Лаосом отдельный договор о торговле, который по сути дела явился ширмой для массовых поставок американского оружия королевской лаосской армии (США в этот момент еще не были готовы официально вмешаться в борьбу в Индокитае).

Политика Таиланда в отношении Камбоджи также претерпела изменения после прихода к власти правительства Пибун Сонгкрама. Борьба Камбоджи за получение независимости от Франции перестала пользоваться поддержкой Таиланда. Когда 14 июня 1953 г. король Нородом Сианук прибыл в Бангкок и заявил, что не вернется отсюда в Камбоджу, пока не будет полностью восстановлен ее суверенитет, правительство Пибуна тотчас дало понять Нородому, что он является здесь «персона нон грата», и принудило его вернуться в Пномпень.

В начале 1954 г. национально-освободительная война в Восточном Индокитае приняла особенно широкий раз­мах. В Северном Вьетнаме в марте началось генеральное сражение за Дьенбьенфу. В том же месяце войска Патет Лао фактически блокировали Луангпрабанг. Значительных успехов добились национально-освободительные силы Камбоджи.

Таиландское правительство начало стягивать войска к лаосской границе, спешно прокладывались стратегические шоссе. В порядок дня стал вопрос о военной интервенции в Лаосе. 22 мая 1954 г. представитель таиландского министерства иностранных дел Кап Кунчон заявил, что Таиланд готов направить в Лаос свои войска, если США и их союзники одобрят эту акцию. Чтобы подготовить международное общественное мнение к своему вмешательству в Лаосе, таиландские власти весной 1954 г. подали жалобу в Совет Безопасности ООН, в которой заявляли о «коммунистической опасности», якобы угрожающей Таиланду со стороны Лаоса. В июне 1954 г. таиландское правительство заявило о готовности пустить на свою территорию иностранные войска для вторжения в Восточный Индокитай.

Но события развивались так стремительно, что планы правительства Пибуна не успели осуществиться. 26 апреля 1954 г., через несколько дней после падения Дьенбьенфу, началась Женевская конференция пяти великих держав по вопросу об Индокитае. 21 июля 1954 г. были подписаны Женевские соглашения о прекращении военных действий и политическом урегулировании в этом районе. Наступил период смягчения международной напряженности, и агрессивная активность Таиланда на некоторое время уменьшилась.

Вместе с тем, несмотря на Женевские соглашения, США не собирались отказываться от политики проникновения в Юго-Восточную Азию и укрепления там своих военных позиций. В осуществлении этой политики правительство США отводило Таиланду видное место.

Когда государственный секретарь США Джон Фостер Даллес начал переговоры с таиландским послом в Вашингтоне Пот Сарасином о создании в Юго-Восточной Азии военно-политического блока, правительство Пибуна немедленно ответило согласием. Оно беспокоилось лишь о том, чтобы Таиланду было отведено ведущее место среди азиатских стран блока.

сентября 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Пакистан и Таиланд подписали договор о создании блока СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии). Таиландская делегация во главе с министром иностранных дел принцем Ван Вайтъяконом занимала в предшествовавших этому переговорах самую экстремистскую позицию. Она настаивала на том, чтобы отношения союзников были построены по точному образцу НАТО, т. е. чтобы вступление в войну одного из них автоматически влекло за собой вступление в войну на его стороне всех остальных. Но США и другие западные державы не пожелали принимать 'на себя обязательства участвовать в любой войне, которую может развязать воинственное правительство Таиланда. Отклонено было и предложение таиландской делегации о немедленном вводе войск СЕАТО в Таиланд. Тогда принц Ван настоял на том, чтобы штаб-квартира СЕАТО находилась в Бангкоке.

После заключения договора резко увеличилась американская экономическая и военная помощь Таиланду. В 1955-1956 гг. ежегодная экономическая помощь США возросла в 4,5 раза против 1951 -1954 гг. и составляла 35 млн. долл. В еще более широких масштабах стала поступать военная помощь. В Таиланде началось интенсивное строительство стратегических шоссейных дорог, способных пропускать тяжелые танки (дороги шли к границам Таиланда), стали сооружаться крупные военные базы. Этим строительством, как правило, руководили американские фирмы. Военные расходы Таиланда, не превышавшие в 1950 г. 1% национального дохода, в 1954 г. достигли уже 9% его.

Начали расти и инвестиции американского частного капитала. В 1955 г. они составили 16,6 млн. долл., т. е. были в 5 раз больше, чем до войны (хотя и значительно отставали от английских инвестиций). Стимулом послу­жил принятый 4 октября 1954 г. закон о развитии промышленности, предусматривавший меры для привлечения в промышленность частных, в особенности иностранных, капиталов. По этому закону 29 отраслей промышленного производства получили особые льготы: снижение пошлин на сырье и оборудование для новых пред­приятий, освобождение от налогов до трех лет, право свободного вывоза прибылей за границу, гарантию от национализации и др. В отличие от многих других азиатских стран в Таиланде сотрудничество (совместное участие) иностранного капитала с местным не было обязательным.

В том же, 1954 г. таиландское правительство заключило соглашение с Агентством международного развития США о страховании имущества американских инвесторов в Таиланде от конфискаций, экспроприации, убытков из-за необратимости валют, запрета репатриации капитала и вывоза прибылей.

С укреплением связей с США Таиланд стал оказывать еще большую поддержку реакционным режимам в Индокитае.

Уже на учредительном заседании СЕАТО в сентябре 1954 г. именно таиландская делегация во главе с принцем Вайтъяконом внесла предложение поставить Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам «под защиту» блока СЕАТО, хотя они и не вошли в блок.

После прихода к власти в Лаосе реакционного правительства Катай Сасорита (ноябрь 1954 - февраль 1956 г.) таиландский капитал начинает активно проникать в лаосскую экономику, опираясь на американскую финансовую поддержку. Так, в 1955 г. Таиландская транспортная компания монополизирует перевозку всех грузов в Лаос. В том же году возникла смешанная ком­пания «Лао -Таи», которая сосредоточила в своих руках весь импорт и экспорт Лаоса. К концу 1955 г. банк «Лао - Таи» контролировал все торговые операции Лаоса по экспорту и импорту. В этот же период был организован ряд других смешанных таиландско-лаосских компаний.

Экономическое проникновение сочеталось с политическим давлением, в особенности после прихода к власти в апреле 1956 г. Суванна Фумы, который заключил в октябре 1956 г. перемирие с частями Патет Лао, а 19 апре­ля 1957 г. объявил о создании нового правительства с участием Нео Лао Хаксат (Патриотического фронта Лао­са). Таиландское правительство закрыло границу и блокировало подвоз риса и других товаров в Лаос. Посколь­ку почти весь импорт Лаоса идет через Таиланд (с Кам­боджей и Вьетнамом Лаос не имеет удобных путей сооб­щения), это сразу поставило страну в тяжелое положе­ние и явилось одной из причин, вынудивших Суванна Фуму в мае 1957 г. подать в отставку с поста премьер-министра Лаоса.

Когда после нескольких месяцев правительственного кризиса Суванна Фума вернулся к власти и 19 ноября 1957 г. Национальное собрание Лаоса утвердило коалиционное правительство с участием принца Суфанувонга, Таиланд отреагировал на это новой экономической блокадой. Но на сей раз таиландское давление на Лаос оказалось безрезультатным и блокаду пришлось снять.

Усиливалась агрессия Таиланда и против Камбоджи. В 1954 г., т. е. в год подписания Женевского соглашения о прекращении войны во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе, таиландские войска вторглись в Камбоджу и оккупировали национальную святыню кхмеров - храм Преавихеа. Особенно обострились отношения Таиланда и Камбоджи с февраля 1956 г., после отказа правительства Сианука вступить в СЕАТО. В ответ на это правительство Таиланда (как и марионеточное правительство Южного Вьетнама) закрыло камбоджийскую границу и объявило об экономической блокаде Камбоджи. На камбоджийской границе в 1956-1958 гг. было организовано несколько десятков вооруженных провокаций. В таиландской прессе началась кампания за аннексию Баттамбанга и Сиемреапа.

В апреле 1955 г. впервые после войны Пибун Сонгкрам отправился с «миссией доброй воли» в продолжительное турне по странам Азии, Африки, Европы и Америки. Главной целью поездки было, впрочем, желание вытянуть из США как можно больше долларов для укрепления слабеющего режима. Одновременно министр иностранных дел принц Ван Вайтъякон выехал в Бандунг для участия в конференции стран Азии и Африки. Здесь он, забыв о своей воинственности в прошлую осень, как мог, старался подделаться под «дух Бандунга». Он даже встретился с главой делегации КНР и вел с ним неофициальные переговоры в довольно мирном тоне. На той же конференции принц Ван встретился с премьер-министром ДРВ Фам Ван Донгом и обсуждал с ним проблему репатриации 50 тыс. вьетнамских беженцев, проживавших в Таиланде.

Между тем Пибуна в США постигла неудача. Американские власти устроили ему пышный прием, но не выразили желания раскошеливаться на дополнительную экономическую помощь.

Раздраженный Пибун вернулся в Таиланд с твердым намерением начать «новый курс» в политике, который бы показал США, что его власть зависит не от одного их благоволения.

Для начала он выделил в Бангкоке небольшой участок, который назвал Гайд-парком в честь лондонского Гайд-парка, и объявил на этой территории полную свободу слова. После этого эксперимента, который, впрочем, длился недолго (ораторы, с точки зрения полиции, стали «заговариваться»), последовал более серьезный шаг. 26 октября 1955 г. Ассамблея приняла закон о разрешении политических партий (кроме коммунистической). Была отменена гласная цензура печати и провозглашены другие демократические свободы.

Наиболее крупной и сплоченной из этих партий была Экономическая партия, руководитель которой, Теп Чотинучит, одновременно являлся лидером всего Объединенного социалистического фронта. В ее программу входили национализация промышленности и расширение государственного сектора в других областях, решительное изменение системы подоходного налога, полная демократиза­ция всего государственного устройства. В области внешней политики Экономическая партия, как и ее союзники по Объединенному социалистическому фронту, выступала за нейтрализм, выход из всяких военных блоков, установление дружественных отношений со всеми странами. Программа-минимум партии включала в себя отмену «антикоммунистического закона», недопущение в страну иностранных войск и неучастие в маневрах СЕАТО, признание КНР и установление с ней торговых связей. В 1956 г. Экономическая партия вступила в Азиатскую социалистическую конференцию.

Несмотря на то, что большинство появившихся партий были немногочисленными (по закону о разрешении партий, для регистрации их достаточно было иметь 500 членов), политическая жизнь в Таиланде с конца 1955 г. резко оживилась. В демократических газетах открыто критиковалась агрессивная политика США и участие Таиланда в СЕАТО. Правительство не препятствовало публикации этих материалов, отчасти в надежде таким образом ослабить накопившееся общественное возмущение, отчасти с целью шантажа своего американского союзника.

Личину либерального политика поспешил надеть на себя генерал-майор Плек Пибунсонграм. В 1955-1957 гг. было значительно ослаблено давление на китайское национальное меньшинство и полностью прекращен полицейский террор против китайской буржуазии. Пибун заигрывал также с малайскими националистами, обещал им культурную автономию. В июне 1956 г. было ослаблено эмбарго на торговлю с социалистическими странами. Началась продажа КНР нестратегических товаров. Некоторые торговые сделки были заключены с социалистическими страна­ми Восточной Европы. Усилились сношения с нейтралистскими странами. В ноябре 1956 г. был заключен договор о дружбе с Бирмой.

Заключение

В результате проделанного исследования, можно сделать вывод, что за период 1950-80 г. ХХ века в Юго-Восточной Азии протекало огромное количество внешнеполитических процессов. Так на примере Вьетнама и Таиланда мы видим, что в послевоенные годы ситуация в ЮВА была очень напряженной и нестабильной. Практически все страны-соседи в регионе вели борьбу за независимость, разрешали военные конфликты локального значения, совершали военные перевороты. В некоторых государствах велись гражданские войны. Ввиду этого, политические взгляды постоянно рознились, приводя к новым конфликтам и спорам. На некоторых территориях ситуация не ясна и поныне.

Но, благодаря компромиссному и гибкому подходу к решению конфликтов, хоть и не всегда удавалось их решать мирным путем, странам Юго-восточной Азии удалось частично сблизить свои взгляды. В процессе переговоров были заложены основы взаимного доверия, что стало в последующем фундаментом общего примирения и превращения АСЕАН в успешный региональный союз, в котором стали участвовать все страны ЮВА, хоть и международные отношения того периода были достаточно напряженными. На данный момент соседские государства «Макрорегиона» под название Юго-Восточная Азия сотрудничают на общее благо своих народов, чаще стараясь забыть нерешенные разногласия, что, несомненно, приносит свои плоды.

Данная работа поможет в дальнейшем изучение стран и, возможно, в прогнозировании экономической и дипломатической ситуации в ЮВА. Также, данное исследование даст возможность ближе познать историю некоторых, очень перспективных в развитие, стран.

Список литературы

1. Вьетнам: внешнеполитические ориентации. [Электронный ресурс]. - URL: http://finance-romance.ru/cz/sti/vietnam-zahranicne-politicka-orientace/3/1000667/

2.      Таиланд после второй мировой войны. [Электронный ресурс]. - URL: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Tailand13.htm

.        Дьенбьенфу // Большая Российская Энциклопедия / редколл., гл. ред. Ю. С. Осипов. том 9. М., «Научное издание „Большая российская энциклопедия“», 2007. стр.450 - 497

.        Народ Кампучии в борьбе против режима Пол Пота - Иенг Сари. . [Электронный ресурс]. - URL: http://geography.su/books/item/f00/s00/z0000013/st022.shtml

.        Михеев Ю. Я., Деменьтьев Ю. П., Кожевников В. А. История Кампучии. Краткий очерк - Москва: Наука, 1981

.        Советский ВМФ в сдерживании китайской агрессии против Вьетнама в 1979г., и создание ПМТО Камрань. [Электронный ресурс]. - URL: http://alerozin.narod.ru/vietnam.htm


Скачать архив (22.4 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: