Главная » Экономика

Определение роли и места интернет на международном рынке услуг

1. Конъюнктура международного рынка услуг

1.1    Виды услуг

Международная торговля услугами является комплексом разнородных видов экономической деятельности. Исторически экономисты пытались выяснить сущность услуг и их роль, исходя из различных аспектов. Часто услуга определялась как нечто неосязаемое, невидимое, то, что не является предметом торговли, или как категория, которую невозможно объяснить и которая охватывает почти все, в то время как товары - ощутимые, видимые, постоянные и ими можно торговать.

Услуга - это трансакция, которая является не просто передачей прав собственности на объект (ощутимый или нет), она охватывает также ряд задач, которые выполняются производителем для потребителя. Выполнение этих задач требует контакта между ними, производство и реализация услуг не могут отделяться друг от друга.

Предложенное определение показывает некоторые общие черты торговли товарами и услугами. Многие товары производятся и реализуются с помощью трансакций, которые похожи на трансакции услуг, где клиент выдвигает специфические требования производителю. Ярким примером являются товары, сделанные на заказ, которые можно продать после установления личных контактов.

Существует ряд отличительных черт услуги от товара:

·        нематериальный характер услуги;

·        неосязаемость (финансовые, рекламные услуги, консультирование, обучение и т.д.);

·        несохраняемость. Услуга потребляется в момент ее оказания потребителю;

·        неотделимость от источника ее оказания;

·        производство и потребление в конкретном месте;

·        различия в способах получения товара и услуги.

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

.        Транспорт:

·        пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг);

·        грузовой (международная перевозка грузов).

.        Поездки:

·        деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки);

·        личные (например, туризм).

.        Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами).

.        Строительство.

.        Страхование.

.        Финансовые услуги.

.        Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.).

.        Другие бизнес - услуги (посреднические, лизинг, правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

. Личные, культурные, рекреационные услуги:

•        аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.);

·        прочие (показ выставок, проведение мероприятий).

. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира).

В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом.

Рынок услуг охватывает большой сектор мировой экономики. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:

·        услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;

·        услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

·        путешествия, в которые входят поступления по туризму и деловым поездкам;

·        банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

·        заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

Все эти виды деятельности объединяет участие в международной торговле, то есть их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.

В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия (дочерние компании, филиалы, представительства и т. д.) в той стране, где существует (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант - перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за рубежом и т. д.).

С учетом этого ГАТС (The General Agreement on Trade in Services GATS) классифицирует международную торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на:

·        трансграничную торговлю;

·        перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом);

·        учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги;

·        временное перемещение поставщика услуги - физического лица в другую страну для оказания услуги (перемещение физических лиц).

Сложность с созданием термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и барьерах на пути торговли услугами. Поэтому был создан Классификатор видов деятельности, которые могут рассматриваться как услуги. Классификационная схема различных видов услуг была разработана в ходе Уругвайского раунда. Этот Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:

·        Деловые услуги - 46 групп

·        Телекоммуникационные услуги - 25 групп

·        Строительные и инжиниринговые услуги - 5 групп

·        Дистрибьюторские услуги - 5 групп

·        Образование - 5 групп

·        Финансовые услуги, включая страхование - 17 групп

·        Услуги по защите окружающей среды - 4 группы

·        Услуги по охране здоровья и здравоохранения - 4 группы

·        Туризм - 4 группы

·        Спорт - 5 групп

·        Транспортные услуги - 33 группы.

В Классификаторе услуг ВТО в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок в сфере услуг. Решения давно назревшей проблемы научного определения и классификации услуг требуют и глубокие преобразования в составе общественного продукта, его постоянное обновление и структурное и технологическое усложнение. Особенно важно учитывать специфику эволюции общественного производства в последние 3-4 десятилетия. Она выражается не только и не столько в нарастании объемов вещной продукции и услуг и углублении межотраслевых связей между производящими их отраслями, сколько во взаимопроникновении, интеграции этих компонентов общественного продукта в единых процессах. Во многих видах деятельности, особенно в новых технологиях, вещный продукт и услуга вообще практически неразделимы. Эта новая ситуация не получает, однако, адекватного отражения в действующих системах отраслевой классификации, финансовой отчетности и статистики зарубежных стран, хотя некоторые конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В США, например, скорректированы показатели валовых капиталовложений в системе национальных счетов: в затраты на компьютерную и информационную технику включены расходы на программное обеспечение. Известно и изменение отраслевой классификации в североамериканских странах: кроме материальной сферы и сектора услуг в ней выделена группа промежуточных отраслей, где услуги и вещный продукт внутренне глубоко интегрированы. Это компьютерные услуги, полиграфия и издательское дело, медиа-бизнес.

1.2   
Современное состояние мирового рынка услуг

Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, то есть потребительские стоимости.

Причины длительного игнорирования услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических операций. Крайней неопределенностью отличается и само понятие «услуга».

В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.

Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд также активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз. В странах, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики, (островные или малые государства), ярко выражена специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. Для наименее развитых стран торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%. Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом.

Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера услуг. Предоставление услуг - самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

Таблица 1. Мировая торговля услугами по категориям

Объем, млрд. долл. США. Доля от общего объема услуг, %

2009 2005

2006 2007 2008 2009

Экспорт Всего коммерческие услуги Транспортные услуги Поездки Другие коммерческие услуги Импорт Всего коммерческие услуги Транспортные услуги Поездки Другие коммерческие услуги

 3350 100,0 700 23,4 870 32,1 1780 44,5 3145 100,0 835 28,7 790 29,8  1520 41,5

 100,0  100,0 100,0  100,0  23,3  22,9 23,7  20,9 27,7  25,7 25,1  26,0 49,0  51,4 51,1  53,1 100,0 100,0 100,0  100,0 29,1  29,0 30,0  26,6 27,1  25,6 24,4  25,1 43,8  45,4 45,5  48,3

Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами - один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 1. Существенную долю занимают «Поездки», но к 2009 году их доля начинает снижаться, а доля прочих коммерческих услуг с каждым годом увеличивается, причем данная тенденция наблюдается как в экспорте, так и в импорте.

Рассмотрим экспорт коммерческих услуг по категориям и по регионам в таблицах 2, 3 и 4 - Рост экспорта коммерческих услуг по категориям и по регионам (годовое процентное изменение).

Таблица 2. Коммерческие услуги

Год

Весь мир

Северная Америка

Южная и Центр. Америка

Европа

СНГ

Африка

Средний Восток

Азия

2005 2006 2007 2008 2009

5 9 20 13 -12

7 6 15 9 -9

6 9 18 16 -8

- 10 21 12 -14

- 16 27 28 -17

- - 18 16 -9

- - - - -4

4 11 22 16 -12

Таблица 3. Транспортные услуги

Год

Весь мир

Северная Америка

Южная и Центр. Америка

Европа

СНГ

Африка

Средний Восток

Азия

2005 2006 2007 2008 2009

3 8 20 17 -23

3 4 12 16 -21

1 8 16 20 -18

3 9 21 16 -22

- - 20 26 -17

- - 12 19 -14

- - 9 17 -20

3 8 24 18 -26

Таблица 4. Поездки

Год

Весь мир

Северная Америка

Южная и Центр. Америка

Европа

СНГ

Африка

Средний Восток

Азия

2005 2006 2007 2008 2009

3 7 15 10 -9

6 2 11 11 -11

7 6 12 9 -6

2 7 14 9 -13

- 15 27 23 - 22

6 12 17 9 -5

- - 21 16 2

2 10 20 13 -3

Из этих таблиц видно, что по всем категориям услуг до 2009 года наблюдался рост, но в 2009 году произошло снижение и это можно связать с последствиями мирового глобального экономического кризиса 2008-2010 гг.

Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.

Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие:

·        зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;

·        развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;

·        новые формы связи иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

·        ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Мировая торговля услугами, играющая все более важную роль в экономике и в деятельности ВТО, развивалась в 2010 году медленнее, чем торговля товарами. Мировой экспорт коммерческих услуг после сокращения на 12% в 2009 году вырос на 8% - до 3670 млрд. долл., не дотянув до предкризисного уровня. Под влиянием роста международного товарооборота существенно вырос объем транспортных услуг: на 14% - до 783 млрд. долл. На 8% - до 936 млрд. долл. выросли доходы от международного туризма. Мировая торговля другими видами услуг, и прежде всего финансовыми, увеличилась лишь незначительно.

2. Интернет услуги в сфере международного рынка услуг

.1 Понятие и сущность интернет-услуг

По-настоящему революционные преобразования в сфере научно-информационных услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет.

На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Услугами связано само предназначение всемирной сети - сбыт широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, экономически более эффективная.

Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики.

Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в деловой сфере, где наибольшей популярностью пользуется электронная почта, экономическая отдача которой наиболее наглядна. Полезность web-страниц в качестве инструмента маркетинга уже не вызывает сомнений. Они имеют неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых компаниями продуктов и услуг. Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.

-15 лет назад никто не предсказывал и даже не говорил об электронной коммерции или о становлении Интернета как основного канала для распространения товаров и услуг. В долгосрочной перспективе с помощью Интернета в мире будет сформирована одна общая экономика и один рынок.

Процесс «стирания границ» уже начался. Влияние Интернета на процесс глобализации бизнеса можно наблюдать, например, по статистике мировой торговли. Так, на протяжении 90-х годов объемы международной торговли росли примерно в два раза быстрее, чем соответствующие показатели ВВП. Сегодня в международной торговле задействована почти четверть всей производимой в мире продукции.

Финансовые рынки также были затронуты волной перемен. Интернет позволяет пользователям торговать акциями, привлекать кредиты и приобретать страховку напрямую. Количество посредников в цепочках уменьшается, комиссионные на рынках падают, а обороты стремительно растут. Так, например, оборот мирового валютного рынка сегодня составляет более $1,5 триллионов в день.

Можно выделить пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

биржевая и финансовая;

коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

профессиональная информация;

научно-техническая информация;

доступ к первоисточникам;

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

новости и литература;

потребительская информация;

развлекательная информация.

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

программные;

технические средства;

разработка и сопровождение информационных систем и технологий;

консультирование по различным аспектам информационной индустрии;

подготовка источников.

Одним из наиболее привлекательных секторов рынка услуг становится реклама в интернете. Объемы продаж товаров и услуг через интернет каждый год уверенно возрастают, хотя и не такими быстрыми темпами, как еще несколько лет назад. Шопинг онлайн не заменил личных походов в магазин, тем не менее, стал пусть и небольшой, но неотъемлемой частью ландшафта современного ритейла. На долю Интернета уже приходится более 20% расходов на рекламу на четырех рынках (Дании, Норвегии, Швеции и Британии), а еще в 10 странах превышает 15%.

Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д.

2.2 Современные тенденции и направления развития международного рынка интернет-услуг

Всемирная сеть проникает во все сферы жизни общества - в государство, в политику и экономику, в науку и культуру, в быт и досуг. Устойчиво происходит рост числа пользователей Интернет. Поток информационного обмена в Интернет практически удваивается каждые 100 дней, что в год превышает 700%. Уже более двух третей компаний развитых странах используют всемирную сеть для своей деятельности.

Интернет во многом определяют особенности информационной эпохи и требуют принятия более оперативных и эффективных управленческих решений.

Отдельно следует рассмотреть современные тенденции развития информационных технологий, как основного инструмента высоких технологий.

Признавая поразительные технологические достижения наступившей эры информационных технологий, многие специалисты спрогнозировали дальнейшие тенденции развития их рынка. К ним относятся:

) возрастание роли информационного продукта;

) развитие способности к взаимодействию (совместимости);

) ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность);

) глобализация;

) конвергенция.

Рассмотрим эти тенденции.

Возрастание роли информационного продукта.

Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения. ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИП призван донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных аспектах. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная - обеспечивает досуг.

В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Эффективность работы любой компании напрямую зависит от уровня квалификации сотрудников.

В этих условиях именно ИП, получаемый интеллектуальными работниками, помогает ведению деловых операций. Американский опыт показывает, что большинство фирм расходует слишком много средств на ИП, а получает слишком малую отдачу в смысле творческой производительности интеллектуальных работников. В США 30 млн менеджеров и других специалистов, называемых интеллектуалами, обходятся своим фирмам в 1 трлн долл. в год. В то же время компаниями тратится всего 75 млрд долл. (7% всех затрат) на системы ИТ, которые могут повысить эффективность других расходов.

Способность информационных технологий к взаимодействию.

Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия - появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов - микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ (автоматизированные рабочие места), датчики, программируемые контроллеры - превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим развитие фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. Вместе с тем в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли какой-либо компанией её продукт становится стандартом для всех остальных.

Ликвидация промежуточных звеньев.

По мере того как информационные технологии все глубже проникают в различные сферы мирового бизнеса, они изменяют различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся в такой тенденции, как ликвидация промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями. В частности, в банковской сфере уменьшается роль мелких банков, так как на внедрение информационных технологий требуются значительные ресурсы. Информационные технологии уже в настоящее время обеспечивают возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними. Телемаркетинг и система заказов «компьютер - компьютер» устраняют, например, промежуточные торговые организации. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования (так называемым «электронным киоскам»), заказывают имеющиеся в продаже товары. Можно привести массу аналогичных примеров, например, в банковском деле и т. д. Основная причина превращения ИТ в такую мощную силу состоит в том, что информация часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении сделки, например, когда закупается программа обучения или заключается контракт на предоставление консультационных услуг. Это справедливо для взаимоотношений внутри предприятий (производство-обеспечение), между предприятиями (покупатель-продавец) и между предприятием и потребителем. В этих случаях ликвидация промежуточных звеньев обусловлена внедрением новых технологий, которые обеспечивают добавочную стоимость информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы. Отсюда вытекают существенные преимущества информационных технологий: более широкое распространение, большая простота пользования и снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на информационные технологии значительно ниже удельных издержек при использовании традиционных методов (с привлечением человека, бумаги и т.д.).

Глобализация.

Еще одной тенденцией развития информационных технологий как составной части мирового рынка высоких технологий является глобализация информационного бизнеса. Теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обуславливает этот процесс:

·        различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируются в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны;

·        соотношение «стоимость - эффективность» ИТ;

·        правительственная поддержка;

·        стандартизация;

·        сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.

Сегодня в информационном бизнесе, как и в целом в сфере экономики, сложились три крупнейших центра - США, Япония, Западная Европа, между которыми и разворачивается вся конкурентная борьба.

Конвергенция.

Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу услуг можно было легко определить и дифференцировать. Однако описанные выше «информационные тенденции» меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг разграничить достаточно просто. Пишущие машинки и калькуляторы - это продукция, телекс и радиовещание - это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся по существу взаимозаменяемыми.

Конвергенция формирует сегодня свой собственный рынок ИТ, основными сегментами которого являются следующие элементы.

) Потребительский сегмент включает передачу информации и развлечений и потребление их частными лицами. Такое потребление может осуществляться дома, в личном автомобиле, местном торговом центре или номере гостиницы. Многие индивидуальные услуги могут быть получены также служащими фирмы со своих АРМ.

) Обеспечение бизнеса включает потребление продукции и услуг ИТ в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство-обслуживание, маркетинг, физическое распространение. Использование ИТ в этой области, как правило, чрезвычайно интенсивно.

) Интеллектуальная работа относится к потреблению и передаче информации среди научных работников, менеджеров и других специалистов.

Создание новой продукции и необходимость быстрой ее конвергенции вызывают стремление к всестороннему сотрудничеству фирм в области ИТ. Успех здесь во многом зависит от четырех обстоятельств.

. Компании должны стремиться к конвергенции с близкими или родственными предприятиями.

. Фирмы должны стремиться к достижению прочного и долговременного положения на рынке, которое может быть обеспечено совместными усилиями.

. Компании должны подходить к выбору перспективных партнеров со стратегических позиций.

. При наличии потенциально-стратегического партнера поставщик ИТ до совершения сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат максимальные преимущества.

Конвергенция услуг является наглядным примером доминирующего значения информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством систем, способных к взаимодействию, что приводит, в свою очередь, к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения, способствует глобализации.

Экономические характеристики электронных услуг несколько отличаются от традиционных. Электронные услуги, в отличие от обычных услуг, могут быть отделены от субъекта, который их произвел, потому что могут быть оказаны вовсе не реальным субъектом, а виртуальным, созданным компьютерной программой. Электронные услуги могут быть видимы. Например, на экране монитора мы можем видеть, как средства с нашего банковского счета переходят на другой банковский счет в системе Интернет-банкинга.

Электронная коммерция (торговля) включает в себя следующие сопутствующие коммерческой сделке операции: Интернет-маркетинг, Интернет - контакты с поставщиками, послепродажное обслуживание клиентов, систему платежей и доставку приобретенных товаров онлайновым или традиционными способами и т.д. Лишенные ключевого звена - коммерческой сделки в Интернете, все эти элементы лежат вне процесса электронной торговли и уж тем более их нельзя называть видами электронной коммерции.

Электронная торговая - это совокупность технологий по управлению коммерческой информацией электронным способом, приводящих к осуществлению торговой сделки в сети Интернет. В глобальной сети, а именно с Интернетом сегодня все чаще связывают электронную коммерцию, помещаются цифровые данные в виде текста, звука, изображения, формирующие виртуальное экономическое пространство. Текстовая, звуковая и визуальная информация в связи с высокой степенью унификации и стандартизации электронного взаимодействия пользователей глобальной сети - экономических операторов позволяет последним (в какой бы стране они ни находились) договориться и осуществить коммерческую сделку.

Коммерческие сделки в сети Интернет также бывают разные и по классификации ВТО разграничиваются на ряд вариантов:

) полностью осуществляемые в Интернете, начиная от выбора до покупки и поставки;

) включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция, неважно, товар или услуга, выбрана или куплена on-line, но доставлена обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);

) использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание Интернет-услуг (провайдерские услуга, услуги электронной почты и др.).

Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители, или покупатели и продавцы впервые взаимодействуют; стадию заказа и оплаты, в том случае если участники согласны на совершение этой сделки, и стадию Поставки.

Новые технологии изменяют мировую экономическую инфраструктуру. В мировой экономике формируется новый сектор - информационно-коммуникационный, объединяющий производства компьютерной техники и средств связи, информационных и телекоммуникационных услуг на основе общих задач и технологий их решения. Это передовая часть мирового хозяйства, на базе создаваемых здесь информационных технологий и оборудования возникла и развивается новая форма коммерческих сделок - электронная торговля. Последняя имеет некоторые сходства с появившимися ранее видами оптово-розничной торговли и электронными операциями, но обладает и важными отличиями. Она осуществляется в глобальной сети Интернета и подчиняется ее нeписаным правилам поведения участников, использует ее информационные ресурсы и универсальные средства взаимодействия пользователей.

2.3 Механизм регулирования международного рынка интернет-услуг

Возрастающее осознание мировым сообществом феномена сети Интернет и электронной торговли в глобальной экономике привело к тому, что основные элементы электронной торговли (налогообложение, защита частного характера информации и интересов потребителей, правовая среда, торговые аспекты и пр.) стали предметом пристального и постоянного интереса многих специализированных международных организаций. К наиболее влиятельным из них относятся: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Комиссия ООН по международному торговому законодательству (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и целый ряд других организаций.

Все эти организации сходятся в одном - развитие электронной торговли окажет мощное воздействие на темпы роста мировой экономики и существенно увеличит роль международного регулирования в этой сфере деятельности. Потенциально она охватит все сделки между предприятиями и потребителями, между физическими лицами, деловыми кругами и государственными органами.

Помимо прочего, две организации (ЮНКТАД и ОЭСР) рассматривают электронную торговлю в более широком политическом контексте, затрагивая вопросы государственного участия и формулируя рекомeндации для практических действий.

В настоящее время к основным правовым вопросам, решение которых, по мнению различных международных органов (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД (англ. UNCTAD, United Nations Conference for Trading and Development), ВОИС, ВТО, ОЭСР, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Комиссия европейских сообществ (КЕС), МТП и др.), имеет большое значение для развития электронной торговли, относятся следующие: вопросы торгового права, безопасность и удостоверение подлинности, конфиденциальность, защита интеллектуальной собственности, таможенная деятельность и налогообложение, система электронных платежей, правила, регулирующие содержание информации в сети Интернет, юрисдикция, механизмы урегулирования споров, ответственность и защита потребителей. Не все выявленные вопросы имеют одинаковый характер или одинаковое значение для заинтересованных сторон (государства, деловые структуры), и по сложившейся практике приоритет обычно предоставляется тем областям, в которых уже достигнут международный консенсус в отношении методов решения вопросов электронной торговли и в которых для развития электронной торговли необходимо принять меры внутреннего характера.

Для решения вышеуказанных проблем многие специализированные международные организации уже с начала 90-х гг. начали предпринимать определенные усилия по выработке норм и рекомендаций, охватывающих бизнес-процессы в сфере электронной коммерции и призванных устранить главные препятствия для развития этой формы международной торговли. Еще в 1992 г. ЮНСИТРАЛ приступила к разработке юридических правил по вопросу придания электронным документам равноценного статуса с традиционными бумажными и окончательно одобрила подготовленный в результате этой деятeльности Типовой закон об электронной торговле. Затем в декабре 1996 г. Типовой закон был принят Генеральной Ассамблеей.

Главная цель Типового закона состояла в том, чтобы предложить национальным законодателям свод международно признанных правил, которые позволят устранить ряд препятствий правового характера и создать для электронной торговли более надежную правовую среду. Сопутствующее «Руководство о принятии Закона» направлено на оказание содействия законодателям и пользователям электронной торговли путем пояснения и разъяснения положений Типового закона.

Типовой закон устанавливает ряд ключевых принципов. Один из них касается дискриминации информации (ст. 5). Ее не следует признавать как не имеющую юридической силы, исковой давности, хотя она составлена в электронной форме. Типовой закон уже используется в качестве образца для многих стран, стремящихся найти надлежащее решение проблем в области электронной торговли.

После принятия Типового закона ЮНСИТРАЛ продолжила свою работу над подготовкой правовых норм, способных обеспечить предсказуемость в области электронной торговли. Она решила рассмотреть вопросы, связанные с электронными подписями и сертификационными органами. В частности, было признано необходимым подготовить единообразные правила по таким вопросам, как правовая база для процессов сертификации, применимость процесса сертификации, распределение риска и ответственности между пользователями, провайдерами и третьими сторонами и использование регистров в процессе сертификации.

ЕЭК в 1995 г. приняла Типовое соглашение об обмене электронными данными, имеющими обязательную силу для сторон, применяющих ЭОД (Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными). В свете произошедших после этого изменений Рабочая группа Центра по упрощению процедур и практики в yправлении, торговле и на транспорте (СЕФАКТ) по правовым вопросам в настоящее время предлагает пересмотренный вариант типового контракта, предназначенный для более широкого использования при проведении электронных торговых операций.

Рабочая группа по правовым вопросам также пересмотрела и обновила перечень международных торговых конвенций и соглашений, в которых упоминаются такие понятия, как «подпись», «письменная форма» и «документ». В настоящее время эта группа прорабатывает вопрос о том, чтобы ЮНСИТРАЛ внесла изменения в международные торговые конвенции и соглашения, указанные в пересмотренном перечне. Кроме того, в сотрудничестве с ЮНСИТРАЛ и другими соответствующими органами Рабочая группа изучает вопрос о возможности разработки конвенции, охватывающей правовые вопросы в области электронной торговли.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) обращает особое внимание на вопросы, связанные с осуществлением в области электронной торговли гарантий защиты торговых знаков, авторского права и патентов. Одна из главных задач ВОИС в области электронной торговли связана с решением вопроса о спорах, возникающих из-за неопределенной связи между именами доменов и торговыми знаками. ВОИС инициировала на международном уровне процесс разработки рекомендаций в отношении решения вопросов интеллектуальной собственности, связанных с именами доменов Интернета, включая проблему урегулирования споров. Рекомендации, разработанные в результате проведения ВОИС работы по упорядочению имен доменов Интернета, будут представлены Корпорации присвоенных имен и номеров сети Интернет (КИПИН) - новой организации, созданной для управления системой имен доменов Интернета.

Арбитражным и посредническим центром ВОИС разработана основанная на использовании Интернета сетевая система урегулирования споров, способная обеспечивать нейтральное, быстрое и недорогостоящее разрешение возникающих в области электронной торговли споров, без физического перемещения лиц или предметов. И хотя эта система разработана непосредственно для урегулирования споров по названиям доменов, торговым знакам и в целом споров по вопросам интеллектуальной собственности, она обладает определенными преимуществами с точки зрения быстрого и недорогостоящего урегулирования любых международных коммерческих споров, возникающих в области электронной торговли.

Главная задача Международной торговой палаты (МТП) заключается в разработке рамок внутреннего регулирования электронной торговли, и в этих целях МТП подготовила ряд рабочих продуктов, предназначенных для использования деловыми кругами.

Рабочая группа МТП по практике электронной торговли разрабатывает свод основополагающих правил электронной торговли и расчетов. Цель ее работы состоит в том, чтобы «повысить эффективность торговли не только путем адаптации правил к новым технологиям и носителям информации, таким, как Интернет, но и путем использования этих новых средств для согласования торговых операций». В этих правилах будут содержаться руководящие указания для покупателей и продавцов из различных районов мира в отношении проведения переговоров, составления контрактов и решения вопросов, связанных с финансированием, транспортировкой или страхованием в Сети.

Большое внимание созданию правовых рамок для электронной торговли уделяют и другие организации (Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и пр.). Следует обратить внимание на то, что наибольший эффект от электронной торговли смогут получить страны, преуспевшие в создании благоприятной конкурентной среды и адекватной законодательной базы для ее развития.

международный услуга интернет информационный

Заключение

Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами - один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Возникновение Интернет - технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности. Она затрагивает все сферы современного бизнеса и целесообразность выхода бизнеса во всемирную сеть очевидна: менеджеры могут собрать и проанализировать раннее недоступное количество информации. Интернет позволяет пользователям торговать акциями, привлекать кредиты и приобретать страховку напрямую. Количество посредников уменьшается, комиссионные на рынке падают, а обороты стремительно растут.

На основе Интернет - технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, Экономически более эффективная.

Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Признавая поразительные технологические достижения наступившей эры информационных технологий, многие специалисты спрогнозировали дальнейшие тенденции развития их рынка. К ним относятся:

) возрастание роли информационного продукта;

) развитие способности к взаимодействию (совместимости);

) ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность);

) глобализация;

) конвергенция.

Вoзрастающее осoзнание мировым сообществом феномена сети Интернeт и электронной торговли в глобальной экономике привело к тому, что основные элементы электронной торговли стали прeдметом пристального и постоянного интереса многих специализированных международных организаций. К наиболее влиятельным из них относятся: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Комиссия ООН по международному торговому законодательству (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и целый ряд других организаций.

Все эти организации сходятся в одном - развитие электронной торговли окажет мощное воздействие на темпы роста мировой экономики и существенно увеличит роль международного регулирования в этой сфере деятельности.

Список литературы

1.   Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин. - 3-е изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 672 с.

2.      Рыбалкин В. Е., Международные экономические отношения. Учебник для вузов (под ред. Рыбалкина В.Е.) Изд. 6-е, перераб., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. -170, 265 с.

.        Спиридонов Э.С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 416 с.

.        Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008. - 667 с.:

.        Серебрянников П.И. Международная торговля на рынках услуг (Электронный ресурс): http://www.prompolit.ru/131888


Скачать архив (28.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: